Оглавление:

Какие льготы предоставляются пенсионерам в Беларуси в 2018 году

Чтобы поддержать пенсионеров как незащищенную категорию белорусского населения, Правительство предложило пожилым гражданам льготы. Но далеко не все старики в 2018 году могут претендовать на них. Более того, часть льгот, действовавших с 2015 года, была отменена уже в конце 2016 года. Кому повезло меньше, а также какие изменения в льготах коснулись тех, кто числится на заслуженном отдыхе, пойдет речь ниже.

В 2018 году никаких новых льгот пенсионерам не добавили, а только, наоборот, убрали. По-видимому, депутаты решили, что граждане Беларуси и так слишком роскошествуют, так зачем им скидки? Итак, чего в 2018 году больше нет?

  1. Ушла в прошлое льгота в отношении уплаты налоговых отчислений по процентам, касающимся депозитных вкладов.
  2. Теперь налог с выигрышей при участии в лотереях пенсионеры тоже должны оплачивать. Посчастливилось – одари счастьем государство, денег никогда много не бывает.
  3. Стоимость потребления газа и электроэнергии включает НДС. НДС – странный налог, который, по сути, не имеет под собой реального основания. Юристы давно указывают на его необоснованность, но законодатели не собираются отменять его, ведь НДС облагают все товары и услуги, это – одна из основных статей наполнения казны.
  4. В 2014 году пенсионеров обязали вносить отчисления по транспортному налогу, и совсем не важно, какая мощность двигателя, имеешь в собственности подержанный жигуль – будь добр, плати.
  5. Если раньше пенсионеры имели право заплатить за госпошлину при прохождении технического осмотра родной железной лошадки только 50% от первичной стоимости, то в 2018 году льгота для них больше не действует. Итого оплата за услуги СТО составит не 720 000 рублей, а 1 400 000 рублей, что ощутимо бьет по карману пожилых белорусов.

Почему отменили льготы для пенсионеров

Решение об отмене льгот для пожилых граждан в Беларуси было принято под влиянием таких факторов:

  1. Низкий пенсионный возраст. Депутаты уверены – чтобы иметь возможность выплачивать пенсионерам пенсии в заявленных размерах, необходимо либо повышать возраст выхода на отдых по старости, либо отказываться от льгот.
  2. Для пенсионеров отмена льгот практически неощутима, ведь по официальным данным более 25% пожилого населения страны работают и имеют дополнительное материальное обеспечение. Вот только никто не задает вопрос, почему бабушка, которой положена якобы достойная пенсия, устраивается дворником вместо того, чтобы насладиться тишиной и спокойной старостью.

Народная избранница Наталья Гуйвик даже оперировала примером близких, якобы ее 60-летние родственники не собираются сидеть сложа руки и бездельничать, поэтому продолжают трудиться, ездят на автомобилях и даже путешествуют.

Также она ставит себя в один ряд с рядовыми пенсионерами, поясняя, что в конце концов обделенными льготами также стали пожилые депутаты.

Вот уже полгода в Беларуси рассматривается вопрос о восстановлении льготы на транспортный налог хотя бы для ветеранов, которых осталось слишком мало чтобы экономить на них. Есть надежда, что к 9 мая что-то изменится, хотя Президент Лукашенко ничего не обещает.

Действующие в 2018 году льготы для пенсионеров Беларуси

Мужчины, которым исполнилось 60 лет, и женщины в возрасте 55 лет уже являются пенсионерами. В 2018 году они могут претендовать на такие льготы:

  1. 50%-ная скидка при оплате стоимости билета на проезд на ж/д транспорте общего назначения в поездах, рассчитанных на экономкласс и курсирующих по региону, водном и автомобильном транспорте, который перевозит пассажиров в черте пригорода. Скидка действует для пенсионеров только с 1 мая по 30 сентября, т. к. связана с дачным сезоном. Чтобы воспользоваться льготой, необходимо предъявить организациям, владеющим пассажирским транспортом пенсионное удостоверение, и после этого вам выдадут специальную проездную бумагу. Без нее скидка на проезд не предоставляется.
  2. Если пенсионер проживает в квартире или доме сам, чтобы оформить субсидию, достаточно показать социальным органам пенсионное удостоверение. При этом квадратура жилого помещения не имеет никакого значения. Если же в квартире проживает или прописан трудоспособный гражданин Беларуси, вполне вероятно, что с назначением субсидии могут возникнуть проблемы.
  3. За пенсионерами сохраняется освобождение от внесения налоговых отчислений на недвижимость по капитальным строениям, опять же, только если вместе с пожилым белорусом не проживает трудоспособное лицо.
  4. Земельный налог не нужно оплачивать не только пенсионерам по старости, но также инвалидам, получившим 1-ю или 2-ю группу. Особенность получения льготы – отсутствие регистрации по месту жительства нуждающегося трудоспособного лица.
  5. Если старику необходимо воспользоваться услугами нотариальной конторы, ему предлагается ставка госпошлины в уменьшенном размере – всего 50% от обычной величины.

Кому положены особенные льготы

Категории пенсионеров, которые могут претендовать на особенные льготы, представлены таким списком:

  • бывшие военнослужащие, числившиеся в рядах МВД, МЧС, органах, расследующих финансовые и коррупционные преступления;
  • сотрудники прокуратуры;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • старики, получившие почетное звание Героя Беларуси;
  • награжденные званием Героя СССР, Героя Социалистического труда;
  • пенсионеры, которых наградили званием Героя Трудовой Славы.

Пожилым гражданам в возрасте от 80 лет положена надбавка от государства, которая составляет 50% от минимальной величины пенсии по уходу за пенсионером. Если белорус в возрасте не в силах сам себя обслуживать и нуждается в помощи со стороны, он также может постараться получить заключение МРЭК или ВКК о необходимости предоставления постоянного досмотра.

Если пенсионер – инвалид 2-й группы

Льготы пенсионерам-инвалидам 2-й группы в Беларуси входят в 2018 году в такой список:

  • скидка 90% при покупке определенного перечня лекарств и медикаментов, утвержденного на законодательном уровне, если пенсионер покупает их согласно рецепту лечащего доктора;
  • изготовление и ремонт зубных протезов на совершенно бесплатной основе, кроме металлокерамики и других дорогостоящих материалов (льгота предоставляется только в государственных стоматологических поликлиниках);
  • если инвалиду необходимы специальные инструменты или средства для реабилитации и восстановления здоровья, к примеру, слуховые протезы, можно встать в очередь на их бесплатную выдачу (технические средства должны быть включенными в государственный реестр, составленный чиновниками и утвержденный Министерством здравоохранения в последней редакции закона);
  • если есть медицинское заключение с рекомендацией посетить санаторно-курортное лечение, путевка предоставляется бесплатно, но только если инвалид 2-й группы не работает;
  • скидка 50% на внесение оплаты по техобслуживанию и пользованию жилыми квадратными метрами не более 50 квадратов общей площади;

Также 50%-ная скидка положена пенсионерам-инвалидам 2-й группы по внесению оплаты за горячую и холодную воду, канализационные стоки, газ, электроэнергию, отопление, вывоз мусора, пользование лифтом.

Плюшки закончились. Как в Беларуси побеждали иждивенчество

Недавно новый мэр Минска пообещал проработать вопрос о возвращении льготного проезда студентам в общественном транспорте. Это уже не первый жест доброй воли от высоких начальников: льготы у нас могут как быстро забрать, так и вернуть, а потом снова заставить с ними попрощаться. TUT.BY посмотрел, как в социально ориентированном государстве упорядочивали систему господдержки.


Система льгот в Беларуси сформировалась еще в советское время. До 1980-х годов льготы охватывали относительно небольшое число граждан. Но в 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот резко возросло. В нулевых белорусские власти не раз называли социальную поддержку «громоздкой».

Первая попытка урезать льготы – в 1995 году

В 1995 году вышел Указ Президента РБ № 349 «Об упорядочении некоторых льгот для отдельных категорий граждан». В первую очередь этот документ касался ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и граждан, проживающих на загрязненных территориях. Конституционный суд тогда пришел к выводу, что «президент взял на себя функции органа законодательной власти, чем превысил свои полномочия». Было решено считать нормы указа не имеющими юридической силы.

В следующий раз всерьез о борьбе с иждивенчеством в Беларуси заговорили в 2003 году. Тогда в Палату представителей Национального собрания был внесен законопроект об упорядочении льгот. Принятие документа решили отложить до лучших времен и вернулись к нему в 2007-м. В Послании белорусскому народу и парламенту Лукашенко непрозрачно намекнул на то, что нужно уходить «от социальной защиты к социальному развитию». Прозвучала популярная сегодня мысль о том, что «жить надо по средствам».

По оценкам чиновников, социальной поддержкой в стране в то время пользовались две трети населения страны, или 6,5 млн человек, причем многие имели право сразу на несколько льгот. Бесплатно или в полцены ездили на общественном транспорте 6 млн человек, дешевле покупали лекарства – 2,85 млн, льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг пользовались 1 млн человек, услугами связи – 0,2 млн. Всего насчитывалось свыше 50 категорий льготников, которым предоставляли около 100 различных видов льгот. Подчеркивалось, что на льготы в общем доходе семьи приходится не больше 2,3% доходов, а наиболее обеспеченные люди получают поддержку в 1,3 раза большую, чем малообеспеченные.

Смотрите так же:  Возврат товара в виде

Несколькими годами ранее в России был подписан федеральный закон «О монетизации льгот». Был составлен так называемый социальный пакет, в который вошли несколько самых значимых льгот (предоставление бесплатных лекарств, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в пригородном ж/д транспорте и т. д.). Начиная с 2006 года гражданин мог отказаться от соцпакета и получать за это денежные выплаты. Все остальные льготы были тоже компенсированы деньгами.

Недостаточный объем компенсаций и огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства. Похожий сценарий ждал и белорусов.

Законопроект об упорядочении льгот приняли сразу в двух чтениях

С самого начала обсуждение в парламенте законопроекта «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» было окутано завесой тайны. Заместитель главы Администрации президента Наталья Петкевич во время встречи с представителями общественных организаций заявила, что «проект закона на всенародное обсуждение выноситься не будет». По ее словам, несколькими годами ранее рассматривался гораздо более радикальный вариант – отменить все льготы для любых категорий граждан, но в итоге решили действовать поэтапно.

До последнего момента мало кто из общественности был осведомлен, какие льготы и кому отменяют. Зато активно анонсировался «подробный механизм предоставления адресной социальной помощи» – взамен беспорядочным социальным льготам.

Когда пришло время голосования, закон был принят сразу в двух чтениях. Сто парламентариев выступили «за» проект закона и лишь один – «против». Сообщалось, что упорядочение льгот позволит сэкономить более 30 процентов бюджетных средств на соцподдержку. Эти деньги обещали потратить на поддержку рождаемости в стране, программы по реабилитации чернобыльских территорий, адресную помощь наиболее нуждающимся категориям граждан, в том числе детям-инвалидам.

Льготы урезали депутаты, адресную помощь пообещал президент

Любопытно, что на момент принятия закона к разработке указа президента об адресной социальной помощи даже не приступали – лишь только собиралась рабочая группа. Сам факт подготовки указа ряд экспертов расценили как попытку Лукашенко оправдаться за непопулярное решение. Бывший член Конституционного суда Михаил Пастухов в интервью «Еврорадио» обращал внимание, что льготы отменяли депутаты, а частично их возвращать берется президент.

Нависшую угрозу лишения целого ряда льгот и преимуществ не все проглотили молча. Более шести тысяч подписей передали в парламент студенты, требовавшие сохранения права на 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. Были выступления несогласных в Минске и областных городах, которые нередко заканчивались задержаниями активистов.

Тем не менее, 17 декабря 2007 года закон об упорядочении льгот вступил в силу. Лишения затронули практически все категории населения. Из самого значимого: ветераны труда, студенты и учащиеся потеряли 50-процентную скидку на проезд в общественном транспорте. А бывшие узники концлагерей и чернобыльцы лишились возможности ездить бесплатно. Они же вместе с родителями детей до 3 лет по новым правилам не могли рассчитывать на бесплатные лекарства. Закончилась раздача плюшек родственникам льготников, в частности, они лишились льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. С подробным перечнем льгот, которых в один момент лишились белорусы, можно ознакомиться здесь.

За несколько дней до вступления в силу нового закона президент подписал Указ № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения». Право на ежемесячное социальное пособие получили не только малоимущие семьи с детьми или инвалидами, но все семьи, чей среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100% наибольшей величины среднего бюджета прожиточного минимума за два последних квартала. Семьи, среднедушевой доход которых за два квартала не превышает 120% бюджета прожиточного минимума, теперь могли рассчитывать на единовременное социальное пособие. Семьям, которые тратят на жилье (коммунальные услуги, аренда, техническое обслуживание) более 20 процентов совокупного дохода в городе и 15 процентов в деревне, решили платить безналичные жилищные субсидии.

Учащимся и студентам пообещали компенсировать расходы на проезд за счет средств стипендиального фонда учебного заведения и внебюджетных источников финансирования.

Метаморфозы со льготами на проезд в общественном транспорте

А дальше начали происходить интересные вещи. В зависимости от обстоятельств и настроения протестных групп власти то возвращали часть льгот, то снова их отменяли. Еще в конце декабря 2007 года, то есть сразу после вступления в силу закона об упорядочении льгот, Могилевский городской совет депутатов единогласно принял решение возвратить почетным донорам право бесплатного проезда в городском общественном транспорте. Известно, что могилевские доноры активно выступали против отмены льгот и даже проводили предупредительную забастовку. Спустя время, летом 2010 года, новоизбранный Могилевский горсовет принял решение отменить эту льготу для доноров.

В январе 2008 года появилось сообщение о том, что «афганцы» снова получили льготы на проезд в общественном транспорте. Чиновники подтверждали эту информацию и объясняли ее неожиданно «всплывшим» межправительственным соглашением, подписанным Беларусью одновременно с руководителями правительств стран СНГ в 1993 году. Согласно этому документу воины-интернационалисты имеют право на льготный проезд в городском транспорте, а также в пригородных автобусах (но не в электричках и междугородних автобусах!) наравне с инвалидами и участниками ВОВ. Соглашение оказалось более значимым, чем закон о льготах. Однако противоречия между этим документом и законом об упорядочении льгот до сих пор вызывает немало вопросов у белорусов, которые участвовали в войне в Афганистане.

В апреле 2008 года указом президента пенсионерам предоставили сезонную 50-процентную скидку на проезд в пригородном транспорте – с мая по октябрь. Такой подарок пожилым людям преподнесли «в рамках проведения системных мероприятий по государственной поддержке лиц, достигших пенсионного возраста».

Интересно, что сразу после принятия закона об упорядочении льгот Лукашенко выразил непонимание, «почему в городе-герое Минске, где мы миллиарды и миллиарды вкладываем в то, чтобы и тротуары были лучше, и магазины рядом, и аптеки, пенсионер должен бесплатно ехать? Куда? Магазин рядом, аптека рядом, товаров сегодня — дай Бог». Тем не менее, сезонная скидка для пенсионеров стала ежегодной традицией.

На этом уступки чиновников не закончились. В октябре 2008 года Министерство внутренних дел внутренним постановлением разрешило ряду сотрудников милиции бесплатно ездить в общественном транспорте. Также были определены категории льготников среди милиционеров для медицинского обслуживания и улучшения жилищных условий.

В декабре 2010 года, накануне президентских выборов, школьникам вернули право на бесплатный проезд в общественном транспорте (детей старше 7 лет этой льготы лишили в 2007 году). Представитель «Минсктранса» так аргументировал принятое тогда решение: «Школьников в Минске около 140 тыс. Они не так часто передвигаются на общественном транспорте, как студенты. В основном школы расположены в зоне доступности для учащихся. Поэтому число школьников, пользующихся правом бесплатного проезда, незначительно».

Вслед за Минском начали подтягиваться регионы. В некоторых городах республики льготы вернули также студентам, правда, ненадолго. Например, в Пинске за несколько дней до 19 декабря учащимся торжественно объявили о возвращении льгот на проезд. А спустя девять дней после выборов льготный проезд отменили.

В феврале 2011 года возможность ездить бесплатно школьники получили на республиканском уровне. Было принято постановление Совета министров №202 «О некоторых вопросах проезда обучающихся», которое регламентировало, что дети имеют право передвигаться без талончика только к месту учебы и обратно, и только во время учебного года. А уже весной школьникам Минска разрешили ездить бесплатно по всему городу, вне зависимости от цели поездки.

В сентябре 2011 года власти вернулись к вопросу возвращения льгот для студентов. Не дожидаясь, пока соответствующее решение Мингорисполкома будет одобрено городским Советом депутатов, столичные транспортники разрешили студентам ездить бесплатно. Руководство города объясняло этот шаг «повышением социальной поддержки учащихся и студентов». Напомним, в начале осени 2011 года возобновились молчаливые акции протеста, основной движущей силой которых были студенты. Последняя крупная акция в Минске прошла 21 сентября – к этому времени учащиеся уже ездили по городу бесплатно.

Руководители регионов были возмущены вольностями минских городских властей. Председатель Гродненского исполкома Семен Шапиро высказывался против возвращения льгот студентам. По его мнению, эти деньги лучше было пустить на строительство больниц, детских домов, повышение зарплат врачей и учителей. Весной 2012 года мэр Минска Николай Ладутько прислушался к совету коллег и предупредил школьников и студентов, что бесплатный проезд для них вводили «не на века вечные, а как элемент социальной поддержки в тяжелый период».

С 1 сентября 2012 года, как и ожидалось, студенты в очередной раз потеряли «халяву». Бесплатный проезд в Минске было решено оставить только для школьников.

Смотрите так же:  Статья 261 тк рф увольнение

В то время как школьникам льготы на проезд вернули, у многодетных матерей, имеющих награду «Орден матери», их забрали. Городские власти объясняли это вступлением в силу в 2010 году закона «О местном управлении и самоуправлении в Беларуси», по которому горсовет может поддерживать только ветеранов, пенсионеров, инвалидов и детей.

Поддержка многодетных родителей, фильтр для адресной помощи и сокращение льготных кредитов

Тем не менее, многодетных родителей нельзя отнести к категории граждан, которая была обделена вниманием властей на протяжении последнего десятилетия. Со вступления в силу закона об упорядочении льгот их права не только не ущемляли, но и ежегодно вводили дополнительные меры по оказанию им социальной поддержки. Так, в 2007 году многодетные родители получили право на дополнительную финансовую поддержку при рождении детей, а также один свободный от работы день в неделю, в 2009 году – были наделены рядом налоговых льгот, в 2012-м – получили внеочередное право на получение льготных кредитов на строительство или покупку жилья и т. д. Весь список льгот, на которые последовательно получали право многодетные семьи, подробно описан здесь.

Что касается других социальных категорий, то в отношении них борьба с иждивенчеством продолжилась. В начале 2012 года был подписан указ президента №13, который должен был «усилить адресную помощь при строительстве жилья белорусами». По документу число белорусов, претендующих на льготные кредиты при строительстве жилья, сократилось вдвое. Саму очередь из нуждающихся в улучшении жилищных условий тоже существенно «почистили». В выигрыше оказались опять же многодетные семьи, очередники, проживающие в малых городах, сотрудники силовых ведомств.

Весной 2012 года власти преподнесли сюрприз родителям детей до 3 лет, которые получили назад право покупать бесплатные лекарства после осмотра врача (на основании Указа Президента РБ №139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан»). Соответствующее дополнение, а также 50-процентную скидку на лекарства для инвалидов 3-й группы внесли в закон об упорядочении льгот.

В декабре 2013 года было решено «профильтровать адресную социальную помощь«. Указом № 550 для ее назначения были введены дополнительные критерии. Так, ежемесячное социальное пособие перестали назначать трудоспособным гражданам, которые в течение последнего года работали менее 6 месяцев. Пристальное внимание стали уделять тем, кто обращается за помощью повторно. Если трудоспособный член семьи не выполнил определенный комиссией план по самостоятельному улучшению материального положения, в получении адресной помощи ему могут отказать. Таким образом, белорусов, которые могут рассчитывать на поддержку государства, стало еще меньше.

В июле 2014 года глава Нацбанка Надежда Ермакова предупредила белорусов, что государство намерено уходить от льготного кредитования в жилищном строительстве. Какими будут дальнейшие изменения в социальной политике, предсказать сложно. В 2015 году пройдут очередные президентские выборы.

Эксперты: сначала нужно было налаживать экономику и лишь потом – урезать льготы

Экс-депутат белорусского парламента Ольга Абрамова в 2007 году была единственной, кто выступил против принятия закона об упорядочении льгот. В комментарии TUT.BY она рассказала, что на самом деле с изменениями тогда внутренне были не согласны как минимум 15 процентов депутатов. Но в той ситуации на них сильно давили.

Сейчас специалист наблюдает за социальной политикой государства со стороны. По ее словам, многие льготы «втихую восстановили», не соразмерив их с величиной государственного бюджета. «На мой взгляд, для многих категорий у нас до сих пор довольно высокий уровень соцзащиты – гораздо больше того, что может позволить себе государство в сегодняшней ситуации».

Заведующий отделом социальной политики газеты «Белорусы и рынок» Константин Скуратович считает, что все последние действия властей в социальной сфере без реформ в экономике не имели смысла.

– Предполагалось, что со временем будут расти денежные доходы населения, в том числе и пенсии, и вопрос льгот отпадет сам по себе. Но доходы расти перестали, и из этой затеи ничего в итоге не получилось. Определили, что за помощью в райисполкомы будут обращаться только действительно малоимущие люди. Но установили там такие смешные «потолки нуждаемости», что фактически 90 с лишним процентов бывших льготников потеряли всякую помощь государства.

А по-хорошему надо было изначально экономику налаживать так, чтобы она работала, чтобы люди могли получать хорошие зарплаты, а затем и хорошие пенсии.

Похожей позиции придерживается и политолог Валерий Карбалевич. По его мнению, сама концепция социального государства предполагает наличие ресурсов, например, как в Швеции или в Дании. В этом случае власти перераспределяют национальный доход в пользу незащищенных слоев населения. В условиях бедного государства, как в Беларуси, считает эксперт, распределять, собственно, нечего. А поскольку ситуация в экономике ухудшается, власть первым делом идет на сокращение социальных трансферов.

– Но по логике вещей вместе с уменьшением рычагов социального государства должны идти экономические реформы, которые дали бы возможность людям самим зарабатывать на жизнь. Вот такой алгоритм был бы правильным. Что касается адресной социальной помощи, то она у нас существует, но насколько эффективна, можно спорить. Действительно ли люди, имеющие серьезные проблемы с выживанием, защищены государством? На минимальном уровне – да, но все это сопряжено с большими бюрократическими процедурами. В значительной мере адресная защита не работает также и потому, что есть другие системные проблемы, такие, как низкая стоимость коммунальных услуг и проезда в общественном транспорте. Получается, что низкие коммунальные тарифы дают привилегии в первую очередь богатым людям. Ведь чем больше у человека квартир, тем больше у него льгот по коммунальным услугам. И наоборот, самые бедные оказываются в меньшей степени защищены. Сама социальная модель Беларуси в значительной степени ориентирована на уравниловку.

Валерий Карбалевич считает, что система социальных льгот, которые остались сегодня у населения, имеет мизерное значение по сравнению с теми же низкими тарифами ЖКХ. Кроме того, в нашей стране практикуются совершенно экзотические и малоэффективные формы социальной поддержки, например, поддержка нерентабельных предприятий за счет бюджета или частного бизнеса, с помощью чего удается сокращать безработицу. Все остальные льготы, по мнению эксперта, имеют символическое значение. Даже система поддержки материнства и детства в Беларуси, считает Валерий Карбалевич, не является выдающейся по сравнению с другими странами.

Лукашенко ввел налоговые льготы на майнинг и обмен криптовалют. Для IT-специалистов отменили визы

Президент Беларуси подписал декрет «О развитии цифровой экономики». Его цель, по словам главы государства, создание условий для привлечения в страну мировых IT-компаний, инвестиции в будущее, а также внедрение новейших финансовых инструментов и технологий.

— Беларусь становится фактически первым в мире государством, которое открывает широкие возможности для использования технологии блокчейн. У нас есть все шансы стать региональным центром компетенций в этой области, — цитирует tut.by слова Александра Лукашенко.

Издание проанализировало декрет, который эксперты отрасли называют революционным, и выделило его самые важные положения.

В первую очередь документ существенно расширяет виды деятельности резидентов Парка высоких технологий. В перечень новых видов деятельности, в частности, попали:

  • оказание услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов), включая услуги по продвижению и другие сопутствующие услуги;
  • деятельность биржи криптовалют;
  • деятельность оператора обмена криптовалют;
  • майнинг;
  • иная деятельность с использованием токенов, в том числе содержащая признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестфонда, секьюритизации, а также осуществление операций по созданию и размещению собственных токенов;
  • деятельность в сфере киберспорта, включая подготовку команд, организацию соревнований, их трансляций;
  • создание, обучение нейронных сетей и иных алгоритмов в специализированных разделах искусственного интеллекта.

В декрете также прописаны условия для внедрения в экономику Беларуси технологии блокчейн и использования токенов и криптовалют. Так, юрлица могут через резидентов ПВТ создавать и размещать в стране собственные токены, совершать с ними иные операции через биржи и операторов обмена криптовалют. Физлицам разрешено владеть токенами, майнить, хранить, обменивать и отчуждать за белорусские рубли и иностранную валюту.

Деятельность физлиц по майнингу токенов не будет считаться предпринимательской. К тому же осуществляющим деятельность с использованием токенов будут предоставляться налоговые и иные льготы, вплоть до полного освобождения от налогообложения.

Иностранные граждане, заключившие договор с резидентом ПВТ, смогут въехать в Беларусь без визы и работать без оформления специального разрешения.

В оплату за ЖКУ внесли изменения. Как пенсионерам платить за газ и свет по новым правилам?

В Беларуси пересмотрели порядок расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги. Основные изменения вступили в силу с 1 июля, а отдельные вступят с 1 октября. Некоторые изменения касаются оплаты ЖКУ неработающими пенсионерами и инвалидами 3-й группы.

Александра Квиткевич, TUT.BY

«Что изменится в оплате электроснабжения и газоснабжения для пенсионеров и инвалидов третьей группы в связи с правками в закон об оплате жилищно-коммунальных услуг? И куда обращаться, чтобы указать адреса, по которым хочешь платить за ЖКХ по субсидируемым тарифам?» — приводит портал коммунальной грамотности вопросы читателя Петра Юхневича из Гродно.

Так, порядок расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги регулируется постановлением Совмина № 571. Изменения в данный законодательный акт были внесены в июне текущего года.

Смотрите так же:  Минимальный налог по усн за 2018

Плата за услуги электроснабжения и газоснабжения с 1 июля 2018 года взимается с абонентов, являющихся:

неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста,

инвалидами III группы (работающие и неработающие),

лицами, имеющими право на льготы по оплате за ЖКУ в соответствии с Законом «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» по субсидируемому тарифу в отношении двух жилых помещений: по адресу обязательной регистрации по месту жительства и регистрации по месту пребывания, в том числе и в садовых домиках.

Для оплаты электро- и газоснабжения по субсидируемым тарифам в отношении жилого помещения, где гражданин зарегистрирован по месту пребывания, необходимо обратиться в организации, поставляющие электроэнергию (электросети) и газ (рай- или горгаз) по месту пребывания с документами:

— паспорт или иной документ, подтверждающий личность;

— документ о регистрации в жилом помещении по месту пребывания;

— документ, подтверждающий право на льготный порядок оплаты (пенсионное удостоверение, трудовая книжка либо другой документ, подтверждающий, что пенсионер не работает, удостоверение инвалида).

Субсидированные тарифы для населения применяются в отношении определенных объемов потребления электроэнергии и наличия или отсутствия в квартире или доме электроплит, центрального горячего водоснабжения и другого оборудования.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг – кому и в каком размере предоставляются

Льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг в столице пользуются 99 564 человека. Таковы данные единого РСЦ г. Минска. Список льготников насчитывает около двух десятков позиций. Для удобства разделим его на две части.

Первая определена ст.16 Закона Республики Беларусь №239-З от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Начальник РСЦ №1 Партизанского района Минска Наталья Хохол уточняет основные категории потребителей, которым предоставляются скидки по коммунальным платежам. Это:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • инвалиды войны;
  • неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;
  • инвалиды I и II групп, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с такими же инвалидами и (или) с неработающими пенсионерами.

Они имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание в пределах 20 м кв. общей площади, а также на 50% меньше платят за техобслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализацию, газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с ТКО, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по субсидируемым тарифам в пределах норм потребления. Последние утверждены решением Минского городского исполнительного комитета от 13 декабря 2007 г. № 2956.

Перейдем к арифметике. Например, в квартире площадью 48 кв. м зарегистрировано 3 человека, из них один льготник. Субсидируемый тариф на техобслуживание (здесь и далее по состоянию на ноябрь 2017 г.) – 0,1084 рубля за 1 м кв. С учетом льготы за 20 м кв. положено к оплате 1,084 рубля (0,1084 рубля х 20 м кв. / 2 (50%). За остальную площадь в 28 м кв. – 3,0352 рубля. Итоговая сумма в жировке за услугу – 4,1192 рубля. Экономия за счет льготы – 1,084 рубля.

Несложно рассчитать скидку на теплоснабжение. При тарифе 16,9259 рубля за 1 Гкал на отопление упомянутой квартиры расходуется, допустим, та самая 1 Гкал в месяц. Обогрев 20 м кв. обойдется в 7,052 рубля, а с 50-процентной льготой – 3,526 рубля. Экономия – 3,526 рубля.

Имеет нюансы расчет за водоснабжение-канализацию, обращает внимание Н. Хохол. Субсидируемый суммарный тариф на услугу – 0,9586 рубля за 1 м куб. (0,5748 + 0,3838). При этом льготируемая норма потребления в домах и квартирах с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных ваннами с душами, – 230 литров в сутки холодной и горячей воды (не путать с нормативом потребления в 260 литров в сутки, по которому производится расчет за услугу с применением экономически обоснованного тарифа 1,2741 рубля за 1 м куб. собственникам и нанимателям при отсутствии индивидуальных приборов учета). Первый вариант: льготник укладывается в предусмотренный для владельцев счетчиков лимит – 140 литров в сутки – и платит половину стоимости. Второй: укладывается в норматив 230 литров. Из них за первые 140 литров рассчитывается по субсидируемому тарифу с 50-процентной скидкой. За остальные 90 литров расчет производится по полному тарифу, а сумма 50-процентной скидки – по субсидируемому. Поясним: 90 литров по полному тарифу стоят 0,1143 рубля, а по субсидируемому – 0,0855 рубля. Последнюю сумму делим на 2 (50-процентная скидка) и получаем 0,0427 рубля. Это и есть сумма экономии, которую следует вычесть из 0,1143. Таким образом, льготная цена за 90 литров – 0,0716 рубля.

– Еще один аспект: в РСЦ подаются показания счетчиков, отражающие расход воды всеми жильцами, – отмечает Н. Хохол. – Следовательно, объем, потребленный льготником, рассчитывается путем деления общего количества израсходованной воды на зарегистрированных граждан. Так, если семья из трех человек потребила 9 м куб. воды, то льготными будут 3 м куб.

Для скидки на подогрев воды применяется следующая формула. Из 6,9 м куб. в месяц (30 дней), подлежащих льготированию для домов и квартир с централизованным горячим водоснабжением, ванной и душем, норма потребления горячей воды составляет 3,45 м куб. На подогрев 1 м куб. воды затрачивается 0,0627 Гкал. Умножаем эту величину на 3,45, затем – на 16,9259 (тариф за 1 Гкал), делим на 2 (50-процентная скидка) и получаем 1,830 рубля. Сумма льготы – 1,830 рублей.

Также предусмотрены разные дающие право на льготу нормативы потребления природного и сжиженного газа. С газовой плитой и централизованным горячем водоснабжением – 8 м куб. в месяц (здесь и далее – при наличии счетчиков); с газовой плитой и газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) – 23 м куб.; при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов – 160 м куб. в отопительный период и 60 м куб. – в летний и так далее.

Взывает к рачительности норматив для льготников по электроэнергии: с электрической плитой – 90 Квт/ч в месяц, с газовой – 60 Квт/ч.

Тариф на техобслуживание лифта, составляющий 1,28 рубля на одного человека, для льготника просто делится на два – и получается 0,64 рубля. То же касается обращения с ТКО: норматив – 0,2233 м куб. при тарифе 5,1143 рубля за куб. м и стоимости 1,14 рубля на одного человека, для льготника – 0,57 рубля.

Н. Хохол приводит пример из жилфонда, обслуживаемого РСЦ №1 Партизанского района: семья из 3 человек, из которых один имеет право на льготы, живет в квартире площадью 53,8 кв. м. Начисления за октябрь 2017 г. составили 48,26 руб., без учета льготы было бы 55,98 руб. Сэкономленная сумма – 7,72 руб., либо на 13,79% меньше.

Вторая часть льготников указана в Положении о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 г. № 571. К ним относятся:

  • многодетные, опекунские, приемные семьи, воспитывающие троих и более несовершеннолетних детей с учетом родных и приемных детей, в том числе в детских домах семейного типа;
  • семьи с детьми, в которых оба родителя в полной семье (единственный родитель в неполной семье) являются инвалидами I и (или) II группы, а также в которых один из родителей в полной семье является инвалидом I группы, а второй осуществляет уход за ним и получает предусмотренное законодательством пособие;
  • неполные семьи, воспитывающие ребенка-инвалида;полные семьи с ребенком-инвалидом с III или IV степенью утраты здоровья.

Эти категории платят по субсидируемым тарифам для населения независимо от объемов потребления за услуги газо-, электро-, водоснабжения и канализации, а также сжиженный углеводородный газ от индивидуальных баллонных установок.

При регистрации членов многодетной, опекунской, приемной семьи по месту жительства (пребывания) по двум и более адресам льготы предоставляются только по одному адресу по выбору заявителя.

Например, многодетная семья зарегистрирована по двум адресам, но проживает в квартире, где зарегистрирован всего один человек (родитель одного из супругов). По этому жилому помещению им и предоставляется льгота. Несмотря на то, что зарегистрирован один человек, расчет, в частности, за воду-канализацию по субсидируемому тарифу производится не за 4,2 куб. м. в месяц (30 дней), а за любой объем. В ноябре они расходовали 14 куб. м. и заплатили за услугу 13,44 рубля. Без льготы эта сумма составила бы 16,48 рубля или на 18,45% больше. Экономия – 3,04 рубля.

– Для оформления льгот на оплату ЖКУ нужно обратиться в РСЦ, написать заявление, предоставить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ подтверждающий право на льготы, – резюмирует специалист.

Отменили ли льготы в беларуси