Статья 18. Отчет депутата перед избирателями

Статья 18 . Отчет депутата перед избирателями

1. Депутат поддерживает связь с избирателями, избравшими его. Не реже двух раз в год он обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения предвыборной программы.

2. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении отчета необходимо собрать не менее 5 процентов подписей от числа избирателей данного избирательного округа.

Отчеты депутатов

Самостоятельным институтом непосредственной демократии являются отчеты депутатов перед избирателями.

До принятия ныне действующей Конституции принцип отчетности депутатов был конституционным. В связи с фактическим закреплением свободного мандата депутата Государственной Думы перед избирателями Конституцией РФ и Федеральным законом от 08.05.1994 № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» он перестал быть таковым.

Однако принцип отчетности имеется в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ о статусе депутатов представительных органов государственной власти субъекта РФ и представительных органов местного самоуправления и, следовательно, сохраняет свою значимость в качестве института непосредственной демократии [1] .

Отчетность депутатов перед избирателями – один из важнейших показателей тесной связи представительных органов государственной власти и местного самоуправления с населением и форма контроля граждан за работой депутатов. Не всякое выступление депутата перед избирателями следует рассматривать как его отчет. Нельзя считать отчетом выступление депутата в газете, по радио, телевидению, беседы с группами или отдельными избирателями. Несмотря на их значение в ознакомлении населения с деятельностью представительного органа государственной власти или местного самоуправления, они являются не отчетами, а способами доведения информации о работе представительного органа до сведения избирателей.

Отчет представляет собой выступление депутата с докладом о его работе и работе представительного органа государственной власти или местного самоуправления за определенный период времени на собрании избирателей или собрании (конференции) политической партии, общественного объединения, предполагающее широкое обсуждение и оценку его избирателями.

Отчеты проводятся по инициативе депутата не реже двух раз в год. Однако большинство законов о статусе депутатов предусматривают возможность проведения внеочередного отчета депутата по требованию избирателей.

При неудовлетворительной оценке работы депутата избиратели вправе использовать меры общественного воздействия, к которым относятся: критика на собрании избирателей, в печати или иной форме; предупреждение депутата о том, что он слабо работает; вынесение общественного порицания и др. Постановление об оценке деятельности депутата заносится в протокол, который отражает весь ход собрания и передается в представительный орган государственной власти или местного самоуправления [2] . Помощь в организации и проведении отчетов депутатов оказывают органы местного самоуправления [3] .

Тщательно подготовленное и проведенное собрание избирателей по отчету депутата становится хорошей трибуной критики и самокритики и важной формой контроля избирателей за деятельностью депутатов, повышения их ответственности.

  • [1] См.: Решение Куменской районной Думы Кировской области от 02.03.2007 №16/105 «Об утверждении Положения о проведении отчетов депутатов Куменской районной Думы перед избирателями».
  • [2] См.: решение Свободненского городского Совета народных депутатов Амурской области от 06.06.2002 № 112 «Об итогах отчетов депутатов перед избирателями».
  • [3] См.: решение Мценского городского Совета народных депутатов Орловской области от 20.03.2008 № 30/366-ГС «Об отчете Мценского городского Совета народных депутатов и депутатов за период с марта 2007 года по март 2008 года».

Отчетность депутата: право, а не обязанность?

Как известно, муниципальные депутаты в соответствии с законодательством несут ответственность перед населением (избирателями). При этом форму отчета о своей деятельности они вправе выбирать самостоятельно, например, опубликовать отчет в средствах массовой информации или отчитаться на собрании с избирателями, либо выступить с докладом на сессии совета, предварительно оповестив граждан об этом.

Смотрите так же:  Форум винского страховка в таиланд

На бумаге такая правовая возможность неплоха: население уполномочивает лицо представлять их интересы, значит, оно вправе и требовать отчетности, как депутат выполняет возложенные населением на него обязанности. Казалось бы, очевидная логическая цепочка, которую в уме должен уметь составлять каждый избранный депутат, и поступать в соответствии с ее выводами, а именно: представлять отчеты о своей деятельности избирателям. Но российский закон любит играть с терминами, которые допускают для депутатов (да и для иных представителей власти) возможность уклоняться от выполнения своих обязанностей. Существующее недоразумение можно было бы списать на отсутствие достаточной квалификации у законодателей, но тогда мы должны напрочь забыть о законах регулирующих нашу с вами жизнь. А они сплошь изобилуют императивным характером и временными категориями, отступление от которых грозит если не лишением свободы, то внушительными штрафами.

Карикатура с сайта Сaricatura.ru

Вот и в данном случае, отчетность депутатов перед населением вынесена законом в категорию обычных «взаимоотношений депутата и населения». А категория «обязанности депутатов» по своей основной части относится к полю регулирования муниципального представительного органа. А значит, если на выборах вы голосовали осознанно и вдумчиво, то тогда вы имеете более или менее вменяемый местный совет, который сразу же принялся устранять этот пробел и занялся разработкой поправок в устав муниципального образования. Если такого не произошло, то значит, вы не совсем ответственно подошли к последним выборам.

Группа карельских активистов решила проверить представительный орган Петрозаводского городского округа и направила ряду местных депутатов обращения с просьбой/требованием отчитаться за свою деятельность. Количество полученных ответов говорит само за себя – 0.

Жители Петрозаводска не смогли добиться от своих депутатов отчета о работе. Фото: Валерий Поташов

Два года назад аналогичное требование было отправлено в совет Медвежьегорского района, количество ответов полученных от депутатов – 0.

В Медвежьегорском районе данные результаты можно списать на неконституционную (на мой взгляд) модель формирования представительного органа через делегирование. А вот результаты, полученные в Петрозаводске, не поддаются никаким разумным объяснениям. Абсолютная оторванность депутатского корпуса, непонимание цели своего нахождения в статусе депутата.

Уставы Медвежьегорского района, Сегежского района содержат абсолютно неконкретную формулировку «депутат информирует о своей деятельности», а в уставе Кондопожского района в принципе не существует раздела «обязанность депутатов». Да и, правда, какие у них могут обязанности? Устав Петрозаводского городского округа содержит отсылочную норму, что порядок отчетов регулируется решением совета. Обнаружить такое решение не удалось.

Здание администрации Петрозаводска. Фото: Валерий Поташов

Главный аргумент, который мы может слышать от защитников сложившегося положения дел: «У всех так! Зачем нам отвлекать себя от работы ненужными бумажками!». Ненаучный аргумент легко опровергается ненаучным методом «пальцем в небо». Для этого необходимо просто открыть несколько сайтов муниципальных образований за пределами Карелии.

Устав городского совета муниципального образования город Набережные Челны:

«Депутат обязан отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год»

Устав муниципального образования «Момский район» Республики Саха (Якутия):

«Депутат в срок, установленный уставом муниципального образования, или по требованию избирателей обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе»

Регламент Собрания представителей муниципального образования Суворовский район:

«Депутат обязан отчитаться перед своими избирателями (в избирательном округе) не реже двух раз в год и регулярно сообщать избирателям непосредственно на встречах, а также через средства массовой информации о выполнении своей предвыборной программы. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата, если под этим требованием стоит не менее 1% (но не менее 50) подписей от числа избирателей данного избирательного округа»

Устав городского поселения Селятино Наро-Фоминского муниципального района:

Смотрите так же:  Договор с бригадой работников

«Депутаты не реже одного раза в год в марте или сентябре обязаны отчитываться перед жителями на собрании граждан»

Валентина Евсеева. Фото: vk.com

В свете сложившего положения дел особняком стоит единственный в Карелии отчет депутата Медвежьегорского муниципального района Валентины Евсеевой. Ее отчет можно критиковать, можно спорить о неполных сведениях или о недостаточно хорошо проделанной работе. Но приверженность принципам открытости и отчетности, понимание смысла депутатской деятельности достойно уважения. Возможно, поднятая Валентиной Евсеевой планка станет обычным явлением через некоторое время – для этого нужно всего лишь ответственно подойти к своему голосу на ближайших выборах.

Поддержать «Чернику»

Вы можете обсудить материалы онлайн-журнала «Черника» в наших группах в социальных сетях: vk и facebook.

И поддержать редакцию можно, перечислив приемлемую для Вас сумму любым удобным способом.

Отчеты депутатов муниципального округа Марьина роща перед избирателями

21 декабря 2016 года в 19-00 в конференц-зале управы района Марьина роща по адресу: 2-я Ямская улица, д.15 прошли отчеты депутатов Совета депутатов муниципального округа Марьина роща перед избирателями. О своей работе в 2016 году представили депутаты:

1. Игнатова Екатерина Анатольевна – 4 избирательный округ.
2. Затекин Игорь Юрьевич – 1 избирательный округ;
3. Грибкова Анна Владимировна – 1 избирательный округ;
4. Карпова Анна Ивановна – 3 избирательный округ;
5. Железник Алексей Александрович – 2 избирательный округ.

График отчетов депутатов перед избирателями о проделанной работе за I полугодие 2018 года

Адрес проведения отчёта

Дата проведения отчёта (г.)

Время проведения отчёта (ч.)

ул. Октябрьская, 21

ул. Кожевенная, 38

ул. Северная, 279, каб. 74

(Территориальный центр по работе с населением № 3-2)

(Территориальный центр по работе с населением № 3-1)

ул. Тургенева, 140/2

(библиотека им. Л.Н.Толстого)

ул. Кожевенная, 75

ул. Урицкого, 185

ул. Скорняжная, 90

ул. им. 70-летия Октября, 28

ул. 2-й Пятилетки, 11

(Библиотека им. Н.В Гоголя)

ул. Селезнёва, 134

ул. Тюляева, 33 (Межшкольный эстетический центр)

ул. Тюляева, 33 (Межшкольный эстетический центр)

ул. Тюляева, 33 (Межшкольный эстетический центр)

ул. Гоголя, 17 (Актовый зал МБОУ СОШ № 58 им. Е.И. Носаль)

ул. 1 Мая, 65 (ГДК «Пашковский)

ст. Старокорсунская, ул. Красная, 60/1, 1 этаж, кабинет № 1

х. Ленина, ул. Академика Лукьяненко, 12/4

п. Пригородный, дом № 59

ул. Зиповская, 31

пос. Плодородный, 9

ул. Школьная, 15/2

ул. 40-летия Победы, 54

ул. Красных Зорь, 23

ул. 40 лет Победы, 43

ул. Октябрьская, 2/а

ул. Героя Аверкиева А.А., д. 16

ул. Зиповская, 31

ул. Российская, 754

Филиал № 21 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека-клуб

пос. Березовый, 20/5

ул. Тургенева, 221

ул. Атарбекова, 43 (Актовый зал администрации Прикубанского внутригородского округа)

ул. Атарбекова, 38 (Актовый зал территориального центра)

ул. Толбухина, 87

пос. Колосистый, ул. Звёздная, 10 (Библиотека-клуб, филиал № 37)

ул. 2-й проезд Стасова, 54

1-й проезд Вишневый, 3

ул. Вишняковой, 69

г. Краснодар, ул. Красная, 60 (Гостиница «Москва»)

ул. Колхозная, д. 86

(Парк «Чистяковская роща», большая сцена)

(Территориальный центр № 36)

ул. Славянская, 28

ул. Тургенева, 140/2

ул. Кожевенная, 75

проспект Чекистов, 31

ул. Урицкого, 185

ул. Гоголя, 17 (Актовый зал МБОУ СОШ № 58 им. Е.И. Носаль)

ул. Тюляева, 33 (Межшкольный эстетический центр)

ул. Российская, 255

ул. Вишняковой, 69

ул. Селезнёва, 134

(Общественная приёмная депутата Крупнова Б.Б.)

Отчетность перед избирателями

Главная — Совет депутатов — Встречи и отчеты депутатов перед избирателями

  • Управа района Проспект Вернадского
    Тел.:(499) 432-98-68
  • Отдел МВД России по району Проспект Вернадского ЗАО г. Москвы
    Тел.:(499) 431-18-98
  • ГУ «ИС района Проспект Вернадского»
    Тел.:(499) 431-19-20
  • ГУП ДЕЗ района Проспект Вернадского
    Тел.:(499) 431-67-04
  • Территориальнй центр социального обслуживания населения №29
    Тел.:(499) 432-96-37
  • Районный отдел центра жилищных субсидий №110
    Тел.:(499) 726-81-63
  • Отдел объединенного военного комиссариата города Москвы по Раменскому району ЗАО г. Москвы
    Тел.:931-46-27
  • Никулинский районный суд г. Москвы
    Тел.:147-80-40
  • Управление социальной защиты населения района Проспект Вернадского
    Тел.:(499) 133-77-45
  • 1-й Региональный отдел надзорной деятельности Управления по ЗАО ГУ МЧС России по городу Москве
    Тел.:+7 (495) 932-94-11
  • Начальник Управления по ЗАО ГУ МЧС России по г.Москве Вдовин Михаил Николаевич (среда,четверг с 15:30 до 18:00)
    Тел.:+7 (495) 415-28-65
  • Опека, попечительство и патронаж, ул.Удальцова, дом 4
    [email protected]
    (499)133-77-45
    Тел.:(499)133-84-34
  • Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ул.Лобачевского, д.66а
    Тел.:(499) 431-55-41
Смотрите так же:  Приказ о изменении тарифов

Встречи и отчеты депутатов перед избирателями

2 декабря 2015 года депутаты Совета депутатов муниципального округа Проспект Вернадского отчитались перед избирателями о своей работе в 2015 году.

Встречи и отчеты депутатов перед избирателями 1 — 3 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все

Московские новости

Все права на графические, текстовые, видео и иные материалы, представленные на сайте, принадлежат Совету депутатов.
Запрещено любое копирование, воспроизведение и иное использование материалов сайта без письменного разрешения правообладателей материалов.

© 2014-2017 Аппарат Совета депутатов муниципального округа Проспект Вернадского. Адрес: 119415 Москва, ул.Удальцова, д.31а

Информация об итогах проведения отчетов депутатов перед избирателями

Средством контроля избирателей за работой депутатов являются отчеты депутатов. Не реже одного раза в год депутат обязан отчитаться перед своими избирателями о работе. Объективные замечания и предложения избирателей по деятельности депутата, поступившие в ходе проведения отчета, регистрируются в протоколе и должны учитываться в дальнейшей деятельности депутата.

Депутаты провели публичные отчеты перед избирателями путем организации проведения встреч.

На встречах депутаты отчитались перед избирателями, выслушали замечания и предложения по решению существующих проблем города. Основными и проблемными вопросами были вопросы, затрагивающие жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, начисление пенсий, строительство и ремонт дошкольных общеобразовательных учреждений города, упорядочение парковок для автомобильного транспорта, ремонт дорог и тротуаров.

Озвученные проблемы не будут оставлены без внимания, депутаты будут делать всё возможное для их решения.

В своих округах депутаты поддерживают тесные отношения с жителями, являются инициаторами различных мероприятий, проектов, субботников.

Депутаты городского совета активно принимают участие во всех городских мероприятиях. В текущем году депутаты приняли участие в поздравлении ветеранов ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню города, Дню пожилого человека.

Особое внимание уделяется проведению приемов граждан. В текущем году к депутатам обратилось 197 человек, проведено 80 приемов. Для положительного результата по сложным проблемам требуется методичная кропотливая работа. Все подобные ситуации депутаты городского совета держат на контроле.

Согласно Уставу муниципального образования городской округ Джанкой и Регламенту Джанкойского городского совета присутствие депутата на каждом заседании городского совета является одной из основных его обязанностей. В состав Джанкойского городского совета первого созыва входит 24 депутата, 23 из них осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

В текущем периоде 2018 года было проведено 11 заседаний Джанкойского городского совета, на которых рассмотрено и принято 180 решений городского совета.

Явка депутатов на заседаниях сессий городского совета не была стопроцентной, но срывов заседаний сессий из-за отсутствия кворума удалось избежать.

Если говорить о качестве индивидуальной работы, то здесь необходимо учитывать не только присутствие депутата на заседаниях сессиях. Депутаты принимают участие в заседаниях постоянных депутатских комиссий, участвуют в разработке проектов решений городского совета, проводят мониторинг и контроль за ходом выполнения принятых решений, регулярно проводят прием избирателей и встречи с ними.

Все депутаты без исключения понимают ответственность, которая возложена на них, и в своей работе руководствуются интересами избирателей.

Помощь гражданам – лишь небольшая часть работы, проводимая депутатами. В каком бы направлении ни велась работа, вся она направлена на улучшение качества жизни граждан, развитие нашего города.

Считаю, совместную работу депутатов с избирателями, общественными организациями, администрацией города, плодотворной и удовлетворительной.

Председатель комиссии по законности, правотворчеству,

регламенту, этике, работе со СМИ и общественными

организациями городского совета Е.В.Пантелеева

Отчетность перед избирателями