• Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Страховая выплата по ОСАГО или ремонт на СТО? Выбор формы страхового возмещения

Если договор ОСАГО заключен ранее 28.04.2017 года, потерпевший вправе выбрать одну из двух форм страхового возмещения по ОСАГО:

  • получить страховую выплату в денежном выражении;
  • выбрать натуральную форму — ремонт автомобиля на СТО, с которой у страховщика есть соответствующий договор. В этом случае организует и оплачивает ремонт страховщик.

Актуальные разъяснения и комментарии по состоянию законодательства на 2018 год о порядке возмещения причиненного в ДТП вреда, образцы исковых заявлений, претензии содержатся в публикации «Страховое возмещение по ОСАГО. Порядок, формы, иски, претензии, сроки».

Общее правило: страховое возмещение в форме ремонта ТС!

Если договор ОСАГО заключен 28.04.2017 года и позже, страховое возмещение причиненного вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего. Такая (натуральная) форма страхового возмещения с указанной даты приоритетна для граждан России, являющихся собственниками легковых автомобилей, зарегистрированных в России (п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО).

Приоритет натуральной формы страхового возмещения (т.е. ремонта ТС) над страховой выплатой действует только в отношении зарегистрированных в России легковых автомобилей, принадлежащих гражданам Россиии. То есть, по-прежнему сохраняется право выбора формы страхового возмещения в отношении:

  • грузовых автомобилей;
  • автомобилей организаций;
  • автомобилей, зарегистрированных в других государствах.

Исключения из общего правила о натуральной форме страхового возмещения

Итак, с 28.04.2017 года, вне зависимости от желания потерпевшего гражданина страховое возмещение может быть осуществлено только путем организации и (или) оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного авто. Но имеются и исключения из указанного «приоритета».

Нет выбора: только деньги!

Закон об ОСАГО содержит ряд норм, в соответствии с которыми, потерпевший не может выбрать натуральную форму страхового возмещения и страховщик обязан произвести страховую выплату в денежном выражении в следующих случаях (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

  • полной гибели транспортного средства;
  • смерти потерпевшего;

Есть выбор: деньги или ремонт!

В некоторых случаях, потерпевший, желающий получить деньги вместо ремонта должен прямо указать об этом в заявлении о страховом возмещении или не согласиться на доплату за ремонт на СТО. Потерпевший вправе выбрать деньги (страховую выплату) вместо ремонта в случае (п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО):

1. причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

2. если потерпевший является инвалидом, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 17 закона об ОСАГО, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

3. если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает 400 тысяч рублей или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с п. 22 статьи 12 закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

Другими словами, в том случае, если стоимость ремонта превышает 400000 рублей (пп. «б» ст. 7 Закона об ОСАГО) или 50000 рублей при «европротоколе» (п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО), либо страховка меньше из-за учета степени вины всех участников ДТП (п. 22 ст. 12 закона об ОСАГО), вам сделают ремонт только при вашем согласии на доплату необходимой на ремонт суммы. Если нет – выплатят денежные средства в размере причитающейся вам страховой выплаты (в пределах сумм, указанных выше).

4. если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям и потерпевший не дал согласия в письменной форме на получение направления на ремонт на одну из таких СТО. В этом случае страховщике возмещает вред в форме страховой выплаты (абз. 6 п. 15.2 статьи 12 закона об ОСАГО).

В каком случае СТО признается не соответствующей требованиям к организации ремонта? Такие требования, в частности, установлены в п. 15.2. ст. 12 закона об ОСАГО:

  • срок проведения ремонта поврежденного автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления авто на СТО или передачи автомобиля страховщику для организации его транспортировки на СТО;
  • максимальная длина маршрута по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до СТО не может превышать 50 км., за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до СТО и обратно);
  • ремонт «гарантийного» автомобиля должен производиться только на СТО производителя или импортера. Восстановительный ремонт автомобиля, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться СТО — официальным сервисным центром данной марки автомобиля. Верховный Суд РФ в п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58 разъяснил, что «потерпевший вправе получить страховое возмещение в денежном эквиваленте, если гарантийное обязательство производителя составляет более двух лет с года выпуска ТС, и на момент его повреждения в результате страхового случая по договору ОСАГО срок обязательства не истек, и страховщик не выдает направление на обязательный восстановительный ремонт на СТО, являющейся сервисной организацией в рамках договора, заключенного с производителем и (или) импортером (дистрибьютором)..»

5. если при прямом возмещении убытков страховщик не может организовать ремонт на СТО, которая была указана при заключении договора ОСАГО, потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться в письменной форме на проведение ремонта авто на другой предложенной страховщиком СТО (абз. 2 п. 3.1 ст. 15 закона об ОСАГО).

6. если потерпевший и страховщик заключили письменное соглашение о страховом возмещении в форме страховой выплаты (получении денежных средств вместо организации и оплаты ремонта ТС).

Что делать, если сумма ущерба по ОСАГО превысила лимит ответственности страховщика?

Очевидно, что существующие на сегодняшний день лимиты выплат по ОСАГО способны полностью покрыть расходы на ремонт разве что стареньких и порядком изношенных авто. В реальности, сумма ущерба, нанесенного дорогой иномарке, вполне может «не вписаться» в отведенные законом выплаты даже при самой незначительной аварии.

Многие автовладельцы всерьез полагают, что если полис ОСАГО в порядке, никакие финансовые проблемы в случае ДТП им не грозят. И даже не пытаются вчитаться в п.4 полиса ОСАГО, который разъясняет, что по Закону об ОСАГО страховая компания обязуется возместить ущерб при наступлении страхового случая (независимо от их количества в течение срока действия полиса ОСАГО) в следующих пределах:

  • За вред жизни и здоровью водителей, пассажиров и пешеходов – не более 160 тыс. руб. на каждого пострадавшего;
  • За вред, причиненный одному ТС – не более 120 тыс. руб.
  • За вред, причиненный нескольким ТС – не более 160 тыс. руб. на всех.

И надеяться на то, что «крутые» автомобили, как правило, застрахованы по КАСКО тоже нельзя. Потому что каждый страховщик, выплатив своему клиенту по КАСКО, предположим, 300 000 рублей, обязательно предъявит виновнику ДТП и его страховщику регрессное требование и заставит возмещать понесенные расходы. В этом случае 120 000 заплатит, конечно, страховая компания, а вот остальные 180 000 виновному лицу придется доставать из собственного кармана.

Таким образом, если сумма ущерба превышает максимальный размер выплаты по ОСАГО, разницу потерпевшему или его СК должен будет возместить виновник аварии.

7 мифов о европротоколе

Оставим за скобками тяжелые аварии, в которых ущерб тянет больше, чем на максимальные для европротокола 50 000 рублей и разберемся, какие мифы об «упрощенке» заставляют водителей часами ждать ГИБДД вместо того, чтобы разъехаться через 15 минут.

Виновник сам ни за что не признает свою вину

Некоторые автовладельцы, может быть, и не признают. Но самый популярный вид ДТП – когда кто-то кого-то «догнал». Здесь отрицать свою вину просто глупо. Но если вторая сторона активно противится оформлению европротокола (а тем более проявляет агрессию, находится в состоянии опьянения и пр.) – вызывайте полицию.

Невозможно самому правильно оценить ущерб

Оформлять европротокол можно, если ущерб не превышает 50 000 рублей. Нужно ли опасаться ошибок в оценке? Во-первых, 80% всех аварий, происходящих в России, подпадают под этот лимит – и на них же инспекторы ГИБДД выезжают в последнюю очередь, поэтому их и приходится ждать часами. Во-вторых, никто не просит оценивать ущерб до копейки – это прерогатива специалистов. Европротокол изначально был создан для самостоятельного определения убытка.

Если ущерб оказался свыше 50 000, то страховая откажет в выплате

Согласно закону об ОСАГО, при оформлении документов о ДТП по европотоколу, размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 000 рублей. Если сумма ущерба больше, то это не будет основанием для отказа, но потерпевший получит 50 000 руб. Остальное взыскивается с виновника, если нет договора страхования КАСКО. Так что ошибиться в расчете – не так страшно.

Самому оформить извещение о ДТП очень сложно

Бланк извещения о ДТП выдается при заключении договора ОСАГО. Если этого не произошло, то нужно настойчиво требовать его у своей страховой компании. После получения внимательно изучите документ и всегда возите его с собой.

Современный человек в течение жизни заполняет немало бланков, форм и заявлений, и извещение о ДТП – не самое сложное из них. Конечно, к нему обращаются в «полевых условиях», да еще и в довольно стрессовой ситуации, но бланк был разработан по европейским стандартам и не содержит слишком много граф, а вносимая в них информация – вовсе не теорема Ферма. Нужно лишь аккуратно заполнить пункт за пунктом; проверить, правильно ли переписаны данные другого участника ДТП (для верности можно сфотографировать номер его полиса и «права» на смартфон). Процедура носит название «европротокол» неслучайно – европейцы давно ей пользуются, и наш бланк практически идентичен европейскому.

Смотрите так же:  Если заявление об увольнении не зарегистрировано

Кстати, фото и видео самой аварии и повреждений тоже не повредят, как и контакты свидетелей (если таковые были).

За отсутствие полиса ОСАГО будут штрафовать по нескольку раз в день

Видеорегистратор без Wi-Fi создаст проблемы при ДТП

Страховые придираются к каждой запятой в извещении и стараются не платить

До введения безальтернативного прямого возмещения убытков при ДТП нужно было обращаться в страховую компанию виновника. Сейчас же – в ту компанию, где был приобретен полис ОСАГО и которая, соответственно, ценит автовладельца как своего клиента, хочет, чтобы он и в следующем году обратился за полисом. Поэтому компании, как правило, стремятся качественно урегулировать убыток. И действительно, с введением ПВУ объемы выплат выросли. Это касается и европротокола. Отказов в выплатах по этой процедуре примерно столько же, сколько и по ДТП, оформленным полицейскими. Так что вызов сотрудников полиции и многочасовые ожидания не увеличивают шансы на быстрое возмещение, скорее их увеличит внимательное заполнение извещения.

Если же страховая по каким-либо причинам отказывает в выплате по европротоколу, требуйте письменный аргументированный отказ. Если вы правы, извещение было заполнено без ошибок, а причина отказа кажется вам надуманной, письменный ответ поможет при написании претензии. Ее необходимо направить в страховую компанию (можно также подкрепить жалобой в Российский союз автостраховщиков). Только не забывайте – ошибиться может не только страховщик, но и страхователь. Ошибки в сведениях, не полностью заполненные графы, перепутанные местами цифры, невнятная схема ДТП не позволяют страховщику в полной мере воссоздать картину ДТП и понять, кто виноват. Поэтому европротокол – это как раз тот случай, когда все в ваших руках.

Виновник ДТП не сдаст свой экземпляр извещения

После того как извещение полностью заполнено, номера документов дважды перепроверены и в нем проставлены подписи обоих участников, можно разъезжаться. Каждый участник ДТП передает экземпляр извещения в свою страховую компанию (лично, по почте или курьером, но обязательно с отметкой об уведомлении). Если виновник аварии этого не сделает, ущерб будет урегулирован по данным пострадавшего. А с виновника ущерб будет взыскан все равно – в регрессном порядке, это норма закона об ОСАГО.

Виновник не предъявит авто для осмотра

Страховая компания может потребовать предъявить транспортное средство виновника, это прописано в договоре ОСАГО. Но едва ли это займет больше времени, чем ожидание сотрудников ГИБДД в пробке. К тому же в данном случае страхователь сам выбирает время осмотра. Если виновник аварии все же не приедет в страховую и не покажет автомобиль, то в таком случае страховая компания не должна отказать в выплате потерпевшему, но она будет взыскивать с виновника выплату по регрессному требованию.

. И, наконец, нужно помнить, что европротокол можно оформить при условии, что ни у кого из участников ДТП нет травм; в нем участвовало не более двух авто; оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО, и между ними нет разногласий о причинах аварии; ущерб не превышает 50 000 рублей и не пострадало муниципальное имущество или имущество третьих лиц.

Что такое «Европротокол»

Термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Собственно говоря, у «Европротокола» два значения:

  1. Европротокол — специальная форма Извещения о ДТП, которую самостоятельно заполняют участники ДТП, и которая подтверждает право одного из участников (Потерпевшего) на получение страховой выплаты по ОСАГО.
  2. Европротокол — система, позволяющая оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции с целью последующего получения страховой выплаты по ОСАГО.

Понятно, что второе определение «Европротокола» является более широким и включает в себя первое. Однако стоит сразу оговориться, что сегодняшнее состояние с ОСАГО в России позволяет говорить, что мы смогли реализовать лишь первое определение.

Фактически документ (Извещение о ДТП — Европротокол) у нас есть (утвержден), а реальной системы, позволяющей эффективно этим документом пользоваться — нет!

Со 2 августа 2014 года увеличились лимиты выплат при оформлении ДТП по Европротоколу с 25000 руб. до 50000 руб.

Данное повышение касается только тех ДТП, оба участника которых приобрели полис ОСАГО уже после 2 августа 2014 года!

Если хотя бы один из участников ДТП имеет полис ОСАГО, заключенный до 02.08.2014 — лимит выплат по Европротоколу остается 25000 руб.

С 11 октября 2014 вступили в силу «Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» — Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002.
Это правила необходимо применять при оформлении Европротокола в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чтобы воспользоваться возможностью получения возмещения превышающего лимиты Европротокола (выше 50000 руб.)

Вопросы по оформлению Европротокола в России

  • Критерии применимости Европротокола.
  • Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола.
  • Порядок заполнения формы Европротокола.
  • Оформление схемы ДТП при Европротоколе.
  • Изменения в Закон об ОСАГО в части «Европротокола».
  • Порядок оформления Извещения о ДТП (Европротокола).
  • Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола
  • В какую страховую компанию и кто из участников должен направлять заполненное Извещение о ДТП (Европротокол).
  • За что отвечает виновник ДТП при оформлении Европротокола, какие санкции предусмотрены при неисполнении им своих обязанностей.
  • За что отвечает потерпевший в ДТП при оформлении Европротокола, какие санкции предусмотрены при неисполнении им своих обязанностей.
  • Какие сроки предусмотрены для оформления Европротокола и извещения страховых компаний.
  • Может ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП.
  • Как определяется виновник ДТП в случае выявленных разногласий в двух экземплярах Извещения о ДТП.
  • Какие данные имеют приоритет в случае противоречий в Извещении о ДТП (например, на схеме ДТП нарисована одна ситуация, а по описанию ситуации получается иная)
  • Может ли потерпевший потребовать возмещения убытков напрямую с виновника, если ДТП оформлено по Европротоколу.
  • Будут ли водителей обучать оформлению Европротокола
  • Нужен ли при оформлении Европротокола аварийный комиссар.
  • Как оформить Европротокол, чтобы получить выплату по каско.
  • Бесконтактное ДТП и Европротокол.

Если при конфликте со страховой компанией или участником ДТП вам требуется помощь юриста, то специально для посетителей сайта «Знай страхование!» наши партнёры с сайта «Правовед.ру» готовы дать вам бесплатную юридическую консультацию.

Получить бесплатный ответ юриста на свой вопрос:

Действия на месте ДТП

  • Нужно полностью соблюдать Правила дорожного движения РФ, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие — вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь.
  • Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить можно больше следов происшествия.
  • В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать — вызывайте ГИБДД (тел. 102, 112, 911).
  • Для офомления Европроткола в первую очередь поверьте, применим ли Европротокол в данном конкретном ДТП — см. ниже «Критерии применимости Европротокола».

Критерии применимости Европротокола

Проверить, можно ли оформить конкретное ДТП без участия сотрудников полиции (оформить Европротокол) или нет можно с помощью предлагаемой схемы.

Что обязательно должен сделать виновник ДТП при оформлении Европротокола

Виновник ДТП при оформление Европротокола по новым правилам (со 2 августа 2014 года) обязан:

  1. Совместно со вторым участником ДТП заполнить лицевую сторону Извещения о ДТП (Европротокол).
    Далее Извещение о ДТП разделяется на два равнозначных листа — каждому участнику ДТП по одному одинаковому листу (самокопир считается полностью идентичным первому листу).
  2. На своем листе Извещение о ДТП заполнить обратную сторону.
  3. Свой экземпляр Извещения о ДТП обязательно отправить в свою страховую компанию по адресу, указанному на полисе ОСАГО — не позднее 5-ти дней с момента ДТП. Чем раньше — тем лучше!
  4. Не ремонтировать и не утилизировать свой автомобиль до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня ДТП. Это делается, что страховая компания при необходимости могла осмотреть повреждения автомобиля.
  5. Предоставить машину на осмотр в свою страховую компании, если она этого потребует, не позднее 5-ти дней со дня получения такого требования.

Важно! Нарушение указанных требований может привести к применению к виновнику ДТП серьезных санкций — страховая компания может по Закону взыскать с нарушителя всю сумму, которую она заплатит потерпевшему в ДТП.

Порядок заполнения формы Европротокола

Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная вами информация на верхней (лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке. Рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательством РФ предусмотрено, что при оформлении «Европротокола» водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения о ДТП, при этом заполнены должны быть и лицевая, и оборотная стороны. При этом не имеет значения, чей из участников ДТП комплект бланков извещения о ДТП заполняется. Каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.

Лицевая часть извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Смотрите так же:  Образец заявление на паспорт при утрате

Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному происшествию, повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины, как царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того, необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства, учитывая, что:

  1. стоянка — это не остановка. Если ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
  2. если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».

В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

В подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне извещения о ДТП информации и соответствии схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств «А» и «В» проставляются подписи в пункте 18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны документа — каждый водитель делает это самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах.

В случае если на оборотной стороне извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на последнем следует сделать отметку «С приложением» и указать, к чему это приложение и кем оно составлено, а также заверить приложение теми же подписями, которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.

Имейте в виду, что если в извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием. Поэтому извещение о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк либо написать большую букву Z или «Нет…(свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

Если бланк извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно оформить документ на другом бланке.

Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения — она должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Если второй водитель отказывается подписывать извещение о ДТП или совместно его заполнять, это означает, что требуемого законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, следовательно, документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Оформление схемы ДТП

Что нужно отобразить на схеме ДТП?

На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

Нормы Закона об ОСАГО в части «Европротокола» (2014)

Для решения части вопросов по «Европротоколу» приняты поправки в Закон об ОСАГО, которые вступили в силу со 2-го августа 2014 года:

Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции

1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции осуществляется в порядке, установленном Банком России, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованию страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, обязаны представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без наличия согласия в письменной форме страховщиков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

(пункт вступает в силу через 10 дней после официального опубликования Закона и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным начиная со 2 августа 2014 года)

5. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии, произошедшем на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ленинградской области, без участия уполномоченных на то сотрудников полиции ограничение по размеру страховой выплаты, предусмотренное пунктом 4 настоящей статьи, не применяется и страховая выплата осуществляется потерпевшему в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года и действует до 30 сентября 2019 года)

(положения данного пункта применяется к отношениям, возникшим в связи с дорожно-транспортным происшествием, гражданская ответственность обоих участников которого застрахована по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, после 1 октября 2014 года)

(до 1 января 2017 года кроме системы ГЛОНАСС разрешается использовать данные иных глобальных спутниковых навигационных систем)

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции страховщику должны быть представлены данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами).

(пункт вступает в силу с 1 октября 2019 года)

7. Требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(пункт вступает в силу с 1 октября 2014 года)

8. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, документы о котором оформлены в соответствии с настоящей статьей.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству.

(пункт вступает в силу со 2 августа 2014 года)

Статья 14. Право требования страховщика к причинителю вреда

1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков:

в.2) информирует владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона;

Порядок заполнения Извещения о ДТП

Извещение о ДТП является официальным безотзывным документом. Каждый экземпляр Извещения о ДТП состоит из двух скрепленных листов: первого и самокопира (второго листа).

Лицевая сторона первого листа совместно заполняется и подписывается обоими участниками ДТП.

После заполнения лицевой стороны Извещение разъединяется — каждому из участников ДТП по одному экземпляру.

Примечание:
Ответственность каждого из участников ДТП определяется только в соответствии с данными, вносимыми обоими участниками ДТП на лицевой стороне Извещения.

Рекомендуется первый лист Извещения о ДТП оставлять предполагаемому потерпевшему, второй лист (самокопир) — предполагаемому виновнику ДТП. В принципе, не имеет значения, кому достанется первый лист, а кому второй (рекомендации связаны с тем, что оригинал Извещения легче отсканировать и переслать Страховщику виновника при прямом возмещении убытков).

После разъединения экземпляров Извещения внесение изменений на лицевой стороне Извещений не допускается.

Оба участника ДТП обязаны самостоятельно заполнить обратные стороны Извещения. Обратную сторону рекомендуется заполнить уже дома (во Франции даже рекомендуют ее заполнять вместе с юристом).

Примечание:
На обратной стороне Извещения о ДТП имеется бланк декларации, он заполняется каждым водителем отдельно. Эти данные позволяют получить дополнительную информацию, необходимую для разбирательства страхового случая.

Извещение считается заполненным только в случае если:

  • экземпляры разъединены;
  • заполнены обе стороны каждого экземпляра Извещения.

В некоторых случаях, информация с обратной стороны Извещения о ДТП от виновника ДТП может и не понадобиться для подтверждения страхового случая. Но лучше не рисковать: есть обязанность заполнить обе стороны Извещения каждым участником — значит нужно заполнить, чтобы не давать лишнего повода страховым компаниям отказать в страховой выплате.

Ограничения по сумме выплаты при оформлении Европротокола

Главное ограничение применения Европроткола в России — это ограничение максимального размера выплаты при таком (упрощенном) оформлении ДТП:

«В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей» (Закон об ОСАГО, ст.11, п.10).

Еще год назад Минфин подготовил проект поправок в Закон об ОСАГО, в которых предложил увеличить лимит выплаты по Европротоколу до 50000 руб.

В этом году перед выборами Президента РФ ряд политиков заявили, что лимит выплат по Европротоколу нужно повысить до 75000 руб. Сейчас выборы прошли, пора предвыборных обещаний закончилась, и мы ждем, какую же цифру в конечном итоге утвердят народные избранники.

Но ключевой вопрос данной проблемы не в том, КАКИМ должен быть лимит, а ЗАЧЕМ он вообще нужен.

Есть четкий набор критериев возможности применения Европротокола, которые каждый участник ДТП способ определить на место ДТП:

  • только два участника (два транспортных средства);
  • оба застрахованы по ОСАГО;
  • нет пострадавших — не причинен вред жизни или здоровью;
  • у участников нет разногласий в части описания обстоятельств ДТП и причиненных повреждении.

Размер ущерба на месте ДТП даже специалист может определить только приблизительно. Не специалист может лишь предполагать, каков будет этот размер, следовательно, принять адекватное решение об оформлении Европротокола участники ДТП не могут.

Такое ограничение существует лишь в России, в других европейских странах применение Европротокола ограничивается лишь в случае причинении вреда жизни или здоровью. При этом любое ограничение размера ущерба всегда ущемляет интересы самих участников ДТП.

Единственный смысл введения таких ограничений это борьба с мошенничеством в страховании. Не секрет, что пока Европротокол часто используют те, кто пытается инсценировать ДТП с целью получения страховой выплаты по ОСАГО. Однако борьба с мошенничеством должна строиться не на ограничении размера страховой выплаты, а на четкой процедуре контроля со стороны страховой компании за действиями участников ДТП. Основной механизм — возможность осмотра автомобиля виновника ДТП и применение регресса к виновнику в случае непредоставления автомобиля на осмотр.

Логика действующей редакции Закона получается странная: «Если всем платить мало, то и мошенники получат мало».

Полагаю, что ограничение выплаты при оформлении Европротокола вообще нелогично и должно быть отменено в рамках совершенствования Закона об ОСАГО.

Может ли «виновник» позже оспорить подписанное им Извещение о ДТП

К сожалению, доскональным знанием всех нюансов Правил дорожного движения может похвастаться очень малая часть водителей. К чему может привести недостаточное знание ПДД при оформлении Европротокола?

Возможны ситуации, когда один из водителей-участников ДТП посчитал себя виновным и отметил это в Извещении о ДТП, второй участник, естественно, согласен с виной своего оппонента.

Но вот наш «виновник» вернулся домой, стал перечитывать Правила дорожного движения и понял, что неправильно оценил ситуацию, а на самом деле виноват в ДТП не он. Примеров таких ошибок можно привести множество.

Может ли «виновник» отозвать свою подпись под Извещением о ДТП, внести каким-либо образом исправления, чтобы избежать «неправильной» ответственности и самому получить выплату по ОСАГО?

Сегодня на это вопрос нет однозначного ответа — система Европротокола в России еще находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, после внесения изменений в Закон об ОСАГО в части совершенствования Европротокола, данный вопрос обязательно найдет свое отражение или в самом Законе, или в Правилах ОСАГО, или в разъяснениях РСА.

Обучение водителей оформлению Европротокола

Идея о том, что для внедрения Европротокола в России необходимо провести соответствующее обучение водителей высказывалась еще в 2008 году. Действительно, правила оформления Европроткола не столь просты, чтобы надеяться, что все водители способны их самостоятельно изучить.

Предполагается, что в обязательную программу подготовки водителей будет внесен раздел о порядке оформления Европротокола. С инициативой таких изменений в феврале 2012 года выступил РСА. Предполагается, что обучать этой «науке» начнут молодых водителей уже с 2013 года.

Нужен ли при Европротоколе аварийный комиссар

Первоначально аварийные комиссары (аваркомы) всячески приветствовали введение в России Европротокола, т.к. полагали, что работы у них прибавится. Действительно, раз водители не будут вызывать сотрудников ГАИ для оформления ДТП, то они могут вызывать аварийных комиссаров, которые помогут оформить ДТП более качественно, но… не бесплатно.

Реальность оказалась менее радужной. Если водитель не хочет ждать ГАИ, то почему он захочет ждать аварийного комиссара!

На самом деле, Европротокол можно назвать «убийцей аваркомов«. Сама система Европротокола создана именно для того, чтобы участники ДТП никого не ждали для оформления документов, а могли все сделать самостоятельно.

В настоящее время спрос на услуги аварийных комиссаров постепенно снижается — аваркомов по ОСАГО на практике уже не вызывает ни одна страховая компания (даже если такая услуга указывается при проведении конкурсов по ОСАГО).

Оформление Европротокола по каско

Сегодня требования к оформлению ДТП для получения выплаты по каско у многих страховщиков не предусматривают возможность оформления Европротокола (оформления документов без вызова сотрудников полиции) — это остается, пожалуй, самой важной причиной медленного развития Европротокола в России. Многие страхователи отказываются оформлять Европротокол как раз из-за опасения отказа в выплате по каско.

Бесконтактное ДТП и Европротокол

Одним из ограничений применения Европротокола должны стать, так называемые, «бесконтактные ДТП». Один водитель нарушил ПДД (например, выехал на перекресток, не соблюдая знаки приоритета), второй водитель, пытаясь избежать столкновения с первым автомобилем, совершил маневр, не справился с управлением и врезался в столб. Непосредственного контакта между автомобилями не было, потому такое ДТП и называют «бесконтактным».

Сегодня четких критериев определения ответственного за причиненный вред в такой ситуации нет. Правила дорожного движения предписывают водителю при появлении помехи движению применять все возможные меры к остановке машины, а не производить какие-либо маневры. Чтобы суду принять обоснованное решение в такой ситуации требуется проведение трасологической экспертизы.

Для подобных ситуаций Европротокол применяться не может, т.к. для проведения трасологии требуется, как минимум, подробная схема места ДТП, составляемая сотрудниками ГИБДД.

Аналогичные проблемы возникают в ситуациях, когда автомобили лишь незначительно соприкоснулись, после чего один из них врезается в какое-нибудь препятствие. В этой ситуации также требуется оформление ДТП сотрудниками ГИБДД, чтобы избежать ненужных проблем с Европротоколом.

Вопросы и ответы по применению Европротокола

06.08.2012

Вопрос:

Ответ:

27.07.2012

Вопрос:

Ответ:

21.06.2012

Вопрос:

Ответ:

20.06.2012

Вопрос:

Ответ:

19.03.2012

Вопрос:

Ответ:

30.05.2012

Вопрос:

Ответ:

23.01.2013

Вопрос:

Ответ:

17.03.2013

Вопрос:

Ответ:

17.03.2013

Вопрос:

Ответ:

16.10.2013

Вопрос:

Ответ:

28.10.2013

Вопрос:

Ответ:

10.11.2013

Вопрос:

Ответ:

17.11.2013

Вопрос:

Ответ:

28.01.2014

Вопрос:

Ответ:

31.01.2014

Вопрос:

Ответ:

Не принимать заявление СК не имеет права!
Передать документы (по списку из Правил страхования) под роспись в получении и ждать решения. Если уже совсем не берут — заказным письмом с описью вложения.
Отказать по такому поводу в письменном виде СК, скорее всего, поостережется.
Будет отказ — можно будет жаловаться в Службу банка России по финансовым рынкам.

А искать виновника Вы не обязаны, тем более, что это может тянуться бесконечно.

Осаго 50000