Общекультурные требования

Библиографическая ссылка на статью:
Сысоева Н.А. Формирование общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12380 (дата обращения: 24.09.2018).

Современная система высшего образования ориентирована на подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего самостоятельностью и оригинальностью мышления, умеющего самостоятельно получать и анализировать знания, которые можно было бы применить к разным сферам профессиональной деятельности. Применение и разработка современных образовательных технологий, позволяющих подготовить специалиста такого уровня, становится важным аспектом в направлении развития современной системы высшего образования.

Необходимость модернизации содержания и технологий подготовки педагогических кадров путем приведения их в соответствие с современными потребностями общества и рынка труда находит свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) актуализирует проблему становления профессиональной компетентности студентов педагогического вуза и формирования у них таких компетенций, как умение взаимодействовать в коллективе, толерантно воспринимать социальные и культурные различия окружающих людей, уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики и многих других. Таким образом, к подготовке студентов педагогического вуза предъявляются достаточно высокие требования, а высокий уровень профессиональной компетентности становится необходимым условием успешной профессиональной деятельности студента в будущем.

Обратимся к сущности понятий: «компетентность» и «компетенция», «общекультурные компетенции». Проанализировав работы ученых, исследовавших проблему компетентности (Н.И. Алмазова, И.А. Зимняя, Н.П. Симаева, А.В. Хуторской, К.В. Шапошников и другие), приходим к выводу, что сущность данных понятий настолько многогранна и сложна, что исследователи не могут однозначно определить их смысл. Вслед за Н.П. Симаевой, будем рассматривать компетентность как «интегративное, синергетическое качество, имеющее более широкое содержание и выступающее как результат сформированных конкретных знаний, умений и навыков, то есть тем, чем выпускник должен владеть по окончании вуза» [1, c. 50]. А.В. Хуторской полагает, что понятие компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [2, c. 141]. Компетенции описываются с помощью стандартов, а также критериев выполнения заданий или образцов поведения, определяя возможности личности в социальном контексте определенного вида деятельности.

Г.Х. Нигматзянова определяет общекультурные компетенции как базовую компетентность личности, обеспечивающую «вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме» [3, c.1].

Общекультурные компетенции относятся к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского, которые включаются в метапредметный уровень содержания образования. Исходя из этого, формирование общекультурных компетенций осуществляется в рамках каждой дисциплины, реализующей содержание высшего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Иностранный язык» относится к гуманитарным наукам, изучающим человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Как гуманитарная дисциплина, «Иностранный язык» имеет огромные возможности в формировании общекультурных компетенций студентов педагогического вуза, наряду с такими гуманитарными дисциплинами, как «История» и «Философия». Педагог, учитель, являясь транслятором культуры и основным звеном в передаче культурных ценностей следующему поколению, должен владеть общекультурными компетенциями, чтобы быть профессионалом.

Согласно требованиям ФГОС ВПО, выпускник педагогического вуза должен обладать следующими общекультурными компетенциями: владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; быть способным понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; быть готовым к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе; быть готовым использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией; быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владеть одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; быть готовым к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; быть способным использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Так, из шестнадцати общекультурных компетенций, перечисленных выше, половина формируется непосредственно на занятиях дисциплины «Иностранный язык».

В наши дни Болонский процесс определяет основные тенденции развития высшего образования в более чем сорока странах Европы, включая Россию. Поэтому современные образовательные технологии приобретают особое значение в современных условиях модернизации высшего образования, когда перед российской высшей школой стоит задача соединить традиционные методы с новейшими образовательными технологиями, позволяющие модернизировать российскую образовательную систему в соответствии с требованиями общеевропейского образовательного пространства.

Для формирования общекультурных компетенций у студентов в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на занятиях дисциплины «Иностранный язык» преподавателями часто и успешно применяется метод проектов.

Наиболее сенситивным периодом формирования общекультурных компетенций студентов педагогического вуза является второй семестр первого курса. Во-первых, у студентов прошел период адаптации и первая сессия, они способны адекватно воспринимать учебно-воспитательный процесс и пространство вуза, осознавать цели пребывания в учебном заведении, свое место в нем, а также применять способы взаимодействия с однокурсниками и преподавателями в зависимости от конкретной ситуации. После первого семестра им гораздо легче усвоить программный материал. Во-вторых, программой дисциплины предусмотрены следующие разделы: «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка», содержание которых имеет большой потенциал к развитию толерантного восприятия социальных и культурных различий, воспитанию уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям.

Особое значение применение метода проектов приобретает во втором семестре второго курса, когда студенты изучают следующие темы: «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка». Данный учебный материал относится к теме «Страна изучаемого языка» и направлен на формирование общекультурных компетентностей у студентов. Как правило, большинство преподавателей обращает внимание на формирование следующих компетенций у студентов на занятиях дисциплины «Иностранный язык»: способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами и работе в коллективе; готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовым работать с компьютером как средством управления информацией; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; владение одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики. Формы работы в этом семестре непосредственно связаны с изучением культурных особенностей страны изучаемого языка, сравнением русской культуры и культуры страны изучаемого языка. Как известно, сравнение, то есть выявление общих и отличительных свойств, помогает лучше понять сущность разных предметов и явлений.

Процесс освоения дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете основывается на традиционных и инновационных технологиях обучения иностранным языкам.

В процессе изучения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» рекомендуются:

метод проектов (индивидуальные и групповые проекты) – создание краткосрочных проектов и оформление результатов с использованием программы Power Point (мультимедийная презентация) и их защита по темам: «Подготовка к путешествию», «В отеле» (индивидуальный рекламный туристический проспект), «Какую столицу страны изучаемого языка ты бы хотел посетить в первую очередь?». Лучшие работы и фотографии студентов, сделанные во время защиты проекта, предлагается разместить на сайте www.vspu.ru на страничке кафедры иностранных языков. Защита проектов и представление презентаций проходит на иностранном языке.

использование аутентичных видеоматериалов по страноведению на иностранном языке во время аудиторных занятий по темам «Страна изучаемого языка», «Достопримечательности городов страны изучаемого языка» (видеоматериалы можно найти на Интернет-сайте www.YouTube.com и др. источниках).

— ролевая игра «В ресторане», во время которой студенты поочерёдно берут на себя роли официанта и посетителя;

— круглый стол «Популярные туристические маршруты», на котором студентам предлагаются следующие вопросы для обсуждения: путешествие как самый популярный вид отдыха в наши дни; путешествие как хобби или образ жизни; самые популярные туристические маршруты в России в наши дни; самые популярные туристические маршруты за рубежом в наши дни; дорогой и дешёвый виды туризма. Обсуждение ведется на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу и предполагается системное, проблемное, междисциплинарное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

использование аудиоматериалов на иностранном языке во время аудиторных занятий. Аудиоматериалы содержатся на CD-носителях и являются аудио-приложением к методическим разработкам по темам «Путешествие», «В аэропорту», «В гостинице», «В ресторане и кафе», а также на сайте Lucent Technologies, Bell Labs (www.bell-labs.com), которое позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Рекомендуется также мультимедиа-лингафонный комплект Rinel-Lingo, где при аудировании различных текстов есть возможность несколько раз прослушать один и тот же текст, высветив его на экране компьютера, а также получить перевод незнакомых слов и выражений.

Смотрите так же:  Собрание трудового коллектива как оформить

В рамках освоения разделов «Путешествие в страну изучаемого языка», «Отель» и «Пребывание в стране изучаемого языка» данный метод предполагает сферу повседневного и общеделового общения – межкультурная коммуникация в ситуациях повседневного общения (знакомство, подготовка и организация путешествия, размещение в гостинице, поездка за границу, телефонные разговоры, запрос информации и т.д.).

метод творческих заданий по теме «Пребывание в стране изучаемого языка» предполагает написание студентами эссе на тему «Особенности национальной культуры в межкультурном общении», в котором студенту следует выявить особенности национальной культуры страны изучаемого языка и сравнить с национальными особенностями родной страны.

метод беседы рекомендуется по теме «Путешествие». Студентам предлагается рассказать о целях путешествий, их видах, о наиболее предпочитаемых конкретным студентом. В процессе говорения или в завершении высказывания студент отвечает на вопросы преподавателя по теме «Путешествие в страну изучаемого языка».

Перечисленные выше образовательные технологии – эффективное средство формирования общекультурных компетенций у студентов педагогического вуза. Таким образом, гуманитарное содержание программы учебной дисциплины «Иностранный язык» в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете способствует формированию общекультурных компетенций, которыми должны обладать выпускники педагогического вуза согласно требованиям ФГОС ВПО.

Общекультурные требования

Библиографическая ссылка на статью:
Нигматзянова Г.Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 23.09.2018).

Исследователи отмечают, что «культуро­логическая» ориентация образования отражает и новые возможности для определения путей обновления, обога­щения, пересмотра содержания высшего образова­ния. Ядром модели выпускника по любому направлению подготовки высшего профессионального образова­ния являются универсальные (общекультурные) компетентности.

А.В. Хуторской считает, что общекультурная компетенция – широкий круг вопросов, по отношению к которым учащийся должен быть хорошо осведомлен, а именно познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения студентом научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. [5, с.115]. Общекультурные компетенции относится к ключевым компетенциям, согласно классификации А.В. Хуторского, которая включается в метапредметный уровень содер­жания образования. Поэтому формирование общекультур­ных компетенций осуществляется в рамках каждого пред­мета, реализующего содержание общего образования [4, с.59].

Л.С. Троянская определяет общекультурная компетентность как интегративную способность личности обучаемого, обусловлен­ная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентация на использование культурных эталонов как критериев оцен­ки при решении проблем познавательного, мировоззрен­ческого, жизненного характера» [2, с.30]. Данное определение ориентирует на сущностные характеристики компетентности как личностного качества, а именно способность учащихся самостоятельно действовать при решении актуальных для них проблем.

Таким образом, изучив некоторые из существующих определений общекультурных компетентности, мы предлагаем собственное определение. Общекультурные компетенции – это базовая компетентность личности, обеспечивающая вхождение в мировое пространство культуры и самоопределение в нем, применение профессиональных знаний и умений в практической деятельности, овладение нормами речевого этикета и литературного языка, а также культурой межнационального общения и способностью ориентироваться в социуме.

С.Л. Троянская определяет трехкомпонентную структуру общекультурных компетенций. Когнитивный, ценностно-ориентационный и коммуникативно-деятельностный компоненты входят в ее состав. Когнитивный компонент более соответствует такой форме присвоения продуктов культуры, как изучение, понимание. В разнообразных определениях культуры мы замечаем ее «знаниевую» характеристику: «комплекс знаний», «совокупность интеллектуальных элементов».

Ценностно-ориентационный компонент предполагает приобщение к культуре как передачу ценностей через переживание в процессе духовного общения. При этом культура определяется как «система производства духовных ценностей», «специфический способ мышления, чувствования», «реализация верховных ценностей». Коммуникативно-деятельностный компонент соответствует операционно-поведенческой направленности и такому способу присвоения культуры, как научение и сотворчество. Это закреплено в определениях культуры как формы поведения, способов человеческой деятельности, системы хранения и передачи социального опыта [3, с. 20].

О.Е. Лебедев предлагает следующую структуру общекультур­ных компетенций студента. Прежде всего, формирование общекультурных компетенций предполагает ориентацию в первоисточ­никах культуры — произведениях художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, театрального искусст­ва, музейных экспозициях, произведениях если не научной, то хотя бы научно-попу­лярной литературы. Этот перечень видов можно продолжить. В реальной образовательной практике подавляющее большин­ство учащихся ограничивается знаком­ством с немногими первоисточниками, в основном, с некоторыми произведениями художественной литературы.

Для перехода от реального к желаемо­му результату необходимо скорректиро­вать требования к результатам высшего профессионального образования. Определение этих требований связано с выбором планируемого резуль­тата, который может заключаться либо в поверхностной информированности о большом числе первоисточников культу­ры, либо в глубоком знании небольшого их числа.

Другой компонент общекультурных компетенций – способность ориентироваться в источниках информации, отби­рать их для решения познавательных за­дач по определенным критериям, в том числе по критерию достоверности инфор­мации.

Третий компонент — способность объяснять явления действительности, по крайней мере, те, с которыми люди встре­чаются в повседневной жизни, с позиций науки. При этом речь идет не только о на­учном понимании таких явлений, но и о способности объяснять их другим людям.

Четвертый компонент — способность ориентироваться в актуальных проблемах общественной жизни (в сути проблем, причинах их возникновения, мнениях о путях решения). Было бы важно, чтобы каждый выпускник высшей школы мог привести примеры проблем, которые ста­ли предметом общественного обсуждения, и определить свой взгляд на предлагае­мые пути решения этих проблем.

Пятый компонент — способность ориен­тироваться в мире социальных, нравствен­ных и эстетических ценностей, что предпо­лагает умение различать факты, суждения, оценки, устанавливать их связь с опреде­ленной системой ценностей, определять собственное аксиологическое поле.

Исключительно важным компонентом общекультурных компетенций является речевая культура учащихся. Каждый из перечисленных компонентов общекуль­турной компетентности может быть рас­смотрен как относительно самостоятель­ная цель общего образования, реализуе­мая в процессе изучения всех учебных дисциплин и в процессе внеучебной деятельности [1, с.111-112].

Таким образом, базовым компетентностям относят общекультурную компетентность будущего специали­ста. Безусловно, ее формирование в становлении специалиста нового типа приобретает особую значимость. Первоначально общекультурная компетентность в составе базо­вых компетентностей выступает некой фундаментальной составляю­щей для профессио­нальной компетентности и для становления таких образований как про­фессионализм, мастерство и др. Если не уделить внимание формированию общекультурных ком­петенций студента, то он впоследствии не сможет в полной мере овладеть коммуникативными, информационными, профессиональными и др. компетенциями.

Общекультурные ком­петенции в отличие от других компетенций имеют постоянный характер. Так, если профессиональные компе­тенции могут быть недолговечными, то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, при этом эти компетенции помогают специалисту в приобретении новых компетенций, которые в свою очередь позволяют ему развиваться и достигать новых высот в своем профессиональном становлении.

В современном мире происходят глобальные социальные, политические и экономические изменения в мире и в частности в россий­ском государстве, также усиление роли международных отношений, возникновения интереса к национальным корням, пробуждение национального самосознания народов, что ак­туализируют потребность в высококультур­ном специалисте. В этих условиях проис­ходит смена приоритетов, становится воз­можным усиление культурообразующей роли образования, появляется новый идеал студента — «человека культуры», облада­ющего общекультурной компетентностью. Именно общекультурная компетентность определяет активную жизнедеятельность человека, его способность ориентироваться в различных сферах социальной и профессиональной жизни, гармонизирует внутрен­ний мир и отношения с социумом.

Формирование общекультурной компетентности обучающихся как компонент технологии педагогической поддержки ребенка

В “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” указывается, что модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования”. В концепции подчеркивается также, что важнейшими задачами воспитания является “формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”.

Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых (базовых, универсальных) компетентностей, т.е. готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

Набор ключевых компетенций, принятый в образовательной практике, включает в себя:

  • компетенцию в сфере познавательной деятельности, основанную на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации;
  • компетенцию в сфере общественной деятельности;
  • компетенцию в сфере трудовой деятельности;
  • компетенцию в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
  • компетенцию в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).
Смотрите так же:  Самые налоговы льготы

Две последние являются составляющими общекультурной компетентности (ОКК).

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Актуальность проблемы культуры и воспитания “человека культурного” в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической, экономической жизни многих стран мира. Такие понятия, как “свобода” и “демократия”, не получив конкретного научного разъяснения, зачастую стали превращаться в синонимы “вседозволенности”.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество — духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Вследствие этого ценностные установки, присущие массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному), стали деструктивными и разрушительными с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Актуальность проблемы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций; невостребованностью духовного потенциала русской культуры; взаимонепониманием “детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к традициям и ценностям “отцов”.

В связи с этим проблема культуры и вопросы овладения образцами культуры имеют чрезвычайную значимость, т.к. от уровня культуры граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентноспособность страны.

Анализ ситуации в России свидетельствует о сравнительно низком уровне ОКК всего населения (в том числе политического класса, бизнес — сообщества, управленческого звена.)

В качестве доказательства этого утверждения хочется привести данные исследования, проведенного деятелями культуры по заказу Министерства образования в одном из технических ВУЗов Москвы. Выбранная методика была впервые опробована в 1996г. и позволила констатировать, что тогдашний студент российского технического ВУЗа обладал довольно широкой информированностью.

Однако, уже в 2002 году подобное исследование дало весьма печальные результаты: за этот период (1996-2002гг.) уровень ОКК не просто снизился – по некоторым показателям он упал сразу на 30-40%. По существу в стране произошла никем незамеченная “тихая” гуманитарная катастрофа, причем ее понижающие тенденции остаются в силе вплоть до настоящего времени.

Причина подобного явления объясняется тем, что во “взрослую” жизнь стали вступать поколения, чья ранняя юность проходила в период начала реформ, в период перехода на рельсы рыночной экономики, когда на первый план выходили проблемы “выживания” (то — есть, реализация жизненно важных потребностей), а не духовно-нравственные проблемы личности.

В настоящее время, когда общество вышло на качественно новый уровень своего развития, им предъявляется новый социальный заказ на качественно иную личность. И перед школой, как исполнителем социального заказа, стоит задача поиска новых подходов к формированию ОКК обучающихся, необходимых для решения накопившихся сложных проблем.

Итак, перейдем к определению понятия “ОКК” и трактовке содержания данного понятия.

Под общекультурной компетентностью (ОКК) личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами.

Компетентность включает следующие аспекты:

  • смысловой аспект — адекватное осмысление ситуации на основе имеющихся культурных образцов понимания, оценки такого рода ситуаций;
  • проблемно-практический аспект – адекватность распознавания ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм в данной ситуации;
  • коммуникативный аспект – адекватное общение с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия.

Человек имеет общекультурную компетентность, если он способен к адекватному осмыслению, практическому решению и коммуникативному выражению ситуаций, выходящих за пределы его профессиональной сферы.

Кроме того, если в профессиональной компетентности ведущую (но не единственную!) роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты.

Целью школьного образования в области формирования ОКК является: достижение уровня ОКК, достаточного для ориентации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности.

Задача же заключается в том, чтобы дать учащимся необходимые знания в области культуры, продемонстрировать образцы культуры в различных сферах, а именно:

  • социально-экономической;
  • политико-правовой;
  • в сфере науки, религии;
  • экологической;
  • эстетической;
  • коммуникативной;
  • бытовой;
  • досуговой и др.

Существует множество способов формирования ОКК. Нас интересуют, прежде всего, педагогические. Остановимся на некоторых из них.

Приоритет в формировании ОКК отводится воспитательной работе. Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребенка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создает развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков.

За 30 лет существования нашей школы в ней сложилась система воспитательной работы, в которой есть свои находки, достижения. Главным результатом нашей деятельности является успешная реабилитация и социализация воспитанников, о чем свидетельствует обратная связь с нашими выпускниками и их родителями.

Но, поскольку школа является своеобразным микросоциумом, в ее воспитательной работе, как в зеркале, отражаются некоторые негативные тенденции, проявляющиеся в обществе (о которых уже говорилось ранее):

  • наблюдается снижение социальной активности, рост потребительского отношения к школе, к ее духовным ценностям, к саморазвитию в целом;
  • проявляется спад интереса к массовым школьным и внутриклассным мероприятиям, к общественной работе, к серьезным занятиям в системе дополнительного образования;
  • и вместе с тем проявляется повышенный интерес к бесцельному времяпрепровождению, к досуговым мероприятиям, не отличающихся высоким качеством и содержательностью;
  • достаточно высока степень эгоизма и индивидуализма у отдельных учащихся и их родителей.

К сожалению, у некоторых педагогов существует иллюзия, что стоит подробно объяснить детям, что такое хорошо, а что такое плохо, и дети сразу станут культурными воспитанными. Дидактизм, назидательность, обращение лишь к логике воспитанников, авторитаризм – таковы типичные подходы отдельных педагогов к решению задач воспитания. Но, как показывает практика, эффект от таких способов воздействия на детей, особенно подросткового возраста, минимален.

Безусловно, что в основе указанных недостатков не прослеживается одна причина, их много (как объективных, так и субъективных). Нельзя умолчать об огромном отрицательном влияние СМИ (телевидение, низкопробная печатная продукция).

Необходимо активно разбирать причины данных негативных тенденций в воспитательной работе школы, постоянно искать новые формы педагогического воздействия на учащихся, обновлять формы и содержание работы.

Назрела необходимость создания воспитательной системы школы, которая на основе технологии педагогической поддержки О.С. Газмана включала бы в себя целевые программы по различным сферам деятельности детей (“Учение”, “Общение”, “Досуг”, “Здоровье”, “Образ жизни”), поэтапная реализация которых, в конечном итоге, сыграет положительную роль в формировании ОКК обучающихся.

А пока вынашивается идея и проект создания воспитательной системы, следует направить усилия классных руководителей, воспитателей на грамотное планирование работы в соответствии с конкретными воспитательными задачами, стоящими перед воспитанниками разных ступеней. При этом необходимо обеспечить высокий интеллектуальный, эмоциональный и культурный уровень всех проводимых классных и общешкольных мероприятий и КТД. Их тематика должна представлять несомненный интерес для учащихся, стимулировать творческую и познавательную активность.

Современный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей детей и подростков в формах досуга, создания конкурентноспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям.

Прежде, чем обозначить следующее направление формирования ОКК, представьте следующую ситуацию: вас пригласили в какую-то школу на практикум по внедрению новых технологий, каких-либо инноваций, или, скажем, по обобщению опыта формирования ОКК.

Подходя к школе, мы бросаем первый взгляд на ее строительно-архитектурный вид, а, войдя в школу, обратим внимание на школьную форму детей, ее сотрудников, интерьер классов, столовой, дизайн штор, холлов, чистоту туалетов. Мы непроизвольно констатируем вполне определенный уровень культуры. И как бы интенсивно не внедряли в этой школе новые учебные курсы, технологии, но, если цивилизация школьной жизни не соответствует общечеловеческим достижениям, вряд ли правомерно говорить о высокой культуре школы. То — есть, культура школы начинается с культуры школьного быта.

Речь здесь идет о таком направлении формирования ОКК как преобразование сферы обитания – или, как принято сейчас говорить, — эстетизация окружающей среды. Ее характеристики: гигиена, удобство, порядок, красота, дизайн. Окружающее человека пространство напрямую воздействует на психическое состояние и общее самочувствие, поэтому его преобразованию уделяется так много сил, энергии, средств. Не случайно здание и интерьер “храма культуры”- театра имеет особый стиль (бархатные кресла, паркет, хрустальные люстры, зеркальные стены фойе). Отражая лик людей, преобразованная среда влияет в свою очередь на этот лик: люди иначе ведут себя среди красоты и мусора, по-разному работают в духоте и на свежем воздухе, изменяют взаимоотношения при изменении окружения.

Каждый педагог в меру своих возможностей (материальных и физических) заботится об эстетике своего рабочего места: класса, спальни, оборудовании и оформлении урока, воспитательного мероприятия. В школе, по мере возможности, процесс эстетизации на лицо. Думается, что при разрешении некоторых проблем, переход в обновленную школу сыграет позитивную роль в формировании ОКК обучающихся.

. Необходимо заметить, то общекультурная компетентность формируется не только воспитательными воздействиями, но и в ходе преподавания дисциплин из разных образовательных областей. В Госстандартах по каждому предмету прописан не только набор учебных компетенций, которыми должен овладеть ребенок в ходе изучения того или иного предмета, но и составляющие общекультурной компетентности, которая должна быть сформирована в курсе изучения данного предмета.

Смотрите так же:  Регистрация земельного участка в собственность мфц

Так, например, по математике ОКК выпускника старшей школы предполагает, что он:

  • понимает, что математика является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, воздействует на иные области культуры, влияя на совершенствование человека как homo sapiens;
  • понимает, что формальный математический аппарат создает возможности для решения прикладных задач;
  • понимает, что математическая символика и формулы математики позволяют описывать общие свойства объектов практики и науки и отношения между ними;
  • имеет представление об особенностях математического языка и соотносить их с русским языком.

Каким бы не был путь формирования ОКК, центральной фигурой является педагог. Роль транслятора культурных образцов предъявляет к его личности высокие требования: он сам должен обладать высоким уровнем культурной компетентности, которая проявляется и во внешнем облике и во внутреннем содержании. Это человек, обладающий высоким уровнем педагогической культуры, которая предполагает наличие определенных личностных качеств и профессионального мастерства, в совершенстве владеющий навыками межличностного взаимодействия.

В заключение хотелось бы процитировать педагога Н.Е. Щуркову: “ Роль педагога при восхождении ребенка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего за отклонения от нормы, она очерчивается широко: он — соучастник такого восхождения, стратег, инструктор, опора и помощник в нелегком движении вперед и выше”.

Общекультурные требования

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность представленной темы связано с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становление профессиональных навыков студентов направления «Дизайн», для формирования общекультурных компетенции является важным апробированием учебных искусствоведческих дисциплин в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы [2].

В специфику подготовки студентов направления «Дизайн» были выработаны следующие общекультурные компетенции, направленные на становление профессиональной деятельности:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
  • способность к активному общению в творческой, научной, производственной и общекультурной деятельности;
  • обладать навыками научно-исследовательской деятельности (планирование исследования, сбор информации и ее обработки, фиксирования и обобщения полученных результатов);
  • способность представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных художественных средств редактирования и печати;
  • владеть опытом публичных выступлений с научными докладами и сообщениями [1].

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи, необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии, знать и понимать суть каждого из видов, жанров искусств и уметь анализировать как классические произведения, так и современные. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства. Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Под предметом искусства следует понимать то, что воплощается в творческом процессе в образную структуру и содержание художественного произведения. Объективным компонентом его является не сама по себе природа, человек или общество, а более или менее адекватное отражение их в сознании художника. Субъективный компонент – это определенные социально-личностные установки, мотивы пристрастия, идеалы. Предмет искусства не сводится ни к объекту отражения, ни к априорному вымыслу художника, – он есть результат, продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника. Понятый таким образом предмет искусства обладает эстетической сущностью [2].

Искусство полифункционально. В связи с этим, функций искусства взаимосвязаны, и это придает искусству некий целостный феномен:

  • общественно-преобразующая и компенсаторная функции (искусство как деятельность и как утешение);
  • познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение);
  • художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира);
  • функция предвосхищения («кассандровское начало», или искусство как предсказание);
  • информационная и коммуникативная функции (искусство как сообщение и общение);
  • воспитательная функция (искусство как катарсис; формирование целостной личности);
  • внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание);
  • эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций);
  • гедонистическая функция (искусство как наслаждение) [3].

Искусство, еще со времен позднего палеолита (35–10 тыс. до н. э), помогало человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство – это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство – это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те или иные вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты. Возможности искусства многогранны. Искусство дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все шедевры архитектуры и живописи не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким [5].

Что касается проблемы, которую мы выносим на обсуждение в данной статье – это роль искусства в формировании общекультурных компетенции в профессиональной деятельности дизайнеров. И постановка этой проблемы следует из того, что: во-первых, связь искусства и дизайна прослеживается в первую очередь в творческой биографии знаменитых художников-дизайнеров: Норман Бел Геддес – пионер американского дизайна – начинал как театральный художник, театральным художником был Генри Дрейфус, Раймонд Лоуи, прежде чем создавал реальные дизайнерские проекты, рисовал вещи в модных журналах. Макс Билл – живописец, скульптор, архитектор, Джио Понти – универсальный художник: график, монументалист, театральный декоратор, архитектор и живописец. Во-вторых, дизайн «произошел» от искусства, но сам он не искусство. Искусство всегда опосредовано связано с характером производственных сил. Искусство – это часть истории культуры, последняя же часть истории вообще. Разумеется, переход из одной области в другую требует не одного лишь количественного роста. История культуры не есть лишь сумма историй литературы, театра, живописи и других видов художественного творчества. Оно предполагает некое новое качество. Но его постижение немыслимо без знания всех этих конкретностей. В-третьих, искусство является одним из наиболее действенных средств формирования и развития вкуса, эстетической культуры, творческого потенциала будущих дизайнеров и эти качества влияют на понимание эстетических и художественных ценностей в жизни человека. Т.е. творческими способностями, вкусом, эстетической культурой, умением воспринимать и ценить произведения искусства должен обладать, прежде всего, сам создатель произведения искусства, костюма или среды, тот, кто формирует эстетическую культуру и вкус зрителя и потребителя. Эти же требования выдвигаются к создателю предметного мира – дизайнеру, так как его творчество является определяющим фактором в формировании облика предметно-пространственной среды. В-четвертых, дизайнеры используют искусство как творческий источник для реализации своих идей, воплощение обычного в необычного при помощи изменения «формы» и «содержания» [4].

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: человечество впервые соприкоснулось с искусством еще на заре цивилизации, еще в первобытном мире, поэтому связь человека с искусством имеет глубочайшие корни; благодаря искусству, на протяжении всех великих Древних цивилизации, эпох, периодов человек познает и оценивает мир, формирует свой духовный мир, чувства, мысли, мировоззрение; искусство воспитывает человека, пробуждает творческие способности; искусство заставляет думать, мыслить и обдумывать жизненные ситуации, в которые и когда-либо человек попадал. На сегодняшний день перед нами, преподавателями высшей школы стоит важнейшая задача – воспитать и подготовить не просто специалиста, а специалиста высокого класса, имеющий глубокие профессиональные знания, умеющий донести эти знания до потребителя в доступной форме. Работа дизайнера специфична, так как объектом его творчества в конечном итоге является человек, причем разных возрастов и разного социального статуса. Поэтому решение этой проблемы в первую очередь состоит в том, чтобы развивать именно эстетическую культуру и вкус через восприятие произведений искусства, уметь использовать общекультурные компетенции в процессе создания предметного мира.

Общекультурные требования