Оглавление:

Объяснительная по перерасходу топлива

Как правильно написать объяснительную о перерасходе топлива. Мы списываем по адометру. А начальство по глонасу. За 6 месяцев разница по километражу очень большая.

Добрый вечер.В свободной форме.Как есть так и пишите.

Как написать объяснительную по перерасходу топлива.

В свободной форме

Как правильно водителю авто написать объяснительную по перерасходу топлива, если вины водителя в этом нет. На машине установлена навигация, но на ее показатели не обращают внимания, а используют в расчетах нормы установленные предприятием, а не завод изготовителем автомобиля.

Написать служебную записку на увеличение норм расхода топлива

В нем нужно закрепить новый способ списания посредством системы слежения ГЛОНАСС. Материальный бухгалтер может в любое время сделать распечатку данных системы, которые приложит к путевым листам. Списание израсходованных ГСМ в такой ситуации проводятся на их основании. Нужно отметить, что Минфин поддерживает указанный метод, о чем отмечено в письме номер 03-03-06/1/354, которое было опубликовано 16 июня 2011 года. И в заключении следует заметить, что порядок учета затрат на ГСМ при совершении отчислений налогов обуславливается системой налогообложения, которую применяет предприятие. Оно вправе использовать любой метод, позволяющий получить достоверные сведения об израсходованном ГСМ, но должно подтвердить затраты документально.

Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек

  1. Всегда пишется от имени сотрудника;
  2. Содержит подпись и дату оформления.
  3. Должна отсутствовать просторечная лексика, текст объяснительной записки выдержан в официально-деловом стиле;
  4. Изложенная информация должна быть достоверна;

Объяснительная записка пишется в свободной форме.

Пример приказа на списание горюче-смазочных материалов по нормам

Нормы расхода ГСМ на автотранспорте Нормы расхода ГСМ для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г.
№ 43 (далее – Нормы № 43). Там приведены базовые линейные нормы расходов топлива для более чем 1 200 моделей (модификаций) автомобилей, нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы и на работу специального оборудования, а также система коэффициентов кор-ректировки нормативных расходов топлива.
Согласно п.

Образец объяснительной по перерасходу топлива

Она в ходе своей работы выявляет объем ГСМ подлежащий списанию, после чего передает свое заключение руководителю предприятия.
В нем следует указать лицо, которое будет контролировать исполнение.

  • частота использования транспортного средства;
  • производственная деятельность предприятия.

Процедура списания топлива осуществляется периодически один раз в месяц в установленный коллективным договором срок.

Каждое предприятие устанавливает периодичность списания самостоятельно, но существует негласное правило, по которому ГСМ списывается раз в один месяц.


Как составить и его образец Приказ издается в произвольной форме соответственно правилам канцелярского делопроизводства.

Перерасход топлива на автотранспорте: бухгалтерский и налоговый учет

Ведомость на списание ГСМ По общепринятым правилам учет расхода топлива составляется на специальном бланке с унифицированной формой ведомости «Списание ГСМ».
В нем отражается вся информация о приобретении ГСМ каждым транспортным средством, его расходование, остаток ГСМ. Ранее такой документ оформлялся вручную, но с началом применения компьютерной техники он на каждом предприятии стал составляться на персональном компьютере.
Как правило, ведомость расходования ГСМ составляется на один календарный месяц.

Перерасход гсм? за счет водителя!

ШАГ 3. Считаем итоговую (рабочую) норму Для этого надо взять базовую норму и учесть применяемые коэффициенты.

Если их несколько, то надо их суммировать: Учтите, что, если базовая норма установлена в организации путем самостоятельных контрольных замеров, применение некоторых повышающих коэффициентов может быть неоправданно.
К примеру, применение возрастного коэффициента, если контрольный замер сделан на конкретном автомобиле в том же году, или зимнего коэффициента, если замер расхода топлива был сделан в зимний период. Документируем утвержденные нормы и коэффициенты Посмотрим на примере, как организация может установить норматив расхода топлива, если она решила самостоятельно провести базовые контрольные замеры, но использовать корректирующие коэффициенты, рекомендованные Минтрансом (в тех случаях, когда их применение обоснованно).

Как написать служебную записку что увеличился расход топлива

В нем следует привести перечень норм расхода топлива, установленных предприятием. Виды нормативов на расход ГСМ, измерение в литрах:

  • базовая норма, применяемая в расчете на 100 км пробега транспортного средства при его полном оборудовании;
  • транспортная норма, подсчитываемая на 100 км пробега, но показатель обусловлен грузоподъемностью транспортного средства;
  • норма с учетом одной тонны дополнительной массы, если будет использован прицеп;
  • норма, рассчитанная на поездку с грузом с учетом маневрирования транспортного средства при выполнении операций погрузки-разгрузки;
  • норма, устанавливаемая на 100 км пробега при производстве специальных видов работ;
  • норма с учетом специального оборудования, которое устанавливается на транспортное средство.

Абразец служебной записки на увеличение лимита бензина

Какие последствия по НДС возникают в случае сверхнормативного расхода ГСМ? Предприятию придется признать условную поставку на сумму такого перерасхода, то есть начислить налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения топлива (пп. «г» п. 198.5 НК). Нужно ли включать стоимость перерасхода топлива в налогооблагаемый доход водителя и удерживать НДФЛ, начисленный на сумму перерасхода? Если перерасход топлива возник не по вине работника, то оснований для удержания НДФЛ нет.

Перерасход гсм? за счет водителя!

Водителям дается бензиновая карта, по которой они заправляют машину Карта у них находится постоянно? Или под росписку выдается? -Гость-Unregistered- 03 Мар 2004 Сам отработал водителем около 10 лет. Проблема в том, что Вы им слишком мало платите. А что касается норм- так каких-то централизованых норм нет, да они и невозможны.
Как написать объяснительную записку — образцы и примеры пошаговая инструкция Нужно понимать, что это не докладная и не заявление, поэтому в ней нужно просто отразить уже случившийся факт.

  1. Всегда пишется от имени сотрудника;
  2. Содержит подпись и дату оформления.
  3. Должна отсутствовать просторечная лексика, текст объяснительной записки выдержан в официально-деловом стиле;
  4. Изложенная информация должна быть достоверна;

Объяснительная записка пишется в свободной форме.

Перерасход топлива на автотранспорте: бухгалтерский и налоговый учет

Необходимость поддержания комфортных температурных условий в салоне. Езда на дорогах общего пользования за пределами города и на дорогах, проходящих через населенные пункты.


Использование специальных транспортных средств, оборудованных специальной звуковой сигнализацией, для выполнения неотложных служебных заданий Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования. Эксплуатация городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах.

Решение руководства предприятия Бухгалтерский и налоговый учет В бухгалтерском учете стоимость израсходованного топлива отражается в зависимости от цели использования автотранспорта и списывается с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соот-ветствующих субсчетов (15, 20, 23, 28, 91–94). В налоговом учете правила признания расходов описаны в п.

Пример приказа на списание горюче-смазочных материалов по нормам

Норм № 43, на предприятиях могут использоваться следующие нормы и коэффици-енты корректировки:

  • базовая линейная норма на пробег автомо­биля;
  • норма на выполнение транспортной работы;
  • норма на тонну снаряженной массы;
  • норма на одну поездку с грузом;
  • норма на пробег при выполнении специальной работы;
  • норма на работу спецоборудования, установленного на автомобилях;
  • базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя.

Понижающие и повышающие коэффициенты К нормам расхода топлива применяются различные корректирующие коэффициенты, которые повышают или понижают нормы. Причины, приводящие к применению таких коэффициентов, приведены в табл.

1 на следующей странице.

Обзор видов служебной записки и руководство как составлять

Нормы расхода ГСМ на автотранспорте Нормы расхода ГСМ для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Нормы № 43). Там приведены базовые линейные нормы расходов топлива для более чем 1 200 моделей (модификаций) автомобилей, нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы и на работу специального оборудования, а также система коэффициентов кор-ректировки нормативных расходов топлива.
Согласно п.

Образец объяснительной по перерасходу топлива

Если будет доказано, что перерасход топлива произошел по вине работника, тогда предприятие может взыскать с него стоимость такого топлива. Например, удержать стоимость бензина из его зарплаты.

Как написать служебную записку что увеличился расход топлива

Акценты этой статьи:

  • нормы расхода ГСМ для автотранспорта установлены действующим законодательством;
  • к базовым нормам применяются повышающие или понижающие корректировочные коэффициенты;
  • при списании топлива в учете надо сравнить фактический и нормативный расход топлива.

Почти каждое предприятие в своей хозяйствен-ной деятельности использует автотранспорт. Фактический расход топлива часто отличается от установленной нормы. Причины перерасхода могут быть самые разные: погодные условия, состояние дорог, пробег авто, а также нерациональное использование топлива водителем. Поэтому возникает вопрос: по каким нормам нужно списывать топливо? И как отражать в бухгалтерском и налоговом учете перерасход топлива? Ответы на эти вопросы вы найдете в консультации.
Если вам надо применить одновременно несколько корректировочных коэффициентов, тогда вы должны рассчитать суммарный коэффициент корректировки, равный сумме таких надбавок. Таблица 1 Причины, приводящие к применению коэффициентов корректировок норм расхода топлива Повышение норм расхода (п. 3.1

Норм № 43) Понижение норм расхода (п. 3.2 Норм № 43) 1 2 Работа в холодное время года. Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом.

Смотрите так же:  Договор аренды как делается

Работа на дорогах со сложным планом. Работа в городских условиях. Работа с частыми остановками. Работа, которая требует снижения скорости.

Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках. Работа в сверхтяжелых дорожных условиях. Эксплуатация новых автомобилей и двигателей.

Поездка на автомобиле с длительным сроком эксплуатации. Почасовая работа грузовых авто. Учебная езда.

Как написать служебную записку что увеличился расход топлива

В нем следует привести перечень норм расхода топлива, установленных предприятием. Виды нормативов на расход ГСМ, измерение в литрах:

  • базовая норма, применяемая в расчете на 100 км пробега транспортного средства при его полном оборудовании;
  • транспортная норма, подсчитываемая на 100 км пробега, но показатель обусловлен грузоподъемностью транспортного средства;
  • норма с учетом одной тонны дополнительной массы, если будет использован прицеп;
  • норма, рассчитанная на поездку с грузом с учетом маневрирования транспортного средства при выполнении операций погрузки-разгрузки;
  • норма, устанавливаемая на 100 км пробега при производстве специальных видов работ;
  • норма с учетом специального оборудования, которое устанавливается на транспортное средство.

Абразец служебной записки на увеличение лимита бензина

Какие последствия по НДС возникают в случае сверхнормативного расхода ГСМ? Предприятию придется признать условную поставку на сумму такого перерасхода, то есть начислить налоговые обязательства по НДС исходя из стоимости приобретения топлива (пп. «г» п. 198.5 НК). Нужно ли включать стоимость перерасхода топлива в налогооблагаемый доход водителя и удерживать НДФЛ, начисленный на сумму перерасхода? Если перерасход топлива возник не по вине работника, то оснований для удержания НДФЛ нет.

Перерасход гсм? за счет водителя!

Водителям дается бензиновая карта, по которой они заправляют машину Карта у них находится постоянно? Или под росписку выдается? -Гость-Unregistered- 03 Мар 2004 Сам отработал водителем около 10 лет. Проблема в том, что Вы им слишком мало платите. А что касается норм- так каких-то централизованых норм нет, да они и невозможны.
Как написать объяснительную записку — образцы и примеры пошаговая инструкция Нужно понимать, что это не докладная и не заявление, поэтому в ней нужно просто отразить уже случившийся факт.

  1. Всегда пишется от имени сотрудника;
  2. Содержит подпись и дату оформления.
  3. Должна отсутствовать просторечная лексика, текст объяснительной записки выдержан в официально-деловом стиле;
  4. Изложенная информация должна быть достоверна;

Объяснительная записка пишется в свободной форме.

Перерасход топлива на автотранспорте: бухгалтерский и налоговый учет

Необходимость поддержания комфортных температурных условий в салоне. Езда на дорогах общего пользования за пределами города и на дорогах, проходящих через населенные пункты.


Использование специальных транспортных средств, оборудованных специальной звуковой сигнализацией, для выполнения неотложных служебных заданий Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования. Эксплуатация городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах.

Решение руководства предприятия Бухгалтерский и налоговый учет В бухгалтерском учете стоимость израсходованного топлива отражается в зависимости от цели использования автотранспорта и списывается с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соот-ветствующих субсчетов (15, 20, 23, 28, 91–94). В налоговом учете правила признания расходов описаны в п.

Пример приказа на списание горюче-смазочных материалов по нормам

Норм № 43, на предприятиях могут использоваться следующие нормы и коэффици-енты корректировки:

  • базовая линейная норма на пробег автомо­биля;
  • норма на выполнение транспортной работы;
  • норма на тонну снаряженной массы;
  • норма на одну поездку с грузом;
  • норма на пробег при выполнении специальной работы;
  • норма на работу спецоборудования, установленного на автомобилях;
  • базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя.

Понижающие и повышающие коэффициенты К нормам расхода топлива применяются различные корректирующие коэффициенты, которые повышают или понижают нормы. Причины, приводящие к применению таких коэффициентов, приведены в табл.

1 на следующей странице.

Обзор видов служебной записки и руководство как составлять

Нормы расхода ГСМ на автотранспорте Нормы расхода ГСМ для автомобилей утверждены приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее – Нормы № 43). Там приведены базовые линейные нормы расходов топлива для более чем 1 200 моделей (модификаций) автомобилей, нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы и на работу специального оборудования, а также система коэффициентов кор-ректировки нормативных расходов топлива.
Согласно п.

Образец объяснительной по перерасходу топлива

Если будет доказано, что перерасход топлива произошел по вине работника, тогда предприятие может взыскать с него стоимость такого топлива. Например, удержать стоимость бензина из его зарплаты.

Как написать служебную записку что увеличился расход топлива

Акценты этой статьи:

  • нормы расхода ГСМ для автотранспорта установлены действующим законодательством;
  • к базовым нормам применяются повышающие или понижающие корректировочные коэффициенты;
  • при списании топлива в учете надо сравнить фактический и нормативный расход топлива.

Почти каждое предприятие в своей хозяйствен-ной деятельности использует автотранспорт. Фактический расход топлива часто отличается от установленной нормы. Причины перерасхода могут быть самые разные: погодные условия, состояние дорог, пробег авто, а также нерациональное использование топлива водителем. Поэтому возникает вопрос: по каким нормам нужно списывать топливо? И как отражать в бухгалтерском и налоговом учете перерасход топлива? Ответы на эти вопросы вы найдете в консультации.
Если вам надо применить одновременно несколько корректировочных коэффициентов, тогда вы должны рассчитать суммарный коэффициент корректировки, равный сумме таких надбавок. Таблица 1 Причины, приводящие к применению коэффициентов корректировок норм расхода топлива Повышение норм расхода (п. 3.1

Норм № 43) Понижение норм расхода (п. 3.2 Норм № 43) 1 2 Работа в холодное время года. Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом.

Работа на дорогах со сложным планом. Работа в городских условиях. Работа с частыми остановками. Работа, которая требует снижения скорости.

Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках. Работа в сверхтяжелых дорожных условиях. Эксплуатация новых автомобилей и двигателей.

Поездка на автомобиле с длительным сроком эксплуатации. Почасовая работа грузовых авто. Учебная езда.

Перерасход ГСМ? За счет водителя!

  • Авдеева Инна | начальник юридического отдела ОАО «Автовокзалы Удмуртии»

П роблема контроля расходования топлива и предотвращения его сверхнормативного использования является актуальной для большинства предприятий, эксплуатирующих транспортные средства. Если у компании имеются одна-две машины, за каждой из которых закреплен конкретный водитель, это не составит большого труда. Но если автопарк предприятия крупнее, да еще и эксплуатируется в несколько смен, то требуется детальный ежедневный анализ потребления ГСМ. Результатом могут стать выводы о перерасходе, вероятной причиной которого является поведение водителя. По итогам «разбора полетов» компания, скорее всего, захочет взыскать стоимость необоснованно израсходованных ГСМ с нерадивого работника. В этом случае необходимо очень четко соблюдать все требования к процедуре установления факта перерасхода и взыскания причиненного ущерба. В противном случае действия организации могут быть успешно оспорены в суде.

Минтранс рекомендует

Термин «перерасход» (или «пережог») топлива, хотя и является общеупотребимым и понятным для транспортных компаний, но законодательно не определен.

Базовый документ для установления его смысла – Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (утв. распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, далее – Методические рекомендации). Этот документ обязателен для всех организаций и предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику на территории России.

Пункт 3 Методических рекомендаций определяет, что нормой расхода ГСМ является установленное значение меры его потребления при работе автомобиля. Такая мера потребления устанавливается путем расчета расхода бензина или дизтоплива в литрах на 100 км пробега. Соответственно, перерасходом топлива будет считаться превышение этого норматива.

Для нормирования расхода ГСМ Методические рекомендации определяют базовые значения расхода топлив. Они установлены для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы. Например, автомобиль «Ока» (ВАЗ-1111) должен потреблять 6,5 литра бензина на 100 км пути, а BMW X5 с бензиновым «движком» 4,8 литра – почти в два с половиной раза больше: 15,5 л.

Кроме того, в Методических рекомендациях установлены различные поправочные коэффициенты и надбавки, учитывающие выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля. К ним, например, относятся:

  • зимние надбавки (устанавливаются в зависимости от региона эксплуатации автомобиля);
  • повышающие коэффициенты при работе в горной местности, на дорогах со сложным планом, при вождении, требующем частых остановок, и т.д.

Соответственно, каждая компания рассчитывает норму расхода исходя из своей ситуации. При этом конкретный размер поправочных коэффициентов и надбавок в рамках предусмотренных Методическими рекомендациями пределов утверждаются приказом или распоряжением руководителя компании. С документом, устанавливающим итоговые нормы расхода, все водители должны быть ознакомлены под личную подпись.

На основании данных о пробеге автомобиля за определенный период рассчитывается нормативный расход топлива. Его сравнивают с фактическим расходом, а затем делается вывод о соблюдении либо несоблюдении норматива. В последнем случае причины могут быть следующими.

Во-первых, возможно, компания сама не учла всех особенностей эксплуатации автомобиля и не применила все необходимые в конкретных условиях надбавки к нормативу.

Во-вторых, не исключены неисправности в работе топливной системы. На перерасход могут влиять и особенности вождения автомобиля в конкретных условиях: например, при управлении транспортным средством на более низких передачах при заданной скорости расход ГСМ, как известно, возрастает. Такая ситуация может возникнуть, если имеются препятствия при движении (пресловутые «пробки») или приходится двигаться по спуску с ограничением скорости и т.д.

Наконец, наиболее волнующая компанию причина – это неправомерные действия самого водителя. К сожалению, не всегда сотрудники организации являются кристально честными, а отсутствие контроля может спровоцировать их слить горючее из бака служебной машины, например, в личный автомобиль (при этом километраж, требуемый для оправдания залитого по документам топлива, просто приписывается), или присвоить себе его стоимость.

Способов выявления недобросовестных действий водителей, к сожалению, не так много. Самый оптимальный – это установка на транспортные средства систем мониторинга пройденного расстояния, которые водитель не в состоянии «подкрутить» (практика свидетельствует, что показания обычных одометров народные умельцы запросто могут изменить). В этом случае по приборам учета можно будет с достоверностью установить пробег (разработчики соответствующих систем контроля гарантируют расхождение не более 5%). Соответственно, «подкрутить» данные системы водитель не сможет. Также возможна установка систем контроля уровня топлива в баке. В этом случае отследить слив будет еще проще – резкое падение уровня топлива за короткий промежуток времени будет видно по приборам учета.

Смотрите так же:  Приказ no 73 минтранс

Если предприятие занимается регулярными перевозками, причем одними и теми же путями, оно может составить паспорта маршрутов с приложением к ним актов замера их протяженности. В этом случае расчетный километраж уже будет известен, а при установлении поправочных коэффициентов к норме расхода ГСМ будут учтены все особенности конкретной дороги. Следовательно, водитель не сможет в путевых листах отразить километраж, весьма отличающийся от данных паспорта маршрута.

Обязательным составление паспортов маршрутов является только для пассажирских перевозок (см. Правила организации пассажирских перевозок, утв. приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 № 200).

К сожалению, если приборы контроля отсутствуют, а маршрут постоянно меняется, установить точный пробег автомобиля практически нереально.

Если же в компании возможно внедрение какой-либо из описанных схем, нужен дальнейший систематический мониторинг. Для этого необходимо детальное сравнение данных путевых листов, систем учета километража и информации об остатках топлива в баке по окончании смены. Причем если анализировать данные о километраже возможно, например, за несколько дней или за неделю, то измерять остаток топлива надо именно ежедневно, а когда автомобиль «трудится» посменно, то каждую смену. Это позволит избежать споров о том, в смену какого именно водителя произошел «пережог». В итоге если контролер обнаруживает перерасход, то по данному факту должна быть проведена проверка.

Независимо от субъективной убежденности компании в неправомерности действий работника процедура взыскания с него стоимости «пережога» должна быть соблюдена от «А» до «Я». Для проведения служебной проверки может быть создана специальная комиссия.

Если проверку обстоятельств причинения ущерба компания не проведет, то ее действия по удержанию стоимости ГСМ с водителя могут быть признаны незаконными (см., например, решение Эжвинского районного суда Республики Коми от 26.04.2012 № 2-453/2012).

Поскольку стоимость перерасходованного топлива представляет для компании материальный ущерб, взыскание будет проводиться по правилам ТК РФ (гл. 39).

Одно из основных условий привлечения работника к материальной ответственности – наличие его вины. В ситуации с перерасходом ГСМ даже наличие данных систем учета и контроля безусловным доказательством вины не будет. Он, как уже было сказано, может быть вызван разными причинами. Поэтому основания считать работника виновным могут быть установлены только после того, как будут исключены все другие факторы, которые повлияют на перерасход.

Сначала организация должна документально подтвердить, что никаких технических причин для перерасхода нет. Для этого необходимо проверить узлы и агрегаты, работа которых влияет на расход ГСМ. Если на предприятии существует своя ремонтная база или в штате имеются соответствующие специалисты, то провести обследование и оформить заключение смогут они. В противном случае целесообразно обратиться в автосервис, который также может документально подтвердить отсутствие на автомобиле неисправностей и конструктивных особенностей, влияющих на расход топлива. Если будет установлено, что «пережог» мог быть вызван техническими причинами, привлекать к ответственности водителя, разумеется, нельзя.

Далее. Если автомобиль исправен, необходимо проверить, не является ли перерасход результатом конкретных дорожных условий его эксплуатации. Особенно это актуально для автомобилей, находящихся в интенсивной эксплуатации, и «возрастного» транспорта (например, автомобили специальных служб, общественный транспорт, транспорт экспедиционных компаний и т.д.). Как правило, их расход ввиду изношенности всех систем редко соответствует нормативному. Поэтому здесь никак не обойтись без так называемого «контрольного заезда (замера)». Для его проведения за управление автомобилем либо рядом с водителем садится незаинтересованное лицо, замеряются данные спидометра и уровень топлива в баке. Затем автомобиль выезжает и в течение 3-4 часов эксплуатируется в дорожных условиях (они должны быть аналогичны тем, в которых он используется обычно). После этого данные спидометра и топливного бака измеряются вновь и фактический расход сравнивается с нормативным.

В результате может оказаться, что конкретный автомобиль действительно расходует топлива больше, чем это предусмотрено нормативом. В таком случае предприятию придется либо увеличить нормативы, либо принять факт перерасхода как данность, на которую повлиять невозможно. Из необходимости проведения проверки обоснованности норм расхода исходит и существующая судебная практика (решение Советского районного суда г. Омска от 02.06.2009 по иску С. к муниципальному унитарному предприятию города Омска (номер неизвестен); решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 19.12.2011 по делу № 2-503/11).

Перерасход – в расход

Вопрос о том, может ли предприятие в целях налогообложения установить норму расхода ГСМ по конкретному автомобилю выше максимально предусмотренной (на основании данных контрольных заездов), фактически открыт.

С одной стороны, Методические рекомендации являются обязательными для всех компаний. Более того, в п. 3 документа сказано, что он применяется в том числе и при налогообложении. С другой стороны, ни в подп. 5 п. 1 ст. 254, ни в подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, которые закрепляют возможность учесть в расходах затраты на приобретение ГСМ, ничего не сказано о каких-либо предельных нормах. При этом Минтранс России, специалисты которого написали Методические рекомендации, не наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов.

В итоге компаниям при нормировании расходов на ГСМ не остается ничего другого, как исходить из общей нормы ст. 252 НК об экономической оправданности и документальном подтверждении затрат. Если организация представит документы, подтверждающие, что на конкретном технически исправном автомобиле расход ГСМ выше норм, утвержденных Минтрансом России, и такое положение вещей является экономически оправданным, она будет вправе принять в расход их полную стоимость. Однако риск доказывания правомерности таких действий будет лежать на налогоплательщике (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 по делу № А27-8757/2011).

По факту обнаружения перерасхода с работника необходимо истребовать письменное объяснение (ч. 2 ст. 247 ТК РФ). И это не должно быть пустой формальностью. Все изложенные доводы должны быть проверены и оценены. Например, в объяснительной работник может указать, что в какое-то время покидал автомобиль. И, возможно, именно в этот промежуток кто-то слил бензин из бака, а сам он ни при чем. В подобной ситуации возможность взыскать ущерб именно с водителя будет зависеть от двух факторов.

Во-первых, нужно выяснить, позволяет ли инструкция водителя и иные внутренние документы компании покидать автомобиль после прекращения движения. Конечно, очевидно, что невозможно не выходить из автомобиля в течение всей рабочей смены. Но если документами предусмотрено, что покидать автомобиль водитель может, например, только после постановки его в охраняемый гараж либо передав транспорт под контроль иных работников, то все основания для привлечения нарушителя к материальной ответственности будут налицо.

Во-вторых, остается открытым вопрос о том, соблюдала ли сама компания обязанность по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику (ст. 239 ТК РФ). И если будет установлено, что водитель оставил автомобиль без присмотра, например, потому, что ему не был обеспечен доступ на охраняемую предприятием территорию либо отсутствовали работники, которым он должен передавать транспортное средство, то о наличии в его действиях вины не может быть и речи.

Размер имеет значение

После того, как будут оценены все обстоятельства, повлекшие «пережог», и компания будет располагать достаточными данными о вине работника, необходимо определиться с размером взыскиваемого ущерба.

Применительно к перерасходу ГСМ это будет цена его приобретения (с НДС) на день причинения ущерба (ч. 1 ст. 246 ТК РФ).

Водителя нельзя признать полностью материально ответственным лицом в отношении используемого топлива. Дело в том, что ГСМ в понимании ст. 243 и 244 ТК РФ не является вверяемым работнику имуществом, а сам водитель не является лицом, с которым может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Используемые ГСМ служат для них лишь средством, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, которым водителя должен обеспечить работодатель (ст. 22 ТК РФ).

При взыскании с работника стоимости перерасходованного ГСМ следует соблюдать ограничения, предусмотренные ст. 138 ТК РФ. По общему правилу размер разового удержания не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику. Получается, что если стоимость перерасхода превысит 20% начисленной зарплаты, то взыскивать придется ежемесячно не более чем по 20% до возмещения всей суммы ущерба.

Взыскание с работника суммы причиненного ущерба производится по распоряжению работодателя в срок не позднее 1 месяца с момента окончательного установления размера ущерба (ст. 248 ТК РФ).

Альтернативные варианты

Конечно, описанный порядок взыскания с работников стоимости ГСМ является весьма кропотливым, требующим учета многих факторов и правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому в некоторых случаях предприятия обеспечивают возмещение затрат по «пережогу» иными способами.

Наличие перерасхода уменьшает премию

Чтобы применить этот способ, внутренними документами компании выплата премии должна быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия перерасхода.

Но здесь также следует учитывать, что перерасход может быть вызван иными причинами, а не только действиями работника. Поэтому, чтобы сотрудник не смог оспорить депремирование, целесообразно ставить премирование в зависимость от доведения работником факта перерасхода до работодателя.

Например, в инструкции водителя можно прописать обязанность незамедлительно по окончании смены доводить до руководства информацию о наличии перерасхода. С технической точки зрения, возможно отследить исполнение этой обязанности, если на автомобиле установлены приборы учета пробега (километража), данные которых водитель не может изменить. По окончании смены, получив данные о пробеге, измерив остаток топлива в баке и сравнив эти данные со сведениями о количестве топлива на начало смены, водитель самостоятельно может рассчитать, вышел ли он за пределы норматива. Далее, узнав об обнаруженном перерасходе, представители администрации могут принять оперативные меры для установления его причин. Работник, в свою очередь, оградит себя от материальной ответственности в спорной ситуации. Если же водитель обязанности по своевременному информированию о перерасходе ГСМ не выполнил, допустив его нарастание, лишение такого работника премии будет обоснованным.

Водитель оплачивает перерасход путем покупки топлива

Конечно, такой способ возможен только при согласии водителя. Но в качестве мотивации работнику можно объяснить, что в противном случае будет проведено служебное расследование, и факт привлечения к материальной ответственности может негативно отразиться на характеристике такого водителя, например, при применении поощрений либо при поиске им новой работы.

Смотрите так же:  Бланк пошлина загранпаспорт

Примеры объяснительной записки

В данной статье рассмотрены различные реальные ситуации на работе, когда вас могут попросить написать объяснительную записку. Как это сделать правильно читайте по ссылке: о правилах составления, приведена ее форма. Здесь и сейчас будет множество примеров объяснительной записки. Но сразу хочу предупредить, что поскольку это все-таки делопроизводственный сайт, а у вас может быть такая ситуация, что вам необходима дополнительно консультация юриста.

Ситуация 1

Если требуют от вас объяснительную записку, надо ее написать, излагая все обстоятельства. Требуется показать, что вы делаете все, что в ваших силах. Но поскольку ситуация была запущена не по вашей вине (например, до вашего прихода в данную компанию), то необходимо время на исправление положения вещей.

Вопрос:
«Я работаю в сотовой компании в отделе по маркетингу и договоров уже более 3-х месяцев. Езжу по объектам, где установлены наши мачты и антенны, занимаюсь договорами. И у нас есть еще такие объекты, где договоры не были сделаны уже более 3-х лет, т.е. до моего прихода на работу.

И меня просят написать объяснительную, почему до сих пор не сделан договор и почему такой штраф со стороны Минфина . Посоветуйте, как мне быть? Ведь я добрался до этих объектов только-только, т.к. занимался другими объектами, у которых тоже прошли сроки».

Ответ:
«Я, (ФИО), работаю в компании с 14.01.2014. Согласно должностной инструкции от 14.01.2014 занимаюсь оформлением договоров на установку объектов. В настоящее время мною оформлено 50 договоров на вновь введенные в эксплуатацию объекты. Однако в компании имеются объекты, договоры на которые не оформлялись более 3-х лет. Часть таких договоров мною уже оформлены, но из-за большого количества объектов и их удаленности я не успел подготовить к подписанию все договоры, в том числе …».

Ситуация 2

Когда вас обвиняют, а вы «ни при чем», то защищайтесь: «Я не виновна в поломке аппарата. Считаю необходимым пояснить, что аппарат часто используют … Поскольку виновный не установлен, прошу не удерживать из заработной платы стоимость …».

Возможно у вас могут быть свидетели (мои слова могут подтвердить ФИО, камера видеонаблюдения и др.) или смягчающие обстоятельства (из-за происшествия находилась в шоковом состоянии, испорчены в результате аварии водопровода и др.).

Возможно вам будет выгодно, изложив все как оно произошло, умолчать о чем-либо (для вас это важно, а на объективность не влияет).

Вопрос:
«28.04.2014 меня по работе отправили в командировку на один день в Симферополь, а на следующий день я должна была выйти на работу. После 14-00 я освободилась и собиралась ехать на автовокзал, но мне резко стало плохо (приступ печеночной колики). Поскольку я медик, пришлось самой оказывать себе помощь. Когда мне стало получше, я поехала на автовокзал и опоздала на предпоследний автобус в 19-00. Я осталась ждать последний автобус в 23-30, но он не пришел. Добраться мне было больше нечем. Тогда я позвонила нашей старшей медсестре и договорилась, чтобы меня подменили на следующий день.

Директор требует объяснительную, а я не знаю, как правильно ее написать и не знаю даже к кому можно обратиться за помощью. Не хочу, чтобы он знал о моих проблемах со здоровьем (боюсь, что он может найти причину меня уволить). Помогите, пожалуйста».

Ответ:
Поскольку в объяснительной в свободной форме обычно излагаются все обстоятельства, то так все и напишите. Можно не писать о состоянии здоровья, а просто сослаться на то, что отменили автобус, на который вы уже купили билет.

Ситуация 3

Когда на работе эмоции через край и ситуация касается личностных отношений, а вы чувствуете, что немножечко перешли желаемую черту, что же делать в этом случае? Не отрицайте очевидное. Тем не менее, всегда есть возможность все смягчить и постараться вызвать симпатию к вам.

Вопрос:
«Подскажите, пожалуйста, как правильно составить объяснительную и встречную докладную записку. Ситуация такая. На предприятии задерживают зарплату, а заместитель руководителя провоцирует сотрудников на бунт, невыход на работу и т.д., выспрашивает мнения сотрудников и докладывает все наши мысли руководству. В ответ на эти действия я назвала ее предателем и иудой. Она написала на меня докладную за нарушение трудовой дисциплины, субординации и оскорбление».

Ответ:
«Заместитель директора Будченкова Л.И. систематически подстрекает работников предприятия к невыходу на работу в связи с задержкой заработной платы, занимается доносами на сотрудников, вследствие чего 20.02.2014 у нас с ней произошёл конфликт, в котором я высказала свое мнение о ней, назвав ее предателем. Других оскорбительных выражений в ее адрес я не допускала, трудовой дисциплины не нарушала. Считаю, что имею право высказывать своё мнение».

Как вариант, в аналогичных ситуациях можно использовать контратаку. Но учитываем, что откровенную ложь использовать нельзя. Пример: «В докладной (указать должность, ФИО) ситуация отражена в искаженном виде … . Кроме того, ФИО накричала на меня и сказала, что любой в этом здании умнее меня (назвала меня некомпетентной или указать другое). В данном случае я тоже не сдержалась и высказалась в повышенном тоне».

Еще пример из объяснительной записки: «… Однако техник пришел только через 50 минут после вызова, в результате чего я не сдержалась и на повышенных тонах сказала ему, что он халатно относится к своей работе».

Ситуация 4

Если есть ваш просчет, не отрицайте. Постарайтесь обрисовать трудности, которые приходится преодолевать. Напрасно не принижайте себя, каждый имеет право на ошибку. Не факт, что другой человек лучше справится. Так его еще найти надо: пройти процесс собеседования, чтобы соответствовал требованиям к уровню квалификации, опыту, зарплаты, да еще не всякий соискатель согласится работать на таких условиях. Поэтому работодатель далеко не всегда собирается увольнять вас при первой возможности или прибегать к жутким дисциплинарным мерам по отношению к вам.

Вопрос:
«Работаю в суде. Вовремя не отправила судебный акт по причине загруженности и беспорядка в связи с этим на рабочем столе. В итоге это привело к тому, что написали жалобу. С меня требуют объяснительную. Что написать? Как правильно изложить то, что я просто не справилась со своими обязанностями по причине загруженности и малоопытности?»

Ответ:
«Я, (ФИО), работаю в суде с 10.01.2014. До этого времени я не имела опыта работы с судебной документацией. В мои должностные обязанности входит: (перечислить). Документооборот составляет около 300 документов в день.

В связи с большой загруженностью и отсутствием опыта работы я не справляюсь со своими должностными обязанностями. По этим причинам судебный акт от 24.03.2014 №… был отправлен с нарушением установленного срока».

Похожая ситуация 5

Вопрос:
«Подскажите, пожалуйста, как правильно сформулировать. Работаю главным специалистом в Фонде ОМС. В годовом отчете лечебное учреждение допустило ошибку, а я ее проглядела. Руководство требует объяснительную записку».

Ответ:
«Я, (ФИО), при проверке годового отчета МУЗ (название) не заметила ошибку в части (указать раздел и пр.). Произошло это по причине большой загруженности в отчетный период».

Ситуация 6

Что делать, когда «приперли к стенке» и имеются на то реальные основания? Надо покатятся и обещать впредь не допускать подобное. Сработает, если это единичный случай (предъявили вам), а не наглое систематическое злоупотребление.

Вопрос:
«В компании не поощряется выход в Интернет не по рабочим вопросам. Я периодически, когда мало работы, посещала несколько форумов (цветы, кулинария и пр.). Прислали список сайтов (эти форумы, плюс Яндекс, авто ру, на который я тоже заходила, выбирая машину перед покупкой) и попросили объяснительную о несанкционированном использовании корпоративного Интернета. Как правильно написать?»

Ответ:
Если уж вам предъявили список, остается только покаяться: «Признаю, что периодически использовала корпоративный Интернет в личных целях. Обязуюсь больше не делать этого и прошу не применять ко мне какие-либо меры дисциплинарного взыскания».

Ситуация 7

Когда вы вместе с непосредственным начальником «за одно», требуется придумать нечто нейтральное и всех устраивающее.

Вопрос:
Я работаю инженером на производстве, на КПП у меня изъяли личный пропуск из-за того, что он просрочен. Директор требует написать «грамотную» объяснительную для службы безопасности. Помогите.

Ответ:
«Я, (ФИО), не продлил личный пропуск в положенный срок по причине …».

… нахождения в командировке (на больничном листе, в отпуске и пр.) или то же в отношении лица, ответственного за продление пропуска. Возможно, вы обращались, а вас в связи с загруженностью (подготовка отчета, установка нового оборудования и др.) на данный момент попросили подойти позднее.

Ситуация 8

В данном случае требуется написать докладную записку, т.к. это проявление инициативы с вашей стороны и вы надеетесь получить управленческое решение со стороны руководства, чтобы ввести ситуацию в «нормальное» русло.

Вопрос:
«Помогите, пожалуйста, составить на начальника охраны труда или на кого мне писать? Суть такова. Поставили ответственным на объект по разгрузке ж/д вагонов. Там нарушения ТБ согласно инструкции по разгрузке вагонов. Материал складируется выше нормы, площадка не посыпана противогалоледным материалом, рабочие не утеплены согласно инструкции и мерзнут. Работаем в туман, хотя согласно инструкции запрещено. Но начальник охраны труда говорит, что не в праве остановить производство».

Ответ:
Вам надо составить докладную записку, обращаясь к руководителю своей организации: «Довожу до Вашего сведения, что разгрузка железнодорожных вагонов проводится в нарушение инструкции по технике безопасности… и т.д.». Далее можно все описать, как изложили в своем сообщении.

Понято, что многообразие жизненных обстоятельств не позволит предусмотреть каждый случай и предоставить вам готовый образец. Но надеюсь, что все приведенные примеры объяснительной записки окажутся полезными и помогут справиться с вашей конкретной ситуацией.

*** Если вы привыкли делать покупки в Интернете (приобретаете одежду, телефоны, услуги, бронируете отели и др.), то вы можете вернуть часть своих денег, например, при помощи данного СЕРВИСА. У меня это работает.

Объяснительная по списанию бензина