Вот в каких случаях нарушение ПДД является не доказанным

В каких случаях вас не имеют права привлечь к ответственности за нарушение ПДД?

Как вы думаете, в каких случаях нарушение Правил дорожного движения считается недоказанным, за что, естественно, вас согласно действующему законодательству не могут привлечь к административной ответственности? На этот вопрос недавно ответил Верховный суд РФ, рассмотрев очередное дело по жалобе водителя, который посчитал, что его незаконно оштрафовали за нарушение ПДД.

Итак, поводом для рассмотрения дела в Верховном суде стало банальное нарушение Правил дорожного движения, которое заключалось в парковке автомобиля на пешеходном переходе.

Напомним, что за парковку автомобиля на «зебре» согласно части 3 статьи 12.19 КоАП РФ водителю грозит штраф в размере 1 000 рублей. За аналогичное нарушение ПДД в Москве или Санкт-Петербурге водителю грозит ответственность уже по части 6 статьи 12.19 КоАП РФ – штраф в размере 3 000 рублей.

Наш герой, судя по протоколу инспектора ДПС, оставил машину на пешеходном переходе на одной из улиц Москвы. В итоге, пока он отсутствовал, машину увезли эвакуатором на штрафстоянку, а сотрудник ДПС оформил соответствующий протокол об административном правонарушении, выписав владельцу машины штраф в размере 3 тыс. рублей.

Однако водитель эвакуированного с «зебры» автомобиля не согласился с постановлением инспектора ДПС и обратился с жалобой в местный суд, который, несмотря на доводы водителя, оставил решение сотрудника ГИБДД в силе.

Далее наш герой опротестовал решение районного суда в городском Московском суде, который по каким-то причинам изменил время и место совершения нарушения ПДД. Но, несмотря на это, оставил решение районного суда в силе.

Однако водитель оказался не робкого десятка и снова подал жалобу на решение городского суда. На этот раз кассационную. В вышестоящей инстанции также оставили решение нижестоящих судов без изменения, но снова поменяли время и место нарушения ПДД.

Далее водитель подал жалобу в Верховный суд, который в итоге не согласился с решениями всех нижестоящих судебных инстанций.

По мнению ВС РФ, все нижестоящие суды во всех заседаниях так и не установили точное время и место совершения водителем правонарушения в области безопасности дорожного движения.

Самое интересное, что в самом постановлении о привлечении водителя к административной ответственности, составленном инспектором ДПС, нет самого главного: что именно нарушил водитель.

То есть в постановлении инспектора нет точного пункта ПДД, за что водитель был привлечен к ответственности по части 6 статьи 12.19 КоАП РФ.

Например, в постановлении о привлечении водителя к административной ответственности, составленном инспектором ГИБДД, указано, что водитель нарушил пункт 12 ПДД РФ. Однако в протоколе об административном нарушении ПДД инспектор написал, что водитель нарушил пункт 12.4. Как видите, протокол и постановление отличаются друг от друга, что является грубым нарушением действующего законодательства.

Также Верховный суд установил, что все нижестоящие суды постоянно меняли место и время правонарушения, несмотря на то что в протоколе инспектора ДПС указан иной адрес. Инспектор же в суде вообще заявил, что машину эвакуировали совершенно по другому адресу. Причем по этому адресу вообще нет пешеходных переходов.

В итоге ВС РФ решил, что ни инспектор ДПС, ни нижестоящие судебные инстанции так и не доказали вину водителя, поскольку на момент рассмотрения дела в Верховном суде так и не установлено реальное место и время нарушения ПДД.

В результате согласно решению ВС РФ дело в отношении водителя было решено прекратить из-за недоказанности.

Что же произошло в этом запутанном и, казалось бы, с одной стороны простом деле? Скорее всего, инспектор ДПС оформил эвакуацию и эвакуировал автомобиль раньше, чем составил протокол об административном правонарушении.

Это обычная практика многих сотрудников ГИБДД, которые второпях, чтобы быстрее эвакуировать автомобили, стоящие в неположенном месте, стараются хитрить и оформлять протоколы тяп-ляп, отчего в протоколах и постановлениях часто появляются неточности и противоречия, которые, как известно, всегда должны трактоваться в пользу водителя.

Увы, чтобы найти правду в судах, нашему герою потребовалось почти 3 года, чтобы дойти до Верховного суда и отменить в отношении себя административное производство.

28.04.2015 14:06 Просмотров: 3395 Ответственность несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения

Ответственность несовершеннолетних

за нарушение правил дорожного движения

Основная причина всех несчастных случаев с несовершеннолетними на дороге заключается в несоблюдении ПДД и низкой культуре поведения, как водителей транспортных средств, так и детей. Что касается нарушений со стороны несовершеннолетних, то наиболее часто они нарушают Правила дорожного движения в качестве пешеходов (переходят проезжую часть не по пешеходным переходам, передвигаются по проезжей части дороги при наличии тротуара и т.д.), тем самым подвергают опасности свою жизнь и здоровье, создают аварийные ситуации на дороге.

Каждый должен четко усвоить, что правила дорожного движения — это закон для всех, соблюдение которого является обязательным. Несовершеннолетние обязаны знать не только свои права и обязанности как участников дорожного движения, но и к каким последствиям может привести их нарушение.

Кодекс об административной ответственности 16 лет определяет как возраст, по достижении которого наступает ответственность за совершение административного правонарушения, в том числе — и в сфере безопасности дорожного движения.

По данным подразделений ГИБДД, при управлении транспортными средствами несовершеннолетние, как правило, совершают следующие нарушения:

— не пристегивают ремни безопасности;

— управляют ТС не имея водительского удостоверения;

— езда и перевозка пассажиров без мотошлемов;

— управляют ТС в состоянии алкогольного опьянения;

— кроме того и другие нарушения ПДД: проезд перекрестка на красный сигнал светофора, превышают установленную скорость и правила маневрирования.

Подобные «детские шалости» на дорогах завершаются к сожалению весьма плачевно. ДТП, в которых здоровью потерпевших причинен вред различной степени тяжести, естественно, влекут за собой «взрослые» правовые последствия — определенный вид юридической ответственности.

Нарушение водителем ПДД, результатом которого стал причиненный здоровью человека тяжкий вред или смерть либо крупный материальный ущерб, квалифицируется уже как уголовное преступление. Необходимо подчеркнуть, что и уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. Но за отдельные виды преступлений (угон ТС, если в результате ДТП наступает смерть участника дорожного движения по вине несовершеннолетнего водителя) ответственность, предусмотренная уголовным законодательством, наступает с 14 лет.

Опасность нарушения ПДД пешеходами и иными участниками дорожного движения состоит в том, что они своими противоправными действиями не только создают угрозу для безопасности движения транспортных средств, но и сами нередко, о чем свидетельствует статистика ДТП, становятся потерпевшими в таких происшествиях. Правила ДД устанавливают обязанности не только для водителей, но и для других участников ДД (пешеходов, велосипедистов, пассажиров, которые содержаться в п.4).

Предусматриваются и соответствующие обязанности пассажиров. Речь идет не о всех правилах пассажиров (оплачивать проезд, багаж), а о соблюдении правил, обеспечивающих безопасность: быть пристегнутыми ремнем безопасности, а при поездке на мотоцикле — одеть шлем.

Существует так называемая презумпция (предположение) знания закона. Это означает, что никто не может ссылаться на незнание действующего закона. Каждый должен знать (полагать), что он может быть наказан за нарушение закона, даже если он его и не знал. Поэтому чем раньше и больше вы узнаете о дорожном движении и ответственности за свои неправомерные действия, тем больше гарантий, что ваше участие в нем будет осознанным.

Хотелось бы отметить и тот факт, что за своих несовершеннолетних детей ответственность несут родители. Из-за неосторожного поведения, а порой и вполне сознательного нарушения ПДД несовершеннолетними, может произойти ДТП. Самостоятельно и в полном объеме осуществлять свои права и обязанности может только совершеннолетний гражданин. Конституция определяет этот возраст с 18 лет. В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским Кодексом именно родители являются гражданскими ответчиками и несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными деяниями своего ребенка.

С целью формирования правовой грамотности и предотвращения совершения административных правонарушений в области дорожного движения, хотелось бы напомнить обязанности пешеходов и познакомить с информацией об ответственности несовершеннолетних за совершение правонарушений в области дорожного движения (выдержки из статей Главы 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обязанности пешеходов (п. 4 ПДД)

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Смотрите так же:  Налог организации оао

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии — на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 — 4.7 Правил.

Выдержки из статей Главы 12

«Административные правонарушения в области дорожного движения»

Кодекса РФ об административных правонарушениях

Статья 12.6. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Статья 12.7. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов.

3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, -влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года.

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Ответственность водителя. Важные нюансы

Не секрет, что большинство водителей позволяют себе по мелочам нарушать Правила.
И хотя у каждого имеется наготове свое оправдание, не забывайте:
именно «небольшие» нарушения часто приводят к серьезным неприятностям.

То, что за нарушение Правил дорожного движения водителя могут оштрафовать – даже ребенку известно. А если родители этого ребенка перейдут дорогу в неположенном месте?

Да, верно, и их может постигнуть та же участь. Если нарушение произошло на глазах у инспектора ДПС — можете не сомневаться, нарушителям-пешеходам придется раскошелиться на 500 руб.

Стоит заметить, что за последние несколько лет штрафы ГИБДД «кусаются» все сильнее и сильнее.

Если вы — пассажир, и забыли пристегнуться ремнем безопасности, даже сидя на заднем сиденье – тогда готовьте 1000 руб. Водителя в этом случае оштрафуют на такую же сумму, независимо от количества непристегнутых пассажиров в его машине. За подобные нарушения, конечно, наказывают нечасто, но иногда случается.

За что же в нашем случае наказывают пешехода или пассажира? Вообще-то за то же самое, что и водителя — за НАРУШЕНИЕ ПДД. А именно — разделов 4 и 5: Обязанности пешеходов и Обязанности пассажиров. Водителя же за невыполнение пункта 2.1.2.

Из всего сказанного сделаем первый вывод: к ответственности могут привлечь любое лицо, нарушившее Правила, будь то водитель, пешеход и даже пассажир. Это также касается должностных лиц, в том числе, тех, кто отвечают за безопасность дорожного движения.

Нарушения, совершенные по НЕОСТОРОЖНОСТИ: не знал, не увидел, не учел, не освобождают от ответственности, хотя могут повлиять на смягчение наказания.

Процедура привлечения к ответственности за нарушение ПДД чаще всего начинается с инспектора ГИБДД, который фиксирует нарушение и в большинстве случаях тут же определяет наказание.

Согласно презумпции невиновности, каждый человек считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Подозреваемый в правонарушении может приводить любые доказательства, подтверждающие его невиновность, в том числе отрицать предъявленные обвинения. Доказывать наличие события правонарушения — обязанность органов, привлекающих лицо к ответственности.

Однако возможности фото- и видеоаппаратуры в наши дни достигли значительных высот — поэтому спорить с инспекторами ГИБДД и доказывать их неправоту бывает очень не просто. Да и суды чаще всего безоговорочно встают на их сторону.

Что можно и что нельзя делать инспектору ГИБДД, определено в Административном регламенте МВД РФ. Знать основные положения этого документа будет очень не лишне.

Виды ответственности

Ответственность зависит от серьезности правонарушения и его последствий. Причем, как уже упоминалось, неважно, как именно нарушены Правила: умышленно или по неосторожности.

Ответственность бывает 3-х видов:

Гражданская (обязанность возместить убытки при причинении вреда, например, в ДТП);

Административная (наказание за: нарушение ПДД, причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью);

Уголовная (наказание за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти).

Давайте разберем каждый вид ответственности более подробно.

Гражданская ответственность водителя

Говоря проще, возникает в случаях, когда один ГРАЖДАНИН из-за нарушения Правил, причинил ущерб имуществу кого-либо, (например, в результате ДТП). Согласно требованию статьи 1079 Гражданского кодекса (ГК) — тот, кто нанес вред, тот и обязан его возместить. Хотя не редки случаи, когда ущерб возмещают несколько владельцев*: и тот, кто был за рулем и тот, в чьей собственности находится авто.

Получается, что собственник автомобиля может оказаться «без вины виноватым». Помните о таком нюансе, когда будете доверять свой автомобиль кому-либо!

Т.е. гражданская ответственность — это, если хотите, материальная ответственность владельцев авто (и собственника, и водителя) перед пострадавшими.

Согласно 15 статье ГК РФ владелец пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: — расходов на восстановление имущества (ремонт) ; — реального ущерба (стоимости утраты товарного вида); — неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды).

Возьмем пример: водитель, выезжая со двора, не уступил дорогу другому водителю, в результате чего произошло ДТП. В этом случае, на того, кто нарушил ПДД, и будет возлагаться гражданская ответственность — как минимум, привести чужой помятый автомобиль в прежнее состояние.

А если машина виновника оказалось служебной? Тогда, чаще всего, гражданская ответственность возлагается на организацию-владельца авто. А уж со своим горе-водителем начальство само разберется. Однако, если в ДТП серьезно пострадали люди, то уголовная ответственность будет возложена именно на того, кто был за рулем.

Все это так, но как вы знаете, перед тем, как выехать на дорогу, владельцу необходимо иметь действующий полис ОСАГО — Обязательного Страхования Автомобильной Гражданской Ответственности. Для чего же он нужен?

* — Владелец авто — это тот, кто в данный момент сидит за рулем, то есть владеет автомобилем, пусть даже и временно, по доверенности, или на правах аренды. А собственником является тот, кому принадлежит машина. Оба понятия могут относиться как к одному лицу, так и к разным людям. Юридически собственник имеет все права на свое имущество — право пользования, владения, распоряжения.

Смотрите так же:  Учет уступки требования договор цессии

От чего страхует полис ОСАГО?

Когда вы заключаете полис обязательного автострахования (ОСАГО), вы страхуете именно гражданско-правовую ответственность: в первую очередь, свою собственную, а также всех тех, кто будет указан в этом полисе в качестве допущенного к управлению.

Согласно договору ОСАГО, страховая компания берет на себя обязанность ВМЕСТО ВЛАДЕЛЬЦА возместить причиненный ущерб пострадавшему. Но если сумма ущерба превысит заранее установленный в страховом полисе предел, то возмещать разницу придется из своего кармана.

* — За езду без ОСАГО водителю грозит административная ответственность — штраф от 500 до 800 руб. и запрещение эксплуатации авто. Т.е. на владельца возлагают только штраф и отпускают восвояси. (Автомобиль при этом не задерживается, на штраф-стоянку не помещается). Ровно через сутки любой гаишник вправе снова оштрафовать водителя за отсутствие страховки!

От возмещения вреда освобожден! (Согласно статье 1079 ГК)

Да, могут быть и такие случаи. Например, у человека угнали его машину, и угонщик имел неосторожность стать виновниками ДТП. В этом случае собственник автомобиля освобождается от возмещения ущерба. Ответственность за причиненный вред должно понести лицо, противоправно завладевшее автомобилем.

Разумеется, собственник авто должен доказать, что он к произошедшему ДТП не причастен, в том числе и косвенно. Иначе и ему не избежать наказания за свою оплошность.

Еще случай, когда водитель не будет возмещать причиненный им вред — это ситуации, когда вред возник исключительно вследствие непреодолимой силы. Я даже не знаю, какой пример здесь привести. Ну например, столкновение машин произошло по причине… цунами, извержения вулкана, нашествия саранчи… Продолжите список сами 🙂

От возмещения вреда также освободят, если будет доказано, что вред возник исключительно вследствие умысла потерпевшего. Например, водитель предъявил неопровержимые доказательства того, что владелец пострадавшего авто сам спровоцировал ДТП. О дорожных «подставах» все мы наслышаны.

Административная ответственность водителя

Грубо говоря, административная ответственность — это когда АДМИНИСТРАЦИЯ (в нашем случае — государство), в лице сотрудников правопорядка наказывает нарушителей.

Административная ответственность наступает за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Водителей к административной ответственности чаще всего привлекают за: нарушение ПДД, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Отделался предупреждением?!
Днем, при движении на авто вы забыли включить фары. За это вас остановил инспектор ГИБДД. Или, может быть, вас остановили из-за грязных (нечитаемых) номерных знаков. При этих нарушениях, есть вероятность того, что вы отделаетесь не 500 рублевым штрафом, а всего лишь предупреждением.

Да-да, иногда можно услышать и такие сказочные финалы. Предупреждение, кстати, выносится в письменной форме, для чего составляется постановление (в былые времена-протокол), где будет указано, что водитель не оштрафован, а просто предупрежден.

Превышаем?!
Возьмем более частые нарушения. Водитель превысил скорость чуть более 20 км/ч. За это ему грозит штраф в 500 рублей и никаких предупреждений не предусмотрено. Превышение скорости от 40 до 60 км/ч — карается штрафом от 1000 до 1500 руб., (в реальности почти всегда берите верхний предел).

Ну и самое приятное для инспекторов нарушение — это превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч. За это нарушение предусмотрено, в том числе и лишение* водительского удостоверения, хотя на первый раз запросто можно отделаться штрафом.

* — с 1 сентября 2013 года права на дороге у нарушителей не изымаются(!). ГИБДД оформляет нарушение на месте, а лишать ли водителя прав или нет, решать будет суд. В случае лишения, водитель должен сам сдать водительское удостоверение. На это ему отводится 3 рабочих дня с момента вступления решения суда в законную силу.

Мы рассмотрели такие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение права управления.

Но есть и другие:

  • административный арест до 15 суток
  • конфискация орудия или предмета совершения правонарушения.

Загреметь на 15 суток можно за злостные нарушения. Например, если водителя лишили прав, а он опять взялся за руль. Либо водитель оказался за рулем в нетрезвом состоянии и при этом без прав (лишен их или забыл дома). При этом, кстати, с правами можно попрощаться на 1,5-2 года и заплатить штраф в 30 тысяч рублей.

Конфискация, (т.е. изъятие навсегда) применяется довольно редко. При этом шансы лишиться автомобиля практически равны нулю. Чаще всего у водителей могут конфисковать незаконно установленные: знаки-шашечки такси, звуковые спец сигналы, «мигалки», самодельное ксеноновое освещение и другие незаконные вещички.

Т.е. если у водителя есть «мигалка» на крыше, но нет на нее законного разрешения, то любой инспектор ГИБДД имеет право «мигалку» изъять, В дальнейшем, по решению суда, ее скорее всего отберут навсегда (конфискуют), а водителя нарушителя, за это нарушение — лишают прав.

Как долго можно не оплачивать штраф?

На оплату административного штрафа отводится срок в один месяц с момента истечения срока обжалования постановления о наложении штрафа, (обычно это 10 дней). Если по прошествии этого времени нарушитель штраф не оплатил, то у него есть еще один месяц, чтобы одуматься. А вот ежели по истечении двух месяцев и десяти дней он не оплатил штраф, то его может ожидать сюрприз в виде наложения двукратного размера изначального штрафа, а то и арест сроком до 15 суток.

Загреметь на полмесяца за неуплату штрафа шансы невелики, а вот не попасть на заграничный курорт можно запросто. За границу должников обычно не выпускают. И такие неприятные обстоятельства иногда неожиданно выясняются прямо в аэропорту.

Узнать подробно об административных наказаниях вы можете в таблице штрафов ГИБДД за нарушение ПДД.

Уголовная ответственность водителя

Если последствия нарушения ПДД (не дай Бог, конечно) привели к гибели человека или причинили тяжкий вред его здоровью*, то наступает УГОЛОВНАЯ ответственность определенная статьями 264, 268 Уголовного Кодекса.

Натворил дел с серьезными последствиями — значит и ответственность грозит соответствующая. И если, например, после ДТП, в результате экспертизы будет доказано, что водитель, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры для остановки транспортного средства, то светит ему реальный тюремный срок.

В подобных случаях, более-менее спасти положение может опытный адвокат. И чем раньше он примется за дело, тем лучше. Да, здесь крутятся большие деньги и не малые сроки лишения свободы. Единственное чего тут не предоставят даже высокооплачиваемые адвокаты — это гарантий исхода дела.

* — тяжкий вред здоровью человека: причинение вреда, опасного для жизни человека или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо утрату профессиональной трудоспособности.

От ответственности освобожден! Битый перед битым невиновен?!

Оказывается и такое бывает. Мы, кстати, уже рассмотрели некоторые случаи освобождения владельца от ответственности по причине непреодолимой силы или угона.

Между тем, в ДТП могут быть виновны не только водители. А, например, дорожные службы, которые старательно вырыли на дороге яму, а предупреждающие знаки должным образом выставить позабыли. А еще, причиной ДТП может послужить неисправность светофора или несвоевременное устранение рытвины на дороге.

Иски, предъявленные дорожным службам, в нынешнее время не редкость. Да и сотрудники ГИБДД не застрахованы от ошибок, которые могут привести к ДТП с участием водителей автомобилей.

ДТП также может произойти по причине бракованной детали или некачественного ремонта. В этом случае есть вероятность того, что виновным в ДТП признают автосервис или производителя некачественных комплектующих (а может быть даже автопроизводителя).

Для обращения в суд вам обязательно потребуются: наличие чека организации, производившей ремонт, или магазина, продавшего некачественную деталь, а также много терпения, нервов и времени.

Доказать виновность перечисленных лиц и организаций бывает крайне и крайне сложно. Но это не значит, что нужно сложить руки и не отстаивать свою правоту. Хотя, конечно, по-разному бывает: иногда овчинка действительно не стоит выделки.

Для привлечения лица к серьезной ответственности необходим факт нарушения закона! А к какой ответственности привлекут и как сильно накажут, зависит от характера правонарушения и от причиненных им ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ.

Вариант-1. Есть нарушение , но нет вредных последствий
Ситуация: водитель мог остановиться у стоп-линии, но предпочел проскочить на запрещающий сигнал светофора. Все это произошло на пустынном перекрестке, без ГИБДД поблизости. Ну чтож, обошлось! Посчитаем, что водителю на этот раз повезло.

Если же нарушителя ПДД поймал-таки инспектор и выписал штраф, (привлек к административной ответственности), то, в принципе, тоже не худший вариант из возможного.

Вариант-2. Нарушение привело к ДТП с материальным ущербом
. При проезде на запрещающий сигнал светофора случилось незначительное ДТП. В этом случае у нарушителя ПДД возникает гражданская ответственность перед пострадавшим. Но это еще не все. Если авария возникла из-за нарушения Правил дорожного движения, то ГИБДД дополнительно привлечет виновника к административной ответственности.

При действующем у нарушителя страховом полисе ОСАГО, нанесенный материальный ущерб пострадавшему будет оплачивать его страховая компания, но до определенного предела. Собственный автомобиль водителю-нарушителю придется восстанавливать за свой счет. Если, конечно, до ДТП он не заключил полис КАСКО.

Вариант-3. Нарушение привело к ДТП с пострадавшим(и)
. Хотел проскочить, а в итоге создал ДТП с причинением вреда здоровью другому человеку, например пешеходу. Здесь вид ответственности будет зависеть от тяжести нанесенного вреда.

Напомним, если в результате нарушения ПДД причинен легкий или средней тяжести вред здоровью — это административная ответственность. А если последствия более серьезные — тяжкий вред или смерть человека — то это уже уголовная ответственность.

К примеру, такая вот ситуация. После ДТП на водителе — ни царапинки, а пассажир остался инвалидом, (получил тяжкий вред здоровью). Оказывается, за это водителя привлекут к уголовной ответственности, как владельца источника повышенной опасности (автомобиля). Засадят такого водителя за решетку или он отделается условным сроком – зависит от решения суда.

При этом водителя одновременно могут привлечь и к гражданской ответственности: заставят возмещать лечение пассажира в полном объеме. И будет он работать пострадавшему на лекарства, может даже и до конца своих дней.

Как вы могли заметить из приведенных примеров, нарушителя ПДД могут подвергнуть сразу двум видами ответственности.

Вывод: на водителя, как на владельца источника повышенной опасности возложена большая ответственность, чем на всех остальных участников!

Совет!
Не хотите неприятностей на свою голову – стремитесь не нарушать Правила. Даже незначительное нарушение может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Мой собственный грустный опыт меня научил: спешка и нервозность за рулем до добра не доводят. В первую очередь всегда думайте о безопасности.

Смотрите так же:  Нотариус головешкина татьяна николаевна

Важные пояснения и напоминания

При ДТП позаботьтесь о доказательствах виновности нарушителя ПДД!

Как мы уже упоминали, доказывать чью-либо вину обязаны соответствующие государственные органы, привлекающие нарушителя к ответственности. Но если быть точнее, то это правило в полной мере относится к административным и уголовным правонарушениям.

Но в гражданском судопроизводстве дела обстоят несколько иначе: каждая сторона обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается при рассмотрении дела.

Т.е. если например, в результате ДТП, пострадали вы сами или ваше имущество, то в ваших же интересах собрать как можно больше доказательств вины нарушителя и зафиксировать их каким-либо образом или проследить чтобы их зафиксировал инспектор, оформляющий ДТП. (Собирайте доказательства только с соблюдением закона, иначе они не будут приняты в суде).

Используйте все доступные вам способы фиксации нарушения ПДД другим участником и их последствия. Не стесняйтесь пользоваться фото- или видео- съемкой места ДТП. Наличие свидетелей произошедшей аварии будет очень кстати. И часто именно свидетельские показания могут коренным образом повлиять на исход дела.

Но, что не говори, «идеальными» свидетелями являются видеорегистраторы и видеокамеры наружного наблюдения. Порой только кадры, попавшие в объектив электронных устройств, позволяют устранить все разногласия и выявить вину участников.

За что водителей часто лишают прав или разводят на взятки?

Ну и в завершении приведем некоторые нарушения ПДД, за которые можно запросто схлопотать лишение прав:

  • проезд железнодорожного переезда на запрещенный сигнал светофора
  • превышение скорости более чем на 60 км/ч
  • выезд на встречную полосу через сплошную или двойную сплошную линию

Запомните их и не пытайтесь совершать.

На самом деле список нарушений, за которые лишают прав, гораздо длиннее. Ознакомиться с ним можно в таблице штрафов ГИБДД.

Как только Вы завели двигатель автомобиля, помните, с этого момента на Вас возлагается повышенная ответственность. Ваша жизнь, жизнь рядом сидящих пассажиров, да и многих окружающих, будет зависеть от правильности ваших действий.

Остается пожелать нам всем безопасной дороги и отсутствия поводов для ответственности.

Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

К наиболее распространенным санкциям, применяемым при совершении административных правонарушений, связанным с нарушением правил дорожного движения, относятся предупреждение (предусмотрено каждым третьим составом правонарушения) и лишение права на управление транспортным средством (см. ч. 2, 4 ст. 12.2, ч. 3, 4, 5, 6 ст. 12.5, ч. 1-2, 4 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.9, ч. 1, 3 ст. 12.10, ч. 4, 5 ст. 12.15, ч. 3, 31 ст. 12.16, ч. 2 ст. 12.17, ч. 1 ст. 12.212, ч. 1-2 ст. 12.24, ч. 1 ст. 12.26, ч. 2, 3 ст. 12.27 КоАП, это наказание установлено каждой четвертой санкцией). Эти наказания применяются так часто только при совершении рассматриваемых административных правонарушений, наряду со случаями, установленными гл. 12 КоАП, лишение специального права может быть применено только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.37 (в данном случае установлено административное наказание в виде лишения права охоты), ч. 1-3, 5, 7 ст. 11.5 (лишение права управления воздушным судном), ч. 1-3 ст. 11.7 (лишение права управления судном морского или внутреннего водного транспорта, а также маломерным судном), ч. 1, 2 ст. 11.9 КоАП (лишение права управления морским судном или судном внутреннего водного транспорта, включая маломерные суда).

Лишение специального права устанавливается на максимальный срок в три года при совершении правонарушения, установленного ч. 4 ст. 12.8 КоАП. В данном случае предусмотрен фиксированный, безальтернативный срок лишения специального права на максимально возможный временной период, подобные условия применения этого наказания используются крайне редко.

К характерным особенностям, присущим только административной ответственности за нарушения правил дорожного движения, следует отнести возможность применения к водителям, — а в случае ч. 2 ст. 12.37 и к владельцам транспортного средства, — административного штрафа, исчисляемого в фиксированной денежной сумме, в размере, установленном санкцией соответствующей статьи КоАП.

Применительно к рассматриваемым правонарушениям максимальный размер административного штрафа для организаций-нарушителей в фиксированной сумме в 1 млн руб. предусмотрен ч. 2 ст. 12.213. Штрафные санкции до 500 тыс. руб. установлены ч. 1-3 ст. 12.4 (в случаях, определенных ч. 2, 3 этой статьи КоАП, предусмотрен фиксированный размер штрафа), ч. 1 ст. 12.211 и ч. 1 ст. 12.212.

При совершении рассматриваемых правонарушений часто применяется фиксированный минимальный размер штрафных санкций в размере 100 руб., в этих случаях штраф представляет собой санкцию, альтернативную административному наказанию в виде предупреждения, и назначается при совершении незначительных проступков (см. ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. 1, 2 ст. 12.11, ч. 1, I1, 2, 3 ст. 12.14, ст. 12.20, ч. 1 ст. 12.21, ст. 12.22)2. Другие административные санкции, устанавливающие прямые или косвенные имущественные обременения нарушителя, назначаются редко, к ним относится конфискация, применяемая в качестве дополнительного наказания при совершении проступков, установленных ч. 1-2 ст. 12.4 и ч. 3-5 ст. 12.5.

Предупреждение выносится при нарушении правил дорожного движения, не представляющих значительной общественной опасности (см. ч. 1 ст. 12.2, ч. 1, 2, 3 ст. 12.3, ч. 1 ст. 12.5, ч. 1 ст. 12.9, ч. 1-2 ст. 12.11, ч. 1,11, 3 ст. 12.14, ч. 1 ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ч. 1-4 ст. 12.19, ст. 12.20-12.21, ст. 12.22, ч. 1, 2 ст. 12.29, ст. 12.361 КоАП).

Субъектами административных правонарушений являются, как правило, водители транспортных средств, а в редких случаях — пешеходы и иные участники дорожного движения (см. ст. 12.30). В некоторых случаях субъектами правонарушений могут быть только должностные лица (см. ч. 1 ст. 12.31, ст. 12.32 КоАП).

Рассматриваемые административные правонарушения, как правило, не связаны с предпринимательской деятельностью, в этой связи в отличие от правонарушений, предусмотренных гл. 5-11, 13-16, 18-20 КоАП, установлены унифицированные правила квалификации правонарушений, совершенных индивидуальными предпринимателями. Иные правила установлены только при совершении правонарушений, предусмотренных ч. 1, 3 и 4 ст. 12.31, ч. 1-3 ст. 12.311 и ст. 12.32 КоАП. Применительно к этим правонарушениям индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную санкциями указанных статей КоАП для юридических лиц. В остальных случаях, если проступок обусловлен собственной предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (см. прим. к ст. 2.4 КоАП). Если нарушение Правил дорожного движения не обусловлено предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности, установленной санкцией соответствующей статьи КоАП для граждан.

Иные процедуры квалификации субъектного состава рассматриваемых правонарушений используются редко и применяются только при совершении проступков, предусмотренных ч. З1 ст. 12.211 и ч. 1, 2 ст. 12.213 КоАП. Применительно к этим составам административных правонарушений индивидуальные предприниматели привлекаются к ответственности в качестве самостоятельных субъектов наряду с гражданами и юридическими лицами.

Публичные должностные лица, например сотрудники Госавтоинспекции и Ространсинспекции, могут быть субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.35 КоАП (незаконное ограничение прав на управление транспортным средством). Действие иммунитета от административной юрисдикции не распространяется на таких лиц при совершении ими нарушений правил дорожного движения, т.е. они привлекаются к ответственности на общих основаниях и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи КоАП для должностных лиц (ч. 2 ст. 2.5).

Нарушение правил дорожного движения считается завершенным в момент их несоблюдения, в некоторых случаях для квалификации проступка необходимо доказать причинение телесного (физического) вреда потерпевшему: причинение водителем легкого вреда здоровью потерпевшего или вреда средней тяжести квалифицируется соответственно по ч. 1, 2 ст. 12.24 КоАП. Если легкий вред здоровью потерпевшего был причинен иным участником дорожного движения, например пешеходом или пассажиром транспортного средства, проступок содержит признаки правонарушения, установленного ч. 2 ст. 12.30 КоАП. Квалификация правонарушений в случае причинения телесного вреда возможна только при неосторожном деянии, умышленное причинение участниками дорожного движения легкого вреда содержит признаки состава преступления (см. ч. 1 ст. 115 УК). Причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти по неосторожности квалифицируется соответственно по ч. 1 ст. 118 и ч. 1 ст. 109 УК. Применительно к рассматриваемым проступкам под правилами дорожного движения понимаются все нормативные правовые акты, устанавливающие обязанности физических и юридических лиц. Наряду с правилами к таким актам относятся, в частности, правила эксплуатации транспортного средства (см. ст. 12.24 КоАП).

При квалификации некоторых нарушений правил дорожного движения необходимо установить причинно-следственную связь между фактом нарушения и причинением релятивного или реального имущественного ущерба. Косвенные ограничения публичных и частноправовых имущественных интересов обусловлены созданием препятствий для передвижения транспортных средств или пешеходов. Соответствующие правонарушения подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.13, ч. 3 ст. 12.19 КоАП (применительно к созданию препятствий для пешеходов), ч. 4 ст. 12.19 и ч. 1 ст. 12.30 КоАП. Наряду с имущественным ущербом следствием таких правонарушений может быть причинение морального вреда физическому лицу или ущерба деловой репутации юридического лица. Для таких правонарушений характерно совершение деяния по неосторожности, однако умышленное создание препятствий в дорожном движении квалифицируется по ст. 12.33 КоАП и влечет за собой применение к нарушителю более значимых штрафных санкций.

Причинение реального имущественного ущерба объектам транспортной инфраструктуры (дорожному покрытию, дорожным сооружениям на переездах и др.) влечет за собой применение наказаний, установленных ст. 12.33 КоАП. Следствием повреждения дорожных сооружений в этих случаях является причинение восполнимого ущерба публичным объектам недвижимости (например, находящимся в государственной или муниципальной собственности дорожным сооружениям), сопряженного с временным прекращением их использования по целевому назначению.

Таким образом, для правонарушений, установленных гл. 12 КоАП, характерно применение обременительных санкций, влекущих за собой прямые или косвенные ограничения имущественных прав нарушителя. Такие имущественные ограничения являются следствием применения административного штрафа в максимальном размере (см. ч. 2 ст. 12.213 КоАП) или лишения специального права на максимально допустимый срок (см. ч. 4 ст. 12.8 КоАП). Административные наказания, ограничивающие неимущественные права, например административный арест, применяются значительно реже (см. ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 ст. 12.8, ч. 2 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП).

При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с применением специальных технических средств, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело. В этих случаях административное наказание назначается в виде административного штрафа, размер которого должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи. В случае если санкцией предусмотрено применение наказаний в виде лишения специального права или административного ареста, административное наказание назначается в виде административного штрафа в наибольшем размере, предусмотренном для граждан ч. 1 ст. 3.5 КоАП (см. ч. З1 ст. 4.1, ч. 3 ст. 28.6, ст. 29.10 КоАП).

При совершении нарушений правил дорожного движения, зафиксированных с помощью специальных технических средств, не применяется презумпция невиновности и бремя доказывания своей невиновности вменяется в обязанность лицу, подозреваемому в совершении административного правонарушения (см. примеч. к ст. 1.5 КоАП).

Нарушение правил дорожного движения это административная ответственность