С 1 января 2015 г. собственники помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за участок, расположенный под домом

Собственники помещений в многоквартирном доме признаются плательщиками земельного налога, если земельный участок, на котором расположен дом, сформирован, данному участку присвоен кадастровый номер.

Налоговые органы для исчисления земельного налога физлицам применяют размер доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме по информации, поступающей от органов муниципальных образований.

При этом ФНС России сообщает, что согласно изменениям в НК РФ не признаются объектом обложения по земельному налогу участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования (опубликованы 06.10.2014) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

Таким образом, с 1 января 2015 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом.

Налог на землю под многоквартирным домом

О земельном налоге

1. Плательщики земельного налога — это организации и физические лица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Земельный участок под многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.

Право собственности возникает с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве долевой собственности участок, признаются плательщиками земельного налога с указанной даты. Госрегистрация — единственное доказательство права на участок. Плательщиком земельного налога признается правообладатель. Уплачивать его необходимо с момента внесения записи в ЕГРП. Плательщиком также признается лицо, чье право на участок удостоверяется актом, выданным до введения Закона о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, если ТСЖ, зарегистрированные в качестве юридического лица, не является правообладателем участка под многоквартирным домом, то оно не признаются плательщиками земельного налога .

Если ТСЖ является правообладателем отдельных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирном доме, то земельный налог уплачивается пропорционально их доле в собственности.

2. Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 66-67 совместного постановления от 29.04.2010 № 10, № 22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указывают, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.

3. Письмом от 17 мая 2006 г. № 03-06-02-02/65 «О налогообложении земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами» Минфин РФ разъясняет, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При том налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.

Является ли ТСЖ плательщиком земельного налога

1. Минфин в своем письме от 7 мая 2010 г. № 03-05-05-01/12 рассмотрел несколько вопросов по созданию ТСЖ. В частности, кто является плательщиком земельного налога и подлежит ли обложению налогом на имущество недвижимость, которая передана в качестве взноса в ТСЖ.
Что касается вопроса налога на имущество, то Минфин ответил следующим образом: зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении находящегося у ТСЖ на праве собственности движимого и недвижимого имущества (основных средств), учтенного на балансе ТСЖ, в том числе переданного в собственность ТСЖ его учредителями.
По земельному налогу — обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Поэтому, зарегистрированное в качестве юридического лица ТСЖ признается налогоплательщиком в отношении земель, правообладателем которых данная организация является.

2. Однако в 10.10.2007 г. Мосгордума приняла поправку в городской закон от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге», предусматривающую освобождение товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных и жилищно-строительных кооперативов от уплаты земельного налога.
В прежней редакции закона ТСЖ и жилищные кооперативы уплачивали земельный налог по ставке 0,1% от кадастровой стоимости участка, занятого жилфондом или предоставленного под жилищное строительство. В отношении других земельных участков, принадлежащим этим жилищным объединениям, применялась ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Теперь же от уплаты земельного налога будут освобождены «ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ».
Действие налоговой льготы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Соответственно, в городе Москве ТСЖ не является плетельщиком земельного налога в силу налоговой льготы, установленной законом города Москвы от 24.11.2004 года №74 «О земельном налоге».

Определение налоговой базы

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (или в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах); занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (или предоставленных для жилищного строительства); предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. С 1 января 2011 года земельный налог уплачивается налогоплательщиками – физическими лицами один раз в год, не ранее 1 ноября года, следующим за налоговым периодом.

В Москве, соответственно, 0,1 процент от кадастровой стоимости в соответствии с законом № 74 (Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге»):

Статья 2. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:
.
2) 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

Пример расчета налога

Так, в многоквартирном доме находятся 10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая и 10 трехкомнатных квартир, каждая площадью 80 кв. м. Все квартиры в доме приватизированы. На первом этаже данного дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий ООО «Алмаз». Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот дом, равна 1 500 000 руб., а налоговая ставка, установленная представительным органом муниципального образования в отношении данного земельного участка, составляет 0,3 процента от его кадастровой стоимости.

Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных выше помещений, определяем общую площадь этих помещений.

Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь трехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) = 1500 кв. м.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в нашем случае равняется 1500 кв. м.

Таким образом, согласно поставленным условиям, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество составит соответственно:

для ООО «Алмаз» 150 кв. м : 1500 кв. м = 0,1;

для собственника двухкомнатной квартиры 55 кв. м : 1500 кв. м = 0,04;

для собственника трехкомнатной квартиры 80 кв. м : 1500 кв. м = 0,05.

Чтобы определить сумму земельного налога, которую должны уплатить налогоплательщики (собственники магазина, приватизированных квартир), необходимо определить налоговую базу для каждого из них.

Согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

С учетом долей в праве на общее имущество, рассчитанных в нашем примере, налоговая база будет равняться:

для ООО «Алмаз» 1 500 000 руб. x 0,1 = 150 000 руб.;

для собственника двухкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,04 = 60 000 руб.;

для собственника трехкомнатной квартиры 1 500 000 руб. x 0,05 = 75 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, будет равняться произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Смотрите так же:  Страховка орбита в росгосстрахе

Так, для ООО » Алмаз» она составит (150 000 руб. x 0,3) : 100 = 450 руб.

Для собственника двухкомнатной квартиры сумма земельного налога будет равняться (60 000 x 0,3) : 100 = 180 руб., а для собственника трехкомнатной квартиры она будет равняться (75 000 руб. x 0,3) : 100 = 225 руб.

Нужно ли собственникам помещений в многоквартирном доме платить налог на земельный участок под домом?

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и который поставлен на кадастровый учет переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Соответственно, если ООО на праве собственности принадлежит помещение в многоквартирном доме, то независимо от отсутствия регистрационных документов на долю в земельном участке ООО являлось плательщиком земельного налога в части своей доли. Однако такое положение действовало до 31 декабря 2014 года.
С 1 января 2015 года в связи с вступлением в силу изменений в статьи Налогового кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок под этим домом. Таким образом, с 1 января 2015 года никаких писем и доказательств об освобождении от уплаты налога предоставлять не нужно.

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон редакции: +7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Сообщения и материалы информационного агентства РИА Недвижимость (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06 июня 2016 года, свидетельство о регистрации ИА № ФС 77 – 65988) сопровождаются пометкой «РИА Недвижимость»
18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Налог на землю под многоквартирным домом для юридических и физических лиц: как начисляется и кем уплачивается

Среди населения нашей страны все еще существуют сомнения, кто должен платить за землю под многоэтажками. На сайтах содержится огромное количество информации о том, кому принадлежит земля и платят ли за нее собственники квартир. Давайте попробуем еще раз разложить все по полочкам.

Земля под многоквартирным домом – «довесок» к купленной квартире

Ответить на этот вопрос поможет Жилищный кодекс Российской Федерации. Статья 37 этого документа говорит о том, что землей, на которой построили дом, на праве долевой собственности владеют собственники квартир.

Но для того, чтобы земля перешла в собственность владельцам квартир, застройщик дома должен определить границы земельного участка и зарегистрировать полученные владения в уполномоченных местных органах.

Только имеющий кадастровый номер участок может являться долевой собственностью владельцев квартир. До момента присвоения кадастрового номера земельному участку, он числится за органами МСУ.

Напомним, что земельным участком под многоквартирным домом понимается не только площадь, которую занимает фундамент постройки, но придомовая территория. Её размеры определяют нормы градостроительства, а также требования пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологические нормы. Все это хозяйство вместе с землей делятся между собственниками жилья пропорционально площади самих квартир.

Изменения законодательной базы

С момента вступления в силу в 2005 году Жилищного кодекса до 2015 года налог на землю под многоквартирным домом уплачивался физическими лицами по установленным местными властями тарифам.

Кроме того, при уплате данного налога действовали льготы согласно федеральному и региональному законодательству. Такое положение вызывало некоторые неясности. Во-первых, в законе не указано, как конкретно рассчитывается размер налога на каждого собственника. Также во многих субъектах не велись реестры, по которым можно было учитывать каждого налогоплательщика данного вида налога.

Для юридических лиц (например, ТСЖ) до конца 2014 года тоже действовал закон, обязывающий уплачивать налог на землю под многоквартирным домом. При этом обязательным условием было то, что земля должна находиться в собственности товарищества.

С 1 января 2015 согласно статьям ФЗ № 284 обязанность на оплату земли под многоквартирными домами была полностью отменена. Вместе с этим утратил свою силу и закон «О налогах на имущество физических лиц».

Власти отменили налог

Казалось бы, очень приятная и даже удивительная ситуация — государство отменило налог. Но не стоит обольщаться и думать, что сегодня мы не платим в бюджет за землю по МКД. Взамен одному налогу пришли новшества.

Сегодня в стоимость квартиры уже заложена и стоимость доли земли (кадастровая стоимость вместо инвентаризационной). Между тем, каждый собственник жилья обязан выплачивать имущественный налог.

Таким образом, можно сделать вывод, что налог на землю под МКД не отменили, а просто переквалифицировали. Соответственно, сумма выплаты не уменьшается, а увеличивается.

Также, как и при уплате земельного налога на имущественный налог для физических лиц действуют льготы. Они распространяются почти на определенные категории граждан

  • Пенсионеры;
  • Участники и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Инвалиды детства
  • Инвалиды 1 и 2 группы;
  • Участвующие в боевых действиях в Афганистане и других странах.

Для оформления компенсации необходимо обратиться в местный налоговой орган и отделы социального обеспечения, чтобы предоставить документы, подтверждающие право собственности и право на льготу.

При этом, для пенсионеров и других льготников это право действует только в отношении одного объекта определенного вида (например, если у собственника две квартиры, льгота на имущественный налог предоставляется только за одну из них).

После распада Советского союза все социальные сферы были полностью изменены. Система налогообложения не осталась в стороне. Изменения, коснувшиеся земельных и имущественных выплат, связаны и с преобразованием жилищной системы государства.

Если раньше, граждане владели только стенами, то новые статьи законов предоставили им и право собственности на землю. А вместе с правом возникает и обязанность. Обязанность платить за свою собственность.

Каждый из нас хочет знать свои и права, и обязанности. Мы подобрали самые актуальные темы по правовым вопросам. Знакомьтесь с материалами нашего сайта и делитесь своими комментариями и проблемами.

Дважды не заплатишь

Очень часто спрашивают: положен ли налоговый вычет при покупке жилья, если человек, который приобрел недвижимость, не работает, но получает пенсию. К сожалению, нет, вернуть назад часть уплаченных денег не удастся. Так что ссылки в письмах читателей на то, что в налоговой инспекции им «немотивированно» отказывают, необоснованны. Дело в том, что эта льгота предоставляется государством в виде возвращения части уплаченного гражданином подоходного налога (налога на доходы физических лиц). Если человек работает — он платит подоходный налог в размере 13% от своих заработков. Но пенсионеры от уплаты подоходного налога освобождены, этот налог с их пенсий не удерживается. Соответственно, и возвращать пенсионеру, потратившемуся на приобретение жилья, нечего. Единственное исключение — работающие пенсионеры. Они могут воспользоваться этой льготой, вернув суммы подоходного налога, уплаченного с их зарплаты.

А теперь — о новациях, которые произошли в нынешнем году с уплатой земельного налога.

После многолетних обсуждений в правительстве, министерствах, в экспертном сообществе вместо введения единого налога на недвижимость, о котором так много говорилось в последнее время, осенью 2014 года был принят закон, изменяющий порядок начисления и уплаты земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц.

«Единый налог на недвижимость решено не вводить, — поясняет ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. — Поправками Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ установлено, что и земельный налог (глава 31 НК РФ), и налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ) уплачиваются отдельно. При этом оба рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащего на праве собственности гражданину жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машино-места, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иного здания, строения, сооружения, помещения».

Эти поправки в Налоговый кодекс, вступили в силу с 1 января 2015 г. Таким образом, с начала нынешнего года прекращено действие Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» и начали действовать положения главы 32 НК РФ о налоге на имущество физических лиц.

«Одна из новелл нового закона — теперь земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения земельным налогом, — поясняет Дмитрий Гордеев. — Раньше такого изъятия не было».

Смотрите так же:  Лицензия охранника в ростове

Именно потому многие наши читатели, живущие в собственных квартирах в многоквартирных домах, с удивлением обнаружили осенью в своих почтовых ящиках квитки из налоговой службы с предложением заплатить налог за участок под общим домом.

«В прошлом году такой налог платить было нужно, — говорит Гордеев. — А в 2015 году он отменен, и оплачивать его не надо. Но не запутайтесь: в текущем году мы оплачиваем налоги за предыдущий год. То есть в 2015 году нам пришлют расчетные квитанции за 2014 год, когда требование об уплате такого налога действовало. Напомню, что собственник квартиры в многоквартирном доме является также собственником доли в земельном участке, на котором расположен дом, и эта доля пропорциональна площади его квартиры. Исходя из этого и рассчитывается сумма земельного налога. Уплатить его будет нужно в срок до 1 октября 2015 года. А вот в 2016 году этот налог уже никто платить не будет».

Правда, по мнению эксперта, не стоит рассматривать это решение законодателей, освободивших граждан-собственников от необходимости платить земельный налог за свою долю в «общем» участке, как щедрость государства.

«Согласно Жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, при условии, если его границы указаны в документах государственного кадастрового учета, входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, — уточнил Дмитрий Гордеев. — То есть стоимость такого земельного участка учитывается в стоимости квартиры. А собственник квартиры обязан платить налог на имущество физических лиц.

Единственное, что можно констатировать, это то, что государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом».

Налог за землю под многоэтажными домами отменен

Собственники помещений в многоквартирных домах платить налог за земельные участки не будут.

Начиная с 1 января 2015 года, все собственники помещений в квартирных домах освобождаются от уплаты налога за участки, расположенные под домом. Об этом сообщается в письме Федеральной налоговой службы № БС-2-11/[email protected] «О земельном налоге».

Необходимо внести ясность, кто именно является плательщиком земельного налога. Это собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки которых сформированы, а каждому участку присвоен собственный кадастровый номер. Для исчисления земельного налога ФНС применяет размер доли в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме по тем данным, которые поступают от органов муниципальных образований.

Согласно внесенным изменениям в Налоговый Кодекс РФ, если участок земли входит в состав общего имущества многоквартирного дома, объектом обложения по земельному налогу он не является.

Вышеупомянутые изменения вступят в силу уже 1 января 2015 года, но не ранее, чем через месяц со дня из официального опубликования и не ранее первого числа следующего налогового периода по земельному налогу.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, все собственники как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах больше не будут уплачивать земельный налог на участок, который расположен под домом и находится в общей долевой собственности.

Налог на землю под жилым домом

Земля – один из древнейших объектов налогообложения. Еще в период земских реформ 1860-1870 гг. в качестве единицы налогообложения было определено взятое домовладение, принимаемое как земельный участок с четко обозначенными границами.

Однако, с приходом к власти большевиков, с 1917 года и до периода перестройки земля находилась в собственности государства. Декретом о земле 1917 года была отменена частная собственность на землю и осуществлена «национализация земли». Земля передавалась в пользование трудового народа без выкупа. Запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог. Принцип бесплатности землепользования был закреплен в Земельном кодексе 1922 года и Конституции СССР 1936 года.

Поэтому 74 года в стране существовал стереотип, что земля бесплатный дар природы, она общественная, значит ничья.

Вместе с тем, под воздействием различных факторов, обусловленных возрастающей активностью деятельности человека, с каждым годом наблюдалось прогрессирующее ухудшение состояния окружающей природной среды и земельных ресурсов.

Земельная реформа, начатая правительством Российской Федерации в 1990 году, преследовала цель – восстановить бережное отношение к земле. Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991 году установил, что землевладение являются платными. Плата за землю должна была стимулировать рациональное использование земель, охрану земель, их освоение, обеспечивать развития инфраструктуры в населенных пунктах.

Земельный налог, введенный в 1991 году Законом РФ «О плате за землю», не зависел от результатов хозяйственной деятельности и уплачивался в виде стабильных платежей за единицу площади земельного участка.

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации, формирование рынка земли привело к необходимости принятии в 2001 году нового Земельного кодекса, который ввел понятие кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка – это показатель, который отражает представления о ценности (полезности) земельного участка при существующем его использовании. Она приближена к рыночной стоимости, наиболее вероятной цене продажи земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Кадастровая стоимость определяется по категориям и видам функционального использования земель с применением методов массовой оценки недвижимости по отдельным категориям земель, разработанным федеральными органами власти. При исчислении кадастровой стоимости учитываются инженерно-технические условия эксплуатации территории, транспортные, социально-культурные, экологические, градообразующие и другие условия развития территории. Все эти параметры существенно влияют на кадастровую стоимость конкретного земельного участка (поэтому рядом расположенные участки могут существенно различаться по кадастровой стоимости).

В соответствии с новым Земельным кодексом, с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 29.11.2004 года № 141-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена в действие новая глава 31 «Земельный налог», определяющая порядок исчисления и уплаты земельного налога. Принципиальное отличие от прежней системы налогообложения заключается в исчислении земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Налоговым кодексом РФ определено, что земельный налог является местным налогом, устанавливается Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, а так же обязателен к уплате на территории муниципального образования.

На территории Владивостокского городского округа земельный налог введен с 1 января 2006 года Решением Думы г. Владивостока от 28 октября 2005 года №108 «О земельном налоге в городе Владивостоке».

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.

Земельный участок — это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Объект налогообложения возникает только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован (проведено межевание, определены границы земельного участка) и поставлен на кадастровый учет (осуществлена регистрация участка в Государственном кадастре недвижимости и участку присвоен кадастровый номер).

Налогоплательщиками земельного налога ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения, на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования возникает у организаций и физических лиц с момента государственной регистрации земельного участка. Доказательством существования зарегистрированных прав признается запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Данная норма закреплена в ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Проведенная запись в реестре удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.

В отношении земельного налога за земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, необходимо учитывать следующее.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

При этом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам в силу закона и не требует регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, если земельный участок, на котором расположен жилой дом, сформирован и в отношении его проведен государственный кадастровый учет собственники жилых и нежилых помещений этого дома признаются налогоплательщиками земельного налога. При этом основанием для уплаты земельного налога является свидетельство о праве собственности на жилое или нежилое помещение.

Алгоритм исчисления любого налога начинается с определения налоговой базы.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Результаты кадастровой оценки, проведенной на территории города Владивостока в 2010 году, утверждены постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 № 437-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края» и применяются для налогообложения с 01 января 2011 года.

Кадастровую стоимость конкретного земельного участка можно посмотреть на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru, сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru, сайте администрации Приморского края www.primorsky.ru.

Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности (в том числе занятых многоквартирными домами), изложены в ст. 392 Налогового Кодекса РФ: для каждого из налогоплательщиков, являющегося собственником данного земельного участка, она рассчитывается пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего на праве собственности помещения в многоквартирном доме, если решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности не установлено иное.

Таким образом, для определения доли необходимо площадь помещения, принадлежащего конкретному собственнику, поделить на общую площадь всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам в данном многоквартирном доме.

Налоговая база будет исчисляться как произведение кадастровой стоимости земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, на рассчитанную в указанном выше порядке долю в праве общей долевой собственности на общее имущество для конкретного помещения.

Пример. В многоквартирном доме находятся

10 двухкомнатных квартир площадью 55 кв. м каждая,

10 трехкомнатных квартир площадью 80 кв. м каждая

и 10 четырехкомнатных квартир по 100 кв. м.

На первом этаже дома располагается магазин площадью 150 кв. м, принадлежащий организации.

Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом равна 10 000 000 руб.,

Для определения доли в праве общей собственности на общее имущество в данном доме, принадлежащей каждому собственнику указанных помещений, следует определить общую площадь этих помещений.

Площадь магазина + площадь всех двухкомнатных квартир + площадь всех трехкомнатных квартир + площадь всех четырехкомнатных квартир = 150 кв. м + (55 кв. м x 10) + (80 кв. м x 10) + (100 кв. м x 10) = 2500 кв. м.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество для каждого собственника помещений будет равна частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам, которая в рассматриваемом случае равняется 2500 кв. м.

Таким образом, доля в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома составит соответственно:

для организации — 150 кв. м : 2500 кв. м = 0,06;

для собственника двухкомнатной квартиры — 55 кв. м : 2500 кв. м = 0,022;

для собственника трехкомнатной квартиры — 80 кв. м : 2500 кв. м = 0,032;

для собственника четырехкомнатной квартиры — 100 кв. м : 2500 кв. м = 0,04.

С учетом рассчитанных долей в праве на общее имущество определяется налоговая база для каждого из собственников.

В рассматриваемом примере, налоговая база будет равна:

для двухкомнатной квартиры — кадастровую стоимость земельного участка 10 000 000 руб. умножаем на рассчитанную долю 0,022 = 220 000 руб.;

для трехкомнатной квартиры — 10 000 000 руб. x 0,032 = 320 000 руб.;

для четырехкомнатной квартиры — 10 000 000 руб. x 0,04 = 400 000 руб.

для организации — 10 000 000 руб. x 0,06 = 600 000 руб.

Сумма земельного налога, которую должен уплатить налогоплательщик, равна произведению определенной для налогоплательщика налоговой базы и налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования.

Смотрите так же:  Договор на ведения дела в суде

В городе Владивостоке ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами установлена в размере 0,2%.

На федеральном уровне Налоговым кодексом РФ установлена ставка 0,3%. Администрация города Владивостока выступила с инициативой снизить ставку земельного налога для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, Дума города Владивостока поддержала администрацию и установила пониженную ставку земельного налога для жилого фонда в многоквартирных домах в размере 0,2%.

В нашем примере

Сумма земельного налога

— для собственника двухкомнатной квартиры будет равна 440 руб. в год

( налоговая база 220 000 руб. x 0,2%)

— для собственника трехкомнатной квартиры – 640 руб. в год (320 000 руб. x 0,2%)

— для собственника четырехкомнатной квартиры – 800 руб. в год

Вместе с тем, при исчислении земельного налога по земельному участку, занятому многоквартирным домом, используются разные налоговые ставки в зависимости от назначения помещений, входящих в состав данного дома.

Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме (офисных помещений, магазинов, помещений для занятий спортом, подземных автостоянок, гаражей и т.д.) не могут воспользоваться пониженной ставкой 0,2%, установленной для жилого фонда.

Для них применяется ставка, установленная для земельных участков соответствующего использования.

Решением Думы города Владивостока № 108 от 28.10.2005 года «О земельном налоге в городе Владивостоке» установлены следующие ставки земельного налога:

— в отношении земельных участков, занятых гаражами 0,7% ,

— в отношении земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, культуры, искусства, частных детских дошкольных учреждений, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 0,6%,

— в отношении прочих земельных участков – 1,5%.

В нашем примере в многоквартирном доме находится магазин, следовательно, будет применяться ставка земельного налога 1,5%.

Сумма земельного налога для организации, в собственности которой находится нежилое помещение, используемое под магазин составит 9000 руб. в год (налоговая база 600 000 руб. x 1,5%)

Необходимо отметить, что администрация города Владивостока уделяет большое внимание социально – незащищенным слоям населения. Для их поддержки администрацией города были подготовлены предложения по установлению налоговых льгот по земельном налогу, которые приняты депутатами Думы города Владивостока.

В городе Владивостоке от уплаты земельного налога с 01.01.2012 года в полном объеме освобождены Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, почетные граждане города Владивостока, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны, физические лица, подвергшиеся воздействию радиации. (МПА № 324 от 17.10.2011)

Для пенсионеров по возрасту налоговая база снижена на не облагаемый налогом минимум в размере 300000 (триста тысяч) рублей.

Данные льготы распространяются и при оплате земельного налога за земельные участки под многоквартирными домами.

Если собственником квартиры является ветеран Великой Отечественной войны – земельный налог он оплачивать не будет.

Если собственником квартиры является пенсионер — он будет оплачивать земельный налог с налоговой базы, превышающей 300000 (триста тысяч) рублей.

В нашем примере

Налоговая база для двухкомнатной квартиры определена в размере 220 000 руб., следовательно, если собственником квартиры является пенсионер по возрасту, земельный налог он не оплачивает.

Налоговая база для трехкомнатной квартиры составляет 320 000 руб., следовательно, если собственником квартиры является пенсионер по возрасту, для расчета земельного налога налоговая база будет снижена на 300 000 руб. и составит 20 000 руб. Пенсионеру будет выставлен земельный налог в размере 40 рублей в год. (вместо 640 руб. рассчитанных для других собственников квартир, не отнесенных к льготным категориям физических лиц)

Физические лица уплачивают земельный налог на основании уведомления, направленного им налоговым органом ( п. 4 ст. 397 НК РФ).

Налогоплательщики — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог до 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

З аконом РФ от 27.07.2010 года № 229-ФЗ с 2011 года физические лица, не являющихся индивидуальными предпринимателями, освобождены от уплаты авансовых платежей по земельному налогу. Согласно этим изменениям в 2011 году физические лица не оплачивали земельный налог. В 2012 году физическим лицам пришли налоговые уведомления об уплате земельного налога за 2011 год (срок оплаты до 15.11.2012). За 2012 год физические лица обязаны оплатить земельный налог до 15 ноября 2013 года.

Налоговые органы обязаны направ ить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа земельного налога.

Предоставление налоговой льготы, в том числе в виде снижения налоговой базы на не облагаемые налогом 300 000 рублей, так же производится налоговыми органами на основании документов, подтверждающих это право, самостоятельно представляемых налогоплательщиком в налоговый орган.

В соответствии с решением Думы города Владивостока от 25.10.2008 года № 108 налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, в срок до 1 февраля текущего года либо в течение 30 дней с момента возникновения права на льготу.

Налоговую базу за налогоплательщиков — физических лиц налоговые органы определяют на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного реестра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управления Росреестра по Приморскому краю). Сведения предоставляются в налоговые органы ежегодно по состоянию на 1 января налогового периода.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, владеющие на праве собственности нежилыми помещениями в многоквартирном доме, самостоятельно рассчитывают и уплачивают сумму земельного налога, а так же по истечении налогового периода представляют в налоговый орган налоговую декларацию .

В соответствии с решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 года № 108 «О земельном налоге в городе Владивостоке» налогоплательщики – организации и физические лица, являющиеся индивидуальными

предпринимателями, в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу равными долями, в следующие сроки:

— за первый квартал — не позднее 5 мая года, являющегося налоговым периодом;

— за второй квартал — не позднее 5 августа года, являющегося налоговым периодом;

— за третий квартал — не позднее 5 ноября года, являющегося налоговым периодом.

По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями и индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны заплатить налог в установленные нормативными документами сроки.

Если налог уплачен в более поздние сроки, налогоплательщику начисляется пеня. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на момент срока уплаты налога.

С 14.05.2012 года ставка рефинансирования установлена в размере 8,25% . Соответственно става пени в настоящее время = 0,0275%.

Обязанность по уплате налога считается исполненной физическим лицом со дня внесения в банк или организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Для налогоплательщика — юридического лица — с момента предъявления в банк поручения на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Таким образом, для налогообложения земельным налогом достаточно поставить земельный участок на кадастровый учет.

Суммы земельного налога у собственников квартир небольшие.

По расчетам администрации средний размер земельного налога в городе Владивостоке

за 1-комнатную квартиру (S=33,5 кв.м) составляет 270 руб. в год,

за 2-х комнатную квартиру (S=47,1 кв.м.) — 380 руб. в год,

за 3-х комнатную квартиру ( S=71,1 кв.м.) — 570 руб. в год,

за 4-х комнатную квартиру (S=94,8 кв.м.) — 770 руб. в год.

Однако конкретный размер налога зависит от места расположения дома, района города, площади оформленного земельного участка и площади квартиры. Земельный налог может быть в несколько раз больше или меньше.

Вместе с тем, чтобы использовать возможность распоряжаться земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, каждому собственнику жилого или нежилого помещения необходимо зарегистрировать своё право общей долевой собственности на земельный участок.

Только на законно оформленной территории, что подтверждается регистрацией права собственности, жители дома становятся полноправными и ответственными хозяевами.

Регистрация земельных участков в общедолевую собственность позволит активно и на законных основаниях использовать придомовую территорию для обустройства детских площадок, парковок, палисадников и других нужд,

а самое главное позволит исключить возможность застройки земли под окнами, появления гаражей, торговых павильонов, незаконных автостоянок,

даст собственнику уверенность, что его имущество защищено.

О формировании земельных участков вам подробно рассказали специалисты управления градостроительства и архитектуры администрации Владивостока на третьем уроке.

Как зарегистрировать право общей долевой собственности на земельный участок подробно могут рассказать представители Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.

В заключении хочу сказать, что Правительством РФ планируется введение налога на недвижимость.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, разработанными Правительством РФ, на первом этапе налог на недвижимость предполагается ввести для физических лиц.

При этом объектом налогообложении будет являться единый объект недвижимости, состоящий из земельного участка и жилого дома, квартиры, дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения.

Предполагается, что налог на недвижимость значительно упростит систему налогообложения в интересах налогоплательщика. Гражданину достаточно будет заплатить один налог вместо двух – налога на имущество и налога на землю.

Кроме того, в настоящее время, налог на имущество рассчитывается на основе инвентаризационной стоимости объектов и владельцы дорогого жилья иногда платят меньше, чем собственники дешевого.

Дмитрий Медведев, будучи Президентом РФ, в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012-2014 поставил задачу, «чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечивало более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учетом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан».

В настоящее время механизм взимания нового налога на недвижимость находится в стадии обсуждения в Министерстве экономического развития.

По информации главы Минэкономразвития новая схема налогообложения будет более справедливой, чем нынешняя. Налог на недвижимость, основанный на рыночной стоимости должен перераспределить налоговую нагрузку. Более высокие, рыночно обоснованные налоги будут взиматься с владельцев больших квартир, дорогостоящих особняков и крупных участков земли. Ставка налога может быть установлена на уровне 0,01 процента от кадастровой стоимости недвижимости или немного больше. Одновременно для малообеспеченных людей и собственников недорогого имущества планируется предусмотреть льготы. В проектах несколько вариантов предоставления льгот – вводить вычеты в зависимости от объема недвижимости, то есть облагать налогом квартиры, дома, участки определенной площади или предоставлять вычеты в виде фиксированной суммы, на которую будет уменьшаться налоговая база.

Вместе с тем, сроки введения налога на недвижимость не ясны. Они напрямую зависят от подготовки федеральных органов к исчислению налога на недвижимость.

В настоящее время в органах Росреестра формируется единая база по объектам недвижимости, проводится оценка этих объектов недвижимости.

© 2018 ООО «Управляющая компания Фрунзенского района»

Налог на землю под жилым домом