Что такое единый социальный налог и кто его платит?

Единый социальный налог действовал в России до 2010 года, после чего его решили отменить. Однако уже в январе 2016 года появились слухи, что его снова будут платить все работники. Шесть лет назад его заменили на несколько выплат. Такое введение заставляло платить отдельные страховые взносы, зачисляемые в Федеральный бюджет, ФОМС, ФСС и Пенсионный Фонд РФ. За счет этих выплат реализовывается право каждого гражданина на государственное обеспечение пенсией, медицинскую помощь и социальное обеспечение. Ранее он составлял 26% от суммы зарплаты каждого сотрудника. А заменили его на 22% в ПФР, 3% в ФСС и 5% в ФОМС.

Социальный единый налог что значит данное понятие?

Единый социальный налог это сумма, которая является обязательной для уплаты со своего дохода каждым работником в организации или работающим на индивидуального предпринимателя. Именно с нее при достижении определенного возраста или наступлении отдельного случая реализовываются права на страхование, пенсию, медицинскую помощь. Налогоплательщики платят сумму в установленном размере, в соответствии с базой НК РФ, из выплаты по трудовому договору либо из вознаграждения гражданского правового договора.

Кто признается плательщиками данного налога?

Налогоплательщиками единого социального налога признаются все лица, которые имеют работу. Однако непосредственно начислять и платить единый социальный налог должны лица, осуществляющие любые выплаты физическим лицам, ИП, организации, предприятия (работодатели), а также ИП, которые занимаются частной практикой.

Что является объектом обложения единым социальным налогом?

В Налоговом Кодексе указано два объекта налогообложения по единому социальному налогу, которые нужно знать плательщику, чтобы их платить. Речь идет про выплаты, указанные в трудовом договоре и про вознаграждения, предназначенные физическим лицам по гражданско-правовым документам (о выполнении работ, оказание услуг, авторские договора).

В одной из глав НК РФ (пункт 3 статья 236) указано, что к объектам для платежа не относятся и не признаются такие выплаты, которые не уменьшают налоговую базу по налогам на доходы или прибыль (поэтому возврат по ним не предусмотрен). Поэтому их платить не надо.

Единый социальный налог в 2018 году ставка

Так как пока Единый социальный налог не возвращен, значит такую ставку и выплаты нужно рассчитывать с учетом все трех отчислений. В Пенсионный фонд расчет нужно проводить с учетом 22-процентной ставки. Далее второй взнос – в Российский Страховой Фонд – 2,9%. Начислять средств нужно и в Фонд мед страхования – 5,1%. Если эти три платежа объединят и заменят одним новым, то, скорее всего, их просто сложат между собой, и придется платить около 25-30%.

Уплата исходя из доходов – как рассчитать?

Чтобы рассчитать, сколько нужно платить по отдельным составляющим единого социального взноса, нужно знать точный оклад. Допустим, если он составляет 20 тысяч рублей, то в ПФР нужно платить 22% от оклада – 4400 руб. В ФМС в таком случае нужно внести 1020 руб. Ставка в 2,9% для ФСС означает, что туда необходимо платить 580 рублей.

Высчитывается ли у сотрудников с зарплаты?

Ответ на такой вопрос следующий – платят единый социальный налог работодатели, однако высчитывается он из оклада сотрудников. Поэтому, когда вам предлагают оклад, лучше на шпаргалке подсчитать, сколько вам будут платить чистыми.

Для предпринимателей и работодателей информация

Из последних изменений единого социального налога, ставке и выплат, самым важным является то, что теперь во время того, как осуществляется расчет и уплата, запрещено округлять суммы в любую сторону. Также было увеличено число организаций, имеющих право подавать отчетность в электронном виде. Для ПФР было установлено максимальное значение для уплаты, которое чуть превышает 150 тысяч рублей.

С недавних пор страховыми взносами облагаются еще и суммы командировочных расходов, если существует соответствующее документальное подтверждение. Оплачивать налоговые суммы на пенсионные цели необходимо даже в том случае, если вы взяли на работу иностранного гражданина.

Страховые взносы в 2018 году: ставки (таблица)

Прошёл год, с тех пор как контроль за уплатой страховых взносов был снова передан Федеральной налоговой службе. По мнению чиновников, администирование взносов налоговыми инспекциями значительно лучше влияет их собираемость. За Фондом социального страхования оставили только сбор взносов на случай травматизма и профзаболеваний работников. Как рассчитывать и выплачивать страховые взносы в 2018 году – расскажем все изменения и свежие новости по этой теме.

Сколько должны платить ИП за себя

Сначала о размере взносов, которые каждый предприниматель должен вносить за себя в 2018 году, даже если он не ведёт реальную деятельность или не имеет доходов от бизнеса. Формула расчёта этих сумм по сравнению с прошлыми годами изменилась. Теперь взносы больше не привязаны к МРОТ, который показывает быстрый и значительный рост — с 7500 рублей на начало 2017 года до 9 485 рублей на начало 2018 года.

Ожидается, что МРОТ приравняют к минимальному прожиточному минимуму уже к маю 2018 года. Если учесть, что эта сумма составляет 11 163 рубля, то прежняя привязка размера страховых взносов к минимальной зарплате вызвала бы резкий рост платежей ИП за себя. Чтобы этого не допустить, Правительство решило установить фиксированный размер страховых взносов на 2018 год.

Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменил нормы статьи 430 НК РФ, установив страховые взносы ИП на 2018 год в фиксированной сумме:

  • на обязательное пенсионное страхование — 26 545 рублей;
  • на обязательное медицинское страхование — 5 840 рублей.

Таким образом, каждому предпринимателю надо будет заплатить за себя в 2018 году не менее 32 385 рублей, что, по сравнению с предыдущим годом, означает рост на 4395 рублей. Если предприниматель был зарегистрирован в этом качестве не весь год, то годовая сумма соответственно пересчитывается.

Не изменилось правило расчёта дополнительного взноса при доходах свыше 300 000 рублей за год: по-прежнему для пенсионного страхования взимается 1% от суммы сверх лимита. Также продолжает действовать ограничение размера взносов предпринимателя за своё пенсионное страхование. Максимальные взносы в ПФР в 2018 году ИП за себя составляют 212 360 рублей: из расчёта 8 * 26 545 * 12 месяцев * 26%. Взносы на своё социальное страхование ИП за себя выплачивают добровольно.

В таблице указаны обязательные платежи предпринимателя в 2018 году, рассчитанные по новому закону

Пенсионное при доходах до 300 тысяч

Пенсионное при доходах свыше 300 тысяч

дополнительно 1% от доходов свыше 300 000 рублей , но не более 212 360 рублей всего на ОПС

Сроки уплаты платежей ИП частично изменились: фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть уплачена не позднее 31 декабря 2018, а дополнительный 1%-ный взнос теперь можно уплатить позже — до 1 июля 2019 года, а не до 1 апреля, как было раньше.

Рассмотрим на примере, как рассчитать страховые взносы с 2018 года предпринимателя за себя.

ИП Сергиенко А.М. получил в 2018 году доход в 1,3 млн рублей. Дополнительный взнос на пенсионное страхование составит ((1 300 000 – 300 000) * 1%) = 10 000 рублей. То есть, всего ИП Сергиенко А.М. должен заплатить за себя при таком доходе 42 385 рублей. При этом, фиксированная сумма в 32 385 рублей должна быть перечислена не позже 31.12.18, а 10 000 рублей могут быть уплачены как в 2018 году, так и до 01.07.19 года.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

* 3 месяца в подарок при оплате сразу за 9 месяцев обслуживания счёта

Смотрите так же:  Расчет льготы электроэнергия

Сколько должны перечислять плательщики взносов за работников

Согласно новой главе 34 НК РФ плательщиками страховых взносов (кроме ИП без работников, нотариусов, адвокатов, занимающихся частной практикой) являются также лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. К этой категории относятся:

  • работодатели по трудовым договорам;
  • заказчики по гражданско-правовым договорам;
  • обычные физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП.

Взносы плательщики выплачивают за свой счёт, а не удерживают их из выплат физическому лицу. Тарифы страховых взносов в 2018 году за сохранились на прежнем уровне и составляют в общем случае 30% от выплат работникам. Кроме того, есть некоторые категории плательщиков, для которых ставка страховых взносов в 2018 году существенно снижена. Чтобы иметь возможность производить отчисления по этим пониженным тарифам, плательщик должен соблюдать обязательные условия статьи 427 НК РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 установлена предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году:

  • на пенсионное страхование — 1 021 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование — 815 000 рублей.

По достижению этих выплат (отдельно по каждому работнику) плательщик выплачивает взносы по пониженным тарифам. Если же плательщик входит в льготную категорию, то после достижения предельной базы взносы за пенсионное и социальное страхование работника не выплачиваются. Что касается выплат на медицинское страхование, то их тариф по достижению предельной базы не меняется.

Страховые взносы в 2018 году ставки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации (таблица общих и пониженных тарифов)

Налог на социальное обеспечение

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

Смотрите так же:  Михаил колодочкин экспертиза наизнанку

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Версия для печати
К списку документов

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ» в других словарях:

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости… … Юридическая энциклопедия

Социальные налоги — платежи предприятий в госбюджет на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу … Экономика: глоссарий

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости… … Энциклопедический словарь экономики и права

социальные налоги — группа целевых налогов, уплачиваемых работодателями, работниками и предпринимателями в специализированные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования. Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд занятости населения.… … Большой юридический словарь

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ … Юридическая энциклопедия

Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора

Налоги — Налог обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые … Википедия

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — (см. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

Социальные и политические последствия нормандского завоевания Англии и дальнейшее развитие в ней феодальных отношений (XI—XIII вв.) — Несколько более замедленными темпами, по сравнению с Францией, происходило развитие феодальных отношений в Англии. В Англии к середине XI в. в основном уже господствовали феодальные порядки, но процесс феодализации далеко еще не завершился, и… … Всемирная история. Энциклопедия

НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. social taxes) – разновидность прямых налогов, имеющих целевое назначение. Н.с. выступают осн. источником целевых внебюджетных фондов соц. назначения; пенсионные, соц. страхования, занятости и др. Появление Н.с. обусловлено развитием… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Ставка и расчет единого социального налога в 2018 году

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, применяемое в налогообложении. За его счет реализуется право сотрудников на бесплатную помощь в определенных медицинских организациях. Также он позволяет работникам рассчитывать на государственную пенсию и социальные выплаты.

Налог зачисляется при помощи как бюджетных, так и внебюджетных средств.

Есть вероятность, что подобный вид налогообложения будет возвращен этом году.

Кто должен делать отчисления по единому социальному налогу

Налогоплательщиками являются все, кто имеет работу.


Всех, кто обязан платить социальный налог, принято делить на две группы:

  1. Все лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, разного рода организации и предприятия, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
  2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой.

Что является объектом налогообложения

Объекты обложения по единому социальному налогу немного отличаются у налогоплательщиков первой и второй подгруппы.

Для тех лиц, которые относятся к первой группе, объектом обложения будут служить все выплаты, производимые физическим лицам по разным договорам (и по трудовым, и по всем видам гражданско-правовых).

Для лиц, относящихся ко второй группе, объектом обложения будут считаться все виды доходов от работы после вычета определённых расходов.

Ставка социального налога, пример расчета

В 2016 году ставка ЕСН не изменилась, осталась на уровне прошлого (2015) года.

Она складывается из трёх видов взносов:

  • отчисления в Пенсионный фонд, которые составляют 22%;
  • отчисления в Страховой фонд, которые составляют 2,9%;
  • отчисления в Фонд медицинского страхования, которые составляют 5,1%.

У индивидуальных предпринимателей (ИП) немного иная система расчета.

Отчисления в страховые фонды являются необязательными и добровольными. Все эти взносы у индивидуального предпринимателя прямо пропорциональны минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

Так, отчисления в Пенсионный фонд будут составлять 26% от МРОТ за год: 12 * 26% * МРОТ. Аналогичным образом рассчитываются отчисления в фонд медицинского страхования, только с учетом ставки 5,1%.

Все взносы индивидуального предпринимателя зависят ещё и от его годового дохода. Если он превышает порог в триста тысяч рублей, то ко всем отчислениям прибавляется один процент от той суммы, которая превышает названный лимит.

Смотрите так же:  Коллекторы 163

Но размер взносов тоже имеет определённую границу. Так, максимальный размер отчислений в Пенсионный фонд в 2016 году составляет сумму чуть менее 155000 рублей.

Размер ставки социального налога может изменяться в зависимости от суммы начислений. То есть, он может быть уменьшен при достижении определённого лимита.

Ежегодно этот лимит изменяется. Не стал исключением и 2016 год. Такие ставки ЕСН изменились, они различны для взносов в пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Пенсионный фонд: при начислениях менее 796 тысяч рублей ставка ЕСН составляет 22%, при начислениях более 796 тысяч рублей ставка ЕСН уменьшается до 10%.

Фонд социального страхования: при начислениях менее 718 рублей ставка 2,9%, более 718 тысяч рублей – 0%.

О возвращении единого социального налога можно узнать из видео.

Единый социальный налог: последние новости, изменения в 2016 году

В соответствии с бюджетным законом страны и изменениями в Налоговом Кодексе РФ в 2016 году происходят определенные поправки, связанные с уплатой ЕСН:

    1. Увеличено количество предприятий, имеющих право на электронную отчетность.
    2. При отчислении взносов по единому социальному налогу теперь запрещено округлять суммы в любую сторону.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

    1. В нормативные акты, касающиеся налогообложения, добавлены новые пункты.
      Законодательно зафиксирован максимальный показатель для начислений выплат в ПФР (Пенсионный фонд).Таких ограничений пока нет для фонда медицинского страхования.
    2. Есть изменения, связанные со страховыми отчислениями при увольнении работника.
      Теперь страховыми взносами не облагаются только суммы, которые меньше трёх среднемесячных заработков, а также выплаты командировочных расходов.Но последние расходы в обязательном порядке должны быть документально подтверждены.
    3. Те работодатели, которые устраивают в свои организации лиц, являющихся иностранными гражданами, теперь обязаны оплачивать взносы на цели пенсионного страхования.
      Исключением является лишь привлечение специалистов высокого класса из-за рубежа.
    4. В случае возникновения каких-либо проблем или форс-мажорных ситуаций теперь вполне реально заявить об отсрочке платежей по единому социальному налогу или их рассрочке.
      Это возможно при необоснованной задержке финансирования, для предприятий сезонного характера и при обстоятельствах, не зависящих от работодателя – форс-мажорах (техногенные катастрофы, природные катаклизмы, военные операции и прочее).Вопрос об отсрочке или рассрочке отчислений решается после подачи заявления установленного образца в соответствующие организации (фонд социального страхования, фонд медицинского страхования или пенсионный фонд).
      А уже там будет принято определённое решение.

О налоге на продажу квартиры с 2018 года можно узнать на нашем сайте.

О стоимости патента для ИП в 2018 году в статье. Виды патентов, образец заявления, способы оплаты.

О налоговых каникулах для ООО здесь.

  1. Внесены изменения, которые связаны с проверками организации надзорными предприятиями.
    Сроки проверки могут быть увеличены с четырёх месяцев до полугода при наличии серьёзных на то оснований.К таким основаниям относятся следующие: документально зафиксированные факты нарушений, требующие срочной проверки и принятия срочных мер; проверка предприятий, у которых филиалы расположены в разных субъектах Российской Федерации; отсутствие затребованных при проверке документов или их неточность; отсутствие страховых отчислений в установленный срок; задержка проверки по форс-мажорным обстоятельствам.

Подобные изменения всегда принимаются законодательными органами в конце финансового года, чтобы запланировать финансовую работу в следующем году (отчетном периоде).

О едином социальном налоге подробно рассказывается в видео.

Что такое Единый социальный налог (ЕСН)?

Российское правительство предлагает на базе трёх действующих взносов (взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России) воссоздать Единый социальный налог (ЕСН). Это позволит упростить правила уплаты налогов, снизит количество проверок и контрольных мероприятий. Реформа также должна резко увеличить поступления от тех участников рынка, которые ранее использовали различные схемы ухода от уплаты налогов.

Единый социальный налог (ЕСН) — налог, который с 2002 по 2010 год взимался для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Он составлял 26% от фонда оплаты труда.

С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменён, вместо него для плательщиков введены страховые взносы в:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (22%);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации, (2,9%);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%).

Из чего платился Единый социальный налог?

Для исчисления Единого социального налога объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В каких случаях не требовалась уплата Единого социального налога?

От уплаты налога освобождались:

    пособия и компенсации, не облагаемые налогом на доходы физических лиц;

Налог на социальное обеспечение

Единый социальный налог.

Единый социальный налог

Единый социальный налог – прямой налог, имеющий своей целью мобилизацию средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

1) Плательщики: – лица, производящие выплаты физ. лицам: организации; индивид. предприниматели; физ. лица, не признаваемые индивид. предпринимателями; – индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

2) Объекты: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками в пользу физ. лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам, доходы от предпринимательской либо иной проф. деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (для индивид. предпринимателей). Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества.

3) Налоговая база: сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками за налоговый период в пользу физ. лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров, предназначенных для физ. лица – работника.

Плательщики, определяют налоговую базу отдельно по каждому физ. лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

4) Ставки: устанавливаются на каждое физ. лицо, на которое осуществляются выплаты в % от произведенных ему выплат дифференцированно в зависимости от суммы произведенных ему выплат, например:

При налоговой базе на каждое физ. лицо нарастающим итогом с начала года до 280 000 рублей, ставки ЕСН составляют: – уплата в федеральный бюджет 20,0%; – уплата в фонд соц. страхования РФ 2,9%; – уплата в Фонды обязательного медицинского страхования: в Федеральный фонд обязательного мед. страхования 1,1%, в территориальные фонды обязательного мед. страхования 2,0%. Итого ставка налога составляет 26,0%.

5) Налоговый период: календарный год. Отчетные периоды первый квартал, полугодие и девять месяцев года.

6) Порядок исчисления и уплаты: Сумма налога исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в фонд соц. страхования РФ, подлежит уменьшению на сумму произведенных расходов на цели гос. соц. страхования.

Сумма налога, подлежащая уплате в фед. бюджет, уменьшается плательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

7) Льготы по налогу: от уплаты налога освобождаются: – организации с сумм, не превышающих в течение налогового периода 100 000 рублей на каждое физ. лицо-инвалида I, II или III группы; учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, научных, информационных, и иных соц. целей – с сумм выплат, не превышающих 100 000 р. в течение налогового периода на каждое физ. лицо.

Не входят в объект налогообложения: – суммы гос. пособий; – суммы единовременной мат. помощи, плательщиков физ. лицам; – доходы родовых, семейных общин малочисленных народов Севера,; – суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников.

Налог на социальное обеспечение