Налогообложение нефтяной отрасли

Налоговая нагрузка нефтяных компаний складывается из экспортных пошлин, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогов на имущество и на прибыль.

Экспортные пошлины и НДПИ приносят существенную часть дохода в бюджет государства.

Налог на добычу полезных ископаемых был введен в действие 1 января 2002 года, заменив собой налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на нефть. Базовая ставка НДПИ на 2015 год составляет 766 рублей за тонну. При этом окончательная ставка налогообложения рассчитывается с учетом ряда коэффициентов. В том числе коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть.

Экспортная пошлина на сырую нефть с 1 ноября 2015 года составит 97,1 доллара за тонну против 91,5 доллара в октябре.

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения касательно налогообложения нефтяной отрасли (эти изменения еще называют налоговым маневром). Согласно этим изменениям в последующие три года предусмотрено сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза, на нефтепродукты – в 1,7–5 раз с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза.

Целью этого законопроекта является увеличение конкурентоспособности на мировом рынке, поскольку экспортная пошлина включается в стоимость продукта. Нефтяные компании выступают против повышения НДПИ на нефть, говоря о том, что им придется заморозить ряд новых проектов, требующих капиталовложений.

При рассмотрении бюджета на 2016 год положения налогового маневра решено было изменить. В сентябре 2015 года Минфину было поручено подготовить постановление о замораживании пошлины до сентября 2016 года. А с сентября, как и положено в рамках налогового маневра, снизить ее с 42% до 36%. Однако по состоянию на октябрь 2015 года проект бюджета на 2016 год предусматривает неизменность ставки экспортной пошлины на нефть (42%, на уровне 2015-го) на протяжении всего года.

Заморозка налогового маневра на восемь месяцев позволила бы властям получить в бюджет дополнительные 150 млрд рублей, а на год, по оценкам Министерства финансов, – еще на 50 млрд рублей больше.

Налог на прибыль нефть

Узнайте больше о технологиях разведки и добычи нефти, российских и международных проектах «Газпром нефти»

«Газпром нефть» реализует нефтепродукты, произведенные на собственных предприятиях: бензин, дизтопливо, автомобильные масла, авиакеросин, бункерное топливо и битумные материалы

Успешно выполняемая программа модернизации НПЗ компании обеспечивает высокую эффективность переработки нефти

Продукция «Газпром нефти» экспортируется в более чем 50 стран мира

Качественное топливо, сопутствующие товары и неизменно высокий уровень обслуживания

«Газпром нефть» поставляет широкий спектр нефтепродуктов для различных сфер применения

Все бренды «Газпром нефти» объединяет высокое качество продуктов и отличный сервис

Стратегия инновационного развития компании, техстратегия блока разведки и добычи

Разработка новых видов катализаторов, твердокислотное алкилирование

Зеленая сейсмика, высокоточная сейсмика и электроразведка, поиск новых нефтеносных регионов

Производство модифицированного битума и новых битумных продуктов

Технический предел, системы геонавигации и сопровождение бурения, роторные управляемые системы

Энергообеспечение активов, полезное использование ПНГ, геотермальные станции в Сербии, ветропарк NIS

Высокотехнологичное бурение, многостадийный гидроразрыв пласта

Поиск компаний-партнеров, занимающихся инновационной деятельностью в стратегических для компании направлениях

Информация о ценных бумагах, дивидендной политике Компании и последних котировках

Операционные и финансовые данные с 1998 г. по настоящее время

Будьте в курсе всех IR событий компании

Данные для индивидуальных владельцев акций и держателей депозитарных расписок компании

Прозрачность финансовой информации — ключевой принцип компании

Налог на прибыль нефть

Экономический подход характеризуется тем, что в основе дифференциации налогов лежат непосредственно финансово-экономические факторы — выраженные в той или иной форме соотношения между доходами и издержками недропользователей. Обычно в качестве дифференцирующего фактора используется так называемый Р-фактор , показывающий накопленную рентабельность разработки месторождения или участка недр, т. е. отношение суммы накопленных доходов к накопленным капитальным и текущим расходам. Если в рамках производственного подхода главным является налог на добычу (роялти), то при экономическом подходе такую роль играет специальный налог на доходы от добычи нефти и газа. При этом в рамках экономического подхода возможна дифференциация ставок налогообложения и с учетом возрастного фактора (длительности эксплуатации и периода открытия месторождений). [c.153]

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ОТ ДОБЫЧИ НЕФТИ — установленный в ряде промышленно развитых и развивающихся нефтедобывающих стран прямой налог на доходы предприятий, осуществляющих добычу нефтепродуктов. [c.201]

В развивающихся странах этим налогом облагаются доходы нефтедобывающих компаний, обычно иностранных, к которым, как правило, применяются высокие ставки. В промышленно развитых странах, например в Норвегии, действует специальный государственный налог на доходы от нефти (ставка 25%). В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии налог на доходы от добычи нефти, взимаемый по каждому району добычи в размере 45%, был введен в 1975 г. после открытия в 1973 г. нефтяных месторождений в районе Северного моря. [c.201]

Тест на обесценение проводят, если произошедшие события или изменившиеся обстоятельства указывают на то, что балансовую стоимость активов, относящихся к данному центру затрат, за вычетом всех резервов по расходам на закрытие скважин и по отложенной добыче или налогов, связанных с доходами (например, налога на доходы от продажи нефти и газа), возможно, не удастся возместить из будущей чистой выручки от разработки соответствующих нефтяных и газовых запасов. Поскольку при использовании метода результативных затрат центром затрат обычно является месторождение, обесценение, как правило, проводят на уровне месторождения. Однако если два или более месторождений объединяет использование общих средств добычи и транспортировки, то их можно объединить в одну единицу, генерирующую прибыль. [c.374]

Например, в практике соглашений о разделе продукции (СРП) для дифференциации ставок роялти обычно применяется показатель Р-фактора , т. е. соотношения накопленных с начала разработки месторождения дисконтированных затрат и выгод. Этот же принцип предлагалось использовать и при исчислении ставок налога на дополнительный доход от добычи нефти (положение, не вошедшее в действующий Налоговый кодекс РФ). С точки зрения экономической теории это было бы наиболее правильно, но использование дисконтированных показателей на практике сопряжено с определенными методологическими и техническими трудностями. [c.118]

Министр нефтегазовой отрасли из своей (правительства) доли в добыче от лица подрядчика будет перечислять денежные средства, которые подрядчик обязан уплатить налоговому управлению в виде налога на прибыль от продажи нефти, налога на прибыль и других налогов и сборов. Все эти платежи начисляются на основе дохода и прибыли подрядчика. Налогооблагаемая прибыль вычисляется как валовой доход минус вычеты, разрешенные местным законодательством, в том числе любые убытки, перенесенные на будущие периоды с предыдущих лет. Для целей применения данной статьи валовой доход подрядчика должен включать [c.66]

При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами», лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе перечень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи. [c.11]

Этот стандартизированный показатель не является оценкой стоимости запасов нефти и газа. Это просто расчет по ставке дисконтирования 10% приведенной стоимости будущих доходов от продажи нефти и газа из доказанных запасов с учетом расходов, налогов, изменений методов добычи и пр. Сюда не входят оценки вероятных (недоказанных) запасов и возможных запасов на арендуемых нефтяных полях. Любопытно, что [c.407]

Данный налог предлагается ввести с целью изъятия рентной составляющей стоимости добываемых в РФ углеводородов. НДД в предлагаемой форме носит рентный характер, поскольку его концепция заключается в налогообложении доходов от добычи УВС после возмещения всех понесенных на разработку проекта затрат с целью изъятия ренты по каждому конкретному проекту (лицензионному участку). НДД должен взиматься при достижении простой окупаемости затрат на добычу нефти, когда Р-фактор (отношение накопленных доходов и накопленных расходов) принимает значение 1,0 . При этом до значения Р-фактора , равного 1,1 включительно, ставка налога равна 0%. По мере роста Р-фактора ставка НДД прогрессивно возрастает и достигает 60% при значениях Р-фактора бо- [c.45]

Динамика структуры налоговых поступлений от добычи нефти (рис. 3.8) в Норвегии несколько отличается от британской. В Норвегии более значима роль налога на прибыль, который до 1993 г. вообще был доминирующим (в отдельные годы его доля в общей сумме налоговых поступлений превышала 50%). В 1979-1986 гг. роялти и специальный налог давали примерно одинаковую долю налоговых доходов. [c.91]

Указанный налог будет альтернативным. Добывающие предприятия получат возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов. [c.425]

В качестве альтернативы акцизу на нефть предполагалось ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, но только по вновь вводимым месторождениям. [c.87]

В результате налоговые доходы субъектов Федерации в 2005 г. сократились на 0,3 п.п. ВВП по сравнению с предыдущим годом. Это произошло, главным образом, из-за централизации 9,4% налога на добычу полезных ископаемых в части нефти и газового конденсата (0,26% ВВП) и снижением налога на доходы физических лиц (0,16% ВВП). Значительное увеличение поступлений в консолидированные бюджеты регионов в 2005 г. было отмечено лишь по налогу на прибыль на 0,46 п.п. ВВП, а также по налогам на имущество 0,29 п.п. ВВП. Рост доходов от налога на прибыль произошел только за счет роста налоговой базы, несмотря на снижение региональной доли налога на прибыль. Можно предположить, что на рост налоговой базы налога на прибыль положительно повлияло снижение базовой ставки НДС с 20 до 18% в 2004 г. Согласно некоторым гипотезам, рост поступлений налога на прибыль начиная с 2004 г. был связан с возросшей дисциплиной налогоплательщиков, вызванной активными действиями федеральных властей применительно к НК ЮКОС . При столь быстром росте налоговой базы и укреплении дисциплины налогоплательщиков можно предположить, что, несмотря на мобильность и значительную неравномерность распределения по территории РФ, роль налога на прибыль в бюджетах субъектов РФ будет возрастать. [c.87]

Смотрите так же:  Правила осаго выплаты

Это требование немало обеспокоило нефтепромышленников и вызвало резкую реакцию со стороны некоторых компаний. Несмотря на снижение цен на сырую нефть в 60-х годах и рост поступлений от налогов в нефтедобывающих странах, имению добыча нефти оставалась для нефтяной промышленности центром получения доходов, а широкие концессионные соглашения на Среднем Востоке— главной основой, па которую опиралась вся структура сбыта и распределения нефти, созданная крупнейшими международными компаниями в восточном полушарии. [c.267]

Реализация проекта Сахалин-2 осуществляется в рамках СРП, в соответствии с которым право собственности на запасы газа и нефти принадлежат России. Западный консорциум несет все расходы, связанные с освоением месторождений и, кроме того, выплачивает российской стороне бонусы, приуроченные к основным этапам реализации проекта. После начала добычи доходы от реализации продукции, в первую очередь, пойдут на выплату роялти (плата за пользование недрами) российской стороне, а затем на компенсацию затрат инвестора. Кроме того, западная сторона будет выплачивать российской стороне налог на прибыль. Общая сумма инвестиций в проект составит 10 млрд. долл. [c.244]

Нефтяные и газовые компании. Небольшие независимые нефтяные и газовые компании имеют право ежегодно зачислять в амортизационные фонды определенный нормативный процент истощения подземных запасов. Большие интегрированные компании такого права не имеют. Закон 1986 г. отменил вычеты на процент истощения из лизинговых платежей, выплаченных вперед роялти и других подобных платежей. Начиная с 1987 г. большие интегрированные компании обязаны капитализировать 30% нематериальных издержек на бурение на территории США и равномерно амортизировать эти расходы за пять лет. Прежде требовалось капитализировать 20% этих расходов. Нематериальные расходы на бурение за пределами США обязаны капитализировать и равномерно амортизировать за десятилетний период даже малые независимые производители. Либо эти компании могут выбрать обычный метод амортизации величины истощения запасов. Нефтяные и газовые компании обязаны платить также налог на непредвиденную прибыль, которая представляет собой скорее акцизный, а не подоходный налог. Но правила при этом таковы, что налог этот выплачивается именно с налогооблагаемого дохода. Ставки этого налога для больших нефтяных компаний составляют от 30 до 70% с превышения цены, полученной за старую нефть, над базовой ценой для такого типа нефти, при этом сбор не может превышать 90% от чистой прибыли, получаемой от каждого проданного барреля нефти. В 1980 г., когда Закон вошел в действие, базовые цены намного превышали расходы на добычу, так что доллары, с которых взимался этот акцизный сбор, представляли собой налогооблагаемый доход. Аналитик, которого интересуют эти компании, должен найти налоговые формы 720, 6047 и 6458, а также инструкции к ним. [c.308]

Поскольку доход от инвестиционных кредитов облагается налогом, может оказаться важным порядок возмещения затрат. В Индонезии инвестиционные кредиты могут быть отнесены на доходы двух последующих лет, но они подлежат возмещению в последнюю очередь. В тех случаях, когда срок погашения инвестиционных кредитов истекает, было разрешено возмещать их в первую очередь. В Индонезии использование инвестиционных кредитов сопряжено и с другими особенностями. Они применимы к добыче нефти, но не природного газа. Доступ к возможен только в том случае, если Индонезия 49% добычи на конкретном месторождении. [c.97]

Допустим, в стране с действующей ставкой налогообложения 50% разрешено покрывать затраты на разведку за счет доходов от других лицензионных областей. Тогда буровики заплатят вместо одного доллара 50 центов, что вдвое снизит риск. С точки зрения инженеров-эксплуатационников, это возмещение затрат малозначимо, если не будет понижена ограда на покрытие издержек освоения и эксплуатации месторождения. Отмена или ослабление огораживания может послужить эффективным стимулом, особенно для компаний, уже развернувших добычу нефти и платящих налоги. [c.211]

При подписании контракта в Китае инвестор выплачивает бонус в размере 1 млн долл. Особенностью китайской системы является то, что с валового дохода выплачивается НДС по ставке 5%. По сути этот налог эквивалентен роялти. Для роялти сегодня используется скользящая шкала, зависящая от уровня добычи и геологических условий. Мелкие и средние месторождения не облагаются роялти вовсе или облагаются по низким ставкам. При годовом уровне добычи менее 1 млн т нефти роялти не взимается, от 1 до 1,5 млн т ставка составляет 4%, при добыче свыше 4 млн т — 12,5%. Для газа ставка равна 1% при добыче менее 3,5 млрд м3 в год и 3% при добыче выше 5 млрд м3. Налог на прибыль составляет 30% в федеральный бюджет и 3% в местный. [c.79]

Аляска является, прежде всего, нефтедобывающим штатом, тем не менее, ее программы представляют особый интерес с точки зрения дифференцированного налогообложения. Данный штат считается относительно молодым (по сравнению, например, с Техасом) нефтегазовым регионом — добыча нефти на Аляске началась примерно в то же время, что и в Западной Сибири. В настоящее время Аляска является одним из основных нефтегазовых регионов Северной Америки. Аляска получает основную часть бюджетных доходов от разработки месторождений нефти и газа. Важнейшей составляющей бюджета штата является налог на добычу при освоении ресурсов углеводородного сырья. На территории штата имеются перспективные неосвоенные и слабо изученные районы, для которых применимы специальные стимулы. Данные механизмы могут быть адаптированы и использованы при освоении новых районов в России, включая Ямал и Восточную Сибирь. [c.81]

Поэтому при формировании гибкой системы налогообложения (особенно в части налога на добычу нефти и газа) необходимо соблюдение определенного баланса между стимулирующей и фискальной функцией налогов. Соответственно, предоставление налоговых льгот одним недропользователям должно компенсироваться усилением налоговой нагрузки на других. Либо предоставление льгот должно четко увязываться с ситуациями альтернативного выбора будет тот или иной объект введен в эксплуатацию в условиях обычного налогового режима или нет, т. е. получит ли государство хотя бы небольшой доход в виде налоговых платежей от дополнительной добычи УВС или не получит ничего. [c.109]

Так, на начальной стадии освоения месторождения, когда еще нет рентного дохода, представляются обоснованными меры, нацеленные на стимулирование скорейшего выхода на начало добычи нефти. Для этого могут быть использованы такие методы как освобождение от уплаты налогов при добыче из разведочных скважин, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль за счет включения в нее затрат на бурение всех скважин (не только продуктивных), или наоборот — повышение ставок платежей за поиски, оценку, разведку полезных ископаемых в случае замедления темпов геолого-разведочных работ. При этом необходимо понимать, что в современных условиях выхода нефтяных компаний на рынки капитала, одной из основных характеристик компании для успешного заимствования средств является количество и качество запасов углеводородного сырья. [c.19]

Государственный бюджет. Бюджетный год охватывает период с 1 июля по 30 июня след, календарного года. Государственный бюджет отражает однобокое экономич. развитие страны (добыча нефти, железной руды). Основные доходы поступают от иностранных нефтяных компаний, к-рые получают огромные прибыли за счет хищнической эксплуатации природных богатств страны. В 1956/57 г. при всей сумме доходов бюджета в 4 374,6 млн. боливаров на поступления от нефтяной пром-сти приходилось 3036,2 млн. боливаров, или 70% всех доходов. Доходы бюджета от нефтяной пром-сти равны сумме чистой прибыли, получаемой иностранными нефтяными монополиями и вывозимой ими из страны (в 1957 г. эта прибыль составила 3 млрд. боливаров). На поступления от налогов на потребление и таможенных пошлин приходится 30% бюджетных доходов. Подоходный налог состоит из основного и прогрессивного. Ставки основного налога дифференцируются в зависимости от рода деятельности предприятия для с.-х. предприятий ставка составляет 1,5%, для нефтяных — 2,5% и т. д. Ставки прогрессивного налога с 1 янв. 1958 г. повышены в связи с резким ростом прибылей иностранных нефтяных монополий, доходящих до 33% [c.226]

Одним из последствий Э. к. была национализация почти всех концессий Междунар. нефтяного картеля в странах ОПЕК (в 1972—77). Участники ОПЕК стали контролировать 4/5 добываемой у себя нефти и продавать примерно такую же долю членам Междунар. нефтяного картеля (в 1979 менее 60%). В результате национализации, повышения цен на нефть и роста налогов на иностр. компании доходы стран — участников ОПЕК возросли в 1972—74 в 10 раз и достигли 100 млрд. долл. (более 200 млрд. долл. в 1979). Эти страны стали получать осн. часть дифференциальной, а частично и монопольную ренту от добычи и экспорта нефти. [c.576]

Эта информация раскрывается по следующим показателям доходы затраты на добычу расходы на разведку амортизация, снижение стоимости и резервы на оценку расходы на выплату налогов финансовые результаты от операций по добыче нефти (включая общехозяйственные расходы и расходы на выплату процентов). [c.56]

Затраты, собираемые внутри пула затрат. Чистые затраты, капитализированные в каждом пуле, за вычетом всех резервов по закрытию скважин и отложенной добыче или резервов по налогам на доходы (например, по налогу на доход от продажи нефти и газа), подлежат проверке на возмещаемость. Согласно SORP 2001 г. при проверке на возмещаемость и расчете суммы обесценения следует использовать прогнозы дисконтированных денежных потоков. Прогнозы денежных потоков должны отражать ожидаемые в будущем доходы, операционные расходы, налоги, роялти, затраты на подготовку месторождения к [c.372]

Правительство штата при формировании норм и правил ведения бизнеса в НГС исходит из того, что в течение жизни месторождения доходы от добычи нефти или газа (при фиксированном уровне цен) сокращаются, а текущие издержки остаются постоянными или растут. В некоторый момент времени (на поздних стадиях разработки) текущие издержки, включающие налог на добычу, начинают превышать величину валовых доходов, и месторождение становится нерентабельным — достигает предела экономической эффективности. Поскольку эффективность добычи сокращается, налоговые ставки для месторождения также должны снижаться. Разработанная на Аляске формула для расчета налога на добычу с учетом фактора экономических ограничений (e onomi limit fa tor — ELF), связанного с дебитами скважин и продуктивностью месторождений, обес- [c.82]

Смотрите так же:  Ковровский мировой суд участки

Структура платежей за пользование ресурсами недр представлена в таблице. Как видно, наибольшую долю в структуре прямых поступлений от добычи ресурсов недр составляют акцизы по отдельным видам подакцизного сырья. Важно отметить еще одну закономерность, характерную для 2001г. ожидаемые поступления по всем видам платежей и налогов превышают величину аналогичных поступлений, утвержденных Федеральным бюджетом на 2001 г. Связано это в первую очередь с ожидавшимися значительными доходами от экспорта нефти. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках углеводородного сырья в сентябре-декабре 2001г., может снизить уровень указанных поступлений. [c.317]

В дальнейшем данная схема экспорт в обмен на платежи стала доминирующей во взаимоотношениях государства и нефтегазового сектора. Основное отличие первоначальной схемы от порядка, который был введен в 1992 г., состояло в том, что при либерализации цен на нефть и нефтепродукты предпринималась попытка восстановить решающую роль нефтегазового сектора в формировании доходов государственного бюджета, а не только в пополнении финансовых ресурсов частных посреднических контор и компаний. Предполагалось, что недостаток финансовых ресурсов нефтегазовый сектор восполнит экспортом или заимствованиями на рынке капиталов (сначала на внешнем, а потом и на внутреннем). Учитывая возможности получения финансовых ресурсов от экспорта нефти, руководством страны была сформирована и соответствующая фискально-ориентированная система налогообложения. В течение 90-х гг. значительно выросла доля налоговой составляющей в цене нефти. В 1999-2000 годы данный показатель составлял примерно 55%. Особенностью существующей по состоянию на середину 2001 г. системы налогообложения нефтегазового сектора является не столько ее высокий уровень, сколько ее слабая связь с особенностями процесса поисков, разведки, освоения и последующей разработки месторождений углеводородов. Высокие ставки налогов могут применяться к добыче нефти из новых высокорентабельных месторождений. По отношению же к остальным должны применяться ставки, обеспечивающие их рентабельное освоение, разработку и доразработку. Нефтегазовый сектор оказывает колоссальное влияние на развитие других секторов экономики — врезультате поставоксырья и выдачи заказов на оборудование. Поэтому с точки зрения экономики [c.152]

В Индии раздел продукции осуществляется на основе так называемых инвестиционных коэффициентов. В каждый отчетный период (ежеквартально) после начала добычи вычисляется объем прибыльной нефти как разница между выручкой и возмещаемыми затратами. Далее определяется инвестиционный коэффициент, равный отношению агрегированной суммы чистых денежных доходов инвестора за предыдущие годы к капитализированным затратам на разведку и разработку. При этом под чистыми денежными доходами подразумеваются возмещенные затраты на разведку и обустройство, полученная доля прибыльной продукции, прочие доходы за вычетом уплаченного налога на прибыль. Раздел прибыльной нефти зависит от величины инвестиционного коэффициента и является предметом переговоров. В СРП между ONG и Shell от 1995 г. предусматривались следующие параметры если инвестиционный коэффициент меньше 1,5, то прибыльная нефть делится между государством и инвестором в соотношении 20 80, если коэффициент меньше 2, но больше 1,5 — то 30 70, если коэффициент меньше 2,5, но больше 2 — 40 60, если превышает 2,5 — в отношении 50 50. Согласно оценкам инвестиционной привлекательности режимов недропользования, сделанным компанией Barrows, фискальная система Индии имеет 237-й рейтинг. [c.78]

Областью наиболее значительных различий между британским и американским вариантами метода полных затрат является применение теста на обесценение к капитализированным затратам, подлежащим амортизации. Тест на обесценение, которым должны пользоваться британские компании, ведущие учет указанным методом, содержится в документе FRS И, а разъяснения и рекомендации для нефтяной отрасли приведены в SORP 2001 г. (Правила обесценения, действующие в Великобритании, и нормы, установленные IASB, более подробно рассмотрены в главе 11.) Согласно SORP 2001 г., когда события или изменения обстоятельств указывают на то, что доля компании в ожидаемом будущем чистом доходе от запасов нефти и газа, включенных в данный пул затрат (после вычета оценочных расходов по выводу из эксплуатации и отложенных налогов на добычу или доходы), может не покрыть чистую балансовую стоимость включенных в этот пул капитализированных затрат, вместо ежегодной проверки верхнего предела затрат гораздо удобнее тестировать участок на обесценение. Последовательность действий, необходимых для выполнения теста на обесценение, описана в 69 [c.255]

Доходы национальной компании складываются из следующих частей 1) бонуса — единовременного вознаграждения за аренду территории, причем размер бонуса может возрастать по мере открытия запасов нефти и роста добычи 2) прибыли от добычи и экспорта нефти в соответствии с долей акций 3) подоходного налога на прибыль иностранного партнера, обычно в размере 55% 4) в ряде случаев также и ройялти в зависимости от количества добываемой нефти. В целом ближневосточная страна по соглашениям о партнерстве, по расчетам советских экономистов Р. Андреасяна и А. Казюкова, получает от 79,6% всех прибылей совместной компании (без ройялти ) до 83,1% (с ройялти ) И. АзШ [c.114]

Если в качестве объемов принимать фактические данные по добыче и экспорту нефти за 2003 г. (в размере 420 и 150 млн тонн соответственно) и учесть, что дополнительные суммы ЦЦПИ и вывозной таможенной пошлины на нефть будут фактически уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, итоговые показатели дополнительной налоговой нагрузки при росте мировых цен на нефть будут весьма впечатляющими, (см, рис. 10 Дополнительные доходы консолидированного бюджета России от увеличения налоговой нагрузки на нефтяной комплекс ). [c.90]

В Китае из валовой выручки, образующейся в результате продажи нефти и газа, вычитается 5% НДС, уплачиваемого в натуральной форме. На возмещение затрат и роялти направляется 62,5% дохода. После выплаты роялти, операционных затрат, расходов на разведку и обустройство остающуюся нефть делят между инвестором и государством. Доля инвестора зависит от уровня добычи и колеблется от 98% при добыче менее 50 тыс. т нефти в год до 58,5% при уровне 10 млн т в год. Доля инвестора в свою очередь распределяется между NOO и иностранным инвестором в соответствии с их долями в проекте. Если доля NOO составляет 51%, то с учетом 33%-го налога на прибыль государство ежегодно получает от 68 до 81% всей прибыльной нефти. С учетом НДС и роялти доля КНР в выручке составляет от 27 до 43,8% с момента начала добычи до полной компенсации затрат. В соответствии с оценками инвестиционной привлекательности режимов недропользования, сделанными компанией Barrows, фискальная система Китая имеет 159 место по рейтингу. [c.145]

Компания Oil o подписала концессионное соглашение с правительством Новой Гвинеи. Компания должна заплатить правительству этой страны подписной бонус в сумме 6 млн дол., 10% роялти с общей добычи, а также налог на добытые полезные ископаемые в размере 6% валового дохода, полученного от лицензионного участка. Oil o также берет на себя все затраты на разведку, оценку, разработку и добычу сырья. Компания начимает разведку и бурение в конце 2008 г., затратив 9 млн дол. Нефть открыта, и добыча началась в 2009 г. Валовой доход за первый год составил 8 млн дол., а затраты на добычу — 1,5 млн дол. Затраты на добычу и налог на добытые ископаемые подлежат вычету сразу, затраты на разведку и бурение списываются в течение пяти лет. Налог на прибыль составляет 40%. Раздел валового дохода показан ниже. [c.49]

GAAP Великобритании разрешают две разные учетные процедуры, которые применяют в зависимости от ситуации (SORP 2001 г., 111— 113). Если нефтедобывающая компания обязана реализовать объем добытой нефти и выплатить владельцу роялти его долю выручки от продаж, то такие платежи считаются по своей природе затратами на добычу или налогами. В этом случае компания указывает в отчетах всю сумму дохода от продаж, вычитая из нее платежи роялти как один из видов затрат на добычу. Кроме того, запасы, которые отражаются в отчетности и по которым начисляют амортизацию, включают объемы углеводородов, предназначенные в конечном счете для роялти. В то же [c.304]

РЕНТНЫЕ ПЛАТЕЖИ при с о ц и а л и з м е, форма изъятия в гос. бюджет части прибыли предприятий, не зависящей от деятельности коллектива один из первоочередных платежей из прибыли, посредством к-рого изымается в бюджет чистый доход, образующийся в силу особо благоприятных природных, трансп. или технико-экономич. условий произ-ва. Источник Р. п. в с. х-ве — дифференциальная рента, к-рая изымается гос-вом через закупочные цены и подоходный налог с колхозов. В добывающей пром-сти важный фактор, влияющий на уровень издержек произ-ва и рентабельности,— естеств. природные условия местонахождение полезных ископаемых, глубина их залегания, мощность пласта, процент содержания металла в руде и т. п. Поэтому при единых оптовых ценах, по к-рым реализуется добытое сырьё, геологич. факторы являются основой получения доходов, имеющих рентное происхождение. Для предприятий добывающих отраслей (добыча нефти, газа, железной и хромошш руды, асбеста и Др.) устанавливаются рентные платежи, к-рые носят характер дифференциального чистого дохода (см. Дифференциальная рента), В обрабат. н нерерабат. пром-сти уровень издержек и рентабельность пронз-ва во многом зависят от тех-нико-экономнч. условий различий в технологии и масштабах произ-ва, степени технич. оснащения, видах сырья и стоимости производств, фондов. 13 этих отраслях пром-сти для предприятий, у к-рых рентабельность выше, чем в среднем по отрасли, по не зависящим от них причинам устанавливаются Р. п., имеющие стабильный характер. Во всех отраслях произ-ва уровень рентабельности зависит также от расстояния, на к-роо перевозятся сырьё и готовая продукция. [c.494]

Налогообложение нефтяного комплекса: тенденции развития

Нефтяной комплекс является ключевым доходообразующим сектором в российской экономике и будет оставаться таким еще долгие годы. Главной задачей Правительства Российской Федерации в нефтяном комплексе является обеспечение государственной политики, эффективно и продуктивно влияющей на экономику страны. Для этого в первую очередь необходимо совершенствование всех механизмов налогового контроля, в том числе новой системы налогообложения (НДД).

В настоящее время можно выделить две системы налогообложения нефтяного комплекса, которые действуют в мире, – контрактную (например, Египет, Индия, Китай) и концессионную, или лицензионную (например, США, Великобритания, Канада, Норвегия) 1 . Согласно концессионной модели компании получают исключительное право разработки недр и оплачивают специализированные платежи (бонусы, роялти, налоги на прибыль и рентные налоги). Контрактная модель предусматривает раздел продукции между нефтедобывающей компанией и государством, которое является собственником природных ресурсов 2 . Нельзя сказать, что какая-либо из представленных моделей идеальна. В связи с этим большинство стран использует смешанный тип моделей. Российская Федерация относится сразу к двум моделям налогообложения. Доминирующей моделью является концессионная, в ряде случаев встречается контрактная модель.

Смотрите так же:  Будет ли индексировать материнский капитал в 2018 году

Однако независимо от модели любая система налогообложения нефтяной отрасли значительно отличается от общих принципов взимания налогов и сборов в других секторах экономики. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации нефтяные компании должны выплачивать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на имущество, экспортные пошлины и налог на прибыль. Существенную часть поступлений в государственный бюджет составляют выплаты НДПИ и экспортные пошлины.

Система налогообложения добычи нефти и газа за последние два года претерпела серьезные изменения в виде перехода от плоской, унифицированной ставки налога на добычу полезных ископаемых к сложной формуле. В связи с этим среди экспертов, научного сообщества, представителей бизнеса и нефтяных компаний ведутся дискуссии о совершенствовании действующего налогового режима в нефтегазовой отрасли. С одной стороны, выбранный Правительством Российской Федерации курс на снижение налоговой нагрузки для нефтяных компаний постепенно реализуется, с другой стороны, последние реформы (2014–2017 гг.) по изменению системы налогообложения противоречат данному направлению.

Нововведения в системе налогообложения

На сегодняшний день существующая система налогообложения нефтяного комплекса исчерпала себя и требует внесения существенных государственных корректировок. Это обусловлено 3 :

–исчерпывающим потенциалом роста добычи нефти при действующей системе налогообложения;

–увеличением затрат на разработку новых месторождений нефти в условиях развития технологий и рынка сервисных услуг. Важной проблемой остается отсутствие собственной технологии разработки, освоения, бурения и переработки нефти. Приобретается и используется исключительно иностранная технология 4 ;

–существующими проблемами поступления природной ренты в государственный бюджет;

–усложнением процесса администрирования льгот в нефтяной отрасли;

–уменьшением доходов, поступающих в государственный бюджет за счет роста объема льготной добычи нефти.

Начиная с 2014 года Правительством Российской Федерации был осуществлен налоговый маневр, согласно которому вступили в силу изменения, предусматривающие сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть в 1,7 раза, на нефтепродукты – от 1,7 до 5 раз. Одновременно были увеличены ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат в 6,5 раза 5 . Данные новации были закреплены с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В рамках налогового маневра предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года). Предоставлены налоговые вычеты из сумм акциза при получении (приобретении в собственность) отдельных нефтепродуктов (бензина и ароматических углеводородов для нужд нефтехимических производств, авиационного керосина для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на операции с соответствующими нефтепродуктами. Были введены три новых коэффициента при расчете НДПИ, что усиливает его дифференциацию для нефти.

Внесение этих изменений было направлено на увеличение конкурентоспособности на мировом рынке. Однако российские нефтяные компании выступили против повышения НДПИ на нефть, обосновывая это тем, что им придется заморозить ряд новых проектов, требующих капиталовложений.

Начиная с 2017 года в целях совершенствования системы налогообложения нефтяного комплекса, а также стимулирования разработки новых месторождений природных ресурсов и рационального недропользования введена новая система налогообложения (НДД) 6 . Необходимость совершенствования налоговой системы вызвана тенденцией снижения цен на нефть при существенном росте показателей ее добычи.

Новая система предполагает введение налогообложения дополнительного дохода от налога, а также снижение суммарной величины НДПИ на нефть и таможенную пошлину на нефть, которые зависят от валовых показателей. Изменения планируется апробировать в рамках пилотных проектов, включающих как новые, так и уже разработанные месторождения добычи нефти.

Попытки введения в Российской Федерации налогообложения прибыли от добычи нефти предпринимались в 1992 году 7 . В соответствии с действующим на тот момент Законом «О недрах» был предусмотрен акцизный сбор, который основывался на экономических показателях добычи отдельных видов минерального сырья, которые добывались из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователем недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. В дальнейшем формулировка была исправлена, акцизный сбор был переименован в акциз на отдельные виды минерального сырья, а понятие «сверхнормативная прибыль» было исключено из закона. Дальнейшие попытки введения данного налога были осуществлены при разработке Налогового кодекса Российской Федерации в 2000 году, однако не были реализованы.

Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговая ставка установлена в размере 50%. Новый налог позволяет уменьшить базу налога на прибыль нефтяных компаний, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

С целью увеличить государственный бюджет от доходов, поступающих от нефтяного комплекса, а также чтобы компании не смогли завысить свои затраты, вычитаемые расходы для зрелых месторождений ограничиваются величиной 9520 рублей на тонну добытого углеводородного сырья, индексируемой с учетом инфляции.

Оценка воздействия налоговых нововведений

Введение НДД может способствовать сглаживанию существующих недостатков системы налогообложения нефтяного комплекса. Однако на данном этапе НДД требует существенной доработки. В частности, новая система налогообложения может эффективно применяться только по отношению к новым нефтяным месторождениям. По сравнению с НДПИ введенный НДД является более сложным с точки зрения налогового администрирования, что может способствовать осуществлению мошеннических схем или сговоров нефтяных компаний в целях снижения налоговой нагрузки.

Так, основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов задают ориентиры для нефтяного комплекса только на трехлетний период. Очевидно, этого недостаточно для отрасли, в которой цикл работ составляет от 5 до более 20 лет 8 .

При введении нового налога не учтены важные параметры, например, не определены условия компенсации отмены таможенных пошлин для нефтеперерабатывающих заводов, в какой степени будет масштабироваться НДД, сохранятся ли льготы по НДПИ и таможенной пошлине. Для решения поставленных вопросов необходима разработка дорожной карты реформирования налогообложения нефтяного комплекса. Для подготовки результативного проекта дорожной карты следует привлечь к участию всех заинтересованных сторон, в том числе государственные органы, нефтяные компании, экспертное и научное сообщество.

Основной целью государственного регулирования нефтяного комплекса является изъятие природной ренты в бюджет страны без нанесения ущерба финансовой и экономической устойчивости предприятиям, работающим в данной отрасли. Однако изменения, которые произошли в настоящее время в налоговой системе, могут негативно сказаться на работе нефтяных компаний, что требует незамедлительной организации их проработки и последующей апробации в рамках пилотных проектов.

Нужен комплексный подход

Ежегодно в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся изменения по вопросам налогообложения нефтяных компаний. Однако данные изменения не соответствуют современным тенденциям развития нефтяного комплекса. Налоговые льготы носят индивидуальный характер и направлены на нефтяные компании, работающие в определенных районах страны. Совершенствованию процесса предоставления налоговых льгот может способствовать создание единой системы учета и мониторинга затрат в нефтегазовом комплексе. Государство, обладая точной информацией об уровнях издержек, может предоставить точные адресные льготы.

Помимо введения изменений в налоговую систему, со стороны государства необходимо поддерживать инициативы по разработке и внедрению российских технологий освоения, бурения, добычи и переработки нефти. Также одной из проблем в нефтяном комплексе можно отметить отсутствие реальной конкуренции, присутствие монополии практически во всех видах деятельности отрасли, начиная от бурения скважин и заканчивая переработкой нефти. Целесообразна организация государственной поддержки малых и средних нефтяных предприятий. Выходом из сложившейся ситуации может стать изменение подхода нефтегазовых компаний к осуществлению нерисковых операций. Например, к таким операциям можно отнести слияния и поглощения, купля-продажа активов в направление освоения новых месторождений с большим количеством рисков и затрат, в том числе на разработку и покупку инновационных технологий 9 .

Требуется совершенствование лицензионной деятельности. Государственные нефтяные компании-монополисты получают права пользования участками недр без проведения конкурсов и аукционов, что также способствует отсутствию конкуренции на нефтяном рынке.

Система лицензирования в нефтегазовом комплексе представляет собой сложную взаимосвязанную структуру, за которую отвечает большое количество государственных органов. Отсутствие единого контрольного органа по вопросам предоставления лицензий на пользование участками недр создает определенную сложность при осуществлении контрольных мероприятий за качеством выполняемых требований. Необходимо создание определенных условий, при которых для малых и средних нефтяных компаний будут упрощены требования по получению лицензии на пользование участками недр.

Важной задачей для государственных органов остается создание стимулов для разработки и освоения новых месторождений природных ресурсов нефтяными компаниями. Новые разработки сопряжены высокими капитальными и операционными затратами, применением дорогостоящих технологий и созданием новой инфраструктуры, что является главным препятствием по осуществлению таких работ. В связи с этим государство должно стимулировать нефтяные компании к финансированию и развитию научно-технических, поисковых и исследовательских работ, что будет способствовать разработке новых современных технологий.

Таким образом, для устойчивого развития нефтяного комплекса Российской Федерации необходим комплексный подход по совершенствованию всей государственной политики в данной отрасли, где налоговая система является всего лишь одним из компонентов. Все это будет содействовать благотворной работе нефтяного комплекса, а также созданию эффективной государственной конт­рольной системы.

1 Львова О.А. Баланс интересов государства и бизнеса в современных системах налогообложения нефтяного сектора // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 50. Июнь 2015 – Электронный ресурс: http: // e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2015/vipusk__50._ijun_2015_g./50_2015.pdf.

2 Бобылева А.З., Жаворонкова Е.Н., Львова О.А. Оценка моделей налогообложения нефтяного сектора в России и за рубежом // Вестник Московского университета, Сер. 6. Экономика. 2015 № 5 – Электронный ресурс: http://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=26975&p=attachment.

3 Ежов С., Рубцов А. Развилки налоговой реформы // Oil & Gas Journal Russia, Апрель 2016 – Электронный ресурс: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/April%202016/22-25.pdf.

4 Панчева В.С. Совершенствование налого­обложения добычи нефти и газа в России // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, Москва, 2015.

6 Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов // Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации – Электронный ресурс: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=116206&area_id=4&page_id=2104&amp. .

7 Ежов С., Рубцов А. Развилки налоговой реформы // Oil & Gas Journal Russia, Апрель 2016 – Электронный ресурс: http://ogjrussia.com/uploads/images/Articles/April%202016/22-25.pdf.

8 Выгон Г., Ежов С. Налоговый оптимум еще не найден // Нефтегазовая вертикаль. Национальный отраслевой журнал – Электронный ресурс: http://www.ngv.ru/magazines/article/nalogovyy-optimum-eshche-ne-nayden/?sphrase_id=6480132.

9 Панчева В.С. Совершенствование налого­обложения добычи нефти и газа в России // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, Москва, 2015.

Налог на прибыль нефть