Расчет и порядок уплаты налога на имущество юридических лиц

Практически любое имущество, числящееся на балансе предприятия, подлежит налогообложению. Налог на имущество организаций и предприятий (юридических лиц) являет собой процентное выражение среднегодовой/кадастровой стоимости этого имущества. Отчитываются по налогу юрлица посредством представления декларации в ФНС.

Кто платит имущественный сбор?

Имущество движимое и недвижимое компании (объект налога на имущество организаций) облагается по нормам 30-й главы НК. Согласно ей налог начисляется:

  • Для отечественных юрлиц – недвижимость и движимый вид имущества, которым юрлицо владеет по праву собственности или иного права.
  • Для иностранных фирм, которые ведут хозяйствование в пределах РФ, сбор распространяется на то имущество, которое можно отнести к основным средствам (ОС) или получено в связи с концессионным соглашением. Зарубежные фирмы, которые не ведут бизнес в РФ, уплачивают сбор за имущество, находящееся в пределах страны, принадлежащее им по праву собственности.

В то же время некоторое имущество не облагается сбором (374-я статья НК):

  • природные ресурсы, в частности, земли и водные участки;
  • памятники культуры народов, истории;
  • имущество, которое применяется госорганами для организации военной службы и/или считающейся таковой;
  • хранилища материалов, отходов радиоактивной промышленности;
  • объекты космического назначения;
  • суда из международного реестра.

Не уплачивают имущественный сбор такие юрлица:

  • компании, занимающиеся подготовкой чемпионата по футболу в 2018 году;
  • оргкомитет «Россия-2018» и его дочерние организации;
  • общества/союзы инвалидов;
  • общества, ведущие религиозную деятельность;
  • организации уголовно-исправительной системы;
  • фармацевтические компании, если этот вид деятельности – основной.

Эти льготы по налогу на имущество юридических лиц установлены на федеральном уровне.

При расчете налога на имущество организаций в 2015 году используют несколько понятий:

  • База по налогу – среднегодовая стоимость облагаемого сбором имущества. Раздельный подсчет используется в учете имущества, которое находится в разных регионах, облагается ставками разных размеров, имеет отдельный баланс. Оконченные на момент подсчета капитальные вложения уменьшают размер базы.
  • Налоговая ставка не может быть выше 2,2%. Однако возможно установление дифференцированного ее вида для компаний в зависимости от их категории и типа учитываемого имущества. Установление размера ставок налога на имущество организаций осуществляется органами местной власти, но значение не может превышать 2,2%. Для отдельного типа имущества – трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути – максимальная ставка равна 1% в 2015 году и 1,3% в следующем.

При расчете суммы сбора организация определяет размер ставки, который действует в конкретном регионе и среднегодовую стоимость. Последняя рассчитывается путем сложения остаточной стоимости (ОС) на начало (1-е число) года и последнее число в периоде и количество календарных месяцев, помноженное на 1.

Собственно размер сбора исчисляется как среднегодовая стоимость имущества, помноженная на действующую по отношению к определенному плательщику-юрлицу ставку. Пример расчета налога на имущество организации: сумма = база*ставка/100.

Некоторые предприятия с 2014 года в виде базы по налогу используют кадастровую стоимость своего имущества. Информацию о ней можно получить в Росреестре, ФНС или на официальном сайте региона РФ.

Сроки внесения платежей и отчетности

Уплата налога на имущество организаций происходит несколько раз в год:

  • авансы вносятся по итогам 1–3 кварталов года;
  • по итогам года вносится доплата.

Авансовые платежи по налогу на имущество организаций исчисляются, как ¼ от базы, помноженной на размер ставки. Итоговую сумму предприятие уплачивает, как только окончится налоговый период. Она рассчитывается как сумма сбора за минусом трех авансов. Если компания перестала владеть ОС в середине периода, используется коэффициент, равный количеству месяцев владения имуществом.

Отчетностью по уплате этого вида налога выступает декларация. Юридические лица самостоятельно высчитывают размер сбора, заполняют отчетность и подают ее в ФНС по месту прохождения регистрации своего или обособленного филиала, собственно имущества. «Крупнейшим» плательщикам-юрлицам необходимо подавать отчет исключительно по адресу расположения (83-я статья НК).

Срок уплаты налога на имущество организаций:

  • итоговая сумма должна быть внесена не позже 30 марта по окончании периода;
  • срок внесения авансовых платежей – по итогам квартала, не позже 1 числа последующих 30 дней.

Декларация по налогу на имущество организаций подается:

  • отчет по авансам сдается в ФНС в 30-дневный срок после окончания квартала;
  • итоговая – годовая – декларация сдается до конца марта.

Законом №366-ФЗ внесены поправки в принципы формирования налога на имущество юридических лиц:

  • Сбором не облагается движимое имущество, которое было принято на учет предприятием с начала 2013 года, кроме случаев ликвидации и реорганизации юрлица.
  • Основные средства, которые включены в 1-2 амортизационную группу, теперь не считаются объектами налогообложения.
  • Стоимость по Росреестру не приравнивается к налоговой базе по недвижимости в составе ПИФ.
  • Предстоящие затраты, включаемые в ОС, для целей налогообложения не используются.

Уплата имущественного налога – обязанность любого юрлица как отечественного, так и иностранного, ведущего свое хозяйствование в стране. За несвоевременное внесение средств в бюджет предусмотрена пеня.

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Статья опубликована в журнале «Вестник бухгалтера Московского региона» № 4 август 2015 г.

В. Г. Молчанов,
эксперт службы
правового консалтинга ГАРАН
Т

Налог на имущество организаций в отношении квартир

Юридическое лицо имеет в собственности квартиры в Москве. Должно ли оно в 2015 году платить налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости квартир?

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах установленных главой 30 НК РФ (включая порядок и сроки уплаты). Кроме того, законами субъектов РФ могут также определяться особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ, в том числе могут предусматриваться налоговые льготы и устанавливаться основания для их использования налогоплательщиками (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ, объектами налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Из письма Минфина России от 21.05.2014 № 03-05-05-01/24062 следует, что на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ объект налогообложения по налогу на имущество организаций должен определяться во взаимосвязи со статьей 378.2 НК РФ.

Так, подпункт 4 пункта 1, подпункт 3 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ предписывают организациям – собственникам жилых домов и жилых помещений, не учитываемых у них на балансе в качестве объектов основных средств, определять налоговую базу по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов недвижимости исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

Несмотря на то что из указанных норм прямо не следует, признаются ли жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, объектом обложения налогом на имущество организаций, они предписывают включать в налоговую базу по налогу утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость, в том числе квартир (п. 1 ст. 11 НК РФ, ч. 1 ст. 16 ЖК РФ), не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При этом необходимо учитывать, что из системного толкования пунк­та 2 статьи 372, пункта 2 статьи 375, пункта 2 статьи 378.2 НК РФ следует, что обязанность уплачивать налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, должна быть возложена на налогоплательщиков соответствующим законом субъекта РФ, который может быть принят только после утверждения им в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (письмо Минфина России от 11.11.2014 № 03-05-05-01/56914).

Иными словами, включать в налоговую базу по налогу на имущество организаций утвержденную в установленном порядке кадастровую стоимость квартир, учтенных в бухгалтерском учете в качестве товаров, их собственникам необходимо только при условии установления соответствующих особенностей налогообложения законом субъекта РФ по месту нахождения недвижимости.

Смотрите так же:  Льгота транспортный налог самара

Закон г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон № 64) устанавливает налог на имущество организаций на территории г. Москвы. Особенности определения налоговой базы по налогу в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона № 64.

Указанная статья не предусматривает определения налоговой базы по налогу на имущество организаций как кадастровой стоимости в отношении таких объектов, как жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в отношении квартир, учтенных в составе товаров и находящихся в г. Москве, у организации в данном случае не возникает обязанности по уплате налога на имущество, исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной в установленном порядке.

Данное утверждение в полной мере относится и к организациям, уплачивающим УСН, которые освобождены от уплаты налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ) (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Компенсация за квотирование рабочих мест

Можно ли учесть расходы на уплату компенсационной стоимости рабочих мест для инвалидов и молодежи в 2015 году в г. Москве для целей налогообложения прибыли? Как учесть эту компенсацию в бухгалтерском учете?

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, удовлетворяющие предусмотренным статьей 252 НК РФ критериям.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон № 90), квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

В Москве квотирование рабочих мест должны осуществлять работодатели, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. Квота устанавливается в размере 4% от среднесписочной численности работников: 2% для трудоустройства инвалидов и 2% для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона (ч. 1 ст. 3 Закона № 90).

В силу части 3 статьи 2 Закона № 90 выполнением квоты для приема на работу (далее – квота) считается:

1) в отношении инвалидов – трудо­устройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;

2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2, – трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего мес­та в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

Итак, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу молодежи работодатели ежемесячно с 1 до 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который производится уплата, перечисляют в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты (п. 2.8 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП).

Заметим, Законом г. Москвы от 08.04.2009 № 4 в Закон № 90 были внесены изменения, вступившие в силу с 2009 года, которые исключили из Закона № 90 условие о возможности замены квоты уплатой ежемесячно компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудо­устроенного инвалида (см. также определение Верховного суда РФ от 10.08.2005 № 5-Г05-45).

То есть инвалидов работодатель должен принимать на работу в счет установленной квоты, а за молодежь может уплачивать в бюджет города Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Глава 25 НК РФ не содержит специальных норм, которые бы позволяли учесть расходы, связанные с уплатой компенсационной стоимости квотируемого рабочего места. Но в то же время перечень как внереализационных, так и прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, является открытым и позволяет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на иные экономически обоснованные расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговые и финансовые органы в отношении расходов, связанных с уплатой в бюджет г. Москвы (в целевой бюджетный фонд) компенсационных выплат стоимости квотируемого рабочего места для приема на работу как молодежи, определенной частью 1 статьи 2 Закона № 90, так и в отношении инвалидов (предусмотренных ранее), придерживаются позиции, что такие расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (письма ФНС России от 22.06.2010 № ШС-37-3/[email protected] (данное письмо согласовано с Минфином России), УФНС России по г. Москве от 22.03.2011 № 16-15/[email protected], от 05.05.2010 № 16-15/[email protected], от 02.10.2009 № 16-15/102999, письма Минфина России от 11.01.2011 № 03-03-06/2/1, от 24.04.2008 № 03-03-06/1/294).

В подтверждение своей позиции ими используется следующая аргументация. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 1032-1, государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятос­ти граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования).

Мероприятия по содействию занятос­ти населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом № 1032-1, являются расходными обязательствами РФ (п. 1 ст. 22 Закона № 1032-1). Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников (п. 3 ст. 22 Закона № 1032-1).

Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель. По их мнению, подобные компенсационные выплаты можно расценивать как расход, который не направлен на получение прибыли, как того требует статья 252 НК РФ, а являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Следовательно, к таким выплатам можно применить норму пункта 2 статьи 270 НК РФ.

В одном из последних разъяснений по данному вопросу в письме Минфина России от 07.04.2014 № 03-03-06/1/15504 специалисты финансового ведомства не изменили свою позицию. В частности, в указанном документе говорится о том, что «с 1 января 2006 года и по настоящее время на основании ежегодно подписываемых Московских трехсторонних соглашений между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места.

Таким образом, из указанных трехсторонних соглашений следует, что работодатели, не обеспечившие трудоустройство инвалидов и отдельных категорий молодежи, добровольно вносят компенсационную стоимость квотируемого рабочего места, а с 1 января 2010 года – компенсационную стоимость только для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов.

Учитывая, что финансирование мероприятий по трудоустройству несовершеннолетних и молодежи до 18 лет является расходными обязательствами федерального бюджета, а также принимая во внимание добровольный характер внесения в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, подобные расходы в целях налогообложения прибыли не могут быть признаны экономически обоснованными затратами.

Статьей 6 Закона № 90 предусмотрена экономическая поддержка работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию и сохранению квотируемых рабочих мест, в том числе предоставление из бюджета г. Москвы средств на реализацию указанных мероприятий, предоставление налоговых льгот. Кроме того, согласно статье 5 Закона № 90 (в редакции от 8 апреля 2009 года), невыполнение работодателем установленной Законом № 90 обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет за собой административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Таким образом, расходы в виде ежемесячной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении трудоустройства указанной категории молодежи, уплачиваемые организациями на основании Закона № 90, не учитываются в целях налогообложения прибыли с 1 января 2006 года.»

Иными словами, если организация включит в расходы в целях исчисления налога на прибыль затраты, связанные с ежемесячной уплатой в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места, ей придется отстаивать свою позицию в суде.

Смотрите так же:  Основные требования к проектной работе

Анализ арбитражной практики свидетельствует о том, что при возникновении подобных споров суды нередко поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Московского округа от 25.01.2013 № Ф05-15459/12 по делу № А40-134004/2011, от 22.01.2013 № Ф05-15455/12 по делу № А40-60377/2012, от 31.03.2011 № Ф05-1732/11, от 09.12.2010 № КА-А40/15158-10, от 30.11.2010 № КА-А40/15133-10, от 27.02.2010 № КА-А40/830-10, от 31.01.2011 № Ф05-16032/2010).

В своих решениях суды отмечают, что изменения, внесенные в Закон № 90, отменили обязанность вносить плату в связи с невозможностью исполнить условия квотирования в отношении инвалидов. В свою очередь, обязанность по уплате компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в отношении определенных Законом № 90 категорий молодежи сохраняется.

При этом уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в бюджет субъекта Федерации является одним из способов реализации государственных гарантий социальной защиты категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации, и осуществляется в рамках городских программ содействия занятости населения.

По мнению судебных органов, в связи с тем, что уплата компенсационной стоимости квотируемого рабочего места предусмотрена Законом № 90 и связана с производственной деятельностью общества и трудоиспользованием рабочей силы, это соответствует критериям подпункта 20 пункта 1 статьи 265 и статьи 252 НК РФ. Следовательно, данные затраты организации являются экономически обоснованными и подлежат включению в состав расходов по налогу на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В данном случае операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости»

  • начислена сумма компенсационной стоимости;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по уплате компенсационной стоимости» Кредит 51

Налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц на УСН

Как и в предыдущие годы, налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц на УСН затрагивает исключительно недвижимое имущество и рассчитывается по кадастровой стоимости последней. Этот налог является региональным, что означает, что налоговая ставка устанавливается местной властью субъекта РФ и может отличаться в различных регионах. Чтобы не иметь проблем с ФНС необходимо знать, что входит в категорию налогооблагаемого имущества, какова ставка для вашего региона регистрации, как рассчитать сумму налога и когда необходимо сдавать отчетность.

Пошаговая последовательность расчета налога на имущество организаций

Чтобы не упустить важных деталей при расчете налогообложения на имущество юридических лиц на УСН, придерживайтесь следующей последовательности действий:

  • Проанализируйте подходит ли ваше имущество под критерии налогооблагаемого.
  • Узнайте какие существуют льготы в вашем регионе и относитесь ли вы к льготной категории. Сделать это можно в органах налоговой службы.
  • Узнайте какая ставка налога по вашему региону и типу объекта.
  • Узнайте кадастровую стоимость вашего имущества.
  • Уточните установленный график платежей для вашего региона.
  • Рассчитайте сумму налогов по кадастровой стоимости.
  • Сделайте платежи и сдайте отчетность в налоговые органы.

Какие объекты попадают под налог на имущество организаций 2017

Законодательством РФ для юридических лиц, учредители которых имеют российское или иностранное гражданство (за исключением случаев, когда иностранный учредитель сам является юридическим лицом), предусмотрена возможность работы на упрощенной системе налогообложения (УСН). В отличие от других предприятий, они, согласно закону о налоге на имущество, обязаны уплачивать налоги на всю недвижимость, не попадающую под следующие критерии:

  • Объект или помещение не принадлежит организации по праву собственности или хозяйственного ведения (хозяйственной аренды).
  • Объект недвижимости не учитывается на балансе юридического лица и не является основными средствами или доходными вложениями.
  • Объект не входит в установленный законом перечень объектов, для которых применима кадастровая стоимость.
  • Недвижимость входит в группу объектов культурного наследия народов РФ.
  • Объект относится к первой или второй группе амортизационных средств, и его планируемое использование ограничивается одним или двумя годами.

Для снятия налогообложения достаточно чтобы объект относился хотя бы к одному из перечисленных выше пунктов. Например, если недвижимость, налогообложение которой определяется исходя из кадастровой стоимости, является собственностью юридического лица на УСН, но не внесена на баланс как основные средства или доходные вложения, налог за нее уплачивать не нужно.

На практике, налог на имущество организаций для юридических лиц, работающих на упрощенной системе в 2017 году распространяется на следующие группы объектов:

  • Торговые центры и развлекательные комплексы, а также помещения внутри них;
  • Административные и деловые центры;
  • Нежилые помещения, предназначенные для ведения торговли, размещения офисов или другого коммерческого использования;
  • Объекты общественного питания (кафе, рестораны, столовые), имеющие статус недвижимости;
  • Объекты, предназначенные для предоставления услуг бытового обслуживания населения;
  • Жилые дома и помещения, не внесенные на баланс основных средств.

Также сюда относится недвижимость и помещения, фактически используемые для перечисленных выше задач. В свою очередь земельные участки и природные ресурсы налогом на имущество не облагаются.

Существуют ли в 2017 году льготы по налогу на имущество юрлиц

Для отдельных категорий организаций законодательством РФ предусмотрены льготы, освобождающие от уплаты налогов на имущество. Их перечень необходимо знать, чтобы сократить расходы компании. В масштабах Федеральных законов в эту категорию попадают:

  • Религиозные общины, признаваемые законами федерации. Всего на территории России официально зарегистрировано около 70 конфессий, список которых периодически изменяется.
  • Предприятия, деятельность которых осуществляется в свободной экономической зоне. На сегодняшний день в РФ действует свыше тридцати таких зон, в числе которых «Алабуга», «Дубна», «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Титановая долина», ОЭЗ Ульяновск, Крым.
  • Организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, юридические фирмы и адвокатские коллегии.
  • Компании, работающие в рамках проекта «Сколково».
  • Общества инвалидов и предприятия, выпускающие продукты ортопедического протезирования.
  • Фармацевтические компании, разрабатывающие средства против эпидемий.

Помимо этого, каждый регион может устанавливать собственные льготы для дополнительных групп организаций, значимость развития которых в соответствующем субъекте РФ высока. Сюда могут относится сельскохозяйственные и аграрные комплексы, промышленные предприятия, туристические объекты.

Как выполнить расчет налога на имущество организаций

Определение суммы налога на имущество организаций необходимо проводить самостоятельно, при этом чтобы избежать штрафов и пени, требуется точно рассчитать все выплаты. Для этого вам потребуется узнать актуальную стоимость недвижимости, график платежей в вашем регионе и ставку налога.

Определение кадастровой стоимости

По каждому облагаемому объекту недвижимости налоговой базой вашего региона должна быть установлена соответствующая кадастровая стоимость. При этом принимается величина, установленная официально на начало отчетного года (1 января). Если на этот момент (1 января текущего отчетного года) на объект не была установлена кадастровая стоимость, то уплата налога за этот год по объекту недвижимости не производится.

На практике кадастровая стоимость отображает реальную рыночную цену объекта, а не его исходную материальную ценность. Определяется она как совокупность следующих параметров:

  • Стоимость одного квадратного метра и площадь объекта недвижимости или его части, принадлежащей юридическому лицу на УСН.
  • Возраст постройки. Чем старше здание, тем ниже его кадастровая стоимость. Однако, если речь идет о старинной архитектуре, расположенной в центрах крупных городов, где рыночная стоимость недвижимости очень высока, этот критерий оценки отходит на второй план.
  • Расположение в окружающем пространстве. Сюда относится удаленность от населенных пунктов, транспортных развязок, городской инфраструктуры, а для помещений также учитывается этаж.
  • Экономические показатели района (населенного пункта, региона). Недвижимость в крупных городах с высоким уровнем жизни оценивается выше.

Узнать кадастровую стоимость можно следующим образом:

  • На публичной кадастровой карте, опубликованной на официальном сайте Росреестра.
  • В разделе справочной информации Росреестра по недвижимости, используя кадастровый номер вашего объекта.
  • В многофункциональных центрах.
  • В региональном представительстве кадастровой палаты, где можно получить соответствующую выписку из Единого Государственного Реестра Недвижимости.
  • Заказав онлайн выписку из ЕГРН на официальном сайте Росреестра.

Поскольку единой методики определения коэффициентов, названных выше параметров оценки в настоящее время нет, итоговая стоимость по мнению налоговых органов для вас может оказаться завышенной. Оспорить оценку кадастровой стоимости можно в судебном порядке. Для этого необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • Справку из Росреестра об установленной кадастровой стоимости объекта (кадастровый паспорт);
  • Копию документа о праве собственности на объект или других правоустанавливающих документов с заверением нотариуса;
  • Документы, свидетельствующие об ошибке при оценке недвижимости;
  • Отчет независимой организации по оценке объектов недвижимости;
  • Экспертное заключение, подтверждающее правильность выполнения оценки независимым оценщиком, составленное и заверенное саморегулируемой организации оценщиков.

Кадастровая стоимость объекта, как правило, обновляется каждые пять лет. А потому перед расчетом налога в 2017 году важно получить актуальную информацию.

Как определяются ставки налога

Согласно законодательству, налог на имущество организаций при УСН рассчитывается по ставке, устанавливаемой для каждого субъекта РФ исключительно местной властью. Однако он не может выходить за пределы, определенные основным законом федерации. На момент 2017 года верхний предел ставки составляет 2,2%, а нижний 0,1%. При этом ставка в рамках одного региона может изменяться, в зависимости от типа объектов, сроков введения их в эксплуатацию и вида деятельности юридического лица.

Смотрите так же:  Я выиграла спор на английском

Например, в Карачаево-Черкесской Республике для предприятий, ведущих деятельность по переработке сельхозпродукции установлен налог 1,5%, а для организаций, выращивающих крупный рогатый скот налог составляет лишь 1%. При этом все остальные компании региона уплачивают налог по максимальной ставке 2,2%.

Если объект недвижимости расположен в другом регионе, за пределами субъекта, в котором зарегистрирована организация, ставка для расчета налога на имущество принимается исходя из величины установленной местным правительством субъекта, в котором расположена недвижимость. В промежутке до 2020 года, ставка на имущество организаций по каждой категории будет планомерно увеличиваться, постепенно приближаясь к максимальной, а потому уточнять ее величину нужно в каждом отчетном периоде.

Расчет величины налога

Важным параметром для определения величины налоговых отчислений является площадь. Так, если вы как юридическое лицо или один из учредителей, выступаете собственником только части объекта, то и налог вы будете уплачивать исключительно на свою долю. Непосредственно уплата налога на имущество организаций, как правило, происходит следующим образом: ежеквартально выплачивается авансовый платеж, равный величине налогообложения (по соответствующей ставке), рассчитанной за одну четверть стоимости объекта или его доли.

Пример, как рассчитать налог на имущество организаций:

Кадастровая стоимость объекта составляет 1000000 рублей. Ставка налогообложения составляет 2%. Таким образом, авансовый платеж будет равен: (1000000/4)/100×2=5000 рублей. В течение года налогообложение по этому объекту составит 20000 рублей. Если же вы владеете лишь половиной такого здания, авансовый платеж и годовой налог будут равны 2500 рублей и 10000 рублей соответственно.

Некоторые регионы отказались от выплаты авансовых платежей и предоставляют возможность уплаты налога по окончанию отчетного года. При этом, если недвижимость используется вами не полный год, выплачивать налог вы будете исключительно по количеству месяцев, в течение которых ведется эксплуатация.

Как и когда сдавать отчетность

Как правило организации на УСН платят налог на имущество в течение всего года. Соответственно отчетность об уплате авансовых платежей подается синхронно. Помимо этого, по окончанию года предоставляется общая декларация об уплате налога. Соответствующие документы должны быть оформлены в формате, утвержденном ФНС, а также поданы по следующему графику:

  • Налоговый отчет по авансовым платежам — до 30 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Так за первый квартал необходимо внести платеж и подать отчетность не позднее 30 апреля, за второй до 30 июля, за третий до 30 октября.
  • Налоговый отчет по имуществу организаций за истекший год подается до 30 марта года, который следует за отчетным.

Уведомлять налоговые органы о владении недвижимостью, попадающей под соответствующее налогообложение должны сами плательщики. Если этого не выполнить, вы будете оштрафованы в размере 20% от суммы неуплаченного налога, а также с вас взыщут сокрытую задолженность. В бухгалтерской документации компании авансовые платежи по налогу на имущество включаются в «Общехозяйственные расходы» по дебету и в «Счета по налогам и сборам» по кредиту.

Зная, как рассчитать налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц на УСН, а также возможные способы получить льготную ставку, вы сможете сократить величину отчислений и предотвратить наложение штрафов от ФНС. Если вам затруднительно сделать это самостоятельно, все расчеты и заказ выписки могут быть выполнены частными юридическими компаниями.

Налогообложение юр. лиц при продаже недвижимости

Продажа недвижимости юридическим лицом всегда подлежит налогообложению. Размер выплат зависит от нескольких факторов, но они обязательны независимо от того, покупается или продается здание, квартира, офис и т.п.

Налогообложение юр. лиц при продаже недвижимости

На размер налога в сделках купли-продажи недвижимости влияет:

  1. Вид недвижимости – жилая или нежилая;
  2. Является ли юридическое лицо резидентом РФ или нет;
  3. Осуществляет ли организация предпринимательскую деятельность в виде купли-продажи недвижимости.

Важно знать! Налог на имущество подлежит уплате всеми юр. лицами. Это обязательное требование, не зависит от режима налогообложения.

Однако, в данной публикации речь пойдет не о налоге на имущество, а именно о налогах, возникающих в связи с получением дохода от продажи недвижимости.

  • При купле-продаже жилой недвижимости платится подоходный налог, НДС не требуется.
  • Если объект сделки нежилые помещения, кроме подоходного еще выплачивается НДС.

Подоходный налог при продаже недвижимости юр. лицом

Подоходный или налог с прибыли рассчитывается бухгалтером, размер зависит от следующего:

  1. Размера полученной выгоды;
  2. Является ли организация резидентом РФ.

Процентная ставка применяется не к сумме, уплаченной по соглашению, а размер прибыли, которую получает компания в результате приобретения или продажи недвижимости. Поэтому задача бухгалтера – определить размер прибыли в результате сделки. Расчеты могут показать, что выручка от реализации ниже полученной суммы, а это указывает не на прибыль, а на убыток.

Ставки уплаты налога на прибыль зависит от выбранной организацией системы налогообложения, а именно:

  1. При общей системе (ОСН) – 20% с разницы между ценой договора купли-продажи и ценой объекта, по которой он учитывается в балансе;
  2. При упрощенной системе (УСН) – 6% от суммы соглашения;
  3. При УСН с объектом налогообложения «Доходы-Расходы» – 15% с разницы между ценой договора купли-продажи и ценой объекта, по которой он учитывается в балансе.

НДС при продаже недвижимости юр. лицом

Для расчета НДС ведутся расчеты на основе стоимости договора купли–продажи, которая указана в документах, в частности, в счет-фактуре. Размер этого вида налога – 18%.

Важно знать!

Схемы снижения налога при продаже недвижимости юр лицом.

Установленное налогообложение для юридических лиц при продаже недвижимости вынуждает искать законные пути снижения расходов. Для этого специалисты применяют налоговые схемы, которые эффективны при соблюдении следующих условий:

  1. Документы по сделке оформлены правильно;
  2. Цель сделки убедительна, не вызывает сомнений;
  3. Участники сделки самостоятельны, есть соответствующие доказательства.

К таким налоговым схема относятся:

  • Занижение цены продажи до кадастровой стоимости;

В этой схеме снижается размер выручки от сделки, оптимизируется НДС и подоходный налог. Применяется внутри компаний, связанных между собой. Если участник сделки со стороны, для него нужен способ, как без уплаты налогов получить оставшуюся сумму.

  • Перепродажа через упрощенца;

Перепродавая недвижимость через упрощенца, продавец снижает размер налогов с торговой наценки. Они заменяются с общей системы на единый налог при упрощенной системе или, например, на ЕНВД.

  • Взнос в уставный капитал упрощенца;

Делая взнос в уставной капитал упрощенца, организация не платит НДС со сделки, а с получаемой по ней прибыли выплачивается налог, рассчитанный по ставкам УСН. Метод подходит, если недвижимость покупалась ранее без НДС или она полностью самортизирована.

  • Затратные механизмы снижения прибыли;

В затратных механизмах снижения недвижимость реализуется по ценам, актуальным на рынке на момент продажи. Их подтвердит вывод специалиста по оценке. Используя затратные механизмы, оба вида налогов при УСН оптимизируются. К таким механизмам относятся следующие виды услуг:

  1. маркетинговые;
  2. рекламные;
  3. юридические;
  4. посреднические;
  5. и другие.
  • Продажа доли компании, которой принадлежит недвижимость;

В схеме продажи доли компании принимается во внимание норма, что с такой сделки не уплачивается НДС. В этом случается предстоит выплата подоходного налога.

  • Реорганизация в форме выделения.

В этой схеме происходит передача объектов во время реорганизации юридического лица. В этом случае сделка освобождается от уплаты обоих налогов. Предварительно покупатель оформляется как участник организации, после чего ему выделяется доля в виде объекта недвижимости.

Особенности судебной практики.

Применение любых схем для снижения налогов наталкивается на противодействие со стороны сотрудников налоговых органов. Инспекторы пытаются даже оспорить вывод оценщика относительно рыночной стоимости недвижимости, снимают вычеты.

Для последнего основанием является:

  1. Неуплата НДС в бюджет. Суды принимают сторону ФНС, аргументируя тем, что источник для возмещения в бюджете не сформирован;
  2. Назначение объекта недвижимости не совпадает с видом деятельности организации по ОКВЭД. Необходимо перед сделкой корректировать коды в уставе и в ЕГРЮЛ, чтобы документально подтвердить – организация использует недвижимость в своей деятельности.

Выводы специалистов по оценке стоимости сотрудники ФНС также пытаются оспорить в суде. Для этого в суд представляются:

  1. Рецензии на вывод оценщика;
  2. Сведения о привлечении ранее этого специалиста к ответственности (если такие факты были);
  3. Задокументированные жалобы других клиентов.

Суды неохотно принимают сторону налоговиков, вывод эксперта сложно подменить косвенными доказательствами. Веский аргумент – предъявление в ходе заседаний документов, указывающих на признаки сомнительной сделки. Тогда отчет специалиста судом может не приниматься во внимание.

Другие схемы снижения размера налогов также оспариваются налоговиками. Результат – доначисления, пеня, штрафы, административная и уголовная ответственность. Избежать этого можно, если поручать процедуру налогообложения для юрлиц специалистам – налоговым юристам и адвокатам.

Внимание!

Все статьи на нашем сайте уникальны и размещены впервые! Текст публикации является сугубо информационным и не может быть использован в качестве доказательства в суде. ООО «СПИК» пишет статьи на основе собственного опыта и знаний, числовые показатели, используемые без ссылки на источник, основываются на оценке специалистов ООО «СПИК». Формулировки, относящихся к законодательству, намеренно упрощены, что, возможно, влечет за собой искажение смысла при разборе нюансов в частных случаях. В сложных или нетиповых ситуациях необходимо руководствоваться только законодательством РФ, при необходимости проконсультироваться у юриста с описанием частной ситуации. Права на статьи защищены законодательством, в том числе согласно 4 части ГК РФ.

Налог на квартиру юр лицо