Оглавление:

Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки

Начислен налог на имущество — проводка в бухучете по этой операции может быть разной в зависимости от того, как расцениваются такие расходы по принятой налогоплательщиком учетной политике. Рассмотрим возможные варианты.

Начисление налога на имущество предприятий

Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях, работающих на ОСНО, но также и на «упрощенцах» и «вмененщиках», если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Отражение операций по начислению имущественного налога у каждого из налогоплательщиков зависит от положений принятой им учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:

  1. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
  2. В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами.

Какой метод избрать, каждый налогоплательщик решает самостоятельно. Закрепление одного из возможных вариантов в учетной политике позволит избежать споров с проверяющими.

О правилах составления учетной политики читайте в статье «Как составить учетную политику организации (2018)?».

Если начислен налог на имущество: проводка для организаций

Проводка по начислению налога на имущество организациибудет выглядеть так:

  1. При отнесении затрат на прочие расходы:
  1. При отнесении на расходы по обычному виду деятельности:
  • Дт 20 (23, 25, 26) Кт 68, если деятельность предприятия не связана с торговлей;
  • Дт 44 Кт 68 для торговых организаций.

Начисление налога проводится ежеквартально, если соответствующим региональным законодательством не отменен отчетный период (п. 3 ст. 379 НК РФ).

О нюансах ежеквартального расчета налога читайте в материале «Расчет суммы авансовых платежей по налогу на имущество».

Проводка, отражающая начисление налога на имущество в учете, может быть разной в зависимости от того, к каким из расходов, возникающих у налогоплательщика, относится этот налог согласно принятой им учетной политике. Периодичность начисления (ежеквартально или 1 раз по итогам года) зависит от того, установлены ли в регионе отчетные периоды по этому налогу.

Налог на имущество: проводки

Все юридические лица, являющиеся плательщиками налога на имущество организаций, обязаны уплатить его по итогам налогового периода, т. е. календарного года (п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 383 НК РФ). А если субъектом РФ установлены отчетные периоды, то в течение года необходимо платить авансовые платежи по налогу (п. 2 ст. 383 НК РФ).

Безусловно, операции по начислению и уплате налога на имущество должны быть отражены в бухучете.

Бухгалтерский учет

Операции по налогу на имущество отражаются проводками:

Это, можно сказать, стандартные проводки по налогу на имущество организаций, когда налог отражается в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 , утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 N 33н). С таким подходом, кстати, в свое время соглашался и Минфин (п. 3 Письмо Минфина от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 ).

Однако существует и другая точка зрения, которая заключается в том, что сумма налога должна быть отнесена к прочим расходам, а значит отражена по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») в корреспонденции с кредитом счета 68 (п. 11 ПБУ 10/99 ). Некоторые эксперты ратуют за такой порядок отражения в бухучете по той причине, что законодательно нигде не установлен источник средств, за счет которых должен быть уплачен налог на имущество. Если вам ближе этот вариант, не лишним будет закрепить его в учетной политике.

Пени и штрафы, начисленные по налогу на имущество, отражаются проводкой: Дт 99 «Прибыли и убытки» – Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Налог на имущество организаций (авансовые платежи по нему) для целей налогообложения прибыли учитывается на дату начисления, то есть последний день налогового (отчетного) периода (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53182 , от 21.09.2015 N 03-03-06/53920 ). При этом дата перечисления суммы в бюджет значения не имеет.

А при применении УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, и сумма налога, и авансовые платежи признаются в расходах на дату уплаты (пп. 22 п. 1 ст. 346.16, пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как правильно начислять в бухгалтерском учете налог на имущество и транспортный налог — за счет себестоимости (счет 26) или прочих расходов (счет 91)?

Действующие нормативные акты по бухгалтерскому учету не определяют, в каком порядке организации должны учитывать в своих расходах начисленные суммы налога на имущество организаций и транспортного налога.

Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

При отражении исчисленных налогов в бухгалтерском учете необходимо руководствоваться общими нормами признания расходов.

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

— расходы по обычным видам деятельности;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Налог на имущество организаций

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

С одной стороны, начисленные организацией к уплате в бюджет суммы налога на имущество, представляют собой отдельный вид расхода, который обусловлен нормами НК РФ и непосредственно с производством продукции (работ, услуг) не связан.

С другой стороны, база по налогу на имущество формируется исходя из остаточной стоимости основных средств организации. То есть использование основных средств при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) влечет возникновение затрат по уплате налога на имущество.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10, налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности. И в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма налога (авансового платежа) на имущество организаций отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Однако необходимо отметить, что письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Поэтому организация вправе самостоятельно исходя из специфики своей деятельности и структуры основных средств установить, относятся ли суммы начисленного к уплате налога на имущество к расходам по обычным видам деятельности или учитываются в составе прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.

Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и большинство основных средств используется непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то, на наш взгляд, налог на имущество, начисленный к уплате в бюджет, следует учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Тем не менее организация может предусмотреть в учетной политике включение начисленных сумм налога на имущество в состав прочих расходов и отражать их в учете соответственно по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Порядок учета начисленных к уплате сумм налога на имущество организаций следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Смотрите так же:  Информационная безопасность учебное пособие

Транспортный налог

Объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется по объектно, т.е. в отношении каждого транспортного средства (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Поэтому, по нашему мнению, логично в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат на производство или в составе прочих расходов в зависимости от того, в каких целях используется тот или иной транспорт.

Если транспортные средства в организации используются для осуществления основной деятельности, то расходы на уплату транспортного налога по этим транспортным средствам следует включать в состав расходов по обычным видам деятельности:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
— начислен транспортный налог по каждому транспортному средству, работающему в основном производстве или в аппарате управления;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу» кредит 51
— транспортный налог перечислен в бюджет.

В случае если транспортные средства используются не по основной деятельности (например, сдаются в аренду, и это не является основным видом деятельности), то расходы по уплате налога может быть включены в состав прочих расходов и отражены в учете следующим образом:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
— начислен транспортный налог.

Так же, как и в отношении налога на имущество, организация может конкретизировать в учетной политике порядок признания в расходах начисленных сумм транспортного налога.

К сведению:

Отметим, что для целей налогообложения прибыли суммы транспортного налога и налога на имущество однозначно относят к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При определении для целей налогообложения прибыли доходов и расходов методом начисления датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам) признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Бойко Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

18 ноября 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Как отразить налог на имущество в бухгалтерском и налоговом учете

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете начисление и уплату налога на имущество учитывайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по налогу на имущество».

Ситуация: в состав каких расходов в бухгалтерском учете включить начисленную сумму налога на имущество?

Порядок бухгалтерского учета начисленных сумм налога на имущество законодательно не установлен. На практике используются два варианта:

  • включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
  • включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).

В первом случае начисление налога на имущество нужно отразить проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Во втором случае в бухучете следует сделать запись:

Дебет 26 (44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество»

– начислен налог на имущество.

Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно выбрать вариант учета налога на имущество и закрепить его в приказе об учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008).

Внимание: неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Неправильное отражение начисленного и уплаченного налога на имущество в бухгалтерском учете признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.

Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.

Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.

Кроме того, за неправильный учет налога, который привел к искажению любой из строк бухгалтерской отчетности более чем на 10 процентов, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).

Налоговый учет. ОСНО

При расчете налога на прибыль налог на имущество включите в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в сумме, отраженной в декларации по налогу на имущество (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо ФНС России от 22 августа 2012 г. № ЕД-4-3/13851).

Если организация применяет метод начисления, то расходы в виде налога на имущество учтите в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация использует кассовый метод, учтите эти расходы после уплаты налога (перечисления авансового платежа) в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении начисления и уплаты налога на имущество

Московское ЗАО «Альфа» работает на общей системе налогообложения. Налог на прибыль рассчитывает методом начисления. По итогам 2014 года налоговая база по налогу на имущество равна 190 000 руб. Ставка налога на имущество в г. Москве составляет 2,2 процента (ст. 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64).

Сумма налога составляет:
190 000 руб. × 2,2% = 4180 руб.

В течение 2014 года организация перечислила в бюджет авансовые платежи по налогу на имущество в размере:
за I квартал – 1010 руб.;
за полугодие – 810 руб.;
за девять месяцев – 870 руб.

По итогам налогового периода в бюджет надо перечислить:
4180 руб. – 1010 руб. – 810 руб. – 870 руб. = 1490 руб.

Сумма доплаты была перечислена в бюджет 26 марта 2015 года. Бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие проводки.

31 декабря 2014 года:
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчет по налогу на имущество»
– 1490 руб. – начислен налог на имущество за 2014 год.

26 марта 2015 года:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» Кредит 51
– 1490 руб. – уплачен налог на имущество за 2014 год.

При расчете налога на прибыль за 2014 год бухгалтер включил сумму начисленного налога на имущество (4180 руб.) в состав прочих расходов.

Ситуация: можно ли учесть в расходах сумму налога на имущество, которую организация компенсирует контрагенту? По условиям инвестиционного контракта организация получает недвижимость и возмещает передающей стороне уплаченный ею налог

В составе прочих расходов при расчете налога на прибыль можно учесть только такие суммы налогов, которые начислены в порядке, установленном законодательством (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом налог должен платить налогоплательщик (п. 1 ст. 8, ст. 19 НК РФ). Поэтому у организации, которая возмещает сумму налога на имущество своему контрагенту, нет оснований списывать ее в расходы. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 27 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/825.

Совет: есть аргументы, позволяющие организации учесть при расчете налога на прибыль сумму налога на имущество, которую она возмещает своему контрагенту. Они заключаются в следующем.

Компенсация суммы уплаченного налога на имущество не является налоговым платежом. Следовательно, положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяются. Однако если возмещение налоговых платежей контрагента предусмотрено условиями договора и связано с предметом этого договора, то такие расходы можно считать экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). При расчете налога на прибыль учтите их в составе внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Однако если организация не учтет мнение контролирующего ведомства, скорее всего, ей придется отстаивать свою точку зрения в суде. Чтобы избежать конфликтов с налоговыми инспекторами и судебных разбирательств, организации безопаснее не выделять в договоре компенсацию отдельно. Лучше заложить ее сумму в другой договорный платеж, например, за выполнение (оказание) какой-либо работы (услуги). В этом случае всю сумму можно будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль без споров с проверяющими.

Налоговый учет. УСН

По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость . С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Смотрите так же:  Жалоба на менеджера

Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включайте в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Налоговый учет. ЕНВД

По общему правилу организации на ЕНВД налог на имущество не платят. Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость . С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Поскольку объектом обложения ЕНВД является вмененный доход, сумма уплаченного налога на имущество на расчет налоговой базы не повлияет.

КВР 851, 852 и 853

с изменениями от 17.04.2018

Смотрите также статью «КВР 2018 – применяем без ошибок»

Хорошо знакомые бухгалтерам коды КОСГУ теперь при составлении бюджетов не используются. В настоящее время они применяются только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности.

Учреждения всех типов должны отражать в 15-17 разрядах номеров счетов коды видов расходов (КВР) с учетом исключений, предусмотренных инструкциями по применению планов счетов учреждений. Кроме того, оплата расходов проходит не по КОСГУ, а по КВР. Поэтому ошибка в применении КВР может привести к квалификации расхода в качестве нецелевого, а также — к искажению показателей отчетных форм (например, ф. 0503169, ф. 0503769)

В данной статье остановимся на том, как применять КВР 851, 852 и 853 без ошибок.

КВР — это часть классификации расходов бюджетов, применяемая в целях детализации направления финансового обеспечения расходов учреждений государственного сектора. Перечень КВР приведен в Приложении 3 к Указаниям, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), а правила их применения — в п. 5.1 раздела III названных Указаний.

При этом перечень расходов, относимых на тот или иной КВР, описан в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н, а в пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний № 65н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога» и КВР 852 «Уплата прочих налогов, сборов».

Также учреждения государственного сектора должны учитывать взаимную увязку КВР и КОСГУ согласно Приложению 5 к Указаниям № 65н.

Применение КВР подгруппы 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей»

КВР 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога», 852 «Уплата прочих налогов, сборов», 853 «Уплата иных платежей» относятся к подгруппе 850 «Уплата налогов, сборов и иных платежей», по которой отражается уплата:

  • налогов (включаемых в состав расходов);
  • государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иных платежей и взносов.

При этом в Указаниях № 65н четко указано, что по КВР 851 отражается уплата налога на имущество и земельного налога. Расходы в отношении транспортного налога иных налогов, включаемых в состав расходов, отражаются по КВР 852. Также по КВР 852 отражаются расходы по оплате государственной пошлины (в том числе, уплата государственной пошлины учреждением-ответчиком по решению суда), сборов.

В описании КВР 853 приведен перечень иных платежей, относимых на данный элемент видов расходов. При этом данный перечень закрытым не является и предусматривает отнесение на КВР 853 расходов, аналогичных перечисленным.
Если с КВР 851, 852 все в принципе понятно, то с КВР 853 в силу открытого перечня расходов иногда возникают вопросы по отнесению тех или иных расходов. Поэтому кроме Указаний № 65н при отнесении расходов на конкретный КВР учреждения государственного сектора могут ориентироваться на рекомендации специалистов финансового ведомства, доводимые в форме писем. Однако в любом случае нормы Указаний № 65н стоят выше разъяснений, которые нормативными правовыми документами не являются.

Расходы по отчислению денежных средств профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурную работу следует отражать по КВР 853 «Уплата иных платежей» (Письмо Федерального казначейства от 23 марта 2017 г. № 02-02-03/201).

Отражение в бухгалтерском учете хозяйственной операции, обусловленной перечислением денежных средств в доход федерального бюджета, осуществляется по КВР 853 (Письмо Минфина России от 15 августа 2016 г. № 02-05-10/47664).

Почему важно правильно применять КВР?

Некорректное применение КВР является одним из оснований для квалификации расходов в качестве нецелевых. Поэтому само по себе важно относить расходы на тот или иной элемент видов расходов в соответствии с Указаниями № 65н. Это первое правило, которое должны соблюдать должностные лица учреждений при принятии решения о выборе КВР.

Соблюдение увязок, регламентированных Приложением 5 к Указаниям № 65н, не является основанием для нецелевого использования. Однако факт несоответствия КВР и КОСГУ может сигнализировать проверяющим о некорректности применения кода бюджетной классификации в части КВР или КОСГУ. Поэтому второе правило — проверить взаимную увязку составных частей кодов бюджетной классификации.

И третье правило — не забывайте использовать КВР согласно актуальным редакциям Указаний № 65н. Так как в настоящее время законодательство меняется довольно часто.

Статья подготовлена

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Пункт Инструкции № 183н

Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

– налог на прибыль

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

Смотрите так же:  Москва государственный нотариус

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

В бухгалтерском учете учреждения отразятся следующие проводки:

Об учете сумм налога на имущество, транспортного и земельного налога при налогообложении прибыли

Вправе ли организация (общий режим налогообложения) учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество, транспортного налога и земельного налога? Об этом, а также об отражении начисления данных налогов на счетах бухгалтерского учета рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Лазукова и Дмитрий Игнатьев.

Может ли организация, применяющая общую систему налогообложения, учесть расходы на транспортный и земельный налог, а также налог на имущество организаций в составе затрат при формировании налогооблагаемой прибыли? Какие должны быть сделаны бухгалтерские проводки по начислению данных налогов?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Налог на имущество организаций и транспортный налог являются региональными налогами (ст. 14 НК РФ), а земельный налог — местным налогом (ст. 15 НК РФ). При этом нормы ст. 270 НК РФ не содержат запрета на учет сумм указанных налогов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, организация вправе учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество, транспортного налога и земельного налога, начисленные в установленном НК РФ порядке (дополнительно смотрите письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/2/108, от 27.12.2010 N 03-03-06/2/21, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/110, от 19.12.2006 N 03-03-04/2/261, от 04.06.2006 N 03-06-04-04/28).

Документальным подтверждением затрат в виде сумм начисленных транспортного налога, земельного налога и налога на имущество организаций будут являться первичные документы: справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо ФНС России от 09.06.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Соответственно, датой признания расходов в виде сумм налогов является последний день отчетного (налогового) периода, за который начислены рассматриваемые налоги (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/333).

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций регулируются нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).

Нормы ПБУ 10/99 не содержат императивных норм, регулирующих порядок квалификации расходов в виде сумм транспортного, земельного налога и налога на имущества организаций. Нормы НК РФ также не определяют источника покрытия данных платежей.

Учитывая изложенное, считаем, что организация, в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», вправе самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и направлений использования земельных участков, транспортных средств и иных объектов основных средств, являющихся объектами обложения земельным, транспортным налогом и налогом на имущество организаций, а также с учетом п. 5 ПБУ 10/99 установить, относятся ли суммы начисленных к уплате налогов к расходам по обычным видам деятельности, или же их следует рассматривать в качестве прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В первом случае начисление налогов будет отражаться на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу (земельному налогу, налогу на имущество организаций)»

— начислен транспортный налог (земельный налог, налог на имущество организаций).

Во втором случае начисление налогов следует отразить записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу (земельному налогу, налогу на имущество организаций)».

Отметим, что, по мнению Минфина России (смотрите, например, письма от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10), налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ

Налог на имущество какая статья расходов