Семейный материнский капитал в России: что нужно знать?

Программа по выдаче гражданам материнского (или семейного) капитала работает в Российской Федерации уже десятилетие. Она, вне всяких сомнений, доказала свою эффективность. Однако далеко не все люди знают все о материнском капитале. Программа не такая уж сложная, но и в ней есть определенные нюансы, понимать которые необходимо. Иначе можно попасть в неприятную историю. Все же речь идет о бюджетных средствах, выдаваемых семье. Они строго контролируются. Давайте коротко познакомимся с самыми важными пунктами госпрограммы, выясним, как стать ее участником в 2018 году.

Предыстория вопроса

Для начала выясним, с какого года материнский капитал стали раздавать гражданам РФ, почему возникла эта программа. В 2000 годах тенденция соотношения смертности и рождаемости в стране выглядела угрожающе. Народонаселение стремительно сокращалось.

Кроме того, перед гражданами стояло множество других проблем. К ним относились:

  1. невозможность приобрести жилье;
  2. трудности, связанные с получением подрастающим поколением образования (платного);
  3. низкий уровень жизни большинства граждан.

Эти и подобные проблемы приводили к тому, что в семьях появлялось не более одного-двух детей. Родители считали, что больше просто не смогут обеспечить. И если на текущие расходы многим хватало, то обеспечение выросших детей собственными квартирами, перспективными профессиями казалось маловероятным. Этот груз большинству граждан был не по карману.

Важно: государству для нормального развития необходимо поддерживать воспроизводство населения. По подсчетам ученых для этого нужно, чтобы в каждой семье рождалось не менее 2-х детей.

Какие государственные вопросы решает программа

Прежде чем объяснить, что такое материнский капитал, остановимся на задачах государственной системы. Об этом не так часто говорят в СМИ . Однако суть государства состоит в обслуживании населения. Фактически эта надстройка появляется в обществе в результате договора.

Люди платят налоги с тем, чтобы государственный аппарат заботился:

  • об их нуждах;
  • поддерживал членов общества, которые сами не в состоянии себя обеспечить;
  • решал глобальные вопросы;
  • определял основные направления развития страны.

Важно: программа материнского капитала разработана в рамках выполнения государством своих основных функций.

При этом система решала такие задачи:

  1. стимулирование роста народонаселения;
  2. укрепление института семьи;
  3. поддержка экономической активности ряда отраслей;
  4. поддержка граждан РФ за счет бюджетных средств.

Внимание: госпрограмма «Материнский капитал» является уникальной. Подобных мероприятий не проводит ни одна страна в мире.

Законодательная база

Госпрограмма была утверждена 29.12.2006 года соответствующим Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В тексте этого документы описаны следующие моменты:

  1. срок действия программы — 10 лет;
  2. начало — 01.01.2007;
  3. условия выдачи материнского капитала;
  4. его размеры;
  5. категории граждан, подпадающие под ее реализацию;
  6. целевое назначение средств бюджета.

Внимание: действие госпрограммы продлено до 2018 года на настоящий момент.

За последнее десятилетие в законодательную базу вносились изменения:

  1. В 20.04.2015 был принят ФЗ № 88 «О единовременной выплате за счет средств материнского капитала». Документ описывает условия, при которых часть суммы можно получить наличными.
  2. ФЗ № 348 от 28.11.2015 «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» регламентирует порядок использования средств для реабилитации детей-инвалидов.

Важно: вышеуказанные законодательные акты вносят принципиальные изменения в основную программу. Кроме них, были и другие коррективы. Скачать для просмотра и печати:

Основные моменты госпрограммы

Мероприятия нацелены на увеличение народонаселения. Поэтому определенная сумма бюджетных средств выдается семьям, выполняющим важную для страны функцию — рождение детей. Однако стимулируется появление только второго малыша и последующих. То есть, за первенца денег от государства гражданам не положено (обоснование такого решения выше).

Важно: средства материнского капитала положены исключительно гражданам РФ.

Следующим немаловажным моментом для граждан является вопрос о сумме пособия. Законодателям было понятно, что оно должно быть значительным, чтобы простимулировать граждан на появление второго потомка.

В 2007 году размер утвердили в фиксированной сумме. Она равнялась 250 тыс. руб. Однако в текст программы сразу было внесено положение об индексации средств. Ведь со временем прожиточный минимум растет, национальная валюта имеет свойство обесцениваться. Такое правило привело к постепенному росту суммы материнского капитала. Динамика приведена в таблице ниже.

Программа материнский капитал

С целью оказания дополнительной материальной поддержки российских семей, имеющих двух детей и более, по инициативе Президента РФ Владимира Путина в 2006 году был принят федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ, положивший начало новой федеральной программе материнского капитала, которая призвана создать «условия, обеспечивающие этим семьям достойную жизнь».

Согласно условиям программы, при рождении или усыновлении в семье второго ребенка (а также третьего или последующего), начиная с 1 января 2007 года, можно обратиться в Пенсионный фонд России (ПФР) с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, подтверждающего право на получение из федерального бюджета целевой выплаты, сумма которой изначально в 2007 году была установлена в размере 250 тыс. рублей.

Условия программы

Использовать средства по сертификату согласно условиям программы можно с учетом целого ряда ограничений:

  • целевой характер выплаты определяет возможность ее использования по строго установленным направлениям, которые, по задумке законодателей, призваны обеспечить семье достойную жизнь (возможность улучшить свои жилищные условия, оплатить образование детей, повысить уровень пенсионного обеспечения матери в старости за счет механизма накопительной пенсии или предоставить больше возможностей семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на создание условий для их интеграции в общество);
  • чтобы исключить злоупотребления, выплату было решено предоставлять в безналичной форме, в большинстве случаев — в счет оплаты обязательств семьи перед третьими лицами (продавцы жилья, застройщики, кредитные организации, образовательные учреждения и т.п.), а обналичивать сертификат было решено категорически запретить;
  • по большинству направлений использовать средства разрешено только по истечении 3 лет с момента получения права на сертификат (за исключением ситуаций, когда сертификатом оплачиваются кредитные обязательства семьи, взятые с целью приобретения или строительства жилья).

Более того, неиспользованные по сертификату средства (включая частично израсходованные сертификаты) до 2015 года государство ежегодно индексировало на величину инфляции, что позволило повысить размер выплаты с 250 до 453 тыс. рублей.

Срок действия программы

Решение о введении новой государственной программы принималось действующим руководством страны в 2006 году в условиях благоприятной экономической ситуации и высоких темпов роста экономики. При определении сроков действия программы законодатели исходили из вопроса о том, как долго государство сможет исполнять взятые на себя новые социальные обязательства, в том числе в случае изменения экономической ситуации.

В связи с этим изначально действие программы было рассчитано на полные 10 лет: с 1 января 2007 по 31 декабря 2016 года. Однако в 2015 году, несмотря на возникшие экономические трудности и невозможность выполнения государством обязательств по выплате материнского капитала в полном объеме (в частности, на неопределенный срок было приостановлено положение закона о проведении ежегодной индексации сертификата), Владимир Путин поручил продлить ее действие еще как минимум на 2 года — до 31 декабря 2018 года. Федеральным законом от 30.12.2015 № 433-ФЗ это предложение было закреплено законодательно.

Иными словами, до указанной даты в семье должен появиться второй или последующий ребенок. Таким образом, установленные ограничения по срокам действия программы не распространяются на:

  • возможность получения сертификатов для уже рожденных или усыновленных детей;
  • возможность использования предусмотренных сертификатом средства после 2018 года.

Кому положен материнский капитал

В общем случае в соответствии с названием сертификат на материнский капитал выдается только женщине (матери второго ребенка или усыновительнице). При утрате женщиной права на материнский капитал (в случае смерти, лишения родительских прав, отмены усыновления и т.п.) оно в порядке правопреемственности может переходить следующим получателям:

  • отцу или усыновителю второго ребенка (третьего или последующего), в том числе при отсутствии у него наличия гражданства РФ;
  • в случае прекращения права на материнский капитал у отца или усыновителя:
    • несовершеннолетнему ребенку или обоим детям в равных долях;
    • совершеннолетним детям при условии очного обучения в образовательной организации до 23 лет.

Необходимо учитывать, что материнский капитал не полагается при усыновлении детей, являющихся на момент усыновления детей второго супруга (то есть пасынками или падчерицами).

Как получить государственный сертификат

Всеми вопросами выдачи сертификатов на материнский капитал распоряжения его средствами согласно федеральному закону уполномочен заниматься Пенсионный фонд России (ПФР). Им же ведется так называемый федеральный регистр лиц, которым был предоставлен материнский капитал, с целью:

  • обеспечения учета семей, право которых на материнский капитал было подтверждено выданным государственным сертификатом;
  • для учета объема реализованных прав по выданным сертификатам.

Для получения сертификата на материнский капитал гражданам, имеющим на него право в соответствии со ст. 3 закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, можно обратиться с соответствующим заявлением установленной формы в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства (пребывания или фактического проживания) следующими способами:

  • путем обращения в отделение ПФР лично или через доверенное лицо (с предъявлением доверенности, подтверждающей его права);
  • через ближайшие многофункциональные центры (МФЦ) «Мои документы»;
  • в электронном виде через сервисы личный кабинет на официальном сайте Пенсионного фонда.

Поданные заявления подлежат рассмотрению в течение одного месяца, после чего выносится решение о предоставлении сертификата на материнский капитал (в бумажном виде на специальном бланке формата А4 или в форме электронного документа) или об отказе в выдаче сертификата. Для этого работники ПФР вправе проводить проверку указанных в заявлении сведений.

Смотрите так же:  Автороведческая экспертиза программа

Материнский капитал: история вопроса

В 1992 году в России впервые за долгие десятилетия уровень смертности значительно превысил уровень рождаемости. В течение последующих 15 лет в стране ежегодно умирало свыше 2 млн. человек, а рождалось порядка 1-1,5 млн. В числе мер, призванных положить конец демографическому кризису, Президентом была утверждена Концепция демографической политики РФ до 2025 года.

Словосочетание «материнский капитал» впервые прозвучало 10 мая 2006 года в послании Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ. В своем выступлении перед парламентариями Президент особое внимание уделил демографическим проблемам, и предложил, в частности, повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить так называемый материнский капитал для тех, кто произвел на свет второго ребенка с целью стимулирования рождаемости в стране. И уже 1 января 2007 года федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вступил в силу. Так был дан старт важнейшему национальному проекту, призванному обеспечить выход страны из демографического кризиса.

С тех пор прошло почти семь лет. За это время материнский капитал перестал быть чем-то новым, а многие семьи даже успели им воспользоваться. Между тем, в программу постоянно вносятся дополнения, появляются новые варианты использования маткапитала, так что еще один разговор на эту тему лишним не будет. Особенно в свете слухов о сворачивании программы, появившихся в последние недели.

Итак, материнский (семейный) капитал (МСК) полагается семьям, в которых рождается или усыновляется второй и последующие дети. Уточним, родившиеся или усыновленные после принятия Закона. Вопросами материнского капитала в России занимается Пенсионный фонд РФ. Сумма МСК ежегодно меняется в сторону увеличения, сейчас она составляет 408 960,50 рублей.

— По закону, маткапитал можно потратить на образование ребенка, формирование накопительной части трудовой пенсии его матери или отца, либо на улучшение жилищных условий, в том числе с помощью ипотеки. Кроме того, с 2011 года материнский капитал может быть потрачен на строительство и реконструкцию частного жилого дома семьи ребенка. При этом, если семья построила дом не ранее 2007 года, то и в этом случае, часть затрат может быть компенсирована материнским капиталом. Однако на руки деньги не выдаются — это сертификат, с которого средства перечисляются на указанные в законе нужды, — поясняет юрист Корпорации «Рескор» Оксана Позднякова.

«Детские деньги» на покупку жилья

Учитывая профиль нашей газеты, остановимся поподробнее на возможности использования материнского капитала для решения жилищных вопросов. Тем более что именно проблемы с жильем традиционно были и пока остаются одним из главных препятствий к увеличению семьи.

Конечно, по меркам стоимости московской недвижимости, 408 тыс. руб. – сумма небольшая. И все же эти деньги могут быть хорошим подспорьем, если правильно ими распорядиться.

Во-первых, материнский капитал можно израсходовать на оплату за купленное жилье: квартиру или дом. Но из-за того, что средства материнского капитала не выдаются на руки для расчетов с продавцом, процедура в этом случае несколько отличается от обычной покупки квартиры.

— Сначала нужно заключить договор купли-продажи, зарегистрировать сделку, потом подать заявление в районное отделение Пенсионного фонда. К заявлению нужно приложить в комплекте со всеми необходимыми документами копию свидетельства о зарегистрированном праве собственности на купленное жилье. И только после рассмотрения предоставленных документов и перечисления денег продавец сможет получить денежные средства от материнского сертификата покупателя, — объясняет управляющая отделением «Китай-город» Марина Мусаева.

На эту процедуру обычно уходит два-три месяца. Учитывая достаточно высокий спрос на недорогие квартиры, не каждый продавец готов ждать столько времени. Так что в подобных случаях специалистам приходится особенно тщательно подходить к выбору квартиры для клиента.

Во-вторых, материнским капиталом можно погасить уже взятый ипотечный кредит. Это, кстати, самый простой вариант и, пожалуй, самый распространенный. Причем в данном случае можно не дожидаться, пока ребенку исполнится 3 года.

— В пенсионный фонд нужно предоставить, вместе со всеми необходимыми документами, свидетельство о праве собственности на купленное в ипотеку жилье и кредитный договор с банком. Через пару месяцев средства материнского капитала будут перечислены прямо в банк в счет погашения Вашего ипотечного кредита. При этом заемщиком по кредитному договору может быть кто-то один из родителей – не обязательно оба, — рассказывает М. Мусаева.

— Но здесь имеется один существенный нюанс, — уточняет юрист компании «Рескор» Оксана Позднякова. — Оплачивая часть ипотечного кредита «детскими» деньгами, Вы должны подписать обязательство о том, что после полной выплаты ипотеки ребенок будет наделен долей в купленном в кредит жилье. В связи с этим специалисты обращают особое внимание на сделки с квартирами, которые когда-то покупались в ипотеку. Ведь если кредит был погашен материнским капиталом, значит, доля в этом жилье должна принадлежать ребенку. Соответственно, если это обязательство было нарушено, то существует риск возникновения в дальнейшем судебных исков.

В-третьих, материнский капитал можно использовать на первоначальный взнос по ипотеке.

— В таких случаях банки поступают следующим образом: увеличивает доступную заемщику сумму кредита, рассчитанную исходя из совокупного дохода семьи, на величину материнского капитала, а после заключения кредитного договора, заемщик подает соответствующее заявление в Пенсионный фонд и гасит часть долга за счет материнского капитала. При этом сумма необходимого первоначального взноса уменьшается на величину материнского капитала, — поясняет Елена Овечкина, управляющая отделением «Черемушки».

По словам специалистов компании, оформить кредит, полагаясь на материнский капитал, в общем-то, несложно, и основной проблемой здесь являются лишь бюрократические хождения из банка в Пенсионный фонд и обратно. Могут также возникнуть трудности, если распорядитель материнского капитала (и/или его муж/жена) не имеют дохода, достаточного для ипотечного займа и желают оформить кредит на хорошо зарабатывающих родителей. В этом случае кредит все-таки придется оформлять на себя, а родителей привлекать в созаемщики.

— Как видим, возможности удачно «вложить» свой сертификат в жилье достаточно разнообразны. «Детские деньги» можно потратить на оплату первоначального взноса при получении кредита, на погашение основного и уплату процентов по уже имеющемуся займу, — резюмирует Е. Овечкина. – Кстати, вид недвижимости особого значения не имеет, есть только некоторые отличия в документах, которые подаются в банк для получения кредита и в Пенсионный фонд для получения разрешения на использование средств.

Перспективы: что изменится?

В текущем году существенных изменений программа «Материнский капитал» не претерпела за исключением традиционно проиндексированной суммы – теперь она составляет 408 960 рублей. В 2014 году размер материнского капитала составит 430 тыс. рублей, а к 2016 году сумма, предположительно, достигнет 500 тыс.

Согласно прогнозам, в 2014 году некоторые коррективы программы, скорее всего, будут иметь место.

Главным изменением может стать появление возможности использовать материнский капитал при необходимости улучшить жилищные условия (купить квартиру, взять ипотечный кредит) даже в том случае, если ребенку еще не исполнилось три года, но полученные средства нельзя будет использовать на погашение кредита, который был оформлен ранее.

Возможно, будет расширен имеющийся перечень целевых трат, и материнский капитал можно будет использовать для оплаты образования не только ребенка, но и родителей, а также для лечения ребенка.

Кроме того, планируется введение в обиход термина «благонадежные родители» — этой категории мам и пап будет предоставляться возможность распорядиться пособием сразу же после того, как ребенок родился (или был усыновлен).

К числу условий, которые не будут изменены, относится предоставление государственной помощи в рамках государственной программы «Материнский капитал» только один раз. По-прежнему будут работать ипотечные программы, позволяющие купить жилье от застройщиков или квартиру на вторичном рынке. Перечень документов, необходимых для получения субсидии, также не будет изменен. На данный момент в него входят заявление о желании получить субсидию, паспорт подателя заявления, свидетельства о рождении всех детей, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и судебное решение об усыновлении ребенка (в случае усыновления).

«Прикроют» или продлят?

С начала действия закона о маткапитале его обладательницами стали свыше 4,5 миллионов человек. Как показывает практика, в первую очередь сертификат используется для улучшения жилищных условий. Так, с 2009 года по сегодняшний день принято около двух миллионов заявлений на улучшение жилищных условий (приобретение жилья, реконструкцию жилых помещений, выплаты по кредитам) на сумму 650 миллиардов рублей.

Однако выплаты не будут вечными — согласно закону, действие программы заканчивается 31 декабря 2016 года.

Между тем, многие законодатели уже неоднократно высказывали идеи о продлении срока программы. Летом в Госдуму было внесено сразу два законопроекта, разработчики которых предлагают продлить выплаты маткапитала как минимум до 2025 года — до срока окончания действия нынешней Концепции демографического развития.

В то же время, министр финансов Антон Силуанов в целях экономии бюджетных средств предложил заменить выплату материнского капитала более высокими детскими пособиями или компенсациями для оплаты детских садов. Заявления чиновника послужили толчком для всевозможных слухов и заявлений. Так, вице-премьер Ольга Голодец сообщила, что социальный блок правительства будет настаивать на продлении программы и после 2016 года, а Минтруд пошел дальше и призвал выплачивать маткапитал до 2050 года.

Между тем, премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства пояснил, что судьба маткапитала после 2016 года еще не определена, программа обсуждается, и прежде чем принимать какое-либо решение, вопрос необходимо обсудить с людьми и экспертами.

Единственное, что сегодня можно утверждать точно — государственная программа не прекратит свое действие, по крайней мере, до намеченного срока – конца 2016 года. И есть надежда, что еще огромное количество семей смогут воспользоваться этими деньгами для покупки жилья.

Материнский капитал

Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

Смотрите так же:  Срок действия паспорта при въезде в грузию

Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

Потратить маткапитал можно на три направления:

  • улучшение жилищных условий,
  • получение образования ребенком,
  • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [3]

28 ноября 2017 года Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [4]

[править] Региональный материнский капитал

В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

[править] Выплаты на первого ребёнка

28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [6][7]

[править] Критика

Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [8] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[9]

Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [10]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.

Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.

Материнский капитал

Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

Смотрите так же:  Мировой суд ленинского района города тамбова

Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

Потратить маткапитал можно на три направления:

  • улучшение жилищных условий,
  • получение образования ребенком,
  • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [3]

28 ноября 2017 года Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [4]

[править] Региональный материнский капитал

В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

[править] Выплаты на первого ребёнка

28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [6][7]

[править] Критика

Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [8] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[9]

Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [10]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.

Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.

Материнский капитал история программы