Дидактические материалы Марии Монтессори

Развивающие материалы, действия, упражнения Марии Монтессори.

Рамки с застежками — обучение конкретным навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Пересыпание и переливание — эти упражнения помогают улучшить координацию движений, они включают в себя пересыпание риса и переливание воды из одного кувшина в другой.

Приготовление пищи — эти упражнения включают в себя очистку и нарезку моркови, бананов и яблок. Они способствуют развитию аккуратности и самостоятельности.

Уборка помещения и личная гигиена включают чистку обуви, подметание, мытье пола шваброй, стирку и умывание: помогают ребенку научиться ухаживать за собой и своим окружением (средой).

Материалы для сенсорного развития ребенка:

➣ коричневая лестница предназначена для различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый;

➣ розовая башня представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький;

➣ красные штанги представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный;

➣ цветные катушки в трех наборах: первый состоит из трех пар основных цветов для сопоставления; второй — одиннадцать пар различных цветов; третий — по семь оттенков каждого цвета. Эти упражнения знакомят с названиями различных цветов, развивают цветовое восприятие, а также способствуют различению оттенков;

➣ блоки цилиндров представляют собой четыре набора, в каждом из которых девять цилиндров. В первом наборе — цилиндры, различные по высоте; во втором — цилиндры, различные по диаметру; два других включают цилиндры, различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук, необходимую при письме;

➣ цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам одного из наборов блоков цилиндров. Материалы для развития речи:

➣ буквы, вырезанные из шершавой бумаги или картона, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием;

➣ металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаза к письму;

➣ шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, в каждой из которых шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т. е. к каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров;

➣ геометрические тела обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Материалы для математического развития ребёнка:

➣ красно-синие штанги — набор из 10 штанг, каждая из которых делится на красно-синие части. Эти упражнения учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания, вычитания, умножения и деления;

➣ коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и усвоения понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию;

➣ золотые бусины обеспечивают знакомство со счетом, понятием количества и основными математическими функциями.

Другие предметы и материалы:

➣ географические карты — деревянные карты с маленькой ручкой для переноса и манипулирования.

Карты знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии;

➣ природные карты — различные наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. Расширяют словарный запас и знания детей о природе;

➣ звучащие колокольчики издают вариации звуков при ударе деревянным молоточком. Используются в качестве сенсорных упражнений для сопоставления звуков. Также могут использоваться при обучении основам нотной грамоты и составлении простых мелодий;

➣ линия — в большинстве классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга, которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений.

Монтессори-материалы

Классические Монтессори-материалы
Материал на печатной основе (карточки, ленты времени)
Магнитный модуль «Монтеборд» (новейшая запатентованная разработка АМПР)

Монтессори-материал – это развивающие и автодидактические пособия для детей. Их отличие от разных «полезных игрушек» состоит в том, что в комплексе они образуют целостную среду, которая охватывает все сферы развития и начального образования. Функции Монтессори-материала в среде не повторяются и не дублируются, здесь нет ничего случайного и лишнего.- Каждый Монтессори-материал имеет свою точную задачу, основной алгоритм использования, возможность упражнений и способ самоконтроля. Монтессори-материалы позволяют ребенку получать знания и навыки через собственный опыт на основе свободного выбора.

«Для сознания ребенка материал – что-то вроде лестницы, которая помогает подниматься ступенька за ступенькой».

Первые такие материалы создавала сама Мария Монтессори, используя идеи и наследие Эдуарда Сегена. Потом её последователи разработали и привнесли в среду Монтессори-групп новые пособия, отвечающие требованиям к Монтессори-материалу. Например, все базовые, в т.ч. и вновь создаваемые, сенсорные материалы должны иметь только один изменяющийся параметр, а основные алгоритмы работы с сенсорными Монтессори-материалами – это подбор пары, построение сериационных рядов ,игры на запоминание и возможность проведения трехступенчатых уроков, чтобы добавить в словарь ребенка новые абстрактные понятия Для всех остальных групп Монтессори-материалов требования не менее жесткие, но главным критерием всё равно остается «принятие» Монтессори-материала детьми, его востребованность, соответствие интересам и возможностям ребенка и место среди других в специально подготовленной среде.

«Для сознания ребенка материал – что-то вроде лестницы, которая помогает подниматься ступенька за ступенькой» (Мария Монтессори).

Магазин Умный Ребенок

Что такое монтессори-материалы?

Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали материалы для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.

Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.

Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к окружающему миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.

Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».

Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.

Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.

Смотрите так же:  Заявление о лишении родительских прав от ребенка

Монтессори-материалы — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори-материалов не менялся со дня создания, т.е. почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении. Поэтому стоят настоящие монтессори-материалы дорого. Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:

Рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.

Коричневая лестница — представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.

Розовая башня — представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.

Красные штанги — представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.

Блоки цилиндров — представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.Цветные цилиндры — каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.Шумовые цилиндры — этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.

Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.

Красно-синие штанги — набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.

Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.

Золотые бусины — эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.

Геометрические тела — обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.

Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома — они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори-групп. В домашних условиях монтессори-материал может быть использован лишь в ограниченных количествах. Как правило, это такие пособия, как:

А также некоторые другие Монтессори-материалы.

Марии монтессори пособия

Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о методике Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

— Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

— Ребенок — сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

— Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

— Дети принимают самостоятельные решения.

— Занятия проходят в специально подготовленной среде.

— Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

— Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

-Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

— Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.

— Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

Смотрите так же:  Требования к запросу предложений

В основном, методика «охватывает» возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру.

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Поэтому в данной статье есть только самое основное. Если Вам интересно более подробно узнать о системе Марии Монтессори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.

Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик и систем, и в наших силах выбирать лучшее для своих детей.

магазин детских развивающих игрушек

Доставляем товары в день заказа или на следующий день. Стоимость доставки по Москве – от 150 рублей, по России – от 400 рублей. Заказы за рубеж отправляем Почтой РФ и EMS.

Пособия Монтессори

Для гармоничного развития ребёнка в рамках системы воспитания Марии Монтессори необходимо ключевое действие – создание располагающей, увлекательной, пробуждающей интерес и тягу к познанию развивающей среды.

Чтобы организовать вокруг ребенка такую атмосферу, важно знать о том, какие именно пособия и дидактические материалы предлагает школа развития Монтессори и как ими правильно пользоваться.

В центре педагогической системы Марии Монтессори находится сам ребёнок, его духовное развитие и естественные психические процессы. Отталкиваясь от этого базового положения, Мария Монтессори разработала оригинальные дидактические материалы, которые отвечают всем потребностям ребёнка и одновременно создают комфортные условия для маленького исследователя. Будучи не только педагогом, но и врачом, психологом, профессором педагогической антропологии, Мария искала комплексный подход, а потому безжалостно отвергала всё то, что не вызывало у детей желания снова вернуться к определённым действиям и повторить их с тем или иным предметом. Она создала пособия, которые вызывают у ребенка живой и стойкий интерес, являющийся фундаментом познания в процессе развития детской души.

Принимая во внимание открытые Монтессори сенситивные периоды в процессе развития ребёнка, а также возрастные особенности и индивидуальность психики формирующейся личности, пособия Монтессори условно можно разделить на следующие группы:

Для самых маленьких.

Сюда входят сенсорные мешочки, различные деревянные погремушки, крупные бусины, однопредметные шнуровки, геометрические тела, простые пирамидки, диски, кольца, цилиндры и даже болты. Интересны рамки с вкладышами, которые представляют собой своеобразные деревянные пазлы с крупными деталями. В отличие от традиционных паззлов, эти дощечки выполняют множество разных функций. С их помощью малыш сможет познакомиться с простыми геометрическими формами, научиться осознанно различать цвета, приобрести навыки счёта и опыт конструирования. Особую роль среди пособий для детей раннего возраста играют так называемые настенные и настольные модули — деревянные досточки с определенным предметным наполнением: материалами различных фактур, замочками и подвижными частями, деталями разной формы и т.д. Они предназначены для развития мелкой моторики руки, обогащения сенсорного восприятия, подготовки запястья к точным движениям. Занимаясь с такими игрушками, дети находятся в непрерывном процессе развития: они гремят, ощупывают, складывают предметы один с другим, нанизывают, перемещают, перекладывают. Все эти действия позволяют психическим процессам ребенка развиваться: малыш учится сравнивать, размышлять, получает возможность в полной мере реализовать свою потребность в познании.

Для сенсорного развития.

К этой группе Монтессори-материалов можно отнести вкусовые баночки, тактильные таблички с шероховатыми рельефными фактурами, шумовые цилиндры, оригинальные конструкторы-головоломки, красно-синие металлические штанги разных размеров. Очень хорошо известны такие пособия как розовая башня и коричневая лестница. Игра «розовая башня» представляет собой десять кубиков из тяжелого дерева разных размеров. Занятия с этим пособием познакомят детей с различными величинами и научит дифференцировать их по понятиям: «большой – больше — самый большой» и «маленький – меньше – самый маленький». Коричневая лестница — пособие, выполненное в виде деревянных призм различной высоты, поможет малышам освоить категории: «тонкий –тоньше – самый тонкий» и «толстый – толще – самый толстый».

Для практической жизни.

Поскольку педагогика Монтессори не рассматривает обучение и развитие ребёнка отдельно от самой его жизни, важное место среди её пособий занимают материалы для обучения детей элементарным практическим навыкам. Среди таких функциональных игрушек малыши найдут салфетки для складывания, сушилку, утюжок и гладильную доску, подставку для плетения косичек, стол для просеивания, наборы для пересыпания, «разрезные» комплекты продуктов «Фрукты» и «Овощи» на липучках, наборы для мытья рук, а также различные комплекты для ухода за окружающей средой. Все эти пособия — не просто реалистичные игрушки, но — настоящие предметы быта в миниатюре, с которыми дети оперируют под чутким наблюдением взрослых. Большое внимание заслуживают в этой группе рамки, с помощью которых дети могут научиться самостоятельно одеваться уже начиная с полутора лет. На этих пособиях находятся кнопки, застежки-молнии, пуговицы или крючки, которые малыши смогут с удовольствием расстегивать и застегивать до тех пор, пока им это не надоест.

Для формирования математических представлений.

К этой группе пособий относятся тактильные цифры, числовые штанги, разнообразные игры на математические действия, математические планшеты и дроби-кегли. С помощью этих и многих других материалов, дети знакомятся с такими понятиями как состав числа, количество, счёт, сравнение чисел, получают свои первые навыки сложения и вычитания.
Развитие речи и русский язык. При знакомстве детей с буквами и пробуждении их интереса к чтению, система Монтессори предполагает использовать различные варианты алфавита: печатный и прописной, в виде альбома с иллюстрациями, подвижный, в формате паззлов или приятных на ощупь шероховатых букв, в виде металлических рамок с вкладышами и красочных книжек для чтения.

Для знакомства с окружающим миром.

Смотрите так же:  Как посмотреть срок действия визы

В процессе познания детским пытливым умом окружающей среды, верными помощниками юных исследователей станут часы Монтессори, с помощью которых они легко научаться ориентироваться во времени и определять части суток, земельные и водные формы, созвездия и зодиакальный круг, комплексный материал «Круглый год» и глобус «Континенты», наборы паззлов, знакомящие детей с разнообразием животного и растительного мира.

Пособия для музыкального развития.

Сюда входят шумовые игрушки, гремелки, молоточки. Извлекая звуки из игрушек, дети смогут развить тонкое слуховое восприятие и музыкальность, творческие способности и воображение.

Выше приведен далеко не весь перечень пособий Монтесори, который используют в своей работе педагоги, работающие по данной системе. Стоит также отметить, что, несмотря на обилие предлагаемых материалов, дети играют и с традиционными игрушками: куклами, машинками, кубиками, только сделаны они должны быть, как и все пособия Монтессори, из натуральных природных материалов: дерева, металла, натуральной шерсти или качественного картона. И еще один немаловажный момент: пособия Монтессори в полной мере выполняют свою функцию только непосредственно в системе развивающих занятий, и заниматься с ними лучше всего в специальных Монтессори-классах, однако и в домашних условиях многие из них будут достаточно эффективны. Например, родители с успехом могут предложить своим детям развивающие шнуровки, геометрические и познавательные рамки, математические планшеты, наборы для творчества, пазлы.

Метод Монтессори в домашних условиях – пособия своими руками

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных. Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями.

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

  • Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

    Рельефные буквы и цифры

    Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

    Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.


  • Тактильные дощечки

    Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

    Сенсорные коврики

    Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

    Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.


  • Аналоги классических Монтессори-игрушек

    Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

    Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

    Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

    В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

    Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

    Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

    С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

    Пирамидка из подушек

    Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

    Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

    Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

    Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

    Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше — меньше».

    Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

    Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

    Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

    Вместо деревянной основы можно воспользоваться фанерой или плотным картоном. Делаем в заготовке отверстия, если используете картон, подойдёт даже обычный дырокол.

    Форма заготовки зависит от вашей фантазии, это может быть имитация обуви, которую кроха будет шнуровать, пуговицы, кораблики и т. д. Если времени совсем нет, за одну минуту можно проделать дыроколом отверстия в обычной картонной картинке, которая найдётся у любого ребёнка.

    Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

    Скользящие мягкие шарики

    Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

    Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

    Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

    Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

    Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

    Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

    Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

    Марии монтессори пособия