Ликвидация нефтеразливов

Ликвидация последствий нефтеразливов производится с применением специальных средств, таких как нефтесборочное оборудование, сорбирующие материалы, биопрепараты и спец. техники.

Рекультивация нефтезагрязненных земель — это комплекс мер, направленный на ликвидацию разлива нефти как источника вторичного загрязнения природной среды, нейтрализацию остаточной нефти в почве до уровня фитотоксичности и восстановление плодородия загрязненных почв по приемлемой хозяйственной значимости.

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов – необходимые мероприятия, связанные с уменьшением вреда, наносимого экосистемам. Розлив нефти одна из самых сложных задач т.к. нефть содержит как тяжёлые углеводороды, так и летучие (Лёгкие) легко сорбирующиеся в грунт и достигая проникновения в концентрациях превышающих ПДК на глубины до 0.7м. Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов, прежде всего, связана с локализацией нефтяных пятен, во избежание дальнейшего увеличения площади загрязнений. Для современных предприятий характерна концентрация потенциально опасных объектов следовательно: выбросы, технологические проливы, загрязнение территории, временные могильники накопленные за многие годы эксплуатации объектов хранения сырья и топлива.

Технология производства работ по ликвидации разливов нефтепродуктов и нефти на грунт разработанная нами сочетает как механический метод ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (всесезонный и высокоэффективный) так и дальнейшую биологическую рекультивацию грунта.

На современном этапе основными средствами, направленными на ликвидацию розлива нефти и нефти на водных акваториях являются боновые сооружения (заграждения). Ликвидация розлива нефти и нефтепродуктов при использовании таких заграждений, состоит в предотвращении растекания нефти и нефтепродуктов по водной поверхности. Она может быть произведена для закрытых и открытых акваторий и для прибрежной зоны. Самонадувные боновые заграждения при проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов являются оперативным средством, которое эффективно остановит распространение пятен. Нефть представляет собой пленку, которая собирается на водной поверхности, таким образом, происходит локализация и утилизация отходов нефти. Сорбционные заграждения применяются для сбора и одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов, что делает процесс ликвидации разливов нефти многофункциональным.

ПАСФ «БелСпас» располагает всем технологическим и материальным оборудованиям для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов как на грунте так и на воде. Высокопрофессиональная коллектив предлагает комплексную очистку загрязненной территории при проведении работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Специалисты не только подберут действенные методы и осуществят ликвидацию разлива нефтепродуктов оптимальным способом, но и сделаю процесс ликвидации разлива нефтепродуктов оперативным и высокотехнологичным.

Ликвидация аварийных разливов нефти (ЛАРН)

Разлив нефти – одна из наиболее сложных и трудоемких проблем, поскольку нефть содержит как тяжелые, так и летучие углеводороды. Ликвидация разливов нефти в первую очередь ориентирована на локализацию пятен для предотвращения дальнейшего увеличения площади загрязнения. Устранение последствий нефтяных разливов осуществляется с использованием специальных средств: нефтесборочного оснащения, адсорбентов, биопрепаратов.

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

Борьба с нефтяными пятнами начинается с их локализации. Для препятствия растеканию нефтепродуктов, как правило, используются боновые заграждения. Всего существует три класса бонов:

  1. Для рек и водоемов;
  2. Для прибрежной зоны;
  3. Для применения в открытых акваториях.

Исходя из характера мер, которые следует принять для локализации нефтеразлива, могут применяться самонадувающиеся, массивные надувные, отклоняющиеся и несгораемые боны.

После локализации проблемы необходимо как можно быстрее приступить к ликвидации аварийных разливов нефти. Способы ликвидации катастрофы достаточно разнообразны, зависят от масштабов разлива. Наиболее популярны следующие четыре метода:

  1. Термический. Заключается в выжигании разливов нефтепродуктов. К этому методу целесообразно прибегать в случае, если толщина слоя нефти больше 3,3 сантиметра. Здесь важна оперативность: выжигание эффективно лишь тогда, когда нефть не смешалась с водой.
  2. Физико-химический. Этот способ состоит в использовании диспергентов и сорбентов. При достаточной толщине пленки сорбирующие вещества оперативно впитывают нефть и удерживают ее внутри. Десперенты рекомендуется применять только в исключительных случаях, поскольку они несут угрозу для окружающей среды, хоть и не такую большую, как разлив нефтепродуктов.
  3. Механический. Этот метод заключается в сборе нефти с помощью специальных агрегатов. Этот метод эффективен, если разлив не успел сильно растечься, а также если на поверхности воды нет мусора.
  4. Биологический. К этому методу зачастую прибегают после того, как использованы два предыдущих. При достаточной температуре воды и насыщенности кислородом бактерии быстро поедают остатки нефтепродуктов. Если температура воды низкая, способ биологического устранения разливов нефти может затянуться вплоть до десятков лет.

Ликвидация последствий разливов нефти специалистами морской спасательной службы РОСМООРРЕЧФЛОТА

Государственная профессиональная аварийно-спасательная служба оказывает полный спектр услуг по устранению разливов нефтепродуктов. В нашем арсенале есть все необходимое оборудование для ликвидации нефтеразливов.

Мы предлагаем такие услуги, как:

  1. Мониторинг потенциально опасных зон;
  2. Оперативное реагирование на аварийные разливы нефти;
  3. Консультирование по вопросам устранения последствий разливов нефтепродуктов;
  4. Ликвидация последствий операций по аварийным нефтеразливам.

Морская спасательная служба РОСМОРРЕЧФЛОТА также готова провести обучение для персонала вашего предприятия, чтобы в аварийной ситуации ликвидация разлива нефти в море прошла на самом высоком уровне и помогла минимизировать ущерб, нанесенный окружающей среде.

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на водной и наземной поверхности

С начала XX в. потребление минеральных ресурсов нашей планеты выросло в 27 раз. Сокращение добычи нефти регулярно предрекают с 1950-х гг. — и ввиду истощения запасов, и по причине использования других источников энергии. Сейчас половина всей добываемой в мире нефти идет на нужды наземного транспорта, примерно по 8 % — на нужды водного и воздушного транспорта, остальной объем нефти используется в нефтехимической промышленности, фармацевтике, теплогенерации, при производстве потребительских товаров и продуктов питания. Очевидно, что сейчас человек не может обойтись без нефти, однако в будущем ситуация может (и должна) измениться.

А как обстоят дела с водными объектами, в которые человек в процессе добычи и переработки нефти «подливает» ее с завидным упорством? На нашей планете 1386 млн км3 воды, из которых пресной — 35 млн км3 (в т.ч. 93 тыс. км3 воды, доступной для человека, — на поверхности и на достижимых глубинах). Общепризнано, что дефицит пресной питьевой воды наступит раньше, чем дефицит нефти и нефтепродуктов. А без воды человеку не выжить.

Считается, что Россия — богатая страна и ресурсов у нас больше всех в мире, особенно воды. Наверное, это так. Но сколько этой воды пригодно и безопасно для человека, флоры и фауны? Крайне мало, и, как правило, находится она на большом удалении от мест, где нужна больше всего.

Оглянитесь вокруг. «Благодаря» современному человеку дизельное топливо, бензин и другие нефтепродукты ежедневно попадают в воду — на работе, в гараже, на даче. И если в сухое время года мы не замечаем (или не хотим замечать) результатов нашего воздействия на окружающую среду, то осенью и весной не увидеть радужную пленку невозможно. Особенно в населенных пунктах, на автостоянках и в местах активного хозяйствования человека.

День за днем эта тонкая маслянистая пленка (нефтепродукт толщиной в микроны) накапливается в грунтовых водах, системе канализации, реках, озерах, прудах, колодцах и прочих резервуарах естественного и искусственного происхождения. Результат весьма печален — непригодность воды для употребления, мгновенная гибель всего живого под сплошной нефтепленкой, медленная деградация флоры и фауны. Большинство водоемов в городах и ближайших пригородах отравлены. Промышленные стоки с содержанием нефтепродуктов регулярно попадают (явно или скрыто) в грунтовые воды, ливневую и бытовую канализации. Уровень такого рода загрязнений прямо пропорционален росту автопарка и числа автосервисов.

Затронутая в данной статье тема весьма обширна и многогранна. Сразу оговоримся, что топливно-энергетический комплекс (трубопроводы и насосные станции, нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, автозаправочные станции и личные гаражи) и его нефтеразлив — это тема для отдельной статьи.

Мы же ограничимся набором простых и легких для выполнения правил, ключевыми из которых являются профилактика разливов нефти и быстрый сбор нефтеразлива любого размера (особенно вблизи водоема или на открытом грунте).

Итак, каким образом «победить» любой нефтеразлив?

1. Начинаем с себя — физического или юридического лица. В доме, на даче, на предприятии, в местах постоянного или временного нефтеразлива — МЫ отвечаем за каждый разлив, МЫ можем с ним справиться. Если, конечно, захотим и не будем ждать, когда нас заставят это сделать соседи, экологи или инспекторы МЧС.

2. Определяем местонахождение потенциальных источников разлива, их количество, потенциальный ущерб окружающей среде.

3. Проводим профилактику разливов: систематический мониторинг источников разлива (бочка в гараже, бак на даче, котельная на работе, цистерна на АЗС и т.д.), ремонтные работы, контроль состояния емкостей, трубопроводов, механизмов.

4. Зная размер потенциальной угрозы, заранее готовим:

– план ликвидации разлива (перекрытие источника разлива, локализация разлива, быстрый (!) сбор разлива своими силами или вызов специалистов);

– материалы для локализации разлива;

– материалы для сбора разлива.

5. Анализируем причины разлива, корректируем планы ликвидации разлива, пополняем запасы материалов.

Обратите внимание. Финансирование для целей профилактики и устранения разливов нефти и нефтепродуктов должно производиться не по остаточному принципу и не в момент уже произошедшего разлива, а быть упреждающим с ежегодным увеличением бюджета. Рассчитать минимальный бюджет легко. Он должен быть равен затратам (оборудование и материалы) на ликвидацию максимально возможного разового разлива.

Каждое предприятие в нашей стране должно придерживаться своей экологической политики, причем не только на словах, но и на деле. Что касается разливов нефти и нефтепродуктов, то здесь главное — быстрота работ по локализации и сбору разливов, достаточность материалов и оборудования на складе предприятия, квалификация и навыки сотрудников.

ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ

Теперь приведем реальные примеры из практики общения с физическими и юридическими лицами по теме нефтеразливов. Большинство из них жалуются, просят помочь, интересуются минимизацией затрат. Удивительно, но за истекший год был только 1 (!) запрос рассчитать потребность в конкретных материалах исходя из типов и объемов разливов, и то от предприятия с иностранным менеджментом и капиталом. Отрадно, что уровень наших специалистов позволяет им делать такие расчеты самостоятельно. Однако необходимо признать, что в некоторых случаях качество данных расчетов оставляет желать лучшего: многие специалисты даже не знакомы с рабочими характеристиками современных сорбирующих материалов и ни разу не проводили их натурных испытаний для включения или невключения этих материалов в технологию ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) своего предприятия.

Смотрите так же:  На каком основании могут описать имущество судебные приставы

Итак, по результатам общения с физическими и юридическими лицами по вопросам ликвидации нефтеразливов можно сделать следующие выводы:

  • юридические лица любой формы собственности: 90 % обращений на тему «Что делать?» / «Нужен сорбент» имеют признак «Нужно вчера»;
  • физические лица: 100 % обращений по факту разлива имеют признак «Спасите Христа ради, плачу любые деньги, уже еду к вам на склад!»;
  • посты безопасности предприятий и муниципалитетов там, где они есть или появляются благодаря указу «сверху»:

– наши предложения ознакомиться с новыми материалами, провести их натурные испытания (купив материалы по себестоимости) в лучшем случае остаются без ответа. Часто можно услышать (без намека на благодарность) «Надо будет — спросим» или «Нам ничего не надо ни сейчас, ни завтра»;

– в настоящее время разливы удаляют при помощи устаревших и низкоэффективных материалов (хлопчатобумажная ветошь, салфетки, полотно, обтирочные концы, речной песок, опилки, стружка древесная). Береговую линию засыпают песком. С воды разливы или не собирают вовсе, или вызывают для этих целей муниципальное аварийно-спасательное формирование (АСФ) или подразделение МЧС, которые должны быть укомплектованы гидрофобными бонами сорбирующими, бонами нефтеограждающими, органическим нефтесорбентом или полотном гидрофобным сорбирующим;

– объем материалов в аварийных подразделениях, как правило, недостаточен для сбора потенциальных разливов с воды, а часто вообще отсутствует. Гидрофобных сорбирующих материалов у подавляющего числа предприятий и тем более у простых граждан, являющихся владельцами моторных плавсредств или проживающих в доме у воды с котлом на дизельном топливе, нет вообще: «Вот когда масляная пленка от сломавшегося насоса не даст мне брать воду из моего колодца, тогда я и буду искать ваши сорбенты»;

– яхт-клубы, марины, гостиницы и даже АЗС у воды в 90 % случаев не имеют специальных материалов для сбора разливов с воды;

– в городских и сельских поселениях, находящихся у воды, указанных материалов также пока нет, однако здесь заметен рост интереса к данному вопросу;

– сотрудники, как правило, не знакомы с новыми материалами, технологией быстрой локализации и сбора разливов. Практические навыки отрабатываются не до, а в процессе работы по ликвидации случившегося разлива;

– учения ЛАРН проводятся регулярно только в крупных городах, по линии МЧС или, как это принято сейчас говорить, в резонансных местах, где уже были отмечены разлив или чрезвычайная ситуация, попавшие в СМИ или поле зрения организаций типа Green Peace;

  • АСФ предприятий и подразделения МЧС на местах:

– процедура отбора поставщиков материалов и оборудования для сбора нефтеразливов отличается сложностью и чрезмерной бюрократизацией;

– на складе не хватает материалов и оборудования для сбора разливов;

– сотрудники, работающие в «боевых условиях», весьма консервативны: «Используем то, что знаем. Нового не знаем и не изучаем. Нам это не надо. Будет интересно — спросим»;

  • производственные подразделения, гарантированно имеющие штатные и аварийные разливы:

– по возможности скрывают разливы, мотивируя это отсутствием финансирования на закупку материалов для сбора разливов;

– используют устаревшие материалы (перечень был приведен выше), которые намокают, а не сорбируют, пачкаются и вымазывают рабочую одежду персонала, не собирают разлив полностью, используются один раз (в результате для ликвидации разливов требуются большие объемы этих материалов), как следствие — значительно увеличиваются объемы отработанных изделий, передаваемых на утилизацию;

– предельно консервативны в выборе новых материалов, не имеют системы натурных испытаний для постоянного отслеживания новых технологий и материалов для сбора разливов;

– имеют сложную, трудоемкую (для поставщиков), а часто и закрытую процедуру выбора материалов и отбора поставщиков;

– имеют некомфортную, иногда неприемлемую для поставщика систему оплаты оборудования и материалов (60 и более дней отсрочки платежа с даты поставки на склад потребителя).

Резюмируя вышесказанное, вернемся к изначальной проблеме. Перед вами стоит задача — собрать нефтепродукт, попавший в воду. Системы фильтрации не спасают. Установки для разделения эмульсии (вода + нефтепродукт) — дорогое удовольствие. Денег недостаточно или их вовсе нет. Как следует поступить в данной ситуации?

1. Проводите мониторинг источников разлива и профилактику непопадания нефтепродукта на грунт или в воду.

2. Быстро производите локализацию и сбор разлива, если он имел место; постоянно работайте над сокращением срока реагирования на разлив.

3. Используйте дешевые полипропиленовые сорбенты (боны, полотно, салфетки, коврики, подушки) с гидрофобными свойствами для сбора нефтеразливов своими силами.

4. При эксплуатации оборудования на открытых грунтах используйте гидрофобные сорбенты с герметизирующим слоем (типа дренажной ловушки, обязательной по ДОПОГ [*] для бензовозов): нефтепродукт впитывается сорбирующим слоем, не проникает через полиэтиленовую пленку на открытый грунт.

5. Используйте диспергент нефтепродуктов для удаления остаточной нефтепленки.

6. Постоянно следите за запасом сорбирующих материалов, который должен быть достаточным для локализации и сбора максимально возможного нефтеразлива.

7. Обучайте сотрудников применению материалов, направляйте их на учения для наблюдения за действиями АСФ.

8. Гражданам, имеющим емкость с моторным маслом, бензином, дизельным топливом: в обязательном порядке всегда имейте под рукой сорбирующие салфетки/подушки. Владельцам моторных плавсредств: запаситесь гидрофобными бонами сорбирующими для простой и быстрой локализации нефтеразлива в воде.

В завершение все же добавим «ложку меда в бочку дегтя». Если простые граждане вообще не задумываются об охране окружающей среды, ликвидируя свои мелкие нефтеразливы (дизельное топливо из котельной попало в свой же пруд или колодец) по факту, то, например, предприятия, входящие в ТЭК, уже серьезно и планомерно занимаются темой экологии, ведь в настоящее время экологическая безопасность производства является одним из залогов конкурентоспособности предприятия. Предприятия других отраслей народного хозяйства пока еще далеки от решения экологических задач и находятся на этапе «Пишем экополитики, заполняем документы и закупаем природоохранные материалы для контролирующих органов». Хотя и здесь началось движение! Будем надеяться, что в ближайшее время этот этап будет пройден, и предприятия всерьез займутся экологическими вопросами.

[*] Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

В.В. Сидоров, директор по развитию бизнеса ЗАО «Рантайм Системс»

Ликвидация разливов нефти в Арктике: необходим новый закон

В Российской Федерации «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России» были рассмотрены Госсоветом России в 2004 году. Было установлено, что государственная природоохранная политика должна исходить из сохранения чрезвычайно высоко уязвимых природных комплексов северных регионов страны, а также природно-климатических особенностей районов Севера, ожидаемых естественных изменений климата, современного экологического состояния территорий, прав коренных малочисленных народов Севера в части традиционного природопользования.

Алексей Иванчин, заместитель начальника лаборатории экологической безопасности морского транспорта ЗАО «ЦНИИМФ», к.т.н.

Неприемлемо и невыполнимо

Добыча нефти и ее транспортировка танкерами является основным потенциальным источником загрязнения на шельфе Арктики.

Экологическая опасность добычи нефти на арктическом шельфе складывается из двух составляющих: эксплуатационной и аварийной. Загрязнения, возникающие в процессе эксплуатации буровой платформы, образуются и сбрасываются постоянно, хотя и в относительно небольших количествах, однако при этом происходит хроническое загрязнение акватории морей. Аварийные разливы нефти происходят редко, но могут приводить к катастрофическим последствиям.

В вопросах предотвращения загрязнения морской среды российское законодательство основывается как на нормах международного права, так и на многовековом опыте освоения Арктики. К проблеме реагирования на разливы нефти (ЛРН) в РФ можно отнести около 40 нормативно-правовых документов. Основными действующими нормативными актами в области аварийного планирования являются:

— Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

— Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

— Приказ МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Эти нормативные акты определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации. Такие планы должны разрабатываться организациями в соответствии с действующими нормативными правовыми актами с учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов.

Требования, приведенные в постановлениях Правительства РФ № 613, № 240 и приказе МЧС № 621, формально одинаковы как для нефтяных терминалов, на которых обрабатываются десятки миллионов тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом более 100 000 тонн, так и для сооружений, на которых отгружается несколько сот тонн нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейтом до 300 тонн. Однако это совершенно неприемлемо, поскольку не учитывается специфика объекта и его размеры. Уровню реагирования, согласно существующим требованиям, должно соответствовать наличие определенного количества сил и средств. Исходя из этого, от российских организаций, занятых операциями с нефтью, формально требуется обеспечение готовности к ликвидации любых разливов, возможных на их объектах. Практически это невыполнимо, а несоответствие требований и возможностей служит источником коррупции. Полностью проигнорирован международный опыт организации системы ликвидации разливов нефти в море. Между тем он показывает, что не только отдельная компания, но даже государство не в состоянии справиться с разливами нескольких тысяч тонн нефти, для этого необходимо привлечение кроме собственных сил и средств международной помощи. В мире принята трехуровневая система реагирования на разливы нефти, которая базируется на результатах оценки риска, выполняемой для каждого объекта с учетом его специфики.

Проблем не решил

Сравнительно недавно, с июля 2013 года, вступил в силу Федеральный закон № 287 «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Им устанавливаются механизмы финансового обеспечения выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возмещения расходов на привлечение дополнительных сил и средств.

По аналогии с механизмами, предусмотренными Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, заключенной в Брюсселе в 1969 году, законом предусматривается подтверждение финансового обеспечения этих мероприятий. Им является наличие у эксплуатирующей организации одного из следующих документов:

Смотрите так же:  Договор управления мкд образец 2018

— банковской гарантии выплаты средств, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

— договора страхования, обеспечивающего финансирование в случае разлива нефти и нефтепродуктов в морской среде мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

— документа, подтверждающего создание эксплуатирующей организацией резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для выполнения мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

При этом величину финансового обеспечения предлагается рассчитывать исходя из наихудшего экологического сценария, а методика ее расчета будет определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, законом предусмотрена обязанность эксплуатирующей организации иметь в наличии собственные либо привлекаемые на договорной основе силы и средства, необходимые для предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объемах, не позволяющих обеспечить его устранение на основе плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация обязана незамедлительно обратиться в МЧС России для привлечения дополнительных сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из положений Федерального закона № 287, план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается эксплуатирующей организацией после получения на него положительного заключения государственной экологической экспертизы с последующим уведомлением федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем согласно Федеральному закону № 174 о государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) любая производственная деятельность, которая может привести к загрязнению окружающей среды, подлежит оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС). В связи с этим в настоящее время при направлении плана ЛРН на ГЭЭ необходимо прикладывать ОВОС, стоимость которого сопоставима с затратами на разработку плана ЛРН.

Нет единого правового акта

C момента принятия в начале 2000-х годов постановлений правительства № 613 и № 240 они находились под постоянной критикой ведомств, организаций, занимающихся операциями с нефтью и экспертами. Основные претензии касались невозможности выполнения в должной мере содержащихся в них требований. Именно поэтому МЧС России было поручено пересмотреть указанные постановления с учетом высказанных критических замечаний. МЧС России подготовило ряд новых вариантов документа, однако ни один из них не удовлетворил заинтересованные ведомства и правительство. Ниже приводятся характеристики подготовленного в 2013-2014 гг. последнего варианта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Проектом предусмотрен ряд принципиальных изменений.

В частности, в нем отменяется необходимость согласования плана. Данная процедура заменяется процедурой рассылки копии плана, утвержденного руководителем организации, в определенные органы исполнительной власти в целях их уведомления. Закрепляются общие требования к содержанию планов и их приложений.

Устанавливаются новые значения максимальных расчетных объемов разливов нефти и/или нефтепродуктов.

Исключается время локализации разлитой нефти и нефтепродукта.

По результатам анализа проекта необходимо отметить, что он имеет ряд положений, снижающих административные барьеры для хозяйствующих субъектов. Например, отменяется необходимость согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, а также упрощается порядок продления срока действия планов и их корректировки.

В настоящее время Министерством природных ресурсов подготовлен проект приказа Министерства по природным ресурсам РФ «Об утверждении методики расчета финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных планом ЛРН». Согласно нему установлены лимиты финансового обеспечения для проведения операций ЛРН:

— для разлива 500 тонн требуется иметь в резерве 5 млн рублей;

— для разлива 5000 тонн – 44 млн рублей.

Таким образом, в России, которая имеет самые протяженные в мире морские границы и континентальный шельф, нет федерального закона, который бы с учетом взаимных интересов государства и промышленности (и их взаимодействия) полностью регулировал бы вопросы предотвращения загрязнения морской среды, реагирования на разливы нефти и других вредных веществ в море. Существующее в этой области законодательство РФ – федеральные законы, постановления Правительства РФ и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не системны, разрозненны, не учитывают морскую специфику, носят общий характер, а иногда противоречат друг другу, что приводит к их разнообразному толкованию и коррупции.

Сегодня остро необходим единый нормативно-правовой акт, учитывающий специфику Арктики, в области предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов.

Методы ликвидации аварийных разливов нефти

Ликвидация аварийных разливов нефти производится несколькими способами:

  • механическим (изъятие почвы, удаление нефтепродуктов);
  • физико-химическим (промывка, дренаж, поглощение);
  • биологическим (биоремедиация, частный случай — фиторемедиация).

Для осуществления ликвидации нефтеразливов привлекаются специализированные компании, которые обладают лицензией на проведение работ по ЛАРН. Для проведения работ требуется специальное оборудование.

Методы ЛАРН должны обладать такими качествами:

  • эффективность;
  • безопасность;
  • максимальное быстродействие.

Очистка воды методом сорбции — это один из самых рациональных методов. Его преимуществом является достижение необходимой остаточной концентрации продуктов нефти. Также при сорбционной очистке возможен полный контроль над данной процедурой и результат наблюдается уже через несколько часов. Для сорбции в основном используют:

Преимущества использования биологических методов ликвидации — экологически безопасны, применение в различных ситуациях, полная нормализация показателей.

К биологическим методам относится также и биокомпостирование. Этот процесс относится к современным технологиям. Принцип действия заключается в управляемом разложении (окислении) углеводородов нефти с помощью специальной микрофлоры. Конечные продукты процесса полностью безопасны для окружающей среды: монооксид углерода, органомасса и вода. Процесс проводят на специализированных постоянных или временно обустроенных площадках, основным материалом для гряд которых служит торф или опилки. Для достижения эффективности необходимо обеспечить:

  • определенный температурный режим и уровень влажности;
  • достаточное содержание кислорода;
  • правильное азотно-фосфорное соотношение;
  • достаточное количество окисляющей микрофлоры.

Длительность процесса может достигать 4 месяца.

При проведении биокомпостирования:

  • Проводится предварительная сортировка, в процессе которой удаляются посторонние образования, измельчаются крупные части, перемешиваются отходы, происходит размещение их в грядах.
  • Вносятся биоактивные композиции, стабилизаторы, структураторы и минеральные удобрения.
  • Производится разрыхление и увлажнение компостной массы.

Эффективно использовать комплекс методов ликвидации.

Этапы проведения ЛАРН:

  • Первоочередное обеспечение препятствий для распространения нефтеразлива — ограждения, уловители и ловушки. Особенно рационально их применение на воде.
  • Применение сорбентов. Предотвращают растекание нефтепродуктов и минимизируют их распространение на чистое пространство.
  • Применение механического метода ликвидации. Применяются скимеры (оборудование для сбора нефтяных продуктов).

Все вышеописанные способы в основном актуальны для ликвидации нефторазливов на воде. На суше (почве) применяются другие схемы ликвидации, но в случае повсеместного загрязнения актуальны комплексные универсальные методы ЛАРН. Комплексные системы разрабатываются индивидуально и при этом учитываются несколько факторов — регион, климатические показатели и другие особенности. По итогам используется специализированное профессиональное оборудование, которое эффективно устраняет нефтеразливы на воде и суше.

Техническая библиотека

Экология, пожарная безопасность, техника безопасности // Ликвидация аварийных разливов нефти ЛАРН

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов — необходимые мероприятия, связанные с уменьшением вреда, наносимого экосистемам.

Разлив нефти является одной из самых сложных экологических задач для решения, т.к. нефть содержит одновременно тяжёлые и летучие углеводороды.

Ликвидация, прежде всего, связана с локализацией нефтяных пятен, во избежание дальнейшего увеличения площади загрязнений.

Ликвидация последствий нефтеразливов производится с применением специальных средств, таких как нефтесборочное оборудование, сорбирующие материалы, биопрепараты.

Обычно, планирование действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (АРН) проводится в целях предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации АРН:

— обоснование уровня возможного АРН и последствий его возникновения;

-установление необходимости и достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников АРН, а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного АРН;

-осуществление мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;

— определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях АРН;

— обоснование необходимости и достаточности сил и средств, необходимых для ликвидации АРН, состоящих из подразделений спасателей, оснащенных спецтехниокй и оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке ;

— планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности спасателей;

— планирование мероприятий по ликвидации последствий АРН, и тд.

Новейшие ледоколы проекта 21900М оснащены оборудованием, позволяющим проводить комплекс работ для нефтегаза на континентальном шельфе, в тч:

— доставку оборудования и участие в проведении операций по ЛАРН;

— обеспечение подводно-технических работ у морских нефтегазо добывающих и буровых платформ,

— прокладку подводных нефте — и газопроводов,

— исследование морского дна,

— проведение поисково-спасательных операций;

— выполнения функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, морских платформах.

Неотложные меры и методы ликвидации аварийных разливов нефти. Справка

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 года (в редакции от 15 апреля 2002 года) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах, выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
2. Муниципального значения – разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
3. Территориального значения – разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
4. Регионального значения – разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
5. Федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

Смотрите так же:  Реклама это гражданский кодекс

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
2. Регионального значения – разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
3. Федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

Локализация разливов нефти и нефтепродуктов

Основными средствами локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях являются боновые заграждения. Главные функции боновых заграждений: предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки, и отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

В зависимости от применения боны подразделяются на три класса: I класс – для защищенных акваторий (реки и водоемы); II класс – для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов); III класс – для открытых акваторий.
Боновые заграждения также подразделяются на: самонадувные – для быстрого разворачивания в акваториях; тяжелые надувные – для ограждения танкера у терминала; отклоняющие – для защиты берега, ограждений нефти и нефтепродуктов; несгораемые – для сжигания нефти и нефтепродуктов на воде; сорбционные – для одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов.

Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов: поплавка, обеспечивающего плавучесть бона; надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены); подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны; груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды; элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде; соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций; устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

В качестве локализующих средств при разливе ННП на почве применяют целый ряд различных типов дамб, и сооружение земляных амбаров, запруд или обваловок, траншей для отвода ННП. Использование определенного вида сооружений обуславливается рядом факторов: размерами разлива, расположением на местности, временем года и др.

Для сдерживания разливов известны следующие типы дамб: сифонная и сдерживающая дамбы, бетонная дамба донного стока, переливная плотинная дамба, ледяная дамба.

После того как разлившуюся нефть удается локализовать и сконцентрировать, следующим этапом является ее ликвидация.

Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический.
Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой. При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения механический сбор достаточно затруднен. Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

Термический метод, основанный на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Этот метод применяется в сочетании с другими методами ликвидации разлива.

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов эффективен в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например, при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

В крайних случаях, если пятно движется, например, к заповедным местам, его могут обрабатывать диспергентами. Они представляют собой специальные химические вещества, которые расщепляют нефтяную пленку и не дают ей распространяться. Однако диспергенты негативно влияют на окружающую среду.

Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм. Биоремедитация – это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов. Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, и определенные виды грибков и дрожжей. При температуре воды 15-25 Сº и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/кв м водной поверхности в день. При низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время – до 50 лет.

При выборе метода ликвидации разлива ННП необходимо учитывать следующее: все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки; проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Устройства для сбора нефти и нефтепродуктов

Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах.

По принципу действия – на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно небольшими габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы, но они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств. Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми.

Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим вакуумирование отдельных полостей. В этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, т.е. на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.
По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как: буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях; вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии); суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами: хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с; развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в цикле работы; накопление собираемой нефти в значительных количествах.
К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах.

По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы: нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории; бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку; универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

Все собранные при ликвидации аварии нефтепродукты и нефтеводяная смесь собираются либо в танкер, либо в специальную емкость, которая в последующем отправляется на переработку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Минтрансом России должны быть созданы функциональные подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности как в море, так и на внутренних водных путях.

Для функционирования подсистемы в море приказом Минтранса России создано федеральное государственное учреждение «Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации» (ФГУ «Госморспаслужба России»), на которое были возложены организация и проведение на море аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ, включая ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Функциональная подсистема организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов до настоящего времени не создана. По этой причине проблемы, относящиеся к сфере действия данной функциональной подсистемы, судовладельцы вынуждены решать самостоятельно.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Ликвидация нефтеразливов