Оглавление:

Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»

В связи с участившимися обращениями педагогических работников в адрес Минобрнауки России по вопросу о соответствии имеющегося у них уровня образования (квалификации) квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям педагогических работников организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования, Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) разъясняет.

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Учитывая, что применение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н*, в соответствии с приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н** «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» предусмотрено только с 1 января 2017 года, то при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогическим работникам, следует руководствоваться:

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) (далее — квалификационные характеристики должностей работников образования);

пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Порядок аттестации).

Согласно разделу III «Требования к квалификации» квалификационных характеристик должностей работников образования лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Департамент также обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности***.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Департамент просит довести данную информацию до руководителей и педагогических коллективов организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования.

* Опубликован в журнале «Вестник образования России» № 2/2014.

** Опубликован в журнале «Вестник образования России» № 10/2015.

*** Пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо применять с учетом пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н), не использующего слова «в порядке исключения», что нашло свое отражение в пункте 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276.

Обзор документа

Может ли проходить аттестацию педагог, не имеющий профильного образования? Минобрнауки России дает разъяснения по этому вопросу.

Профстандарт педагога начнет применяться с 1 января 2017 г. В связи с этим, при решении вопросов, связанных с квалификационными требованиями, предъявляемыми к педагогам, следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, а также порядком проведения аттестации таких работников.

Исходя из указанных актов, полагает Минобрнауки России, лица, имеющие, например, высшее профобразование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации — «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории») и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности — «Русский язык и литература», «История»), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, истории и обществознания.

Также необходимо учитывать, что педагог, не имеющий профильного образования, может соответствовать занимаемой должности при аттестации, если представление работодателя в аттестационную комиссию содержит мотивированную положительную оценку его профессиональных качеств и результатов работы.

Кроме того, вышеназванный Единый квалификационный справочник позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, которые не имеют спецподготовки или стажа работы, но обладают достаточными практическим опытом, компетентностью и выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности. К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т. д.

Смотрите так же:  Иск в хозяйственном процессе

Рекомендации работодателю о возможности назначения на педагогические должности таких лиц выносят аттестационные комиссии образовательных организаций.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Квалификационные требования к педагогическим работникам рф

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС состоит из четырех разделов: I — «Общие положения», II — «Должности руководителей», III — «Должности педагогических работников», IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала».

3. Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

4. Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы.

5. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

6. В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

8. Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Квалификационные требования к педагогическим работникам рф

8(495)912-63-37
[email protected]

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников. »

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2013 г. № 678

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

от 8 августа 2013 г. № 678

НОМЕНКЛАТУРА

ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей,

иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности «логопед» предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность «преподаватель», предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность «тьютор» предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность «президент» предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры» и «заместитель начальника кафедры» предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Комментарий

к Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 (далее – Номенклатура), принята в целях реализации положения, предусмотренного ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

Внимание. Подобный нормативный правовой акт для сферы образования принят впервые.

Номенклатуры, определяющей наименования должностей педагогических работников и руководителей, не утверждалось ни органами государственной власти СССР, ни органами государственной власти РФ, что создавало определенные трудности при решении вопросов, связанных с трудовыми и иными правами как педагогических работников, так и работников из числа руководителей образовательных организаций (далее – ОО).

Условной номенклатурой должностей для сферы образования в какой-то степени служили наименования должностей квалификационных характеристик, которым согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ должны соответствовать наименования должностей работников, если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Вместе с тем, отсутствие официально утвержденного перечня могло, к примеру, повлиять на то, что правом на назначение трудовой пенсии досрочнопользовались не все педагогические работники, которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Смотрите так же:  Входит ли в стаж для начисления пенсии учеба в пту

Теперь же в соответствии со ст. 27 (ранее это была ст. 28) Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» предусматривается лишь сохранение права на досрочную трудовую пенсию за теми педагогическими работниками, которые имели это право до принятия указанного закона, а Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 5 ч. 5 ст. 47) определил для педагогических работников право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. в порядке, указанном в законе о пенсиях.

Следует отметить, что если при разработке Номенклатуры в части должностей педагогических работников разногласий практически не возникало, то по определению должностей работников, относящихся к категории руководителей, мнения разработчиков не были однозначными. Отдельные представители разработчиков считали, что к должностям руководителей относятся только должности руководителей организаций, а должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений к таковым не относятся и в необходимых случаях для их обозначения следует использовать понятие «руководящие работники». Такой подход к формированию Номенклатуры не нашел поддержки, поскольку это противоречило бы Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 (далее – ОК 016-94).

При формировании Номенклатуры были приняты во внимание положения ОК 016-94, согласно которым должности руководителей организаций классифицированы в зависимости от объекта руководства: руководители организаций; руководители служб и подразделений организаций. Должности заместителей руководителей организаций и заместителей руководителей служб и подразделений организаций признаны производными от базовых должностей соответствующих руководителей.

Таким образом, раздел Номенклатуры «Должности руководителей образовательных организаций» состоит из должностей работников, которые осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей.

Раздел делится на два подраздела: 1) «Должности руководителей» и 2) «Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей». Ко второму подразделу относятся в т. ч. такие должности, как «помощник ректора», «помощник проректора», «руководитель (заведующий) учебной (учебно-производственной, производственной) практики», «советник при ректорате», «старший мастер», «ученый секретарь совета организации», «ученый секретарь совета факультета (института)».

Внимание

Следует также отметить, что Номенклатура в целом сформирована на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС), включающего разделы ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (далее – квалификационные характеристики), утв. соответственно приказами Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (далее – Приказ № 761н) и от 11.01.2011 № 1н (далее – Приказ № 1н).

Формирование Номенклатуры на основе квалификационных характеристик необходимо было, прежде всего, для обеспечения сохранения за работниками действующих мер социальной поддержки, а также недопущения снижения их правового и социального статуса в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Раздел Номенклатуры «Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» состоит их двух подразделов: 1) «Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу» и 2) «Должности иных педагогических работников».

Выделение должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в отдельную группу обусловлено существенными различиями правового регулирования, установленными для этой категории педагогических работников трудовым и образовательным законодательством РФ.

Так, особенности правового регулирования связанны с заключением трудового договора, которому предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, а также с его прекращением в случае неизбрания по конкурсу на соответствующую должность или истечения срока избрания по конкурсу. К должностям профессорско-преподавательского состава предъявляются особые требования к квалификации, связанные с наличием ученой степени. Особенности установлены также при формировании должностных окладов профессорско-преподавательского состава в соответствии с ч. 11 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Внимание

Должности педагогических работников в каждом из подразделов Номенклатуры представлены не по их значимости для функционирования и развития системы образования РФ, а в алфавитном порядке. Номенклатура предусматривает ряд примечаний – они содержат пояснения к наиболее вероятным вопросам, которые могут возникнуть в ходе ее применения.

Например, в каких случаях используются наименования должностей «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры», «заместитель начальника кафедры», «учитель-логопед», «логопед»? Или – в каких случаях:

  • должность «директор института» относится к профессорско-преподавательскому составу, а в каких случаях – к руководителям ОО?
  • должность «преподаватель» – к профессорско-преподавательскому составу, а в каких случаях – к иным педагогическим работникам?
  • должность «тьютор» – к педагогическим работникам, а в каких случаях – к ним не относится?
  • должность «ученый секретарь совета института» – к должностям руководителей ОО?

Применяя Номенклатуру и примечания к ней, также необходимо учитывать следующее особенности. К должностям профессорско-преподавательского состава должности директоров институтов относятся при соблюдении двух условий:

  • если институт является структурным подразделением организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • если директор института, возглавляя структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность, непосредственно участвует в образовательной деятельности, т. е. его должностные обязанности определяются в соответствии с квалификационной характеристикой по должности «декан факультета (директор института)», утв. Приказом № 1н.

Должности ученых секретарей советов институтов относятся к должностям руководителей образовательных организаций, если институты являются структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а ученые секретари непосредственно участвуют в образовательной деятельности, т. е. их должностные обязанности определяются в соответствии с квалификационной характеристикой по должности «ученый секретарь совета факультета (института)», утв. Приказом № 1н.

Важно

Наименование должности «логопед», предусмотренное в подразд. 2 разд. 1 Номенклатуры, в ОО не применяется, а используется только в организациях сферы здравоохранения, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

В образовательных организациях применяется наименование должности «учитель-логопед».

Такое регулирование по применению наименований должностей предусмотрено квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом № 761н по должностям «учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед)».

Как следует из Номенклатуры, наименование должности «преподаватель» предусмотрено как в подразд. 1 разд. 1, так и в подразд. 2 разд. 1, но в одном случае должность с таким наименованием относится к должностям профессорско-преподавательского состава, в другом – к иным должностям педагогических работников.

Согласно примечанию 3 Номенклатуры к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, следует относить только те должности педагогических работников с наименованием «преподаватель», деятельность которых связана с реализацией образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, т. е. программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки. Это условие вытекает из ч. 1 ст. 51 и п. 2 ч. 3 ст. 12Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Преподаватели, занятые в структурных подразделениях ОО высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена), программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы к лицам профессорско-преподавательского состава не относятся.

Согласно примечанию 4 Номенклатуры наименование должности «тьютор» относится к должностям педагогических работников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением ОО высшего образования. В образовательных организациях высшего образования должность с наименованием «тьютор» в соответствии с квалификационной характеристикой, утв. Приказом № 1н., относится к должностям работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала.

Примечание 5, устанавливающее, что наименование должности «президент» применяется только в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования, обусловлено соответствующим положением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Примечанием 6 определено, что должности «начальник факультета», «начальник института», «начальник кафедры», «заместитель начальника кафедры» предусматриваются только в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Данное примечание включено с той целью, чтобы в других организациях, реализующих образовательные программы высшего образования иной направленности, применялись традиционные наименования должностей, отнесенные к должностям профессорско-преподавательского состава, такие как «декан факультета» и (или) «директор института», «заведующий кафедрой».

Смотрите так же:  Претензия в транспортную компанию деловые линии

эксперт аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Профстандарт: квалификационные требования к педагогическим работникам

На протяжении последних двух лет Минтруд вводит профессиональные стандарты для разных направлений деятельности, в частности — сферы образования. С 01.01.2017 их применение в отношении преподавателей стало обязательным.

Содержание профессионального стандарта

Из профстандарта можно узнать о квалификационных требованиях к педагогическим работникам. В соответствии с Приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013, существует единый макет, в котором отражаются следующие сведения:

  1. Общие (цель деятельности, группа занятий, ОКВЭД).
  2. Описание трудовых функций.
  3. Характеристики обобщенных трудовых функций (уровень квалификации, происхождение, требования к образованию и опыту работу, условия допуска к труду, возможные должности).
  4. Характеристики каждой трудовой функции в рамках обобщенных (трудовые действия, необходимые навыки и умения).
  5. Сведения об организациях-разработчиках профстандарта.

Профессиональный стандарт «Педагог» действует в отношении воспитателей и учителей. Он утвержден Приказом Минтруда 18.10.2013 № 544н. В него дважды вносились изменения (в 2014 и 2016 годах).

Квалификационные требования к работникам образования

Учитель и воспитатель могут вести педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Согласно стандарту, рассматриваются дошкольное и школьное (на всех трех уровнях) образование.

Претенденты на эти должности должны иметь образование (высшее или среднее профессиональное) по специальности «Образование и педагогика». Допускается наличие диплома по профилю, соответствующему преподаваемому предмету при условии прохождения профпереподготовки.

Особые требования к опыту работы отсутствуют.

Квалификационные требования по должностям педагогических работников

В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.

Педагог-психолог. Он выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а также в организациях допобразования. Также в его функции входит оказание психолого-педагогической помощи учащимся, у которых есть трудности в освоении программ. Претендент должен иметь высшее образование по профильному направлению.

Специалист в области воспитания:

  • осуществляет социально-педагогическое и тьюторское сопровождение;
  • организует воспитательный процесс и проводит соответствующую работу;
  • занимается детскими объединениями и библиотечной деятельностью.

Педагог дополнительного образования. В его обязанности входит преподавание по дополнительным программам, методическое и педагогическое сопровождение их реализации. Претендент должен иметь ВО или СПО в сфере образования и педагогических наук. Возможна профпереподготовка.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Запреты и ограничения для всех

К преподавательской деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, лишенные права трудиться в этой сфере, а также недееспособные.

Учителя и воспитатели обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. При выявлении заболеваний (в частности психиатрических), не позволяющих выполнять такую работу, претендовать на должность в образовательных учреждениях также нельзя.

Ограничением может стать и непрохождение аттестации. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», преподаватели обязаны регулярно подтверждать свое соответствие занимаемой должности. Исключение составляют сотрудники вузов, имеющие ученые звания.

Профстандарт: квалификационные требования к педагогическим работникам

На протяжении последних двух лет Минтруд вводит профессиональные стандарты для разных направлений деятельности, в частности — сферы образования. С 01.01.2017 их применение в отношении преподавателей стало обязательным.

Содержание профессионального стандарта

Из профстандарта можно узнать о квалификационных требованиях к педагогическим работникам. В соответствии с Приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013, существует единый макет, в котором отражаются следующие сведения:

  1. Общие (цель деятельности, группа занятий, ОКВЭД).
  2. Описание трудовых функций.
  3. Характеристики обобщенных трудовых функций (уровень квалификации, происхождение, требования к образованию и опыту работу, условия допуска к труду, возможные должности).
  4. Характеристики каждой трудовой функции в рамках обобщенных (трудовые действия, необходимые навыки и умения).
  5. Сведения об организациях-разработчиках профстандарта.

Профессиональный стандарт «Педагог» действует в отношении воспитателей и учителей. Он утвержден Приказом Минтруда 18.10.2013 № 544н. В него дважды вносились изменения (в 2014 и 2016 годах).

Квалификационные требования к работникам образования

Учитель и воспитатель могут вести педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и основных общеобразовательных программ. Согласно стандарту, рассматриваются дошкольное и школьное (на всех трех уровнях) образование.

Претенденты на эти должности должны иметь образование (высшее или среднее профессиональное) по специальности «Образование и педагогика». Допускается наличие диплома по профилю, соответствующему преподаваемому предмету при условии прохождения профпереподготовки.

Особые требования к опыту работы отсутствуют.

Квалификационные требования по должностям педагогических работников

В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.

Педагог-психолог. Он выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а также в организациях допобразования. Также в его функции входит оказание психолого-педагогической помощи учащимся, у которых есть трудности в освоении программ. Претендент должен иметь высшее образование по профильному направлению.

Специалист в области воспитания:

  • осуществляет социально-педагогическое и тьюторское сопровождение;
  • организует воспитательный процесс и проводит соответствующую работу;
  • занимается детскими объединениями и библиотечной деятельностью.

Педагог дополнительного образования. В его обязанности входит преподавание по дополнительным программам, методическое и педагогическое сопровождение их реализации. Претендент должен иметь ВО или СПО в сфере образования и педагогических наук. Возможна профпереподготовка.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).

Запреты и ограничения для всех

К преподавательской деятельности не допускаются лица, имеющие судимость, лишенные права трудиться в этой сфере, а также недееспособные.

Учителя и воспитатели обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. При выявлении заболеваний (в частности психиатрических), не позволяющих выполнять такую работу, претендовать на должность в образовательных учреждениях также нельзя.

Ограничением может стать и непрохождение аттестации. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», преподаватели обязаны регулярно подтверждать свое соответствие занимаемой должности. Исключение составляют сотрудники вузов, имеющие ученые звания.

Квалификационные требования к педагогическим работникам рф