Директор школы и трудовой договор

Свои функции руководитель образовательного учреждения обретает в тот момент, когда приказом органа управления образованием он назначен на должность и с ним заключается трудовой договор. Именно с особенностями этого документа читателей «Управления школой» знакомит Елена Леонидовна БОЛОТОВА, д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО и профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ.

Существует некое расхождение в понимании того, кто является работодателем для руководителя образовательного учреждения. Есть две правовые позиции. По одной, работодатель – школа, так как там директор осуществляет свою трудовую деятельность. По другой – в этой роли выступает собственник имущества, учредитель ОУ, то есть тот, кто предоставляет директору работу, обеспечивает условия труда и гарантирует регулярную выплату заработной платы.

По моему мнению, в этом вопросе следует руководствоваться положениями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Так, согласно ст. 56, работодатель заключает с работником трудовой договор, обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда и в полном размере выплачивать зарплату. Этой процедуре в соответствии со ст. 35 Закона РФ «Об образовании» может предшествовать решение органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, о назначении работника на должность руководителя ОУ.

Если, например, директора назначает орган местного самоуправления, руководящий образованием, и соблюдает все свои вышеперечисленные обязанности, он и выступает работодателем. Следовательно, у него же хранятся личное дело, трудовая книжка и другие кадровые документы новоиспеченного управленца.

Но если учредительным договором или уставом ОУ предусмотрена процедура избрания руководителя трудовым коллективом, то работодатель – непосредственно образовательное учреждение. В этом случае миссия по оформлению трудового договора будет ложиться на школу.

(Кстати, в работодатели для рядовых педагогических работников ошибочно определяют директора. Подобное заблуждение встречается в некоторых источниках. Согласно ст. 20 ТК РФ, для педагогов это – организация (юридическое лицо). В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Однако законодательство об образовании не наделяет руководителя таким статусом. Учредитель ОУ поручает директору от лица учредителя заключать договор со всеми работниками. При этом личные дела сотрудников ОУ хранятся в самой школе.)

Анализ законодательства в сфере образования позволяет выделить основания предоставлять право на осуществление руководящей деятельности. Работник должен быть дееспособным, аттестованным на первую либо высшую квалификационную категорию; обязан пройти профессиональную подготовку по должности директора образовательного учреждения и иметь стаж педагогической или руководящей работы не менее 5-ти лет. А в том случае если он захочет учительствовать в своей же школе, то, исходя из п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении, ему требуется обладать профессионально-педагогической квалификацией учителя (преподавателя).

По ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Его должность упоминается в «Перечне должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности». Данный перечень приводится в Постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31.12.2002 г. № 85.

Важно помнить, что заключение договора о полной материальной ответственности в дополнение к трудовому договору является существенным условием трудовой деятельности, о котором работодатель обязан предупредить работника заранее.

Трудовой договор с директором – это соглашение между собственником имущества или уполномоченным органом организации и руководителем, в соответствии с которым человек обязуется добросовестно и разумно руководить организацией, а также осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, учредительными документами и трудовым договором к его компетенции.

Для собственника имущества главное – предусмотреть условия труда руководителя. К ним относятся:

– оплата;
– режим ненормированного рабочего дня;
– предоставление отдыха;
– возможность работать по совместительству как внутри организации, так и во внешних структурах;
– материальная ответственность руководителя;
– и др.

Чем отличается трудовой договор руководителя организации от такого же документа у рядовых работников?

Несмотря на то что с работником он бывает и заключенным на неопределенный период, и срочным, у большинства директоров школ Российской Федерации договоры срочные. В таком виде они удобны учредителю. В соответствии со ст. 58 ТК РФ срочный договор заключается максимально на пять лет. Минимальный срок может устанавливаться учредительными документами образовательного учреждения.

Встречаются случаи, когда органы местного самоуправления заключали с директором школы трудовой договор всего на полгода. Не знаю, для чего так делается, но, с точки зрения организации учебного процесса, это нелогично.

В трудовом договоре директора вполне законно упоминание об испытании при приеме на работу. Сегодня такое условие договора встречается повсеместно, в том числе у руководителей (государственных и негосударственных ОУ).

При обсуждении этого аспекта важно помнить:

– условие об испытании должно быть зафиксировано в тексте договора;
– не допускается как устное, так и письменное (в форме приказа) изменение срока длительности испытания;
– продолжительность испытательного срока устанавливается в календарных днях;
– срок испытания продлевается на то количество дней, которое работник пропустил по уважительной причине (болезнь, отпуск без сохранения заработной платы);
– испытание для работников не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций (и их заместителей), главных бухгалтеров (и заместителей) – шести месяцев;
– трудовым законодательством определены категории, на которые не распространяется испытание при приеме на работу (см. ст. 70 ТК РФ).

Руководителю образовательного учреждения следует помнить, что, согласно ст. 71, при неудовлетворительном результате испытания работодателю разрешается расторгнуть трудовой договор с работником до истечения срока, предупредив об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя сотрудник имеет право обжаловать в суде.

Кто такой руководитель организации?

Определение дано в ст. 273 Трудового кодекса. Это универсальная правовая категория и поэтому применяется для любых организаций.

Под «руководителем» понимается «физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа».

Вся ответственность за деятельность юридического лица возлагается именно на этого человека. Какую бы функцию ни выполняло образовательное учреждение, какие бы к нему ни предъявляли претензии, руководитель ОУ будет отвечать за все, что делается внутри школы.

Должность руководителя долгое время не находила конкретных правовых форм и определений в трудовом законодательстве страны. С 2001 г. – времени вступления в силу Трудового кодекса – правовой статус этого специального субъекта трудовых правоотношений не только получил четкую характеристику, но и регулярно уточняется и дополняется. Однако в сфере образования все-таки остаются «белые пятна». Они связаны с процедурами расторжения правовых отношений и предъявлением видов ответственности, применяемых к директору ОУ.

Изменение условий трудового договора, определенных сторонами, возможно только с согласия работника. Поэтому вопросы о заработной плате директора школы, его занятости, периоде отпуска не могут быть изменены в одностороннем порядке – это всегда соглашение между работодателем и работником. Уведомление об изменении работодатель обязан направить работнику не менее чем за два месяца. Это условие особенно важно соблюдать, если такие изменения необходимо внести по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. Порядок поведения работника и работодателя в этом случае определяется ст. 74 ТК РФ.

Процитируем эту статью: «Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 части первой ст. 77 ТК РФ».

К слову, когда работник понимает, чем вызваны новшества, конфликта обычно не случается.

Трудовой кодекс РФ содержит общие и дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем образовательного учреждения.

Общие – преимущественно сосредоточены в ст. 77 ТК РФ. При расторжении трудовых отношений с работником работодатель пользуется ею чаще всего.

Какие из них относятся к директору школы?

Смена собственника имущества. На обычного работника это никак не влияет, но на руководителя – однозначно: как только меняется собственник, с директором и главным бухгалтером расторгают трудовые отношения. Предупреждение о том, что управленец подлежит увольнению, объявляется директору не менее чем за один месяц до момента расторжения трудового соглашения.

Принятие необоснованного решения руководителем организации, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества и неправомерное его использование. К сожалению, встречаются ситуации, когда директор школы за неимением ставки системного администратора волевым решением заставляет учителя информатики заниматься оборудованием компьютерного класса. Педагог, проведя в данном помещении значительное количество уроков, потом остается чинить вышедшую из строя технику или восстанавливать испорченное программное обеспечение. В результате такой перегрузки работник может по неосторожности причинить вред имуществу.

А ведь он как подневольное лицо выполнял распоряжение «сверху», хотя не хотел этого и обращал внимание руководителя на то, что нужен системный администратор или другой специалист, который следил бы за техникой.

То есть необоснованное управленческое решение повлекло нанесение вреда образовательному учреждению.

Я сгущаю краски, но смысл в этом.

Однократное грубое нарушение трудовых обязанностей. С точки зрения руководителя органа управления, это неисполнение приказа вышестоящих управленческих органов, неподчинение, отказ от участия в чем-либо.

Неприятная лазейка, надо сказать.

И стоит упомянуть о п. 13 ст. 81 ТК РФ, чтобы руководитель при подписании трудового договора обязательно отследил, нет ли упоминания об основании к увольнению. Законодатель не раскрывает содержание этого вопроса, он ссылается на текст договора. Очевидно, органы, назначающие руководителя учреждения, могут предусмотреть такое основание для увольнения директора школы, которое в самом Трудовом кодексе Российской Федерации не предусмотрено.

Не следует забывать и о дополнительных основаниях. К примеру, согласно ст. 278 ТК РФ, с руководителем могут быть прекращены трудовые отношения в случае банкротства организации. Это касается автономных учреждений или частных ОУ.

А 2-й пункт этой же статьи сейчас очень активно применяется в отношении государственных и муниципальных образовательных учреждений. Скажем, органом местного самоуправления принято решение уволить директора школы. В приказе указывается только ссылка на номер статьи без какого-либо комментария. Возможность безмотивированного расторжения трудового договора с руководителем, однако, предполагает наличие определенных защитных механизмов, в качестве одного из которых выступает запрет на увольнение в период временной нетрудоспособности и пребывания в отпуске.

В случае расторжения трудового договора с главой организации по п. 2 ст. 278 ТК РФ ему должна быть выплачена компенсация. Ее целью является «сглаживание» неблагоприятных последствий увольнения. В настоящее время размер компенсации руководителю – не ниже трехкратного среднего месячного заработка (ст. 279). Трудовой договор может содержать положение, предусматривающее выплату за досрочное расторжение договора с руководителем организации независимо от причин.

В соответствии с п. 3 ст. 278 ТК РФ руководителя могут уволить и «по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором». В данном случае действует принцип свободы сторон трудового договора в определении его условий, которые не должны противоречить действующему законодательству. Чаще всего это основания, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением руководителем возложенных на него обязанностей.

Так, в отношении унитарных предприятий действует Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий», в котором указано: применение п. 2 ст. 278 возможно к руководителю организации, не прошедшему аттестацию. Это и служит в некоторых случаях руководством к действию, ведь аттестация для директора общеобразовательного учреждения – обязательное дело, и, если есть возможность, за этот рычаг могут потянуть. С директором, не подтвердившим первую или высшую категорию, не продлевается трудовой договор. Он освобождается от должности и в качестве альтернативы, при желании, становится учителем.

Правомерно ли заключать срочные трудовые договоры с учителями школы (бюджетного общеобразовательного учреждения) на период с 1 сентября по 31 мая?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Само по себе занятие должности учителя в общеобразовательной организации не может служить основанием для заключения срочного трудового договора.
Заключение с учителями школы срочных трудовых договоров на срок с 1 сентября по 31 мая при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, неправомерно.

Обоснование вывода:
Согласно части первой ст. 58 ТК РФ с работниками могут заключаться трудовые договоры на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами. Однако закон запрещает заключать срочные трудовые договоры в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок (часть шестая ст. 58 ТК РФ). В частности, срочный трудовой договор может быть заключен только при наличии предусмотренных законом оснований. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок (часть пятая ст. 58 ТК РФ).
Все основания заключения срочного трудового договора поделены Трудовым кодексом РФ на две группы.
Первая группа случаев предусмотрена частью первой ст. 59 ТК РФ. Объединяет их согласно части второй ст. 58 ТК РФ то обстоятельство, что трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения. Поэтому в таких ситуациях должен заключаться срочный трудовой договор (смотрите также письмо Роструда от 18.12.2008 N 6963-ТЗ).
Вторую группу образуют случаи, перечисленные в части второй ст. 59 ТК РФ. В этих случаях согласно части второй ст. 58 ТК РФ срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения*(1).
Оба перечня оснований для заключения срочного трудового договора являются исчерпывающими. Как из части первой, так и из части второй ст. 59 ТК РФ следует, что другие случаи, прямо не упомянутые в этой статье, могут быть предусмотрены только ТК РФ и иными федеральными законами. Соответственно, закон не допускает возможности для работодателя, даже с согласия работника, определять дополнительные обстоятельства, служащие основанием для заключения срочного трудового договора (определение Тульского областного суда от 05.09.2013 N 33-2210, определение Верховного Суда Республики Карелия от 24.05.2013 N 33-1502/2013, определение Верховного суда Республики Бурятия от 25.04.2012 N 33-976).
Проанализировав части первую и вторую ст. 59 ТК РФ, мы пришли к выводу, что само по себе занятие должности учителя в общеобразовательной организации, а также тот факт, что в каникулярное время учитель, как правило, образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ не осуществляет, не может служить основанием для заключения срочного трудового договора. Иные нормы ТК РФ, в том числе глава 52 ТК РФ, устанавливающая особенности регулирования труда педагогических работников, а также Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие федеральные законы не предусматривают возможность заключения срочного трудового договора с педагогическим работником общеобразовательной организации.
Как следствие, при определении правомерности заключения с учителями школы срочных трудовых договоров следует руководствоваться положениями ст. 59 ТК РФ.
Так, например, срочный трудовой договор на период учебного года согласно части второй ст. 59 ТК РФ может быть заключен с учителем при приеме на работу на условиях совместительства (смотрите Вопрос: В целях рационального использования бюджетных средств с педагогами — внешними совместителями каждый год заключаются срочные трудовые договоры на период учебного года с 1 сентября до 31 мая. Не является ли это ущемлением трудовых прав педагога — внешнего совместителя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2016 г.); вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»). Обратим внимание, что заключение срочного трудового договора в этом случае может быть признано правомерным только, если имелось соглашение сторон, то есть если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).
Таким образом, заключение с учителями школы срочных трудовых договоров правомерно лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 59 ТК РФ (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

22 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также следующие материалы:
— Энциклопедия решений. Случаи, когда трудовой договор должен быть срочным;
— Энциклопедия решений. Случаи заключения срочного трудового договора по соглашению сторон.

ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ________, действующая на основании Устава, в лице директора _________
_________________________________________________________________________, именуемая в дальнейшем «Учреждение», с одной стороны , и гражданин (гражданка) ____________________________________________________________________,
действующий (-ая) от своего имени, именуемый (-ая) в дальнейшем «работник», заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

I. Предмет трудового договора

Я.____________________________________________________________________,
оформляюсь на работу в среднюю общеобразовательную школу № ___ г.Н. с «__» ______________ 20 г. на должность учителя ______________________ с учебной нагрузкой ___ часа в неделю в _____ классах и с оплатой труда по __________________________ разряду «Единой тарифной сетки».

Смотрите так же:  Ногинск налог на землю

II. Права и обязанности работника

1. Права работника
имеет право на:
— заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ;
— предоставление работы, обусловленной настоящим трудовым договором;
— рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
— своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией по ________ разряду «Единой тарифной сетки»;
— сокращенную рабочую неделю, продолжительностью не более ____ часов в соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ, предоставление еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, ежегодно оплачиваемого отпуска 56 календарных дней на основании постановления Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 (с изменениями от 19.03.2001 г.) «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций»;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет не-прерывной преподавательской работы на основании статьи 335 «Трудового кодекса РФ»;
— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, периодические медицинские осмотры за счет школы в соответствии со статьей 213 Трудового кодекса РФ;
— профессиональную переподготовку и повышение своей классификации в сроки, ус-тановленные коллективным договором, за счет лимитов бюджетных ассигнований;
— объединение, включая право на создание профессионального союза, защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
— участие в управлении школой: работу в педагогическом совете, совете школы;
— ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора через своих представителей;
— защиту своей профессиональной чести и достоинства;
— свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
— аттестацию на добровольной основе на любую квалификационную категорию;
— проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального поведения или устава школы только по жалобе, поданной в письменной форме, копия которой передана учителю;
— разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ;
— возмещение вреда, причиненного при исполнении трудовых обязанностей;
— обязательное социальное страхование.

2. Обязанности работника

Работник обязан:
— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
— соблюдать требования устава школы, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, морально-этические нормы во взаимоотношениях с коллега-ми, родителями и обучающимися, должностных обязанностей по профессиям «учи-тель» и «классный руководитель»;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда, приказы «Об охране труда» и «Пожарной безопасности»;
— бережно относиться к имуществу школы;
— незамедлительно сообщить директору школы или дежурному администратору о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью учащихся и работников школы, сохранности школьного имущества.

III. Права и обязанности работодателя

1. Права работодателя
Работодатель имеет право:
— заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными за-конами;
— вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
— поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
— требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, бережного отно-шения к имуществу школы, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
— привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в по-рядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
— принимать локальные нормативные акты;
— устанавливать ставки заработной платы на основе Единой тарифной сетки, надбав-ки ,доплаты, премии в пределах имеющихся средств;
— утверждать расписание учебных занятий и графики работ;
— назначать председателей методических комиссий по предметам, классных руково-дителей, секретаря педагогического совета;
— распределять учебную нагрузку на следующий учебный год с учетом мотивирован-ного мнения профсоюзного комитета школы;
— контролировать совместно со своими заместителями учебную, воспитательную, хо-зяйственную, методическую работу учителей и работников школы.

2. Обязанности работодателя (директора школы):
Работодатель обязан:
— соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, условия коллективного до-говора, соглашений и трудовых договоров;
— предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
— обеспечивать безопасные условия труда;
— обеспечивать учителей и работников школы необходимыми учебными пособиями, оборудованием, инвентарем;
— выплачивать работникам школы заработную плату в полном размере в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, графиком финансирования образовательных учреждений, утвержденного Учредителем школы;
— рассматривать представление профсоюзного комитета школы о выявленных нарушениях законов и иных нормативно-правовых актов, принимать неотложные меры по их устранению и сообщать об этом в профком;
— создавать условия для участия работников в управлении школой;
— обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с выполнением ими своих должностных обязанностей;
— осуществлять обязательное социальное страхование работников в соответствии с федеральными законами;
— возмещать вред, причиненный работникам в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей;
— отстранять от работы сотрудников школы:
· появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
· не прошедших медицинский осмотр;
· не прошедших инструктаж по охране труда.
Отстранение от работы проводится на основании требований статьи 76 Трудового кодекса РФ.

IV. Условия труда

Учитель работает по расписанию уроков, утвержденному директором школы. Перестановка уроков, их отмена может быть произведена только с разрешения администрации.
Нагрузка учителя в каникулярное для учащихся время не может превышать его учебную нагрузку до начала каникул.
Доплата _____________________________________________________________
за работу, не входящую в круг ее обязанностей по профессии «учитель», производится в процентах к должностному окладу за исполнение следующих обязанностей на основании Положения, являющегося локальным нормативным актом Учреждения:
— проверка тетрадей учащихся ;
— классное руководство в ____ классе ;
— заведование кабинетом _____________________;
— __________________________________________
— __________________________________________
— Надбавки и премии выплачиваются в соответствии с «Положением о надбавках, доплатах и премиях» школы №206.

V. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме

VI. Прочие условия

Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранящихся по одному у каждой стороны

Директор школы № ____
_____________________

Пять пунктов трудового договора, которые нужно проверить при трудоустройстве

На новой работе человек может оказаться в гораздо менее комфортных условиях, чем предлагал ему на интервью работодатель. Чтобы исключить такую ситуацию, юристы советуют внимательно читать трудовой договор и как минимум проверить, все ли из того, что было обещано на собеседовании, нашло свое отражение в документе.

Однако даже на собеседовании многие соискатели забывают или стесняются уточнить все моменты. Предлагаем небольшую памятку о том, на что следует обратить внимание будущему работнику.

Даже из понятия трудовых отношений, которое содержится в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что эти отношения — о личном выполнении работником трудовой функции за плату. Было бы странно не уточнить на собеседовании условия оплаты труда.

Обязательно следует спросить, вся ли заработная плата будет являться постоянной величиной или она частично состоит из премии или иных стимулирующих выплат. Если есть переменные составляющие заработной платы, рекомендуем уточнить порядок и условия их выплаты. Также важно узнать, вся ли заработная плата выплачивается «официально» или только определенная ее часть: по закону выплаты «в конверте» запрещены, но мы понимаем, что с ними сталкиваются многие.

При заключении договора будущий сотрудник должен проверить, все ли из того, что обсудили на собеседовании, отражено на бумаге.

Обратите внимание на то, как закреплены в трудовом договоре должностные обязанности. Они должны быть прописаны подробно, конкретно, не предполагать двоякого толкования и в идеале не содержать формулировок типа «и другое». Если в трудовом договоре содержится отсылка к должностной инструкции, обязательно нужно ознакомиться и с ней.

Если прописанный в договоре режим работы вам не подходит, уточните, можно ли его сдвинуть.

Чтобы избежать пробок по пути на работу и с работы, многие решают приходить и уходить на час раньше. Но договариваться об этом только на словах опасно: в случае конфликта с работодателем работник окажется незащищенным. Отсутствие на работе в прописанное в договоре время можно расценить как нарушение трудовой дисциплины.

Другие документы

Очень важно ознакомиться со всеми локальными актами, связанными с трудовой деятельностью работника. В первую очередь это правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт, регулирующий оплату труда в организации, а также все локальные акты, к которым сделаны отсылки в трудовом договоре. Если работодатель не предоставил указанные акты сам, их нужно попросить или даже сделать копии, чтобы помнить их содержание.

Ну и наконец, следует проверить, кто подписывает с вами трудовой договор. Уполномочен ли он это делать? Подписывать трудовой договор со стороны работодателя может руководитель юридического лица или иной уполномоченный представитель работодателя по доверенности.

Кто заключает трудовой договор в школе

Как вы решаете проблему приема пищи на протяжении рабочего дня?

На большой перемене хожу в столовую, вместе с детьми

Обедаю только когда закончатся уроки, потому что до этого нет ни одной свободной минуты

Готовлю дома и приношу с собой, а на переменах принимаю пищу, сидя в своем кабинете или лаборантской

Всего проголосовало: 105

Виват, конкурс! Мы ждем новой встречи!

номер 49, от 4 декабря 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как ни странно, чаще всего школьники идут на митинги из чувства любопытства. И это любопытство не погасить увещеваниями, запретами, запугиванием или наказаниями. Что же делать, чтобы оградить детей от участия в политических акциях? На этот вопрос отвечает доктор наук Ирина Шилова.

Четвертование – самый жестокий вид средневековой казни… Нечто подобное ей сегодня происходит, по мнению педагога-психолога Кирилла Карпенко, с зарплатой учителей в Красноярске. Перед выплатой суммы незаконно и несправедливо уменьшают в несколько раз. Так что, слабонервных автор просит свою статью не читать, а остальных приглашает заняться внимательными подсчетами по ходу прочтения.

«Я не припомню, чтобы Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой, Гумилев, Маяковский, Ахматова, Пастернак, Булгаков, Тарковский, да тот же Бродский как-то пытались отстраниться от исторических процессов, происходящих на нашей Родине и у ее берегов. Сейчас это основная поэтическая тенденция – жить какими-то собственными узкими мирками. » — из интервью поэта и военного корреспондента Семена Пегова.

Наши приложения

Рекомендации по заключению трудового договора с учителем

I. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации по заключению трудового договора с учителем (далее — Рекомендации) подготовлены в целях оказания практической и методической помощи при заключении и оформлении трудового договора с учителем.
Рекомендации разработаны на основе положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197‑ФЗ (далее — ТК РФ), Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании в РФ), а также иных нормативных правовых актов, в том числе:
постановления Правительства Российской Федерации от 8.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
постановления Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»;
постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;
приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9.02.2004 №9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — Приказ Минобрнауки России №1601);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.06.2016 №755 «О внесении изменения в приложение №1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.04.2014 №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2016 №644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года»;
письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.06.2013 №АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности»;
Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2014-2017 гг.
1.2. В настоящих Рекомендациях используются следующие основные понятия:
работник — физическое лицо (учитель), вступившее в трудовые отношения с работодателем (образовательное учреждение);
работодатель — юридическое лицо (образовательное учреждение), вступившее в трудовые отношения с работником (учитель);
трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
1.3. Заключение трудового договора является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем. В соответствии со статьей 56 ТК РФ на основании заключенного трудового договора работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
1.4. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу в образовательную организацию, предъявляет работодателю кроме документов общего перечня, предусмотренного статьей 65 ТК РФ, также справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
1.5. В целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний в соответствии со статьями 69, 213 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора работники детских учреждений проходят обязательный предварительный медицинский осмотр за счет средств работодателя.
1.6. Трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его подписью на экземпляре трудового договора с указанием даты подписания, который хранится у работодателя в личном деле работника.
Во избежание споров по содержанию трудового договора подписи работодателя и работника могут проставляться на каждой его странице.
Любые изменения, дополнения условий трудового договора должны оформляться путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору.
По мере утверждения показателей и критериев оценки результативности и эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг или внесения в них соответствующих изменений с работниками учреждения следует заключать дополнительные соглашения к трудовым договорам.
О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.
1.7. Содержание трудового договора должно включать сведения, характеризующие работника и работодателя (преамбула и реквизиты сторон); обязательные условия трудового договора; а также в трудовой договор могут быть включены дополнительные условия, которые стороны могут устанавливать по своему усмотрению.
Указанные условия не могут ухудшать положение работника по сравнению с законодательством РФ, коллективным договором, соглашением.
1.8. В трудовом договоре в соответствии со статьей 57 ТК РФ должны быть указаны:
фамилия, имя, отчество работника;
наименование работодателя — полное на­именование образовательного учреждения (его обособленного структурного подразделения), содержащее указание на организационно-правовую форму в соответствии с его уставом;
сведения о документах, удостоверяющих личность работника (паспортные данные);
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН образовательного учреждения);
сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (фамилия, имя, отчество; должность уполномоченного лица; документ, предоставляющий соответствующие полномочия, — устав, доверенность);
место и дата заключения трудового договора.
Как правило, в содержание трудового договора в целях получения наиболее полной информации о его сторонах дополнительно включаются также сведения об адресе проживания работника (место регистрации и фактический адрес); юридический и фактический адрес работодателя и другие сведения.
1.9. К обязательным условиям при заключении трудового договора с учителем относятся: место работы (образовательное учреждение, его обособленное структурное подразделение), трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); объем учебной нагрузки по преподаваемому предмету; срок действия трудового договора; дата начала работы; условия труда на рабочем месте; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха; условие об обязательном социальном страховании; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В трудовом договоре указываются условия оплаты труда работника, в том числе размер ставки заработной платы работника за установленную норму часов преподавательской работы в неделю; выплаты компенсационного характера (наименования выплат, размеры выплат, а также факторы, обусловливающие их получение); выплаты стимулирующего характера (наименования выплат, размеры выплат, условия получения выплат, показатели и критерии оценки эффективности и результативности деятельности, периодичность), меры социальной поддержки. При необходимости может быть сделана отсылка к соответствующему нормативному правовому акту, локальному акту, коллективному договору, предусматривающим основания и условия выплаты.
Учебная нагрузка является обязательной количественной составляющей трудовой функции, которую выполняет учитель, поэтому объем учебной нагрузки относится к обязательным условиям трудового договора.
Условия труда на рабочем месте указываются в трудовом договоре на основании результатов специальной оценки рабочих мест по условиям труда.
Если условия труда на рабочем месте не относятся к потенциально вредным и (или) опасным, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года (часть 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 №426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
До этого момента условия труда в трудовом договоре указываются на основании аттестации рабочих мест.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору должна быть указана продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работника.
При предоставлении работнику ежегодного дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда в трудовом договоре указывается продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска и продолжительность ежегодных дополнительных отпусков с указанием оснований для их предоставления.
1.10. В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, которые не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
о разделении рабочего дня на части с согласия работника;
о дополнительных видах работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с письменного согласия работника за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебным кабинетом и др.);
об испытании;
о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи и др.;
об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя;
о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, в том числе установленные локальными нормативными актами, а также вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
1.11. При определении трудовой функции учителя следует учитывать, что содержание его трудовой функции составляют конкретные виды работ, связанные с обучением и воспитанием обучающихся.
Конкретное содержание трудовой функции учителя определяется в соответствии с характеристиками квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, или квалификационными требованиями Квалификационных характеристик, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, и уточняется в трудовом договоре, должностной инструкции с учетом особенностей образовательного учреждения и организации труда в нем. Квалификацию работника отражает уровень образования, подтверждаемый документами об образовании и (или) о квалификации, стаж педагогической работы, квалификационная категория, присваиваемая по результатам аттестации.
Что касается внедрения профессиональных стандартов, то для организаций с государственным и муниципальным участием оно осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».
В письме Минтруда России от 6.06.2017 №14-2/10/В-4361 «По вопросам внедрения профессиональных стандартов и приведения наименования должностей в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.
Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона об образовании в РФ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.
Следует обратить внимание на норму части 1 статьи 195.3 ТК РФ, в соответствии с которой, в случае если Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Наименование должности указывается в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8.08.2013 №678.
1.12. В трудовом договоре должна быть указана дата начала работы, то есть число, месяц и год, с которых работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. По договоренности сторон дата начала работы может совпадать или не совпадать с датой заключения трудового договора.
1.13. Если заключается срочный трудовой договор, то в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом.
Обстоятельства и причины, послужившие основанием заключения срочного трудового договора, указываются с использованием оснований, содержащихся в статье 59 ТК РФ, с необходимыми уточнениями, например, с указанием фамилии, имени и отчества работника, на время отсутствия которого заключается трудовой договор.
1.14. При приеме на работу к кандидатам на должность учителя предъявляется требование, связанное с образовательным цензом, под которым понимается уровень образования, требуемый для получения права заниматься педагогической деятельностью.
Согласно статье 46 Федерального закона об образовании в РФ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Наличие соответствующего образования устанавливается на основании документов об образовании и (или) квалификации (дипломов, аттестатов и других документов об образовании, а также документов о повышении квалификации).
Уровень профессионального образования и квалификация указываются в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию.
В соответствии с частью 1 статьи 108 Федерального закона об образовании в РФ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до 1.09.2013 г., приравниваются к уровням образования, установленным с 1.09.2013 г. Федеральным законом об образовании в РФ, в следующем порядке:
До 1.09.2013 г. С 1.09.2013 г.
Начальное профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена
Высшее профессиональное образование — бакалавриат Высшее образование — бакалавриат
Высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура Высшее образование — специалитет или магистратура
Послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре) Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

Смотрите так же:  Как взять кредит под залог дома и не платить

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 331 ТК РФ. Лица, имевшие судимость за совершение указанных преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести, а также лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце 3 статьи 331 ТК РФ;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.15. Согласно части 3 статьи 57 ТК РФ недостающие сведения могут быть внесены непосредственно в текст трудового договора, тогда как недостающие условия должны определяться приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
1.16. В случае отсутствия по каким-либо причинам письменной формы трудового договора с учителем, который состоит в трудовых отношениях с образовательным учреждением, в целях обеспечения защиты прав и интересов обеих сторон с их согласия необходимо оформить эти трудовые отношения, то есть оформить трудовой договор между сторонами в письменной форме, в котором следует зафиксировать существующие на день его оформления условия и обязательства сторон, а также иные необходимые сведения.
Несмотря на то что трудовые отношения возникают со дня фактического допущения работника к работе, в соответствии с положениями статьи 67 ТК РФ работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме.
При этом в тексте трудового договора необходимо указать дату его заключения (например, «___».__________.____ г.) и фактическую дату приема работника на работу с формулировкой: «Фактическая дата начала работы — «___».__________.____ г.». Условия и реквизиты трудового договора указываются по состоянию на текущую дату.
В таком случае трудовой договор считается заключенным с момента приема учителя на работу (фактического допущения к работе), а дата оформления трудового договора в письменной форме указывает лишь на дату составления сторонами письменного трудового договора как основного документа, определяющего их взаимоотношения.
1.17. На основании заключенного трудового договора издается приказ работодателя о приеме на работу.
Содержание приказа работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа.
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, оплатой его труда, коллективным договором.

II. Права и обязанности работника и работодателя
2.1. В содержании трудового договора, заключенного в письменной форме, по соглашению сторон определяются права и обязанности работника и работодателя. Права и обязанности работника и работодателя могут быть как общими, так и характерными для каждой из сторон трудового договора.
2.2. Права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, могут быть уточнены в трудовом договоре применительно к условиям работы данного работника.
2.3. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
2.4. Права и обязанности работника могут определяться в должностной инструкции. В этом случае в трудовом договоре указывается, что права и обязанности работника определяются его должностной инструкцией, которая может являться приложением к трудовому договору.

III. Оплата труда и социальные гарантии
3.1. Условия оплаты труда учителя относятся к обязательным условиям трудового договора.
3.2. В трудовом договоре указываются условия оплаты труда, в том числе размер ставки заработной платы работника образовательного учреждения, виды выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом конкретизируются условия осуществления выплат:
компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты);
стимулирующего характера (наименование выплаты, перечень показателей оценки эффективности деятельности, значения показателей, условия получения, периодичность установления и осуществления выплат, размер выплаты).
3.3. В трудовом договоре указываются порядок, место и сроки выплаты заработной платы.
3.4. Не допускается ссылка в трудовом договоре на локальные нормативные акты учреждения, в том числе на штатное расписание (тарификационные списки), в которых определены ставки заработной платы по должностям работников, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера без указания их конкретного размера.
3.5. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах работодателя в соответствии с трудовым законодательством, отраслевым соглашением, положением об оплате труда.
3.6. В трудовом договоре указывается конкретный размер выплат компенсационного характера и факторы, обусловливающие получение выплаты; а также конкретный размер и условия выплат стимулирующего характера.
3.7. В трудовом договоре и дополнительном соглашении к трудовому договору условия осуществления выплат конкретизируются применительно к конкретному работнику.
3.8. В трудовом договоре в обязательном порядке указываются: размер ставки заработной платы за установленную норму часов преподавательской работы, составляющую 18 часов в неделю; доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, определяемые в соответствии с действующей в образовательном учреждении системой оплаты труда.
3.9. В соответствии со статьей 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
3.10. Заработная плата учителя включает: оплату труда исходя из ставки заработной платы и фактически установленного объема учебной нагрузки в неделю; доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей учителя (выполнение обязанностей классного руководителя, проверка письменных работ обучающихся, заведование учебным кабинетом и др.); выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате); выплаты стимулирующего характера и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
3.11. Конкретный размер ставки заработной платы указывается непосредственно в трудовом договоре.
3.12. Стимулирующие выплаты, предусмотренные в локальных актах образовательного учреждения, должны быть отражены в трудовом договоре с учителем. Доплаты, надбавки и поощрительные выплаты постоянного характера прямо указываются в трудовом договоре (как обязательное условие трудового договора), а иные выплаты — с отсылкой к соответствующему нормативному правовому акту, коллективному договору или локальному нормативному акту, которые предусматривают основания и условия их выплаты. В последнем случае работники должны быть ознакомлены с содержанием этих нормативных правовых актов, коллективным договором и локальными нормативными актами под роспись.
3.13. Изменение размера ставки заработной платы учителя производится в случаях, предусмотренных системой оплаты труда образовательного учреждения.
3.14. При установлении режима неполного рабочего времени в трудовой договор включается условие о том, что оплата труда производится пропорционально отработанному времени.
3.16. Если учителю поручается с его письменного согласия дополнительная работа по другой должности, в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору указывается размер доплаты за совмещение должностей, определяемый по соглашению сторон, исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе и других факторов.

IV. Режим рабочего времени работников
4.1. При установлении режима рабочего времени учителя необходимо руководствоваться следующими основополагающими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197‑ФЗ;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».
4.2. Под рабочим временем в соответствии со статьей 91 ТК РФ понимается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.
4.3. Трудовым кодексом РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (часть 1 статьи 333 ТК РФ). Вместе с тем предусмотрено, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
4.4. Выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объеме их учебной нагрузки, определяемом в соответствии с разделом II приложения к Приказу Минобрнауки России №1601 (далее — нормируемая часть педагогической работы).
4.5. Обращаем внимание, что нормируемая часть педагогической работы учителей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся 1‑го класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской) нагрузки регулируется расписанием занятий.
4.6. Другая часть педагогической работы учителя определяется с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности «учитель», регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) и включает выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).
4.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.
4.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
4.9. В случае и в порядке, предусмотренном статьей 93 ТК РФ, работнику может устанавливаться режим неполного рабочего времени как без ограничения срока, так и на любой согласованный сторонами трудового договора срок. Работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий работы у данного работодателя.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Смотрите так же:  Пенсия опекунам пожилых

V. Режим отдыха
5.1. Режим времени отдыха учителя является обязательным условием, которое должен содержать трудовой договор. При установлении режима времени отдыха учителя необходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197‑ФЗ;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее — Номенклатура должностей педагогических работников);
постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках», приложение к постановлению Правительства РФ от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»;
приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 №644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».
5.2. Согласно статье 334 ТК РФ, пункту 3 части 5 статьи 47 Федерального закона об образовании в РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого регулируется постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». При применении указанного постановления одновременно необходимо руководствоваться Номенклатурой должностей педагогических работников.
5.3. При заключении трудового договора необходимо учитывать, что конкретная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников зависит от типа образовательной организации и занимаемой педагогическим работником должности.
5.4. Учителям общеобразовательных учреждений предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым в установленном порядке.
5.5. В трудовом договоре также должны быть указаны виды и продолжительность дополнительных оплачиваемых отпусков, гарантированных педагогическому работнику трудовым законодательством и установленные действующим в образовательном учреждении коллективным договором.
5.6. Обращаем внимание на то, что статьей 117 ТК РФ предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4‑й степени либо опасным условиям труда (минимальная продолжительность такого отпуска не может быть менее 7 календарных дней).
Продолжительность такого отпуска конкретного работника устанавливается в трудовом договоре на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
5.7. Следует обратить внимание, что положениями статьи 321 ТК РФ и статьи 14 Закона РФ №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в «северных» районах России, устанавливаются в качестве компенсации ежегодные дополнительные отпуска продолжительностью: в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня; в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней; в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.
5.8. При заключении трудового договора с учителем, работающим по совместительству, в содержании трудового договора в соответствии со статьей 286 ТК РФ можно предусмотреть положение о том, что ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе.
5.9. Согласно статье 335 ТК РФ педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2016 г. №644 «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года» (далее — Порядок).
Продолжительность длительного отпуска, очередность его предоставления, разделение его на части, продление на основании листка нетрудоспособности в период нахождения в длительном отпуске, присоединение длительного отпуска к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предоставление длительного отпуска работающим по совместительству, оплата за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности, и другие вопросы, не предусмотренные Порядком, определяются коллективным договором.

VI. Ответственность сторон трудового договора
6.1. В трудовом договоре с учителем может быть предусмотрена ответственность сторон в зависимости от характера причиненного вреда и объекта правонарушения. Трудовой кодекс РФ предусматривает два вида юридической ответственности: дисциплинарную и материальную.
6.2. Работодатель может применять дисциплинарные взыскания, которые представляют собой юридическую ответственность работника за виновное противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него трудовых обязанностей (абзац 1, часть 1, статья 192 ТК РФ).
6.3. Отметим, что основные обязанности работника перечислены в части 2 статьи 21 ТК РФ. В частности, для работника предусмотрена дисциплинарная ответственность за следующие нарушения:
— за неисполнение предусмотренной договором трудовой функции;
— за неисполнение распоряжений руководителя, находящихся в рамках должностных обязанностей работника;
— за нарушение трудовой дисциплины;
— за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, уничтожения или повреждения чужого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
— за разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных других работников организации;
— за виновное нарушение положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных других работников организации;
— за нарушение требований охраны труда.
В трудовом договоре с учителем может быть предусмотрена дисциплинарная ответственность за курение табака на территориях и в помещении работодателя в нарушение установленного запрета (пункт 1, часть 1, статья 12 Федерального закона от 23.02.2013 №15‑ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»).
6.4. Учитывая положения статьи 232 ТК РФ, предусматривающие обязанность сторон трудового договора нести материальную ответственность в случае причинения ущерба какой-либо из сторон в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, в трудовом договоре с учителем может быть конкретизирована материальная ответственность сторон.
В частности, перед работником работодатель несет материальную ответственность в следующих случаях: незаконного лишения работника возможности трудиться (статья 234 ТК РФ); причинения ущерба имуществу работника (статья 235 ТК РФ); задержки выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (статья 236 ТК РФ).
6.5. За ущерб, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, может быть возмещен моральный вред в денежной форме как по соглашению сторон трудового договора, так и в случае возникновения спора в судебном порядке (статья 237 ТК РФ).
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

VII. Изменение, дополнение, прекращение трудового договора
7.1. Каждая из сторон трудового договора вправе ставить перед другой стороной вопрос о его изменении и (или) дополнении, которые оформляются дополнительным соглашением к трудовому договору, являющимся его неотъемлемой частью. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Изменения и дополнения могут быть внесены в трудовой договор по соглашению сторон в следующих случаях: при изменении законодательства Российской Федерации в части, затрагивающей права, обязанности и интересы сторон, а также при изменении локальных нормативных актов образовательного учреждения; по инициативе одной из сторон трудового договора; в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
При осуществлении индексации заработной платы педагогических работников в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в трудовой договор с учителем вносятся соответствующие изменения и дополнения.
7.2. В соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
Так, изменения трудового договора могут быть связаны с изменением объема учебной нагрузки по причинам, предусмотренным п. 1.5-1.7 приложения №2 к приказу Минобрнауки России №1601.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
7.3. Трудовой договор с учителем может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.
7.4. Трудовой договор с учителем, помимо общих оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, может быть расторгнут при совершении работником аморального проступка по месту работы в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 81 ТК РФ, что в соответствии со статьей 192 ТК РФ относится к дисциплинарным взысканиям.
При этом увольнение работника по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 81 ТК РФ, в случаях, когда аморальный проступок совершен работником вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением им трудовых обязанностей, не допускается позднее одного года со дня обнаружения проступка работодателем.
7.5. Трудовой договор с учителем в соответствии со статьей 336 ТК РФ может быть прекращен по следующим дополнительным основаниям:
1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность;
2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
7.6. В трудовом договоре с учителем могут быть предусмотрены обязанности сторон при прекращении действия трудового договора.
В трудовом договоре может быть предусмотрена обязанность работодателя в день прекращения договора:
— выдать работнику трудовую книжку и произвести расчет с работником по причитающимся ему суммам (часть 4, статья 84.1 ТК РФ);
— по заявлению работника выдать заверенные копии документов, связанных с работой (часть 4, статья 84.1 ТК РФ);
— выдать справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (пункт 3, часть 2, статья 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);
— передать работнику сведения о страховых взносах и страховом стаже (абзац 2, пункт 4, статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);
— по заявлению работника выдать справку о полученных доходах и удержанных суммах налога по форме 2‑НДФЛ (пункт 3, статья 230 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117‑ФЗ).

VIII. Разрешение споров и разногласий
8.1. В случае возникновения споров, связанных с условиями трудового договора, стороны берут на себя обязательство по их решению путем переговоров, а в случае недостижения согласия спор может быть рассмотрен в ином порядке.
При этом ни одна из сторон не ограничена в своем праве самостоятельно определять порядок разрешения спора и способы защиты своих прав и свобод.
В соответствии со статьей 352 ТК РФ к числу основных способов защиты трудовых прав и свобод отнесены:
— самозащита работниками трудовых прав;
— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— судебная защита.
8.2. Согласно статье 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам или суд). Индивидуальным трудовым спором также признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.
8.3. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Работодатель вправе обратиться в суд по спорам о возмещении работником причиненного ему ущерба в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (статья 392 ТК РФ).
При пропуске сторонами трудового договора по уважительным причинам этих сроков они могут быть восстановлены судом.
8.4. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты государственной пошлины и судебных расходов.

Рекомендации подготовлены правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза образования совместно с экспертом отдела по вопросам общего образования В.Н.ПОНКРАТОВОЙ

Кто заключает трудовой договор в школе