Понятие, порядок принятия и значение уголовного закона.

Уголовный закон РФ – это официально опубликованный и введенный в действие нормативно-правовой акт, принятый высшим законодательным органом (Государственной Думой РФ) в соответствии с Конституцией РФ и иными федеральными законами, содержащий нормы уголовного права.

Уголовный закон определяет общие положения уголовного права, задачи, принципы и основания уголовной ответственности, а также устанавливает, перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями и виды наказания, подлежащим применению к лицам, которые совершили преступления.

В научной литературе зачастую утверждается о том, что уголовный закон является основным, но не единственным источником уголовного права. Кроме него к источникам уголовного права относят нормативные толкования уголовного закона, официально даваемые органом высшей законодательной власти, а также вырабатываемые в ходе правоприменительной деятельности разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. Источником норм уголовного права, которые относятся к его Особенной части, описывающих объективные и субъективные признаки преступных деяний и устанавливающих за их совершение виды и размеры наказаний, является уголовный закон.

Многие десятилетия в науке уголовного права уголовный закон трактуется неоднозначно. Так, русский криминалист А.Ф. Кистяковский писал о том, что “уголовным законом называется постановление, которым повелевается или запрещается что-либо под страхом наказания”. Он говорил, что уголовный закон только лишь форма выражения уголовного права, представляющую собой совокупность понятий данного народа в конкретный период его развития о правомерном и недопустимом поведении. По мнению А.Ф. Кистяковского, “процесс создания уголовного закона не зависит от воли законодателя, которому приходится только лишь закреплять родившиеся или вызванные потребностями общества понятия о правом и неправом, возникшие в результате развития общественных отношений”.

В современных условиях уголовный закон РФ выражает интересы и волю большинства населения страны. Так, ч. 1 ст. 3 Конституции РФ устанавливает, что вся власть в РФ принадлежит ее многонациональному народу, который одновременно с этим является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, т.е. путем участия в выборах (референдумах), либо опосредованно – через парламент и систему иных органов государственной власти, а также систему органов местного самоуправления. Вышесказанное дает основание полагать, что уголовный закон выражает мнение большинства ее многонационального народа относительно преступности или правомерности того или иного деяния, об общих положениях уголовной ответственности, его задачах и принципах, о видах и размерах уголовных наказаний.

В нашей стране, по сложившейся в законотворчестве многолетней традиции, уголовный закон принимается в виде систематизированного (кодифицированного) законодательного акта, именуемого Уголовным кодексом. В военное время допускается принятие дополнительного самостоятельного уголовного закона, устанавливающего уголовную ответственность за преступления против военной службы, которые были совершены в военное время или в боевой обстановке.

Уголовный Кодекс РФ представляет собой нормативно-правовой акт федерального значения, который принимается в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральный характер уголовного закона выражается в том, что он принимается исключительно высшим органом законодательной власти России и имеет действие на всей территории РФ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принятые в России, не должны вступать с ней в противоречие. Все законы подразделяются на федеральные законы, федеральные конституционные законы, а также законы субъектов РФ. Уголовные закон не носит конституционного характера. Исключением являются лишь конституционные положения уголовно-правового характера, регулирующие условия допустимости применения смертной казни в качестве вида наказания за совершение преступления, недопустимости повторного осуждения за одно и то же деяние, а также освобождении от обязанности свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников и т.д.

Субъектами, обладающими правом законодательной инициативы в вопросе принятия уголовного закона (как и любого другого федерального закона), являются: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суду РФ в сфере их ведения. Проекты законов вносятся в нижнюю палату Федерального Собрания РФ – Государственную Думу, а те из них, которые в процессе исполнения потребуют расходы федерального бюджета, могут быть внесены только вместе с заключение Правительства Российской Федерации. Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ большинством голосов депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ. Законы, принятые Государственной Думой РФ, в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

Уголовный закон, как и любой другой федеральный закон, считается одобренным Советом Федерации, если: за него проголосовало более половины его членов, или в течение четырнадцати дней он вовсе не был рассмотрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Если уголовный закон отклонен Советом Федерации, обе палаты (Совет Федерации и Государственная Дума) могут создать комиссию для разрешения возникших разногласий, после чего уголовный закон подлежит рассмотрению Государственной Думой повторно.

В случае, если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации уголовный закон (как и любой федеральный закон) считается принятым, если в результате повторного голосования в Государственной Думы он получил одобрение не менее двух третей голосов депутатов.

Принятый уголовный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и опубликования. Президент РФ должен подписать и обнародовать его в течение четырнадцати. Если в течение этого срока Президент РФ отклоняет его, то он заново возвращается на рассмотрение в Государственную Думу и Совет Федерации. Если ранее принятая редакция уголовного закона при повторном рассмотрении будет одобрена большинством (не менее двух третей) голосов от общего числа членов двух палат Федерального Собрания, он подлежит подписанию Президентом РФ и опубликованию в течение семи дней без права его отклонения.

Уголовный закон (Уголовный Кодекс РФ) – систематизированный нормативно-правовой акт, составляющий юридическую базу борьбы с преступностью. Уголовный закон, определяет общие положения и принципы уголовного права, описывает объективные и субъективные признаки деяний, признаваемых преступлениями, и устанавливает конкретные виды и размеры наказаний за их совершение, тем самым формулирует ориентиры для правоохранительных органов, основной задачей которых является:

> обеспечение в каждом конкретном случае обнаружения признаков преступления и назначение виновным справедливого наказания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом и Уголовным кодексом РФ;

> отказ от уголовного преследования лиц, непичастных к совершению преступления, освобождение их от уголовной ответственности и от наказания необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, их реабилитация.

Таким образом, значение уголовного закона состоит в том, что он побуждает соответствующие правоохранительные органы выявлять и раскрывать преступления, создает им для этого необходимую юридическую базу, позволяет разграничивать преступное и правомерное поведение, избирать наиболее целесообразную и справедливую меру уголовно-правового воздействия на лиц, которые совершили преступления, а также содействует обеспечению законности в процессе борьбы с преступностью.

Уголовный закон устанавливает запреты и дозволения, обязанности и поощрения уголовно-правового характера, которые, в результате их доведения до всеобщего сведения путем официального опубликования, воздействуют на сознание и волю граждан РФ, иностранных граждан, а также лиц без гражданства, побуждают их действовать в соответствии с ними. Таким образом, уголовный закон уже самим фактом своего существования оказывает предупредительно-воспитательное и регулирующее воздействие на людей.

В современных условиях уголовный закон в целом следует рассматривать в качестве юридической базы, принятой в целях противодействия преступности, как средство охраны самых важных общественных отношений, которые складываются между людьми в процессе их деятельности, в функционировании которых заинтересовано все общество.

Подведем итог! Уголовный закон – это официально опубликованный и введенный в действие федеральный нормативно-правовой акт, предусматривающий юридические нормы, которые определяют, какие деяния и при каких условиях признаются преступлениями, а также какие виды и размеры наказания должны применяться к лицам, совершившим данные деяния. Уголовный закон принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, а затем подписывается Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ. Значение уголовного закона состоит в том, что он является юридической базой в сфере борьбы с преступностью, определяет преступное и правомерное поведение. Он оказывает предупредительно-воспитательное воздействие на поведение людей, регулирует общественные отношения, которые складываются между лицом, совершившим преступное деяние, и государственными органами, осуществляющими борьбу с преступностью.

В Госдуму внесён законопроект, направленный на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления

В соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации Президент внёс в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – проект) подготовлен во исполнение подпункта «а» пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции 26 января 2016 года (№ Пр-299 от 16 февраля 2016 года) и направлен на усиление уголовной ответственности за коррупционные преступления.

В этих целях проектом предусматривается следующее.

В диспозиции статей 184, 204, 290 Уголовного кодекса Российской Федерации вносятся изменения, позволяющие признавать преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество передаются, или услуги имущественного характера оказываются, или иные имущественные права предоставляются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.

Криминализация указанных деяний обусловлена необходимостью выполнения взятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств, в частности статьи 1 Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) против коррупции, согласно которой каждое государство-участник принимает необходимые меры для признания уголовно наказуемыми деяниями умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных преимуществ иностранному должностному лицу, в пользу такого должностного лица или третьего лица.

Диспозиция части первой статьи 184 Уголовного кодекса Российской Федерации приводится к терминологическому единообразию с диспозицией части первой статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой вместо понятия «подкуп» используется более определённое понятие «незаконная передача».

В новой статье 204 1 Уголовного кодекса Российской Федерации предлагается установить уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе по аналогии со статьёй 291 1 Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нём (статьи 204, 204 1 Уголовного кодекса Российской Федерации) дифференцируется в зависимости от размера предмета подкупа. В примечании 1 к статье 204 Уголовного кодекса Российской Федерации для целей указанных статей определяются значительный, крупный и особо крупный размеры коммерческого подкупа, которые совпадают с соответствующими размерами взятки, установленными в примечании 1 к статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Одновременно предлагается санкции статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации привести в соответствие с санкциями статей 290 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации по видам наказаний, а при определении размеров наказания исходить из того, что дача и получение взятки являются более общественно опасными преступлениями, чем коммерческий подкуп.

Смотрите так же:  Доверенность от ип генеральная

В 2012–2015 годах подавляющее большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, дачи или получения взятки возбуждалось при сумме менее 10 тысяч рублей.

Учитывая небольшую общественную опасность таких преступлений и принимая во внимание необходимость реализации принципа справедливости при назначении уголовного наказания за эти деяния, предлагается в статьях 204 2 и 291 2 Уголовного кодекса Российской Федерации установить уголовную ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тысяч рублей. При этом проектом предлагается в санкциях данных статей установить более мягкое наказание, чем предусмотрено санкциями части первой статьи 204, части первой статьи 290, части первой статьи 291 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем указанными проектными нормами предусматривается повышенная ответственность за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество, совершённые лицом, имеющим судимость за преступления, предусмотренные соответственно статьями 204 – 204 2 либо 290 – 291 2 . Наличие таких квалифицированных составов будет являться превентивной мерой для повторного совершения мелкого коммерческого подкупа и мелкого взяточничества.

Проектом предусматривается внести изменения в статьи 31 и 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях определения предварительного расследования по уголовным делам о таких преступлениях в форме дознания. Указанные дела будут подсудны мировому судье.

Проектом также вносятся изменения в статью 304 Уголовного кодекса Российской Федерации, направленные на уточнение круга лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки, как это предусмотрено статьёй 290 Уголовного кодекса Российской Федерации.

С 2011 года наблюдается существенный рост доли штрафа, назначенного в качестве основного наказания за коммерческий подкуп и взяточничество. При этом в настоящее время единственной альтернативой уголовному наказанию в виде лишения свободы за совершение коррупционных преступлений, не относящихся к категории преступлений небольшой тяжести (части вторая – четвёртая статьи 204, части вторая – шестая статьи 290, части третья – пятая статьи 291, статья 291 1 Уголовного кодекса Российской Федерации), является штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.

Отсутствие вариативности видов наказания по данным составам преступлений снижает эффективность уголовного наказания при его назначении с учётом конкретных обстоятельств совершения преступления, данных о личности осуждённого, в том числе о его материальном положении и возможности исполнения кратного штрафа.

В свою очередь, назначение судами несоизмеримо крупных размеров штрафа согласно санкции уголовного закона лицам, очевидно не имеющим реальной возможности его уплаты, не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и, кроме того, вынуждает судебных приставов-исполнителей обращаться в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы.

С учётом изложенного проектом предлагается дополнить санкции указанных статей альтернативными видами уголовного наказания, исходя из того, что цели наказания в отношении должностных лиц (лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации), получивших предмет коммерческого подкупа или взятку, могут быть достигнуты в случае возложения на них судом обязанности выплатить штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на длительные сроки.

Для обеспечения дальнейшей дифференциации и индивидуализации наказания за совершение указанных выше преступлений, а также в целях повышения исполнимости дополнительного наказания в виде штрафа предлагается установить, что вместе с лишением свободы как наиболее строгим видом наказания по усмотрению суда в качестве дополнительного наказания может быть назначен кратный штраф.

Принятие проекта будет способствовать повышению эффективности противодействия взяточничеству и иным коррупционным преступлениям, достижению целей наказания в отношении лиц, совершивших такие преступления.

Статья 84 УК РФ. Амнистия (действующая редакция)

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (п. «ж» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ). Помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с его реализацией (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии; раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

2. Действие акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений — если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

3. Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления (например, несовершеннолетние; женщины, впервые совершившие преступление; ветераны Великой Отечественной войны; инвалиды; лица, осужденные за преступления определенной категории или которым назначен определенный вид и размер наказания). Обычно указывается несколько таких критериев.

Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие подобных актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической ситуацией (например, Постановление Государственной Думы от 6 июня 2003 г. N 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики»).

В актах об амнистии обычно указывается и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. К осужденным, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения.

4. Амнистия не означает реабилитации лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

5. Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе:

1) освобождение от уголовной ответственности, которое реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний:

а) о невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц;

б) о прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;

2) освобождение от наказания, которое реализуется путем:

а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора суда или до обращения его к исполнению;

б) сокращения срока или размера назначенного наказания;

в) замены назначенного наказания более мягким;

г) освобождения от дополнительного наказания;

д) сокращения неотбытой части наказания;

3) снятие судимости.

6. Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождение от уголовной ответственности, от наказания; сокращение срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 21 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 1998, N 26, ст. 3012; 2001, N 13, ст. 1140; 2002, N 44, ст. 4298; 2003, N 50, ст. 4848; 2004, N 30, ст. 3091; 2006, N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 26, ст. 3139; N 31, ст. 3921; N 52, ст. 6453; 2010, N 19, ст. 2289; N 52, ст. 7003; 2011, N 11, ст. 1495; N 19, ст. 2714; N 30, ст. 4598; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 29, ст. 3987; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442; N 44, ст. 5641; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6685; 2014, N 19, ст. 2335; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4228, 4278; 2015, N 1, ст. 83, 85; N 24, ст. 3367; 2016, N 23, ст. 3286) следующие изменения:

1) дополнить статьей 76 2 следующего содержания:

«Статья 76 2 . Освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.»;

2) часть третью статьи 78 изложить в следующей редакции:

«3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со статьей 76 2 настоящего Кодекса. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.»;

3) раздел VI дополнить главой 15 2 следующего содержания:

«Глава 15 2 . Судебный штраф

Статья 104 4 . Судебный штраф

1. Судебный штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности в случаях, предусмотренных статьей 76 2 настоящего Кодекса.

2. В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 104 5 . Порядок определения размера судебного штрафа

1. Размер судебного штрафа не может превышать половину максимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса. В случае, если штраф не предусмотрен соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, размер судебного штрафа не может быть более двухсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Размер судебного штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения лица, освобождаемого от уголовной ответственности, и его семьи, а также с учетом возможности получения указанным лицом заработной платы или иного дохода.»;

4) статью 116 изложить в следующей редакции:

«Статья 116. Побои

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, в отношении близких лиц, а равно из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы —

наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Смотрите так же:  Имущественный налог в 2018 году в рк

Примечание. Под близкими лицами в настоящей статье понимаются близкие родственники (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные) дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки), опекуны, попечители, а также лица, состоящие в свойстве с лицом, совершившим деяние, предусмотренное настоящей статьей, или лица, ведущие с ним общее хозяйство.»;

5) дополнить статьей 116 1 следующего содержания:

«Статья 116 1 . Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию

Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 настоящего Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного статьей 116 настоящего Кодекса, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо арестом на срок до трех месяцев.»;

6) статью 157 изложить в следующей редакции:

«Статья 157. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на тот же срок, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

Примечания. 1. Неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

2. Неуплатой совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей, подвергнутыми административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.»;

7) в примечаниях к статье 158:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы, за исключением части пятой статьи 159, определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее пяти тысяч рублей.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Крупным размером в статьях настоящей главы, за исключением частей шестой и седьмой статьи 159, статей 159 1 , 159 3 , 159 5 и 159 6 , признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей.»;

8) дополнить статьей 158 1 следующего содержания:

«Статья 158 1 . Мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию

Мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.»;

а) дополнить частью пятой следующего содержания:

«5. Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.»;

б) дополнить частью шестой следующего содержания:

«6. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.»;

в) дополнить частью седьмой следующего содержания:

«7. Деяние, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.»;

г) дополнить примечаниями следующего содержания:

«Примечания. 1. Значительным ущербом в части пятой настоящей статьи признается ущерб в сумме, составляющей не менее десяти тысяч рублей.

2. Крупным размером в части шестой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая три миллиона рублей.

3. Особо крупным размером в части седьмой настоящей статьи признается стоимость имущества, превышающая двенадцать миллионов рублей.

4. Действие частей пятой — седьмой настоящей статьи распространяется на случаи преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, когда сторонами договора являются индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.».

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2005, N 1, ст. 13; N 27, ст. 2711; 2006, N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 24, ст. 2830, 2833; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226; 2009, N 11, ст. 1267; N 29, ст. 3613; N 44, ст. 5170, 5173; 2010, N 1, ст. 4; N 14, ст.1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3427, 3428, 3431; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45; N 15, ст. 2039; N 23, ст. 3259; N 29, ст. 4285, 4286; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6334; N 50, ст. 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166; N 24, ст. 3070; N 30, ст. 4172; N 31, ст. 4330, 4331, 4332; N 47, ст. 6401; N 49, ст. 6752; N 53, ст. 7637; 2013, N 9, ст. 875; N 17, ст. 2031; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3442, 3477, 3478; N 30, ст. 4028, 4050, 4078; N 44, ст. 5641; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6685, 6696; N 52, ст. 6945, 6997; 2014, N 6, ст. 555; N 16, ст. 1833; N 19, ст. 2303, 2310, 2333; N 23, ст. 2927; N 26, ст. 3385; N 30, ст. 4219, 4246, 4259, 4270, 4278; N 43, ст. 5792; N 48, ст. 6651; 2015, N 1, ст. 47, 58, 81, 83, 85; N 6, ст. 885; N 10, ст. 1411; N 21, ст. 2981; N 24, ст. 3367; N 27, ст. 3981; N 29, ст. 4354, 4391; 2016, N 1, ст. 60, 61; N 14, ст. 1908; N 18, ст. 2515) следующие изменения:

а) часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115 частью первой, 116 1 и 128 1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации, считаются уголовными делами частного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.»;

б) в части третьей слова «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса» исключить, слова «статьями 131» заменить словами «статьями 116, 131»;

2) дополнить статьей 25 1 следующего содержания:

«Статья 25 1 . Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

1. Суд по собственной инициативе или по результатам рассмотрения ходатайства, поданного следователем с согласия руководителя следственного органа либо дознавателем с согласия прокурора, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 76 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, вправе прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

2. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа допускается в любой момент производства по уголовному делу до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора, а в суде апелляционной инстанции — до удаления суда апелляционной инстанции в совещательную комнату для вынесения решения по делу.»;

3) часть вторую статьи 27 после цифр «25,» дополнить цифрами «25 1 ,»;

4) часть первую статьи 29 дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 ) прекратить по основаниям, предусмотренным статьей 25 1 настоящего Кодекса, в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, уголовное дело или уголовное преследование с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с требованиями главы 51 1 настоящего Кодекса;»;

5) дополнить статьей 81 1 следующего содержания:

Статья 81 1 . Порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики

Смотрите так же:  Фмс россии официальный сайт двойное гражданство

1. Предметы и документы, указанные в части первой статьи 81 настоящего Кодекса, включая электронные носители информации, изъятые в ходе досудебного производства по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями пятой — седьмой, 159 1 — 159 3 , 159 5 , 159 6 , 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 — 174 1 , 176 — 178, 180 — 183, 185 — 185 4 и 190 — 199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам уголовного дела, о чем выносится соответствующее постановление.

2. Постановление о признании вещественными доказательствами предметов и документов, указанных в части первой настоящей статьи, выносится в срок не позднее 10 суток с момента их изъятия. В случае, если для осмотра изъятых предметов и документов ввиду их большого количества или по другим объективным причинам требуется больше времени, по мотивированному ходатайству следователя или дознавателя этот срок может быть продлен еще на 30 суток соответственно руководителем следственного органа или начальником органа дознания. В случае, если для признания таких предметов и документов вещественными доказательствами требуется назначение судебной экспертизы, срок вынесения постановления о признании их вещественными доказательствами не может превышать 3 суток с момента получения следователем или дознавателем заключения эксперта.

3. По ходатайству законного владельца документов, изъятых в ходе досудебного производства по уголовному делу о преступлении, указанном в части первой настоящей статьи, ему предоставляется возможность снять за свой счет копии с изъятых документов, в том числе с помощью технических средств, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами предметы, включая электронные носители информации, за исключением предметов, указанных в пункте 2 части третьей статьи 81 настоящего Кодекса, и документы возвращаются лицам, у которых они были изъяты, не позднее чем через 5 суток по истечении сроков, указанных в части второй настоящей статьи.»;

6) пункт 1 части третьей статьи 150 после цифр «116,» дополнить цифрами «116 1 ,», после слов «158 частью первой,» дополнить цифрами «158 1 ,»;

а) в пункте 3 части второй слова «159 частями второй — четвертой» заменить словами «159 частями второй — седьмой»;

б) в части пятой слова «159 частями второй — четвертой» заменить словами «159 частями второй — седьмой»;

8) статью 162 дополнить частью шестой 2 следующего содержания:

«6 2 . В случае возвращения судом уголовного дела руководителю следственного органа в связи с отменой постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в порядке, установленном статьей 446 5 настоящего Кодекса, срок производства следственных и иных процессуальных действий не может превышать один месяц со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном частями четвертой, пятой и седьмой настоящей статьи.»;

9) статью 212 дополнить частью третьей следующего содержания:

«3. Если в ходе расследования будут установлены основания, предусмотренные статьей 25 1 настоящего Кодекса, следователь или дознаватель принимает предусмотренные главой 51 1 настоящего Кодекса меры по направлению в суд ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования с назначением подозреваемому, обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.»;

10) часть первую статьи 213 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 1 настоящего Кодекса»;

11) в статье 236:

а) часть первую дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

«4 1 ) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в соответствии со статьей 25 1 настоящего Кодекса и назначении обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, предусмотренной статьей 104 4 Уголовного кодекса Российской Федерации;»;

б) дополнить частью третьей 1 следующего содержания:

«3 1 . В постановлении о прекращении уголовного дела или уголовного преследования с назначением обвиняемому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии со статьей 25 1 настоящего Кодекса должны быть также указаны размер судебного штрафа, срок и порядок исполнения данной меры уголовно-правового характера.»;

12) в статье 254:

а) наименование после слов «уголовного дела» дополнить словами «или уголовного преследования»;

б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4) в случаях, предусмотренных статьей 25 1 настоящего Кодекса с учетом требований, установленных статьей 446 3 настоящего Кодекса.»;

13) часть вторую статьи 393 изложить в следующей редакции:

«2. Копия обвинительного приговора направляется судьей или председателем суда в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Для исполнения приговора, определения, постановления суда в части имущественных взысканий вместе с копиями приговора, определения, постановления суда судебному приставу-исполнителю направляется исполнительный лист. Исполнительный лист вместе с копиями приговора, определения, постановления суда может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

14) раздел XVI дополнить главой 51 1 следующего содержания:

«Глава 51 1 . Производство о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от уголовной ответственности

Статья 446 1 . Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

1. Требования настоящей главы применяются в случае прекращения уголовного дела или уголовного преследования в соответствии со статьей 25 1 настоящего Кодекса и назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, предусмотренной статьей 104 4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Производство о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа осуществляется по правилам, установленным настоящим Кодексом, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 446 2 . Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования и назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в ходе досудебного производства по уголовному делу

1. Уголовное дело или уголовное преследование по основаниям, указанным в статье 25 1 настоящего Кодекса, прекращается судом с назначением лицу, освобождаемому от уголовной ответственности, меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, предусмотренной статьей 104 4 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Если в ходе предварительного расследования будет установлено, что имеются предусмотренные статьей 25 1 настоящего Кодекса основания для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого, следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, которое вместе с материалами уголовного дела направляется в суд.

3. Копия указанного в части второй настоящей статьи постановления направляется следователем, дознавателем подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему и гражданскому истцу.

4. Ходатайство, указанное в части второй настоящей статьи, подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня либо мировым судьей, к подсудности которых относится рассмотрение соответствующей категории уголовных дел, по месту производства предварительного расследования в срок не позднее 10 суток со дня поступления ходатайства в суд с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, защитника, если последний участвует в уголовном деле, потерпевшего и (или) его законного представителя, представителя, прокурора. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки лица, в отношении которого рассматривается вопрос о прекращении уголовного дела или уголовного преследования.

5. По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, в котором указывает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным статьей 25 1 настоящего Кодекса, и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа с возвращением ходатайства и материалов уголовного дела руководителю следственного органа или прокурору, если сведения об участии лица в совершенном преступлении, изложенные в постановлении о возбуждении ходатайства о применении к лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного рассмотрения ходатайства, либо уголовное дело или уголовное преследование должно быть прекращено по иным основаниям.

6. В постановлении о назначении лицу, в отношении которого уголовное дело или уголовное преследование прекращено по основаниям, предусмотренным статьей 25 1 настоящего Кодекса, меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа судья с учетом материального положения указанного лица и его семьи устанавливает срок, в течение которого лицо обязано оплатить судебный штраф, и разъясняет ему порядок обжалования постановления и последствия уклонения от уплаты судебного штрафа. Размер судебного штрафа определяется судьей в соответствии со статьей 104 5 Уголовного кодекса Российской Федерации.

7. Постановление судьи, указанное в части пятой настоящей статьи, может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке, установленном главой 45 1 настоящего Кодекса.

8. Копия постановления, вынесенного по результатам рассмотрения ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, вручается или направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, его защитнику, потерпевшему и (или) его законному представителю, представителю, а также лицу, возбудившему ходатайство, прокурору и судебному приставу-исполнителю.

Статья 446 3 . Порядок прекращения уголовного дела или уголовного преследования и назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в ходе судебного производства по уголовному делу

1. Если в ходе судебного производства по уголовному делу будут установлены основания, предусмотренные статьей 25 1 настоящего Кодекса, суд одновременно с прекращением уголовного дела или уголовного преследования разрешает вопрос о назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. В этом случае суд выносит постановление или определение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и о назначении подсудимому меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, в котором указывает размер судебного штрафа, порядок и срок его уплаты.

2. Суд разъясняет лицу, в отношении которого прекращено уголовное дело или уголовное преследование и назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, последствия неуплаты судебного штрафа в установленный срок, предусмотренные частью второй статьи 104 4 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также необходимость представления сведений об уплате судебного штрафа судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Статья 446 4 . Порядок обращения к исполнению решения о применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

1. Обращение к исполнению решения о назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа возлагается на вынесший решение суд.

2. Решение о применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа обращается к исполнению в порядке, установленном статьей 393 настоящего Кодекса.

Статья 446 5 . Последствия неуплаты лицом судебного штрафа

В случае неуплаты лицом судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера, суд по представлению судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном частями второй, третьей, шестой, седьмой статьи 399 настоящего Кодекса, отменяет постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа и направляет материалы руководителю следственного органа или прокурору. Дальнейшее производство по уголовному делу осуществляется в общем порядке.».

Кто принимает уголовный кодекс