Может ли пенсионер, предъявив удостоверение, проехать бесплатно в маршрутке?

«Я всегда езжу общественным транспортом, ведь у меня пенсионное удостоверение, с которым чувствую себя защищенной. Однажды долго пришлось ждать автобуса, и я решила проехать в маршрутке. Но водитель сказал, что в салоне уже есть пассажиры с удостоверением, а больше, мол, не положено. Моя соседка постоянно пользуется пенсионным документом и всегда в маршрутном такси ездит бесплатно — вроде позволяют правила провоза пассажиров. Хотела уточнить, может ли обычный пенсионер проехать бесплатно в столичной маршрутке по удостоверению?»

Елена Михайловна, Киев

Как сообщил первый заместитель столичного департамента транспортной инфраструктуры горгосадминистрации Иван Шпилевой, согласно постановлению Кабмина от 17 мая 1993 года № 354 «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» пенсионеры по возрасту имеют право бесплатно ездить в городском общественном наземном транспорте (кроме метро и такси) с удостоверением установленного образца. Автоперевозчики должны оказывать услуги пассажирам с такими правами по Закону Украины «Об автомобильном транспорте» (статья 37). В то же время по этому закону отношения между перевозчиками и органами местного самоуправления определяются договором об организации и условиях перевозок (с учетом размера и механизма выплат компенсации за перевозку льготных пассажиров).

Частные перевозчики в Киеве, оказывающие услуги на автобусных маршрутах общего пользования в режиме маршрутного такси, не получают из государственного бюджета компенсации за льготный проезд отдельных категорий граждан и берут на себя эти обязательства добровольно — за счет собственной хозяйственной деятельности (согласно части 2, статьи 916 Гражданского кодекса Украины).

Как показывает практика, частники в маршрутках хоть и юридически не могут отказать пассажиру-пенсионеру, частенько это делают, ссылаясь на существующие ограничения в провозе льготников (10 процентов, или два-три льготных места от общего количества пассажиров). Но в законе о таких правилах речи нет. Как рассказали в департаменте транспортной инфраструктуры Киевской госадминистрации, если льготника не пустили в маршрутку, то, скорее всего, это самоуправство водителя. Возить льготников частники обязаны, хотя компенсировать это за свой счет не всегда готовы (и сами устанавливают лимит на места в салоне). В маршрутках размещаются Правила провоза пассажиров, где указываются категории граждан, которым закон дает право на бесплатный проезд, — это участники боевых действий, инвалиды, чернобыльцы, ветераны разных служб и ряд других льготников.

Задайте свой вопрос: [email protected]

Плати или выметайся! Пенсионерам в маршрутках проезд заказан

Оксана Максимова, РИА Новости Украина

Львов и регион

Во Львовской области перевозчики объявили войну пенсионерам. Региональная организация Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков заявила о решении автотранспортных предприятий центра и области о том, что с 20 января бесплатный проезд для пенсионеров будет отменен.

Перевозчики, в частности, ссылаются на то, что в 2018 году льготы пенсионерам на транспортные услуги не предусмотрены законами Украины. В доказательство своих слов Ассоциация приводит положения Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях».

«Ситуация заходит в тупик из-за отсутствия решения этой проблемы со стороны Верховной Рады Украины и Кабинета министров Украины. Пенсионерам льготы на транспортные услуги не предусмотрены законами Украины», — говорится в сообщении ассоциации.

Вместе с этим также отмечается, что на сегодняшний день по региону в реестре плательщиков налогов зарегистрировано 505 тысяч пенсионеров по возрасту.

В управлении транспорта Львовского горсовета в ответ на заявления перевозчиков уточнили, что никаких официальных обращений или предупреждений от транспортников по поводу перевозки пенсионеров не поступало.

«Имеем информацию, что в отдельных салонах автобусов появились объявления об отмене льготы для пенсионеров с конца января. Очевидно, речь идет о том, чтобы пенсионеры платили 50% от стоимости, как было принято в области», — сообщил заместитель начальника управления транспорта ЛГС Игорь Собенко.

Он добавил, что в последние годы перевозчики не получали в полном объеме возмещение за перевозку льготников, а только лишь 10-15% от потребности. В целом же, как уточнил Собенко, данный вопрос будет еще изучаться.

Тернополь

В 2014 году тернопольские перевозчики отказались выходить на маршруты из-за несогласия со стоимостью проезда. Маршрутчики аргументировали свои действия неблагоприятной финансовой ситуацией — ростом цен на горюче-смазочные материалы и запчасти. Поэтому, чтобы улучшить свое финансовое положение, они решили отказаться от бесплатной перевозки пенсионеров.

Ситуация в целом не урегулирована, и как писало РИА Новости Украина, в городе нередки случаи, когда водители переполненных маршруток останавливаются на маршруте и отказываются ехать дальше из-за того, что пожилые люди не оплачивают проезд.

Мариуполь

Столица Приазовья также отличилась беспределом в отношении пенсионеров. Летом 2016 года во многих мариупольских автобусах появились объявления о том, что проезд для пенсионеров платный, а стариков выгоняли даже из тех маршруток, где таких объявлений не было.

Как выяснилось, такой шаг перевозчиков был самовольным, так как горсовет каких-либо решений по вопросу размещения информации о правилах предоставления права на льготный проезд в общественном транспорте не принимал и никаких распоряжений не давал, информация была размещена перевозчиками самовольно.

Отметим, что в Мариуполе число жителей льготных категорий составляет около 200 тысяч, что составляет практически 50% всего населения города. 160 тысяч – пенсионеры, остальные – инвалиды, чернобыльцы, социально незащищенные слои населения. Как заявляли перевозчики, количество льготников среди пассажиров часто достигает 50%, а городской бюджет компенсирует только 3% от перевозки пассажиров льготных категорий. Решение проблемы транспортники видели в повышении стоимости проезда.

Житомир

В минувшем году дискуссии властей и транспортников по вопросу перевозки пенсионеров вылились в целые баталии. В мае житомирский исполком проголосовал за повышение стоимости проезда в маршрутках до 5 гривен: перевозчиков обязали подписать дополнительные соглашения о бесплатной перевозке граждан 24 льготных категорий, после чего мэр Сергей Сухомлин подписал решение исполкома о тарифе в 5 грн в маршрутках.

Смотрите так же:  Статья 216 ук рф комментарии

Новые тарифы начали действовать с 1 июня, а 12 октября в маршрутках появились объявления с перечнем льготных категорий, которых перевозчики соглашаюлись возить без оплаты. Пенсионеры в этот перечень не вошли. После этого исполком снизил стоимость проезда в маршрутках, а апелляционный суд отменил первоначальное решение исполнительного комитета об удорожании проезда.

Собственно, за всеми этими схемами под давлением перевозчиков местные чиновники приняли решение по ограничению времени бесплатного проезда пенсионеров. Маршрутчиков обязали бесплатно возить все категории льготников, в том числе и пенсионеров, но бесплатно только с 10:00 до 16:00.

Кропивницкий

Минувшей осенью проблемы бесплатной перевозки пенсионеров обострились также в Кропивницком. В ноябре с выходом на маршруты в городе многовместительных автобусов маршрутчики отказались бесплатно возить пенсионеров. Транспортники заявляли, что для перевозок в режиме маршрутного такси предусмотрено 10 льготных категорий, за которые перевозчики получают компенсацию из городского бюджета, а вот для пенсионеров по возрасту горсовет с перевозчиками таких договоров не заключали. Между сторонами, как сообщалось в СМИ, действовали устные договоренности, которые стали неактуальными после появления альтернативы в виде многовместительных автобусов.

По данным начальника управления транспорта Кропивницкого горсовета Александра Вергуна, количество лиц, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте города, насчитывается около 80 тыс, а пенсионеров по возрасту — 53 тыс.

Напомним, что бесплатный проезд пенсионеров по возрасту в общественном транспорте регулируется постановлением Кабмина от 17 мая 1993 года № 354 «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» и законом Украины «Об автомобильном транспорте» (статья 37). Последний документ определяет, что отношения между перевозчиками и органами местного самоуправления определяются договором об организации и условиях перевозок (с учетом размера и механизма выплат компенсации за перевозку льготных пассажиров), но часто частники по стране не получают компенсацию за льготников и берут такие обязательства на себя добровольно — за счет собственной хозяйственной деятельности. Юридически частники не могут отказать пенсионеру в проезде, возить льготников маршрутчики обязаны, однако, как показывает практика, делать это за свой счет никто не хочет.

По данным материалов открытых источников интернет

Кто имеет право бесплатного проезда в маршрутках киева

Министерство инфраструктуры Украины разъяснило, что постановление Кабмина о бесплатном проезде для пенсионеров в общественном транспорте является действующим. Для перевозчиков, нарушающих это требование, предусмотрены штрафы.

Об этом говорится в ответе министерства на информационный запрос ГО «Развитие Общины».

Как отмечает Мининфраструктуры, постановление Кабинета Министров Украины от 17 мая 1993 года № 354, предусматривающее право пенсионеров на льготный проезд в общественном транспорте является действующим. А автомобильному перевозчику, осуществляющему перевозку пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, запрещается отказываться от льготной перевозки, кроме случаев предусмотренных законом.

«Статьей 60 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», предусмотрена ответственность субъекта предпринимательской деятельности за безосновательный отказ от льготной перевозки в размере десяти необлагаемых минимумов доходов граждан», – напомнили в Мининфраструктуры.

Как сообщалось, во Львове продолжается публичная дискуссия относительно того, имеют или не имеют право на бесплатный проезд в маршрутках пенсионеры по возрасту. Частные перевозчики решили с 20 января не возить пенсионеров без денег, а чиновники мэрии заняли странную позицию невмешательства. Пока в маршрутках продолжаются конфликты между водителями и пожилыми людьми, которые в некоторых случаях приобретают грубые формы, – в городском совете не принимают никакого четкого решения, чтобы упорядочить ситуацию, лишь раздают комментарии и советуют писать жалобы в «Укртрансбезпеку».

В Минсоцполитики, отвечая на информационный запрос ИA ZIK сообщили: пенсионеры имеют право на бесплатный проезд: ответственна местная власть.

Могут ли в маршрутке отказать льготникам в проезде: что делать, если не пускают

Перевозчики решили дать лишь два льготных местах, а закон говорит о другом

Законом предусмотрено неограниченное количество льготных мест в маршрутках, поэтому водители не могут отказать им в проезде.

Для водителей маршруток пассажиры льготной категории как красная тряпка для быка, если таких на остановке большинство – они могут проехать мимо, а если уж и пускают в салон, то неохотно, еще могут и нагрубить в ответ.

Есть с этим проблемы не только у ветеранов АТО, но и у пенсионеров. Так, одна из жительниц Мариуполя получила ушиб, когда перед ней закрыли дверь маршрутки.

«Он закрывает дверь, а сумка моя часть в салоне, а другая в руке и начинает трогаться», – пожаловалась женщина.

«По закону, есть 17 категорий льготников. В частности ветераны, инвалиды-чернобыльцы и т.д. – перечень большой. Но нормы, сколько людей перевозить бесплатно за один маршрут, нет. Если, например, на остановке стоит 15-20 пассажиров-льготников, то водитель не имеет права не принимать их», – говорит начальник коммунальной службы перевозок Сергей Савтир.

Стоит отметить, что маршрутки – транспорт частный, и перевозчик сам устанавливает правила проезда.

«Этой проблемы не возникало бы, если бы частные перевозчики, как и коммунальные, получали возмещение. Есть закон, где четко определено, что местные власти, если берет на маршрут частных перевозчиков, они должны дотацию за льготников получать», – отмечают в службе перевозок.

На 2017 год предусмотрено 860 млн для перевозки льготников, а на сегодня возмещено 670 млн.

Впрочем, пожаловаться на перевозчика, который отказал льготнику, все же можно. Надо написать жалобу в коммунальную службу перевозок или «Укртрансбезопасность» и тогда водителя оштрафуют на 136 гривен, а предприятие – на 170 гривен.

Как сообщалось, в пригородных маршрутках Киева, которые ездят по маршруту №305 (ст. м. «Теремки» – село Глеваха) участников АТО возят бесплатно.

Напомним, как заявлял премьер-министр Владимир Гройсман, ветераны АТО должны получать землю, однако призвал сделать так, чтобы на фоне этого процесса не начался «дерибан» земли.

Смотрите так же:  Приказ минтруда россии 155н от 28 марта 2018 года

Вправе ли водители маршруток отказывать в бесплатном проезде пассажирам с пенсионным удостоверением?

«Я уже пенсионер, ветеран труда и к тому же отношусь к категории „ребенок войны“. Иногда перевозчики в маршрутках не хотят возить пожилых людей, отказывают им или устанавливают лимит льготных мест. Имеют ли перевозчики право отказывать нам, пенсионерам, в бесплатном проезде в маршрутке?»

Александр Кослинчук, пенсионер, Киев

В Министерстве соцполитики «ФАКТАМ» сообщили, что в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений и признание недействительными некоторых законодательных актов Украины» с 1 июня 2015 года отменено право отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, в частности, это касается детей войны, ветеранов труда и участников войны.

Вместе с тем в нескольких постановлениях Кабмина предусмотрено право пенсионеров по возрасту и людей с инвалидностью на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме метро и такси) и на пригородных маршрутах.

В госбюджете Украины не заложена сумма компенсации за перевозку отдельных льготных категорий граждан. Такое финансирование, как разъяснили в Министерстве финансов, предусматривается за счет местных бюджетов. Местные органы исполнительной власти могут самостоятельно определять количество льготных пассажиров и расходы на их перевозку, а также контролировать выделенные на эти цели средства.

Как сообщили в департаменте социальной политики Киевской горгосадминистрации, бесплатно ездить в общественном пассажирском транспорте льготники могут при наличии удостоверения или справки, а при введении автоматизированной системы учета — электронного билета, который будет регистрироваться и выдаваться бесплатно.

Кроме наземного транспорта, киевляне, не имеющие права на бесплатный проезд в метро (в том числе пенсионеры, а также лица, взятые на учет в столице как перемещенные с временно оккупированной территории, районов проведения АТО и населенных пунктов на линии столкновения), могут бесплатно пользоваться подземкой по решению Киевсовета от 3 марта 2016 года № 116/116.

В пресс-центре столичной коммунальной службы перевозок уточнили: в городском бюджете предусмотрены средства на компенсацию за перевозку пенсионеров в коммунальных маршрутках «Киевпасстранса», где количество льготников никто не лимитирует. Для частных перевозчиков такую компенсацию введут после запуска электронного билета (предположительно до конца нынешнего года), когда автоматизированная система сможет фиксировать число пассажиров-льготников, пользующихся транспортными услугами. Поэтому уже сейчас в новых конкурсах на маршрутные перевозки от всех участников требуется оборудовать салоны валидаторами (устройство для электронного билета). А пока частные перевозчики обслуживают льготников без компенсации этих затрат, на свое усмотрение. Часть водителей возят всех без исключения пассажиров, а некоторые неохотно пускают в салоны льготников с удостоверением, хотя никакими нормативными актами их действия не оправдываются.

Если вам отказали в услуге в столичной маршрутке, то пожаловаться на водителя можно в диспетчерскую службы перевозок по телефону: 044−489−05−28. Проверяющие установят факт нарушения и составят акт. После трех таких актов пересматриваются договорные отношения с перевозчиком.

Подготовила Наталина СИДОРЕНКО, «ФАКТЫ»

Льготы в маршрутках: имеют ли право водители отказать пенсионерам в проезде (Видео)

Действуют ли на самом деле льготы в маршрутках и что делать, если водитель отказывается вас везти:

Льготы на проезд

Для льготников проезд в городском транспорте зачастую авантюра. Даже с удостоверением в бесплатном проезде могут отказать. Имеют ли на это право водители и куда обращаться, если нарушены ваши права?

Также смотрите, как Порошенко не явился в суд по делу Януковича и это назвали «позором».

В Украине задумали монетизацию льгот

Бесплатного проезда – больше не будет

Деньги – за льготы. В Украине задумали монетизацию льгот. Одна из самых распространенных – бесплатный проезд. Те, кто имеет такое право, – вместо препирательств с водителем очередной маршрутки, которому удостоверение – не указ, теперь получат деньги на руки. Сколько? Вопрос открытый. Но вот о чем знают наверняка, и льготники, и перевозчики, и власть – бесплатный проезд уже давно не работает. А будет ли работать монетизация?

Бесплатного проезда – больше не будет. Пенсионер вы, чернобылец, человек с инвалидностью – не важно. Хотите ехать – платите. Как все остальные. Вместо ваших льгот – вы получите деньги на руки. Это называется – монетизация. И это – уже вскоре станет реальностью по всей стране.

Волынская область, Княгининская территориальная община. Здесь – заявили, что первыми в Украине вводят монетизацию льгот на проезд в общественном транспорте. Каждый льготник получит четыреста восемьдесят гривен в год.

Местных жителей – эта новость взбудоражила. В сельсовет начали звонить люди. Жаловались – нам каждый день нужно ездить.

А пока что – посмотрим – а как сейчас действуют льготы на проезд в разных городах Украины? Можно ли обойтись без монетизации и оставить все как есть?

Львов. Если вы, например, пенсионер, ездить бесплатно в маршрутке, вы не можете. Раньше частные перевозчики позволяли людям с пенсионным удостоверением платить половину от стоимости проезда. Но теперь отказались и от этого.

Пенсионеров теперь заставляют платить полную стоимость. Начались конфликты и скандалы.

Водитель кричал, ругался матом – и все это в адрес пожилой женщины, которая просила повезти ее за полцены. Свидетелем этого была Мария Лаврись.

Бабушка осталась мерзнуть на остановке. Пассажиров, которые все это видели, случай задел за живое. И уже они кричали на водителя.

Такие случаи происходят во Львове все чаще. Вот остановка в начале улицы Пасичной. Пятидесятая маршрутка. Здесь воспользоваться своей льготой пытался пожилой мужчина.

Водитель попросту отказался вести пенсионера. Заставил его выйти из маршрутки, но вскоре об этом пожалел. Все пассажиры, которые были внутри в знак протеста тоже вышли. Забрав перед этим деньги за проезд.

Но чаще всего пенсионеры смиряются и оплачивают проезд даже зная, что имеют право ехать бесплатно. Нервы дороже.

Обидно до слез, говорят эти люди. Пенсия – полторы тысячи. И это – проработав почти сорок лет. И при таких мизерных доходах им отказывают в бесплатном проезде.

Смотрите так же:  Не обновляется лицензия

Фактически перевозчики нарушают законодательство.

Вот – постановление Кабмина – еще от 93 года – оно действует и сейчас. Здесь четко указано – все без исключения пенсионеры по возрасту – могут ездить бесплатно на городском транспорте и даже на пригородных маршрутках.

Это подтветридили и в Минсоцполитики.

Между тем, глава ассоциации перевозчиков Львова утверждает, что норма постановления противоречит нормам закона.

Оказалось, перевозчики даже потрудились юридическую компанию нанять. И адвокаты отыскали им норму закона «О государственных социальных гарантиях». А там написано, что все льготы на транспорте устанавливаются исключительно законом. Получается – коллизия. Но ведь постановления Кабмина о бесплатном проезде никто не отменял. И перевозчики обязаны бесплатно обслуживать пенсионеров.

Об этом говорят и в Министерстве инфраструктуры. За отказ – даже штрафы предусмотрены. Для водителя – 136 грн., а на предприятие – 170.

Вряд ли такими суммами перевозчиков испугаешь. Да и за весь прошлый год за отказ везти пенсионеров – водителям выписали лишь пятьсот штрафов – на всю страну. Это капля в море. У службы, которая выезжает на рейды – мало сотрудников. Процедура наложения штрафов – очень сложная, оправдываются в Минтрансе.

Штрафов не боимся и будем оспаривать их в суде – говорят львовские частные перевозчики. Водители – получили указание – брать с пенсионеров деньги. И они будут его выполнять. Чернобыльцев, инвалидов, участников АТО – как и раньше – будут возить бесплатно – ведь их льготы предусмотрены законом.

Но все же перевозчики жалуются – льготников очень много. И все это – убытки. Компенсацию за их проезд – должны платить местные власти. Но у них денег на это – нет. Казалось бы – пассажиров мало должны волновать убытки перевозчиков. Но ведь это влияет и на безопасность.

Вот только – билетов водители маршруток не выдают – посчитать, проверить, сколько они на самом деле зарабатывают и не прибедняются ли они – никто не может.

В других городах – ситуация не на много лучше. Вот, например, Фастов – Киевская область. Здесь перевозчики решили – будем возить пенсионеров бесплатно только по средам.

Все это, конечно же, противоречит постановлению Кабмина. Некоторые жители подают на перевозчиков в суд. Но большинство – смирились.

Вот пенсионеры и ждут среды – чтобы воспользоваться своей льготой.

Тернополь. Здесь пенсионеров уже не возят бесплатно в часы пик. Льготой можно воспользоваться только после десяти утра.

А это уже Киев. Здесь проведем маленький эксперимент. Просим пенсионерку Валерию Клим пробовать проехать бесплатно в разных маршрутках.

Обошли с десяток маршруток. Половина водителей женщину по пенсионному пустили. Половина – нет. Бывает, что салон пустой – а ей все равно отказывают.

Приходится ждать коммунальный автобус или троллейбус – там ведь бесплатно и никто кричать не будет – вот только ходят они редко. Пенсионеры по полчаса мерзнут на остановке и не решаются зайти в маршрутку.

Система льготного проезда по всей стране – попросту разваливается. Перевозчики сами устанавливают привила – кто как хочет – игнорируя законодательство. Государство уже три года не выделяет деньги из центрального бюджета для компенсации льгот. В рамках децентрализации это теперь должны делать городские и сельские советы. А у них денег не хватает. Да и количество льготников в Украине – просто зашкаливает – по разным оценкам их от десяти до четырнадцати миллионов. Такого нет нигде в мире.

Монетизация – единственный компромисс, который видят, например, в мэрии Львова. Выдавать льготникам деньги – двести-триста гривен в месяц. И отменить бесплатный проезд для всех – вот что предлагают заместитель городского главы.

Вот только где взять на это деньги? В прошлом году во Львовской области собирались провести пилотный проект по монетизации. Посмотреть – оправдает ли себя эта практика. Чиновники посчитали – людям пришлось бы выдать на руки восемьсот миллионов гривен.

Но все же – Кабмин сейчас готовит постановление, которым хотят ввести монетизацию по всей стране. Министр соцполитики перечисляет преимущества.

Но сделать это все смогут – только если на это согласятся местные власти. Ведь именно из районных бюджетов – должны будут брать деньги на монетизацию.

И вот монетизацию первой в Украине вводит Княгининская территориальная община на Волыни. 480 гривен в год решила выдать глава общины каждому жителю. Люди возмутились. А потом – обрадовались.

Оказывается – местная власть и дальше будет требовать от перевозчиков возить льготников бесплатно. Перевозчики – в шоке. Ведь деньги должны были получить они. А не люди. Получается, это не монетизация, а попросту раздача денег избирателям, говорит глава автотранспортного предприятия.

Когда в Украине начнется настоящая монетизация – пока не берется говорить никто. Но рано или поздно делать это придется. Выиграют от такой реформы люди, которые и так транспортом не пользуются – например, жители глухих сел. Они хоть деньги на руки получат. Проиграют – те льготники, которые ездят часто. Ведь сумы, скорее всего, дадут небольшие. В любом случае – процесс будет болезненный. В России, например, монетизацию провели еще в начале 2000-х – были массовые митинги и протесты. Инициатор этой реформы – тогдашний министрсоцразвития РФ Михаил Зурабов – ушел в отставку.

Ранее сообщалось, что Кабинет министров Украины утвердил изменения в механизм монетизации субсидий. Об этом сообщил глава Министерства финансов Александр Данилюк. По его словам, средства будут перечисляться на счета управляющих компаний (ОСМД и ЖСК) в банках.

Специалисты в сфере ЖКХ осторожно оценивают возможность замены субсидий деньгами уже с 1 апреля . Так, консультант по вопросам соцзащиты населения Института местного развития Антон Левицкий сказал нам, что, пока не будет создан единый госреестр получателей субсидий, говорить о монетизации рано.

Кто имеет право бесплатного проезда в маршрутках киева