СМИ: Саакашвили приказал потопить корабль с Жириновским и Лужковым

Бывший заместитель главкома ВМС Грузии Виктор Челидзе рассказал, что летом 2004 года президент Михаил Саакашвили приказал потопить судно, на борту которого были Владимир Жириновский и Юрий Лужков. Ответственным за операцию назначили главкома ВМС Зураба Иремадзе, который не стал выполнять приказ и через два дня внезапно скончался.

«Квирис палитра», то есть «Палитра недели», на этот раз вышла в мрачных тонах. В интервью газете бывший заместитель командующего ВМС Грузии Виктор Челидзе срывает завесу тайны 13-летней давности, передает «ТВ Центр». Если верить отставному военному, Михаил Саакашвили в самые первые месяцы своего президентства отдал приказ главкому ВМС Зурабу Иремадзе уничтожить конкретное российское судно, приближающееся к берегам Абхазии.

«Саакашвили вызвал к себе Зураба и сказал, что из Сухуми идет корабль, на борту которого находятся Жириновский и Лужков, и этот корабль надо потопить. Мы этого не сделали, и через два дня Иремадзе умер при невыясненных обстоятельствах. Экспертиза проведена не была, меня не допрашивали», — сообщил Челидзе.

Речь идет о прогулочном катере «Акация», которое 11 августа 2004 года взяло курс на Абхазию. На борту в тот момент находились 40 членов ЛДПР, включая Владимира Жириновского. Делегация должна была обсудить вопросы поставки гуманитарной помощи автономной республике, которая переживала длительный замороженный конфликт с Тбилиси.

«Тогда Абхазия считалась официально частью Грузии, и Саакашвили запретил русским туристам появляться там. Приказ отдал. Представляете, какой! Тоже надо с юристами поговорить, привлечь к уголовной ответственности за приказ потопить судно с депутатами Государственной думы», — заявил Жириновский.

А вот бывший московский мэр Юрий Лужков, хоть и посещал летом 2004 года Абхазию, опроверг в интервью изданию Life факт нахождения на борту «Акации». «Мы не собирались вместе с Владимиром Вольфовичем никогда на одном судне и никогда не плыли в Абхазию. Когда Саакашвили не дал мне возможность прилететь в Абхазию нормальным образом, я туда тайком пробирался через Турцию», — сказал он.

Признание Виктора Челидзе, который до недавнего времени подвергался на родине преследованиям, лишь на первый взгляд кажется сомнительным. На волне успеха «революции роз» 3 августа 2004 Саакашвили, не тайно, а вполне публично приказал открывать огонь по всем российским судам, которые попытаются в обход Тбилиси войти в Абхазию. По мнению экспертов, такими действиями грузинский президент пытался «спровоцировать ситуацию». То, что не получилось в 2004 году, Михаилу Саакашвили удалось в 2008 году, добавляет в том же интервью Челидзе. Сюда можно включить и многочисленные провокации на границе с Абхазией, атаку на миротворческий батальон, когда погибли 10 российских военнослужащих, и наконец – полномасштабное наступление на Цхинвал, которое завершилось разгромом грузинской группировки.

В Грузии против Михаила Саакашвили возбуждено четыре уголовных дела. В том числе по обвинению в растрате госсредств. Экс-президент объявлен в розыск. Но сейчас у Саакашвили другая родина. Теперь уже бывший губернатор Одесской области заявляет – он надеется стать одним из «отцов-основателей новой Украины». Параллельно угрожает действующему президенту организовать беспорядки в Киеве – годы идут, политические приемы остаются прежними.

Егор Киселёв, «ТВ Центр».

ВЕЛИКОЕ ОСЛУШАНИЕ

E-mail редакции: [email protected] *Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации:

По вопросам работы сайта: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ»,

[email protected] «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», », «Джебхат ан-Нусра»),

Рекламный отдел:+7 (962) 933-39-55 Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан»,

[email protected] «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн»,

Отдел распространения:+7 (495) 544-30-45 «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО»,

ФСБ обнародовала приказ о скрытном переходе украинских кораблей через Керченский пролив

У задержанных украинских моряков также нашли конспект с правилами прохождения Керченского пролива

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU — Центр общественных связей (ЦОС) ФСБ обнародовал приказ о скрытном переходе кораблей ВМС Украины из Одессы в Бердянск через Керченский пролив.

Согласно предоставленной ФСБ копии контрольного листа о готовности украинского корабля «Никополь» по передислокации из Одессы в Бердянск, капитану 2-го ранга Гриценко была поставлена задача сформировать катерную группу в составе кораблей «Бердянск» и «Никополь», подготовить её для перехода через Керченский пролив.

«Переход осуществлять скрытно, вне границ береговых и морских районов наблюдения Черноморского флота РФ и береговой охраны ФСБ РФ», — отмечается в копии документа, написанной на украинском языке.

При этом, проход через Керченский пролив предписано осуществить с помощью буксира «Яны Капу». Командиру корабля «Никополь» была поставлена задача 23 ноября в 9:00 выйти из Одессы, совершить переход до Керченского пролива, там соединиться с буксиром «Яны Капу» и пройти пролив.

«Во время выхода в море, строго придерживаться мер безопасности при использовании вооружения и военной техники, навигационной безопасности судоходства. Во время выполнения задания основные усилия сосредоточить на скрытном переходе к Керченскому проливу и его проходе» — говорится в документе, копию которого предоставил ЦОС ФСБ.

Как сообщили в ФСБ, экипажи украинских кораблей были осведомлены о порядке прохождения через Керченско-Еникальский канал.

«Найден рукописный конспект установленных Российской Федерацией правил плавания по Керченско-Еникальскому каналу, из чего следует, что украинские моряки были хорошо осведомлены о порядке его прохождения», — говорится в сообщении.

Кроме того, российские пограничники обнаружили на задержанных украинских кораблях 30-миллиметровые пушки, гранатометы, несколько пулеметов, а также другое оружие.

Сегодня суд в Симферополе рассматривает вопрос об аресте задержанных украинских моряков. Первые из них уже взяты под стражу.

Конфликт в Керченском проливе

25 ноября в районе Керченского пролива российские пограничники с применением оружия задержали три корабля ВМС Украины, направлявшиеся в Азовское море. Три украинских моряка получили ранения. В связи с инцидентом в России возбуждено дело по части 3 статьи 322 Уголовного кодекса РФ (незаконное пересечение государственной границы).

Всего были задержаны 24 украинских военных моряка. Во вторник, 27 ноября им планируется избрать меру пресечения в суде в Симферополе.

Порошенко накануне обратился к российскому руководству с требованием освободить моряков и корабли. В Киеве считают действия российских пограничников неправомерными. По мнению властей Украины, Москва нарушила Конвенцию ООН по морскому праву и договор между Украиной и РФ о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.

В Москве, в свою очередь, назвали инцидент провокацией Киева и заявили, что Украина нарушила ключевые положения международного права, создала угрозу для движения судов в акватории Азовского моря.

Как «Харьков» не спас «Москву»: история успешной операции Черноморского флота

Для Черноморского флота Великая Отечественная война началась не 22, а 23 июня 1941 года. В этот день все корабли вышли в море — для одних главной задачей была постановка мин, для других — их боевое прикрытие. На третий день войны, в отличие от остальных частей Красной армии, эти корабли перешли в наступление — выполнять приказ, пришедший из Москвы.

Командующий эскадрой кораблей Черноморского флота СССР Владимирский сразу поставил такой приказ под сомнение — совершить набег на румынскую Констанцу — значит выполнить переход по районам повышенной минной опасности. Однако 25 июня 1941 года лидеры эскадренных миноносцев «Харьков» и однотипный с ним «Москва» ранним утром ушли к Констанце.

Из-за организационных задержек пришлось идти на повышенной скорости. В результате были потеряны параваны — устройства защиты от якорных мин. В 5 утра «Харьков» с дистанции 130 кабельтовых — это примерно 24 км — открыл огонь по берегу. Через 4 минуты начали отвечать 2 румынских эсминца, а еще через 2 — береговая батарея. Выпустив за 10 минут 350 снарядов, корабли невредимыми легли на обратный курс.

Еще через 10 минут, в 5.21 на скорости 28 узлов «Москва» налетела на мину, переломилась и в считанные секунды затонула.

«Харьков» лег в дрейф и приступил к спасению моряков, но тут же был накрыт береговой артиллерией и атакован румынскими самолетами. Спасательные работы были прекращены. Капитан Мельников сделал нелегкий выбор — ради сохранения второго корабля он не стал спасать моряков «Москвы». Вскоре из-за близких разрывов тяжелых снарядов вышел из строя один из котлов.

Максимальный ход упал до 6 узлов. Весь день продолжалась борьба за жизнь корабля — палубная команда вместе с пришедшими на помощь эсминцами отбивала непрерывные атаки авиации, а трюмные механики буквально чудом вдыхали жизнь в корабельные турбины. Только в 21.30 корабль пришвартовался в Севастополе. Эта операция до сих пор даже западными историками признается одной из самых успешных морских операций Советского флота во Второй мировой войне.

Капитана «Харькова» никто не стал осуждать — у него была безупречная репутация на Черноморском флоте.

Ботиночки со свиным верхом

В марте 1940-го года Пантейлемон Александрович Мельников стал капитаном «Харькова», как и подобает начальнику, поинтересовался у матросов: «Как служба?». Матрос Владимир Смирнов пожаловался на новые ботинки: «Стыдно в город в них выйти!».

После построения Мельников вызвал начальника службы снабжения и запретил выдавать «стыдные» ботинки, а на имя начальника военно-морской базы ушел рапорт. Ответ не замедлил ждать: «Приказываю выдавать!». Следующий рапорт ушел выше по команде, потом еще выше. Все тот же ответ. И тогда Мельников пишет письмо на имя Сталина. Через месяц пришел ответ: «1. Командир Мельников — единственный, до конца требовательный командир, прошедший все инстанции. 2. Приказываю: ботинки со свиным верхом с довольствия снять. 3. Объявить Мельникову благодарность. 4. Приказ объявить на всех кораблях Черноморского флота. ».

Команда после этого нового командира зауважала. Под командованием Мельникова «Харьков» быстро снискал репутацию одного из лучших кораблей Черноморского флота, способного выполнить любую задачу.

1 ноября 1941 года «Харьков» в родной гавани Севастополя попал под первый массированный налет немецкой авиации. С наступлением темноты, приняв на борт 350 раненых, «Харьков» ушел в Туапсе, чтобы вернуться назад через 3 дня. Ночью 5 декабря, когда корабль вел огонь из Южной бухты, немцы засекли вспышки выстрелов и открыли ответную стрельбу. Несколько снарядов попало в носовую часть корабля, выведя из строя носовые орудия и изрешетив командирскую каюту. По чистой случайности никто не пострадал — расчеты прикрыли щиты, а капитан Мельников вышел из каюты за мгновения до взрыва. Ремонт орудий длился до следующего вечера, и все это время «Харьков» продолжал вести огонь из кормовых пушек.

«Казалось, что все вокруг навечно пропахло порохом: тело, одежда, помещения. На корабле так привыкли громко разговаривать, что продолжали кричать даже тогда, когда наступало относительное затишье», — писал об этих днях военный историк Петр Уваров. В таких условиях 5 суток, меняя стоянки, экипаж «Харькова» уничтожал гитлеровцев.

До 18 июня 1942 года корабль доставлял в Севастополь морских пехотинцев, оружие, боеприпасы, продовольствие, увозя из осажденного города раненных. За это время «Харьков» получил повреждения, требующие капитального ремонта, но продолжал выполнять боевые приказы.

Один за всех, и все за одного!

Осенью 1943 года командование Черноморского флота принимает решение нанести мощный удар по двум крупным портам оккупированного немцами Крыма — Феодосии и Ялте. 5 октября 1943 года эсминец «Способный», эсминец «Беспощадный» и лидер «Харьков» вышли в боевой поход. На подступах к Феодосии их обнаружил немецкий самолет разведчик. Буквально через несколько минут наши корабли были атакованы торпедными катерами «шнелльботы» S-28, S-42 и S-45. Но эсминцы уклонились от выпущенных торпед и открыли огонь из всех орудий.

Командующий эскадрой Григорий Негода принимает решение отказаться от нападения на Феодосию и ограничиться обстрелом Ялты. 6 октября в 6.30 утра «Харьков» с дистанции 10 км начал обстрел Ялты. За 16 минут он выпустил без корректировки по меньшей мере 104-130-мм осколочно-фугасных снаряда. Следуя вдоль берега, лидер сделал 32 выстрела и по Алуште. После этого «Харьков», маневрируя под огнем береговых батарей, стал отходить, присоединился к возвращавшимся эсминцам, и отряд в полном составе лег на обратный курс.

В 8.30 над советскими кораблями появились 8 немецких пикирующих бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием двух истребителей Me-109. «Харьков» получает сразу 3 прямых попадания бомбами весом в 250 кг и теряет способность самостоятельно двигаться.

В этой обстановке было приказано «Способному» взять «Харьков» на буксир. Через 3 часа авианалет повторяется, черноморцы срочно вызывают на помощь авиацию, но 9 наших истребителей не справляются с 14 пикирующими бомбардировщиками Ю-87. В «Беспощадный» попала авиабомба, разрушившая машинное отделение. После этого командир отряда Негода отдал приказ «Способному» поочередно буксировать «Харьков» и «Беспощадный», на борту которого он сам и находился.

Смотрите так же:  Сколько ждать денег после назначения пособия

Но в 14.10 корабли снова подверглись атаке с воздуха группой в 25 «юнкерсов» под прикрытием дюжины «мессершмиттов». Получивший 4 прямых попадания «Беспощадный» затонул почти мгновенно. В это время «Харьков» получил 2 прямых попадания в полубак и начал тонуть. В этот момент капитан 2 ранга Шевченко приказал поднять на фалах сигнал «Погибаю, но не сдаюсь», оповестив товарищей, что лидер «Харьков» погибает так, как и пристало погибать кораблям российского флота, ведя огонь по врагу и не спуская своего боевого флага.

В это время совершили подвиг командиры 7 и 8 зенитных автоматов старшины 2 статьи Михаил Степанов и Александр Кучерявый. Как и командир зенитной батареи лейтенант Резонтов, они вели огонь по немецким самолетам, пока не скрылись под водой вместе с кораблем. До последней минуты своей жизни зенитчики прикрывали огнем плавающих в воде товарищей. В 15.37 «Харьков» скрылся под водой.

«Способный» в течение 2 часов занимался спасением экипажей погибших кораблей, пока не подвергся последнему, самому мощному налету. 25 «Юнкерсов-87» атаковали эсминец с разных направлений, добившись 3 прямых попаданий 250-кг бомбами в первое машинное отделение и в кубрики личного состава. Через 20 минут после начала налета, в 18.35 «Способный» затонул.

Согласно политдонесению, в этот день спастись смогли лишь 112 человек, в том числе командир эскадры Григорий Негода, чей приказ о буксировке судов впоследствии подвергся резкой критике. Всего в этом походе погибло 733 моряка. Произошедшая трагедия имела далеко идущие последствия. Сталин для отчета вызвал в Кремль наркома ВМФ Кузнецова и спасшегося Негоду. Сам факт того, что немцам вдали от своих аэродромов на устаревших самолетах Ю-87 удалось столь легко потопить 3 современных корабля с довольно мощным зенитным вооружением, да еще имевших прикрытие с воздуха, казался необъяснимым.

Противник потерял 14 самолетов, но это была слишком малая цена за гибель 3 кораблей и сотен моряков. В итоге Сталин распорядился перевести все крупные корабли Черноморского флота в резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Больше в боевых действиях они не участвовали.

В Севастопольской бухте после войны появился скромный памятник, на котором перечислены имена кораблей-героев, а у моряков — легенда о трех «мушкетерах» Черноморского флота «Способном», «Беспощадном» и «Харькове», которые спешили на выручку друг другу, несмотря ни на что.

Какие бумаги везли с собой моряки

Незаметно пройти под Керченским мостом: ФСБ опубликовала приказ, который якобы получили украинские моряки. По словам пограничников, бумаги изъяли у самих задержанных. Их подозревают в незаконном пересечении российской границы в Черном море 25 ноября. Тогда российские пограничники атаковали три украинских корабля. Их экипаж сначала задержали, а накануне суд арестовал 12 украинских моряков. Дела остальных рассмотрят в среду. Что за документы они с собой везли? И грозят ли им реальные сроки? С подробностями — Иван Корякин.

Два документа. Один печатный — контрольный лист с описанием задач корабля «Никополь», второй — рукописная памятка по прохождению Керченского пролива. Бумаги, как утверждает ФСБ, доказывают, что украинские моряки собирались пройти пролив без разрешения России, хотя и знали о правилах. Скрытно перейти из Одессы в Бердянск и быть особенно осторожными у Керчь-Еникальского канала, следует из документов. Зачем их брать с собой, если они секретные? Специалисты говорят, что бумаги, даже такие, все равно должны храниться на корабле. Другое дело, как моряки собирались выполнять приказ, говорит бывший начальник штаба Черноморского флота, вице-адмирал Петр Святашов: «Это же не подводная лодка, чтобы погрузиться и скрытно форсировать Гибралтар, к примеру. А тем более Керченский пролив катерам пройти невозможно, так как устанавливается очередность. Гражданские и военные — все в общей очереди».

Задержанные корабли — это буксир и два военных катера. Помимо документов пограничники на них нашли пулеметы ДШК, автоматы Калашникова, гранаты, патроны — целый арсенал. Зачем это на борту буксира? Для военного корабля это нормально, говорит главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский: «Это вполне обычно. Кроме того, про штатное вооружение самих катеров не будем забывать, там и автоматические пушки калибра 30 мм, и противотанковые комплексы были предусмотрены. Правда, самих ракет не оказалось на борту при задержании этих кораблей».

Дмитрий Дризе — об урегулировании конфликта между Россией и Украиной

Случайно или нет, но ФСБ поделилась новыми подробностями инцидента в Керченском проливе в то же время, когда суд в Симферополе выносил решения об аресте моряков. Одним из первых стал Владимир Варимез — 26-летний старший матрос, который находился на буксире. Сам он, как и сослуживцы, вину не признал. «Коммерсантъ FM» поговорил с двоюродным братом украинского моряка Владимиром Бакаловым: «Это все провокации Украины. Их кидают, как пушечное мясо, куда скажут, туда и идут. Они как пешки. Я думаю, что они ничего не знали об этом. Он мне позвонил, говорит: “Родителям позвони, скажи, что все нормально, все хорошо, чтоб тоже не переживали”».

Арестованные моряки как минимум два месяца проведут в СИЗО Симферополя. Им грозит до шести лет заключения. Сыграют ли здесь роль данные ФСБ? И найденные документы, и оружие наверняка станут доказательствами в деле, говорит партнер юридической фирмы FMG Group Михаил Фаткин: «Люди были вооружены и пытались прорваться. Это можно расценивать как с применением насилия и по предварительному сговору, или угрозой его применения. И ответственность за данное преступление — до шести лет лишения свободы».

Как после морского инцидента Россия и Украина ведут судебные баталии

Но вот вопрос: дойдет ли дело до реальных сроков? И не даст ли так Россия еще один повод для громкой международной критики? Решение по делу моряков будет и политическим, считает адвокат Дмитрий Динзе, который защищает другого гражданина Украины — режиссера Олега Сенцова. Но жесткое наказание, по его мнению, ждет только командиров: «Россия должна теперь уже свою правоту как-то доказать и довести до какого-то логического конца.

Поэтому, скорее всего, дело доведут до суда, и будут какие-то приговоры.

Может быть, не в отношении всех конкретно, а в отношении отдельных личностей, которые принимали управленческие решения или военные решения, связанные с транспортировкой людей, так скажем, техники на море».

Также ФСБ опубликовала видеозаписи опросов троих моряков, сделанных вскоре после задержания. Они подтверждают — сознательно игнорировали запросы российской стороны. Правда, кто-то использует канцеляризмы и будто читает по бумаге, а кто-то называет «пролив» по-украински — «протока». Но в любом случае, что бы моряки ни сказали, на их судьбе это не отразилось.

Служба безопасности Украины назвала виновными в инциденте в Керченском проливе российских пограничников. Киев пытался обсудить возврат моряков с Москвой, однако диалог так и не состоялся. Так, президент Петр Порошенко, по его словам, не смог дозвониться Владимиру Путину.

Война за Азов: Сможет ли украинская армия выполнить приказ Порошенко

Орфография, пунктуация и стилистика текста оставлены в варианте оригинала публикации — прим. ред.

Без реального и значительного усиления береговой обороны на Азовском море украинское «противодействие» российским провокациям очень быстро может превратиться в откровенную бутафорию

Президент Украины Петр Порошенко отдал распоряжение соответствующим силовым ведомствам начать активное противодействие недружественным действиям российских специальных служб в Азовском море.

Вполне обоснованное распоряжение прозвучало после того, как количество кораблей, которые направлявлялись в или из украинских портов на Азове и были задержаны российскими спецслужбами, достигло полторы сотни.

«Мы не будем мириться с незаконным захватом украинских и иностранных кораблей, которые двигаются в направлении украинских портов, в том числе Мариуполя, для того, чтобы остановить горно-металлургический комплекс, — заявил глава государства. — Мной были отданы соответствующие приказы и министру обороны, и начальнику Генерального штаба, и командованию ВМС Украины, чтобы мы предприняли достаточные меры, чтобы остановить это нарушение закона и остановить российские провокации при прохождении украинского Керченского пролива».

С формальной точки зрения, президент был совершенно прав. Действия российских пограничников и сотрудников ФСБ создают угрозу экономическим интересам Украины и должны получить адекватный ответ. Дипломатический компонент которого в виде иска Украины в международный арбитраж в рамках Конвенции ООН по морскому праву уже был реализован. Но кроме дипломатического компонента, реализация которого затянется, вероятно, на годы, нужен и оперативный ответ, который и должны осуществить, получив соответствующий приказ президента, господа министр обороны Степан Полторак, начальник Генштаба Виктор Муженко и командующий ВМС Игорь Воронченко.

Военным здесь можно посочувствовать — они оказались в затруднительной ситуации. Бороться с проблемами, которые пока что гипотетические, вроде возможного морского десанта российских сил, — относительно легко. Можно провести какие-то учения, показательные артиллерийские стрельбы (хотя подобный вариант «противодействия» морскому десанту попахивает первой половиной прошлого века) и заявить, что «граница на замке». «Вынеся за скобки» преимущество противника на море и, не исключено, в воздухе. А там, глядишь, пронесет — и испытывать оборону от десантов на практике не придется.

Россия хочет «откусить» у Украины Азовское море

Какие потери ждут Украину на Азовском море

Россия блокирует Азовское море

Для чего Россия нагнала военные корабли в Азовское море

Поскольку их проверки и обзоры кораблей — недружественные и демонстративные, но осуществляются в соответствии с действующим договором между Украиной и Россией о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива. Поэтому останавливать силой такие обзоры украинцы не имеют права. Проводить задержание российских военных катеров тоже невозможно — согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, такие суда пользуются экстериториальностью.

Можно, в принципе, применить зеркальные средства, в частности задерживая торговые корабли, идущие в российские порты. Но и здесь не все просто. Поскольку, имея на Азовском море крайне скромный потенциал в виде 5 катеров и 10 малых катеров (из которых заметная часть отпраздновала 40-летний юбилей и больше времени проводит в ремонте, чем в море), вести агрессивное задержание российских кораблей в окружении многочисленных российских сил будет, мягко говоря, непросто. Перебросить усиления из Черного моря после строительства Керченского моста будет крайне сложно. Построить что-то новое на Азове, пусть даже небольшие катера, тоже вряд ли удастся в ближайшие три-четыре года. А проблему следует решать немедленно.

Единственным реалистичным способом хотя бы обозначить свое присутствие на Азовском море есть, кажется, проведение ракетных стрельб с «закрытием» существенных территорий в море. Еще в начале февраля СНБО, которая находится сейчас в тяжелой задумчивости по поводу того, как «ответить» россиянам на Азове, демонстрировала видеосюжеты со стрельбами противокорабельными ракетами «Нептун». Дальность действия которых, по словам разработчиков из ОКБ «Луч», как раз и составляет около 300 километров — то есть практически на весь размер Азовского моря. При этом демонстрации сопровождались уверениями, что это оружие, которое может базироваться как на берегу, так и в море, вот-вот пойдет в войска. Возможно, сегодняшняя ситуация на Азове как раз и является идеальной для того, чтобы испытать эти ракеты не на 30-километровом полигоне, а на 300-километровой морской глади? Тем более, что для испытаний оружие не обязательно должно быть передано войскам. И прототипов для испытаний можно сделать немало, если учесть тот факт, что корпуса «Нептунов» поразительно похожи на несколько доработанные корпуса ракет С-200, часть которых сейчас выводятся из использования.

Параллельно с этим Украина по дипломатическим каналам могла бы поставить вопрос против корабельных комплексов и перед западными союзниками, которые заинтересованы в решении конфликта на Азовском море минимальными средствами.

В любом случае, адекватное противодействие российским силам на Азовском море — это вопрос не только и, может, даже не столько работы донецких металлургов. Это вопрос национальной безопасности Украины. И решать его, к сожалению, можно не только и не столько приказами, как созданием надлежащей и современной береговой обороны — глубоко эшелонированной, надежно прикрытой с воздуха и оснащенной самыми современными противокорабельными комплексами. И почему-то кажется, что в случае появления такой обороны вопросы с агрессивным поведением российских катеров исчезнут как-то сами собой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Основы хозяйственной деятельности корабля

— всестороннее обеспечение кораблей ресурсами;

— экономное расходование материальных и денежных средств;

— удовлетворение социально-бытовых потребностей л/с.

Основными направлениями хозяйственной деятельности командиров являются:

— рациональное использование оружия и технических средств;

— контроль за законностью и порядком получения, хранения и расходования материальных, денежных средств и имущества в целях всестороннего обеспечения корабля и личного состава;

— воспитание личного состава в вопросах бережного отношения к государственной собственности.

Командиру корабля вверяются большие материальные ценности, а в повседневной практической деятельности ему приходится решать различные хозяйственные и финансовые вопросы, для умелого и грамотного решения которых необходимо твердо знать и пунктуально выполнять требования и положения руководящих документов по ведению корабельного хозяйства.

Смотрите так же:  Лишение прав за проезд на красный свет

1. Организация и руководство хозяйственной деятельностью корабля

1.1. Основные положения тылового обеспечения кораблей

Тыловое обеспечение кораблей включает:

Под материальными средствами (МС) в ВМФ понимаются:

все виды вооружения и военной техники (В и ВТ), запчасти и агрегаты к ним;

все виды боезапасов и стрелкового оружия;

ГСМ и специальные жидкости;

средства связи и наблюдения;

техническое, шкиперское, аварийно-спасательное, инженерное, гидрографическое, медицинское, вещевое и другое военное имущество;

вода, сжатый воздух, пар, газы и электроэнергия.

Для поддержания в постоянной боевой готовности на кораблях всегда содержатся определенные запасы материальных средств в соответствии с установленными нормами.

Корабельные запасы материальных средств в зависимости от целевого назначения подразделяются на:

запасы текущего снабжения (текущие запасы);

Текущие запасы делятся на:

расходную часть (для повседневных нужд согласно нормам снабжения, штату и табелю);

неснижаемую часть (неснижаемый запас) — (для поддержания и сохранения установленной степени боевой готовности в случае перебоев в обеспечении).

Разрешение на расходование неснижаемых запасов материальных средств может дать старший начальник, установивший их размеры, в крайних случаях – командир корабля, о чём он производит доклад и принимает меры к их пополнению.

Снабжение кораблей материально-техническими средствами производится на основании норм и табелей.

Норма снабжения — перечень и количество предметов материально–технических средств, положенных к выдаче на определенный срок (действие) на каждую единицу вооружения (или в целом на корабль), а также на каждого военнослужащего (в целом на экипаж).

Нормы разрабатываются центральными довольствующими органами, утверждаются правительством и объявляются приказами МО РФ и ГК ВМФ.

Табель снабжения – перечень отдельных предметов или комплектов материально–технических средств с указанием количества, необходимого для постоянного размещения на корабле.

В него включаются вооружение и военная техника, имущество, которые необходимы для поддержания повседневной и боевой деятельности корабля.

Табель является приложением к штату корабля.

Корректура норм и табелей возможна при существенном изменении условий базирования или при модернизации корабля.

Для обеспечения планирования и контроля обеспеченности кораблей и соединений материально-технические средства учитываются в укрупненных размерах — расчётно-снабженческих единицах (PСE), которые подразделяются следующим образом:

по боеприпасам — боевой комплект;

по ГСМ, воде — заправка;

по газам и спец. жидкостям — зарядка,

по продовольствию — сутодача;

по запасным частям — комплект.

1.2. Основы организации корабельного хозяйства.

Корабельное хозяйство — это важная составная часть корабельного организма, включающая объекты обеспечения боевой подготовки, хозяйственно-бытового, технического, медицинского обеспечения личного состава с запасами материально-технических средств.

Основными задачами корабельного хозяйства является:

всестороннее и бесперебойное обеспечение боевой подготовки корабля;

поддержание в постоянной боевой и мобилизационной готовности кораблей;

создание условий для быстрого их перевода с мирного положения на военное;

постоянное обеспечение материально-бытовых условий личного состава.

Командир корабля организует корабельное хозяйство и руководит им.

Руководство корабельным хозяйством командир корабля осуществляет лично и через своих заместителей, помощников, командиров боевых частей и начальников служб.

Организация и ведение корабельного хозяйства включает в себя:

планирование, управление хозяйственной деятельностью корабля и контроль за ней;

истребование, получение, подвоз, хранение, выдачу и расходование материальных и денежных средств (по всем боевым частям и службам);

своевременное и полное доведение до личного состава положенных норм довольствия, удовлетворение его материально-бытовых, культурных потребностей и сохранение здоровья военнослужащих;

обеспечение правильной эксплуатации, хранения и ремонта вооружения, боевой и другой техники и имущества;

эксплуатацию и ремонт казарменно-жилищного фонда;

содержание и развитие учебно-материальной базы;

организацию противопожарной охраны на корабле, в казарме и безопасную эксплуатацию объектов гостехнадзора;

ведение делопроизводства, учёта и отчётности по всем видам материальных средств и другие вопросы обеспечения деятельности корабля.

1.3. Обязанности командира корабля по организации хозяйственной деятельности

Командир корабля выполняет свои обязанности по организации и ведению корабельного хозяйства в соответствие с Уставом Внутренней службы ВС РФ-94г. (ст. 72, 73), Корабельным уставом ВМФ (ст. 131, д,ж,з) и требованиями, изложенным в «Положении о ведении войскового (корабельного) хозяйства в ВС», введенном в действие приказом МО № 105 1977 г.

В «Положении …» изложены обязанности всех должностных лиц и их ответственность за эту сферу служебной деятельности.

Командир корабля должен знать и постоянно осуществлять контроль за:

обеспеченностью корабля материальными и денежными средствами, законностью и целесообразностью их расходования,

содержанием в исправном состоянии и правильном использовании вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, топлива и иных материальных средств, объектов учебно-материальной базы, казарменно-жилищного фонда;

организацию противопожарной охраны и безопасную эксплуатацию объектов гостехнадзора;

сохранностью и укреплением здоровья подчиненных;

своевременностью, полнотой и качеством выдачи положенного личному составу довольствия.

командир корабля отвечает за организацию корабельного хозяйства и руководство им;

для умелого и грамотного руководства корабельным хозяйством ему необходимо твердо знать и пунктуально выполнять требования и положения руководящих документов по ведению корабельного хозяйства.

2. Требования руководящих документов по хозяйственной деятельности корабля

Разнообразие и всесторонность обеспечения корабля и военнослужащих положенными видами довольствия объясняет необходимость издания большого количества приказов и директив по организации и ведению корабельного хозяйства. В этом вопросе будут представлены основные руководящие документы по направлениям хозяйственной деятельности корабля и основные положения по предупреждению загрязнения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности.

Основные руководящие документы по направлениям хозяйственной деятельности корабля

2.1.1. Общие руководящие документы:

Приказ МО № 105 — 77 г.— “ Положение о ведении войскового (корабельного) хозяйства”.

Приказ МО № 250 — 82 г.— “Положение о контроле за хозяйственной деятельностью в ВС”.

Приказ МО № 260 — 79 г.— “Руководство по учету ВиВТ и мат.средств в ВС” (ч.1 — корабль)

Приказ МО № 190 — 86 г. — “Руководство по списанию материальных средств, учета пришедших в негодное состояние…”.

Приказ МО № 142 — 96 г.— “Об увеличении стоимостных показателей и предельных сумм при списании материальных средств…”. (коэф. 0.1 МРОТ)

Приказ МО № 345 — 99 г.— “О материальной ответственности военнослужащих”.

Приказ МО № 505 — 00 г.— “О порядке назначения и проведения административного расследования”.

Приказ МО № 170 — 99 г.— “Инструкция по делопроизводству в ВС РФ”.

Приказ МО № 010 — 90 г — «Наставление по защите государственных секретов».

Приказ МО № 055 — 96 г.— «Перечень сведений, подлежащих засекречиванию».

Приказ МО № 270 — 97 г.— «Наставление по архивному делу в ВС РФ».

Приказ МО № 245 — 96 г.- “О совершенствовании порядка учета и хранения изделий, содержащих драгоценные металлы”.

Приказ МО № 90 — 96 г.— “Об организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему”.

Приказ МО № 033 −97 г.— “Сроки хранения документов по корабельному хозяйству”.

Приказ МО № 70 — 98 г.— «Инструкция о порядке изготовления, учета, хранения печатей и штампов и пользования ими в ВС РФ».

Приказ ГК ВМФ № 070 −96 г.— “Нормы обеспечения тех. имуществом кораблей и частей”.

Приказ ГК ВМФ № 91-93г.— “Инструкция по организации контроля исполнительности в ВМФ”.

18. ПриказГК ВМФ № 230−85 г.— «Инструкция о порядке оформления и предъявления рекламаций».

19. Приказ МО № 222−96 г.,— Приказ ГК ВМФ № 392−97 г.,- Приказ Зам. МО № 59−86 г., «…..по метрологиии (руководство, перечень, сроки)».

2.1.2. Руководящие документы по продовольственному обеспечению:

Приказ МО № 400 — 00 г.— “О введении в действие положения о продовольственном обеспечении ВС РФ на мирное время «.

Приказ МО № 142 — 96 г.— “О выдаче военнослужащим ВС РФ продпайков продуктами”.

Приказ МО № 51 — 95 г. — “О выдаче военнослужащим ВС РФ табачного довольствия”.

2.1.3. Руководящие документы по вещевому обеспечению:

Приказ МО № 340 — 96 г.— “О вещевом обеспечении военнослужащих РФ”.

Приказ МО № 251 — 86 г.— “О нормах расходных материалов на эксплуатацию БТ в мирное время”. (расход ветоши).

Приказ МО № 485 — 90 г.— “Об обеспечения воинских частей спорт. имуществом…”.

Приказ ЗМО-НТ ВС № 3 −78 г.— “Положение о БПО военнослужащих на мирное время”.

Приказ МО № 210 — 97 г.— “Правила ношения военной формы одежды военнослужащими ”.

2.1.4. Руководящие документы по финансовому обеспечению:

Приказ МО № 80 — 73 г.— “Положение о финансовом обеспечении на мирное время”.

Приказ МО № 075 — 78 г.— “Положение о денежном довольствии военнослужащих”

Приказ МО № 373 – 94 г. – „О порядке выплаты компенсации за санаторно-курортное лечение и медицинское обеспечение военнослужащих“.

Приказ МО № 150 — 97 г.— “Об оказании безвозмездной финансовой помощи на право строительства жилья и компенсацию за поднаем”

Приказ МО № 165 — 98 г.— “О финансово-экономическом обеспечении ВС РФ”.

Приказ МО № 361 – 98 г.— „О порядке начисления пенсионной надбавки к денежному довольствию военнослужащих“.

Приказ МО № 161 — 99 г.— “О сохранении за военнослужащими должностных окладов при перемещении по службе и последующем увольнении”.

Приказ МО № 355 — 99 г.— “О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах к новому месту службы, направлению в служебную командировку”.

Приказы МО № 450 и № 475 — 00 г.— “О дополнительных мерах по социальной защите военнослужащих»

2.1.5. Руководящие документы по медицинскому обеспечению:

Приказ ЗМО-НТ № 64 — 89 г.— “Руководство по медицинскому обеспечению СА и ВМФ.”

2.1.6. Руководящие документы по шкиперскому имуществу:

Нормы табелизации кораблей, судов, тылов …. и нормы снабжения…. шкиперским имуществом. — 1986 г., Воениздат.

“Методика инвентаризации технического и шкиперского имущества на кораблях, в частях …” — 1982 г., Воениздат (ДСП).

Приказ ГК ВМФ № 210 — 62 г.— “Положение об обеспечении тех. и шкиперским имуществом”.

Приказ ГК ВМФ № 386 — 84 г.— “Нормы обеспечения бумагой на различные виды БП”.

Приказ ГК ВМФ № 315 — 70 г.— “Нормы снабжения шкиперским имуществом”.

Приказ ГК ВМФ № 0219 — 79 г.— ”Дополнение к нормам снабжения шкиперским имуществом”.

8. Приказ ГК ВМФ № 012–86 г. (№ 070 – 96 г.) — «Нормы обеспечения техническим имуществом кораблей и частей ВМФ и сроки его эксплуатации».

2.1.7. Руководящие документы по охране природной среды:

Приказ ГК ВМФ № 320 — 90 г.— “Правила охраны природной среды”. (ПОПС – 90)

Приказ ГК ВМФ № — 98 г. – «Руководство _____________ по охране природной среды”.

2.1.8.Руководящие документы по оформлениюВПД:

Приказ МО № 200 – 01 г. – «Инструкция по оформлению ВПД».

Приказ МО № 300 – 94 г. – «Об организации воинских перевозок».

2.2. Предупреждение загрязнения окружающей среды

2.2.1 Требования руководящих документов

Корабли и суда ВМФ в вопросах предотвращения загрязнения моря и природной среды обязаны руководствоваться Корабельным уставом ВМФ (ст. 308-З11) («Уставом вспомогательных судов»), Правилами ПОПС-90, а при нахождении в портах и морских водах иностранных государств — также местными законами и правилами.

Основным руководящим документом для ВМФ, определяющим требования по предотвращению загрязнения моря нефтью, спецпродуктами, сточными водами, мусором, ядовитыми жидкостями, радиоактивными и другими вредными веществами с корабля, а также организационные основы по предотвращению загрязнения моря и окружающей среды, являются «Правила охраны природной среды» (ПОПС-90), введенные в действие приказом ГК ВМФ № 320−90 г.

Требования ПОПС-90 отвечают нормам законодательства, решениям Правительства РФ и Международных конвенций по защите природной среды от загрязнения.

Освидетельствование кораблей на соответствие требованиям ПОПС-90 про­изводится штабами соединений при приёме 1-й задачи соответствующих Курсов подготовки кораблей.

Личный состав ВМФ должен постоянно воспитываться в духе персональной ответственности за чистоту акваторий, неуклонное выполнение требований по защите моря от загрязнения, а в системе боевой и специальной подготовки — изучить действующие руководящие документы и овладевать практическими приёмами и способами борьбы с загрязнением моря.

Командир корабля несет ответственность за выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения природной среды, соблюдение на корабле требований международных соглашений, законодательства России по охране природной среды и ПОПС-90. Обязанности командира корабля по данному вопросу изложены в ст. 24 ПОПС-90.

Старший помощник командира корабля несет ответственность за недопущение сброса в воду мусора, бытовых, пищевых, технических отходов.

Командир БЧ-5 несет непосредственную ответственность за проведение технических мероприятий, предотвращение попадания нефтепродуктов в воду в результате откачки за борт загрязненных льяльных вод, отработанных масел, из-за неправильной эксплуатации и содержания корабельных систем.

Ответственность за техническое состояние устройств, систем и механизмов, предназначенных для приёма (передачи) и хранения топлива, смазочных материалов возлагается и на командира подразделения, в ведении которого эти технические средства находятся.

О всех нарушениях правил по предотвращению загрязнения окружающей природной среды должны производиться донесения. Общий порядок передачи донесений устанавливает «Инструкция о порядке передачи донесений о случаях нарушений правил охраны природной среды в ВМФ» (Приложение № 14 к ПОПС-90).

Надзор за выполнением требований ПОПС-90, действующих нормативных документов по охране моря от загрязнения на флоте осуществляет «Инспекция охраны природной среды ВМФ». Для расследования причин загрязнения моря на каждом флоте приказом командующего флотом создаётся постоянно действующая комиссия.

Смотрите так же:  Системные требования для опера

Согласно законодательству предусмотрены различные виды наказания за недозволенные сбросы вредных веществ в море. В ВМФ виновные в загрязнении моря привлекаются к дисциплинарной ответственности, а при материальном ущербе несут материальную ответственность в установленном порядке. В особых случаях виновные подлежат уголовной ответственности.

2.2.2. Предельные нормы загрязнения моря вредными веществами

Загрязнение моря вредными веществами, в том числе и нефтью, ведёт к необратимым изменениям морской среды. «Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря (МАРПОЛ-73-78) в 1973 году установлено предельно допустимое количество продуктов в нефтяной смеси, сбрасываемой кораблями (судами) для всех районов Мирового океана — 100 мг/л, для особых районов: (Средиземное море с морями и заливами, Балтийское море с заливами. Черное море, Красное море с Суэцким и Арабским заливами, район заливов, включающий Персидский и Оманский заливы) — 15 мг/л. Предельно допустимые концентрации других вредных веществ в смесях с водой, разрешенных к сбросу, даны в Приложении (ПОПС-90).

Льяльные воды, содержащие нефтепродукты и нефтяные остатки должны собираться в специальные цистерны и сдаваться (передаваться) в береговые или плавучие приёмные устройства. Удаление за борт разрешается только водяных смесей, загрязненных не выше допустимых норм (100 мг/л), на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега, за исключением особых районов. Сбрасываемая в море смесь не должна содержать химических или иных веществ, количество и концентрация которых являются опасными для морской среды. О сбросе нефтесодержащих вод делается соответствующая запись в Журнале ОКС и Журнале вахтенного центрального поста.

Без выполнения указанных требований сброс в море нефтесодержащих вод запрещается. Нефтяные остатки, а также нефтяная смесь которые не могут быть сброшены в море, сохраняются на борту до слива их в приёмные устройства.

Выход корабля в море с заполненными цистернами сточных вод запрещается.

Данные требования не относятся:

к сбросу чистого и изолированного балласта;

к сбросу нефтесодержащих вод, когда содержание нефти в стоке без разбавления не превышает −15 мг/л, боевым кораблям, если по условиям плавания в особом районе они не могут обойтись без их сброса;

к сбросу нефтесодержащих вод, при содержании нефти в стоке менее 100 мг/л, боевым кораблем со стандартным водоизмещением менее 600 т, при условии, что корабль находится в пути и сброс производится не ближе 12 миль от ближайшего берега.

Перечисленные выше запрещения не распространяются на следующие исключительные случаи:

если сброс в море нефти или нефтяной смеси будет вызван не преднамеренным повреждением корабля или его оборудования, при условии, что после такого повреждения или обнаружения сброса будут приняты все меры по устранению или сведению к минимуму такого сброса;

если сброс в море нефти и нефтеводяной смеси необходим для спасения жизни на море или обеспечения безопасности корабля.

Сброс в море сточных вод разрешается на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега, а обеззараженных сточных вод — более 4 миль, причём в обоих случаях воды сбрасываются постепенно при скорости корабля не менее 4-х узлов. Сброс отработанных сточных вод не должен приводить к появлению видимых плавающих частиц и вызвать изменения цвета окружающей среды. Сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы и пластмассовые мешки для мусора, запрещается. Сброс в море обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов производится на расстоянии не менее 25 миль от ближайшего берега. Пищевые отходы и прочий мусор, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы, сбрасываются в море на расстоянии не менее 12 миль от ближайшего берега. Мусор, размельченный до размера частиц в 25 мм, разрешается сбрасывать на расстоянии не менее 3-х миль от берега.

Сброс вышеуказанного мусора, кроме пищевых отходов, в пределах особых районов запрещается.

2.2.3. Прием, хранение, транспортировка и применение ядовитых жидкостей

При приёме, хранении, транспортировке и применении ядовитых жидкостей следует руководствоваться «Инструкцией по обращению с ядовитыми техническими жидкостями».

Сброс за борт вредных веществ, перевозимых в упаковках, в грузовых контейнерах и других видах упаковок запрещается, за исключением случаев, когда это необходимо в целях спасения человеческой жизни на море или обеспечения безопасности корабля.

Приём нефтепродуктов на корабль осуществляется в соответствии с расписанием по приёму топлива. Перед приёмом нефтепродуктов личный состав, обеспечивающий приём, должен проверить исправность и правильность открытия клапанов на системах приёма, состояние воздушных и вентиляционных труб, произвести замеры уровней в топливных и масляных цистернах и сделать соответствующие записи в вахтенный журнал. На всех топливных и масляных цистернах проверяется исправность систем сигнализации и устройств для замера уровней. Перед началом грузовых операций между танкером (складом) и кораблём устанавливается постоянная, надёжная связь. Общее руководство работами по передаче нефтепродуктов на корабль возлагается на капитана танкера (начальника склада). Экипаж корабля обязан выполнять указания руководителя работ. Порядок взаимоотношений между танкером и кораблём изложен в главе I «Руководства по передаче грузов на ходу в море». Во время приёма нефтепродуктов на корабль под места шланговых соединений подставляются поддоны, на корабле ведётся постоянный контроль за уровнем принимаемых нефтепродуктов, чтобы не допускать опрессовки или переполнения цистерн; не допускается полное и резкое перекрытие трубопровода приёма. Запорные устройства на системах должны закрываться плавно после падения давления в системах и шлангах. Повышение давления больше допускаемого запрещается. При приёме нефтепродуктов с берегового склада шланги, поданные на корабль должны быть надёжно закреплены и иметь необходимую слабину, чтобы при возможных перемещениях корабля относительно причала исключить их натяжение и разрыв. При приёме нефтепродуктов с танкера на ходу необходимо следить за работой устройства передачи грузов, не допуская натяжения шлангов. При передаче нефтепродуктов с корабля на корабль на ходу в море или на якоре ответственность за сброс нефтепродуктов в море возлагается на командира того корабля, по чьей вине это произошло.

На всех кораблях рекомендуется иметь перечень возможных источников загрязнения моря нефтепродуктами с указанием мест их расположения и планируемых или осуществляемых мер по предотвращению загрязнения.

2.2.4. Постановка корабля в док, ремонт

Перед постановкой корабля в док на нем необходимо произвести тщательную уборку, санитарную проверку и закрыть на замок все санитарно-бытовые помещения (прачечные, умывальные, гальюны и т. п.). Системы сточных вод корабля должны быть дезинфицированы.

Перед постановкой корабля в ремонт все корабельные цистерны, трюмы, льялы и системы очищаются от остатков топлива, нефтяной смеси, масел, грязной ветоши и мусора. При проведении этих работ к борту корабля по заявке командира подаются специальные плавсредства для приёма остатков нефтепродуктов, промывочных вод и мусора.

По согласованию с техническим управлением флота и судоремонтными предприятиями на корабле разрешается оставлять минимальное количество топлива для обеспечения повседневных корабельных нужд о чём составляется акт.

Готовность корабля к постановке в ремонт проверяется корабельной корпусной комиссией, результаты проверки записываются в журнал осмотра корпуса, систем и устройств.

Таким образом, подводя итог второму вопросу, можно сделать вывод, что:

без знания требований и положений руководящих документов командир корабля не сможет грамотно организовать хозяйственную деятельность корабля и руководить ею;

не знание должностным лицом, постоянно или временно ведающим корабельным хозяйством, законов, приказов, положений, наставлений и руководств не освобождает его от ответственности.

3. Прием и сдача должности командира корабля в хозяйственном отношении

При смене командира корабля приём и сдача дел и должности командира корабля в хозяйственном отношении производится в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС, Корабельного устава ВМФ и Положения о ведении войскового (корабельного) хозяйства в ВС.

Для приёма-сдачи дел и должности командира корабля приказом командира соединения назначается комиссия во главе с одним из заместителей командира соединения. Приём-сдача дел и должности командира корабля производится по календарному плану, который составляется совместно принимающим, сдающим командиром, председателем комиссии и утверждается командиром соединения Этот план должен быть хорошо продуман и предусматривать выполнение всей предстоящей работы в пределах времени, отведенного на приём и сдачу дел и должности.

Календарный план составляется в произвольной форме и может содержать следующие вопросы:

очередность и сроки заслушивания должностных лиц, подчиненных сдающему дела и должность;

очередность и сроки проверки боевых частей, служб и различных объектов;

срок, к которому должны быть проведены по книгам и карточкам учёта все приходные и расходные операции по документам, выписанным на основании указаний сдающего дела и должность;

частные сроки и окончательный срок составления ведомостей наличия и качественного состояния материальных средств по боевым частям и службам с оформлением актов.

Для приёма-сдачи дел и должности устанавливаются следующие максимальные сроки:

командира корабля 1 и 2 ранга — не более 10 суток;

командира корабля 3 и 4 ранга — не более 5 суток.

Срок приёма-сдачи дел и должности исчисляется с момента прибытия на корабль вновь назначенного командира для приёма дел и должности.

Приём и сдача дел и должности в хозяйственном отношении включает:

изучение принимающим корабельного хозяйства;

ознакомления с должностными лицами;

сдачу сдающим, проверку и приём принимающим лицами материальных и денежных средств и документов;

документальное оформление приёма-сдачи дел и должности.

Приём-сдача дел и должности должны проходить без нарушения работы и боевой подготовки корабля. Общее руководство служебной деятельностью и корабельным хозяйством до окончания приёма-сдачи дел и должности (до утверждения акта командиром соединения) осуществляет командир, сдающий дела и должность.

Выдача материальных средств в этот период производится с ведома командира, принимающего дела и должность, и председателя комиссии. Ответственность за организацию и качественное проведение приёма-сдачи дел и должности командира корабля несет командир соединения.

Приём дел и должности производится лично принимающим командиром от сдающего в присутствии комиссии. Комиссия, назначенная для приёма-сдачи дел и должности, производит:

инвентаризацию материальных средств;

проверку хозяйственной деятельности корабля и сличение учетных данных с данными фактического наличия материальных средств.

При проверке состояния финансового хозяйства проверяются:

наличие денежных сумм, числящихся за подотчётными лица­ми, и соответствие их данным учета;

выполнение мероприятий по акту предыдущих ревизий;

книга учета недостач и книга денежных взысканий и начётов, устанавливая при этом наличие незаконченных дел по недостачам материальных ценностей и просроченных взысканий сумм денежных на­чётов. Результаты проверки указанных выше вопросов и имеющиеся недостатки отражаются в акте комиссии о приёме и сдаче дел.

Акт о приёме — передаче дел и должности составляется по соответствующей форме (см. приказ МО № 105 1977 г.). К акту прилагаются ведомости наличия и качественного состояния материальных средств по боевым частям и службам, а при обнаружении излишков, недостач – объяснения сдающего дела и должность о причинах образования излишков, недостач, наличия недостатков и недочётов в работе. Акт и ведомости наличия и качественного состояния материальных средств подписываются принимающим и сдающим дела и должность, а также председателем и членами комиссии, производившими инвентаризацию материальных средств и проверку хозяйственной деятельности корабля. Ведомости, кроме указанных лиц подписываются также лицами, принявшими материальные средства на дальнейшее хранение. В тех случаях, когда сдающий или вновь назначенный командир имеет по определенным статьям акта возражения, он излагает их в письменном виде в акте при его подписании. Командир соединения при утверждении акта о приёме и сдаче дел и должности обязан рассмотреть эти возражения. При необходимости для выявления истинного положения и разбора возражений сдающего (принимающего) дела и должность командира корабля, распоряжением командира соединения назначается административное расследование, которое должно быть закончено в двухнедельный срок.

Принимающий и сдающий дела и должность командира корабля представляет командиру соединения рапорты о приёме и сдаче дел и должности.

Решение об устранении отмеченных в акте приёма и сдачи дел и должности недочётов должно быть принято командиром соединения не позднее десятидневного срока. В том случае, когда по результа­там недостач ведётся административное расследование, решение о привлечении виновного к материальной ответственности должно быть принято не позднее месячного срока после окончания расследования.

Командир, сдающий дела и должность, убывает к новому месту службы после утверждения акта о приёме и сдаче дел и должности командиром соединения.

Таким образом, прием и сдача дел и должности командира корабля – ответственный момент, от которого зависит не только прохождение дальнейшей службы принимающим и сдающим офицерами, но и нормальная жизнедеятельность корабля в целом.

Корабельное хозяйство – очень сложное и емкое понятие, включающее силы и средства, входящие в состав кораблей (частей), а также переданные им на временное пользование различные объекты материально-технической базы, предназначенные для обеспечения боевой подготовки, воинского быта, правильной эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и сохранности оружия, технических средств и имущества.

Правильная организация и грамотное ведение корабельного хозяйства существенно влияют на состояние боевой и мобилизационной готовности корабля.

Командир корабля организует корабельное хозяйство и руководит им, а решением хозяйственных вопросов должен заниматься каждый командир

Корабли выполнят приказ