Конституционные суды субъектов рф федеральный закон

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ СУБЪЕКТОВ РФ

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации — орган конституционного правосудия в субъекте РФ. Это высший судебный орган защиты конституционного строя субъекта РФ. Он подобен Конституционному Суду Российской Федерации, но функционирует только в региональном масштабе и предназначен для обеспечения внутрисистемных связей законодательства соответствующего субъекта РФ. Безусловно, конституционные (уставные) суды укрепляют российскую государственность, служат ее хранителем и защитником. Также они являются непременным и стержневым механизмом правового государства, которым, согласно ст. 1 Конституции РФ, является Российская Федерация.

Осуществление в субъектах Российской Федерации конституционного (уставного) правосудия создаёт дополнительный уровень защиты основных прав и свобод человека и гражданина, реализует механизм сдержек и противовесов в системе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, способствует предотвращению конфликтов между разными ветвями власти.

Целесообразно будет указать, что конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации занимает особое место в судебной системе. Такое положение связано с кругом вопросов, которыми занимается данный судебный орган и его статусом в системе судов. Конституционные (уставные) суды, занимая уникальное место в судебной системе РФ, ограничивают деятельность других государственных органов власти субъекта РФ рамками его конституции (устава).

При этом особо должно быть отмечено, что Конституционный Суд РФ , который в соответствии со ст.18 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года, «является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства», не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые в свою очередь учитывают правовые позиции КС РФ. Именно единство системы органов судебного конституционного контроля субъектов Федерации строится на принципах разделения компетенции Конституционного Суда РФ и компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Так, КС РФ не вправе вмешиваться в компетенцию региональных конституционных (уставных) судов, а последние не имеют право рассматривать дела, находящиеся в юрисдикции КС РФ.

Профессор М.А. Митюков пишет, что “У Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации различны масштабы (критерии), используемые при проверке конституционности нормативных актов. Если российский Конституционный Суд проверяет их на соответствие Конституции РФ, то региональный конституционный (уставный) суд – на соответствие конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. И решение последнего объективно попадает в сферу внимания федерального Конституционного Суда, когда по воле заявителя “сменяется” масштаб проверки. А это возможно, если он обращается в названный суд с просьбой проверить региональный закон на соответствие Конституции РФ. В этом случае Конституционный Суд РФ в принципе опосредованно может “нуллифицировать” решение субъектного конституционного (уставного) суда”. Также он обращает внимание на то, что “в рамках своей компетенции конституционные (уставные) суды становятся дополнительным (к функциям Федерального Конституционного Суда) инструментом в защите прав и свобод человека и гражданина”, а “предполагаемое участие этих судов в процедуре отрешения глав субъектов Федерации является серьезным превентивным средством от возможных нарушений конституций и уставов”7.

Эксперты справедливо отмечают, что между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов можно обнаружить «скрытую инстанционность», базирующуюся на отношениях косвенного соподчинения. Так, Конституционный Суд РФ может осуществлять проверки конституций (уставов) субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и отменять их в случае противоречия Конституции РФ, тем самым, прекращая юридическое действие постановления конституционного (уставного) суда субъекта РФ. А сам конституционный (уставный) суд субъекта РФ обязан обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ по поводу проверки закона, «примененного или подлежащего применению в конкретном деле в порядке, установленным федеральным законом».

Важно сказать, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ составляют с федеральным Конституционным Судом РФ не иерархическую систему, а систему институтов, которые консолидированы общим конституционным пространством и едиными конституционными ценностями.

Можно заметить, что Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” является объединяющим началом для правовых норм законов субъектов РФ о конституционных (уставных) судах. Региональные законы содержат общие нормы, исходящие от Федерального конституционного закона, а также особенные, которые характерны для определенного вида субъектов, и отдельные нормы, присущие только одному региону, учитывающие специфику этого субъекта, культурные особенности, правовой менталитет его населения.

В Российской Федерации нет специального Федерального закона о конституционных (уставных) судах субъектов РФ. Тем не менее, к важнейшему нормативно-правовому акту на федеральном уровне, связанному с данным видов судов, следует отнести ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”, который стал первым федеральным нормативным актом, где была осуществлена легитимация данного института.

Впервые ФКЗ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» (31 декабря 1996 г.) определил место конституционных (уставных) судов в судебной системе РФ и их главное значение. В статье 4 установлено, что они относятся к судам субъектов Российской Федерации, являются неотъемлемой частью судебной системы РФ. Статья 27 ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” целиком посвящена данному виду судов. Согласно ФЗ, “Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации”. Как видно из статьи, норма носит не императивный, а диспозитивный характер, позволяющая создавать данный вид органов субъектами РФ, но не обязывающая их это делать. При этом, согласно ФЗ, финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а решение данного суда, которое было принято в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Хотелось бы подчеркнуть, что Конституционный Суд РФ в Определении от 6 марта 2003 года № 103-О заключил, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации имеют двойственную природу: во-первых, они являются судами субъекта Федерации в единой судебной системе РФ, элементы которой устанавливаются Федеральным Конституционным Законом; во-вторых, входят в систему органов государственной власти субъекта РФ, которая устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом.

7 См.: Митюков М.А. «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации».

Взаимоотношения конституционных (уставных) судов друг с другом основываются на принципах федерализма и носят децентрализованный характер. Осуществляя деятельность автономно друг от друга, не будучи связанными процессуальными взаимоотношениями, эти органы руководствуются принципом единства осуществления судебной власти. В основе их единства лежит однородная правовая природа, связанность общим конституционным пространством, едиными конституционными ценностями.

Смотрите так же:  Транспортный налог в тюменской области 2018 калькулятор

Думаю, что пункт 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» должен быть превращен из диспозитивной нормы в императивную. Конституционный (уставный) суд субъекта Федерации не может создаваться, а создается субъектом Российской Федерации для реализации своих полномочий. Из-за диспозитивной формулировки создание конституционного (уставного) суда может откладываться на неопределенное время.

Образование в субъектах Российской Федерации конституционных (уставных) судов очень важно в связи с развитием гражданского общества, укреплением российского федерализма, совершенствованием демократических правовых институтов. К тому же, конституционные (уставные) суды выступают своего рода гарантом Конституции РФ на территории каждого из субъектов Федерации и хранителями общефедеральных конституционных норм и ценностей.

Профессор Ж.И. Овсепян говорит, что “Учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах РФ актуально, поскольку они предназначены:

— стимулировать законотворчество субъектов РФ (прежде всего – регионов);

— обеспечить надлежащий, с точки зрения юридической техники, уровень законодательной деятельности субъектов РФ (путем корректуры законодательства конституционными (уставными) судами);

— предупреждать “накопление” внутренних противоречий в системе законодательства субъектов РФ;

— не допускать “разрыв” между законодательством РФ и субъектов РФ, “снимать” противоречия между действующим на территории субъекта РФ законодательством и Конституцией РФ;

— “делать” процессы правотворчества в субъектах РФ “максимально прозрачными”.8

Представляется возможным сказать, что конституционные (уставные) суды – это центральные участники практической реализации региональных Конституций (Уставов). В правореализационном отношении образование данного вида органов выполняет двуединую задачу. Во-первых, реализуются конкретные нормы Конституций (Уставов), которые провозглашают создание конституционных (уставных) судов субъектов. Во-вторых, претворяется в жизнь ряд фундаментальных положений основного закона субъекта, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, правовой охраной Конституции (Устава), обеспечением баланса в системе разделения властей. При отсутствии же конституционных (уставных) судов многие положения региональных конституций (уставов), затрагивающие сферу конституционного (уставного) контроля, защиты прав и свобод человека и гражданина, толкования Основных законов субъектов, разрешения споров о компетенции органов власти, привлечения к конституционной ответственности органов государственной власти и должностных лиц, не могут быть эффективно реализованы.

Конституционный (уставный) суд олицетворяет собой завершенность формирования системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Он выполняет функцию арбитрирования во взаимоотношениях различных уровней публичной власти, между гражданами, общественными организациями и государством.

Профессор А.М. Цалиев считает, что «Отсутствие в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации конституционных (уставных) судов свидетельствует не только о нарушении принципа организации государственной власти, но и ведет к нарушению важнейшего конституционного принципа – равенства граждан перед законом и судом независимо от места проживания (ст. 19 Конституции РФ). В тех субъектах Российской Федерации, где образованы и действуют эти суды, граждане получают двойной уровень судебной защиты».9

Хотелось бы отметить, что к настоящему времени конституционные и уставные суды действуют лишь в 16 субъектах (в тринадцати республиках, двух областях и одном городе федерального значения).

8 См: Овсепян Ж.И. «Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). Москва, 2001 год, стр. 52.

9 См.: Цалиев А.М. «Законодательное и организационно- практическое обеспечение создания и развития конституционных (уставных) судов в субъектах РФ” // Юридическая наука. — Рязань, 2013, № 3.

Список литературы

1. Митюков М.А. «Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации».

2. Овсепян Ж.И. «Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). Москва, 2001 год

3. Цалиев А.М. «Законодательное и организационно- практическое обеспечение создания и развития конституционных (уставных) судов в субъектах РФ” // Юридическая наука. — Рязань, 2013, № 3.

Конституционные суды субъектов рф федеральный закон

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О судебной системе Российской Федерации

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря

2001 г. N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2001, N 51, ст. 4825; Федерального конституционного закона от 4

июля 2003 г. N 3-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2003, N 27, ст. 2698; Федерального конституционного

закона от 5 апреля 2005 г. N 3-ФКЗ — Собрание законодательства

Российской Федерации, 2005, N 15, ст. 1274; Федерального

конституционного закона от 9 ноября 2009 г. N 5-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2009, N 45, ст. 5262;

Федерального конституционного закона от 27 декабря 2009 г. N 9-ФКЗ

— Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 52, ст.

6402; Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 г. N

4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50,

ст. 7334; Федерального конституционного закона от 8 июня 2012 г. N

1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24,

ст. 3064; Федерального конституционного закона от 25 декабря 2012

г. N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,

N 53, ст. 7572; Федерального конституционного закона от 3 февраля

2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2014, N 6, ст. 549; Федерального конституционного закона от 5

февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 551; Федерального конституционного закона

от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2018, N 31, ст. 4811; Федерального конституционного

закона от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ — Собрание законодательства

Российской Федерации, 2018, N 45, ст. 6823)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется

только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом

порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных

заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на

себя осуществление правосудия (в ред. Федерального конституционного

закона от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства

Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 549).

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от

законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством

конституционного, гражданского, административного и уголовного

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается

Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается

установления судебной системы Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями

установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации,

федеральных конституционных законов, федеральных законов,

общепризнанных принципов и норм международного права и

международных договоров Российской Федерации, а также конституций

(уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории

Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только

судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской

Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание

чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим

Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды,

конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов

Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей

юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды

городов федерального значения, суды автономной области и автономных

округов, районные суды, военные и специализированные суды,

составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции (в ред.

Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды,

арбитражные суды субъектов Российской Федерации и

специализированные арбитражные суды, составляющие систему

федеральных арбитражных судов.

(Часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 5

февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 551)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,

мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно,

независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только

Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в

осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только

Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их

независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и

федеральным законом (в ред. Федерального конституционного закона от

3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 549).

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта

государственного или иного органа, а равно должностного лица

Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному

закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам

международного права, международному договору Российской Федерации,

конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта

Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми

положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные

нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие

самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей,

присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении

правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут

ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение

властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным

законом (в ред. Федерального конституционного закона от 3 февраля

2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2014, N 6, ст. 549).

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов,

мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их

законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие

обращения являются обязательными для всех без исключения органов

государственной власти, органов местного самоуправления,

общественных объединений, должностных лиц, других физических и

юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей

территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление

неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную

3. Обязательность на территории Российской Федерации

постановлений судов иностранных государств, международных судов и

арбитражей определяется международными договорами Российской

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам,

участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной,

социальной, половой, расовой, национальной, языковой или

политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, места

рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным

федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в

осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении

правосудия является гражданским долгом (в ред. Федерального

конституционного закона от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 549).

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении

правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и

арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из

федерального бюджета (в ред. Федерального конституционного закона

от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 549).

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в

закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде

Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации,

кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей

юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском

языке — государственном языке Российской Федерации.

Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах

общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке

Смотрите так же:  Осаго в ульяновске дешево

республики, на территории которой находится суд (в ред.

Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551;

Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в

других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском

языке либо на государственном языке республики, на территории

которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком

судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать

объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке

общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с

Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным

конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и

исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти

лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может

быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в

порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и

социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу.

Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное

поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени

пребывания его в должности (в ред. Федерального конституционного

закона от 25 декабря 2012 г. N 5-ФКЗ — Собрание законодательства

Российской Федерации, 2011, N 53, ст. 7572).

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и

различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Особенности правового положения отдельных категорий судей

определяются федеральными законами, а в случаях, ими

предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя

Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других

судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде

1-1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного

Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей

Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным

конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и

федеральным законом о статусе судей (часть 1-1 введена Федеральным

конституционным законом от 30 октября 2018 г. N 2-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2018, N 45, ст. 6823,

вступает в силу с 1 января 2019 года).

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда

Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного

Суда Российской Федерации, председателей, заместителей

председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции,

апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик,

краевых, областных судов, судов городов федерального значения,

судов автономной области и автономных округов, районных судов,

военных и специализированных судов, арбитражных судов округов,

арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов

Российской Федерации и специализированных арбитражных судов

устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом

и федеральным законом о статусе судей (в ред. Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551;

Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в

части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6

лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность

председателя (заместителя председателя) одного и того же суда

неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено

соответствующим федеральным конституционным законом (в ред.

Федерального конституционного закона от 8 июня 2012 г. N 1-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также

председателей, заместителей председателей, других судей

конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

устанавливается федеральными законами и законами субъектов

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на

(Статья 13 в ред. Федерального конституционного закона от 15

декабря 2001 г. N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2001, N 51, ст. 4825)

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным

сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации,

федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с

ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст

пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет, если иное

не установлено соответствующим федеральным конституционным законом

(в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.

N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N

51, ст. 4825; Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005

г. N 3-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005,

N 15, ст. 1274; Федерального конституционного закона от 8 июня 2012

г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на

другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по

решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за

исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с

истечением их срока или достижения им предельного возраста

пребывания в должности судьи. Решение соответствующей

квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий

судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть

обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации (в ред.

Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ

— Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст.

4825; Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 г. N

3-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 15,

ст. 1274; Федерального конституционного закона от 9 ноября 2009 г.

N 5-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N

45, ст. 5262; Федерального конституционного закона от 5 февраля

2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2014, N 6, ст. 551).

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи

устанавливаются федеральным законом.

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд

Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения

поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные

суды создаются и упраздняются только федеральным законом (в ред.

Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды

субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами

субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его

ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно

переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным

органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо

осуществляющим судебную власть посредством конституционного

2. Полномочия, порядок образования и деятельности

Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются

федеральным конституционным законом.

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным

органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических

споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам,

образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в

предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный

надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с

настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая

гражданские дела, дела по разрешению экономических споров,

уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам,

в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей

компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные

к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым

или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения

единообразного применения законодательства Российской Федерации

дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного

Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным

конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

(Статья 19 в ред. Федерального конституционного закона от 5

февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 551)

Статья 19-1. Кассационный суд общей юрисдикции

1. Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей

компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной

инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей

судебной инстанцией по отношению к действующим на территории

соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам

общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено

федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных

судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным

(Статья 19-1 введена Федеральным конституционным законом от 29

июля 2018 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2018, N 31, ст. 4811)

Статья 19-2. Апелляционный суд общей юрисдикции

1. Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей

компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной

инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно

вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на

территории соответствующего судебного апелляционного округа

верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов

федерального значения, суду автономной области, судам автономных

округов, если иное не установлено федеральным конституционным

3. Полномочия, порядок образования и деятельности

апелляционных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным

(Статья 19-2 введена Федеральным конституционным законом от 29

июля 2018 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2018, N 31, ст. 4811)

Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд,

суд города федерального значения, суд автономной

области, суд автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд

города федерального значения, суд автономной области, суд

автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела

в качестве суда первой и апелляционной инстанций, по новым или

вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия,

предусмотренные федеральным конституционным законом (в ред.

Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 г. N 1-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 31, ст.

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются

непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к

районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта

3. Полномочия, порядок образования и деятельности судов,

перечисленных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются

федеральным конституционным законом.

Статья 21. Районный суд

1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает

дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет

другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным

2. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной

инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории

соответствующего судебного района.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного

суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 22. Военные суды

1. Военные суды создаются по территориальному принципу по

месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в

войсках, органах и формированиях, где федеральным законом

предусмотрена военная служба.

2. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают

дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (в ред. Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551).

3. Полномочия, порядок образования и деятельности военных

судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 23. (Утратила силу на основании Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551)

Статья 24. Арбитражный суд округа

(наименование в ред. Федерального конституционного закона от 5

февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 551)

1. Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд)

Смотрите так же:  Клевета преступление против личности

рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве

суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по

новым или вновь открывшимся обстоятельствам (в ред. Федерального

конституционного закона от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7334;

Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст.

2. Арбитражный суд округа является вышестоящей судебной

инстанцией по отношению к действующим на территории

соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и

арбитражным судам субъектов Российской Федерации, если иное не

установлено федеральным конституционным законом (в ред.

Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. N 3-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст.

2698; Федерального конституционного закона от 6 декабря 2011 г. N

4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50,

ст. 7334; Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г.

N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N

3. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного

суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом (в

ред. Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N

4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6,

Статья 24-1. Арбитражный апелляционный суд

1. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции

рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по

новым или вновь открывшимся обстоятельствам (в ред. Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551).

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного

апелляционного суда устанавливаются федеральным конституционным

(Статья 24-1 введена Федеральным конституционным законом от 4

июля 2003 г. N 3-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2003, N 27, ст. 2698)

Статья 25. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации

1. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах

своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой

инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (в ред.

Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. N 3-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст.

2698; Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N

4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6,

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного

суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным

Статья 26. Специализированные федеральные суды

1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению

гражданских и административных дел, подсудных судам общей

юрисдикции, а также экономических споров и иных дел,

рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения

изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный

закон (в ред. Федерального конституционного закона от 6 декабря

2011 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2011, N 50, ст. 7334).

2. Полномочия, порядок образования и деятельности

специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным

Статья 26-1. Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам является специализированным

арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции

дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в

качестве суда первой и кассационной инстанций (статья 26-1 введена

Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской

Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для

рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской

Федерации, нормативных правовых актов органов государственной

власти субъекта Российской Федерации, органов местного

самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу)

субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции

(устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта

Российской Федерации производится за счет средств бюджета

соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской

Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в

порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта

Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может

быть пересмотрено иным судом.

Статья 28. Мировой судья

1. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает

гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда

2. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи

устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти

формируются в установленном федеральным законом порядке органы

2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский

съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и

Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

3. Компетенция и порядок образования органов судейского

сообщества устанавливаются федеральным законом.

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской

Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется

аппаратами этих судов (в ред. Федерального конституционного закона

от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской

Федерации, 2014, N 6, ст. 551).

2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в

соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом,

осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской

Федерации (в ред. Федерального конституционного закона от 5 февраля

2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2014, N 6, ст. 551).

3. (Часть 3 утратила силу на основании Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551)

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской

Федерации и входящие в его систему органы организационно

обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с

настоящим Федеральным конституционным законом, и органов судейского

сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы (в

ред. Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N

4-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6,

2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде

Российской Федерации назначается на должность и освобождается от

должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с

согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде

Российской Федерации являются государственными служащими. Им

присваиваются классные чины и другие специальные звания.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской

Федерации является юридическим лицом.

5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного

департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в

его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Статья 32. Аппарат суда

1. Аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и

подчиняется председателю соответствующего суда.

2. Работники аппарата суда являются государственными

служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные

звания (в ред. Федерального конституционного закона от 27 декабря

2009 г. N 9-ФКЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,

2009, N 52, ст. 6402).

Статья 33. Финансирование судов

1. Финансирование судов должно обеспечивать возможность

полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с

2. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции,

арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе

утвержденных федеральным законом нормативов и указывается

отдельными строками в федеральном бюджете (в ред. Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551).

3. Правительство Российской Федерации разрабатывает проект

федерального бюджета в части финансирования судов во взаимодействии

с председателями Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации, руководителем Судебного

департамента при Верховном Суде Российской Федерации и с Советом

судей Российской Федерации. При наличии разногласий Правительство

Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета

предложения соответствующих судов, Судебного департамента при

Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской

Федерации вместе со своим заключением (в ред. Федерального

конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 551).

4. Представители Конституционного Суда Российской Федерации,

Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской

Федерации, руководитель Судебного департамента при Верховном Суде

Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении федерального

бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации (в ред.

Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 4-ФКЗ —

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст.

5. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование

судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на

очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия

Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации.

Статья 34. Символы государственной власти в судах

1. На зданиях судов устанавливается Государственный флаг

Российской Федерации, а в зале судебных заседаний помещаются

Государственный флаг Российской Федерации и изображение

Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов может

также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах

судебных заседаний — устанавливаться флаг и помещаться изображение

герба субъекта Российской Федерации.

2. При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях либо

имеют другой отличительный знак своей должности.

ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА

Статья 35. Срок введения в действие настоящего

Федерального конституционного закона

1. Ввести настоящий Федеральный конституционный закон в

действие с 1 января 1997 года.

2. Закон РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» с

последующими изменениями и дополнениями (Ведомости Верховного

Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976; Ведомости Съезда народных

депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской

Федерации, 1992, N 27, ст. 1560; N 30, ст. 1794; 1993, N 33,

ст. 1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994,

N 32, ст. 3300) применяется в части, не противоречащей настоящему

Федеральному конституционному закону.

3. Положение о военных трибуналах в редакции Закона СССР от 25

июня 1980 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27,

ст. 546) применяется в части, не противоречащей настоящему

Федеральному конституционному закону.

4. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного

закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в

действие со дня вступления в силу соответствующего федерального

5. До вступления в силу федерального конституционного закона о

военных судах финансирование и материально-техническое обеспечение

военных судов осуществляются в порядке, установленном Федеральным

законом «О некоторых вопросах организации и деятельности военных

судов и органов военной юстиции».

Статья 36. Особенности судопроизводства в судах общей

юрисдикции после введения в действие настоящего

Федерального конституционного закона

1. Районные (городские) суды, образованные до введения в

действие настоящего Федерального конституционного закона, считаются

2. Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном

порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой

инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются

вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по

3. Введение в действие настоящего Федерального

конституционного закона не влечет изменения состава суда по делам,

ранее начатым рассмотрением.

Статья 37. Сроки полномочий судей и арбитражных заседателей

(наименование статьи в ред. Федерального конституционного

закона от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание законодательства

Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 549)

С введением в действие настоящего Федерального

конституционного закона судьи всех судов Российской Федерации, а

также арбитражные заседатели сохраняют свои полномочия до истечения

срока, на который они были избраны (назначены) (в ред. Федерального

конституционного закона от 3 февраля 2014 г. N 1-ФКЗ — Собрание

законодательства Российской Федерации, 2014, N 6, ст. 549).

Статья 38. Порядок финансирования мероприятий по

реформированию судебной системы

1. Расходы на финансирование мероприятий, связанных с

реформированием судебной системы, предусматриваются отдельной

строкой в федеральном бюджете.

2. С 1 января 1997 года штаты подразделений Министерства

юстиции Российской Федерации пропорционально той части объема их

работы, которая связана с финансированием и обеспечением

деятельности судов, за исключением военных судов, передаются

Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации с

открытием в тот же срок финансирования Судебного департамента при

Верховном Суде Российской Федерации непосредственно из федерального

бюджета в объеме средств, высвобождающихся в результате сокращения

численности соответствующих подразделений Министерства юстиции

Конституционные суды субъектов рф федеральный закон