Лизинг для малых и средних предприятий СПб

Малые и средние предприятия и предприниматели Санкт-Петербурга имеют возможность снизить стоимость договора лизинга.

Возможность удешевить лизинг субъектам малого предпринимательства предоставляет Специальная Программа Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга «Приобретение основных средств в лизинг». Программой предусмотрены средства на субсидирование части затрат, связанных с исполнением договора лизинга. Компенсация составляет до 50% затрат на авансовый платеж (без учета НДС).

Условия предоставления субсидирования

  • Субсидирование предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке поступления заявок.
  • На получение субсидирования имеют право субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, имеющие среднесписочную численность работников до 250 человек, объем выручки без НДС – до 1000 млн. рублей.
  • Субсидирование произведенных и документально подтвержденных затрат в размере до 50% производится по договорам лизинга, заключенным не ранее 2010 года, на срок до 5 лет.
  • Для получения субсидии необходимо:
    1. Собрать комплект документов (перечень прилагается);
    2. Заполнить заявку на субсидию, договор и акт на выплату субсидии (в 2-х экз.)- сумму субсидии рассчитывает лизингодатель, счет на выплату субсидии (выдаем в эл. виде). Все документы подписываются с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга.

Полный текст программы — см. РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМИТЕТА от 23 августа 2013 г. N 1548-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ЛИЗИНГ»

В Комитете производители товаров легкой промышленности обсудили программы поддержки отрасли

В Комитете прошло совещание с участием представителей более 20 городских предприятий легкой промышленности.

В своем выступлении председатель Комитета Эльгиз Качаев обозначил трудности, которые испытывают сегодня производственники и рассказал о программах поддержки в 2015 году.

Сегодня в легкой промышленности Санкт-Петербурга занято более 13 тыс. человек (3,8% от занятых в промышленности города), из них в текстильном и швейном производстве — 10,7 тыс. человек, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви – 2,6 тыс. человек.

В Санкт-Петербурге сосредоточено более 7% предприятий текстильной промышленности Российской Федерации, что соответствует более 1400,0 предприятий (включая индивидуальных предпринимателей).

По итогам работы предприятий отечественной легкой промышленности за 9 месяцев 2014 года индекс промышленного производства в текстильно-швейной подотрасли составил 101,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В текстильном производстве индекс вырос на 7,3%, в отделке кожи – на 3,1%, в производстве одежды — 17%, обуви – на 4,4%. В швейном производстве наблюдалось увеличение ассортиментных групп, в среднем – на 17%.

Тем не менее, при наличии положительных тенденций, анализ состояния легкой промышленности Петербурга показал, что остаются проблемы, негативно влияющие на экономический рост и финансовую устойчивость отрасли.

Особенно остро представители легкой промышленности отмечают нехватку финансовых ресурсов и высокую стоимость аренды помещений для производства товаров, и, как следствие, отсутствие рынков сбыта и клиентов для реализации произведенной продукции.

Учитывая имеющиеся проблемы, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга разработал специальные программы господдержки малого и среднего бизнеса.

Программа «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в области легкой промышленности» предусматривает компенсацию до 50% затрат на аренду производственных помещений, но не более 500 тыс. рублей. Возмещению подлежат документально подтвержденные затраты по уплате арендной платы по договору (договорам) аренды (субаренды) объектов нежилого фонда, произведенные в 2014 году.

Также в целях усиления рыночных позиций субъектов малого и среднего предпринимательства на внутрирегиональном и межрегиональном рынках Комитетом планируется к реализации специальная программа «Выставочно-ярмарочная деятельность». Максимальный размер субсидии составляет 50 процентов документально подтвержденных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возникающих при участии в выставках (ярмарках), произведенных не ранее 1 января 2014 года, но не более 350 тыс. рублей.

Кроме того, последние несколько лет успешно реализуются программы государственной поддержки связанные с субсидированием лизинговых платежей.

Правительством Санкт-Петербурга создана и успешно осуществляет свою деятельность некоммерческая организация «Фонд содействия кредитования малого и среднего бизнеса».

Фондом реализуется программа микрофинансирования, согласно которой предприниматели получают микрозаймы в размере до 1 млн. рублей на срок до одного года, процентная ставка 10% годовых без дополнительных комиссионных платежей. В настоящее время рассматривается вопрос об увеличении размера микрозаймов до 2 млн. рублей на срок до двух лет. Также, Фонд предоставляет предпринимателям поручительства по кредитным договорам. Размер одного поручительства Фонда может составить до 50 процентов от суммы кредита и процентов за пользование кредитом в течение трех месяцев в зависимости от основного вида деятельности.

Летом прошлого года для представителей легкой промышленности, Комитетом организована технологическая стажировка в Италию, где участники познакомились с деятельностью местных предприятий и обсудили возможные направления развития российско-итальянской промышленной кооперации.

Комитет выступил инициатором создания «шоу-рума коллекций» (товаров легкой промышленности) петербургских дизайнеров на базе «Большого гостиного двора» для объединения и поддержки наиболее талантливых, активных и перспективных дизайнеров и деятелей модной индустрии.

В Комитете создается рабочая группа по снижению налоговой нагрузки, в том числе по патентной системе налогообложения, упрощенной системе налогообложения, единого налога на вмененный доход, введению «налоговых каникул».

Смотрите так же:  Ифнс и льготы

Знаете ли Вы, что можно компенсировать часть затрат на лизинговые платежи по приобретению оборудования?

Субсидии на компенсация части лизинговых платежей предоставляются :
  • В Санкт-Петербурге — для субъектов только среднего и крупного предпринимательства, по лизингу технологического оборудования. Подробнее тут
  • В Ленинградской области — для любых субъектов малого и среднего предпринимательства, по лизингу любого оборудования. Подробнее тут

Узнать подробности и обратиться за правовой консультацией Вы можете по телефону в Санкт-Петербурге: 340-78-18 с 10.00 до 20.00

Мы оказываем юридические услуги по подготовке и подаче документов на получение субсидий.

Субсидирование лизинга в РФ

В рамках целевой областной долгосрочной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в области на 2008–2016 годы» в мае 2011 года начата реализация нового мероприятия поддержки – «Предоставление субсидий субъектам МСП на компенсацию части затрат по уплате лизинговых платежей». Это долгосрочные целевые программы по поддержке субъектов МСП. Форма поддержки предпринимателей различна в каждом из регионов. Поддержка осуществляется путем компенсации части затрат субъектам МСП: возмещение аванса, определенного процента ставки по кредитному или лизинговому договору.

Гарантийные фонды

В подавляющем большинстве регионов РФ открыты гарантийные фонды, как правило, при региональных Министерствах экономики (Минэкономики). Данные фонды создаются с участием государства, органов местного самоуправления, банков, осуществляющих кредитование малого и среднего бизнеса. Такие организации предоставляют гарантии банкам-кредиторам (МСП Банку) по предоставленным кредитам субъектам малого и среднего бизнеса. Несколько раз в год гарантийные фонды проводят конкурсы. Обеспечение кредита осуществляется также кредитополучателем.

Условия получения

Порядок получения

Подача заявки. До объявленной даты завершения конкурса необходимо подать заявку в подразделение государственного фонда поддержки малого предпринимательства. Также можно воспользоваться электронной системой.

Сбор документации. При содействии сотрудников лизинговой компании требуется собрать полный пакет бумаг, необходимых для получения субсидии. Все документы передаются в экспертную организацию, которая будет проводить экспертизу проекта.

Комиссия будет принимать решение о выдаче субсидии.

Заключение договора. В случае одобрения проекта остается заключить договор с Департаментом, после чего получить субсидию на лизинговые платежи, либо компенсацию авансового платежа.

Рынок оперативного лизинга постепенно набирает обороты: сегодня его доля достигла 21%. Как говорят эксперты, потенциал роста все еще значительный. В Европе доля данного сегмента в общем объеме лизинговых сделок достигает 60%.

Российский потребитель познакомился с оперативным (операционным) лизингом не так давно — услуга появилась на отечественном лизинговом рынке всего около шести лет назад. Стоит отметить, что если «традиционный» — финансовый — лизинг предполагает приобретение лизинговой компанией объекта и сдачу во временное пользование с последующей передачей в собственность клиента (так как срок аренды близок к сроку полной амортизации стоимости имущества), то в основе оперативного лизинга лежит уже краткосрочная аренда. В этом случае передача объекта в собственность по окончании договора, как правило, не происходит. Он возвращается лизингодателю и может быть сдан в аренду снова.

Российский рынок лизинга стабильно растет уже в течение четырех лет подряд. За девять месяцев 2018 года, по данным агентства «Эксперт РА», он превысил 1 трлн рублей. При этом особый потенциал для развития демонстрирует сегмент оперативного лизинга. Наибольший спрос на данную услугу традиционно наблюдается в отношении железнодорожной и авиатехники. Также в последнее время более активно в оперативный лизинг стали брать грузовые и легковые автомобили. Сроки зависят от вида имущества: по самолетам и железнодорожной технике он составляет обычно около десяти лет. По грузовым и легковым автомобилям — до трех-пяти лет.

Доля оперативного лизинга по итогам 2017 года оценивается в 21% лизингового рынка в целом.

«С одной стороны, с 2013 года доля оперативного лизинга удвоилась (с 10% в 2013-м до 21% в 2017-м). При этом наибольший рост — с 14 до 21% — пришелся именно на 2017 год. С другой — в зарубежных странах, особенно в Европе, доля оперативного лизинга существенно выше — 60% и более. Таким образом, оперативный лизинг в России в определенной степени недооценен, и в среднесрочной перспективе его доля в сегменте лизинговых операций будет расти»,— поясняет Дарья Кондаурова, руководитель проектов ГК SRG.

Тот факт, что отечественный рынок в части оперативного лизинга отстает от европейского, отчасти можно списать на его «молодость», поскольку, по данным НИУ ВШЭ, в России этот сегмент начал развиваться лишь с 2012 года. Тем не менее к точке зрения, что в результате в ближайшее время оперлизинг окажется в лидерах всего лизингового рынка, эксперты относятся с разной степенью уверенности.

«Потенциал оперативного лизинга велик, и его действительно можно назвать одним из драйверов лизингового рынка в России. Так, например, все больше компаний рассматривает его в качестве инструмента управления своими транспортными средствами, поскольку он позволяет избежать финансовых рисков в течение всего срока действия договора, так как набор услуг заранее определен, а их стоимость фиксирована»,— отмечает Дмитрий Карасев, коммерческий директор компании «CTRL Лизинг». При этом, поскольку по окончании срока действия договора объект оперативного лизинга, как правило, не переходит в собственность клиента, лизинговые компании, заинтересованные в максимальном сохранении его ценности, практически всегда обеспечивают и услуги по его сервисному обслуживанию. То есть фактически клиенты платят за пользование объектом по системе «все включено».

Несколько иного мнения придерживаются в компании «Лентранслизинг». «На мой взгляд, сейчас оперативный лизинг не является драйвером рынка (если не принимать во внимание железнодорожный и авиасегменты). Возможно, в ближайшее несколько лет он станет таковым в сегменте fleet — флоты грузовых и легковых автопарков»,— считает Алексей Сирота, директор по развитию ООО «Лентранслизинг».

Смотрите так же:  Адвокат в городе чехов

В ГК SRG согласны с тем, что в настоящее время большая часть оперативного лизинга в России сконцентрирована в двух сегментах — в лизинге железнодорожной техники и авиализинге. Именно железнодорожная и авиатехника в наибольшей степени, по оценкам участников рынка, отвечают требованиям высокой ликвидности предметов лизинга: когда при расторжении первого договора лизинга предмет лизинга может быть в достаточно короткие сроки передан другому лизингополучателю.

«Можно ли рассматривать оперативный лизинг как драйвер развития лизингового рынка в целом? На мой взгляд, в среднесрочной перспективе доля оперативного лизинга на рынке действительно будет расти. Вместе с тем, принимая во внимание специфику оперативного лизинга в России — активное использование только в двух указанных областях, его объемы будут определяться состоянием и потребностями соответствующих сегментов перевозок. Так, например, существенный рост оперативного лизинга по итогам 2017 года обусловлен восстановлением спроса на новые железнодорожные вагоны, который явился следствием большого объема списаний в предшествующие годы. Именно сегмент лизинга железнодорожной техники является лидером по темпам роста за минувший год (+111% к данным 2016 года)»,— добавляет Дарья Кондаурова.

Стоит отметить, что на сегодняшний день оперативный лизинг пользуется заметным спросом также в сегменте каршеринга. «В парках основных игроков этого рынка — тысячи автомобилей, которые (находись они в собственности.— BG) вынудили бы компании содержать большое количество персонала и нести значительные затраты. Содержание собственных станций ТО, дополнительного штата сотрудников по ремонту транспортных средств и прочие непрогнозируемые расходы определяют выбор каршеринговых компаний в пользу операционного лизинга»,— поясняет Дмитрий Карасев.

Резюмируя данные, эксперты отмечают, что в данный момент рынок операционного лизинга в РФ развивается, стараясь перенимать успешные модели из практики западных стран. «Перспективы развития оперативного лизинга в России необходимо рассматривать с точки зрения увеличения его доли в других сегментах лизинга, в том числе в сегменте лизинга автотранспорта, который уже на протяжении нескольких лет является драйвером развития рынка в целом. В Европе именно данный сегмент оперативного лизинга является лидером рынка. В России же по итогам 2017 года доля автотранспорта в сегменте оперативного лизинга составляет менее 3% (что соответствует показателям 2013 года). И в период 2013-2017 годов какого-либо существенного изменения структуры оперативного лизинга не произошло»,— отмечает госпожа Кондаурова.

При этом одним из значимых препятствий на пути развития оперативного лизинга в России, специалисты называют степень готовности к нему самих участников рынка. Немногие клиенты готовы отдавать свои автопарки на аутсорсинг — так же, как и немногие лизинговые компании готовы брать на себя риск возврата больших автопарков, отмечают в ООО «Лентранслизинг». В этом случае для лизингодателя крайне важно правильно оценить риски и спрогнозировать остаточную стоимость каждого автомобиля, так как по окончании срока лизинга встанет вопрос дальнейшей реализации транспортного средства. «К сожалению, менталитет российского предпринимателя иногда таков: «Если машины оперлизинговые, значит, в них можно ничего не вкладывать, все равно потом верну»»,— говорит господин Сирота. Конечно, ответственность сторон всегда документально фиксируется, и лизингодатель может потребовать компенсацию порчи объекта лизинга, произошедшей по вине пользователя. Но процедура эта непростая.

Другая особенность российского менталитета со стороны лизингополучателей — неготовность вносить платежи по лизингу на протяжении нескольких лет, не получив при этом предмет лизинга в собственность. Она же, кстати, препятствует и развитию имеющего большой потенциал операционного лизинга для физических лиц. «По нашим оценкам, должно пройти некоторое время, чтобы потребитель изменил свое отношение к системе потребления: от владения к пользованию. Возможно, сейчас этому будет способствовать, например, ежегодное повышение стоимости владения транспортным средством»,— заключает господин Карасев.

Лизинг недвижимости

Предлагаем Вам приобретение в лизинг недвижимости в нашей компании.

  • Срок договора лизинга — до 5 лет;
  • Срок рассмотрения заявки — от 14 дней;
  • Минимальная стоимость объекта недвижимости — 10 000 000 руб.;
  • Аванс — не менее 30%;
  • Годовое удорожание — от 7,5% в рублях.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 апреля 2017 г. N Ф07-2550/17 по делу N А56-33104/2016 (ключевые темы: договор лизинга — Общество с ограниченной ответственностью — Лизинговые платежи — Акционерное общество — ставки по кредитам)

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Константинова П.Ю. и Филиппова А.Е.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «ЛК Нова» генерального директора Маланина Р.С. (решение от 20.11.2015 N 9), от акционерного общества «ВЕЗУ» Напалкова С.В. (доверенность от 14.04.2017 N 50),

рассмотрев 24.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛК Нова» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2016 (судья Яценко О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-33104/2016,

Общество с ограниченной ответственностью «ЛК НОВА», место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, Московский пр., д.79, лит. А, ОГРН 112784765507, ИНН 7839472014 (далее — ООО «ЛК НОВА»), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу «ВЕЗУ», место нахождения: 192102, Санкт-Петербург, ул. Салова, д.53, корп.1, ОГРН 1097847329722 (далее — АО «ВЕЗУ»), о взыскании, с учетом уточнения требований, 1 751 564 руб. 37 коп. дополнительных расходов лизингодателя.

Смотрите так же:  Пенсионер переезжает в другой город куда обратиться

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017, в удовлетворении искового требования отказано.

В кассационной жалобе ООО «ЛК НОВА», ссылаясь на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, просит их отменить и исковое требование удовлетворить.

АО «ВЕЗУ» в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, полагая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель ООО «ЛК НОВА» поддержал кассационную жалобу, а представитель АО «ВЕЗУ» просил в ее удовлетворении отказать.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судом, на основании договоров финансовой аренды (лизинга) N 038/Т-12 от 20.07.2012, N 039/Т-12 от 20.07.2012, N 040/Т-12 от 20.07.2012, N 041/Т-12 от 20.07.2012, N 045/Т-12 от 20.07.2012, N 046/Т-12 от 20.07.2012, N 049/Т-12 от 20.07.2012, N 055/Т-12 от 10.10.2012, N 056/Т-12 от 10.10.2012, N 057/Т-12 от 10.10.2012, N 058/Т-12 от 10.10.2012, N 060/Т-12 от 10.10.2012, N 061/Т-12 от 10.10.2012, N 063/Т-12 от 10.10.2012, N 072/Т-12 от 10.10.2012, N 073/Т-12 от 10.10.2012, N 074/Т-12 от 10.10.2012, N 075/Т-12 от 10.10.2012, N 077/Т-12 от 10.10.2012, N 078/Т-12 от 10.10.2012, N 079/Т-12 от 10.10.2012, N 065/Т-12 от 26.09.2012, N 066/Т-12 от 26.09.2012, N 067/Т-12 от 26.09.2012, N 068/Т-12 от 26.09.2012, N 069/Т-12 от 26.09.2012, N 070/Т-12 от 26.09.2012, N 071/Т-12 от 26.09.2012 (далее — договоры лизинга) общество с ограниченной ответственностью «Профессиональный независимый лизинг» (лизингодатель) по актам приёмки-передачи передало имущество (транспортные средства) в лизинг закрытому акционерному обществу «Петровизард» (в настоящее время — АО «ВЕЗУ»).

По дополнительным соглашениям к договорам лизинга от 26.08.2013 права и обязанности лизингодателя переданы ООО «ЛК НОВА».

Предметы лизинга приобретены лизингодателем за счет средств, привлеченных по договору на открытие кредитной линии под лимит выдачи от 22.06.2012 N 32/2012, заключенному с ОАО «АК БАРС» БАНК (далее — Банк).

Уведомлением от 04.03.2015 Банк увеличил процентную ставку по кредиту с 13 % годовых до 19% годовых.

Ссылаясь на пункт 5.2.2 договоров лизинга, в соответствии с которым лизингополучатель обязан компенсировать дополнительные издержки лизингодателя, произошедшие по независящим от него причинам, а также иные документально подтвержденные расходы, и уклонение лизингополучателя от оплаты дополнительных расходов по уплате повышенной процентной ставки по кредиту, лизингополучатель обратился с настоящим иском в арбитражный суд.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, поскольку из содержания пункта 5.2.2 договоров лизинга не следует, что к числу компенсируемых лизингодателю издержек относятся его расходы в связи с увеличением процентной ставки по кредиту.

Апелляционный суд, поддерживая вывод суда первой инстанции, сослался на то, что истец согласился с предложением Банка об увеличении процентной ставки по кредиту, следовательно, такое увеличение нельзя рассматривать как произошедшее по независящим от него причинам. Также апелляционный суд сослался на то, что требование истца фактически означает увеличение ежемесячного лизингового платежа, в то время как Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде» (далее — Закон о лизинге) размер лизинговых платежей может изменяться не чаще чем один раз в три месяца.

Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными.

В соответствии с абзацем 1 статьи 665 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем 3 статьи 2 Закона о лизинге по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о лизинге под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, а в силу пункта 2 названной статьи размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом названного закона.

Стороны договоров лизинга стороны согласовали размер ежемесячных лизинговых платежей.

После увеличения Банком размера процентной ставки по кредиту лизингодатель стал выставлять лизингополучателю дополнительные счета на компенсацию издержек по уплате процентов.

Между тем такие действия лизингодателя фактически означают увеличение лизинговых платежей и цены договоров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона о лизинге если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.

Таким образом, предложенное истцом толкование пунктов 5.2.2 договоров лизинге, которое позволяет отнести на ответчика дополнительные издержки истца по кредитному договору, противоречит другим условиям договоров лизинга и закону.

Поэтому суды правильно исходили из того, что к предусмотренным в пункте 5.2.2 дополнительным издержкам не относятся расходы лизингодателя на уплату Банку повышенной процентной ставки по кредиту.

Поскольку в удовлетворении кассационной жалобы отказывается, уплаченная при ее подаче государственная пошлина не перераспределяется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А56-33104/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛК Нова» — без удовлетворения.

Компенсация лизинговых платежей санкт-петербург