Обобщение педагогического опыта работы по организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. 2-й класс

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно — исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Цель своей работы в области организации научно-исследовательской деятельности младших школьников определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно — исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно — исследовательскую деятельность.

Исходя из поставленной цели, были выделены задачи:

— научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

— формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме;

— развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;

— мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Построение работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников осуществляется по следующим направлениям:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы. Определены эффективные технологии и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности на практике. Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология нестандартных уроков, технология критического мышления, технология создания учебного успеха. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок групповой работы, урок-соревнование, урок личного успеха, урок парной работы. Методы и приемы: «открытие» нового знания, «привлекательная цель», «своя опора», «светофор», «ответ на ухо», метод опережения, «лови ошибку», «опрос по цепочке», «тихий опрос», «программируемый опрос».

2. Диагностика учащихся. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению склонностей и их интересов. Выявлены группы учащихся, которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. Проведена диагностика мотивации к исследовательской деятельности и диагностика уровня умственного развития учащихся.

3. Изучение авторских программ по формированию исследовательской позиции учащихся. Изучены программы А.И.Савенкова «Исследовательская деятельность младших школьников», которая позволяет помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельного исследования; А.З. Зак «Методы развития интеллектуальных способностей детей», Е. Шулешко «Социо-игровые подходы к педагогике» и др.

4. Разработка и проведение занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся Разработаны и проведены следующие занятия: «Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?», «Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?»,»Как составить план исследования?», «Какие существуют методы и приемы исследования?», «Что это такое — эксперимент?» Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления учащихся.

5. Количество учеников, ведущих самостоятельное исследование. 2 класс — 8 человек.

6. Достижения учеников Участие: региональный конкурсе «Я — исследователь!», муниципальный фестиваль исследовательских работ «Мы патриоты планеты Земля»; фестиваль исследовательских работ «Мы — жители планеты Земля»; республиканская научно-практическая конференция «Гном»; фестиваль исследовательских работ «Мы — жители планеты Земля». Ученики 2 класса представили свои исследовательские работы и презентации к ним для участия в вышеназванных конкурсах.

7. Развитие коммуникативных умений и навыков. Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков:

1. Кол-во учащихся, которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли.

2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы.

3. Кол-во учащихся, которые владеют навыками презентации своей работы.

1. Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы.

2. Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.

3. Тест оценки коммуникативных умений. Учащиеся 2 класса подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций — 8 чел, средним — 12, низким — 3.

Как показывает практика на первом этапе программа обучения научно — исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное).

3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? где? почему?).

На втором этапе — организация коллективной работы, где необходимо заинтересовать детей и мотивировать их к исследовательской деятельности. Совместно с учениками разрабатывается маршрут исследования (план) по выбранной теме, формулируется цель, задачи, выдвигается гипотеза, затем ведется самостоятельная исследовательская работа по группам.

При организации работы по развитию научно — исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

— интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

— возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

— научно-исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

— сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

— педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.

В своей работе сочетаю традиционные и новые педагогические технологии, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Нестандартные методы и приемы обучения позволяют формировать у школьников личную ответственность, веру в возможности, преодолевать трудности, увлекают учащихся познавательной деятельностью, ускоряют развитие сильных учеников и дают возможность слабым освоить наиболее трудные места программы.

Для достижения учебной самостоятельности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная система. Поэтому в своей работе использую современный метод фиксации и оценивания учебных достижений учащихся, как компьютерный тест (программно-методический комплекс «Семейный наставник» и авторские электронные тесты). Для тематического и итогового контроля создаются разноуровневые контрольно-измерительные материалы, тестовые формы, само- и взаимопроверки, опорные схемы, рейтинговые таблицы. Использование в работе собственных КИМов и авторских методик контроля: «Светофор», «Тренировочная контрольная работа», «Взаимоопрос» помогают решать как психологические (снятие стресса), так и дидактическеи задачи (повышение учебной мотивации, формирование навыка самооценки, развитие психических процессов личности). Применение современных технологий способствует систематическому развитию интеллекта и творческого мышления учащихся, позволяет не только разнообразить учебную деятельность, но и добиваться позитивной динамики в образовательном процессе.

Для достижения поставленных целей использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. Широко в работе использую наглядность, разнообразный раздаточный материал, ТСО (создана фонотека и фильмотека), что отвечает возрастным особенностям учащихся начальной школы.

В современных условиях образовательного процесса не обойтись без применения информационно — коммуникационных технологий обучения. В кабинете имеется стационарная интерактивная доска, возможности которой используются в полной мере: работа с электронными интегрированными образовательными средами «1С: Образование», электронными учебными пособиями «Природа.Человек, Общество», «Математика и конструирование», интерактивной детской энциклопедией «Кирилла и Мефодия».

Информационно-коммуникационная компетентность позволяет создавать авторские интерактивные учебные медиа продукты для каждого урока, использовать ресурсы Интернета как на уроках, так и для самореализации и профессионального роста. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

Исходя из собственного опыта работы можно сделать следующие выводы:

1. Для вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования.

2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на урока, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

3. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала.

4. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Таким образом, для приобщения школьников к исследовательской деятельности создана система дидактических средств по формированию исследовательской позиции учащихся, на уроках создается исследовательско-творческая среда, развивается творческая активность детей через обучение научным методам познания, технологиям решения исследовательских задач и проблем, через развитие эффективного мышления.

Вовлечение младших школьников в научно-исследовательскую работу помогает им не только ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

Результаты, полученные от работы в данном направлении, позволяют сделать вывод о формировании первоначальных навыков и умений научно-исследовательской деятельности у школьников 2 класса. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Безразличных к специально организованному обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет. Школьники с уверенностью могут сказать: «Я это делать умею, мне это интересно!»

Смотрите так же:  Фитосанитарные нормы и требования

Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно-исследовательской деятельностью.

Оренбургский государственный университет

Рекомендации к ведению школьных исследовательских работ

У начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления научной работы. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Это значительно снижает научную активность начинающих исследователей и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности.

Школьные научные работы могут быть поискового и исследовательского характера, выполненные индивидуально или в группе.

Общая схема хода научного исследования:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор методов (методик) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обобщение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Важно: научная работа должна представлять самостоятельное исследование.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. Как грамотно автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость. Школьники должны уметь объяснить актуальность проблемы с точки зрения практической необходимости и теоретической значимости.

Следующий этап выполнения исследовательской работы включает определение цели, объекта, предмета и задач исследования.

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для достижения целей исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования могут быть реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования.

Следующий этап — собственно исследование. На этом этапе автору предстоит уточнить рабочий план, отобрать методы исследования, провести эксперимент и статистическую обработку полученных результатов, проверить рабочую гипотезу.

Параллельно с этим этапом по мере получения промежуточных результатов исследования необходимо апробировать проведенное исследование (это публикация печатных работ, выступление с докладами по проблеме исследования на различных конференциях).

Заключительный этап любого научного исследования — работа над литературным сочинением и оформление работы.

Научно-исследовательская работа (рекомендации)

Материал из MachineLearning.

Приведённые ниже рекомендации по ведению научно-исследовательской работы (НИР) адресованы студентам и могут быть полезны на всех этапах обучения, от выбора научного руководителя до подготовки выпускной квалификационной работы.

Отдельные рекомендации могут быть специфичны для области машинного обучения (например, баланс теории и практики, математики и эвристики), и на другие области должны переноститься с осторожностью.

Работа с научным руководителем обычно начинается с решения несколько пробных задачек и/или чтения нескольких статей по теме будущей НИР, возможно, на английском языке. Затем вам будет дана основная задача, которая в перспективе должна перерасти в тему выпускной работы.

Получив очередное задание, не стесняйтесь обратиться за дополнительными разъяснениями. Гораздо хуже, если вы, закопавшись, надолго пропадёте, так ничего и не сделав.

Другая распространённая ошибка — откладывать научную работу на потом. Обычно руководитель рассчитывает, что ваша работа вольётся в общее исследование и ожидает определённых результатов к определённым срокам. Если вы справляетесь с первой задачкой быстро, то получаете усложнение, потом следующее, и к концу учёбы набегают ощутимые результаты. Если же студент вспоминает про НИР в конце семестра (года, последнего курса) и начинает решать поставленную изначально простую задачу, то и работа получается слишком простая и никому не нужная. Практически невозможно за пару недель сделать нечто стоящее. Неудивительно, если такая курсовая или выпускная работа будет оценена не выше тройки.

НИРом надо заниматься постоянно. Хорошие идеи появляются в результате многократных совместных обсуждений, причём не сразу. Необходимо время, чтобы разобраться в причинах неудач первых экспериментов, придумать лучший алгоритм, что-то понять и доказать о его свойствах. Поэтому хорошую курсовую работу объективно можно сделать только за пару семестров.

Ваш руководитель имеет право быть занятым, не находить времени прочитать присланный вами материал в течение целой недели (двух, трех,…), очередной раз переносить встречу еще на неделю позже, и оказывать прочие знаки невнимания. Это нормально. Израсходуйте образовавшееся время на то, чтобы самостоятельно понять, что делать дальше или заняться самообразованием. Никто не даст студенту тему, по которой в мире нет ни одной публикации. Не забывайте про поиск в Google, Google Scholar, arXiv, CiteSeer, Sci-Hub. Название теории, или алгоритма, или формулы, которые вы обсуждали с руководителем — это уже ключевые слова для поиска. Найдите сайты топовых научных конференций в вашей области и узнайте, какими проблемами сейчас занимается научное сообщество. Будьте готовы к тому, что даже поверхностное знакомство отнимет много времени, и многое будет не понятно. Но зато у вас появятся правильные вопросы. Откопайте самые последние работы по вашей теме — это лёгкий способ показать вашу заинтересованность и обратить на себя внимание научного руководителя.

Не бойтесь ошибаться. Вы учитесь сложному делу, поэтому никто Вас не осудит, если будет получаться не всё и не сразу. Помните, что научное сообщество ценит творчество, трудолюбие и тягу к знаниям. Оно в целом очень демократично и очень доброжелательно. Если ваш научный руководитель оказался не таким, смените его скорее. Психологический дискомфорт от общения для некоторых людей оказывается сильным демотиватором и тормозом в работе.

  1. Работайте постоянно.
  2. Руководитель не обязан направлять каждый ваш шаг.
  3. Инициатива не наказуема.
  4. Вы имеете право на ошибку.

Вторые шаги. Как не тупить

Короткий ответ такой: «не ленитесь думать и работать самостоятельно».

Длинный ответ. Научная проблема никогда не бывает до конца понятной. Научный руководитель может понимать чуть больше, чем вы. Однако он может не знать во всех деталях, как её решать. Вы ему именно для этого и нужны. Есть простой алгоритм, как не тупить и не топтаться на месте в условиях неопределённости задания.

  1. Составьте полный список вопросов, что вам не понятно, чтобы дойти до цели.
  2. Напишите три варианта ваших ответов на каждый вопрос. Обсудите их с научным руководителем. Разговор «какой из трёх вариантов лучше» всегда конструктивнее разговора «придумайте за меня сами, как всё это сделать».
  3. Выберите для каждого вопроса из трёх вариантов самый простой с точки зрения реализации.
  4. Выполните всё задание от начала до конца, чтобы заработало хоть что-то. Если это задача анализа данных, то надо обязательно дойти до оценивания качества решений. Обсудите первые результаты с руководителем.
  5. Постепенно, по одной, заменяйте заплатки на более разумные варианты и смотрите, что улучшается.

Это универсальная блок-схема для тех, кто любит полную ясность до начала работы, а иначе будет сомневаться до бесконечности (распечатать крупно и повесить на стенку). Возможно, вы не такой, и лично вам будет нужен другой алгоритм успеха. Универсальных рецептов для всех не существует.

Тема, задача, материал

Самое время уточнить терминологию. Что имеется в виду, когда говорится тема, задача, материал — это одно и то же или разные вещи?

Тема — это довольно широкое направление исследований. Предполагается, что по этой теме вы защитите выпускную работу. Постановки задач внутри темы могут слегка изменяться в процессе работы. Например, вы (или руководитель) можете осознать, что изначально сформулированные задачи слишком сложны или слишком просты, или успели потерять актуальность.

Задача — это нечто более конкретное. Задача имеет четкую постановку. У задачи есть ДНК — Дано, Найти и Критерии качества решения. В отличие от темы, у задачи может быть решение. Задача может быть простой или сложной. Никто не даст вам сразу очень сложную задачу. Предлагая простую задачу, руководитель обычно старается рассказать, какими могут быть следующие — чтобы было интересно и угадывалась перспектива. Если вам кажется, что у поставленной задачи нет ДНК (например, не понятны критерии), значит, руководитель хочет посмотреть, как вы сами уточните постановку, чтобы проверить вашу фантазию и самостоятельность. Хотите — думайте, хотите — ищите в Гугле.

Материал — что угодно в электронном виде: набросок доказательства теоремы, результаты экспериментов, графики, исходный код программы, черновик отчета, презентации или выпускной работы. За время обучения в университете студент обязан овладеть средствами автоматизации научной и офисной деятельности, научиться производить информацию в готовом к употреблению виде.

Не пустяк! К каждому графику должно прилагаться описание условий эксперимента и ваши интерпретации результата. Это необходимые меры гигиены при коммуникации исследователей по поводу экспериментов. Во-первых, адресат мог забыть, о каких графиках шла речь две недели назад, когда обсуждалось задание. Во-вторых, вы могли неверно понять задание, и тогда это хороший способ проверить текущее взаимопонимание. В-третьих, адресат может захотеть переслать ваши графики кому-то ещё, так не делать же ему за вас вашу работу!

Не пустяк! В периоды дедлайнов у преподавателя бывает открыто одновременно 20 файлов с одинаковым названием «homework2» или «MyCourse» или «diplom». Уважаемые студенты, для вас — пустяк, как назвать файл с курсовой или статьёй на конференцию. Но если всегда следовать одним и тем же правилам именования «кто когда зачем», вы сделаете коммуникацию удобнее. Например: zaitsev16hw2, volkov16course, belkin16bsc, medvedev16msc, kozlov16icml. Для краткости указываются две цифры года и назначение работы.

Рекламная вставка: Ресурс MachineLearning.ru предоставляет студентам и преподавателям уникальную возможность не только обмениваться материалами своего исследования, но и организовывать виртуальные семинары, вовлекая в работу более широкий круг коллег.

Изучение литературы

Любое исследование базируется на каких-то уже известных результатах, и вы обязаны не просто с ними ознакомиться, а внимательно их проработать, постаравшись понять в них всё.

Важное правило: как только вы прочитали статью, обязательно напишите по ней реферат. Сделайте это сразу, потом будет труднее всё вспомнить и систематизировать. Записанные рефераты позже послужат основой для обзорных параграфов отчёта, статьи, курсовой, диссертации. Очень обидно потратить потом кучу времени на то, чтобы вспомнить, в какой статье вы прочитали важный факт, на который теперь необходимо сослаться.

Смотрите так же:  Компенсация за жилье мвд

Хорошая практика — записывать рефераты статьей в этой Вики. Прежде, чем делать это в первый раз, посоветуйтесь с научным руководителем, насколько ваш реферат интересен и корректен, чтобы выкладывать его на всеобщее обозрение.

Реферат — это немного больше, чем просто аннотация, взятая из самой статьи. Аннотация всего лишь говорит, о чём статья, и называет главный результат. В реферате надо перечислить все основные идеи и результаты статьи. Это тренировка умения отличать важное от второстепенного. В реферате может присутствовать критический разбор статьи. Авторы, как правило, не акцентируют внимание на недостатках или ограничениях предлагаемых ими подходов, но при этом могут честно сообщать о них где-то в середине статьи. Могут существовать более поздние улучшающие результаты, о них важно упомянуть и дать ссылку — чтобы читатель случайно не подумал, что данная статья является «последним словом» в данной области науки. Если реферат пишется «для себя», то есть как часть будущей статьи или отчёта, то в нём обычно делается упор на те идеи и результаты, которые имеют прямое отношение к вашей работе; особенно, если некоторые из них вам удалось улучшить. Если реферат пишется «для сообщества» (например, для выкладывания в этой Вики), то он должен сообщать основные идеи без технических подробностей и быть полезен не только автору реферата, но и другим читателям.

Есть распространённая ошибка, которую делают не слишком старательные студенты. Прочитав одну статью, освоив один метод, они поддаются иллюзии, будто этим проблема исчерпана и ничего лучшего на эту тему в мире не придумано. Помните: научное сообщество настолько огромно, что даже в узко специальных областях написано больше, чем вы успеете за всю жизнь прочитать.

С другой стороны, не надо фанатизма — если вы прочтёте несколько сотен статей, которые есть по вашей теме, то, скорее всего, парализуете вашу фантазию. Вам начнёт казаться, что ничего нового тут изобрести невозможно. Слишком много знать — тоже вредно 😉

Наилучший результат достигается, когда периоды собственного творчества чередуются с периодами глубокого изучения темы.

Вычислительный эксперимент

Это хороший способ генерации и тестирования идей. В нашей науке почти каждое исследование содержит элементы как теории, так и эксперимента. Во многих задачах с эксперимента стоит начинать. Как говорил академик В. И. Арнольд, физика — экспериментальная, естественная наука, часть естествознания; математика — это та часть физики, в которой эксперименты дёшевы.

Если у вас есть гипотеза, но вы не знаете, как её доказать, попробуйте сначала убедиться экспериментально, что она верна. Уверенность исследователя в справедливости результата придаёт силы при поиске строгих доказательств. Подумайте над тем, какие промежуточные результаты, и в какой форме было бы интересно вывести на графиках. Глядя на них, часто удается заметить нечто такое, о чём раньше вы даже и не думали. Изобретайте различные способы визуализации одних и тех же данных, «покрутите» вашу задачу с разных сторон. Случается, что именно эти, казалось бы, бесполезные, упражнения, как раз и приводят к наиболее важным открытиям.

В то же время, избегайте бесцельных экспериментов, это слишком расточительно по времени. Начинайте любой эксперимент с конца, т.е. с той интерпретации (красивой фразы), которую вам хотелось бы написать последней в отчёте о данном эксперименте. Подумайте, как поставить эксперимент, который самым наглядным образом подтверждал бы эту фразу. Разумеется, результат может оказаться и отрицательным, и вообще никаким. Умение сходу планировать удачный эксперимент приходит только с опытом. Наличие цели — необходимое, но не достаточное условие успеха.

Для реализации вычислительных экспериментов можно пользоваться чем угодно — C++, Matlab, Python, R, лишь бы вам это было удобно (см. Категория:Инструменты и технологии). Разрабатывайте экспериментальный модуль так, чтобы в нём можно было быстро менять условия эксперимента, сохранять результаты разных экспериментов, и потом их сопоставлять.

Стадия осмысления результатов — самое важное в эксперименте. Задавайте себе больше вопросов. Верны ли исходные гипотезы? Если не верны, то, может быть, верны какие-то похожие? Что произойдёт, если я поменяю этот или другой параметр? Чем объясняется это странное скопление точек на графике? Нет ли на графике аномалий, не имеющих очевидных объяснений? Все ли интересные частные случаи проверены? Как насчёт крайних случаев и «пограничных» ситуаций (там всегда скапливаются сюрпризы)?

Практика показывает, что более половины студентов, получив первые результаты на модельных данных, склонны на этом успокоиться («пожелание шефа выполнено — я молодец») и затем годами (!) смотреть на один и тот же (не очень удачный) график. В то же время, генерация ещё десятка экспериментов при радикально разных условиях способна дать богатую пищу для размышлений и с самого начала повернуть исследование в правильное русло.

Документирование

Почему-то мало кто любит сразу документировать свой код, записывать основные идеи прочитанных статей и оформлять свои результаты немедленно после их получения.

Есть два разумных довода в пользу того, чтобы делать это сразу.

  • Во-первых, пока вы помните все детали, сумеете сделать это лучше. Записать рано или поздно придётся, но потом времени будет потрачено больше, и качество документа окажется ниже.
  • Во-вторых, словесное формулирование приводит мысли в порядок и магическим образом повышает эффективность следующего этапа работы.

Итак, если вы прочитали хорошую статью, запишите основные идеи в виде реферата. Лучший способ сделать это — создать страницу публикации на MachineLearning.Ru.

Если вы закончили эксперимент, запишите условия эксперимента и выводы к каждому графику. Лучший способ сделать это — написать это на своей личной странице, или её подстранице, или на странице соотвествующего виртуального семинара.

Хороший студент периодически (например, раз в две недели) отправляет научному руководителю краткий отчёт следующего содержания:

  • что нового удалось узнать из литературы;
  • что сделано за этот период;
  • что из этого является результатом, о котором можно написать в тексте курсовой (статьи, диссертации);
  • что не понятно, какие проблемы возникли;
  • какие есть идеи их решения, включая возможность изменения постановки всей задачи или её частей;
  • план работ на следующий период (например, две недели).

Эта работа прививает привычку структурировать своё мышление, а вечно занятому научному руководителю экономит время.

Даже если Ваш научный руководитель не просил присылать ему такие отчёты, всё равно присылайте! Зарекомендуете себя с самой лучшей стороны.

Семестровые отчёты

Каждый семестр ваша индивидуальная научная работа должна продвигаться еще немного вперед. Результат работы должен быть материален; это может быть программа, отчет, выполненные эксперименты. Просто прийти в конце семестра и изложить ваши новые идеи — не достаточно, даже если они кажутся вам гениальными.

Многие кафедры и преподаватели требуют от студентов отчета по НИР в конце каждого семестра, в письменной форме. Не следует относиться к этой деятельности как к пустой формальности. В идеальном случае — если вы не будете менять тему исследования — эти отчеты, обрастая подробностями, постепенно перерастут в выпускную работу. Отчет о научной работе (technical report) пишется в форме научной статьи. Требования к научному содержанию отчетов будут возрастать от семестра к семестру, а требования к форме — оставаться неизменными.

Есть ещё один веский довод в пользу серьёзного отношения к отчётам. В наше время обмен профессиональной информацией между людьми происходит преимущественно в электронном виде — отчеты, статьи, презентации, форумы. Всеми этими жанрами информационного обмена вам надо научиться владеть. Из них отчеты и статьи наиболее весомы и требуют от автора наибольшей точности изложения.

Ваш первый семестровый отчёт имеет право выглядеть скромно. Вполне достаточно, если он будет содержать только постановку задачи, рефераты прочитанных вами статей и/или результаты ваших первых экспериментов.

  • Постановка задачи. Попробуйте сначала написать неформальным языком, как вы её поняли, почему она актуальна (то есть какую пользу и кому может принести её решение), какие в ней есть открытые проблемы. Очень важно научиться рассказывать о задаче. Возьмите за образец описания, которые вы прочитали в статьях или в Интернете. Затем сформулируйте задачу формально, введите необходимые обозначения.
  • Рефераты. Если вы поработали с литературой, отчёт должен содержать рефераты (краткие пересказы) прочитанных вами статей. Рефераты должны подчёркивать связь этих статей с вашей задачей. Очень важно сделать вывод, мотивирующий вашу работу, например, если вы обнаружили, что все известные работы имеют общий недостаток, на устранение которого и будет направлено ваше исследование.
  • Эксперименты. Если вы проделали один или несколько экспериментов, отчёт должен содержать описание условий и результатов каждого эксперимента. Условия должны быть описаны исчерпывающим образом, то есть так, чтобы ваш эксперимент мог быть воспроизведен другим исследователем. В то же время, программистские и прочие технические подробности описывать не надо. Результаты представляются в виде таблиц или графиков. На каждом графике должны быть подписаны оси и легенда (легенда не нужна, если на графике только одна кривая). Под графиком должно быть написано, при каких условиях эксперимента он получен. В основном тексте должны быть приведены интерпретации полученных результатов и выводы. Если сделать это неаккуратно, то в результатах вашего эксперимента не разберётся даже ваш руководитель, не говоря уже о посторонних.

Всё сказанное выше можно резюмировать в виде Алгоритма НИР. Он состоит в том, чтобы итеративно повторять определённые виды работ из следующего перечня:

  • погружение в современную научную литературу, в основном англоязычную;
  • вывод теории (даже если работа экспериментальная, это помогает понять метод и приспособить его под свою задачу);
  • проведение экспериментов (даже если работа теоретическая, это помогает открывать новые эффекты);
  • анализ простых частных случаев и крайних случаев, даже если они кажутся вырожденными;
  • изменение самой постановки задачи и решение более простых близких задач;
  • письменное изложение постановки задачи, обзора статей или уже найденных частичных решений;
  • обсуждения с руководителем и коллегами, участие в научных семинарах и конференциях.
Смотрите так же:  Договор о материальной ответственности главного бухгалтера образец 2018

Порядок этих работ не важен и выбирается по ситуации, но ни одна из них не должна систематически пропускаться — в этом суть алгоритма, и только в этом случае он гарантирует успешное продвижение.

Планировать свое участие в конференциях надо сильно заранее, так как сроки подачи статей (тезисов) обычно заканчиваются за несколько месяцев до начала конференции. В каких конференциях могут участвовать студенты:

  • Ежегодная научная конференция МФТИ (ноябрь, подача в сентябре).
  • Ежегодная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (апрель, подача в феврале).
  • Конференция ММРО (по нечётным годам в ноябре, подача в мае).
  • Конференция ИОИ (по чётным годам в июне, подача в марте).
  • Конференция РОАИ (по чётным годам в сентябре, подача в июле).
  • Традиционная молодежная Школа «Управление, информация и оптимизация» ТМШ (ежегодно в июне).
  • Конференция АИСТ (ежегодно в апреле)
  • Другие российские и международные конференции.

Пожалуйста, добавляйте в этот список известные вам научные конференции, в которых могут участвовать студенты и аспиранты.

Определитесь как можно раньше со своей будущей профессией. Если вы собираетесь остаться в аспирантуре (не важно — совмещая это с работой в фирме или нет), то вам необходимо иметь публикации и участвовать в конференциях уже к моменту поступления в аспирантуру. Это дополнительная нагрузка по сравнению с рядовым написанием выпускной работы. Да и сама работа в таком случае должна иметь уровень заметно выше среднего.

В аспирантуру берут не всех, а только тех, кто ведет реальную научную работу, и чьи шансы написать диссертацию на кафедре оцениваются высоко. Эта оценка складывается из целого набора формальных и неформальных критериев. Учитывается многое: успеваемость в течение всего периода обучения, сложность решенных в выпускной работе задач, способность генерировать идеи, самостоятельно ставить теоретические и/или прикладные задачи и правильно их решать, умение работать с литературой, проводить численные эксперименты, готовить публикации и выступления. Любая кафедра заинтересована в том, чтобы аспиранты защищались в срок. Поэтому молодых людей с единственным мотивом избежать армии в аспирантуру берут неохотно.

Как оформить опыт в исследовательской работе

Региональный портал государственных услуг



Исследовательская работа является опытом самостоятельной работы учащегося. Данная проблема является актуальной для учащихся старших классов. Изучение же алгоритма написания работы не только интересный и познавательный процесс, но и труд, позволяющий определить возможность проявления творчества в написании и оформлении. В ходе изучения этого вопроса станет понятным, что оформление исследовательской работы не может подвергаться отступлению от общепринятых правил, а творческий подход приветствуется в разумных пределах, в случае первого опыта написания таковой. Также работа над этой темой позволяет научиться пользоваться дополнительной литературой и систематизировать выбираемый материал.

Выбор темы исследования определяется тематикой изученных курсов, исследовательскими интересами ученика, его предполагаемой специализацией в будущем. Тема может быть впоследствии развернута до проекта.

Исследовательская работа должна продемонстрировать:

• достаточный объем теоретических знаний по определенной теме;

• умение работать с научной, учебной и справочной литературой;

• владение учеником навыками исследовательской работы;

• умение обобщать и систематизировать материал по избранной теме;

• способности формулировать научный аппарат работы;

• умение логично и грамотно излагать материал.

Исследовательская работа оценивается по 4-х бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Этапы подготовки и написания работы

1. Подготовка к работе включает:

o Определение предмета и объекта исследования (что лучше сделать вместе с руководителем работы).

o Определение целей и задач работы.

o Формулировка гипотезы.

o Составление ориентировочного плана работы.

На данном этапе необходимы консультации с руководителем исследования с целью уточнения направления работы.

2. Работа с литературой заключается в:

o Изучении источников, исследований, публикаций по теме.

o Реферативном изложении изученной литературы.

o Анализе и систематизации материалов.

o Подборе аргументов, цитат из литературы, которые будут приведены в курсовой работе.

3. Оформление концепции работы представляет собой:

o Формулировку основных тезисов.

o Продумывание логики изложения своей позиции.

o Редактирование плана.

o Распределение материала по частям плана.

4. Оформление работы должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемые к таким работам. Важно при этом обратить внимание на лексическую обработку текста и стиль изложения.

Подготовку следует начать заранее, распределив этапы по дням, то есть систематизировав подход. Это позволит добиться наилучших результатов, оставить время на редактирование и исправление ошибок, допущенных в ходе выполнения исследования. При таком подходе появляется возможность нахождения большего количества литературы по теме и максимально подробного ее изучения.

Требования к исследовательская работе

1. Избранная тема должна быть проблематичной (иметь неоднозначные трактовки в литературе, недостаточно разработанной на практике, вызывать определенные сложности в практическом управлении и т.д.).

2. Материал должен быть подобран в соответствии с темой.

3. Указаны и кратко проанализированы имеющиеся точки зрения на данную проблему.

4. Ученик должен аргументировано поддержать какую-либо точку зрения, либо представить свою позицию на основе анализа имеющихся точек зрения.

5. Работа должна обладать логикой в изложении материала, собеседовать научному стилю.

Требования к оформлению исследовательская работы

Этот этап является не менее важным, чем все предыдущие и последующие, именно он отвечает за успех работы, как работы научной, так как требования, предлагаемые к оформлению работы, являются стандартными и обязательными и отличают ее от рефератов и других вольных изложений текстов.

• Исследовательская работа должна быть напечатана 14 шрифтом, через 1,5 интервала.

• Левое поле – 3, правое – 1.5, верхнее – 2, нижнее – 2.

• Правильное оформление титульного листа

• Содержание (в виде развернутого плана с перечнем структурных элементов работы: введения, частей и параграфов, заключения и списка литературы с указанием страниц каждого элемента).

• Формулировки названий глав и параграфов должны дублироваться в тексте.

• Сноски могут быть как подстрочными, так и затекстовыми.

o Образец подстрочной сноски:

«Процесс принятия управленческого решения представляет собой определение цели и программы действий в каждый момент управления».

o Образец затекстовой сноски:

«Под организационной культурой следует понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии» (4, 159)

4 – порядковый номер источника в списке литературы, 159 – номер страницы.

• В работе допускаются только общепринятые сокращения.

• Оформление литературы рекомендуется провести по рубрикам:

o Публикации (журнальные и газетные статьи)

o Учебная и справочная литература

o Нормативные источники

Внутри каждой рубрики должен быть соблюден алфавитный порядок, нумерация литературы — сквозная.

Литература должна быть приведена с указанием автора, полного названия работ, места и времени издания.

Листы должны быть пронумерованы и прочно скреплены.

Введение (обосновывается актуальность исследования, степень разработанности данной темы в литературе, формулируется объект и предмет исследования, цели и задачи работы). При наличии практической части формулируется гипотеза.

Основная часть представлена в виде глав, разделенных на параграфы. Каждая часть должна раскрывать какой-либо аспект темы, каждый параграф – один из аспектов главы. В конце параграфа и главы целесообразно делать краткие выводы.

Заключение представляет собой общие выводы по теме, подводятся краткие итоги исследования, указываются возможности практического использования результатов работы.

Рекомендации по конспектированию изучаемой литературы

В настоящее время нет надобности просиживать часами в библиотеке, нужный материал можно просто отксерокопировать. Но отобранный материал в любом случае нужно будет проанализировать и выделить самое необходимое и лучше кратко зафиксировать данные письменно, чтобы изначально иметь возможность отразить их в той форме, в которой они будут перенесены в курсовую работу. Перенос информации в тетрадь также дает большое пространство для пометок и поправок.

Работа с литературой по избранной теме представляет собой значительную часть общей подготовки курсовой работы. Поэтому важно организовать эту работу наиболее результативно.

Среди разнообразных форм записей изученного (аннотаций, выписок, тезисов, развернутых планов) конспект является наиболее удобной и распространенной формой. Правильно составленный конспект позволяет студенту охватить весь объем самого существенного материала. Конспект должен отвечать следующим требованиям:

• Необходимо точно указывать автора, полное название работы, все выходные данные книги или статьи;

• Все цитаты должны сопровождаться точными ссылками на соответствующие страницы;

• Сжатое изложение основных мыслей автора следует сопровождать своими рассуждениями и замечаниями, анализируя прочитанное;

• В конспект при необходимости вносят факты, цифры, схемы, таблицы из конспектируемой работы.

Составление и последующее изучение конспекта при обобщении материалов упрощается, если соблюдать несколько общепринятых правил:

• В тетради следует оставлять широкие поля для собственных замечаний.

• На полях рекомендуется выписывать все незнакомые термины и имена.

• При изучении литературы по определенной теме следует составить план, записав его на полях.

• Сокращения в конспекте допускаются лишь те, из-за которых не будет утерян смысл записей.

• Особо значимую информацию в конспекте желательно отмечать подчеркиванием, восклицательными или вопросительными знаками.

Перечисленные правила по конспектированию литературы, конечно, могут не учитываться студентом, но не стоит забывать, что они обеспечивают не только переработку материала с точки зрения количества, но позволяют разобраться в выбранной теме и найти ответы на вопросы, которые могут быть не замечены в ходе поверхностного изучения, а впоследствии оказаться серьезной трудностью при защите курсовой работы.

Таким образом, можно сказать, что правильно подобранная тема, точно рассчитанное время, выполнение всех принципов написания исследовательской работы облегчит этот процесс. И вместе с тем, обеспечит достижение высоких результатов, позволит ученику, который в данном случае будет выступать исследователем и критиком, подняться на ступень выше в профессиональной сфере деятельности.

• Павлова В.П. Обучение конспектированию. – М.: Русский язык, 1978

• Резникова Ю.Г. Основы организации самостоятельной работы студентов/ Учебн. Пос. 2-е издание.: Издательство.: Улан-Удэ. – 2001

Приложение 1. Образец оформления титульного листа (исследовательской работа)

Приложение 2. Образец оформления титульного листа (задание к исследовательской работе)

Как оформить опыт в исследовательской работе