Экологическая комната в детском саду

В детском саду, где в основе воспитания детей лежат экологические занятия и методы работы, Заведующей приходится задуматься об обустройстве живой комнаты и подготовить смету затрат на предоставление услуг и покупку товаров. Если детское образовательное учреждение является некоммерческим (частным), а муниципальным, то в рамках программы Администрации города, учреждение выставляет тендер на услуги и закупку необходимых товаров. Другими способами являются спонсорство коммерческих организаций и непосильная помощь родителей.

Основные мероприятия для подготовки экологической комнаты для детей должны содержать небольшие ремонтные работы (установка деревянных окон, отделка стен с использованием краски на безвредной водной основе, паркетный пол), возможно и перепланировка помещений, покупка экологической мебели из недорогой древесины (сосна, береза), приобретение животных и комнатных растений (в дар или за счет спонсоров), обучающих материалов и предметов дизайна.

Экологическая комната в детском саду должна быть эмоционально комфортной для детей, поэтому в дизайне учитывается влияние цвета на психику детей.

Желтый цвет пробуждает к творчеству и активизирует желание общаться.

Зеленый цвет считается природным и помогает детям перенести нервное потрясение или стресс.

Оранжевый цвет всегда добавит энергию и вызовет интерес к новым заданиям воспитательницы. Одним словом, нужно использовать теплые цвета в помещение, сочетание цветов также благоприятно будет действовать на самочувствие и здоровье ребенка.

Сделают яркой и интересной экологическую комнату в детском саду — развивающие наклейки от Candy room.

Большую часть экологического пространства будет занимать зимний сад, зеленая витрина или цветочницы в зависимости от площади экологической комнаты. Комнатный сад требует много естественного освещения, поэтому следует располагать его вблизи больших окон или стеклянной крыши. Цель разведения растений состоит в том, чтобы познакомить детей с видами и разнообразием растений, научить ухаживать за ними и привить ответственность за жизнь «зеленых.»

пеларгония

При озеленении экологической комнаты нужно учитывать положительные и вредные свойства комнатных цветов. Например, не рекомендуется использовать монстеру, кипарис и тую — они несут отрицательную энергию, либо ядовиты. И, наоборот, одним из распространенных полезных растений является пеларгония, попросту герань. Это неприхотливое растение выделяет фитонциды, которые губительно действуют на микроорганизмы, в связи с чем риск карантина в детской группе снижается. Огромное разнообразие сортов со множеством окрасок и форм цветков и цветение круглый год делают пеларгонии привлекательными для выращивания в комнатной культуре.

Следующее, что нужно учесть в экологическом дизайне — это творческие предметы в виде картинок или поделок на стене с изображением природы, животных, времен года. Идеи по оформлению таковы:

1. на уроке творчества из бумаги и сопутствующих предметов детям выдается задание сделать мини-картинки с тематикой природы.

2. на уроке рисования дать задание детям нарисовать свое любимое животное, например «Мой любимый хомячок и Я», где ребенок покажет свое видение как взаимодействовать и ладить с домашними животными.

3. либо просите родителей принести домашние фотографии с изображением ребенка и животного/растения.

4. либо закупаются самостоятельно картинки с рамками на экологическую тематику.

После выбора наиболее подходящего задания с учетом возраста детей предметы дизайна оформляются разными способами: размещаются на свободной стене в виде картинной галереи, либо локально на информационной доске. По желанию воспитатели устраивают конкурсы на самую лучшую работу и каким-либо образом поощряют и определяют места победителей.

Живой угол в экологической комнате заселяется разными видами животных:

  • водные — лягушки, рыбки, улитки, черепахи.
  • наземные — черепахи, хомячки, морская свинка.
  • птицы — попугаи, канарейки.

Дети, находясь в живом уголке, не только развлекаются и наблюдают за животными, но и изучают их особенности, повадки, их корм и способы общения с ними.

В экологической комнате воплощаются самые заветные идеи детского сада по воспитанию натуральных детей. Вот несколько интересных развивающих зон :

Интерактивный мини-музей природы включает в себя редкие природные экспонаты.

Зона коллекций включает коллекции плодов, семян, пород камней.

Фитобар — во время отдыха от занятий детям предлагается отведать травяной полезный чай.

Мини-музей природы — замечательный источник и хранитель наглядного материала для многих видов занятий

Комната – музей «Старинная изба» – это результат совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Нередко в роли экскурсоводов выступают сами дети.

Таким образом, экологическая комната обустраивается по стандартам экологичности строительных и отделочных материалов, с учетом разведения полезных для здоровья растений и приобретения животных, за которыми легко ухаживать. Главная цель — привлечение интереса детей к живым организмам и получение положительных эмоций в ходе творческих занятий, развитие бережного отношения к животным и гуманизм.

Благодарю, если поделитесь новостью с друзьями!

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание детей раннего возраста

Урок «Экологическая безопасность»

Экологически чистые материалы для строительства, отделки и декора: что нам стоит экодом построить?

В современных условиях, выбирая строительные и отделочные материалы, нужно думать не только об их внешнем виде, прочности и стоимости, но и о безопасности. Токсичные элементы, которые незаметно выделяют некачественные покрытия, деревоплиты, краски, мебель, способны отравлять атмосферу в помещениях, нанося существенный вред здоровью.

То ли мы подразумеваем, когда говорим об экологически чистых и безопасных материалах? Правильный ли смысл вкладываем в эти понятия? И что из себя представляют современные экокраски, экообои и экоблоки? Давайте разберемся детально.

Экологичные материалы – залог здоровья и долголетия

Многие люди, купив новую мебель, настенные, потолочные или напольные покрытия, начинают ощущать неприятный запах в помещении и жаловаться на недомогание. Это повод проверить воздух на присутствие формальдегида и других токсичных веществ. Канцерогены могут выделяться даже из обычного поролона через 10 лет после покупки мягкой мебели. Именно поэтому старые диваны и кресла необходимо менять. Особенное внимание следует уделить материалам и мебели в помещениях, где подолгу находятся дети. Экологичными считаются такие стройматериалы, которые не ухудшают внутренний микроклимат в доме или квартире.

На заметку!

Избегайте материалов, обладающих «суперсвойствами» – повышенной прочностью, огнеупорностью, стойкостью к выцветанию. Все эти удивительные качества обычно достигаются за счет использования в составе сложных химических соединений.

Делая закупки для строительства и ремонта, обращайте внимание на маркировку, которая указывает на возможность выделения вредных веществ в окружающую среду. Так, экологичные свойства строительных и отделочных материалов может подтвердить, например, маркировка EcoMaterial. Продукцию экопроизводителей также можно найти в каталоге GREEN BOOK (greenbook.pro).

Экологические строительные материалы

…Для возведения стен

В этих целях можно рекомендовать следующие традиционные экологичные материалы:

  • Силикатный или глиняный кирпич , которые изготавливаются из натуральных компонентов: смеси известняка с песком, глины. Кирпич – один из самых надежных и эстетичных стройматериалов.
  • Натуральное дерево в виде профилированного бруса или оцилиндрованного бревна. Требует обработки антибиотиками для защиты от паразитов и микроорганизмов. После обработки прослужит долго.
  • Натуральный камень. Если вести речь о натуральных стройматериалах высокой прочности, камень будет среди них первым. Полностью каменный дом стоит дорого и потребует мощного фундамента, поэтому если вы планируете несколько этажей, разумно будет использовать камень только для строительства первого.

Несмотря на то, что современные технологии производства стройматериалов обычно связывают с использованием пластиков и синтетических покрытий, существуют также новые экологически чистые материалы, пригодные для строительства дач, хозяйственных построек, а зачастую и капитальных домов:

  • Керамическая пена (керпен) – новый высокопористый стройматериал, который производится из легкоплавких глин, цеолитов, перлитов, базальтов, а также отработанных горных пород. Более прочен, чем кирпич, при этом весит значительно меньше. Пригоден для строительства домов.
  • Зидарит – строительные плиты, которые состоят на 90% из древесной стружки и на остальные 10% – из жидкого стекла и цемента. Они могут использоваться при строительстве капитальных домов в качестве опалубки, конструкционно-строительного материала, утеплителя.
  • Камышит, соломит. Легкие и прочные блоки из камыша или соломы, в которых в качестве связующего используется глина. Из камышита и соломита в теплом климате могут быть построены небольшие фермерские дома, а в холодном – хозяйственные постройки. Эти материалы могут также использоваться в качестве утепляющего слоя при строительстве капитального дома из деревянных досок или кирпича.
  • Геокар – шумопоглощающие и теплоизолирующие блоки, изготовленные из торфа с добавлением древесной стружки. Обладают высокими бактерицидными свойствами: уничтожают туберкулезную палочку и ряд других вредных микроорганизмов. Пригодны для постройки зданий высотой до трех этажей. Сходными свойствами обладают грунтоблоки, которые имеют немного другой состав: помимо торфа в них могут входить хвоя и зола.

Современные экологичные утеплители могут изготавливаться из целлюлозы (эковаты), базальта, вспененной стекломассы (пеностекла), древесных плит (волны), минеральной ваты (УРСА).

Классическими экологически чистыми материалами для кровли являются керамическая и металлочерепица, листовая медь. Они способны прослужить более 50 лет. Менее долговечные решения – мягкие кровельные материалы на основе битума, которые выпускаются в форме волокнистого листа или черепицы. Их преимуществом является возможность вторичной переработки. Некоторые производители предоставляют гарантию на битумную черепицу до 60 лет.

Смотрите так же:  Оформить заявку на кредит наличными совкомбанк

Экологические отделочные материалы

Построить экологичный дом недостаточно: неправильный выбор отделочных материалов может свести ваши старания к нулю. Изучите состав материала на упаковке, в нем не должно быть нефтепродуктов. Если информация о рецептуре не указана, материал приобретать не следует.

  • Отделка стен, потолка, оконных рам, дверей. Краски должны быть произведены на основе натуральных масел, смол, молочного казеина, глины, растительных и земляных пигментов. Следует отказаться от быстросохнущих шпаклевок и шпатлевок, которые могут выделять фенол. Отдавайте предпочтение натуральным продуктам, содержащим известку, олифу, природный клей. Обои следует выбирать бумажные, текстильные или пробковые. Имейте также в виду, что экологичный обойный клей изготавливается на основе крахмала. Если сделали выбор в пользу натяжных потолков – отдавайте предпочтение натуральным тканевым покрытиям.
  • Напольные покрытия. Натуральный паркет и паркетная доска, а также пробковые покрытия считаются наиболее экологичными. Однако будьте внимательны к составу паркетного лака, мастики, защитных покрытий – они могут содержать токсичные вещества. Избегайте быстросохнущих лаков, лучше выбрать лак на водной основе.

Экологичная мебель

Экологичной может считаться мебель, полностью сделанная из дерева, бамбука, ротанга, а также мягкая мебель с натуральной кожаной или тканевой обивкой. Главное условие безопасности – отсутствие в составе формальдегида или других вредных веществ. Имейте в виду, что обивка с пометкой «пятноустойчива» может содержать токсичную пропитку, а винилискожа – фталаты. Для набивки мебели должны быть использованы натуральные экологичные материалы: шерсть, хлопок или латекс. Мебель из кованого металла также безопасна.

Позаботьтесь о здоровье вашей семьи! Ощущая регулярное недомогание после ремонта в квартире или покупки новой мебели, стоит как можно скорее выяснить, что стало его источником. Для этого могут потребоваться химический и микробиологический анализы воздуха, анализ материалов, радиационные замеры.

В Рос­сии дейст­ву­ет Фе­де­раль­ный за­кон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об эко­ло­ги­чес­кой экс­пер­ти­зе», ко­то­рый вы­де­ля­ет два ее ви­да: го­су­дар­ст­вен­ную и об­щест­вен­ную, про­во­ди­мую на­ря­ду с го­су­дар­ст­вен­ной в от­но­ше­нии це­ло­го ком­плек­са объ­ек­тов. Ини­ци­а­то­ром эко­ло­ги­чес­кой экс­пер­ти­зы мо­гут вы­сту­пать как об­щест­вен­ные ор­га­ни­за­ции и ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния, так и част­ные ли­ца, же­ла­ю­щие удос­то­ве­рить­ся, на­при­мер, в эко­ло­ги­чес­кой без­опас­нос­ти при­о­бре­та­е­мо­го жилья, арен­ду­е­мо­го офи­са или зе­мель­но­го участ­ка под за­строй­ку. Ре­зуль­та­ты ком­плек­с­ной или час­тич­ной экс­пер­ти­зы мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны в су­де в раз­би­ра­тельст­вах о пре­вы­ше­нии уров­ня шу­ма или при­ме­ни­тель­но к дру­гим на­ру­ше­ни­ям са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­чес­ких норм.

Оформление группы, раздевалки, экологической комнаты

Анна Куликова
Оформление группы, раздевалки, экологической комнаты

раздевалка оформлена на сказочную тематику

уголок для родителей «Замок принцессы»

уголок детских работ «Наше творчество»

уголок охраны труда сотрудников

в умывальной комнате

экологическая комната

картины времен года нарисованы на стенах группы при помощи гуаши, изображения животных изготовлены из бумаги, потолочной плитки и кусочков меха

потолок в экологической комнате

уголок игр с песком

уголок опытов и экспериментов

уголок природы, где находится хозяин комнаты Эколошка

уголок методической литературы и уголок игр по экологии

уголок пожарной безопасности

Оформление детского сада. Оформление групповой комнаты Уважаемые коллеги хочу показать как я оформила свою группу. В дверях нашей группы встречает наших деток «Золотая осень!». наша любимая.

Оформление группы и раздевалки в детском саду Здравствуйте Уважаемые коллеги!Я пока новичок на вашем сайте,да и в детском саду работаю совсем недавно,но мне хочется поделиться с вами.

Оформление раздевалки первой младшей группы «Лесная полянка» В нашем детском саду в 1-ой младшей группе, название которой «Лесная полянка», нужно было оформить раздевалку, сделать ее ярче, приветливее.

Оформление раздевалки группы Группа у нас называется «Ромашка». Наш девиз: Ходим в группу мы «Ромашка», Расцветаем день за днем. Потому что в группе нашей Очень дружно.

Оформление раздевалки группы Хочу показать всем нашу группу! Добро пожаловать в гости! Дети в саду проводят большую часть своего детства! И так хочется, чтобы в памяти.

Оформление раздевалки группы «Лучики»! Добрый день дорогие друзья, уважаемые гости! Рады приветствовать вас в стенах виртуального мира, представленных в данной презентации. Хотелось.

Оформление раздевалки группы «Пчелки» Приходя в сад, ребенок, прежде чем зайти в свою группу, должен снять с себя уличную одежду и обувь. Для этого служат раздевалки в детском.

Оформление раздевалки нашей группы Раздевалка в детском саду это место особое. В нем ежедневно проходит прием детей в группу и очень важно, чтобы она излучала уют, создавала.

Старшая группа «Алые паруса». Оформление раздевалки и группы раздевалка. Большой стенд на котором располагается общая информация:режим дня,сетка НОД, кто работает на группе. Эмблема группы. оформление.

Подготовка экологической комнаты к началу нового учебного года Вот и подошло время привести в порядок наш «Природный уголок» к началу нового учебного года. Вот эта дверь нас ведёт в тот самый волшебный.

Экологическое образование в детском саду

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов.— Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? — Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в курсе лекций Н.А. Рыжовой. Цель курса — дать слушателям основы современного экологического образования дошкольников и практические рекомендации: как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт».
Курс лекций будет интересен не только руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и УВК, но и педагогам по изодеятельности, инструкторам по физической культуре, музыкальным руководителям и другим специалистам ДОУ, а также сотрудникам управлений образований, педагогам учреждений дополнительного образования (экологических и биологических центров, домов детского творчества и т.п.).

Учебный план курса «Экологическое образование в детском саду»

Лекция № 4
Развивающая среда для экологического образования:
экологические комплексы в ДОУ

1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

2. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование № 22, 2002.

3. Рыжова Н.А. Огород в детском саду. Обруч № 5, 2002. Как стать коллекционером. Игра и дети № 24, 2004.

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

5. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная среда детского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы № 2, 1999.

6. Рыжова Н.А. Экологизация развивающей предметной среды. Дошкольное воспитание № 3, 1999.

7. Рыжова Н.А., Быстрова И.А. Поговорим о природе. Дошкольное воспитание № 7, 2000 (материалы о живом уголке и проведению занятий в нем).

8. Рыжова Н.А., Данюкова А.И. Мини-музеи в ДОУ. Обруч № 1, 2000.

9. Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду. Дошкольное воспитание № 7, 2001.

10. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. Обруч № 5, 2001.

11. Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5, 2004.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Как уже отмечалось, в настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования. Это отчуждение может быть частично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. Главной же задачей является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

С точки зрения экологического образования среда в дошкольном учреждении должна способствовать:

— познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
— эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
— оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
— формирования нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
— формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
— экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т.п.).

Смотрите так же:  Приказ минздрава 483

В настоящее время дошкольные учреждения отличаются друг от друга по материальным возможностям, по первоначальному уровню экологизации развивающей предметной среды, направлениям деятельности педагогического коллектива. Эти обстоятельства объясняют необходимость вариативного подхода к организации развивающей предметной среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива на данном этапе работы.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональные роли различных элементов развивающей предметной среды и их использование для проведения разнообразных занятий.

Элементы развивающей предметной среды

Элементы развивающей предметной среды

Все вышеописанные элементы могут быть объединены в экологический комплекс дошкольного учреждения. Ядро такого комплекса составляют экологическая комната, уголок природы (зимний сад), лаборатория и уголки в группах. В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль — повышают эффективность экологического образования. Рассмотрим отдельные элементы экологического комплекса.

Экологическая комната (экологический класс, комната природы, комната друзей природы, экологическая гостиная) — относительно новый элемент развивающей предметной среды. Названия этого элемента среды в разных дошкольных учреждениях могут быть различными. Иногда возникает вопрос: можно ли употреблять слово «класс» в дошкольном учреждении? Нам кажется, что важно не само название, а содержание и формы работы, для которой он предназначен. Если слово «класс» не влечет за собой механического переноса в детский сад школьного варианта обучения (что недопустимо), то и оно может употребляться. В данном случае для ребенка «класс» — обозначение особого, отличающегося от групповой комнаты, помещения. Более того, как показывает опыт, положительное отношение детей к экологическому классу переносится ими и на отношение к школе («там тоже есть классы»). К тому же целью создания экологического класса (комнаты) в детском саду, в отличие от школьного, не является только обучение, его задачи значительно разнообразнее.

Другой вопрос, который иногда дискутируется: а нужна ли вообще экологическая комната в детском саду? Может быть, достаточно иметь живые уголки в группах? Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Уже сам факт того, что в экологическую комнату нужно идти, выходить за пределы своей группы, влияет на отношение ребенка к занятиям. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты действительно резко отличается от всего того, что видит ребенок вокруг себя каждый день. Дома дошкольники постоянно рассказывают о том, что делали в экологической комнате, что им там понравилось больше всего, приглашают родителей в гости. Ребята постоянно просят, чтобы их как можно чаще водили в экологическую комнату, давали возможность для самостоятельных наблюдений. Некоторые детские сады отмечали, что такие помещения способствуют и более быстрой адаптации вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка. Они с большим желанием идут в детский сад, «посмотреть экологическую комнату» (как объясняют свое желание дети постарше). Конечно, не все дошкольные учреждения могут выделить большие помещения для экологической комнаты, однако при желании всегда можно найти выход из положения, как это сделали, например, в некоторых ДОУ, преобразив некоторые подсобные помещения.

В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон.

Зона обучения должна быть хорошо освещена, и поэтому под нее, как правило, выделяется часть комнаты у окон. Здесь размещаются стол для педагога и небольшие столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Наш опыт работы показал, что даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как расстановка мебели, влияет на взаимоотношения детей и педагога, поэтому расположение столов не должно копировать школьный класс. Они могут располагаться по кругу или буквой «П», то есть таким образом, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми. Это важно для реализации принципов педагогики сотрудничества, диалоговой формы обучения. За столами дошкольники находятся только в том случае, если выполняют определенную практическую работу. При других видах деятельности (например, чтение литературных произведений, работа с ящиком ощущений, игры) дошкольники удобно располагаются на диванах, креслах, низеньких мягких стульчиках или на полу (на ковре). Такие участки также должны быть предусмотрены при оформлении помещения.

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка (очень часто коллекционные материалы педагоги размещают на уровне восприятия взрослого, а не ребенка). При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

Доступность объектов для сбора. Коллекции детского сада должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители, — камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, кустарников, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т.п.

Разнообразие. В зоне коллекции в той или иной степени представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Это позволит воспитателю использовать в работе уже привычные для детей объекты, на которые они смогут посмотреть с новых позиций. Местный материал составляет основу, базовое ядро коллекций.

Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.

Природоохранный аспект. Его реализация способствует формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Не нужно включать в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями. В настоящее время некоторые дошкольные учреждения дают родителям на лето ряд заданий: собрать коллекции цветущих растений луга, леса, листьев разных видов деревьев, коллекции насекомых. При этом в качестве оправдания выдвигается следующий аргумент: для коллекций дети собирают не редкие, охраняемые, а широко распространенные виды. Однако с точки зрения формирования у ребенка бережного, уважительного, эмоционального отношения к природе и восприятия себя как ее части важно воспитание именно на объектах ближайшего окружения, то есть на обычно встречающихся видах, а не только редких, с которыми он (вполне вероятно) не встретится в своей жизни вообще. Кроме того, сухие образцы гербария, как правило, не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы автора показал, что даже ученики начальной и средней школы (не говоря о дошкольниках), прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску), то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах и зачастую форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы. В одном из детских садов во время изучения темы «Живая и неживая природа» дети не согласились с педагогом, который в качестве объектов живой природы показывал коллекции насекомых, не захотели опознавать в мертвых жуках «живую природу». В то же время, наблюдая за живыми бабочками и жуками в парке, они безошибочно ответили на вопрос.

Таким образом, на наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в природе, а для закрепления материала использовать хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды.

Не рекомендуется также покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных. Во-первых, ребенок должен уже с детства понимать, что спрос рождает предложение: чем больше коллекций покупается, тем больше отлавливается животных, причем часто среди них преобладают самые крупные, красивые, редкие виды. Это как раз пример того, что даже от конкретного действия ребенка — желания иметь коллекцию красивых бабочек — зависит жизнь насекомых, распространенных в далеких от него странах.

В ряде некоторых экологически ориентированных дошкольных учреждений стремятся создать целые ландшафты из чучел различных животных, высушенных деревьев, кустарников. Опыт показывает, что дети сами чувствуют искусственность такой ситуации, задают вопросы: «А что, эту птичку убили, чтобы нам показать?» (высказывание 6-летней девочки по поводу чучела тетерева в одном из детских садов). При таком подходе ребенок имеет возможность более детально познакомиться с представителями местной фауны и флоры, однако с точки зрения экологического воспитания педагог получает отрицательный результат. Чучела и коллекции животных лучше изучать в краеведческих музеях, предпочтение же должно быть отдано общению детей с живыми существами в природе или с домашними животными.

Смотрите так же:  Экспертиза качества птицы

Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком), так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т.п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.

Зона релаксации представляет собой уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумами, альпийской горкой, фонтаном. Предназначена прежде всего для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. Не рекомендуется помещать в данной зоне животных (кроме аквариумных рыбок), так как это отвлекает дошкольников от занятий. В релаксационной зоне могут быть размещены фонтаны, обработанные пеньки, бревна разных размеров, служащие в качестве стульев и столов.

Зона библиотеки уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания (экологические журналы «Свирель», «Свирелька», «Детский сад»). В уголке не рекомендуется располагать методические пособия для педагогов, как это иногда делается. Всю педагогическую литературу лучше размещать в методическом кабинете. В зоне библиотеки могут находиться куклы — сказочные персонажи, которые используются на занятиях по экологии, глобусы, детские атласы. Здесь же располагается технический комплекс — телевизор, видеомагнитофон, магнитофон (музыкальный центр) или проигрыватель, диапроектор, проектор для слайдов, сами слайды, видео, аудиокассеты, пластинки (все зависит от возможностей детского сада).

На стенах экологической комнаты вывешиваются физико-географическая (не политическая!) карта мира, России, региона, картосхемы экологических тропинок, календари природы. В помещении могут выставляться различные макеты, в том числе макет территории ДОУ, объемные календари природы.

Оформление экологической комнаты должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы, экологически неблагоприятные строительные материалы (прежде всего синтетические).

Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике). В последнее время социологи отмечают, что телевидение, многие книги формируют у детей представление об ученых как о полусумасшедших гениях, которые тайно занимаются чем-то небезопасным для всего человечества. Так, американские специалисты в результате опросов выяснили, что большинство людей (детей в том числе) представляют себе ученого как чудаковатого человека в очках, с взъерошенными волосами (вариант — лысого), в белом халате, с пакетом молока и буханкой хлеба в сумке. Его окружение — столы с огромным количеством различных пробирок, колб с веществами, которые периодически взрываются (что-то вроде «рабочего места» колдуна). Да и в нашей стране, в отличие от предыдущих лет, образ ученого стал мало отличаться от образа, созданного в тех же фильмах. Специалисты бьют тревогу: полученные из фильмов представления об ученых делают эту профессию малопривлекательной для детей, а наука рассматривается ими в одном ряду с магией, колдовством, причем далеко не безвредным. Поэтому крайне важно уже с детства формировать у дошкольников уважение и интерес к профессии научных работников (независимо от того, станут ли они сами учеными в будущем). Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

Можно выделить несколько видов лабораторий: лаборатория в отдельном помещении, в экологической комнате, в группе (мини-лаборатория), лаборатория на территории детского сада.

Многие детские сады переделывают под лабораторию обычные подсобные помещения. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам — быстро приводить в порядок столы, оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название лаборатории дети могут придумать вместе с воспитателями. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов. На подоконниках можно поставить ящики с растениями для наблюдений. Искусственных растений при оформлении лаборатории следует избегать. На стенах можно повесить портреты известных ученых.

— Бросовые, в частности упаковочные, материалы разного размера и формы для проведения опытов: стаканчики разной степени прозрачности из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого, коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей. В этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение (реализация лозунга «Отходы — в доходы!»). Для демонстраций отдельных опытов педагогом подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Обязательно нужны лупы. В качестве дополнительного оборудования можно приобрести микроскопы, барометр, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. Важно помнить, что микроскоп не должен быть слишком сложным в использовании, лучше всего подходят специальные детские микроскопы, к которым обычно прилагаются и различные препараты для исследований. Чем дороже микроскоп, тем сложнее приготовить для него препараты. Достаточно иметь пять микроскопов на подгруппу. Комплект оборудования для конкретного занятия готовится на каждого ребенка воспитателем заранее и размещается на индивидуальном небольшом подносе или клеенке.

Материалы для работы

В лаборатории удобно хранить природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: песок, глину, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Особенность проведения занятий в лаборатории

Как уже указывалось, приходя в лабораторию, дети становятся «учеными» и изучают различные природные объекты, явления. Во время проведения опытов они надевают белые халаты, например, из старых мужских рубашек, и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди. На таком значке, сделанном из бумажного прямоугольника или круга, пишутся фамилия и имя ребенка, например: «Ученый Степанов Миша». Можно разработать соответствующие значки для разных типов исследований: «Исследователи воды» (капелька воды), «Исследователи воздуха» (воздушный шарик).

Уголки в группах

Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных. В экспериментальных дошкольных учреждениях, работающих по программе «Наш дом — природа», созданы небольшие комплексы из трех уголков.

1. Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина, камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т.д. Таким образом, воспитатель совместно с родителями собирает разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещается в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.

2. Уголок природы, В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.

3. Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Вопросы и задания

1. Для каких целей и задач нужна экологизация развивающей среды?

2. Какие элементы развивающей предметной среды могут входить в состав экологического комплекса? Есть ли такие элементы у вас?

3. Какие зоны выделяются в экологической комнате?

4. Проанализируйте развивающую среду вашего учреждения и дополните ее при необходимости уголками природы, выставочными уголками в группе, картинными галереями, мини-музеями и т.п.

Как оформить комнату экологическую