Информация по представляемым материалам

При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, орган дознания, следователь, суд назначает экспертизу. ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве является пожарно-техническим учреждением федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы. В связи с этим ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве проводит только пожарно-технические экспертизы.

Пожарно-техническая экспертиза производится в целях установления обстоятельств возникновения и развития пожара, а также способствующих ему условий.

Определение обстоятельств возникновения пожара является одной из ключевых задач при расследовании гражданских и уголовных дел о пожарах, поскольку эти обстоятельства могут быть определенным образом связаны с действиями людей или с проявлениями природных явлений.

Пожарная экспертиза решает задачи определения места и времени возникновения первоначального горения (очага пожара), установления механизма возникновения и развития горения, а также выявления обстоятельств, способствующих возникновению и развитию пожара. При производстве пожарно-технической экспертизы, как и некоторых других инженерно-технических экспертиз, возникает необходимость анализировать техническую документацию сгоревшего объекта, а также проводить оценку сведений об обстоятельствах возникновения, обнаружения и развития горения, проводить моделирование процессов, происходивших в процессе пожара.

Объектами пожарно-технической экспертизы являются:

— обгоревшие и обуглившиеся конструктивные элементы и части зданий;

— поврежденные транспортные средства и другие крупногабаритные предметы;

— механизмы и оборудование или их узлы и детали;

— обгоревшие и необгоревшие предметы и их остатки (включая предполагаемые технические средства поджога или предметы со следами легковоспламеняющихся и горючих жидкостей);

— предметы с локализованными следами теплового воздействия (проплавами, прогарами и проч.);

— пожарный мусор (зола, пепел, угли, части обгоревших предметов, веществ и материалов), следы копоти и прогаров на объектах, пробы материала с участков под прогарами;

— устройства для зажигания веществ и материалов;

— устройства пожарной сигнализации, средства пожаротушения;

— электронагревательные приборы вместе со шнурами;

— фрагменты электрических проводов и кабелей со следами оплавлений;

— устройства электрозащиты (плавкие предохранители, автоматические выключатели и проч.), электрокоммутирующие устройства с признаками аварийных режимов;

— материалы дела, по которому производится пожарно-техническая экспертиза.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

1/Temp/msohtml1/01/clip_image002.gif» /> Что послужило причиной возникновения данного пожара?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image006.gif» /> Возможно ли возникновение горения данных веществ, материалов, изделий при конкретных условиях?

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />протоколы осмотров места пожара, подробно иллюстрированные фототаблицами, чертежами, схемами;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image008.gif» />сведения о нахождении на объекте пожара людей и условий их пребывания;

1/Temp/msohtml1/01/clip_image004.gif» /> характеристики систем отопления, пожаротушения, устройств электрозащиты;

Смотрите так же:  Ребенок без автокресла штраф 2018

«Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов СПТЭ».

Пожарно-технические экспертизы в ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве производятся по территориальному принципу и в порядке очередности их поступления.

Срок производства пожарно-технической экспертизы составляет 20 суток и исчисляется :

либо с момента принятием экспертом к производству данной экспертизы (о чем производится уведомление лица назначившего экспертизу);

либо с момента поступления денежных средств по оплате экспертизы на счет ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве;

либо с момента получения от суда письменного сообщения об отказе стороны произвести предварительную оплату экспертизы

Порядок назначения и производства пожарно-технических экспертиз определяется законодательными и нормативно правовыми актами Российской федерации

Постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, и экспертизы по делам об административных правонарушениях, прилагаемые к нему материалы, принимаются руководителем ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве или иным специально назначенным сотрудником ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве и рассматриваются руководителем ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве или лицом, его замещающим, в день поступления.

Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях объекты принимаются в упакованном и опечатанном виде. Исключение составляют объекты исследования, имеющие большие габаритные размеры, упаковка которых затруднена. При этом неупакованные объекты принимаются только непосредственно от лица, назначившего экспертизу.

Упаковка должна содержать соответствующие пояснительные надписи, включая сведения о лице, проводившем упаковку, его подпись и дату. Упаковка должна исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.

Материалы дела (оригинал) принимаются в прошитом виде, с пронумерованными листами. В сопроводительном письме указывается количество томов (листов).

В исключительных случаях, материалы дел могут приниматься в ксерокопиях.

Требования к ксерокопированным документам — заверены по правилам делопроизводства, четкость прочтения, полное соответствие оригиналу. Не удовлетворяющие требованиям к ксерокопированным документам материалы дел, не принимаются .

При поступлении материалов на судебную экспертизу и экспертизу по делам об административных правонарушениях с нарочным, на постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях, а также на их копии указывается дата и время получения материалов, наличие (отсутствие) упаковки представленных объектов, факт соответствия количества представленных упаковок (объектов) и имеющихся на упаковке реквизитов, сведений, указанных в постановлении (определении). Данные записи скрепляются подписью, принимающего лица, на копии постановления (определения) и лица, представившего материалы, на постановлении (определении), которое остается в ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве.

В случаях, когда требуется исследовать значительный объем материалов, применить продолжительные по времени методики исследования, а также при наличии значительного количества ранее назначенных и находящихся в производстве судебных экспертиз, руководителем судебно-экспертного учреждения устанавливается иной срок производства судебных экспертиз.

В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов, а также отсутствия разрешения на применение при производстве судебной экспертизы и экспертизы по делам об административных правонарушениях разрушающих методов (при наличии такой необходимости) об этом немедленно докладывается руководителю судебно-экспертного учреждения и направляется соответствующий письменный запрос органу или лицу, назначившим судебную экспертизу. При этом производство судебной экспертизы приостанавливается до получения соответствующих материалов, но не более чем на двадцать суток.

При неполучении в указанный срок ответа, либо получении отрицательного ответа эксперт проводит судебную экспертизу по имеющимся материалам, с применением неразрушающих методов, или возвращает материалы с указанием причин невозможности дать заключение.

По мимо проведения судебных пожарно-технических экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях, сотрудники ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве, на этапе проверки, в процессе рассмотрения сообщения о преступлении предусмотренного ст. 144 УПК РФ, привлекаются для исследования пожаров в качестве специалиста, права и обязанности которого предусмотрены ст.ст. 58 и 80 УПК РФ.

Рекомендуется, перед назначением экспертизы, обращаться за консультацией в ФГБУ СЭЦ ФПС по г. Москве по тел. (499) 782-94-06 (канцелярия) или по тел. (499) 782-98-93 (отдел по исследованию пожаров и судебных экспертиз).

Чем отличается эксперт от специалиста.

Основным носителем специальных знаний, согласно действующим УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, Федеральному закону № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» является эксперт, использующий свои специальные знания при производстве судебной экспертизы – важнейшей процессуальной формы использования специальных знаний в судопроизводстве.

Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя, дознавателя, суда, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, сведущим лицом – экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела.

По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств. Форма экспертного заключения предусмотрена ст. 80 УПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 86 АПК РФ, ч. 5 ст. 26.4 КоАП РФ, ст. 25 Федерального закона № 73-ФЗ.

Смотрите так же:  Жалоба в страховую медицинскую компанию

Специалист использует свои специальные знания и навыки для содействия следователю или суду в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств, оказывает помощь в постановке вопросов эксперту, а также дает разъяснения сторонам и суду по вопросам, входящим в его профессиональную компетенцию. Сведения о фактах, установленных специалистом, и его разъяснения фиксируются в протоколе следственного или судебного действия, протоколе об административном правонарушении и являются доказательствами по делу.

Устные консультации специалиста или его письменные разъяснения, оформленные в виде заключения, также являются доказательствами (ст. 58, 271 УПК РФ, ч. 1 ст. 157 ГПК РФ). Подчеркнем, что в отличие от эксперта специалист не проводит инструментальных исследований материальных объектов (ч. 3 ст. 80 УПК РФ).

Требования к приему проверочных материалов по пожару в ФГБУ СЭЦ ФПС по г.Москве установлены такие же, как и для приема материалов дел для производства судебных экспертиз и экспертиз по делам об административных правонарушениях.

Пожарно-техническая экспертиза проектной документации

В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, который регулирует общий порядок проведения экспертиз, заказчик вправе самостоятельно выбирать исполнителя таких работ. Он может отдать предпочтение государственной или негосударственной организации. В обоих слсучаях обязательным условием является наличие у исполнителя действующей аккредитации в области оказания услуг.

Указанное требование действие и при выполнении пожарной экспертизы проектной документации. Для большинства типовых проектов строительства она может организовываться силами негосударственного учреждения, имеющего необходимую аккредитацию. При этом если объект подпадает под действие части 2 или 3 ст. 49 ГрК РФ, то есть в отношении него не предусмотрена обязательная экспертиза проекта, проведение пожарной экспертизы также не осуществляется.

В отношении особых категорий объектов действующее законодательство предусматривает только государственную оценку безопасности и качества технических решений. К ним относятся исключительно сложные технические объекты, здания, обладающие высокой культурной ценностью и другие. Экспертизу проекта в этих случаях осуществляет Главгосэкспертиза. Для целей проведения пожарной проверки привлекается Государственная экспертиза МЧС РФ. Она проводит проверку соблюдения на объекте требований актуального законодательства, включая 123-ФЗ.

Порядок ее работы определяется письмом Главгосэкспертизы от 12 января 2005 года N 11-3/11. Оно указывает, что экспертные органы МЧС готовят самостоятельное заключение по вопросам пожарной безопасности анализируемого объекта. Позднее оно включается в состав общего заключения по данному проекту. Привлечение Госэкспертизы МЧС предусмотрено также для объектов, в отношении которых не разработаны актуальные нормы пожарной безопасности.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТОВ МЧС РОССИИ

государственное учреждение, созданное для организации, осуществления управленческих функций и проведения государственной экспертизы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки предложений об оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Основными направлениями деятельности Г. э. п. МЧС России являются: организационно-методическое руководство, координация, контроль и осуществление государственной экспертизы в системе МЧС России; проведение государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проведение экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов; осуществление государственной экспертизы проектов строительства объектов в системе МЧС России, а также объектов, финансирование которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ и государственными заказчиками которых является МЧС России; осуществление экспертной оценки ущерба и объёма финансовой помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также экспертизу документов, находящихся на рассмотрении МЧС России, подтверждающих объёмы этой помощи. Г.э.п. МЧС России создана в 1994, и ежегодно ею рассматривается до 70 деклараций безопасности. С 1999 на Г.э.п. возложен ряд дополнительных задач: экс-пертное обеспечение оценочной деятельности при оказании помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций; экспертное сопровождение региональных программ страховой защиты; проведение экспертизы проектов федеральных целевых программ в части выполнения требований по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также осуществление авторского надзора в ходе их организации.
Руководители Г.э.п. МЧС России: Мазницын Н.С. (1986—91), Громов В.А. (1991—95), Совко В.А. (1995—99), Козлов Е.А. (1999—2004).

Внимание! Данный комментарий не является официальным обращением заявителя!

МЧС добивается права участия в экспертизе проектов и выдаче разрешений на строительство ТРЦ

МЧС подготовило два законопроекта, призванных обеспечить пожарную безопасность объектов с массовым пребыванием людей. Первый документ устанавливает обязательное участие государственного пожарного надзора в выдаче разрешений на строительство таких объектов, второй – в экспертизе проектной документации и в процедуре их ввода в эксплуатацию.

В настоящее время проекты закона и соответствующего постановления правительства проходят процедуру согласования с Генпрокуратурой, федеральными органами исполнительной власти и общественными организациями, передаёт ТАСС со ссылкой на директора департамента надзорной деятельности и профилактической работы министерства Рината Еникеева.

Смотрите так же:  Развод и последствия для ребенка

По его словам, в МЧС намерены вернуть полномочия госпожнадзора, утраченные еще в 2007 году. Поводом для этого стали обстоятельства, связанные с пожаром в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, который привёл к гибели 60 человек. Еникеев напомнил, что в согласовании документации на перестройку этого ТРЦ из здания бывшей фабрики в своё время государственный пожарный надзор отказал, однако это не помешало владельцам «Зимней вишни» открыть её в 2013 году.

МЧС России – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Это министерство является федеральным органом при исполнительной власти. Этот орган специально уполномочен решать задачи в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сейчас МЧС проводит единую государственную политику и осуществляет государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В область ответственности МЧС так же всходит надзор и инспектирование пожарной безопасности на различных объектах.

Контакты Адрес: Москва, ул. Пречистенка, 22

Телефон: +7 (499) 244-83-51

ФГУ «Госэкспетиза»

В 1994 была образована Государственная экспертиза проектов МЧС России для рассмотрения:

Ежегодно рассматривается приблизительно 50 проектов потенциально опасных и технически особо сложных объектов и проектов градостроительства.

1996 году на ФГУ была возложена экспертиза материалов деклараций безопасности промышленных потенциально опасных объектов при ежегодном рассмотрении до 70 деклараций безопасности.

3 июня 2002 г. приказом МЧС России № 268 созданы и действуют филиалы Государственной экспертизы проектов МЧС России в Южном (г.Ростов-на-Дону) и Северо-Западном (г.Санкт-Петербург) федеральных округах. Ежегодно рассматривается более 400 проектов.

Адрес:129085, г. Москва, Звездный бульвар, д. 7.

Телефон: +7 (495) 617-2298;

Факс: +7 (495) 616-8873

Академия Государственной Противопожарной Службы МЧС России

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Академия ГПС МЧС России) проводит обучение специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием и осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области пожарной безопасности, защиты от угроз природного и техногенного характера.

Адрес:129366, Москва, ул. Бориса Галушкина, д.4

Телефон: (495) 686-45-27, (495) 682-20-91

Экспертиза действий сотрудников МЧС при пожаре в ТЦ «Зимняя вишня»

Сотрудники Института криминалистики Центра спецтехники ФСБ провели экспертизу записей камер наблюдения в ТЦ «Зимняя вишня», где в результате пожара погибли 60 человек, включая 41 ребенка.

Специалистам поставили задачу покадрово восстановить действия старшего лейтенанта МЧС Сергея Генина и его коллег. Они прибыли на место происшествия, когда детей теоретически еще можно было спасти.

На кадрах Генина обозначили как «Объект-1», его подчиненные получили номера 3 и 4. «Объект-2» — Александр Ананьев, посетитель ТЦ, попытавшийся проводить сотрудников МЧС к погибающим на 4-м этаже детям. Объект № 5 — встреченный по пути охранник «Зимней вишни», который, возможно, сообщил об очаге возгорания. В итоге Генин повел спасателей за ним. Насколько это решение было верным — решит суд. На данный момент старшего лейтенанта поместили под арест до 11 сентября.

Экспертиза подтвердила халатность экс-руководства кемеровского МЧС

Следствие опровергло невиновность бывших руководителей кемеровского МЧС Александра Мамонтова и Григория Терентьева, которые являются фигурантами резонансного дела о гибели 60 человек при пожаре в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня».

Как сообщила представитель Следственного комитета, были получены результаты правовой экспертизы, которая подтверждает халатность Мамонтова и Терентьева.

Светлана Петренко, официальный представитель Следственного комитета РФ: «Что касается обвиняемых Мамонтова и Терентьева, которые до сих пор не признают свою вину, ссылаясь на нормативные акты МЧС России, следствие получило результаты правовой экспертизы, опровергающие эти доводы. Заключение специалистов подтвердило позицию следствия о том, что обвиняемые допустили халатность при исполнении внутриведомственных актов, регламентирующих порядок и сроки проведения проверки требований пожарной безопасности».

Также сегодня стало известно, что председатель СКР Александр Бастрыкин поручил проверить сотрудников контролирующих органов на коррупцию в связи с пожаром в «Зимней вишне», сообщает РИА Новости.

Бывший глава управления МЧС по Кемеровской области Мамонтов и экс-начальник отдела надзора управления МЧС по городу Кемерово Терентьев обвиняются в халатности по делу о пожаре в «Зимней вишне».

По версии следствия, обвиняемые не планировали и не провели в 2017 и 2018 годах противопожарную проверку в ТЦ, где 25 марта при пожаре погибли 60 человек, большинство из них — дети. Мамонтов также обвиняется в растрате на сумму более 1,8 миллиона рублей.

Экспертиза объектов мчс