Методы финансового контроля

Методы финансового контроля — приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы финансового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. е. необходимость использования тех или иных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение определенного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансово-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Относительно финансового контроля можно выделить шесть основных методов: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование является одним из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления соблюдения финансовой дисциплины, а также определения целесообразности всесторонней более глубокой проверки подконтрольного объекта. Основной целью обследования являются общий анализ финансово-хозяйственной деятельности и выявление ее недостатков. Реализация названной цели достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей – выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы.

Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.).

В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки, контролирующие органы более глубоко анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими права на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций и т. д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений: о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства; о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с возложенной компетенцией; о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля; о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия представляет собой комплексную проверку, направленную на взаимосвязанное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля – Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии классифицируются на несколько видов по следующим основаниям:

По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже одного раз в год, а в непроизводственной сфере – не реже одного раза в два года.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, называются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц. Руководитель и главный бухгалтер имеют возможность представить по акту ревизии возражения.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

Финансово-экономическая экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот прием финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Рынок ценных бумаг
Прибыль предприятия
Диверсификация
Факторинг как способ рефинансирования лизинговых операций
Рыночная экономика

Назад | | Вверх

Формы и методы финансового контроля. Ревизия — основная форма финансового контроля

В настоящее время не существует как четкого законодательного разграничения понятий «вид», «форма», «метод» финансового контроля в различных нормативных правовых актах, так и нет единства по данному вопросу среди представителей финансово-правовой науки, что порождает различную трактовку данных понятий.

В ряде учебников по финансовом праву выделяют методы финансового контроля, относя к их числу: наблюдение, обследование, анализ, проверку, ревизию и пр. [1] Другие авторы ревизию, наблюдение, обследование, проверку, анализ относят к формам финансового контроля [2] .

Е. Ю. Грачева предлагает определять форму финансового контроля «как способ, т.е. метод конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансово-хозяйственного контроля» и выделяет среди форм ревизию, проверку, обследование и т.д.

С. В. Запольский определяет форму финансового контроля как способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля, относя к ним: наблюдение, обследование, проверку, анализ, ревизию и др.

О. В. Болтинова определяет форму как способ выражения и организации контрольных действий, а метод как конкретный прием осуществления контрольных мероприятий.

Такое разночтение определено нечеткой позицией законодателя, который также смешивает формы и методы финансового контроля.

Статья 265 БК РФ устанавливала формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами. К таким формам Кодекс относил: предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Е. Ю. Грачева и Л. Л. Арзуманова в данном случае под формами финансового контроля понимают отдельные аспекты проявления содержания контроля в зависимости от времени совершения контрольных действий. Норма ст. 265 БК РФ, закрепляющая формы финансового контроля, нашла свое дальнейшее развитие в законодательстве субъектов РФ, муниципальных образований, устанавливающих финансово-контрольные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Федерации и муниципальных образований.

Следует признать не совсем удачным выделение законодателем таких форм финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий, поскольку в данном случае речь идет скорее о видах финансового контроля исходя из времени его осуществления. Данная точка зрения нашла свое отражение в новой редакции ст. 265 БК РФ [3] , в которой формы финансового контроля уступают место видам финансового контроля: предварительному и последующему.

Часть 1 ст. 10 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» устанавливает, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий [4] .

Подпункт 5 п. 2 ст. 1 НК РФ определяет, что НК РФ устанавливает формы и методы налогового контроля. Однако гл. 14 ПК РФ, посвященная налоговому контролю, не разграничивает формы и методы налогового контроля, а лишь перечисляет формы налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

По мнению А. П. Зрелова, в содержании нормы смешаны понятия, имеющие совершенно различную природу и сущность. Если налоговые проверки действительно относятся к категории форм налогового контроля, то все остальные элементы, перечисляемые в п. 1 ст. 82 НК РФ, представляют собой методы налогового контроля, использующиеся при реализации той или иной его формы. Главной отличительной чертой методов налогового контроля от его форм является то, что методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо определенной формы налогового контроля.

Такие методы финансового контроля, как ревизия, проверка, анализ, обследование, экспертиза и др. используются Счетной палатой РФ при проведении контрольных мероприятий.

Положение о порядке осуществления финансового контроля Министерством юстиции Российской Федерации основным методом контрольного мероприятия называет проверку.

Взаимосвязь форм и методов финансового контроля можно проследить в определении счетно-аналитической проверки (как формы финансового контроля), представляющей собой оценку финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки с использованием методов документального и фактического контроля и экономического анализа [5] .

Статья 267.1 БК РФ, введенная Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ, закрепила следующие методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля: проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

В то же время следует признать, что данные нормы относятся только к бюджетному контролю, в связи с чем не могут быть распространены на остальные виды финансового контроля.

Таким образом, формами (методами) финансового контроля в настоящее время являются: обследование, экспертиза, наблюдение, анализ, проверка, ревизия и др.

Обследование — это анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением.

Порядок действий в процессе организации и проведения аудита эффективности [5] определяет обследование как метод сбора данных из различных источников, имеющих непосредственное отношение к предмету или деятельности объектов аудита эффективности. При решении вопроса о проведении обследования следует учитывать:

насколько данные, полученные в результате обследования, могут быть использованы для соответствующих выводов по рассматриваемой проблеме;

наличие уже существующей информации по дайной проблеме в других организациях, занимающихся сбором соответствующих данных и имеющих результаты проведенных обследований, которые касаются предмета аудита эффективности;

возможность осуществления такой выборки респондентов, которая позволит сделать обобщенные выводы относительно всей изучаемой проблемы;

наличие ресурсов, необходимых для проведения обследования.

Экспертиза — предварительная оценка принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и возможных последствий.

Материальные доказательства получают при непосредственной проверке каких-либо процессов или в результате наблюдений за событиями.

Наблюдение представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками объекта финансового контроля; наблюдение за процедурами внутреннего контроля, по которым не остается документальных свидетельств).

Анализ — исследование, заключающееся в рассмотрении отдельных сторон, свойств, составных частей предмета анализа. В отдельных регионах выделяют и отдельные виды анализа. Например, в Волгоградской области используют также анализ эффективности, под которым понимают «опенку эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, средств внебюджетных фондов, интеллектуальной собственности, принадлежащей Волгоградской области, органами государственной власти и другими получателями государственных финансовых и материальных ресурсов для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач, осуществляемую в ходе проверки (совокупности проверок)».

Основными формами финансового контроля являются проверка и ревизия, применяемые в той или иной степени в различных сферах финансового контроля.

Проверка — совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности учета и отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

Проверка является наиболее распространенной и наиболее регламентированной формой налогового контроля, однако понятие проверки НК РФ не содержит. Проверка как основная форма финансового контроля также применяется: Росфиннадзором по исполнению государственной функции органа валютного контроля; при осуществлении Минфином России финансового контроля деятельности подведомственных ему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, их филиалов и представительств, в ряде иных случаев.

В налоговом контроле проверки подразделяются на камеральные и выездные.

Такую же классификацию проводит и ст. 267.1 БК РФ.

Под камеральными проверками в целях БК РФ понимаются проверки, проводимые по месту нахождения органа государственного (муниципального) финансового контроля на основании бюджетной (бухгалтерской) отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

Под выездными проверками в целях БК РФ понимаются проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной (бухгалтерской) отчетности и первичных документов.

При проведении бюджетного контроля выделяют различные виды проверок, в том числе: тематические, счетные проверки отчетности, счетно-аналитические проверки, плановые и внеплановые проверки, встречные проверки и др.

Выделение ревизии как основной формы финансового контроля вытекает из сущности контрольно-ревизионной деятельности, осуществление которой входит в компетенцию Счетной палаты РФ, Росфиннадзора, контрольно-ревизионных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления.

БК РФ определяет ревизию как комплексную проверку деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности [7] .

В литературе определяют специфику ревизии, которая по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

  • 1) в содержании;
  • 2) в порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);
  • 3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры);
  • 4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;
  • 5) в том, что по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение [8] .

В настоящее время в Российской Федерации нет единого законодательного акта, который бы определял понятие ревизии, ее задачи, порядок проведения и оформления результатов; обязанности, функции, права, способы деятельности контролирующих органов и их работников. Таким образом, контрольные органы регулируют и регламентируют порядок проведения ревизии самостоятельно.

Ревизии можно классифицировать по различным основаниям:

  • 1) по содержанию:документальные и фактические ревизии;
  • 2) времени осуществления:плановые (мероприятия финансового контроля осуществляются на основе годовых планов) и внеплановые (назначаются на основании распоряжений руководителя контрольного органа, а также по мотивированному обращению правоохранительных органов, жалобам, заявлениям и обращениям граждан);
  • 3) обследуемому периоду деятельности:фронтальные (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период) и выборочные (проверяется финансовая деятельность только за какой-то короткий период времени);
  • 4)объему деятельности:комплексные (проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях) и тематические (проводится обследование какой-либо одной сферы финансовой деятельности организации).

По общему правилу запрещается проведение повторных ревизий за тот же проверяемый период по одним и тем же вопросам, за исключением ряда случаев.

При проведении ревизий проверяющие не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии и оформления ее результата в виде акта (справки) или заключения. По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица.

Результаты ревизии, излагаемые в акте ревизии, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений.

Статья 267.1 БК РФ вводит такой новый метод финансового контроля, как санкционирование операций, под которым в целях БК РФ предлагается понимать совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Кроме форм и методов финансового контроля, в нормативных правовых актах также можно встретить выделение типов финансового контроля. Так, контрольные мероприятия Счетной палаты РФ в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются по следующим типам финансового контроля: финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит [9] .

К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение достоверности финансовой отчетности объектов контроля, законности формирования и использования государственных средств.

К аудиту эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности (экономичности, результативности) использования государственных средств, полученных объектами контроля для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.

К стратегическому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью которых является комплексная оценка возможности достижения (реализуемости) в установленные сроки стратегических целей и приоритетов государственной политики на основе оценки ресурсных возможностей (в том числе обоснованности планируемых и прогнозируемых доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов), а также ожидаемых при этом последствий.

Формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Предварительный контроль проводится па стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов формирования и использования государственных средств. Он носит превентивный характер и направлен на недопущение возможности незаконного, нерационального или неэффективного использования государственных финансовых и материальных ресурсов.

Текущий контроль осуществляется на стадии совершения хозяйственных и финансовых операций по формированию и использованию государственных средств органами государственной власти, юридическими и физическими лицами с опорой па данные первичных документов, оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения.

Последующий контроль выполняется по итогам совершения хозяйственных операций с государственными средствами органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. По результатам мероприятий последующего контроля составляются акты, имеющие юридическую силу.

Для конкретной реализации контрольных мероприятий используются определенные методы государственного финансового контроля. Органы финансового контроля в соответствии со своей компетенцией проводят ревизии, проверки, обследования и экспертизы.

Ревизия, иначе комплексная проверка, представляет собой взаимосвязанное изучение экономической и юридической сторон деятельности организации, максимально возможное сочетание различных методических приемов документального и фактического контроля с целью выявления законности, достоверности и экономической целесообразности (рациональности и эффективности) хозяйственных и финансовых операций.

Под проверкой понимается контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел па определенном участке деятельности проверяемой организации.

Проверка может проводиться в виде:

  • а) тематической проверки, которая проводится но определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. При проведении тематической проверки используются приемы выборочного и документального контроля;
  • б) счетной проверки отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, в том числе проверку согласованности показателей, прямо влияющих на налогооблагаемую базу, различных форм отчетности, сличение отдельных отчетных показателей с записями в регистрах бухгалтерского учета, проверку обоснованности учетных записей по данным первичных документов;
  • в) счетно-аналитической проверки, которая представляет собой оценку финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий и учреждений на основе методов документального и фактического контроля и экономического анализа с целью определения рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов, полноты и своевременности исполнения финансовых обязательств перед государством;
  • г) иных видов тематических проверок, проводимых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, принятыми в пределах их компетенции с целью реализации закрепленных за ними функций и полномочий.

Обследование — это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу финансово-хозяйственной деятельности для определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки. Оно базируется на предварительном изучении документов, изъятых или имеющихся в ревизуемой организации, с целью решения вопроса о необходимости или документальной возможности проведения намечаемой ревизии или проверки.

Экспертизой является метод предварительной оценки принятия финансовых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий. Примером применения такого метода контроля является проводимая Счетной палатой РФ экспертиза проекта федерального бюджета с последующим составлением заключения, которое в обязательном порядке рассматривается Государственной Думой.

Методы финансового контроля

  • Финансовое право
  • Принципы финансового права
  • Система финансового права
  • Источники финансового права
  • Финансовые правоотношения
  • Субъекты финансового права
  • Финансовая деятельность государства
  • Валютная политика

Методы финансового контроля

Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению.

необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и от ряда других факторов: правового положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового режима доходов и расходов подконтрольного субъекта и т. д.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и т. д.

Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей — выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федератьных внебюджетных фондов; Федератьное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

В зависимости от различных оснований проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные,, выездные, встречные и др.

Формой завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

  • о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;
  • применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;
  • направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;
  • предъявлении иска в суд в защиту нарушенных нрав государства (муниципального образования).

При вынесении решения о привлечении подконтрольного объекта к ответственности акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты должны быть исследованы в ходе судебного разбирательства.

Ревизия — это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется в целях выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается входе контроля за следующими сферами финансово-хозяйсгвенной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические.

Финансово-экономическая экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Сотрудники контролирующих органов и их близкие обеспечиваются государственной защитой, система мер которой установлена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Обеспечение государственной защиты должностных лиц контролирующих органов представляет собой комплекс мер безопасности, правовой и социальной защиты. Государственная зашита применяется, если существует угроза посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных сотрудников в связи с их профессиональной деятельностью. Меры государственной защиты могут применяться и в отношении их близких родственников (в исключительных случаях — и других лип), на жизнь, здоровье или имущество которых осуществляется посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности по проведению финансового контроля либо принудить контролирующих лиц изменить какие-либо данные, факты и т. д.

Основные методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение этих мероприятий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Указанные методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, в методических письмах и указаниях финансовых органов, в частности методическом пособии по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля — ревизия, т. е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

В рамках документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. В рамках фактической — помимо документов, еще и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

При необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а ее материалы передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению данных нарушений, не ожидая окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в ее акте. Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее понятие и порядок проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены законодательно.

Определенным примером в устранении этого пробела мог бы послужить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором сформулированы понятие аудиторского заключения как официального документа и основные требования, которым оно должно отвечать (ст. 6).

Экспертиза как метод финансового контроля
Смотрите так же:  Как оформить фрукты к столу