Оглавление:

Экспертиза исторической ценности

Специалисты Компании «Спецоценка» осуществляют оценку и экспертизу культурных ценностей, которая крайне важна не только для целей коллекционирования, инвестиций, диверсификации портфеля активов, но и при наследовании, добровольных пожертвованиях, налоговом планировании, страховании, залоге, при ввозе и вывозе, в некоторых других случаях.

Культурные ценности – очень специфичный тип активов, ценообразование на которые зависит от множества факторов, а иногда даже и не поддается какой-либо логике. Находясь на стыке истории, культурологии, искусствоведения, материаловедения, экономической теории и теории инвестиций, оценка культурных ценностей представляет собой крайне сложный механизм, который основан на: подробнейшем изучение объекта оценки, его истории и истории творчества его автора, досконального анализа рынка, на котором обращается оцениваемая культурная ценность, на выявлении ценообразующих факторов и определение их влияния на стоимость, применении всех возможных подходов к оценке с учетом преимуществ и недостатков каждого из них и сведение результатов.

В целях объединения усилий государственных органов, музеев, оценщиков, аналитиков и специалистов рынка искусства (дилеров, работников аукционных домов, галеристов), Компания «Спецоценка» учредила специализированное дочернее учреждение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКСПЕРТИЗЫ И ОЦЕНКИ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ»РУСКУЛЬТУРЭКСПЕРТИЗА»
(НИИ «РУСКУЛЬТУРЭКСПЕРТИЗА»)

Институт является независимым научно-исследовательским учреждением, предоставляющим услуги по независимой научно-технической экспертизе, искусствоведческой экспертизе, атрибуции, независимой оценке исторических, культурных, художественных ценностей, авторских прав, смежных прав, объектов недвижимого и движимого имущества, исторического и культурного наследия. Специалисты института – профессиональные практикующие искусствоведы, эксперты-технологи, реставраторы и независимые оценщики.

Экспертиза исторической ценности

3.2. Экспертиза ценности документов

Экспертиза ценности документов — это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ).

Архивный фонд Российской Федерации – исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов РФ, относящихся к информационным ресурсам и подлежащим постоянному хранению 1 .

Отнесение документов к составу Архивного фонда Российской Федерации осуществляется на основе комплексного применения критериев экспертизы ценности документов .

Критерии экспертизы ценности принято классифицировать по трем следующим группам:

Критерии происхождения, содержания и внешних особенностей.

К критериям происхождения относятся:

— функционально-целевое назначение организации с учетом его особой роли или типового характера;

— время и место создания документа.

К критериям содержания относятся:

— значимость информации документа (уникальность или типичность);

— повторяемость документной информации;

К критериям внешних особенностей относятся:

— формы фиксирования и передачи содержания;

— форма удостоверения и оформления документа.

Экспертиза ценности документов проводится:

— в делопроизводстве организации;

— в архиве или архивохранилище организации;

— в государственном или муниципальном архиве.

В государственные и муниципальные архивы в основном поступают документы, прошедшие экспертизу ценности документов на стадии делопроизводства и в архивах организаций – источников комплектования этих архивов. Поэтому экспертиза ценности документов в государственном или муниципальном архиве проводится в исключительных случаях:

— при поступлении документов в неупорядоченном состоянии;

— по фондам содержащих большое количество дублетных документов;

— в процессе переработки описей;

— в случае безвозвратного вывоза архивных документов за рубеж.

Архив может осуществлять экспертизу ценности документов по просьбе собственника документов на основании заключенного договора об отнесении его документов к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Экспертиза ценности документов проводится в государственных и муниципальных архивах, если истекли сроки временного хранения архивных документов, в том числе по личному составу, поступивших в архив от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в результате их ликвидации без правоприемника 3 ;

Ведущая роль в процессе установления сроков хранения документов принадлежит перечням.

Но при этом необходимо помнить:

— во-первых, несмотря на наличие перечней необходимо непосредственное изучение документов, особенно передаваемое на государственное или муниципальное хранение и выделяемых к уничтожению;

— во-вторых, перечни устаревают, особенно отраслевые (ведомственные), корпоративные с указанием сроков хранения документов;

— в-третьих, перечни как и законы обратной силы не имеют – их действие распространяется только на документы, образовавшиеся после издания перечня, если в указаниях по применению перечня не дается особых рекомендаций.

Обязательность применения перечней в процессе проведения экспертизы ценности документов, в том числе при установлении сроков хранения, закреплена в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации» 2004 года (№125-ФЗ). В ст. 23 (ч.1) содержится указание на то, что федеральные органы государственной власти, иные государственные органы Российской Федерации разрабатывают и утверждают по согласованию с Росархивом перечни документов, образующихся в процессе деятельности подведомственным им организаций, с указанием сроков хранения. В ст. 17 (ч.1) сказано, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и даже граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечить сохранность архивных документов в течение сроков хранения, установленных перечнями. При этом речь идет о перечнях типовых архивных документов, утвержденных Федеральным архивным агентством, или отраслевых перечнях, согласованных также с Федеральным архивным агентством.

При определении сроков хранения архивных документов современные Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (М., 2007. С. 85) рекомендуют руководствоваться:

— перечнями типовых архивных документов с указанием сроков хранения (типовым перечням);

— перечнями документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов Российской Федерации, а также в процессе деятельности подведомственным им организаций с указанием сроков хранения (отраслевыми перечнями). В ряде случаев для документов, не указанных в этих перечнях , сроки хранения могут устанавливаться нормативными правовыми актами.

Современная система перечней представлена двумя основными типами перечней документов:

-с указанием сроков ранения;

-подлежащих постоянному хранению.

Перечни документов с указанием сроков хранения могут быть следующих видов:

— типовые для всех организаций.

Назначение типовых перечней – унификация сроков хранения однородной типовой документации, образующейся в деятельности всех организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и отраслевой направленности. Кроме того, типовые перечни определяют состав документов, подлежащих передаче в государственные и муниципальные архивы.

Однако типовые перечни не содержат сведений о документах, отражающих отраслевые и другие специфические направления деятельности организации.

Сегодня основными действующими типовыми перечнями документов с указанием сроков хранения являются «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (М., 2010 г .) и «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения» (М., 2008 г .).

примерные для однородных организаций, зачастую не входящих ту или иную ведомственную систему, например кредитных организаций (такой перечень в настоящее время подготовлен, находится в стадии рассмотрения и утверждения).

Для больших и сложных фондов, а также для групп однородных фондов, обычно разрабатываются примерные перечни документов, которые являются своего рода методическими пособиями по экспертизе ценности при научно-технической обработке документов фонда.

В примерных перечнях называются виды документов, подлежащих постоянному хранению и документы, подлежащие выделению к уничтожению, как не представляющие научной, исторической, экономической ценности в однородных организациях.

отраслевые – по отдельным отраслям деятельности.

Отраслевой перечень представляет собой справочник о составе и содержании документов учреждений, организаций и предприятий одной отрасли, одной ведомственной системы. Перечень предусматривает максимально полный охват видов и разновидностей документов, систематизированных в соответствии с основными функциями и направлениями деятельности учреждения этого ведомства, с указанием сроков хранения каждого вида документа.

Основной массив отраслевых (ранее чаще употреблялся термин ведомственные) перечней достаточно устарел, в ряде отраслей перечни документов выпускались в конце1960-х – начале 1980-х годов. Но они все еще действуют в части, не противоречащей современным типовым перечням.

корпоративные перечни представляют собой своего рода «фрагмент» отраслевого перечня и отражают документы с указанием сроков хранения конкретной организации, а так же подчиненных ей структур, чаще всего филиалов, представительств, отделений.

Взаимосвязь рассмотренных перечней заключается в следующем: типовая документация с едиными и обязательными сроками хранения должна входить составной частью во все примерные, отраслевые и корпоративные перечни.

Перечни документов, подлежащие постоянному хранению , разработаны одного вида – типовые. Это Перечень документов, подлежащих приему в государственные архивы СССР (М., 1973 г .), который, был ориентирован на документы государственных учреждений.

Но сами учреждения, организации, предприятия непосредственно этот перечень не использовали, он выпускался как база, платформа для подготовки типовых, отраслевых и т.п. перечней.

Для специальной документации в 1998 году был выпущен Перечень научно-технической документации, подлежащий приему в государственные архивы России.

Применение перечней. В рассмотренной системе перечней наиболее общими являются перечни управленческих документов, выходившие в 2000 г . и 2010 г . – это типовые перечни документов с указанием сроков хранения.

Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, 2000 года является логическим продолжением Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения, вышедшего в 1989 году.

В чем же взаимосвязь двух перечней?

Во-первых, с момента выхода в свет типового перечня ( 2000 г .) утратила свою силу лишь первая часть типового перечня 1989 года.

Во-вторых, типовой перечень 2000 года распространял свое действие на документы, созданные начиная с 1995 года, а для установления сроков хранения для документов, созданных в 80-е – 90е гг. (до 1995 г .) необходимо было продолжать пользоваться типовым перечнем 1989 г .

В-третьих, оставалось действующей до 2008 г . вторая часть типового перечня 1989 г ., которой необходимо было пользоваться при определении сроков хранения документов по отраслям и специфическим направлениям деятельности организаций, например, конструкторской, технологической, проектной, научно-исследовательской и другой подобного рода документации.

31 июля 2007 г . был утвержден Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения. С выходом этого перечня в 2008 г . утратила свою силу вторая часть типового перечня 1989 г .

Следовательно, все организации должны при проведении экспертизы ценности документов, созданных с 2008 по 2011 гг., и определении их сроков хранения использовать типовые перечни управленческих документов ( 2000 г .) и научно-технической и производственной документации ( 2008 г .).

В 2010 г . вышел в свет новый перечень типовых управленческих документов ( вступил в силу в конце 2011 г): Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения .

При определении сроков хранения и проведении экспертизы ценности документов, созданных начиная с 2012 г. используют Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (М., 2008 г .) и Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправлений и организаций, с указание сроков хранения (М., 2010 г .).

Типовой перечень необходимо использовать в качестве основного нормативного документа, в первую очередь, при подготовке номенклатур дел и формировании дел в делопроизводстве, а так же при определении сроков хранения и отборе документов на постоянное хранение.

1 Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» П.п . 16, 8, ст. 3.

2 Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» П. 3 ст. 3.

3 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. М. 2007. С. 86.

Экспертиза исторической ценности

Исследуемые объекты и документы

Полезные статьи по данной тематике

Искусствоведческая экспертиза проводится как по уголовным, так и по гражданским делам. Принято считать, что основной ее задачей является установление подлинности произведения искусства. Действительно круг задач данного класса судебных экспертиз весьма различен: определение исторической и культурной ценности объекта, его художественное назначение и отношение к предметам искусства, установление стиля, жанра и других свойств предмета искусства, установление использования реставрационных работ, состояния сохранности объекта исследования, его оригинальности и уникальности, а также авторства конкретного произведения.

Отдельно рассматриваются задачи, связанные с исследованием эротических и порнографических материалов, что в последнее время становится все более актуальным. Целью исследования является отнесение конкретного материала к порнографии или к эротике. Такими материалами могут быть периодические издания, видеофильмы, картины, скульптуры и другие произведения. Проводится экспертиза порнографии с целью определения состава предположительного уголовного преступления. Такие исследования могут проводиться в досудебном порядке, когда лицо, распространяющее или выставляющее спорную продукцию на обозрение, хочет убедиться, что оно не нарушает действующего законодательства, распространяя порнографические материалы. Подобные претензии могут предъявляться к владельцам выставок и музеев, выставляющие произведения эротического характера. Для решения таких же задач проводится экспертиза рекламы, которая в настоящее время нередко носит эротический подтекст.

В случае содержания в предположительно порнографических фильмах или периодических изданиях изображений малолетних, необходимо проведение комплексной искусствоведческой и медицинской экспертизы. Медицинское исследование проводится с целью установления возраста изображенного лица для дальнейшей квалификации уголовного деяния.

Экспертиза произведений решает и идентификационные задачи, устанавливая автора конкретного произведения искусства. Данная задача является достаточно сложной и трудоемкой, так как эксперту необходимо изучить стилистические манеры конкретного автора, его уникальный почерк, который потом необходимо выявить на спорном произведении или опровергнуть наличие такового. Экспертиза живописи, как и другие виды экспертиз, решающих данную задачу, проводится путем сравнения объекта исследования с представленными образцами. Для этого необходимо предоставить образцы для сравнительного исследования, авторство которых установлено и не оспаривается.

Экспертиза книг занимается исследованием антикварных книг с целью установления времени их создания, общего состояния, а также исторической и культурной значимости. При этом стоит отметить, что установлением авторства текста занимается автороведческая экспертиза, а не экспертиза антиквариата.

Экспертиза искусства проводится с целью установления подлинности произведения искусства, его стиля, направления, определения техники исполнения. Экспертиза картин также решает вопросы, связанные с искусственным старением произведения, установлением его сохранности, использования реставрационных работ.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Представляет ли данный объект историческую, художественную или культурную ценность?

Является ли данный объект предметом искусства?

Является ли автором данного произведения то или иное лицо?

Является автором представленных произведений одно и то же лицо?

Реставрировалось ли данное произведение?

Каково время создания (временная эпоха) данного произведения?

К какому направлению искусства относится данное произведение?

Каково состояние сохранности данного произведения?

Каков стиль данного произведения?

В какой технике исполнено данное произведение?

Имеются ли в представленных материалах признаки порнографии?

Был ли данный объект искусственно состарен?

Установление культурной, художественной, научной, исторической ценности предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого наследия и др.

Установление ценности различных объектов, относящихся к культурной, художественной, исторической или научной сфере, как правило, проходит в рамках искусствоведческой экспертизы. Установить ценность того или иного объекта бывает необходимо при его вывозе за рубеж, продаже, оформлении завещания, принятии решения о сносе или реставрации старинного здания, расследовании различных уголовных дел.

Задачи, которые решает экспертиза установления ценности

Предметы искусства, старинные вещи, оружие, здания, построенные много лет назад, могут иметь ценность для своего владельца или ограниченного круга лиц, однако это не делает их автоматически ценными с точки зрения культуры или истории. Вещь может быть сколько угодно древней, но это не делает её безусловно ценной.

Смотрите так же:  Образец заполнения заявления о включении в реестр требований кредиторов

Чтобы быть отнесенным к культурно-историческим ценностям, предмет должен иметь значение для мирового сообщества, иметь свою стоимость на мировом рынке культурно-исторических ценностей. Определение мировых культурных ценностей изложено в Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, которая была ратифицирована СССР в 1988 году. А также в Конвенции о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях от 1995 года, согласно которой, ценными являются предметы, обладающие важностью для археологии, предыстории (антропологии), истории, литературы, искусства или науки.

Данное определение достаточно расплывчато и неоднозначно, как и любое определение, пытающееся дать ответ на вопрос – что такое культурные и иные ценности. Так, из двух домов, построенных в одно и то же время, один может обладать культурно-исторической ценностью, а другой нет. То же самое относится к разным предметам старины, произведениям искусства, оружию. Ценность предмета зависит от мастера, стиля работы, материала, возраста, и многих других аспектов. Таким образом, человек, не являющийся профессионалом в конкретной области искусства, науки или культуры, не может дать адекватную оценку того или иного предмета или произведения. Поэтому проводится экспертиза.

Экспертиза решает две основные задачи:

  1. Устанавливает, представляет ли исследуемый предмет культурную, художественную, научную или историческую ценность.
  2. При необходимости, определяет стоимость этого предмета.

Таким образом, заключение экспертов может ответить на самые разные вопросы:

  • Можно ли вывозить данный предмет за пределы РФ, и, если можно, какова будет величина таможенного сбора.
  • Имеет ли смысл включать данный предмет в музейную или частную коллекцию.
  • Подлежит ли данное здание сносу или реставрации.
  • Является ли данный предмет мотивом совершения преступления.
  • Совершено ли преступление – например, продан ли за рыночную цену оригинал или это была подделка.

Также заключение используется при покупке и продаже ценного объекта, при распределении наследства.

Объекты исследования

Наиболее полный список объектов, которые могут быть предоставлены для исследования на предмет установления культурной, художественной, научной, исторической ценности
предметов искусства, предметов старины, оружия, объектов недвижимого
наследия и др., изложен в Статье 7 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Он включает в себя:

  • Исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
  • Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
  • Художественные ценности, в том числе:
  • Картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  • Оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  • Оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  • Художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
  • Гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
  • Произведения декоративно — прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
  • Изделия традиционных народных художественных промыслов;
  • Составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
  • Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
  • Редкие рукописи и документальные памятники;
  • Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
  • Уникальные и редкие музыкальные инструменты;
  • Почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
  • Старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
  • Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
  • Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Методы исследования

Способы, с помощью которых устанавливается ценность того или иного объекта, можно разделить на две группы.

Выяснение различных характеристик объекта исследования.

К ним относится:

  • Авторство.
  • Дата и место изготовления.
  • Материал, из которого изготовлен объект.
  • Стиль, в котором он выполнен.
  • Переделывался ли объект позднее и проводились ли над ним реставрационные работы.
  • Состояние объекта.
  • Оригинал это или копия.

Данные характеристики определяются с помощью химико-технологического, цифрового, графологического и других видов искусствоведческого анализа.

Непосредственно определение ценности исследуемого объекта на современном мировом рынке, с точки зрения мирового культурного, исторического наследия, научной ценности.

Для этого требуется установить:

  • Степень уникальности объекта в стране, где он находится, и в мире. Уникальность оценивается по нескольким критериям: время, авторство, материал, способ изготовления.
  • Ценность других произведений данного автора.
  • Насколько объект отражает историческую эпоху, во время которой он был изготовлен.
  • Насколько объект отражает ту или иную культуру или идеологию.
  • Эмоциональное восприятие потребителя (зрителями, слушателями).
  • Может ли объект использоваться в академических целях.
  • Ценен ли объект для дальнейшего развития науки или научной истории.

Значительная часть этой работы выполняется при помощи исследования современного рынка той или иной области культуры и искусства, и проводится она искусствоведами – специалистами в этой области.

Правовые аспекты

Одной из распространенных задач, для решения которых требуется установить культурно-историческую ценность объекта, является его вывоз за территорию Российской Федерации. Данный процесс регулируется Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15 апреля 1993 года.

  • Статья 7 определяет категории предметов (культурных ценностей), подпадающих под действие настоящего Закона.
  • Согласно статье 18 Закона, культурные ценности, заявленные к вывозу, подлежат обязательной экспертизе.
  • Статья 9 Закона определяет культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации.

Также определение культурно-исторической ценности различных предметов важно в расследовании уголовных дел, определяющихся следующими статьями УК РФ:

  • 146 – нарушение авторских и смежных прав.
  • 159 –мошенничество – то есть изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
  • 164 — хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
  • 190 — невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
  • 222 — незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
  • 243 — уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Историко-культурная экспертиза

Историко-культурная экспертиза проводится с целью выяснения, является ли тот или иной объект культурным наследием Российской Федерации или нет. Если да – он включается в единый государственный реестр. Права на его использование, таким образом, сильно ограничиваются. Объект культурного наследия должен быть сохранен собственником в первозданном виде и хорошем состоянии. Более того, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия или участка, на котором он находится, требует согласования с органами исполнительной власти.

Историко-культурная экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица – то есть заказчика.

Правовые аспекты

  • Историко-культурная экспертиза проводится в рамках Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ
    «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и регулируется главой 5 настоящего Закона.
  • Согласно статье 15 настоящего Закона, объекты культурного наследия включены в единый государственный Реестр.
  • Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы устанавливает постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569.
  • Права пользования объектом культурного наследия, а также земельным или водным участком, на территории которого располагается искомый объект, регулируются статьей 52 настоящего Закона. В статье 53 указываются ограничения при использовании объекта культурного наследия или территории, на которой он располагается.

Задачи, которые решает историко-культурная экспертиза

Государственная историко-культурная экспертиза (далее — историко-культурная экспертиза) проводится в целях:

  • обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
  • определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
  • определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительных регламентов требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
  • отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия.

Исследуемые объекты

Согласно статье 30 настоящего Закона, в рамках историко-культурной экспертизы исследуются:

  1. объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона;
  2. земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению;
  3. документы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в реестр;
  4. документы, обосновывающие исключение объектов культурного наследия из реестра;
  5. документы, обосновывающие изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  6. документы, обосновывающие отнесение объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  7. проекты зон охраны объекта культурного наследия;

Пункт первый требует пояснений, которые подробно приводятся в статье 3 настоящего Закона. Согласно ей, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и связанные с ними произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники. А также иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями

  • Памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения;
  • Произведения монументального искусства;
  • Объекты науки и техники, включая военные;
  • Частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия).

Ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений следующего назначения:

  • Фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного;
  • Памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

Достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе

  • Места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей;
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок;
  • Места совершения религиозных обрядов.

Согласно статье 4 Закона, объекты культурного значения имеют разную ценность и подразделяются на три категории:

  • Объекты федерального значения – ценные для РФ, сюда также относят объекты археологического наследия,
  • Объекты регионального значения – то есть имеющие ценность для культуры и/или истории конкретного региона,
  • Объекты муниципального (местного) значения – имеющие значение для местной истории и/или культуры.

Методы исследования

Методами исследования объекта является изучение предоставленных документов, историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые изыскания, проводимые отдельным экспертом или экспертной комиссией составом более 3-х человек, во главе с председателем.

В качестве экспертов привлекаются физические лица, имеющие научные и практические знания в исследуемой области, со стажем работы по профилю не менее 10 лет. Все эксперты проходят аттестацию.

По окончании исследования формируется экспертное заключение, которое предоставляется заказчику.

Экспертиза исторической ценности

Содержание

Общий порядок ввоза/временного ввоза и вывоза/временного вывоза культурных ценностей через таможенную границу РФ регулируется Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

  • созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ
  • имеющие важное значение и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими в РФ
  • обнаруженные на территории РФ
  • приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности
  • приобретенные в результате добровольных обменов
  • полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности

Вывоз культурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, без обязательства их обратного ввоза.

Ввоз культурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

Временный вывоз культурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Временный ввоз культурных ценностей — перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.

Все физические и юридические лица на равных основаниях имеют право на вывоз, ввоз, временный вывоз или временный ввоз культурных ценностей, в том числе при осуществлении ВЭД, независимо от места постоянного жительства либо регистрации.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут ввозить/временно ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также вывозить/временно вывозить обратно ввезенные/временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.

Культурные ценности, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации ТД-6.

Транзит культурных ценностей через территорию РФ осуществляется в порядке, определяемом таможенным законодательством и международными договорами РФ, при условии представления собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом таможенным органам, производящим таможенное оформление, документальных подтверждений ввоза этих культурных ценностей исключительно с целью транзита. Декларирование таких культурных ценностей при перемещении физическими лицами в упрощенном, льготном порядке производится путем указания в п.3.11 таможенной декларации ТД-6 сведений о временно ввозимых культурных ценностях с подробным их описанием в п.4.1 таможенной декларации.

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством РФ и законодательством РФ об административных правонарушениях.

Перечень культурных ценностей, вывоз которых осуществляется на основании Свидетельств на право вывоза культурных ценностей утвержден Приказом Минкультуры РФ от 7 августа 2001 года N 844 «Об уточнении порядка оформления документации на право вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ». К таким культурных ценностям относятся:

  • Культурные ценности, включенные в состав Музейного, Архивного и Библиотечного фондов РФ (за исключением копий, отснятых с документов, хранящихся в федеральных и государственных архивах (центрах хранения документации) субъектов РФ, государственных музеях и библиотеках системы Минкультуры РФ, Госфильмофонде России, учреждениях системы РАН)
  • Предметы и коллекции, имеющие историческую, научную, художественную или иную культурную значимость, связанные со знаменательными событиями в жизни народов, развитием общества и государства, с историей науки и техники:
    • мемориальные предметы, относящиеся к жизни выдающихся политических, государственных деятелей, национальных героев, деятелей науки, литературы и искусства
    • предметы и коллекции обмундирования и снаряжения производственного, военного и иного назначения, созданные более 50 лет назад
    • предметы техники, приборы, инструменты, аппаратура, оборудование научного, производственного, бытового и военного назначения и/или их составные части, созданные более 50 лет назад
    • предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок
  • Художественные ценности (за исключением живописных, скульптурных и графических работ, предметов декоративно-прикладного искусства, дизайнерских проектов, инсталляций, предметов детского творчества, созданных менее 50 лет назад, а также предметов быта независимо от времени их создания, не находящихся на государственном учете и отнесенных по результатам экспертизы к предметам культурного назначения):
    • произведения живописи, скульптуры
    • произведения графики и оригинальные графические печатные формы
    • авторские дизайнерские проекты, инсталляции, художественные композиции и монтажи
    • предметы отправления религиозных культов различных конфессий
    • предметы декоративно-прикладного искусства
    • художественно оформленное оружие
  • Составные части и фрагменты архитектурных, исторических памятников и памятников монументального искусства
  • Печатные издания, созданные более 50 лет назад
  • Рукописи, документальные памятники, архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы, созданные более 50 лет назад
  • Уникальные и редкие музыкальные инструменты, в том числе авторские народные инструменты, созданные более 50 лет назад (за исключением музыкальных инструментов фабричного (мануфактурного) изготовления, в том числе народных инструментов (балалайки, домры, баяны и т.п.)). На струнные смычковые инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас) и смычки, не являющиеся уникальными и редкими, может оформляться паспорт, в котором Минкультуры России или его территориальными управлениями по сохранению культурных ценностей производится следующая запись: «Россвязьохранкультура (или ее территориальное управление) подтверждает, что данный музыкальный инструмент/смычок не подпадает под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и может вывозиться без оформления свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации». Данная запись заверяется подписью должностного лица и печатью Россвязьохранкультуры либо ее территориального управления.
  • Знаки почтовой оплаты (почтовые марки и блоки), маркированные почтовые карточки и конверты, налоговые и аналогичные марки, созданные более 50 лет назад
  • Монеты, боны, банкноты и ценные бумаги, созданные более 50 лет назад
  • Старинные ордена и медали (за исключением личных наград, на ношение которых имеются орденские книжки или наградные удостоверения, вывозимых самим награжденным или его наследниками, а также значков), а также памятные и наградные знаки, настольные медали и печати, созданные более 50 лет назад
  • Редкие образцы и коллекции флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких областей науки, как анатомия, палеонтология и минералогия, в том числе:
    • растения, животные и их части, независимо от способа консервации (включая гербарии, чучела, скорлупы и т.п.)
    • искусственные или естественные препараты целых организмов (в том числе ископаемых), отдельных органов, их частей или систем
    • остатки ископаемых организмов и/или их частей (в том числе их отпечатки) независимо от сохранности
    • образцы и коллекции минералов (кроме синтетических), горных пород и природных некристаллических веществ земного и внеземного происхождения
Смотрите так же:  Приказ 66н новая форма

К культурным ценностям не относятся современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства.

  • движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ независимо от времени их создания
  • движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры
  • культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей
  • культурные ценности, созданные более 100 лет назад

Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.

В соответствии с международными договорами и законодательством РФ культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия РФ является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры).

Росохранкультуры находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. Положение о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры) утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 301.

Росохранкультуры осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

К полномочим Росохранкультуры, в частности, относятся:

  • осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей
  • принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей, выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза
  • регистрация культурных ценностей, ввозимые и временно ввозимые на территорию РФ
  • заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе
  • обеспечение экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза

Возложенные на него функции Росохранкультуры осуществляет совместно с:

  • Государственной архивной службой России
  • таможенными органами
  • органами внутренних дел
  • федеральными органами государственной безопасности РФ
  • иными правоохранительными органами

В качестве коллегиального органа по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей образуется Межведомственный совет по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей.

Министерство культуры РФ составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона о ввозе и вывозе культурных ценностей.

ФТС РФ силами специализированной службы осуществляет в таможенных пунктах контроль за порядком вывоза и ввоза культурных ценностей, установленным Законом.

Экспертизу заявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза культурных ценностей осуществляют уполномоченные Министерством культуры РФ и Государственной архивной службой России на осуществление этой деятельности специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иные специалисты.

Подразделением Министерства культуры РФ, занимающимся контролем за ввозом и вывозом культурных ценностей, является Департамент по сохранению культурных ценностей.

Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ:

  • 103693, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7
  • Телефон / факс: (095) 928-57-50
  • Руководитель — Вилков Анатолий Иванович

Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р «О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» территориальные управления Минкультуры России по сохранению культурных ценностей переподчинены Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры).

В структуру Департамента входят территориальные управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей:

  • Архангельск
    • 1163001, г. Архангельск, проспект Ломоносова, 269, комн. 47 и 51. тел. (818-2) 49-35-83
    • Денисов Владимир Михайлович
    • Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Архангельская область, Вологодская область
  • Владивосток
    • 690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2. (Управление культуры Администрации Приморского края) тел. (423-2) 41-27-59
    • Янченко Наталья Андреевна
    • Приморский край, Сахалинская область
  • Екатеринбург
    • 620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 104. тел. (343-2) 74-30-10
    • Черепанов Александр Николаевич
    • Республика Башкортостан, Коми-Пермяцкий автономный округ, Курганская область, Пермская область, Свердловская область, Челябинская область
  • Иркутск
    • 664003, г. Иркутск, ул. Литвинова,1. (а/я 48). тел. (395-2) 34-39-05, 33-40-47
    • Войтович Анна Николаевна
    • Республика Бурятия, Республика Тыва, Ачинский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Иркутская область, Читинская область
  • Краснодар
    • 350020, г. Краснодар, ул. Красная, 180, комн. 806. тел. (861-2) 57-50-18, 55-14-52 факс (861-2) 55-13-82
    • Недоводин Николай Иосифович
    • Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область
  • Красноярск
    • 660017, г. Красноярск, ул. Ленина, 111. тел. (391-2) 23-28-01
    • Мартынов Владимир Михайлович
    • Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Таймырский (Долгано — Ненецкий) автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Красноярский край
  • Нижний Новгород
    • 603005, г. Нижний Новгород, Верхне-Волжская набережная, 5. тел. (831-2) 32-75-24, 32-74-84 факс (831-2) 32-75-04
    • Братанова Марина Владиславовна
    • Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика — Чаваш Республики, Кировская область, Нижегородская область
  • Санкт-Петербург
    • 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 17. тел. (812) 571-03-02
    • Лещинский Андрей Николаевич
    • Республика Карелия, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г.Санкт-Петербург
  • Саратов
    • 410600, г. Саратов, ул. Мичурина, 86. тел. (845-2) 25-90-55 факс (845-2) 26-04-37
    • Бургучев Александр Васильевич
    • Астраханская область, Волгоградская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Тамбовская область, Ульяновская область
  • Хабаровск
    • 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 61. (Комитет по культуре и искусству Администрации Хабаровского края) тел. (421-2) 33-50-66, 33-04-09
    • Кабузенко Наталья Евгеньевна
    • Хабаровский край, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область

Письмом ФТС РФ от 22.09.2005 N 04-18/32943 перечень территориальных органов Минкультуры РФ признан утратившим силу.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Ввоз культурных ценностей, в том числе в МПО*, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством без представления таможенным органам специальных разрешительных документов.

Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.

В случае если у должностного лица таможенного органа возникает сомнение в правильности отнесения ввозимых товаров к культурным ценностям, оно вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей. Вернуть обеспечение можно только на основании подтверждения Минкультуры РФ или его территориального органа об отнесении данного товара к культурным ценностям.

Ввоз на территорию РФ культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, не разрешается. При наличии информации о таких культурных ценностях и в случаях их обнаружения они подлежат задержанию таможенными органами с уведомлением органов, которыми был объявлен розыск.

Все другие произведения искусств (за исключением тех, что пропагандируют насилие, войну, расизм, фашизм, национализм и т.п.) ввозить на территорию страны разрешается.

*По действующим на сегодняшний день правилам, в МПО можно беспошлинно переслать в Россию антиквариат на сумму в 10 тыс. руб., все ценности, стоящие дороже этой суммы, облагаются налогом в 30%.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут временно ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также вывозить обратно временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.

Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

К ТД-6 на временно ввозимые культурные ценности дополнительно прилагаются:

  • два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей
  • два экземпляра списков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных в произвольной форме собственником или уполномоченным им лицом, в которых должны указываться авторство, название произведения, место и время создания, материалы и техника исполнения, размеры (вес), состояние сохранности, страховая оценка и срок обратного вывоза культурных ценностей. При отсутствии фотографий в списках собственником или уполномоченным им лицом дается максимально детализированное описание временно ввозимых культурных ценностей

Списки составляются на русском языке. В случае если список составлен на иностранном языке, к нему прилагается перевод на русский язык.

Должностное лицо таможенного органа после принятия ТД-6 проводит идентификацию временно ввозимых культурных ценностей по представленным спискам и фотографиям. При этом на лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

После завершения таможенного оформления первые экземпляр списка и комплект фотографий вместе с декларацией возвращаются лицу, осуществившему временный ввоз культурных ценностей, а вторые экземпляр и комплект фотографий остаются и хранятся вместе с декларацией в таможенном органе для контроля их вывоза.

В случае указания в списках неполной информации должностное лицо таможенного органа на лицевой стороне каждого листа списка делает запись: «При обратном вывозе подлежит экспертизе в Минкультуры России», проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

При обратном вывозе культурных ценностей должностное лицо таможенного органа на последней странице списка под текстом проставляет штамп «Выпуск разрешен» или производит запись «Вывоз разрешен» с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.

Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами РФ в зависимости от целей и обстоятельств такого перемещения и не могут превышать одного года. Продление сроков временного ввоза культурных ценностей осуществляется в соответствии с таможенным законодательством без представления дополнительных разрешений из Министерства культуры РФ.

При проведении таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.

В настоящее время при заявлении физического лица о ввозе культурных ценностей, стоимостью более 65 тыс. рублей, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных платежей при условии письменного декларирования и специальной регистрации.

Специальная регистрация таких культурных ценностей производится должностным лицом таможенного органа путем проставления отметки «Зарегистрировано при ввозе в РФ, как заявленное в качестве культурной ценности» на таможенной декларации формы ТД-6 и прилагаемых к ней документах.

После выпуска культурных ценностей таможенный орган письменно информирует Минкультуры РФ или его территориальный орган о проведении специальной регистрации с указанием описания культурных ценностей и данных о лице, их ввозящем. Это временный порядок регистрации, который будет действовать до тех пор, пока не вступит в силу Порядок специальной регистрации культурных ценностей, ввозимых в РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденный Минкультуры РФ.

ПИСЬМО от 31 декабря 2003 г. N 01-06/51098

О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Временно, до вступления в силу порядка специальной регистрации культурных ценностей, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, рекомендуем руководствоваться следующим.

При заявлении физического лица о ввозе культурных ценностей, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии их письменного декларирования и специальной регистрации. Специальная регистрация таких культурных ценностей производится должностным лицом таможенного органа путем проставления любым способом отметки «Зарегистрировано при ввозе в Российскую Федерацию, как заявленное в качестве культурной ценности» на таможенной декларации формы ТД-6 и прилагаемых к ней документах. После выпуска культурных ценностей таможенный орган письменно информирует Минкультуры России или его территориальный орган, перечень которых приведен в письме ГТК России от 19.06.2001 N 01-06/24071, о проведении специальной регистрации с указанием описания культурных ценностей и данных о лице, их ввозящем.

При решении вопроса об отнесении заявленных физическим лицом товаров к культурным ценностям предлагаем руководствоваться Перечнем культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О ввозе и вывозе культурных ценностей» (письмо ГТК России от 19.06.2001 N 01-06/24071), а при наличии в пункте пропуска эксперта Минкультуры России — его заключением.

В случае если у должностного лица таможенного органа возникает сомнение в правильности отнесения ввозимых товаров к культурным ценностям, оно вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в установленном порядке. Возврат сумм обеспечения осуществлять на основании подтверждения Минкультуры России или его территориального органа об отнесении данного товара к культурным ценностям.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Вывоз культурных ценностей, в том числе в МПО, осуществляется на основании свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ, выдаваемого Министерством культуры РФ или его территориальными органами по результатам проведенной экспертизы.

Смотрите так же:  Как получить гражданство в мае

Свидетельство предъявляется таможенному органу в двух экземплярах («Экземпляр для таможни» и «Экземпляр для заявителя»), каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и фотографии разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица Министерства культуры РФ или его территориального органа по сохранению культурных ценностей и являются неотъемлемой частью свидетельства.

В случае вывоза архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.

Физические и юридические лица на основании Федерального закона от 17.07.2009 г. N 150-ФЗ имеют право на вывоз ввезенных на территорию Российской Федерации культурных ценностей, созданных более 100 лет назад.

Культурные ценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в таможенной декларации.

Вывоз может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником, сведения о котором указаны в свидетельстве.

Автор культурных ценностей независимо от того, выезжает он за пределы РФ временно или на постоянное место жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве на основании свидетельства. Лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности их приобретения. Федеральная служба по сохранению культурных ценностей обязана известить автора или его наследников о факте законного вывоза его произведений другими лицами.

Культурные ценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

Номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза, а также орган, его выдавший, указываются декларантом в таможенной декларации в установленном порядке.

Должностное лицо таможенного органа после принятия таможенной декларации идентифицирует вывозимые культурные ценности с информацией, содержащейся в свидетельстве и прилагаемых к нему документах, и на обоих экземплярах свидетельства в графе «Отметка таможни» проставляет штамп «Выпуск разрешен» и оттиск личной номерной печати или производит запись «Вывоз разрешен» с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.

После завершения таможенного оформления «Экземпляр для таможни» свидетельства остается и хранится вместе с ТД-6 в таможенном органе, осуществившем таможенное оформление. «Экземпляр для заявителя» свидетельства с отметкой таможни о пропуске вывозимых культурных ценностей через границу РФ возвращается лицу, осуществляющему вывоз культурных ценностей.

При вывозе культурных ценностей экспортная таможенная пошлина не взимается.

Вывозимые культурные ценности не могут рассматриваться в составе личного имущества граждан, на которое установлены стоимостные ограничения при вывозе.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут временно вывозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также ввозить обратно временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно вывезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный вывоз только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временный вывоз культурных ценностей, в том числе в МПО, осуществляется на основании свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ, выдаваемого Министерством культуры РФ или его территориальными органами по результатам проведенной экспертизы.

Свидетельство предъявляется таможенному органу в двух экземплярах («Экземпляр для таможни» и «Экземпляр для заявителя»), каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и фотографии разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица Министерства культуры РФ или его территориального органа по сохранению культурных ценностей и являются неотъемлемой частью свидетельства.

В случае вывоза архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.

Культурные ценности, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в таможенной декларации.

Временный вывоз культурных ценностей, в том числе в МПО, могут осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником, сведения о которых указаны в свидетельстве.

Автор культурных ценностей независимо от того, выезжает он за пределы РФ временно или на постоянное место жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве на основании свидетельства.

Культурные ценности, временно вывозимые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

Номер и дата выдачи свидетельства на право вывоза, а также орган, его выдавший, указываются в декларации.

Должностное лицо таможенного органа после принятия ТД-6 проверяет соответствие временно вывозимых культурных ценностей с информацией, содержащейся в свидетельстве и прилагаемых к нему документах, и на обоих экземплярах свидетельства в графе «Отметка таможни» производит запись «Вывезено до «. «» с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.

После завершения таможенного оформления «Экземпляр для таможни» свидетельства и декларация остается и хранится в таможенном органе, осуществившем таможенное оформление, для контроля обратного ввоза. «Экземпляр для заявителя» свидетельства с отметкой таможни о пропуске временно вывозимых культурных ценностей возвращается лицу, осуществляющему временный вывоз.

При обратном ввозе культурных ценностей должностное лицо таможенного органа при оформлении свидетельства в графе «Отметка таможни» производит запись «Ввезено», проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

Сроки временного вывоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами РФ на основании сведений, указанных в свидетельстве. При этом срок временного вывоза культурных ценностей не может быть иной, чем срок, указанный в свидетельстве.

В случае принятия по ходатайству лица, временно вывозящего культурные ценности, решения о продлении срока временного вывоза Министерство культуры РФ или его территориальный орган извещают о принятом решении таможенный орган, производивший таможенное оформление временного вывоза.

Продление срока временного вывоза производится в установленном порядке.

При наличии обоснованных сомнений в подлинности возвращаемых культурных ценностей таможенные органы вправе привлекать экспертов Министерства культуры РФ или его территориального органа для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе.

Экспертизу культурных ценностей осуществляют уполномоченные на это Министерством культуры РФ и Федеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры РФ и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры РФ или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей.

Результаты экспертизы являются основанием для принятия Министерством культуры РФ или его территориальными органами решения о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории РФ.

В случае принятия решения о возможности вывоза/ временного вывоза Министерством культуры или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей выдается Свидетельство на право вывоза.

Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Министерство культуры РФ или его территориальные органы.

В заявлении указывается:

  • информацию о собственнике
  • информация об основании возникновения у него права собственности
  • описание культурных ценностей

При временном вывозе в заявлении также указываются цель, условия и сроки их нахождения за пределами РФ.

К заявлению прилагаются:

  • список с описанием культурных ценностей, если предметов более двух (3 экземпляра)
  • по 3 фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 см (при вывозе и временном архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики представления фотографий не требуется)
  • копии документов, подтверждающих право собственности на вывозимые культурные ценности (с представлением оригиналов)
  • документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей
  • копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами РФ (загранпаспорта), или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории РФ

При временном вывозе к заявлению прилагаются также:

  • свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в охранные списки или реестры
  • подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе
  • договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза
  • документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей

Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются Министерством культуры РФ или его территориальными органами в установленном Министерством порядке в специальном журнале. Заявителю выдается уведомление о получении заявления с указанием его регистрационного номера.

Выявление в процессе рассмотрения заявления и документов, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей, является основанием для отказа в их вывозе или временном вывозе.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения заявленной культурной ценностью, Министерство культуры РФ или его территориальные органы информируют об указанных обстоятельствах соответствующие правоохранительные органы.

На основании заявления и прилагаемых документов Министерство культуры РФ или его территориальные органы определяют целесообразность и сроки представления культурных ценностей на экспертизу или, по согласованию с собственником (владельцем), организации экспертизы по месту их нахождения.

Срок проведения экспертизы устанавливается Министерством культуры РФ по согласованию с Федеральной архивной службой России в зависимости от сложности экспертных работ и объема представляемых материалов, но не должен превышать 30 дней. При необходимости с согласия заявителя могут проводиться дополнительные исследованию в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры РФ или Федеральной архивной службы России. В этом случае срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Экспертное заключение (в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

При несогласии заявителя с экспертным заключением культурные ценности представляются на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, которые выносят решение о согласии (несогласии) с экспертным заключением.

Министерство культуры РФ или его территориальные органы осуществляют проверку заявленных культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам. Если результаты экспертизы дают основание для внесения в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего об их вывозе.

На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, а также по результатам проверки по государственным охранным спискам или реестрам принимается решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза.

Экспертиза культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза, осуществляется на основании представляемого в 10-дневный срок собственником или уполномоченным им лицом в Министерство культуры РФ или его территориальные органы, выдавшие свидетельство на право временного вывоза, извещения о возврате таких ценностей. В извещении указывается состояние сохранности каждой культурной ценности после ее возврата.

Экспертное заключение в отношении культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза с территории РФ, должно содержать обоснованные выводы относительно состояния их сохранности после возврата. В случае выявления в результате экспертизы изменения состояния сохранности культурных ценностей, Министерство культуры РФ или его территориальные органы, выдавшие свидетельство на право вывоза, определяют меры, направленные на обеспечение восстановления состояния поврежденных культурных ценностей и на привлечение лиц, обеспечивавших их сохранность, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Экспертиза культурных ценностей проводится на платной основе.

Размер платы за экспертизу культурных ценностей определяется с учетом прямых затрат на проведение экспертизы (оплата труда экспертов, командировочные), накладных расходов (материально-техническое обеспечение экспертизы и т.д.), а также налогов и сборов, установленных действующим законодательством РФ.

Размер платы за экспертизу культурных ценностей рассчитывается для каждого заказчика экспертизы в отдельности. На проведение экспертизы культурных ценностей составляется калькуляция затрат.

Оплата работ (услуг) по проведению экспертизы производится заказчиком экспертизы по наличному или безналичному расчету на основании «Счета (Счета — фактуры)» либо приходного кассового ордера, выставляемого подразделением, специализирующимся в области обеспечения экспертизы культурных ценностей, Министерства культуры РФ или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей.

При принятии Министерством культуры РФ или его территориальными органами по итогам экспертизы решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей ими выдается Свидетельство на право вывоза культурных ценностей.

Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Учет и хранение указанных бланков осуществляет Министерство культуры РФ.

Свидетельство оформляется в двух экземплярах, каждый из которых скрепляется печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные указанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временному вывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельство должностного лица.

При временном вывозе культурных ценностей в свидетельстве указываются цель и срок их вывоза, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории РФ.

Свидетельство является основанием для пропуска вывозимых или временно вывозимых культурных ценностей через таможенную и государственную границы РФ.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль вывозимых или временно вывозимых культурных ценностей.

В случае несоблюдения целей и срока временного вывоза Министерство культуры или его территориальные органы принимают меры, направленные на возвращение таких культурных ценностей и привлечение лиц, осуществивших временный вывоз, к ответственности.

Перемещение через таможенную границу РФ предметов культурного назначения осуществляется без предъявления таможенным органам Свидетельства.

Если у должностного лица таможенных органов возникает сомнение в отнесении вывозимых товаров к предметам культурного назначения, он вправе потребовать предъявления Справки установленного образца, подтверждающей, что названные предметы на государственном учете не состоят, и для их вывоза не требуется свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ. Данные справки действительны для предъявления в таможенные органы РФ независимо от места расположения территориального управления по сохранению культурных ценностей, выдавшего данные справки.

Справки выдаются и оформляются на бланках Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России или его территориальных управлений и заверяются соответственно печатями Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры России и территориальных управлений либо номерными штампами Минкультуры России и его территориальных управлений, закрепленными за специально уполномоченными экспертами.

Представление Справки при перемещении физическими лицами через таможенную границу РФ предметов культурного назначения не обязательно для их таможенного оформления и таможенного контроля. Справка может быть потребована у физического лица только в том случае, если у должностного лица таможенных органов возникает сомнение в определении отнесения перемещаемых товаров к предметам культурного назначения.

Образцы номерных штампов для заверения специально уполномоченными экспертами Минкультуры России указанных справок «МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ / г. Москва / Для предметов культурного назначения / N _________» и «Территориальное управление Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей в г. _____________ / Для предметов культурного назначения / N _______».

Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 301 «О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия»

Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2004 N 1024-р «О переподчинении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

Экспертиза исторической ценности