Оглавление:

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2001 г. N 46-Г01-7 Представительный орган власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные основания для предоставления отдельным категориям налогоплательщиков льгот по налогам, подлежащим зачислению в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 августа 2001 г. N 46-Г01-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 7 августа 2001 г. дело по кассационному протесту прокурора Самарской области на решение Самарского областного суда от 13 июня 2001 г. по заявлению прокурора Самарской области о признании недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» от 24.04.99 г.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Самарской области следует читать как «от 24.05.1999 г.»

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.Т.А., поддержавшей доводы протеста. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 1 ст. 8 (в части предоставления права на получение благотворительной организацией налоговых льгот, предусмотренных настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Самарской области) и п. 2 ст. 14 (в части освобождения благотворительных организаций, имеющих статус «Благотворительная организация в Самарской области» от уплаты налогов) Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области», как противоречащих федеральному законодательству.

В обоснование заявления прокурор сослался на то, что согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера. В соответствии с п. 2 ст. 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям. Пунктом 5 ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещается предоставление налоговых льгот в индивидуальном порядке отдельным благотворительным организациям.

Предоставляемые областным законом льготы носят индивидуальный характер, поскольку исходя из норм Областного закона , не любая благотворительная организация, действующая на территории Самарской области, может получать налоговые льготы, а лишь имеющая особый статус «Благотворительная организация в Самарской области», удостоверенный паспортом.

Кроме того, прокурор сослался на то, что пунктом 6 ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено, что право на налоговые и иные льготы, установленные законодательством, благотворительная организация получает с момента ее государственной регистрации.

Таким образом, по мнению прокурора, субъект РФ в своем законодательном акте не может связать предоставление благотворительным организациям налоговых и иных льгот с моментом предоставления им какого-либо особого статуса. Благотворительные организации вправе получить эти льготы с момента их государственной регистрации в качестве юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему федеральному закону.

Представители Самарской Губернской Думы и Губернатора Самарской области с заявлением прокурора не согласились и пояснили в судебном заседании, что ч. 1 ст. 8 Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области», содержит понятие паспорта благотворительной организации, согласно которому паспорт благотворительной организации (далее — паспорт) — документ, удостоверяющий наличие у благотворительной организации статуса «Благотворительная организация в Самарской области» и дающий право на получение благотворительной организацией налоговых льгот, предусмотренных данным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Самарской области. Как пояснили представители заинтересованных лиц, данное определение носит общий характер и не относится к какой-либо конкретно-определенной благотворительной организации, а распространяется на любую благотворительную организацию, получившую такой паспорт. Пункт 1 ст. 8 и п. 2 ст. 14 Закона Самарской области как нормы законодательства о налогах и сборах определяют категорию налогоплательщиков, что соответствует ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ, освобождаемую от уплаты налогов и эти нормы не носят индивидуальный характер, а распространяются на любые благотворительные организации, деятельность которых удовлетворяет требованиям Областного закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Самарской области «О благотворительной деятельности в Самарской области» благотворительные организации, имеющие статус «Благотворительная организация в Самарской области» освобождаются в части платежей, зачисляемых в областной бюджет, от налога на прибыль, используемую на благотворительные цели; налога на имущество предприятий.

Согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» основанием для получения права на налоговые льготы благотворительных организаций является момент их государственной регистрации. Частью 2 ст. 14 оспариваемого закона устанавливается дополнительное основание для получения налоговых льгот благотворительной организацией — наличие статуса «Благотворительная организация в Самарской области», подтверждаемого паспортом благотворительной организации. Данное положение соответствует ч. 2 ст. 17 , ч. 3 ст. 12 и п. 3 ч. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ.

Решением Самарского областного суда от 13 июня 2001 г. прокурору Самарской области в удовлетворении заявления отказано.

В кассационном протесте прокурора Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста. Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Проанализировав положения действующего федерального и областного законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае налоговая льгота предоставляется отдельной категории налогоплательщиков — благотворительным организациям, имеющим статус «Благотворительная организация в Самарской области» и она не носит индивидуального характера.

Данный вывод соответствует положениям, содержащимся в ч. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 5 ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и оснований считать его неправильным не имеется.

Обоснованно не согласился суд и с утверждением о том, что субъект РФ не вправе был связывать предоставление налоговой льготы благотворительным организациям с моментом предоставления им особого статуса, поскольку как правильно указано в решении суда, это не противоречит ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, суд правильно при принятии решения исходил и из положения, содержащегося в п. 9 ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», согласно которого # законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей , вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджет.

Ссылка в кассационном протесте прокурора на то, что льготные налогоплательщики определяются губернатором области в индивидуальном порядке является несостоятельной, так как из содержания оспариваемого Закона следует, что статус «Благотворительная организация в Самарской области» присваивается в заявительном порядке. Для его получения необходимо лишь наличие условий, указанных в ст. 7 Закона области, при которых у Губернатора области возникает обязанность присвоить благотворительной организации указанный статус.

Судом проверялись доводы прокурора и о том, что оспариваемые положения противоречат п. 6 ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и им дана правильная оценка в решении суда, в частности, обоснованно указано на то, что п. 6 ст. 18 данного Закона подлежит применению с учетом требований ст.ст. 17 и 21 Налогового кодекса РФ.

Суд также обоснованно с учетом требований федерального законодательства указал в решении, что установление дополнительной льготы означает и определение дополнительного основания для использования льготы налогоплательщиками помимо оснований, установленных ст. 6 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Субъект РФ может предусматривать дополнительные основания для предоставления льгот отдельной категории налогоплательщиков, что и имеет место в данном случае.

С учетом указанных выше обстоятельств, сама по себе ссылка на п. 3 ст. 12 Налогового кодекса РФ, не свидетельствует о незаконности решения суда.

Нарушение судом норм материального права, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационном протесте прокурора, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 305 , 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Самарского областного суда от 13 июня 2001 г. оставить без изменения, а кассационный протест прокурора — без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Индивидуальный характер

В каждом случае зависимость носит индивидуальный характер : в ряде случаев она линейна, в то время как у отдельных систем сополимеров наблюдается минимум, а иногда и максимум на кривой состав-свойства. [31]

Общий недостаток рассмотренных вариантов электрических моделей-их индивидуальный характер : для каждой новой задачи приходится заново строить область фильтрации. Этого недостатка лишены сеточные электроинтеграторы с регулируемыми параметрами, при помощи которых можно решать задачи о неустановившейся фильтрации упругой жидкости в неоднородных пластах. Но сейчас электроинтеграторы почти полностью вытеснены ЭВМ. [32]

В-третьих, предмет договора носит всегда индивидуальный характер . [33]

Смотрите так же:  Заявление на получение свидетельства о рождении одним родителем

Как правило, спасение носило универсальный и индивидуальный характер одновременно: спаситель предоставляет его отдельному человеку, который к нему обратился. [34]

Экономические особенности продукции строительства, индивидуальный характер строящихся объектов , зависимость стоимости от конкретных условий строительства не позволяют установить стандартные отпускные цены на все объекты строительства, подобно тому как они установлены на продукцию промышленности. Однако дальнейшее развитие индустриализации строительства, переход к массовому строительству по типовым проектам, применение сборных укрупненных конструкций, внедрение прейскурантных цен на строительство более широкого крута объектов создают условия для установления твердых отпускных цен на строительную продукцию. Цены, по которым оплачивается законченная продукция строительства ( подготовленные к передаче в эксплуатацию объекты), а также промежуточная продукция ( этапы работ), определяются в настоящее время на основе смет, составленных к техническому проекту ( при двухстадийном проектировании) и к техно-рабочему проекту ( при одностадийном проектировании), а также на основе единичных расценок и ценников на монтажные работы. [35]

Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера , кроме законодательно оговоренных случаев. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации. [36]

В аппаратостроении в связи с индивидуальным характером производства чаще всего применяют стационарную сборку, однако с целью лучшего использования рабочей силы и оборудования иногда при проведении отдельных сборочных операций осуществляют передвижение собираемых аппаратов от участка к участку. [37]

Основной чертой самостоятельного обучения является его индивидуальный характер . [38]

В СССР производство винтовых компрессоров носит индивидуальный характер . Это объясняется тем, что отечественная станкоинструментальная промышленность не производит пока оборудования и инструмента, необходимого для организации серийного производства винтовых компрессоров. [39]

Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер . [40]

Надбавки за высокое профессиональное мастерство носят индивидуальный характер , связанный с личной квалификацией рабочего. Отсюда следует, что эти надбавки не должны включаться в расчет сдельных расценок и в общий бригадный заработок. Они выплачиваются персонально тем рабочим, которым установлены. [41]

Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер . [42]

Созмзстимэггь моющих и антиокислительных присадок носит индивидуальный характер : при сочетании ряда присадок наблюдается резкое понижгние их солюбилизирукщэй способности, в других случаях имеет место некоторое усиление действия присадок, совмещаемых в композиции. [43]

Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер . Предоставление льгот по всем налогам в настоящее время должно соответствовать положениям первой части НК РФ. [44]

Важным свойством дополнительного измерения является его сугубо индивидуальный характер . Он выражается в том, что каждая система чтения поведения рынка несет в себе уникальные черты конкретного трейдера-пользователя как личности и профессионала определенной квалификации. Это означает, что трейдер может принимать решения без оглядки на то, как ведет себя множество других игроков, каждый из которых действует либо в традиционных пространствах, либо в своем собственном и неповторимом дополнительном измерении. [45]

Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам

СТ 56 НК РФ.

1. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям
налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и
сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов,
включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия
применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

2. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее
использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.

3. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим
Кодексом.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и
(или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Комментарий к Ст. 56 Налогового кодекса

Льготы по налогам и сборам являются факультативным (необязательным) элементом налогообложения и могут не применяться при установлении конкретных налогов, в отличие от объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога и порядка и срока уплаты налога, без определения которых, согласно ст. 17 НК РФ, налог не считается установленным. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком предусматриваются в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах.

Положения ст. 56 НК РФ не относятся к конкретному налогу и имеют общий характер. В комментируемой статье установлено легальное понятие налоговой льготы и в общем виде регламентированы правила установления и использования налоговых льгот.

Статьей 3 НК РФ установлены принципы всеобщности и равенства налогообложения, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Льготами по налогам и сборам, согласно комментируемой статье, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Вопрос о том, не является ли установление налоговых льгот нарушением принципа всеобщности налогообложения, рассматривал Конституционный Суд РФ. КС РФ указал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, являющаяся исключением из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы носят адресный характер, их установление относится к прерогативе законодателя, имеющего право определять круг лиц, на которых они распространяются (Постановления КС РФ от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П). Исходя из смысла п. 2 ст. 17 НК РФ, льготы и основания их использования налогоплательщиком могут быть предусмотрены лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях; поскольку их установление не обязательно при определении существенных элементов налога, отсутствие льгот у других категорий налогоплательщиков не влияет на оценку законности установления самого налога (Определения КС РФ от 5 июля 2001 года N 162-О, от 7 февраля 2002 года N 37-О). Обязательность установления льгот по налогу на доходы физических лиц для тех или иных категорий налогоплательщиков непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (Определение КС РФ от 5 июля 2011 г. N 879-О-О).

В комментируемой статье предусмотрены следующие основные правила предоставления налоговых льгот:

— нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер;

— законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении региональных налогов;

— представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении местных налогов.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

— реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

— стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

— повышение уровня социальной защиты населения;

— обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

— необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

— изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

— освобождение от уплаты налога (сбора);

— понижение налоговых ставок;

— вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

— иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

— использовать льготы по налогам и сборам на основании и в порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

— отказаться от использования льгот по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает отказа от ее использования в этом периоде (Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июля 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Налоговые льготы как преференции в понимании антимонопольного законодательства

14 Февраля 2014

2. в случае если налоговые льготы будут носить индивидуальный характер и предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам, данные льготы будут являться государственной или муниципальной преференцией, согласно п. 20 ст. 4 Закона N 135-ФЗ.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО «Мир Консалтинга».

Налоговые льготы: опора или помеха

Налоговые льготы: опора или помеха

В.И. Балабин,
инспектор налоговой службы I ранга,
Московская обл.

В ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1“Об основах налоговой системы в Российской Федерации” приводится в обобщенном виде перечень льгот по налогам, которые могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Например, это может быть необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов) и т.д.

Перечень налоговых льгот не является исчерпывающим. Система льгот изменяется или расширяется путем введения в законодательство новых норм, регулирующих льготный порядок налогообложения либо вовсе освобождающих от налогообложения. При этом нормативно выраженная воля законодателя может не только дополнить систему льгот введением новых элементов, но и структурно преобразовать всю систему, внедрив в законодательство о налогах принципиально новую методологию предоставления льгот.

Смотрите так же:  Образец приказа на подотчетных лиц в 2018 году образец

В соответствии со ст. 12 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, устанавливаемых законодательными актами, предоставив налоговым органам документы, подтверждающие право на льготы.

Предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, указанным Законом запрещено. Эту норму следует рассматривать также в качестве безусловного запрета на применение индивидуально предоставленных льгот налогоплательщикам — юридическим лицам. Иными словами, если такая льгота предоставлена налогоплательщику — юридическому лицу в индивидуальном порядке вопреки Закону, ее использование будет основанием для взыскания недоимки по налогу, а также может повлечь применение соответствующих санкций в порядке, предусмотренном законодательством.

Что касается физических лиц, то некоторые нормативные акты Госналогслужбы России допускают предоставление индивидуальных налоговых льгот. Например, согласно п. 27 и 38 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 № 42 Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции вправе освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.

Кроме того, согласно ст. 23 Закона РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” не допускается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством. Таким образом, указанная норма отдает приоритет в установлении льгот именно налоговому законодательству. Однако некоторые юристы не признают такой приоритет, считая, что соотношение налогового законодательства с другими отраслями права влияет на состав налоговых льгот. Не так однозначен, как может показаться на первый взгляд, и ответ на вопрос, какое законодательство является собственно налоговым. В этой связи представляется весьма важным и полезным включение в Налоговый кодекс ясного определения терминов “налоговое законодательство”, а также “коллизионная норма” (для более успешного ее применения в случаях расхождения между положениями акта налогового законодательства и положениями акта другой отрасли законодательства).

Отдельные правовые нормы, основывающиеся на принципе стабильности налоговой системы, иногда появляются в законодательстве. В частности, согласно ст. 7 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” ставки налога на прибыль, а также состав льгот по налогу на прибыль могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Однако указанные нормы не всегда соблюдаются. Например, федеральный бюджет на 1996 год еще не был утвержден, а дополнительные льготы по налогу на прибыль уже были предоставлены Федеральным законом от 30.11.95 № 188-ФЗ редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям, полиграфическим предприятиям, организациям по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции.

Аналогичная ситуация повторилась через год, когда за полтора месяца до утверждения государственного бюджета на 1997 год в п. 1 ст. 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” Федеральным законом РФ от 10.01.97 № 13-ФЗ был введен подпункт “и”, в котором предусматривалась льгота по налогу на прибыль, предоставляемая товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным потребительским кооперативам. И хотя необходимость первой из названных льгот и ярко выраженная социальная направленность второй не подвергаются сомнению, их введение в нарушение установленного самим же законодателем порядка создает прецеденты, которые не могут не отразиться на стабильности налоговой системы.

Кроме налоговых льгот, предусмотренных законами, на федеральном уровне существуют также льготы, предоставленные Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Часть из них фактически никогда не действовала, либо их действие прекращалось по истечении сроков, на которые льготы предоставлялись.

В последнее время наметилась тенденция к упорядочению налоговых льгот указанной категории. Некоторые нормативные акты, установившие льготы, не предусмотренные налоговым законодательством, утратили силу.

Практика законотворчества показывает, что некоторые вновь принятые законы могут распространяться на налоговые отношения, возникшие до вступления в силу этих законов. Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Между тем деятельность законодателя уже дала примеры нарушения этой конституционной нормы. В частности, Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ была утверждена новая редакция Закона “Об акцизах”, которая вступила в силу с 1 февраля 1996 года. В прежней редакции Закона “Об акцизах” содержалась норма, предусматривающая освобождение от обложения акцизами товаров, ввозимых из стран СНГ. В п. 7 ст. 5 Федерального закона “Об акцизах” (в новой редакции), напротив, предусматривается уплата акцизов по подакцизным товарам, ввозимым с территории государств-участников СНГ.

Поскольку часть 1 ст. 2 Федерального закона от 07.03.96 № 23-ФЗ предусматривала введение новой редакции Закона “Об акцизах” с 1 февраля 1996 года, налогоплательщики должны были лишиться соответствующей налоговой льготы не только с момента опубликования названного закона, но еще и до его опубликования. Тем самым Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”» придал норме, ухудшающей положение налогоплательщиков, обратную силу. В этой связи Конституционный Суд РФ указал следующее: “. Положение статьи 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее возможность законодателя придавать закону обратную силу, является одновременно нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие”

Поскольку с 1 февраля 1996 года были введены акцизы по товарам, ввозимым с территории государств-участников СНГ, которые ранее акцизами не облагались, это привело к существенному ухудшению положения налогоплательщиков и к явному нарушению ст. 57 Конституции РФ. Постановлением от 24.10.96 № 17-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ часть 1 ст. 2 Федерального закона от 07.03.96 № 23-ФЗ.

Следует подчеркнуть, что Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом благоприятный для субъектов налоговых отношений характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги.

Таким образом, принцип стабильности налоговой системы нельзя понимать упрощенно. Безусловно, постоянные внесистемные изменения в налоговом законодательстве становятся причиной больше негативных последствий, чем положительных результатов. Бесконечными “усовершенствованиями” нормативных конструкций утомлены и налогоплательщики, и должностные лица налоговых органов. Вместе с тем, сама стабильность налоговой системы не самоцель, а лишь средство достижения совершенства в регулировании налоговых отношений.

Принцип стабильности налоговой системы ни в коей мере не должен ущемлять права граждан. В частности, введение налоговых льгот для физических лиц должно восприниматься безоговорочно, даже если нормам, предоставившим такие льготы, придана обратная сила за период в несколько лет или, например, когда такие нормы утверждены законом, не относящимся в целом к налоговому законодательству. Это связано с тем, что налоговые льготы физическим лицам предоставляются, в основном, либо в силу их особых заслуг перед обществом и государством, либо в силу их социальной незащищенности, либо в связи с выполнением ими социально значимых функций по роду своей деятельности. Ясно, что в тех случаях, когда предоставление налоговой льготы основывается на результатах оценки государством социального статуса гражданина, использование такой льготы гражданином является его неотъемлемым правом вне зависимости от способов выражения воли государства при предоставлении льготы.

Заслуги отдельных граждан перед обществом и государством бывают настолько велики, что вообще не подлежат оценке, и предоставление налоговых льгот таким гражданам следует рассматривать как безусловную обязанность государства.

Законом РСФСР от 15.05.91 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” этим людям, а также другим лицам, перенесшим те или иные последствия крупнейшей катастрофы XX века, предоставлен широкий спектр льгот, в том числе налоговых. Позднее нормы о налоговых льготах указанной категории граждан были введены во многие законодательные акты.

Однако Закон РФ от 12.12.91 № 2020-1 “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения” не установил налоговые льготы лицам, перенесшим последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом по Закону “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в редакции от 18.06.92 № 3061-1 (с последующими изменениями и дополнениями), ликвидаторы катастрофы освобождаются от всех видов налогов. Любому специалисту в области права ясно, что в данном случае вопрос о том, применять либо не применять льготу по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, необходимо решать однозначно в пользу применения такой льготы.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, отказ в осуществлении права на льготирование на том основании, что налоговые льготы не предусмотрены законом о конкретном налоге, в отношении граждан не допустим. Поэтому и льгота по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в полной мере распространяется на граждан, освобожденных от уплаты налогов в соответствии с Законом “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.

Система установления налоговых льгот базируется также на конституционных принципах федеративного государства. В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. “и” части 1). Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ст. 75, часть 3). В соответствии с общими принципами налогообложения и сборов органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать и отменять налоги, сборы, а также льготы налогоплательщикам (в рамках того перечня региональных налогов и сборов, который содержится в Законе РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”).

Регулирование федеральными законами региональных налогов предполагает, как явствует из ст. 5 (части 2 и 3), 72 (п. “и” части 1) и 76 (часть 2) Конституции РФ, что наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта Российской Федерации. Установление регионального налога означает конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение правил предоставления льгот.

Смотрите так же:  Возврат тары поставщику в договоре

Понятие и виды налоговых льгот

Понятие и виды налоговых льгот

Похожие публикации

Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам. По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах. Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.

Что такое налоговые льготы

Налоговые льготы — это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.

Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).

Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.

Виды налоговых льгот

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы — освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ);
  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
  • пониженная ставка налога — позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты — исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ (ст. ст. 218-220 НК РФ);
  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
  • инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколько частей с установлением срока платежа по каждой из них (ст. 64 НК РФ).

Налоговые льготы

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Индивидуальный характер налоговой льготы