Рассмотрение дел о банкротстве. Право на обращение в арбитражный суд. Право и обязанность должника по подаче заявления должника в арбитражный суд.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику — гражданину — не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства.

Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований к юридическому лицу составляет не менее чем сто тысяч рублей, к должнику — гражданину — не менее десяти тысяч рублей.

Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

2) органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

3) органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

4) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

5) должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Заявление должника в обязательных случаях должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

1) удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

2) органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

3) органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

4) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

5) должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

В случае, если при проведении ликвидации юридическое лицо стало отвечать признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества, ликвидационная комиссия должника обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в течение десяти дней с момента выявления каких-либо из указанных признаков.

§ 3. Источники арбитражного процессуального права 1. Понятие источников

Источники арбитражного процессуального права — это правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права.

Источники арбитражного процессуального права разнообразны и делятся на 2 основных вида: законы и подзаконные нормативные акты.

Такой круг источников норм арбитражного процессуального права отражает характерную особенность, присущую процессуальным отраслям права, — в качестве основного источника норм любой отрасли процессуального права выступает закон. Вместе с тем в ряде случаев в качестве источников норм гражданского процессуального права выступают не только федеральные законы, принятые в соответствии с АПК РФ, но и другие законы, так или иначе регулирующие вопросы надлежащих субъектов, условий возбуждения дела, допустимых доказательств, предмета доказывания и др. Только в отдельных случаях в качестве источников норм арбитражного процессуального права выступают подзаконные и иные акты, о чем речь пойдет далее.

2. Отдельные виды источников арбитражного процессуального права

Конституция РФ (гл. 7), где закреплены основные положения о судебной власти, принципах ее функционирования. Конституция РФ теперь подлежит непосредственному применению в судебной практике.

Так, именно ст. 46 Конституции РФ (ч. 1) как источник арбитражного процессуального права была положена в основу постановления Конституционного Суда РФ от 03.02.1998 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», в котором оценивался ряд положений АПК РФ 1995 г.*(17) В той же мере значимо постановление Конституционного Суда России от 12.03.2001 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц»*(18). В частности, в данном постановлении установлено несоответствие ряда статей Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46, ч. 3 ст. 55, ч. 3 ст. 123).

В ряде постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ содержится ссылка на Конституцию РФ как основание для вынесения решения по существу (преимущественно в материально-правовом аспекте). Например, в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ приводились ссылки на ст. 15*(19), 54*(20), 76*(21), 120*(22), 123 Конституции РФ*(23) либо содержались ссылки на принципы, закрепленные в Конституции РФ*(24).

Федеральные конституционные и федеральные законы, непосредственно посвященные вопросам судоустройства и судопроизводства в арбитражных судах. Из числа первых следует выделить Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый устанавливает основы судебной системы России, а второй — непосредственно систему арбитражного судоустройства. Из федеральных законов основным является АПК РФ, который регламентирует порядок судопроизводства в арбитражных судах, а также Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающий правила рассмотрения дел данной категории.

Иные федеральные законы, которые в той либо иной степени содержат нормы арбитражного процессуального права: Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральные законы от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»*(25), от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»*(26), ГК РФ*(27), НК РФ*(28) и иные федеральные законы в части, содержащей процессуальные нормы.

Дело в том, что рациональное размещение норм права с точки зрения правил законодательной техники предполагает сосредоточение основного массива норм в базовом правовом акте, в качестве которого выступает АПК РФ. Включение части процессуальных норм в иные правовые акты объясняется тем, что указанные процессуальные нормы имеют специальный характер и применяются только в связи с рассмотрением определенных категорий экономических споров, и, поскольку они не носят общего характера, нет необходимости помещать их в АПК РФ. Например, в ст. 71 Федерального закона «Об акционерных обществах» определен круг лиц, которые могут быть истцами и ответчиками по косвенным искам в случае причинения по вине руководителей акционерного общества убытков обществу. Аналогичное положение закреплено в ст. 44 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»*(29).

Смотрите так же:  Как можно купить стаж

К числу наиболее значимых источников относится и КоАП РФ*(30), который отнес к компетенции арбитражных судов целый ряд дел об административных правонарушениях.

Международные соглашения и договоры по вопросам арбитражного процесса. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью ее правовой системы. В нынешних условиях вхождения России в мировое экономическое и правовое пространство значение международных договоров по правовым вопросам весьма значительно. Например, арбитражными судами применяются Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20.03.1992 г.)*(31), Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 05.10.1961 г.)*(32), и целый ряд других международных соглашений и договоров.

Существенное значение для правоприменительной практики имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, особенно ее ст. 6, закрепляющая право на справедливое судебное разбирательство. В частности, в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.1999 г. N С1-7/СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие»*(33) отмечено значение данной конвенции и практики Европейского суда по правам человека.

Судебная практика. Источником права в современных условиях становится судебная практика в самых разнообразных ее формах. При всей противоречивости суждений, высказанных по поводу места судебной практики, большинство специалистов разделяют вывод о том, что судебная практика имеет как правообразующее, так и правореализационное значение*(34). Она может быть выражена в форме судебных актов международных органов правосудия, постановлениях Конституционного Суда РФ, Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В условиях осуществления государственного устройства России на принципе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) совершенно иначе можно поставить вопрос о правотворческих возможностях суда и роли судебной практики в правовом регулировании и правоприменении. Концепция судебного прецедента оказывается весьма плодотворной. Судебная практика в современных условиях не только выступает в качестве предварительной ступени к последующему нормативному регулированию, но и сама становится непосредственным источником такого регулирования.

Причин тому несколько. Во-первых, суды оказывают воздействие на законодательную и исполнительную власти путем принятия своих актов, контролируя акты иных органов власти. Судебная практика является ориентиром для последующего правотворчества и правоприменения, особенно позитивна в этих процессах роль Конституционного Суда РФ.

Во-вторых, усложняется правовая система. Есть определенные границы детализации законодательных актов, за пределами которых она теряет смысл и закон становится сборником казусов. Гегель справедливо замечал, что «в частном праве так называемое совершенство есть постоянное приближение»*(35). В настоящее время невозможно закрепить в федеральных законах и иных нормативных правовых актах полную и исчерпывающую кодификацию всего законодательного материала, решить все возможные вопросы, особенно взаимодействия с другими правовыми актами.

Практика международных органов правосудия. Первостепенное значение приобретает международная судебная практика, выраженная в судебных актах Европейского суда по правам человека. Как отмечено в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.1999 г. N С1-7/СМП-1341, в Федеральном законе от 30.03.1998 г. N 54-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»*(36) содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение 6 месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против Российской Федерации, но и в целом вся практика Европейского суда по правам человека, в которой выражена его правовая позиция по тем либо иным вопросам толкования и применения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, независимо от того, кто выступал в качестве заявителя — российские либо иностранные лица.

Не имеет значения и сфера решения — касается ли оно результатов правоприменительной деятельности судов общей юрисдикции или арбитражных судов*(37). В частности, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, регулирующая право на справедливое судебное разбирательство, распространяется на все имущественные иски, основанные на предполагаемом нарушении имущественных прав, независимо от того, в соответствии с каким законом (гражданским, административным и т.д.) должен быть разрешен спор и какой орган компетентен его рассматривать*(38).

Так, первое решение Европейского суда по правам человека от 07.05.2002 г. (дело Бурдов против Российской Федерации) оценивает как негативную практику исполнительного производства по исполнению решения суда общей юрисдикции, однако его оценки вполне актуальны и для исполнения решений арбитражных судов. Кроме того, следует учитывать, что ранее Европейский суд по правам человека выносил целый ряд решений по вопросам исполнения судебных решений, которые также обязательны для России.

Например, в решении от 19.03.1997 г. по делу Хорнсби против Греции Европейский суд по правам человека подтвердил неоднократно выражавшуюся им позицию, согласно которой «право на суд» стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы окончательное обязательное судебное решение оставалось неисполненным, поскольку исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть права на судебную защиту в смысле ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод*(39).

С актами Европейского суда по правам человека связаны процессуальные последствия. Рассмотрение международным судом другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения конкретного дела арбитражным судом, является основанием для приостановления производства по делу (п. 5 ст. 144 АПК РФ). Согласно п. 7 ст. 311 АПК РФ установленное данным судом нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский суд по правам человека, является основанием для пересмотра судебных актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Практика Конституционного Суда России. На значение постановлений Конституционного Суда РФ обращалось внимание в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.08.1994 г. N СЗ-7/03-614 «О вступлении в силу Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»*(40). Высший Арбитражный Суд РФ подчеркнул следующее. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6). Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения, оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Непосредственное значение для деятельности арбитражных судов заключается в том, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений несоответствующими Конституции РФ является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами (ч. 2 ст. 87 указанного закона).

Из постановлений Конституционного Суда РФ, касающихся арбитражного процессуального права, следует отметить постановление от 03.02.1998 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Указанным постановлением признан возможным пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ в тех случаях, когда судебный акт принят в результате судебной ошибки, которая не была или не могла быть выявлена ранее. Имеется целый ряд других постановлений и определений, имеющих правовое значение для арбитражного процессуального права.

При этом практически не имеет значения, в отношении какой судебной системы ранее было вынесено постановление Конституционного Суда России.

Смотрите так же:  Можно ли написать заявление в банк на отсрочку платежа

Например, определение Конституционного Суда России от 10.11.2002 г. N 293-О «По жалобе открытого акционерного общества «Омский каучук» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»*(41) распространило правовую позицию Конституционного Суда РФ, определенную им применительно к уголовному процессу, и на арбитражный процесс.

Практика арбитражных судов. В постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ содержатся разъяснения по вопросам применения арбитражного процессуального права, обязательные как для арбитражных судов, так и для участников арбитражного процесса. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ наряду с воспроизведением норм действующего законодательства разъясняют недостаточно урегулированные вопросы, способствуют единообразному толкованию норм арбитражного процессуального права. Например, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»*(42) разъяснены правила подведомственности дел арбитражным судам по новому АПК РФ, а в постановлении от 27.01.2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»*(43) — вопросы взаимосвязанного применения АПК РФ и КоАП РФ.

Регламент арбитражных судов. Согласно ч. 3 ст. 10 и ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов и взаимоотношений между ними Пленум Высшего Арбитражного Суда России принимает регламент, обязательный для арбитражных судов. Регламент принимается по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Хотя ст. 3 АПК РФ содержит закрытый перечень законодательства о судопроизводстве в арбитражных судах, тем не менее он не является исчерпывающим. Подзаконные акты имеют крайне незначительное место в системе источников арбитражного процессуального права. В качестве примера постановления Правительства РФ как источника арбитражного процессуального права можно отметить постановление от 03.02.2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»*(44).

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Хозяйственное право

битражным процессуальным кодексом Российской Федерации. В

рамках настоящего курса, очевидно, нет возможности и необходи-

мости рассматривать все стороны арбитражного процесса. В этих

целях в вузах введены специальные курсы, где подробно изучаются

правила рассмотрения споров арбитражным судом. Поэтому мы

рассмотрим здесь общие вопросы, характеризующие те новые черты

разрешения споров арбитражными судами в сравнении с тем недав-

ним прошлым, когда такие споры разрешались органами государст-

2. Переход к рыночной экономике предопределяет принципи-

ально новые формы разрешения хозяйственных споров. Защита

частных (автономных) прав и интересов не может более осущес-

твляться на базе принципов, которыми руководствовался государ-

ственный арбитраж, в частности, юрисдикционный орган не может

более действовать в качестве органа государственного управления,

выходить за пределы исковых требований для защиты общегосу-

дарственных интересов, увеличивать ответственность сторон в срав-

нении с требуемой сторонами, обращать в доход бюджета неустойки

при упущениях сторон (кроме случаев уклонения от совершения

действий, возложенных на сторону судом, и невысылку истребо-

ванных материалов — см. ст. 107 АПК РФ), возбуждать дела по

собственной инициативе (*1). Частные (автономные) права и интересы

реализуют субъекты, которым они принадлежат. Поэтому рассмот-

рение споров реформировано в сторону осуществления правосудия,

а сам государственный арбитраж превращен законодателем в ар-

Многие черты, свойственные рассмотрению споров в обычных

судах, восприняты в АПК РФ. По существу, это рассмотрение яв-

ляется правосудием хозяйственного суда, действующего в сфере

экономики. Не случайно в период подготовки законодательства об

арбитражном суде вносились предложения о наименовании его хо-

зяйственным судом. Законодатель не воспринял этих предложений

по тем соображениям, что новый суд сохранил некоторые черты

арбитрирования споров и составляет специфическую систему судеб-

ных органов, предназначенных для правосудия в сфере предприни-

(**1) См.: ст. 79 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбит-

ражами, утверждаемые постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 г. —

СП. 1988. № 19-20, ст. 59.

завершило построение процессуальной отрасли права, адекватной

материальному хозяйственному праву.

3. Какие же принципиально новые черты имеет сегодня разре-

шение хозяйственных споров в арбитражном суде?

Право на обращение в арбитражный суд имеют не только юри-

дические лица, органы государственной власти и управления, но и

граждане-предприниматели, получившие этот статус в установлен-

ном законом порядке, а также трудовые коллективы предприятий

(ст. 2 АПК РФ). Это решение законодателя учитывает появление

в предпринимательском обороте гражданина в новом для него ка-

честве, как субъекта хозяйственного права, признает правосубъек-

тность трудовых коллективов.

Субъектами процесса являются также края, области, города,

районы, автономная область, автономные округа, Российская Фе-

дерация и другие государства (см. ст. 22 АПК).

Разрешение споров производится арбитражным судом коллеги-

ально, в составе трех судей (за исключениями, предусмотренными

АПК РФ). Коллегиальность рассмотрения споров призвана исклю-

чить субъективизм в хозяйственном правосудии, обеспечить гарантии

законности судебного решения. Этому же способствует введенное

правило о самоотводе и отводе судей по мотивам родственных связей

с участниками дела и заинтересованности в его исходе (ст. 14 и 17

АПК). Отвод может быть осуществлен и в отношении прокурора,

эксперта и переводчика (ст. 15 АПК).

Установление подведомственности арбитражному суду споров

учитывает рыночный характер экономики. Так называемые пред-

договорные споры могут быть рассмотрены в арбитражном суде, если

имеется соглашение сторон о передаче спора на разрешение арбит-

ражного суда или если такая передача предусмотрена законодатель-

АПК ввел исковой порядок рассмотрения споров в сфере управ-

ления, существенно расширив подведомственность арбитражному

суду таких споров (ст. 22 АПК). В систему доказательств, исполь-

зуемых в ходе рассмотрения хозяйственных споров, введены свиде-

тельские показания (ст. 39 и 51 АПК). Эта новелла способствует

демократизации рассмотрения спора, расширению возможностей до-

казывания и устранению излишнего формализма в оценке обстоя-

Одной из важнейших новелл является введение кассационного

порядка проверки законности и обоснованности решений арбит-

ражных судов. Возможность обжалования судебного решения со-

ставляет важнейшую черту правосудия. В ранее существовавших

правилах рассмотрения споров государственными арбитражами не

предусматривалось такой возможности обжалования решения ар-

битража. Допускалось лишь обращение с ходатайством или заявле-

нием о пересмотре решения в порядке надзора. Кассационная жалоба

и кассационный протест прокурора, поданные в кассационный срок,

влекут рассмотрение дела в установленном порядке коллегией (или

при ее отсутствии в арбитражном суде — Высшем арбитражном

суде) с участием сторон и принятие мотивированного постановления

по жалобе (протесту).

Новый порядок разрешения споров в арбитражном суде сохра-

нил также, правда в несколько измененном виде, арбитрирование,

как способ деятельности арбитражного суда. Стороны не имеют

более права участвовать в принятии решения (см. ст. 17 Правил

рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитра-

жами), но арбитражный суд содействует достижению соглашения

между сторонами и принимает решения в соответствии с достиг-

нутым соглашением, если оно не противоречит законодательству

и не нарушает охраняемые законом права и интересы третьих

5. Общая характеристика порядка рассмотрения споров

в международном коммерческом арбитраже

1. Для споров, возникающих при осуществлении внешнеторговых

и иных видов международных экономических связей, если коммер-

ческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей,

а также споров предприятий с иностранными инвестициями, меж-

дународных объединений и организаций, созданных на территории

Российской Федерации, между собой, споров между их участниками,

а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации

установлена подведомственность их международному коммерческо-

му арбитражу в соответствии с Законом РФ .

Разрешение таких споров осуществляется арбитражем или, что

является равнозначным, третейским судом, поскольку указанный

закон устанавливает, что арбитраж означает любой арбитраж (тре-

тейский суд) независимо от того, образуется ли он специально для

рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно дей-

ствующим арбитражным учреждением, в частности, Международ-

ным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной

комиссией при Торгово-промышленной палате РФ (ст. 2 Закона).

2. Основанием для передачи спора на рассмотрение коммерчес-

кого арбитража (третейского суда) является арбитражное согла-

шение о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые

возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-

либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило оно

договорный характер или нет.

Число арбитров в составе третейского суда определяется сто-

ронами по своему усмотрению, а если стороны не определят этого

числа, то назначаются три арбитра. Процедура назначения арбит-

ров может быть согласована сторонами. В отсутствие такого со-

Смотрите так же:  Как платится налог на квартиру по завещанию

глашения при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона на-

значает одного арбитра, а два назначенных таким образом —

из сторон функции назначения третьего арбитра (или единоличного

арбитра, о назначении которого не договорились стороны) выпол-

няет Президент Торгово-промышленной палаты Российской Фе-

Своеобразной особенностью деятельности третейского суда яв-

ляется установленная законом возможность третейскому суду самому

судить о своей компетенции, трактуя арбитражную оговорку (то

есть соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда)

по заявлению спорящей стороны. Решение вопроса о компетентности

третейского суда, вынесенное предварительно (перед рассмотрением

спора по существу), может быть перенесено по просьбе стороны в

Верховный суд республики в составе Российской Федерации, краевой,

областной, городской суд, суд автономной области, автономного

округа по месту арбитража. Решения этих судов по данному вопросу

3. Процедура ведения разбирательства в арбитраже при условии

определяется по договоренности сторон. В отсутствие соглашения

сторон третейский суд ведет его так, как считает нужным. По дого-

воренности сторон решается и вопрос о языке (языках), который

будет использоваться в ходе разбирательства. Стороны по договорен-

ности устанавливают сроки, в течение которых истец должен заявить

об обстоятельствах, подтверждающих его исковые требования, о спор-

ных вопросах и требуемом удовлетворении, а ответчик — свои воз-

ражения. Если стороны не договорились об этом, любая сторона

может изменять или дополнять свои исковые требования и возражения

по делу в ходе разбирательства, если только третейский суд не сочтет

нецелесообразным допускать их ввиду допущенной задержки.

Особенностью разбирательства является также возможность пре-

кращения его, когда истец не представляет исковое заявление в

согласованные сроки. Непредставление же ответчиком возражений

в такие сроки не препятствует разбирательству и не рассматривается

как признание утверждений истца.

4. Вынесение решения осуществляется на основе норм, которые

стороны избрали в качестве применимых к существу спора. При

отсутствии указаний сторон третейский суд применяет право,

определенное в соответствии с коллизионными нормами между-

народного частного права, которые он считает применимыми. Во

всех случаях решение принимается в соответствии с условиями

договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной

Решение коллегии арбитров выносится по большинству голосов.

Вопросы процедуры могут разрешаться арбитром, являющимся пред-

седателем третейского суда, если он будет уполномочен на это

сторонами или всеми другими арбитрами.

5. Обжалование решения третейского суда допускается в форме

ходатайства об отмене, которое рассматривается при наличии оп-

ределенных, перечисленных в законе оснований (ст. 34 Закона)

Верховным Судом республики в составе РФ и другими, названными

на с.288 судами. Интересно, что в числе оснований к отмене решения

называется противоречие публичному порядку Российской Федера-

Ходатайство об отмене должно быть заявлено не позднее трех

месяцев со дня получения арбитражного решения, а жалоба на

толкование или дополнительное арбитражное решение — в этот

же срок, но исчисляемый для вынесения решения по такой про-

6. Закон устанавливает также институт отказа в признании и

приведении в исполнение решений арбитражного суда в перечис-

ленных в ст. 36 Закона случаях. Решение об этом выносит компе-

тентный суд, где испрашивается признание или приведение в ис-

полнение решения по просьбе стороны, которая должна представить

доказательства порочности с точки зрения ст. 36 Закона вынесенного

Особенностями рассмотрения споров в международном коммер-

ческом арбитраже являются таким образом предоставление сторонам

широких возможностей для определения норм, на основании которых

решается спор, формирования третейского суда, определения про-

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

Рассмотрение дел о несостоятельности по общему правилу о подсудности производится по месту нахождения должника – юридического лица или по месту жительства должника – гражданина. Процедуры рассмотрения дел о банкротстве должника – юридического лица показаны на рис. 11.12. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде показан на рис. 11.13.

При отсутствии одного из признаков банкротства арбитражный суд отказывает в принятии заявления, кроме установленных законом случаев, когда заявление о признании несостоятельности должно приниматься и рассматриваться при наличии одного признака (например, если речь идет о банкротстве отсутствующего должника, то сумма кредиторской задолженности значения не имеет). В качестве признаков несостоятельности в ряде случаев могут выступать и другие критерии. Так, например, признаком несостоятельности ликвидируемого юридического лица является недостаточность стоимости его имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия), представитель учредителей (участников) должника, представитель собрания кредиторов или комитета кредиторов, представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну), уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве интересов субъектов РФ (муниципальных образований) органы исполнительной власти субъектов РФ (органы местного самоуправления), а также иные лица. К иным лицам АПК РФ относит заявителей и заинтересованных лиц, третьих лиц (заявляющих и не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора), прокурора, государственные органы,

Рис. 11.12. Процедуры предупреждения и рассмотрения дела о банкротстве должника – юридического лица

экспертов (лиц, обладающих специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенных судом для дачи заключения), свидетелей, переводчиков, помощника судьи и секретаря судебного заседания.

Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов – меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. АПК РФ в качестве таких мер предусматривает:

  • • наложение ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или других лиц;
  • • запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
  • • возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия в целях предотвращения порчи, ухудшения состояния спорного имущества;
  • • передача спорного имущества на хранение истцу или другому лицу;
  • • приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • • приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении сто от ареста.

После введения наблюдения арбитражный суд кроме мер, предусмотренных АПК РФ, вправе запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные π. 2 ст. 64 Закона о банкротстве, то есть сделки, не связанные:

  • • с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • • получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в при-

Рис. 11.13. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде

нятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве. По ходатайству лиц, участвующих в деле, арбитражный суд вправе отменить меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника, не дожидаясь наступления перечисленных обстоятельств.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника банкротом. Такое решение принимается в случаях:

  • • отсутствия признаков банкротства, предусмотренных законодательством;
  • • в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

Основаниями прекращения производства по делу о банкротстве являются:

  • • восстановление платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
  • • восстановление платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
  • • заключение мирового соглашения;
  • • признание в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом о банкротстве требований кредиторов;
  • • отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или от требования о признании должника банкротом;
  • • удовлетворение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства,
  • • отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему);
  • • в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.
Хозяйственное право арбитражный суд