Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения
  • Договор мены
  • Договор дарения
  • Форма договора дарения
  • Договор социального найма жилого помещения

Государственные и муниципальные нужды

Государственные или муниципальные нужды — это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы — вступает в действие положение договора поставки, далее положения договора купли-продажи.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Когда покупатель и государственный или муниципальный заказчик не совпадают, имеет место и государственный или муниципальный контракт, и договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципального контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.

Порядок заключения договора

Государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект государственного контракта и отправляет его поставщику. При этом поставщик:

  • не позднее 30-дневного срока со дня получения подписывает и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий составляет соответствующий протокол разногласий, который отправляют заказчику;
  • отказывается от заключения государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный заказчик в течение 30 дней рассматривает протокол разногласий и уведомляет поставщика о принятии государственного или муниципального контракта в редакции поставщика или об отказе заключения контракта.

Если поставщик является обязательным поставщиком, то при наличии разногласий контракт в течение 30-дневного срока передается на рассмотрение в суд.

Если государственный или муниципальный контракт заключен по итогам проведения конкурса, то он должен быть заключен не позднее 20 дней со дня объявления результатов конкурса.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд:

  • основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
  • ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 ГК РФ.

Виды ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 25 ГК РФ); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (ст. 395, п. 4 ст. 487 ГК РФ); отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Как правило, на практике возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта регулируется ст. 533 ГК РФ, а также ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»:

  • заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (п. 1 ст. 533 ГК РФ);
  • поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы), а также уплатить 50% стоимости недопоставленного им товара помимо уплаты неустойки и такую же сумму за просрочку поставки товара (п. 3 ст. 5 указанного Закона), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров (п. 5 сг. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве»).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд — разновидность договора поставки. Этим договором оформляется закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор статьями Гражданского кодекса РФ, посвященными специально этому договору, а также статьями, посвященными договору поставки, и специальными законами: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; «О государственном материальном резерве»; «О государственном оборонном заказе».

Общие положения о поставке применяются к данному договору, если правилами о нем не установлено иное.

Срок выполнения действий по заключению договора ограничен законом: он определен либо в 30, либо в 20 дней.

Цена товара — рыночная, финансирование поставок товара происходит за счет бюджетных средств и внебюджетных источников РФ.

Участниками договора этого типа являются:

  • заказчик (в роли его выступают либо исполнительные органы власти, либо организации, уполномоченные ими);
  • поставщик (в этой роли выступают предприниматели);
  • получатель товара (покупатель).

Предметом договора являются вещи, определяемые родовыми признаками (только российского производства); потребность в заказываемых вещах выявляется из государственных программ; форма этого договора должна быть всегда только письменная; оформляется этот договор двумя документами:

  • государственным или муниципальным контрактом на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд – договором между заказчиком и поставщиком о передаче товара либо самому заказчику, либо указанному им получателю (покупателю);
  • договором поставки для государственных или муниципальных нужд – договором между поставщиком и получателем (покупателем), заключаемым на основе контракта о передаче поставщиком товара покупателю. Промежуточным документом между ними является извещение заказчика покупателю о прикреплении его к поставщику.
Смотрите так же:  Смена собственника помещения договор аренды

В процедуре заключения договора поставки для государственных нужд можно выделить следующие этапы:

  • определение государственных или муниципальных нужд в товарах определенного вида;
  • выдача заказа на поставку товара заказчику;
  • размещение заказчиком заказа (оно может происходить на конкурсах);
  • заключение контракта между поставщиком и заказчиком;
  • направление заказчиком получателю товара (покупателю) извещения о прикреплении его к определенному поставщику;
  • заключение договора поставки между поставщиком и покупателем на основе извещения заказчика.

Нарушения, допущенные покупателем:

  • невыборка товаров покупателем в обусловленный срок;
  • непредставление покупателем отгрузочной накладной;
  • неоднократная просрочка оплаты товаров покупателем.
  • Ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Гражданское право договор поставки для государственных нужд

1.4. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров (ст. 525 ГК).

Помимо норм ГК поставки товаров для государственных или муниципальных нужд регулируются специальными законами. Это федеральные законы от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 27.12.1995 № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, предусмотренных законом, и при условии возмещения государственным или муниципальным заказчиком всех убытков, которые могут быть причинены поставщику (за исключением казенных предприятий) в связи с выполнением этого контракта.

Размещение государственного или муниципального заказа может осуществляться путем проведения открытых или закрытых торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, а также без проведения торгов (запрос котировок цен на товары; у единственного поставщика; на товарных биржах). Под запросом котировок цен на товары понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Закон особо регламентирует порядок заключения государственного или муниципального контракта (ст. 528 ГК) и заключаемого в соответствии с ним (на основании извещения о прикреплении покупателя к поставщику) договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 529 ГК).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд может осуществляться непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю).

При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (ст. 532 ГК).

Договор поставки для государственных нужд

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.

При этом Государственными нуждами признаются потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Для правильного рассмотрения вопроса необходимо дать понятие государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (далее — государственный контракт). По государственному контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Особого рассмотрения требует порядок заключения договора.

Процедура поставки для государственных нужд состоит из нескольких этапов:

1) определение потребностей (нужд) государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его поставку. Этот заказ обычно определяет номенклатуру товаров, примерные сроки и цены, а также другие условия поставок;

2) размещение госзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов), так и закрытым (путем непосредственного выбора конкретного поставщика). В последнем случае поставщик, как правило, принимает заказ добровольно. Однако для поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке соответствующих товаров (монополистов), принятие госзаказа обязательно, если только это не влечет для поставщика убытков. В этом случае за необоснованное уклонение от принятия заказа (т. е. заключения госконтракта) поставщик уплачивает госзаказчику штраф в размере стоимости продукции, определенной в заказе;

3) принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком. Поставщик, получивший проект госконтракта, обязан в тридцатидневный срок подписать его (и вернуть один экземпляр заказчику) либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае государственный заказчик вправе понудить поставщика к заключению контракта через суд.

При несогласии поставщика с отдельными условиями проекта госконтракта он обязан в тот же тридцатидневный срок подписать госконтракт и, приложив к нему протокол разногласий, направить заказчику. В течение следующих тридцати дней заказчик должен принять меры по урегулированию возникших разногласий и известить поставщика о принятии согласованных условий либо уведомить его об отказе от заключения госконтракта. При отклонении протокола разногласий (или истечении срока на его согласование) заинтересованная сторона может обратиться в суд для разрешения соответствующего преддоговорного спора.

Такой же порядок согласования разногласий применяется и в том случае, когда проект госконтракта подготавливает поставщик, а не заказчик;

4) заключенный госконтракт может предусматривать поставку товаров как непосредственно государственному заказчику, так и покупателю, которого он укажет.

В последнем случае государственный заказчик в тридцатидневный срок со дня подписания госконтракта направляет поставщику и выбранному покупателю извещения о прикреплении покупателя к поставщику;

5) извещение о прикреплении является основанием для заключения договора поставки товаров для государственных нужд. По общему правилу, обязанность заключения договора поставки лежит только на

поставщике (она вытекает из заключенного им госконтракта), тогда как покупатель вправе отказаться от заключения договора или потребовать уменьшения количества поставляемых товаров против указанного в извещении о прикреплении;

6) при отказе покупателя (полном или частичном) от договора поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю.

В этом случае государственный заказчик в тридцатидневный срок обязан либо выдать извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя, либо принять обязанности покупателя на себя (т.е. сообщить о согласии самому принять товары или направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием конкретного получателя товаров). В результате этих действий происходит либо заключение договора поставки товаров для государственных нужд, либо непосредственная поставка товаров на основании госконтракта.

Также важным моментом является форма договора и оплата товаров.

Данный договор заключается в письменной форме.

При поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.

Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Основная цель норм, регулирующих отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд (далее — договор поставки т.д.г. (м).н.), состоит в установлении специальных правил, которые учитывают особенности специальных субъектов гражданского права — государства и муниципальных образований, являющихся участниками данных гражданско-правовых отношений, но в то же время выступающих публично-правовыми субъектами.

Для российского законодательства традиционно наличие специальных нормативных актов, обеспечивающих особое регулирование отношений, связанных с поставками товаров для нужд государства. Еще в дореволюционном гражданском законодательстве такие правоотношения регламентировались Положением о казенных подрядах и поставках.

Законодательные акты о государственных подрядах и поставках принимались также после революции в период НЭПа. Например, принятый в 1923 г. Закон «О государственных подрядах и поставках» в целях защиты интересов государства устанавливал специальные правила, регулирующие отношения по поставкам с участием в качестве заказчика государственных учреждений и государственных предприятий.

С формированием административно-командной системы управления экономикой нужда в особом регулировании отношений, связанных с поставками продукции и товаров для удовлетворения государственных потребностей, отпала.

С развитием рыночных отношений вновь возникла необходимость в специальном регулировании договора поставки с участием особого субъекта — государства. До недавнего времени Гражданский кодекс регулировал только отношения, возникающие из договора поставки товаров для государственных нужд. 2 февраля 2006 г. в Гражданский кодекс были внесены изменения, дополнившие его нормами о поставке товаров для муниципальных нужд.

Понятие договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. По договору поставки поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется на основе и во исполнение государственного или муниципального контракта передать в обусловленный срок государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу производимые или закупаемые им товары, предназначенные для государственных или муниципальных нужд, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять эти товары и оплатить их.

Смотрите так же:  Лицензия ля

При этом под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, необходимых для:

  • осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ);
  • исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, необходимых для:
    • осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, необходимых для:

  • решения вопросов местного значения;
  • осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки т.д.г. (м).н., в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ строится следующим образом.

Правовое регулирование отношений, возникающих из договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд, в силу п. 2 ст. 525 ГК РФ строится следующим образом. Прежде всего применяются нормы § 4 главы 30 ГК РФ.

В части, не урегулированной § 4 главы 30 ГК РФ, применяются иные законы. К их числу можно отнести: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 13.12.94 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и др.

Субсидиарно к договору поставки т.д.г. (м).н. применяются общие положения о договоре поставки (§ 3 главы 30 ГК РФ) и договоре купли-продажи (§ 1 главы 30 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов, нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, вправе принимать Правительство Российской Федерации. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, также предоставлено право принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, в случаях и в пределах, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Правовая характеристика договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Договор поставки является консенсуальным, возмездным, взаимным.

Существенные условия договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. К условиям, при отсутствии которых договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпризнается незаключенным, относятся положения о его предмете и сроке.

Предмет договора договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Товаром по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 506 ГК РФ могут быть вещи, обладающие следующей совокупностью признаков:

  • не изъятые и не ограниченные в обороте (поставка ограниченно оборотоспособных вещей допускается в случаях и в пределах, установленных законодательством);
  • производимые или закупаемые поставщиком;
  • приобретаемые для государственных или муниципальных нужд.

Предметом договора может быть как товар, уже имеющийся у продавца в момент заключения договора, так и товар, который только будет создан или приобретен продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ).

Товары иностранного производства не могут быть предметом договора (кроме случаев, когда производство аналогичной продукции в России экономически нецелесообразно).

Срок договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Срок исполнения обязанности передать товар в договоре поставки относится к существенным условиям. Он устанавливается в договоре сторонами, как правило, самостоятельно.

Цена договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Цена в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд не является существенным условием.

Стороны договора, как правило, свободны в установлении цены товара, если иное не установлено законодательством.

Цена или порядок ее определения включается в конкурсную документацию.

Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством. Выделяют следующие виды цен:

  • фиксированные цены. Данный вид применяется по контрактам, уровень обоснованных издержек по которым достаточно точно предсказуем, поставляемые товары имеют в основном традиционный характер (типовая техника, оборудование);
  • цены, возмещающие издержки с обеспечением или без обеспечения прибыльности. Применяются при невозможности планированияиздержек производства по контракту с необходимой точностью, когда неопределенность затрат и результатов по контрактам не позволяет фиксировать контрактную цену. Данный вид цен применяется, как правило, в рамках государственных программ по разработке, производству и поставке новой техники и технологий;
  • цены по поставкам стандартных товаров. Применяются по поставкам стандартных товаров, постоянно имеющихся в наличии на рынке, свободные рыночные цены которых известны. Контрактные цены в этом случае, как правило, устанавливаются по итогам торгов и конкурсов.

Стороны договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд. Сторонами договора являются продавец (поставщик) и государственный или муниципальный заказчик.

В качестве поставщика выступает лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, производящее поставляемый покупателю товар либо закупающее его с целью последующей реализации покупателю.

Поставщиком, как правило, является собственник имущества или лицо, управомоченное собственником (представитель по доверенности, поверенный по договору поручения и т.д.).

Продавец должен обладать полной дееспособностью.

Государственными заказчиками и муниципальными заказчиками могут выступать:

  • соответственно органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств. Под получателями бюджетных средств понимаются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (см. ст. 162 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) (п. 2 ст. 4) предусматривает возможность создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков.

Такие уполномоченные органы осуществляют данные функции, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, которые подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.

Кроме того, указанный Федеральный закон предусматривает наличие еще одного специального субъекта — специализированной организации (ст. 6).

Специализированная организация — это юридическое лицо, привлекаемое государственным или муниципальным заказчиком либо уполномоченным органом, для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Заключение договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд включает несколько этапов.

1. Государственный (муниципальный) заказчик определяет потребности и нужды государства (муниципального образования).

2. Государственный (муниципальный) заказчик размещает государственный заказ.

Под размещением заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном законодательством, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 5 Федерального закона № 94-ФЗ).

Если сумма заказа менее 60 000 рублей, то Федеральный закон № 94-ФЗ не применяется (п. 2 ст. 1 Федерального закона № 94-ФЗ). Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта становится обязательным, если иное не установлено законом (абз. 2 п. 1 ст. 527).

Все способы размещения государственного или муниципального заказа можно условно разделить на две части (ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ):

а) путем проведения торгов; б) без проведения торгов (непосредственный выбор поставщика).

По общему правилу размещение заказа осуществляется путем проведения торгов.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 20 Федерального закона № 94-ФЗ).

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, сведения о которых составляют государственную тайну. В случае если начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 500 000 рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет (ст. 32 Федерального закона № 94-ФЗ).

Порядок проведения конкурсов и аукционов детально регламентирован Федеральным законом № 94-ФЗ.

Без проведения торгов заказ размещается способом запроса котировок, у единственного поставщика или на товарных биржах.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Данный способ возможен, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250 000 рублей (ст. 42 Федерального закона № 94-ФЗ).

Смотрите так же:  Сделка совершенная несовершеннолетним является

Под размещением заказа у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ).

Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком, в частности, в случае если:

  • поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
  • осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов и др.

Наконец, размещение заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающую 5 млн рублей, может осуществляться на товарных биржах (ст. 56 Федерального закона № 94-ФЗ). Порядок размещения заказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарных биржах устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Поставщику направляется проект государственного контракта.

Если государственный (муниципальный) контракт заключается по результатам торгов, то он должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ). При этом уклонение государственного (муниципального) заказчика в подобном случае порождает у победителя право потребовать в суде понуждения заказчика к заключению договора.

В случаях когда заключение государственного контракта не связано с торгами, проект государственного контракта разрабатывает, если иное не предусмотрено соглашением сторон, государственный заказчик.

Порядок заключения государственного или муниципального контракта регламентируется пп. 2—3 ст. 528 ГК РФ.

Сторона, получившая проект государственного или муниципального контракта, не позднее тридцатидневного срока:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий по условиям государственного или муниципального контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным или муниципальным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного или муниципального контракта.

Сторона, получившая государственный или муниципальный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии государственного или муниципального контракта в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий или истечении этого срока неурегулированные разногласия по государственному или муниципальному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение суда.

4. Подписание (заключение) государственного (муниципального) контракта.

5. Заключение договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на основании государственного или муниципального контракта (ст. 529 ГК РФ).

В государственном контракте возможны два варианта определения субъектов, которым поставщик (исполнитель) будет осуществлять поставку.

Если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Данное извещение является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее тридцати дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.

Сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение тридцати дней со дня получения проекта;
  • при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.

Сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону:

  • о принятии договора в ее редакции;
  • либо об отклонении протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия в тридцатидневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Вместе с тем за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения иных процедур, связанных с государственными нуждами, экономическая ситуация может измениться таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы необоснованно навязывать ему соответствующие товары.

С другой стороны, может оказаться, что за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, понес определенные затраты.

Конфликт интересов поставщика, продукция которого оказалась ненужной, и покупателя, потребности которого изменились, разрешается согласно ст. 530 ГК РФ в следующем порядке. При отказе покупателя полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора на их поставку поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного или муниципального заказчика и вправе потребовать от него извещения о прикреплении к другому покупателю. Государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцати дней со дня получения уведомления поставщика (исполнителя):

  • либо выдает извещение о прикреплении к нему другого покупателя;
  • либо направляет поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;
  • либо сообщает о своем согласии принять и оплатить товары.

При невыполнении государственным или муниципальным заказчиком данных обязанностей поставщик (исполнитель) вправе:

  • либо потребовать от государственного или муниципального заказчика принять и оплатить товары;
  • либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного или муниципального заказчика.

Что касается оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждпри поставке товаров покупателям, то согласно ст. 532 ГК РФ оплата товаров по таким договорам производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

При этом государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361—367 ГК РФ).

В случаях когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506—522 ГК РФ, т.е. нормами о договоре поставки.

В случаях когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателям, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Обязанности поставщика по договору.

Обязанности поставщика в договоре поставки товаров для государственных (муниципальных) нуждсовпадают с обязанностями поставщика по договору поставки. Аналогичны также (за некоторыми изъятиями, установленными специальными законами) последствия неисполнения соответствующих обязанностей. Поэтому мы перечислим обязанности поставщика, не раскрывая их и не останавливаясь на последствиях неисполнения.

Поставщик по договору поставки обязан передать товар покупателю (получателю):

  1. свободным от прав третьих лиц;
  2. вместе с принадлежностями и документами;
  3. к сроку, установленному в договоре;
  4. в согласованном ассортименте;
  5. надлежащего качества;
  6. в согласованных комплектности и комплекте;
  7. в таре и (или) упаковке.

Обязанности государственного (муниципального) заказчика также определяются аналогично общим нормам об обязанностях покупателя в договоре поставки.

Государственный (муниципальный) заказчик обязан:

  1. Направить поставщику извещение о прикреплении или отгрузочную разнарядку.
  2. Принять переданный товар (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  3. Обеспечить сохранность правомерно непринятого товара (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  4. Письменно уведомить поставщика о нарушении последним условий договора (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  5. Оплатить товар (если поставка осуществляется покупателю, то он несет данную обязанность, а не заказчик).
  6. Возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования (если товар передается ему непосредственно; иначе данную обязанность несет получатель или покупатель).
  7. Не позднее тридцати дней со дня передачи товара возместить поставщику убытки, которые причинены в связи с выполнением государственного или муниципального контракта (ст. 533 ГК РФ). Это специфическая обязанность заказчика.
  8. Возместить поставщику (или покупателю) убытки, причиненные отказом от товаров, поставка которых предусмотрена государственным или муниципальным контрактом (ст. 534 ГК РФ).
Гражданское право договор поставки для государственных нужд