Банковская тайна: понятие, ответственность за разглашение сведений

Прямого понятия банковской тайны не дано в законодательстве РФ, но перечислены категории информации, которая относится к банковской тайне. Причем перечень не является исчерпывающим. Кроме того, есть некоторая путаница между банковской и коммерческой тайной.

Банковская тайна обозначена в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Но перечни объектов (категорий информации), относящихся к банковской тайне, в них несколько отличаются.

Не возникает разногласий об отнесении к банковской тайне информации о банковском счете и банковском вкладе. Диссонанс возникает в части сведений о клиенте, которые относятся к банковской тайне на основании статьи 857 ГК РФ, но в Законе «О банках и банковской деятельности» такой нормы нет. Но есть указание на то, что к банковской тайне могут быть отнесены иные сведения, если это не запрещено федеральным законом (статья 26 ФЗ).

Таким образом, в целом под понятием «банковская тайна» подразумеваются сведения, касающиеся состояния банковского счета и банковского вклада клиента кредитной организации, операций по счету, а также информация о владельце счета.

Насчет отнесения операций кредитования к банковской тайне также существуют противоположные точки зрения. Ссудные счета не являются банковскими счетами в гражданско-правовом смысле этого термина, по ссудному счету не возможно проведение банковских операций, таких как прием, зачисление, перечисление, выдача денежных средств. Исходя из такой трактовки ссудных счетов, ряд ученых — авторов юридической литературы — не причисляет операции кредитования к банковской тайне. Другие авторы доказывают противоположную точку зрения на основании того, что в ГК РФ и ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится просто о счетах, открываемых клиенту в банке, вне зависимости от их подразделения и классификации.

Примем как норму, что сведения о предоставлении кредита являются банковской тайной. Возникает другой вопрос: насколько правомерно предоставление данных банковской организацией в бюро кредитных историй? Правомерно на основании ГК РФ и того, что банк берет согласие клиента на предоставление указанных сведений в бюро кредитных историй. Данный пункт в обязательном порядке включается в условия кредитного договора. Если клиент отказался от предоставления подобных сведений, об этом так же будет прописано в кредитном договоре. Кроме того, кредитной организацией берется согласие заемщика, залогодателя, поручителя на обработку персонифицированных данных во избежание недоразумений в дальнейшем.

Таким образом, в условиях действующего законодательства Российской Федерации однозначного ответа на вопрос об объеме банковской тайны нет, но в банковской практике применяется расширительное толкование банковской тайны. В частности, отнесение к банковской тайне не операций по счету клиента, а операций клиента кредитной организации.

Тем более, учитывая, что сумма кредита физического лица выдается наличными, зачисляется на счет вклада до востребования либо счет банковской карты, а для юридического лица получение кредита производится путем зачисления его на расчетный счет.

Отдельным вопросом стоит работа коллекторских организаций. Нередко кредитные организации пользуются услугами коллекторских агентств по взысканию просроченной ссудной задолженности. Это помогает кредитным организациям сэкономить время штатных банковских специалистов, не отвлекать кредитных инспекторов, юристов и работников службы безопасности от их прямых обязанностей. В основном на аутсорсинг (внешнее сопровождение) коллекторским агентствам отдаются бесспорные долги по потребительским кредитам. Надо сказать, что к услугам коллекторов банки прибегают только в случае, если их собственные усилия по взысканию просроченного долга не привели к желаемому результату. Преимущество коллекторов в том, что они работают с каждым должником индивидуально, что достаточно проблематично осуществить кредитной организации.

В данном вопросе кредитная организация руководствуется Законом «О банках и банковской деятельности». В статье 34 закона сказано о том, что кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством РФ меры для взыскания задолженности, а в ГК РФ установлено то, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано другому лицу по сделке (уступка права требования) или перейти к другому лицу. Причем для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется в обязательном порядке согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.

В свою очередь судебная практика так же признает за кредитными организациями право совершать уступку права требования по кредитному договору не только кредитным организациям, но и другим субъектом права, не являющимся кредитными организациями и не имеющим права на занятие банковской деятельностью. Но, поскольку ситуация с предоставлением сведений третьему лицу (коллектору в нашем случае) все же не достаточно однозначна, банковские организации, сотрудничающие с коллекторскими агентствами, все же, как правило, включают в кредитную документацию пункт о согласии клиента на передачу сведений, составляющих банковскую тайну, коллекторским агентствам и другим субъектам права по сделке (уступке права требования) в предусмотренных договором и действующим законодательством случаях.

Таким образом, банковская тайна охраняется законом РФ. Те сведения, которые отнесены к банковской тайне, могут быть предоставлены банковской организацией только самим клиентам банка или их уполномоченным представителям. По запросам государственных органов и их должностных лиц сведения, содержащие банковскую тайну, могут быть предоставлены только в исключительных случаях и только в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.

В чем заключается ответственность банковской организации и сотрудников за разглашение сведений, являющихся банковской тайной?

ГК РФ предусматривает за клиентом кредитной организации право потребовать от банка возмещения причиненных убытков, если сведения, составляющие банковскую тайну, были разглашены. Ответственны за сохранность сведений, составляющих банковскую тайну, кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, Банк России, Агентство по страхованию вкладов, бюро кредитных историй, которые занимаются сбором, предоставлением и хранением информации в установленном законодательством порядке о клиентах кредитных организаций, выступающих заемщиками.

Незаконное разглашение сведений, относящихся к банковской тайне, может повлечь за собой и уголовную ответственность на основании части 2 статьи 183 Уголовного кодекса РФ.

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну влечет за собой штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей либо лишение свободы на срок до двух лет.

Незаконное разглашение либо использование сведений, составляющий банковскую тайну, без согласия владельца, карается штрафом до ста двадцати тысяч рублей, лишением занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или лишение свободы до трех лет. Если же разглашение банковской тайны причинило крупный ущерб или было совершено из корыстной заинтересованности, размер штрафа увеличивается до двухсот тысяч рублей, а срок лишения свободы до пяти лет.

Наиболее тяжкие деяния в части несоблюдения хранения банковской тайны могут наказываться лишением свободы признанного виновным лица сроком до десяти лет.

Что такое банковская тайна. Закон о банковской тайне

Когда клиент предоставляет свои данные в банковское учреждение, то ему гарантируется их конфиденциальность и сохранность, согласно условиям банковской тайны. Понятие «банковская тайна» прописано в Гражданском Кодексе и в ФЗ «О банках и банковской деятельности». В международной банковской деятельности этим термином определяют принцип защиты данных о клиентах банковских учреждений, разглашение которых может задеть право человека на неприкосновенность личной жизни, а также защиту информации по счетам, вкладам, операциям и сделках. Некоторые зарубежные банки (в Швейцарии или Люксембурге) не предоставляют такой информации даже своим властям, и даже в случае возбуждения уголовного дела.

В отечественной практике закон позволяет передавать банкам информацию о владельцах и их счетах налоговым органам, в БКИ, правоохранительным структурам, судам, ПФР, ФСС и др., согласно действующему законодательству. Рассмотрим, что же представляет из себя банковская тайна, что туда входит, и каким законом она регламентируется.

Что такое «банковская тайна» и ее состав?

Трактовка «банковской тайны» подразумевается информацию о клиенте банковской организации, сведения о его банковском счете, депозитах, проводимых операциях и иных данных, которые устанавливаются банком и не противоречат законам. Банк и его сотрудники обязуются хранить тайну об операциях, счетах, депозитах, личных данных клиента и не передавать ее третьим лицам, если это не предусмотрено законодательством.

Справочную информацию банк может предоставить судам, счетной палате, налоговой инспекции, Пенсионному Фонду, Фонду соцстрахования, органам исполнения решений суда, следственному комитету по их запросам, а также федеральным госорганам, если человек поступает на госслужбу РФ (по ФЗ «О противодействии коррупции»).

Сейчас идут спору по поводу того, относится ли информация о кредитных операциях к секретной. По одной трактовке, ссудные счета не являются банковскими счетами в гражданском и правовом контексте, так как по ссудному счету невозможно проводить операции перечисления, выдачи денег. По трактовке ГК и ФЗ «О банках …» к секретной информации относятся все счета, которые открывает клиент, независимо от их классификации.

Если принять, что все данные о клиенте и его счетах составляют тайну банка, то возникает вопрос: на каком основании они передаются их в БКИ? Ответ простой: на основании согласия клиента на обработку персональных сведений и предоставления их в БКИ. Этот пункт обязательно включается в каждый кредитный договор, чтобы избежать всяких недоразумений.

В банковскую тайну входит информация о:

  • Владельце счета/депозита,
  • Проводимых операциях,
  • Самом банковском счете или депозите

Таким образом, «банковская тайна» регламентируется действующим российским законодательством. Информация, которую она охраняет, может быть предоставлена только клиенту или его уполномоченному (доверенному) лицу. Госорганам, судам и др. данные могут передаваться в порядке, прописанном в федеральных законах.

Зачем нужна банковская тайна?

Она является основным принципом частного банковского обслуживания. Этим учреждение привлекает клиентов, которым нужно быть уверенным в сохранности своих данных. Согласно ей, посторонние люди не смогут узнать, что есть у человека в банке, и эти данные не опубликуются в ежедневной газете.

Однако, на деле, особенно в российской практике, тайна банка существует только на бумаге. Заинтересованные госорганы могут получить информацию о любом клиенте и всех его счетах. Те, кто хочет скрыть свои доходы, могут спокойно открыть счет зарубежных банках и оффшорах без уведомления госорганов РФ. Так, швейцарские или гренадинские банки откроют данные счета клиента, только если обращение поступит от имени Интерпола и с четким доказательством отмывания денег. Ни одна налоговая или социальная служба не получит никаких данных даже по официальному запросу.

Таким образом, в России существуют механизмы, чтобы обойти правило банковской тайны на законодательном уровне. Если сосед по лестничной площадке дома не сможет так просто узнать данные о счетах, то любой госорган сделает это с легкостью.

Ответственность за разглашение банковской тайны.

Любой человек может подать в суд за разглашение его банковской тайны. Нарушитель может понести материальную или уголовную ответственность.

  • За собирание информации незаконным методом грозит штраф до 80 т.р. или тюремный срок до 2х лет.
  • За разглашение и умышленное использование секретных данных грозит штраф до 120 т.р. или срок до 3х лет.
  • Если человек понес материальные убытки, связанные с разглашением его тайны, то штраф составит 200 т.р. или заключение до 5 лет.
  • В случаях «особого вреда» нарушитель может лишиться свободы на срок до 10 лет.

Закон о «банковской тайне».

Отдельного закона, определяющего банковскую тайну, нет. Ее понятие прописано в ст.26 ФЗ «О банках…». В ней прописана:

  • Информация, которая составляет банковскую тайну.
  • Обязанность банка соблюдать сохранность сведений клиента.
  • Список лиц, кому могут быть представлены сведения, являющиеся секретными.
  • Основания для предоставления таких данных.
  • Запрет на разглашение сведений третьими лицами
  • Ответственность за разглашение данных, составляющих банковскую тайну.

Материалы по теме

Примите участие в жизни нашего проекта. Оцените статью(продукт). Поставьте лайк, если вам была полезна статья. Ваши комментарии нужны нам!

Что такое банковская тайна? Сведения, составляющие банковскую тайну

Банковская тайна – это информация о клиенте, которую банк не имеет право передавать третьим лицам. В данной статье мы подробно расскажем про сведения, составляющие банковскую тайну, в каких ситуациях они могут быть раскрыты компетентным органам. В соответствии со статьей №26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относятся сведения о счетах, вкладах и операциях клиентов и корреспондентов банков и других кредитных организаций.

Смотрите так же:  Как снять алименты с книжки ребенка

Согласно закона банк обязан гарантировать своим клиентам тайну банковских счетов, вкладов, кредитов и любых операций по ним.

Что такое банковская тайна? ФЗ N 395-I «О банках и банковской деятельности»

Понятие банковская тайна подразумевает информацию, находящуюся в распоряжении кредитной организации и которая может быть раскрыта третьим лицам только в исключительных случаях, установленных Федеральным законом N 395-I «О банках и банковской деятельности». Задачей любого банка является сохранение конфиденциальности сведений о клиенте. Следует понимать, что утечка информации, например, о сумме накоплений на депозитных вкладах, может вызвать существенные последствия, в частности криминальное преследование владельца вклада с целью наживы или шантажа. В законодательстве России существует два основных документа, в которых закреплено понятие банковской тайны и сведения, ее образующие:

  • Федеральный закон N 395-I «О банках и банковской деятельности»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации

Если проанализировать эти нормативные документы, то можно определить, что к сведениям, составляющим банковскую тайну относится следующая информация:

  • Паспортные данные клиентов банка (для физических лиц);
  • Банковские реквизиты организации (для юридических лиц);
  • Сведения клиентов о наличии собственности и уровне доходов;
  • Факт открытия счета (счетов), его номер и дата открытия, тип счета, валюта счета;
  • Факт наличия средств на счету (деньги, обезличенные металлические счета), сумма, проценты по вкладу, срок договора;
  • Факт наличия кредита, условий погашения и получения, процентная ставка по кредиту;
  • Движение денежных средств на счетах и депозитных вкладах. К такой информации относится пополнение депозита, снятие денег, перевод на собственные счета или счета других лиц.

Разглашение банковской тайны об юридических лицах

Отдельно стоит рассмотреть вопрос защиты банковской тайны и сведений, её составляющих по отношению к юридическим лицам. Законодательные нормы о банковской тайне имеют ряд исключений и в первую очередь это связано с тем, что государственные структуры не смогут в необходимом объеме выполнять свою работу по контролю и финансовому мониторингу за неимением сведений о наличии и движении денежных средств на счетах организаций и предприятий, а суммы денежных средств там, как известно, на порядки больше, чем на счетах физических лиц. По этой причине в определенных случаях (строго прописанных в ФЗ N 395-I и ГК РФ) банковская организация обязана сообщать сведения, составляющую банковскую тайну по запросу уполномоченного органа, а иногда и без запроса в автоматическом режиме, особенно это касается подозрительных сделок и движений денежных средств по счетам юрлиц.

В частности, выписки по счетам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предоставляются банком на основании запросов нижеприведенных государственных служб и структур:

  • Суды;
  • Налоговая инспекция;
  • Росфинмониторинг;
  • Счетная палата РФ;
  • Федеральная Служба судебных приставов (ФССП);
  • Таможенная служба;
  • Пенсионный Фонд России (ПФР);
  • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • МВД (при расследовании налоговых преступлений).
  • Следственные органы (четырех ведомств МВД, СКП, ФСБ, ФСКН).

Помимо выписок по счетам, банки обязаны предоставлять налоговым службам информацию об открытии или закрытии депозитных вкладов ИП и юридических лиц, сообщить банки обязаны и в случае смены реквизитов вкладов организаций или индивидуальных предпринимателей.

Есть и негосударственные организации, имеющие право получить данные, составляющие банковскую тайну, например это бюро кредитных историй (БКИ). Но здесь есть одно «но» — сведения о совершаемых банковских операциях могут быть переданы в данную организацию только с согласия клиента (как правило это условие прописано в договоре с банком).

Разглашение банковской тайны о физических лицах

Кому банк может сообщить сведения, составляющие банковскую тайну, о счетах граждан? Сведения, которые представляют собой банковскую тайну, о физических лицах у кредитной организации имеют право запросить следующие службы и госструктуры:

  • Суд;
  • Росфинмониторинг;
  • Служба судебных приставов;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • Агентство по страхованию вкладов;
  • Следственные органы.

Ни одна кредитная организация не в праве отказать в разглашение банковской тайны о физических лицах вышеозначенным государственным службам и структурам.

Отдельно стоит отметить случай смерти клиента банка, в такой ситуации у кредитной организации появляется необходимость проинформировать связанных с бывшим клиентом лиц (например наследникам) и сообщить им сведения, составляющие банковскую тайну гражданина. Такой информацией могут быть сведения о депозитных вкладах и текущих банковских счетах покойного. В подобных ситуациях банками применяются такие правила:

  • В случае если клиент при жизни не составил завещательное распоряжение, то информация о его банковских счетах будет передана нотариусу, у которого открыто дело о наследстве в связи со смертью этого человека.
  • В случае когда клиент составил при жизни завещательное распоряжение относительно его банковских сбережений (составляется и оформляется прямо в банковском отделении без необходимости заверять у нотариуса), то банковская тайна будет раскрыта перед наследниками, которых гражданин указал в документе-распоряжении.

В настоящее время Федеральная налоговая служба наделена правом запрашивать в банках сведения о закрытии или открытии депозитных вкладов и счетов граждан. Немаловажный момент: запросить информацию о физическом лице, составляющую банковскую тайну, та или иная налоговая инспекция (ИФНС) праве лишь тогда, когда подобный запрос будет согласован с вышестоящим налоговым органом.

Что касается бюро кредитных историй, то сведения о банковских операциях физического лица, составляющие банковскую тайну, могут быть переданы в БКИ только при согласии гражданина. В большинстве случаев, во время подписание договора банковского обслуживания с клиентом, в нем есть пункт относительно того, что гражданин не против того, чтобы предоставить в бюро кредитных историй некоторые сведения, являющиеся банковской тайной.

Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?

Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:

  • Долг передается путем оформления договора об уступке права требования. В данном случае должны быть соблюдены все положения Гражданского Кодекса России о договоре уступки.
  • Если заемщиком по кредиту является физическое лицо, то продажа долга коллекторским компаниям (не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности), возможно лишь в том случае, если подобное оговорено в кредитном договоре, подписанном клиентом-заемщиком.
  • Если же долг гражданина признан судом и кредитору выдан исполнительный лист, он может быть передан любому третьему лицу, даже если должник не давал согласия на такую передачу. (Определение Верховного суда № 89-КГ15-5 от 07.07.2015).

Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.

Однако, сотрудники коллекторского агентства, как и служащие банка, обязаны соблюдать меры по сохранению от посторонних лиц информации, являющейся банковской тайной.

Какова ответственность за нарушение банковской тайны? Ст. 183 УК РФ

Сведения, составляющие банковскую тайну защищаются законом, поэтому уполномоченные лица обязаны сохранять банковскую тайну клиентов. За разглашение подобных сведений законодательством Российской Федерации предусмотрены ответственность, вплоть до уголовной!

Уголовный Кодекс РФ в ст. 183. «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» определяет, что в зависимости от того, какова тяжесть последствий от разглашения информации содержащей банковскую тайну, виновному могут быть назначены следующие виды наказания:

  • Штраф до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • Принудительные работы на срок до пяти лет;
  • Лишение свободы сроком до 7 лет.

183 статья УК РФ применяется не только к сотрудникам банковских организаций, она может быть применена и в отношении иных лиц, которые имели доступ к информации, составляющей банковскую тайну, и нарушили её.

Ответственность предусмотрена и для лиц, которые незаконно собирают сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.

Статья 857. Банковская тайна

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к Ст. 857 ГК РФ

1. Правовое регулирование отношений в связи с банковской тайной в настоящее время осуществляется на основании двух основных норм — комментируемой статьи и ст. 26 Закона о банках.

Кроме того, существуют отдельные федеральные законы, в которых содержатся специальные правила о правах отдельных органов получать сведения, составляющие банковскую тайну. Например, в банковской практике возник вопрос: обязан ли банк предоставлять избирательной комиссии сведения, составляющие банковскую тайну, учитывая, что этот орган отсутствует в перечне органов и лиц, уполномоченных получать такие сведения согласно ст. 26 Закона о банках? В соответствии с п. 2 ст. комментируемой статьи сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом. Таким образом, ГК РФ не уточнил, каким конкретно законом должны быть установлены случаи обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну. Получается, что нормы любого федерального закона, а не только ст. 26 Закона о банках, могут устанавливать такие случаи. В связи с этим избирательные комиссии вправе требовать от банков информацию, необходимую им для проверки сведений о вкладах кандидатов в депутаты, на основании п. 6 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). При ответе на рассматриваемый вопрос следует учесть, что адресатами ответственности за непредставление сведений, запрошенных избирательной комиссией, в соответствии со ст. 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) являются «организации независимо от формы собственности». Это понятие включает и банки.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод, что перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 Закона о банках, не имеет исчерпывающего характера. Поэтому требование избирательной комиссии о предоставлении таких сведений в отношении кандидата в депутаты, основанное на п. 6 ст. 33 Закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, должно быть исполнено банком.

В последнее время издается достаточно много таких специальных законов. В результате состав органов, обладающих правом получать сведения, составляющие банковскую тайну, существенно и неконтролируемо увеличивается.

Под термином «банковская тайна» следует понимать особый, определенный законом правовой режим информации о клиентах и их операциях, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской деятельности.

Этот правовой режим устанавливает:

— общую обязанность банков и иных субъектов хранить в тайне сведения, составляющие банковскую тайну, и предоставлять их в порядке и на условиях, которые установлены законодательством;

— круг субъектов, допущенных к получению сведений, составляющих банковскую тайну;

— содержание информации, которая является объектом охраны;

— порядок и условия предоставления информации, составляющей банковскую тайну, без согласия владельцев счетов;

— ответственность за разглашение банковской тайны.

2. Состав сведений, на которые распространяется режим охраны банковской тайны, различается по комментируемой статье и ст. 26 Закона о банках.

Обязанность хранить банковскую тайну возлагается на банк или небанковскую кредитную организацию в качестве одного из условий договора банковского счета, предусмотренного законом (п. 1 ст. 432 ГК). Однако круг субъектов, обязанных обеспечивать соблюдение правового режима охраны информации, называемого банковской тайной, значительно шире. Статья 26 Закона о банках возложила такую обязанность на кредитные, аудиторские организации, Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банковские платежные агенты.

Статьи 7 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон о кредитных историях) возложили обязанность хранить банковскую тайну соответственно на бюро кредитных историй и уполномоченный орган, осуществляющий государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44.

3. Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, об операциях по счетам и вкладам, о своих клиентах (п. 1 комментируемой статьи) и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 Закона о банках). Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковского обслуживания своего клиента.

Смотрите так же:  Договор цессии в кредитовании

Таким образом, обязанность хранить банковскую тайну имеет для банка договорный характер, а объектом ее охраны являются сведения о личности клиента, его операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя дополнительные обязательства.

4. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется на основании ст. 848 ГК РФ, специального законодательства и договора. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.).

5. Сведения о клиенте упоминаются только комментируемой статьей. Однако этот термин законодательством не раскрывается. В ст. 26 Закона о банках имеется норма, которая предусматривает право кредитной организации включать в перечень сведений, подлежащих охране, иные, чем предусмотрено законодательством, сведения, если это не противоречит Федеральному закону.

Отсюда следует, что банк вправе самостоятельно уточнить состав сведений, составляющих банковскую тайну, в их числе сведения о клиенте. Однако во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется делать это по договоренности с клиентом, включив в договор банковского счета соответствующее условие. К сведениям о клиенте могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и других положениях клиента. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

По мнению Конституционного Суда РФ, сведения о вкладах и счетах граждан в банках представляют собой информацию персонального характера, поэтому законодатель установил специальный правовой режим банковской тайны (Определение КС РФ от 19 января 2005 г. N 10-О «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «ЭРА» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

При таком подходе к пониманию банковской тайны возникает проблема соотношения этого понятия с понятием персональных данных. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) под персональными данными следует понимать любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Таким образом, правовой режим персональных данных допустимо назвать «личной тайной». Однако объект охраны такой личной тайны — информация о частной жизни физического лица — может быть одновременно объектом любой профессиональной тайны — врачебной, адвокатской, налоговой, банковской и т.п. В таком понимании банковская тайна представляет собой один из способов соблюдения личной тайны, когда информация о частной жизни физического лица получена банком в рамках осуществления им свой профессиональной деятельности. Охрана этих сведений должна осуществляться на основании, во-первых, Закона о персональных данных и, во-вторых, законодательства о банковской тайне — в части, не противоречащей первому Закону.

6. Помимо сведений, указанных в п. п. 3 — 5 комментируемой статьи, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Бюро кредитных историй могут предоставлять указанные сведения только в объеме и порядке, которые установлены Законом о кредитных историях (ст. 7).

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов. В соответствии со ст. 8 указанного Закона работники уполномоченного органа при исполнении этого Закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих банковскую тайну, и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов) (ст. ст. 31 и 32). Агентство по страхованию вкладов может получить информацию, составляющую банковскую тайну, как непосредственно от банков, так и в результате участия служащих Агентства в проверках кредитных организаций, осуществляемых Банком России.

———————————
Собрание законодательство РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

7. Часть 13 ст. 26 Закона о банках возложила на банковских платежных агентов обязанность хранить банковскую тайну. Банковскими платежными агентами называются юридические лица, которые не являются кредитными организациями, но в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках привлекаются кредитными организациями на основании договора с банком для участия в процедуре совершения перевода без открытия банковского счета по поручениям физических лиц. Соответственно, банковские платежные агенты обязаны хранить в тайне сведения об операциях физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках.

8. Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации) без согласия владельцев счетов определяются законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Законом о страховании вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Законом о противодействии отмыванию доходов.

9. Из ч. ч. 2 и 3 приведенной выше ст. 26 Закона о банках усматривается, что ею установлено общее и специальное правило предоставления следственным органам информации, составляющей банковскую тайну.

По общему правилу органы предварительного следствия могут получать сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии возбужденного уголовного дела и согласия руководителя следственного органа (ч. 2 ст. 26 Закона о банках). Специальное правило вытекает из ч. 3 ст. 26 Закона о банках, согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

При применении указанных норм необходимо учитывать последующее изменение законодательства. С 10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» (далее — Закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ), существенно ограничивающий права органов внутренних дел. Так, после вступления в силу этого Закона органы внутренних дел утратили право проверять имеющуюся информацию о налоговом правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 36 НК РФ предусмотрено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых последними выездных налоговых проверках.

10. Условия предоставления таможенным органам сведений, составляющих банковскую тайну, определяются ст. 408 Таможенного кодекса РФ и ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Согласно п. 3 ст. 98 ТК ТС для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

11. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы праве требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. В ст. 86 НК РФ предусмотрена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя). Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запросов в банк утверждены Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов».

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены Приказом ФНС России от 30 марта 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки».

12. В соответствии со ст. 26 Закона о банках сведения, составляющие банковскую тайну, должны представляться кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» таким органом является Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 45. Ст. 4251.

Статьей 6 Закона о противодействии отмыванию доходов установлен круг операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых подлежат передаче в КФМ России. Это операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов (приводится в части, имеющей отношение к договору банковского счета):

— операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

Смотрите так же:  Договор о разделе наследства является

— зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

— размещение денежных средств во вкладе (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в нем денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

При осуществлении указанных операций кредитные организации в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов обязаны:

1) идентифицировать личность, которая совершает с денежными средствами или иным имуществом операции, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в КФМ России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

— вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

— сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

— сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов КФМ России вправе запрашивать любую дополнительную информацию в отношении сделок, как подлежащих, так и не подлежащих обязательному контролю, если у него возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Работники кредитных организаций обязаны направлять в КФМ России любую информацию об операциях клиентов, если у них возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов).

Порядок представления кредитными организациями указанной выше информации в КФМ России установлен Положением «О представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 и Положением ЦБ РФ от 20 декабря 2002 г. N 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение ЦБ РФ N 207-П). В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ N 207-П представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии отмыванию доходов, осуществляется через территориальное учреждение Банка России.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 16. Ст. 1572.

Вестник Банка России. 2003. N 2.

В соответствии со ст. 9 Закона о противодействии отмыванию доходов ЦБ РФ предоставляет КФМ России информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в согласованном с ним порядке. Эти действия не могут рассматриваться как нарушение банковской тайны.

13. В соответствии со ст. 29 Закона о страховании вкладов Агентство по страхованию вкладов вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну, следующими путями:

а) через отчетность и иную информацию, направляемую в Агентство Банком России;

б) из разъяснений и ответов банков на мотивированные запросы Агентства, касающиеся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей и т.п.;

в) из реестра обязательств банка перед вкладчиками, подтверждающего привлечение денежных средств во вклады, полученные от банка, в отношении которого наступил страховой случай;

г) от конкурсного управляющего — в случае удовлетворения (в том числе частичного) банком требования вкладчика, в отношении которого наступил страховой случай.

14. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате) Счетной палате РФ предоставлено право требовать от ЦБ РФ, банков и иных кредитно-финансовых учреждений предоставления информации, необходимой для обеспечения ее деятельности. Задачи и компетенция Счетной палаты РФ определяются Законом о Счетной палате следующим образом. В соответствии со ст. 2 этого Закона ее задачей является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества (ст. 12 Закона). Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 19).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

15. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о банках банки обязаны предоставлять справки, содержащие информацию, охраняемую режимом банковской тайны, «органам принудительного исполнения судебных актов, других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности». Деятельность судебных приставов-исполнителей урегулирована прежде всего Законом об исполнительном производстве.

Если неизвестны реквизиты счетов должника, то судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. 2 ст. 81 Закона об исполнительном производстве может направить в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные счета должника в размере задолженности.

В соответствии с ч. ч. 8 и 9 ст. 69 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава и с учетом размера задолженности должника запрашивать у банков и иных кредитных организаций следующие сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Из данной нормы вытекает, что право судебных приставов-исполнителей запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну, существует только в объеме, необходимом для исполнения исполнительного документа.

Такой же вывод следует из Постановления КС РФ от 14 мая 2003 г. N 8 «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа».

Порядок оформления запроса урегулирован во втором предложении ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве. Согласно этой норме судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения у банков с разрешения (в письменной форме) старшего судебного пристава. Корректное применение данного правила означает, что банк становится обязанным предоставить такую информацию по запросу судебного пристава-исполнителя, если ему одновременно будет представлено письменное согласие старшего судебного пристава. Из буквального толкования указанной нормы следует, что разрешение старшего судебного пристава-исполнителя должно касаться тех сведений, которые запрашивает судебный пристав-исполнитель. Таким образом, старший судебный пристав-исполнитель должен проверять обоснованность запроса подчиненным приставом-исполнителем сведений, составляющих банковскую тайну. На практике имели место случаи, когда банк получал письмо старшего судебного пристава-исполнителя, содержавшее список подчиненных ему приставов-исполнителей, в отношении которых дано общее предварительное согласие на получение ими сведений, составляющих банковскую тайну по делам, которые когда-либо будут находиться в их производстве. В этом случае вместо разрешения на получение информации (объект) банку представили разрешение на выполнение приставами (субъектами) дополнительных функций. Вполне очевидно, что такое общее предварительное согласие может представлять потенциальную опасность, поскольку перечисленные в письме старшего пристава-исполнителя лица могут уволиться, о чем банк не сможет вовремя узнать, и продолжать неправомерно запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. В связи с изложенным представляется, что банк должен предоставлять судебным приставам-исполнителям сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии письменного согласия старшего судебного пристава-исполнителя на получение в банке конкретных запрашиваемых сведений.

Форма запроса судебного пристава-исполнителя утверждена приложением N 43 к Приказу Министерства юстиции РФ от 25 июня 2008 г. N 126 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».

16. Часть 5 ст. 26 Закона о банках определяет круг лиц и органов, которым кредитной организацией выдаются справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев:

1) лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении (ст. 1128 ГК). Однако средства на банковском счете могут наследоваться также на основании нотариально удостоверенного завещания и на основании закона. В двух последних случаях сведения, составляющие банковскую тайну, наследникам не выдаются до получения ими свидетельства о праве на наследство;

2) нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков. Учитывая, что клиентом банка (вкладчиком) может быть российский гражданин, иностранец или лицо без гражданства, российские нотариальные конторы могут запрашивать у российских банков сведения, составляющие банковскую тайну, обо всех указанных умерших лицах в случаях, когда наследство открывается на территории России;

3) иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан. Отсюда следует, что если наследство было открыто за границей, российские банки не обязаны предоставлять консульским учреждениям сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении умерших лиц без гражданства — владельцев счетов и вкладов в российских банках.

14. За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 26 Закона о банках).

Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. ст. 151 и 152 ГК РФ.

Должностные лица и иные работники вышеназванных организаций могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в порядке и случаях, которые установлены Трудовым кодексом РФ.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, может повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Гражданский кодекс российской федерации не относит к банковской тайне сведения