Гост р 54594-2011 платформы морские правила обитаемости общие требования

ГОСТ Р 54594-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правила обитаемости. Общие требования

Offshore platforms. Rules of inhabitation. General requirements

ОКС 47.020.01
ОКП 741850

Дата введения 2012-07-01

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Государственным научным центром Российской Федерации Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный научно-исследовательский институт имени академика А.Н.Крылова» (ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 005

4 Настоящий стандарт направлен на реализацию статей 11 и 12 Федерального закона «О техническом регулировании» в части повышения безопасности жизни и здоровья граждан и уровня экологической безопасности с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные требования по обитаемости на морских сооружениях для освоения нефтегазовых месторождений, к числу которых относятся морские платформы (МП) — морские стационарные платформы (МСП), плавучие буровые установки (ПБУ), морские плавучие нефтегазодобывающие комплексы (ПНК).

Требования по обитаемости на МП направлены на снижение риска нанесения вреда персоналу и возникновения аварийных ситуаций, обусловленных человеческим фактором.

Длительное пребывание на МП персонала требует создания для него благоприятной производственной и бытовой среды обитания.

Требования настоящего стандарта обеспечивают безопасные условия обитания для работы и отдыха на МП.

Требования настоящего стандарта распространяются на проектирование, строительство, переоборудование и эксплуатацию МП.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.061-81 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам

ГОСТ 20.39.108-85 Комплексная система общих технических требований. Требования по эргономике, обитаемости и технической эстетике. Номенклатура и порядок выбора

ГОСТ 30813-2002 Вода и водоподготовка. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 среда обитания человека: Совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека [1].

3.2 благоприятные условия жизнедеятельности человека: Состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека [1].

3.3 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [2].

3.4 факторы среды обитания: Биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения и поля), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений [1].

3.5 вредное воздействие на человека: Воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений [1].

3.6 морская стационарная платформа; МСП: Морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа [3].

3.7 плавучая буровая установка; ПБУ: Судно, способное производить буровые работы и/или осуществлять добычу ресурсов, находящихся под дном моря [3].

3.8 буровое судно: Судно, имеющее буровую установку [3].

3.9 морские плавучие нефтегазодобывающие комплексы (ПНК): Самоходные и несамоходные морские сооружения для добычи, подготовки, хранения и отгрузки углеводородов [4].

3.10 жилая зона: Часть МП, предназначенная для размещения обслуживающего персонала [3].

3.11 зона вспомогательного оборудования: Часть МП, в которой находится вспомогательное оборудование, не связанное непосредственно с бурением и эксплуатацией скважин и не предназначенное для этого [3].

3.12 зона бурения: Часть МП, в которой находится оборудование, предназначенное для бурения скважин [3].

3.13 технологическая зона: Часть МП, в которой находится оборудование, предназначенное для выполнения технологических процессов добычи, сбора, переработки и транспортировки продукции скважин с МП [3].

3.14 посадочная площадка: Элемент МП, предназначенный для посадки людей [3].

3.15 системы инженерно-технического обеспечения: Системы, предназначенные для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, электроснабжения, связи, транспортировки и обеспечения безопасности [5].

4 Требования к обитаемости

4.1 МП — сложные производственные объекты, совмещающие специфические особенности морских судов по месту эксплуатации и береговых опасных сооружений, предназначенные для выполнения буровых и добычных работ, а также работ по разведке и/или добыче, первичной переработке, хранению и отгрузке природных ресурсов морского дна.

4.2 Обитаемость на МП определяется условиями жизни и деятельности персонала, обеспечивающими сохранение его здоровья и работоспособности при эксплуатации и транспортировке (плавании) в любых климатических зонах.

4.3 Обитаемость на МП определяется в соответствии с ГОСТ 12.0.003 комплексом физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, действующих на персонал МП в условиях эксплуатации.

4.4 Персонал МП подразделяется на категории [6]:

— члены морского экипажа;

— штатный персонал, которому назначены обязанности по обеспечению безопасности и выживания других людей;

— прочий персонал, которому не назначены обязанности по обеспечению безопасности и выживания других людей;

— нештатный персонал и лица, которые находятся на МП в течение ограниченного периода времени, в целом не превышающего трех дней, и не выполняют задач, относящихся к обычным операциям на МП.

Для каждой из перечисленных категорий на МП должны быть обеспечены безвредные условия обитания.

4.5 Требования по обитаемости устанавливают с учетом основных и специфических факторов среды в зонах МП:

— зоне вспомогательного оборудования;

4.6 Требования устанавливают отдельно для каждого типа помещений и открытых площадок на МП:

— жилых помещений (кают);

— помещений для отдыха;

— помещений пищевого блока;

— помещений медицинского назначения;

— кладовых различного назначения;

— вертолетного комплекса, водолазного комплекса;

— коридоров, лифтов, зон посадки, эвакуации и др.

4.7 Требования к обитаемости на МП должны соответствовать требованиям гигиенических нормативов для каждой из зон обитания:

— для жилых зон — требованиям для соответствующих помещений морских судов;

— для рабочих зон — требованиям для рабочих мест в соответствии с характером работ;

— для помещений пищевого блока — требованиям по организации питания;

— для медицинских помещений — требованиям по устройству и оборудованию медицинских учреждений.

4.8 При наличии специальных гигиенических нормативов, распространяющихся на МП, должны быть реализованы указанные в этих нормативах требования.

4.9 Требования к площади и объему рабочих помещений и зон устанавливают с учетом численности персонала, числа рабочих мест, размеров, объема и количества необходимого оборудования, требований охраны труда. Расположение оборудования должно обеспечивать наилучшую рабочую позу работающего. Рабочее место должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032, ГОСТ 12.2.061.

4.10 При расположении рабочих мест на открытых площадках рядом с рабочей зоной должно быть предусмотрено помещение для временного отдыха и обогрева.

Смотрите так же:  Приказ на соответствии занимаемой должности в доу

4.11 Размеры, оборудование и условия размещения персонала в жилых помещениях не должны противоречить требованиям Международной организации труда (МОТ) для моряков [7].

4.12 Взаимное расположение жилых и рабочих зон на МП должно соответствовать требованиям, предъявляемым к взрывоопасным и взрывобезопасным зонам, требованиям противопожарной защиты и санитарно-эпидемиологической безопасности.

4.13 В местах пребывания людей (в закрытых помещениях и на открытых площадках) вредные химические вещества в воздухе не должны превышать предельно допустимых концентраций для этих мест и должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.007.

На МП должны быть предусмотрены стационарные системы автоматического контроля воздушной среды с визуальной и звуковой сигнализацией.

4.14 На МП должны быть обеспечены допустимые для мест пребывания людей уровни физических полей: шума, вибрации, включая ударные ускорения, инфразвука, электростатического поля, магнитного поля, электромагнитного поля промышленной частоты и радиочастот, инфракрасного и ионизирующего излучения.

4.15 Системы инженерно-технического обеспечения МП не должны быть источниками загрязнения окружающей водной и воздушной среды и оказывать вредное воздействие на персонал [5].

4.15.1 Искусственное освещение помещений, открытых палуб и внутренних пространств должно отвечать требованиям гигиенических нормативов и требованиям безопасности.

Допускается применение систем общего и комбинированного освещения. Выбор типа источников света должен определяться требованиями безопасности.

Для проведения ремонтных работ необходимо предусмотреть применение переносного освещения.

4.15.2 Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение, уровень которого должен соответствовать требованиям гигиенических нормативов.

4.15.3 Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать гигиенические требования к нормируемым параметрам микроклимата (температуре, относительной влажности, скорости движения воздуха, радиационной температуре ограждающих поверхностей и оборудования), химическому и аэроионному составу воздушной среды в помещениях в соответствии с их назначением.

4.15.4 МП должны быть обеспечены питьевой и мытьевой водой в соответствии с гигиеническими нормативами [8] и ГОСТ 30813.

Конструкция системы водоснабжения, хранение питьевой воды, оборудование для ее приготовления, запасы питьевой воды и подача ее в помещения МП должны соответствовать требованиям нормативных документов на питьевую воду.

4.15.5 На МП должны быть предусмотрены устройства для сбора и/или обработки мусора. Процедура сбора и обработки мусора должна соответствовать рекомендациям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) [9].

4.15.6 На МП должны быть предусмотрены системы сточных вод, обеспечивающие очистку до нормируемых допустимых концентраций, предохраняющие от загрязнения окружающую водную среду, или устройства для сбора, хранения и последующей передачи сточных вод на специализированные суда. Конструкции систем сточных вод должны соответствовать требованиям [9].

4.16 На МП должны быть приняты меры по охране окружающей среды (водной и воздушной) в соответствии с требованиями [9] и действующим законодательством Российской Федерации.

4.17 Оборудование, устройства, системы и материалы, предназначенные для применения на МП, не должны быть источниками вредных для человека факторов (см. ГОСТ 12.0.003), должны соответствовать ГОСТ 20.39.108 и требованиям охраны труда.

4.18 Конструкция и расположение средств отображения информации и панелей контроля (видеотерминалы различного назначения) должны соответствовать требованиям стандартов по эргономике и технической эстетике.

4.19 На МП должны быть системы внутренней и внешней связи, аварийная сигнализация. Система эвакуации должна быть обеспечена связью между местом посадки и коллективным спасательным средством.

4.20 Спасательные средства и устройства МП должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) [10].

4.21 На МП должны быть оборудованы временные убежища, укомплектованные в соответствии с перечнем, одобренным Российским морским регистром судоходства, предназначенные для защиты персонала от пожара и других аварий в течение времени, необходимого для ликвидации аварии и организации спасения в соответствии с установленным планом эвакуации.

4.22 На МП должны быть технические средства и определены меры для экстренной эвакуации в аварийных ситуациях. Должен быть обеспечен свободный доступ к местам посадки в коллективные спасательные средства.

4.23 Для МП должна быть рассмотрена возможность приема персонала, доставляемого судами и вертолетами.

4.24 На МП необходимо обеспечить выполнение требований охраны труда и техники безопасности, утвержденных для применения на МП. Во всех зонах МП должны быть надписи, предупреждающие об опасностях.

4.25 Оборудование рабочих зон и производственных помещений должно способствовать снижению психофизиологических нагрузок на персонал МП.

4.26 Социально-бытовое обеспечение и обслуживание персонала МП должны реализовываться с учетом требований [7].

4.27 Оборудование и снабжение пищевого блока должны обеспечивать режимы и рационы питания персонала, утвержденные для МП.

4.28 Режимы труда и отдыха персонала МП должны быть ориентированы на снижение риска возникновения профессиональных заболеваний и обеспечение безопасной эксплуатации МП.

4.29 Состав медицинских помещений и объем медицинского обслуживания на МП зависят от района эксплуатации, численности экипажа и определяются утвержденным планом оказания медицинской помощи на МП.

На МП, эксплуатируемых в северных широтах, должен быть предусмотрен солярий.

Во всех производственных зонах должны быть медицинские аптечки.

4.30 На МП должны быть предусмотрены мероприятия по защите от грызунов и насекомых.

4.31 На МП должны быть предусмотрены средства по предотвращению распространения вредных и опасных факторов и системы их контроля в производственных зонах и зонах отдыха.

4.32 Для всех помещений МП должно быть обеспечено выполнение требований санитарно-эпидемиологической безопасности.

4.33 При технико-экономической нерациональности реализации нормируемых уровней факторов среды обитания в отдельных производственных помещениях должны быть разработаны компенсационные меры, обеспечивающие допустимый уровень риска для здоровья персонала. Допустимый уровень риска определяется с учетом ГОСТ Р 51901.1.

5 Контроль за соблюдением требований по обитаемости

5.1 Для МП проектантом и владельцем на этапе проектирования разрабатывается программа контроля условий обитания (процедуры осмотра, проверки, испытания, измерения), описывающая все действия по контролю при сдаче МП и в течение запланированного срока эксплуатации МП с указанием частоты и объема проверок.

5.2 Инструментальный контроль факторов среды обитания осуществляется при сдаче МП, при аттестации рабочих мест или в связи с жалобами со стороны персонала.

5.3 Производственный контроль на МП организуют и осуществляют в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения требований безопасности на опасном производственном объекте.

5.4 Государственный надзор за соблюдением требований санитарно-эпидемиологической безопасности осуществляют в порядке и в сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

5.5 Внутренний контроль за соблюдением требований санитарно-эпидемиологической безопасности и качества среды обитания на МП осуществляет специально назначенное лицо из числа персонала в установленном порядке.

Приказ Росстандарта от 07.12.2011 N 719-ст «Об утверждении национального стандарта»

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

от 7 декабря 2011 г. N 719-ст

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказываю:

1. Утвердить для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54594-2011 «Платформы морские. Правила обитаемости. Общие требования» с датой введения в действие 1 июля 2012 года.

2. Закрепить утвержденный стандарт за Управлением технического регулирования и стандартизации.

Гост р 54594-2011 платформы морские правила обитаемости общие требования


В связи с развитием проектов шельфовой добычи нефти и газа в уходящем году представители предприятий нефтегазодобычи проявляли интерес СИЗ для работников морских платформ. В этом материале хотелось бы заложить основание для развития этой важной темы в будущем году и для обмена передовым опытом в области охраны труда персонала таких предприятий.

В качестве нормативных основ заслуживает внимание материал, опубликованный в журнале «Фундаментальные исследования» – 2014. – № 6-5. – С. 928-931. Здесь приводим с небольшими сокращениями.

Целью статьи является, во-первых, анализ нормативных документов, регламентирующих промышленное производство специальной одежды для работников нефтегазового комплекса, во-вторых, анализ нормативных документов, регулирующих обеспечение индивидуальной безопасности персонала на объектах морского нефтегазопромысла.

Одной из наиболее важных тенденций развития современной нефтегазодобывающей промышленности в России является ориентация на освоение морских нефтегазовых месторождений арктического шельфа.

Разработка морских шельфовых месторождений нефти и газа и транспортировка углеводородов являются одним из наиболее опасных видов человеческой деятельности – морские нефтегазовые сооружения относятся к числу опасных производственных объектов, эти сооружения эксплуатируются в неблагоприятных условиях окружающей среды. Опасными и вредными природно-производственными факторами, при работе на морских нефтегазодобывающих сооружениях в условиях арктического шельфа, являются:

— низкие температуры (до –40 °C),
— высокая влажность воздуха (90 %),
— сильный ветер (до 25 м/с),
— пожаровзрывоопасные условия,
— токсичные и вредные вещества.

Дополнительные арктические проблемы вызываются ледовой обстановкой (айсберги, толщина льда 1,5–2 м), обледенением (наружных поверхностей оборудования, поверхности пола рабочих зон, лестниц), шумом и вибрациями (вызванными взаимодействием морского льда и установки, ледокольными работами), продолжительной полярной ночью, высоким уровнем коррозионной активности морской воды.

Учитывая труднодоступность углеводородных ресурсов арктических акваторий, компаниям, осуществляющим добычу нефти и газа, приходится использовать постоянно усложняющиеся технические средства и технологии добычи, что также усиливает действие опасных и вредных производственных факторов.

Смотрите так же:  Ходатайство о направлении запроса в банк

Воздействие опасных и вредных природно-производственных факторов создает предпосылки для возникновения и развития различных аварийных ситуаций, которые могут включать повреждения морских нефтегазовых сооружений арктическими льдами, столкновение с судном, падение предметов, взрывы, пожары, выбросы, затопления отсеков, коррозионные разрушения нефтегазовых сооружений [6].

Результатом возможных аварий на нефтегазодобывающих платформах, характеризующихся скоротечностью развития аварийных процессов, может быть падение человека за борт и попадание в воду. В таком случае важной частью мер по предупреждению и уменьшению опасности для жизни и здоровья персонала является использование спецодежды и других средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Эффективность применяемой спецодежды для работы на морских нефтегазодобывающих объектах в арктических условиях во многом зависит от состояния нормативной базы, согласно которой проектируется эта спецодежда. Согласно действующему трудовому законодательству [11], обеспечение СИЗ работников нефтяной и газовой промышленности производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, которые устанавливают государственные гарантии, обеспечивающие защиту работника от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Согласно принятому Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» выдаваемые спецодежда и СИЗ должны отвечать требованиям российских стандартов и технических условий, приведенных в соответствие с международными стандартами; требования к спецодежде и СИЗ предъявляются в зависимости от видов воздействия опасных и вредных факторов [1].

С целью повышения соответствия специальной одежды условиям труда на морских нефтегазодобывающих объектах российского арктического шельфа проведен анализ регламентированных стандартами [3,4] показателей качества специальной одежды. Проведенный анализ, представленный на рисунке, позволил определить комплексную базу защитных свойств, удовлетворяющих требованиям фактических условий труда на морских нефтегазодобывающих объектах арктического шельфа.

Спецодежда, с учетом специфики работы на морских нефтегазодобывающих объектах, кроме требований безопасности в нефтегазовом производстве (огнестойкость, антистатичность, нефте-, масло-, водозащита), защиты от пониженных температур, общепроизводственных загрязнений и механических воздействий, должна обеспечить защиту рабочего при падении за борт и попадании в холодную воду.

Защита подразумевает увеличение времени безопасного пребывания человека в воде путем обеспечения плавучести и теплозащиты костюма. При экстремальном попадании человека в холодную воду традиционная спецодежда не обеспечивает человеку безопасное пребывание в воде, а только усугубляет его положение – она намокает, увеличивается её вес и теплопроводность.

Следует отметить, что время безопасного пребывания без специального снаряжения при температуре воды 0–5 °С (соответствует температуре воды северных морей континентального шельфа) составляет 5–8 минут [13]. При падении человека за борт труднее оказать помощь в условиях темноты, плохой видимости и сильном волнении на море, поэтому, помимо применения сигнальной одежды повышенной видимости, следует учесть наличие в таком костюме страховочной системы.

Таким образом, специальный защитный костюм для условий морской нефтегазодобычи должен представлять собой целостную систему, которая обеспечит защиту от нескольких опасных и вредных природно-производственных факторов и увеличит резерв времени выживания, необходимый для осуществления спасательной операции.

Нормы и Стандарты

Важной составляющей обеспечения индивидуальной безопасности на морских нефтегазодобывающих объектах являются нормативные документы и стандарты, её регулирующие.

В соответствии с «Правилами безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе» [8], «Правилами Российского морского регистра судоходства» [9], ГОСТ Р 54594-2011 [7], «персонал (экипаж) и лица, командированные на морское нефтегазопромысловое гидротехническое сооружение (МНГС), вне жилого блока должны быть экипированы в соответствии с выполняемой ими работой»; морские нефтегазодобывающие установки должны быть снабжены индивидуальными спасательными средствами (спасательный круг, спасательный жилет, гидротермокостюм, защитный костюм); спасательные средства должны отвечать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС).

Рис.1 Комплекс защитных свойств спецодежды для работников морских нефтегазодобывающих объектов.

На сегодняшний день в компаниях, ведущих разработку морских нефтегазовых месторождений, действуют корпоративные стандарты и нормы, определяющие порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.

Такой порядок позволяет нефтегазовым компаниям повысить уровень защиты работников, так как Типовые отраслевые нормы не учитывают специфику работы на морских нефтегазодобывающих объектах.

Поэтому, по внутрикорпоративному стандарту, для работ, при которых возможно внезапное падение в воду, обязательно использование спасательных жилетов [10].

Стандартом, устанавливающим классификацию спасательных средств экипажей инженерных сооружений, эксплуатируемых на акваториях, является ГОСТ Р 52265-2004 [5], который разделяет спасательные средства на индивидуальные (ИСС); коллективные (КСС); эвакуационные с аварийного объекта и с поверхности воды.

Единственным стандартом в России, устанавливающим технические требования к спасательным жилетам, является ГОСТ 22336-77 [2], согласно которому спасательные жилеты должны изготовлять двух типоразмеров: 1 – для людей массой 35 кг, 2 – для людей свыше 35 кг.

Важно отметить, что по европейским стандартам жилеты разделяют на страховочные и три категории спасательных, с различными допусками применения: EN393 – страховочный, плавучесть 50Н (ньютонов), закрытые воды, удаление до 5-ти миль; EN395 – спасательный, плавучесть 100Н, закрытые воды, удаление до 20-ти миль; EN396 – спасательный, плавучесть 150Н, неограниченный район эксплуатации; EN399 – спасательный, плавучесть 275Н, неограниченный район эксплуатации в экстремальных условиях. На морских нефтегазодобывающих объектах рекомендуется использовать спасательные жилеты с плавучестью 275Н.

В настоящее время, чтобы упорядочить применение нормативных документов, существует необходимость внесения изменений в российский стандарт в соответствии с европейскими нормами.

Анализ нормативной документации, регулирующей промышленное проектирование спецодежды, показал, что в настоящее время разработаны и действуют стандарты, включающие общие технические требования, требования к конкретным показателям того или иного вида специальной защитной одежды и методы испытаний конкретных видов СИЗ, единого нормативного документа для производства спецодежды для условий морской нефтегазодобычи нет.

Анализ нормативной документации в части обеспечения индивидуальной безопасности работников морских нефтегазодобывающих объектов показал, что на сегодняшний день нет документа, регламентирующего обязательное ношение спасательного жилета, если работа на морской нефтегазовой платформе определяет наличие опасности падения в воду; действуют лишь собственные корпоративные стандарты нефтегазовых компаний. Стандарт, устанавливающий технические требования к спасательным жилетам, устарел и требует внесения изменений.

Высокие риски при работе на морских нефтегазовых объектах арктического шельфа должны предполагать соответствующий уровень индивидуальной защиты персонала, поэтому вопрос о проектировании специальной защитной одежды, учитывающей специфику работы, является в настоящее время актуальным.

морская стационарная платформа; МСП

3.6 морская стационарная платформа; МСП: Морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа [3].

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «морская стационарная платформа; МСП» в других словарях:

МСП — СМП малые и средние предприятия малое и среднее предпринимательство средние и малые предприятия организация МСП Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. МСП монофазный силовой потенциал … Словарь сокращений и аббревиатур

МСП — МСП многозначная аббревиатура: Трамваи Путиловского завода («Моторный Стальной Прицепной») книжная серия Мастера современной прозы МСП модульная самоподъёмная площадка МСП меры социальной поддержки МСП межсекторное… … Википедия

ГОСТ Р 54594-2011: Платформы морские. Правила обитаемости. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 54594 2011: Платформы морские. Правила обитаемости. Общие требования оригинал документа: 3.3 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Нефтяная вышка — (Oil derrick) Устройство, предназначение и использование нефтяных вышек Информация об устройстве, назначении, описании и использовании нефтяных вышек Содержание — это разрушения с помощью специальной техники. Различают два вида бурения:… … Энциклопедия инвестора

Судостроение и морские сооружения

Судовые эксплуатационные документы. Формуляры

Дата введения: 01.01.1976

Судовые эксплуатационные документы. Типовая номенклатура документов для морских судов и судов внутреннего плавания

Дата введения: 01.01.1976

Механизмы и фундаменты судовые. Допуски присоединительных размеров

Дата введения: 01.01.1986

Механизмы и фундаменты судовые. Присоединительные размеры

Дата введения: 01.01.1993

Платформы морские. Правила обитаемости. Общие требования

Дата введения: 01.07.2012

Судостроение. Цвета сигнальных ламп

Дата введения: 01.07.2007

Суда и морские технологии. Системы менеджмента утилизации судов. Технические требования к системам менеджмента предприятий по безопасной и экологически рациональной утилизации судов

Дата введения: 01.01.2014

Иллюминаторы судовые круглые. Технические условия

Дата введения: 01.01.2002

Иллюминаторы судовые прямоугольные. Технические условия

Дата введения: 01.01.2002

Двери судовые. Технические условия

Дата введения: 01.01.2002

Единая система защиты от коррозии и старения. Стальные корпуса кораблей и судов. Общие требования к электрохимической защите при долговременном стояночном режиме

Дата введения: 30.06.1976

Горловины судовые стальные. Технические условия

Дата введения: 01.01.1991

Планки киповые. Технические условия

Дата введения: 01.01.1974

Сепараторы центробежные судовые. Приемка и методы испытаний

Дата введения: 01.01.1991

Иллюминаторы судовые круглые. Технические условия

научная статья по теме О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСТ Р В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБУСТРОЙСТВА МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ Геофизика

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСТ Р В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ОБУСТРОЙСТВА МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ»

ВОЛГОГРАДНИПИМОРНЕФТЬ — 55 ЛЕТ!

Смотрите так же:  Трудовой кодекс рф ст81

© И.Ю. Бардин, Р.А. Гурман, А.С. Маштаков, 2014

О необходимости разработки ГОСТ Р в области проектирования объектов обустройства месторождений на континентальном шельфе

И.Ю. Бардин, Р.А. Гурман, А.С. Маштаков

(Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ВолгоградНИПИморнефть» в г. Волгограде)

Адрес для связи: [email protected]

Ключевые слова: морская нефтегазодобыча, технический регламент, Главгосэкспертиза, стандартизация, ГОСТ Р.

On the necessity of the GOST R development in oil and gas field facilities design on the continental shelf

I.Yu. Bardin, R.A. Gurman, A.S. Mashtakov (VolgogradNIPImorneft Branch of LUKOIL-Engineering LLC in Volgograd, RF, Volgograd)

Key words: offshore oil and gas production, technical regulation, Glavgosekspertiza, standardization, GOST R.

Support of the offshore field facilities design with proper regulatory documents is becoming more and more important task. While developing project documentation for the continental shelf field facilities construction, a design company has to apply a wide range of different documents containing identical, if not mutually exclusive provisions. Standardization in offshore field facilities design is to be developed by means of the development of the Russian standards GOST R, but not institutional or corporate documents.

В связи с повышением степени выработки запасов нефти и газа месторождений, расположенных на суше, происходит постепенный перенос центра тяжести добычи углеводородов на континентальный шельф. Отличительной особенностью российских шель-фовых месторождений является их расположение преимущественно в акваториях замерзающих морей, характеризующихся суровыми природно-климатическими условиями. Это вызывает необходимость применения уникальных технических решений и технологий при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов обустройства.

В таких условиях актуальной задачей становится обеспечение процесса проектирования обустройства морских месторождений нормативными документами. В настоящее время во всем мире разработка научно-технической документации (НТД) в области морской нефтегазодобычи ведется достаточно активно, при этом общепринятым является комплексный подход к разработке стандартов для нефтегазовой отрасли. Существует несколько крупных комплексных стандартов в области морской добычи как национальных (API, CSA, NORSOK и DNV), так и международных (ISO серии 19900). В то же время процесс стандартизации не завершен, и разработка стандартов продолжается [1]. Так, в 2011 г. в составе технического комитета 67 (ИСО ТК67) «Материалы, оборудование и морские сооружения в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности» Международной организации по стандартизации (ISO) начал работу еще один подкомитет — ПК 8 «Арктические операции».

В России также осуществляется разработка нормативных документов для морской нефтегазодобычи. Суще-

ствующую НТД, используемую в области проектирования морских нефтегазовых сооружений (МНГС), можно условно разделить на следующие группы.

1. Документы Министерства регионального развития:

— Федеральный закон № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

— распоряжение Правительства РФ № 1047-р от 21.06.10 г. «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Такими документами являются ГОСТ и СНиП общестроительного назначения.

2. Документы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

Национальные стандарты в области морской нефтегазодобычи, вступившие в силу после принятия Федерального закона № 384-ФЗ и не вошедшие в перечень:

— ГОСТ Р 54483-2011. «Нефтяная и газовая промышленность. Платформы морские для нефтегазодобычи. Общие требования.» (введен 01.07.12 г.);

— ГОСТ Р 55311-2012. «Нефтяная и газовая промышленность. Сооружения нефтегазопромысловые морские. Термины и определения.» (введен 01.01.13 г.);

— ГОСТ Р 54594-2011. «Платформы морские. Правила обитаемости. Общие требования.» (введен 01.07.12 г.).

3. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Содержат требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических до-

кументов в области промышленной безопасности. Такими документами являются:

— Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г.;

— «Правила безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе» (ПБ 08-623-03);

— «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» (ПБ 08-624-03).

4. Документы Российского морского регистра судоходства (РМРС):

5. Документы различных ведомств и организаций:

— СТО, ОСТ, РД, ВРД и пр.

Все указанные документы не являются комплексом документов. Они были разработаны в различные периоды времени, часть их представляет собой сугубо ведомственные документы (ОСТ, РД, ПБ, правила РМРС), часть — общестроительные (СНиП и СП), часть — федеральные (ФЗ и национальные стандарты ГОСТ Р).

Спецификой проектирования МНГС в России является обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. При этом предметом государственной экспертизы проектной документации служит оценка ее соответствия требованиям технических регламентов [2]. В случае отрицательного заключения государственной экспертизы проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком.

При проведении экспертизы проектной документации ФАУ «Главгосэкспертиза России» в своей деятельности руководствуется в том числе требованиями Федерального закона № 384-Ф3, следовательно, и проектная документация должна отвечать требованиям данного закона. Применительно к вопросу обеспечения нормативной базы проекта в Федеральном законе № 384-ФЗ отмечено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-Ф3 (гл. 1, ст. 6, ч. 1). Национальные стандарты и своды правил, включенные в вышеназванный перечень, являются обязательными для применения за исключением случаев проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (Федеральный закон № 384-Ф3, гл. 1, ст. 6, ч. 4).

Подготовка проектной документации и строительство сооружений осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, если:

— для подготовки проектной документации необходимо отступление от требований, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил;

— недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил;

— требования к надежности и безопасности не установлены (Федеральный закон № 384-Ф3, гл. 1, ст. 6, ч. 8).

В качестве нормативной базы проекта наряду с федеральными законами, национальными стандартами и

сводами правил может использоваться еще один вид документов, не имеющий аналогов в мировой практике -специальные технические условия (СТУ).

Теоретически при проектировании МНГС могут применяться нормативно-технические документы, входящие во все пять групп перечисленных документов. На практике документы различных ведомств и организаций (СТО, ОСТ, РД, ВРД) не используются, во-первых, в вследствие их нелегитимности (неопределенности юридического статуса), во-вторых, из-за устарелости многих из них. Большинство ведомственных норм утратило свою актуальность, научную и практическую ценность в связи с тем, что отражают уровень научно-технических достижений в области морской нефтегазодобычи, характерный для 80-90-х годов ХХ века.

За последние годы произошел серьезный прорыв в развитии технологий проектирования и строительства МНГС в различных природно-климатических условиях, в том числе в арктических, появились новые материалы, оборудование, методы разработки месторождений, внедряются энергосберегающие технологии, ужесточились требования к охране окружающей среды и безопасности в строительстве и др. В свою очередь использование в качестве нормативной базы проекта нормативных документов общестроительного назначения, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (группа 1), хотя и обеспечивает соответствие проектной документации требованиям Федерального закона № 384-ФЗ, однако не учитывает в полной мере всей специфики проектирования МНГС.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос проектирования МНГС в соответствии с требованиями правил РМРС, которые являются одним из самых современных, в наибольшей степени учитывающих специфику проектирования и строительства МНГС, а также регулярно обновляемых документов. Последняя версия правил РМРС была выпущена в 2012 г. Проект очередной редакции правил перед принятием окончательного варианта проходит рассмотрение заинтересованными организациями. Однако правила РМРС, являясь по сути отраслевой НТД, не имеют регистрации в Министерстве юстиции РФ. В связи с отмеченным применение в качестве нормативной базы проекта правил РМРС не обеспечивает выполнение требований Федерального закона № 384-ФЗ, следовательно, недостаточно для получения положительного заключения экспертизы. При этом даже включение правил РМРС в СТУ не освобождает проектную организацию от необходимости соблюдения требований общестроительных ГОСТ и СНиП, так как СТУ только узаконивают применение правил РМРС, но не отменяют требования Федерального закона № 384-ФЗ.

Таким образом, при разработке проектной документации должны учитываться как положения ГОСТ и СНиП для обеспечения соответствия требованиям Федерального закона № 384-ФЗ, так и положения правил РМРС (или иного классификационного Общества) для учета с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Геофизика»

JUPKE ANDREAS, LEIMKUEHLER HANS-JOACHIM — 2010 г.

Гост р 54594-2011 платформы морские правила обитаемости общие требования