Оглавление:

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях»

С изменениями и дополнениями от:

26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г., 28 февраля, 23 июля 2008 г., 30 ноября 2010 г., 1 июля 2011 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 22 октября, 31 декабря 2014 г., 6, 20 апреля, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 30 марта, 6 июля 2016 г., 5 февраля 2018 г.

Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

26 сентября 1997 года

Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, и правовое положение религиозных объединений. Законом, в частности, установлено, что священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди, что деятельность органов государственной власти не должна сопровождаться публичными религиозными обрядами. Согласно Закону, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих в России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры (вероисповедания, совершения богослужений, обучения религии и религиозного воспитания последователей). Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях и организациях, воинских частях запрещается. Религиозные организации имеют исключительное право издавать богослужебную литературу, производящие предметы культового назначения, создавать учреждения профессионального религиозного образования. Граждане, обучающиеся на очных отделениях таких учреждений, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 октября 1997 г. N 190, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. N 39 ст. 4465

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2012 г. N 30-П положения пункта 5 статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они распространяют на такие публичные религиозные мероприятия, как молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в пунктах 1-4 статьи 16 настоящего Федерального закона местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленный статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, без учета различий между теми молитвенными и религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозного мероприятия, так и других граждан, и теми, проведение которых не сопряжено с такой необходимостью

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 30 марта 2016 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 316-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 26 марта 2000 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Закон РФ. 26 сентября 1997 г.

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях (1997). Конституция РФ, принятая референдумом 12 декабря 1993 года, ликвидировала систему Советов народных депутатов, в результате чего в структуре государственно-церковных отношений исчез экспертно-консультативный совет, призванный решать спорные вопросы регистрации и отличать религию от псевдорелигии (ст. 12), а также исчезла контрольная функция государства за соблюдением закона (ст. 11). Регистрация новых религиозных объединений превратилась в автоматическую, и именно с 1994 года начались громкие скандалы вокруг деятельности так называемых «деструктивных сект». Поэтому сразу же после начала своей деятельности Государственная Дума созыва 1993—1995 годов совместно с Правительством РФ приступила к разработке по сути нового закона о свободе совести. Рабочую группу возглавили председатель комитета Госдумы, депутат от фракции КПРФ В. И. Зоркальцев и заместитель руководителя аппарата Правительства РФ А. Е. Себенцов. В рабочей группе были представлены 9 крупнейших религиозных объединений РФ.

В итоге работы Правительство РФ в июле 1995 года внесло по сути новый законопроект в Государственную Думу. Однако ввиду предстоящих выборов нового состава Думы проект закона не был рассмотрен. После начала в январе 1996 года деятельности Госдумы нового созыва, в котором большинство получили левые и национал-патриотические силы, концепция законопроекта претерпела изменения в сторону ужесточения норм не только против иностранных миссионеров, но и против отечественных религиозных новообразований. Более жесткий по сравнению с правительственным текст законопроекта был внесен в Госдуму и принят в первом чтении 16 июля 1996 года.

К законопроекту было подано свыше 400 поправок от депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также от законодательных собраний субъектов Федерации, большинство которых носили взаимоисключающий смысл, многие прямо противоречили Конституции РФ: например, предлагалось включить в закон понятие «традиционная религия», отнести к нему православие, ислам, буддизм и иудаизм, а для представителей иных религий, желающих зарегистрироваться, ввести минимальный ценз в 10 тысяч человек. Существенное давление на депутатов оказывалось представителями РПЦ.

На последнем этапе в законопроект была введена преамбула, в которой подчеркивалось уважение государства к 4 традиционным религиям, но без ограничений для остальных.

18 июня и 23 июня 1997 года проект был принят в качестве Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как и в 1993 году, последовала негативная реакция стран Запада и Ватикана. В печати были опубликованы письма к Президенту Б. Ельцину от президента США и папы римского с просьбой не подписывать закон. Конгресс США решил заблокировать гуманитарную помощь России в случае вступления закона в действие. Против закона также выступили представители протестантских конфессий и религиозных меньшинств России. В то же время 49 епископов РПЦ во главе с Патриархом Алексием II в июле 1997 года обратились к Президенту РФ с настоятельной просьбой ввести закон в действие. Закон был поддержан также мусульманами, иудеями и буддистами. 22 июля 1997 года Б. Ельцин сообщил о том, что решил наложить на закон «вето» в силу противоречия его Конституции РФ, после чего Патриарх Алексий II и члены Св. Синода сделали заявление, в котором выразили сожаление, а также мнение, что Президента РФ дезинформировала пресса. В заявлении содержалось предостережение, что позиция Президента РФ может «создать напряженность между властью и народом». В то же время папа римский публично поблагодарил Б. Ельцина за «вето».

В августе 1997 года Президент РФ дал поручение доработать текст закона в Администрации Президента с участием представителей всех конфессий. Участники работы отметили рост клерикализма. Представители РПЦ настаивали на принятии их формулировок, которые и вошли, в частности, в окончательную редакцию ст. 27 (п. 3) и предусматривали запрещенную Конституцией РФ «обратную силу» закона и поражение в правах ныне зарегистрированных, но существующих менее 15 лет религиозных общин.

Смотрите так же:  Работа курск юристом

2 сентября 1997 года представители 15 участвовавших в работе над «президентским вариантом» конфессий, кроме двух основных толков старообрядчества, подписали Заявление, в котором просили Президента РФ внести в Думу их предложения в качестве официальных поправок Президента РФ, а Госдуму просили принять этот вариант. 3 сентября 1997 года Б. Ельцин подписал письмо в Госдуму с приложением поправок к тексту от 23 июня 1997 года. Однако 11 сентября 1997 года католики и представители 3 основных протестантских конфессий России объявили, что они против принятия закона в таком виде.

После некоторых компромиссов между депутатами и представителем Президента РФ в Госдуме закон был принят 19 сентября 1997 года Государственной Думой (358 голосов «за» — около 75%), одобрен Советом Федерации единогласно 23 сентября 1997, 26 сентября 1997 он был подписан Президентом РФ, а вступил в силу со дня его официального опубликования 1 октября 1997 года.

По новому закону установлено «сито» государственного контроля за новыми исповеданиями: последователи новой религии могут создать «религиозную группу», которая в течение 15 лет будет существовать без правоспособности юридического лица и лишь по прошествии этого срока вправе получить такую правоспособность. Исключение делается для тех, кто входит в уже существующие централизованные религиозные организации: в этом, случае регистрация проходит автоматически. К принципиально новым нормам можно отнести право государства затребовать при регистрации сведения вероучительного характера. Светский характер государства в законопроекте сохраняется и даже детализируется, несмотря на то, что на практике многими министрами и губернаторами эта норма не соблюдается. Расширен список различных льгот для религиозных организаций, вплоть до освобождения священнослужителей от военных сборов. Представительства иностранных религиозных организаций не вправе заниматься в России никакой религиозной деятельностью. В то же время по смыслу п. 3 ст. 27, сформулированной юридически неправильно, представители так называемых «тоталитарных сект» могут легко обходить «сито» государственной регистрации и контроля, получая подтверждение о своем вхождении в любую зарегистрированную по прежнему закону централизованную организацию своих единомышленников или сочувствующих.

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 100-102.

ФЗ о религиозных объединениях

Вопросы, касающиеся религиозной деятельности в Российской Федераци, регламентируются Федеральным законом 125. Данный акт подтверждает, что Россия является светским государством, и признает особую роль православия в культуре страны, а также иных религий, которые исповедуются народами РФ.

Описание закона

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” принят 19 сентября 1997 года. В силу он вступил с момента официального опубликования 26 сентября. Краткое содержание закона о вероисповедании в России по структурному разделению на главы учитывает следующие аспекты:

  • общие положения, правовая основа и связь с иными законодательными актами;
  • религиозные объединения, их создание, регистрация, представительства;
  • права и условия функционирования религиозных организаций;
  • порядок осуществления миссионерской деятельности;
  • осуществление надзора и контролирующих функций за исполнением положений закона о религии.

С момента публикации в Закон о свободе совести и вероисповедания РФ был внесен ряд поправок. Последняя редакция документа была проведена в июле 2016 года.

Скачать Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” можно здесь. Текст представлен в последней редакции с внесенными изменениями, актуальными на этот год. Документ будет одинаково полезен как для граждан, знакомящихся с законодательством, так и для юристов, изучающих правовую базу в вопросах религии.

Последние изменения Закона о свободе совести

Последние изменения в ФЗ о религиозных организациях были внесены в 2016 году. 30 марта в Закон о религии РФ была добавлена статья 21.1 ФЗ 125 о распоряжении имуществом, находящимся в собственности соответствующих организаций:

  • все сделки с собственностью должны подтверждаться уполномоченным органом религиозной организации, без его участия сделка считается недействительной;
  • недвижимость богослужебного назначения или памятники религии могут отчуждаться лишь в пользу государства или муниципальных образований или иным организациям той же конфессии.

Для понимания роли закона о религии и последних поправок следует рассмотреть также статьи, которые подверглись изменениям в более ранние периоды. В ФЗ 125 ст 3 ч 5 указывает на право не заявлять о своей религии и не участвовать в соответствующих обрядах. Оговаривается запрет на принуждение малолетних детей. Данное положение не изменялось с момента публикации закона. Последние поправки в саму статью 3 были внесены в 2015 году и коснулись редакции первой части.

Статья 5 ФЗ “О свободе совести и религиозных объединениях” регламентирует положения об образовании в рамках выбранной религии. Последние изменения были произведены в 2015 году. По ним был введен пункт 5 о праве обучать религии последователей. Предписывается, что такое воспитание не является образовательной деятельностью.

Отдельные изменения от 6 июля 2016 коснулись введения в закон о религии главы о миссионерской деятельности.

Миссионерская деятельность

6 июля 2016 в ФЗ 125 о свободе совести были внесены следующие поправки:

  • во втором абзаце п 2 статьи 13 слова «и иной религиозной деятельностью,» дополнились словами «от его имени не может осуществляться миссионерская деятельность«;
  • полностью изменена редакция пункта 3 статьи 17 ФЗ 125;
  • пункт 2 статьи 20 Федерального закона о религии также изложен в новой редакции.

Все указанные изменения являются сопутствующими поправками, направленными на актуализацию вводимой главы 3.1. Она регламентирует миссионерскую деятельность и добавляет статьи 24.1 и 24.2.

Статья 24.1 Закона о религии предписывает содержание миссионерской деятельности. Регламентируется, что таковая может проводиться:

  • в культовых помещениях или на земельных участках данной конфессии;
  • в иных сооружениях и зданиях, отдельных помещениях или на земельных участках, которые принадлежат религиозным организациям;
  • в местах паломничества;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в помещениях образовательных учреждений, которые исторически используются в обрядах данной религии.

Предписывается при этом, что миссионерскую деятельность нельзя проводить в жилом секторе. Не разрешается ее проведение и на территории организаций, исповедующих иную религию, без соответствующего разрешения.

Статья 24.2 Закона о религии предписывает порядок, по которому может проводиться миссионерская деятельность. В данном вопросе предписываются следующие аспекты:

  • наличие у миссионеров разрешения от религиозной организации на совершение соответствующих действий;
  • без дополнительных документов о полномочиях правом на миссионерскую деятельность обладают руководитель, члены коллегиального органа и священнослужители;
  • иностранные граждане могут осуществлять свою деятельность на территории учреждений соответствующей религии;
  • запрещается выступать от имени религиозного объединения, которое было запрещено законом или его цели и действия противоречат законодательству.

Касательно последнего пункта в статье приводится перечень недопустимых действий. Предписывается, что за деятельность миссионеров ответственность несет соответствующее религиозное объединение.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018)

26 сентября 1997 года N 125-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года
Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
принимает настоящий Федеральный закон.

Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях 1997

Святой архиепископ Василий Калика (на кафедре с 1330 по 1352 гг.)

Сайт Новгородской епархии на карте посещения пользователей со всего мира

Конструктор сайтов

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года

  • | Печать |

Подробности 31.01.2012 16:28 Просмотров: 6485

Защищая неотчуждаемое право граждан Российской Федерации на свободу мировоззренческого выбора, в том числе право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;
уважая православие как неотъемлемую часть общероссийского исторического, духовного и культурного наследия, равно как и многомиллионный ислам, а также буддизм, иудаизм и другие традиционно существующие в Российской Федерации религии;
Федеральное Собрание Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.

Статья 2. Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях

  1. Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений, действует настоящий Федеральный закон.

  • Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповеданий и религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, установленного Конституцией Российской Федерации или вытекающего из международных договоров Российской Федерации.
  • Статья 3. Право на свободу совести, свободу вероисповедания

    1. В Российской Федерации гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

    Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

    Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу в мирное время. Священнослужители, прошедшие действительную срочную военную службу, освобождаются от призыва на военные сборы.

    Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, иных религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещаются вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

    Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

    Смотрите так же:  Что лучше оформить дарственную или куплю продажу
  • Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
  • Статья 4. Государство и религиозные объединения

    1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
  • В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
    • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с правом ребенка на свободу совести и вероисповедания;
    • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
    • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону:
    • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством об образовании.

    Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

  • В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
    • создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
    • не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления: .
    • не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
    • не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
  • Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничения прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
  • По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
  • Статья 5. Религиозное образование

    1. Каждый может получать религиозное образование по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

    Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами их заменяющими с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

    Религиозные объединения вправе непосредственно обучать своих последователей религии. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

  • По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления вправе предоставить обучающимся возможность для реализации их права на получение религиозного образования вне рамок образовательной программы.
  • Глава II. Религиозные объединения

    Статья 6. Религиозные объединения

    1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

    Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

    Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

  • Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
  • Статья 7. Религиозная группа

    1. Религиозной группой именуется добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

    Граждане, образовавшие религиозную группу, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

  • Религиозные группы имеют право совершать богослужения, религиозные обряды и церемонии.
  • Статья 8. Религиозная организация

    1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

    Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Централизованные религиозные организации подразделяются на региональные и общероссийские.

    Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая из десяти и более членов или последователей, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности или в одном городском или сельском поселении на территории одного субъекта Российской Федерации.

    Региональной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

    Централизованная религиозная организация, действующая в Российской Федерации на протяжении не менее чем 50 лет, может быть признана общероссийской решением Правительства Российской Федерации в случае, если она имеет местные религиозные организации не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, или не менее, чем в трех субъектах Российской Федерации в рамках этнокультурных образований.

    Централизованная религиозная организация, действующая в Российской Федерации на протяжении не менее чем 50 лет, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.

    Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, предусмотренные пунктом 1 статьи 6. в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

    Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.

  • Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
  • Статья 9. Создание религиозных организаций

    1. Местные религиозные организации создаются по инициативе совершеннолетних граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, имеющую подтверждение от органов местного самоуправления о ее существовании не менее 15 лет на данной территории либо подтверждение от централизованной религиозной организации того же вероисповедания о вхождении в ее структуру.
  • Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если они не противоречат закону.
  • Статья 10. Устав религиозной организации

    1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства.
  • В уставе религиозной организации указываются:
    наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и, в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации, ее наименование: цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности: структура организации, органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
  • Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

    1. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Российской Федерации в порядке и по правилам, которые установлены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

    Государственная регистрация местной или централизованной религиозной организации, действующей в пределах территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется органом юстиции данного субъекта Российской Федерации.

    Федеральный орган юстиции регистрирует централизованные религиозные организации, имеющие местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской федерации.

    Для государственной регистрации местной религиозной организации граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, в количестве не менее чем десять человек подают в соответствующий орган юстиции: заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения: устав религиозной организации: протокол учредительного собрания; подтверждение органом местного самоуправления существования данной религиозной группы не менее пятнадцати лет на соответствующей территории либо подтверждение о вхождении в централизованную религиозную организацию, выданное ее руководящим центром; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе история возникновения религии и данного объединения, формы и методы ее деятельности, отношение к семье и браку, к образованию, особенности отношения к здоровью последователей данной религии, ограничения для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации.

    В случае, если руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 4 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, удостоверенный государственным органом страны нахождения этой организации.

    Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций; образуемых централизованными религиозными организациями, являются: устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями); документ, подтверждающий место нахождения руководящего органа (юридический адрес) создаваемой религиозной организации: нотариально удостоверенные копии устава и свидетельства о государственной регистрации учредителя (учредителей); соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей). Для государственной регистрации централизованной религиозной организации представляются также сведения о религиозных организациях, входящих в ее структуру.

    Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или по подтверждению, выданному централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях регистрирующий орган вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения экспертизы устанавливает Правительство Российской Федерации.

    В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, изложенных в пунктах 4 — 6 настоящей статьи, регистрирующий орган вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).

    В случае положительного решения регистрирующий орган выдает заявителю свидетельство установленного образца о государственной регистрации религиозной организации, а сведения о государственной регистрации заносятся в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

    Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц с момента государственной регистрации .

    В случае изменения своего места нахождения (юридического адреса) религиозная организация а месячный срок со дня такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган.

  • Религиозная организация обязана раз в два года информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения (юридического адреса) и данных о его руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Непредставление указанных сведений в течение трех лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
  • Смотрите так же:  Тверской мировой суд 368

    Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

    1. Религиозной организации может быть отказало в государственной регистрации в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации сопряжены с нарушением Конституции Российской Федерации и действующего законодательства — со ссылкой на конкретные статьи законов; создаваемая организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства или содержащиеся в них сведения не достоверны; в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием: учредитель (учредителей) неправомочны

    В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания организации не допускается.

  • Отказ регистрирующего органа в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.
  • Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

    1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации и в соответствии с законодательством иностранного государства.

    Российская религиозная организация может иметь при себе представительство иностранной религиозной организации. Для открытия указанного представительства российская религиозная организация представляет в регистрирующий орган ходатайство с указанием целей деятельности представительства иностранной религиозной организации, ее устав или иной основополагающий документ, а также документы, подтверждающие легальность иностранной религиозной организации в стране нахождения ее руководящего органа, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе историю возникновения религии и данной организации, формы и методы ее деятельности, отношение к семье и браку, к образованию, особенности отношения к здоровью последователей данной религии, ограничения для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей.

    Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • В случае принятия положительного решения представителю иностранной религиозной организаций выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.
  • Статья 14. Ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

    1. Религиозные организации могут быть ликвидированы: по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации; по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

    Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; создание вооруженных формирований; пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения: побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

    Органы прокуратуры, орган, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации и о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы. В этом случае деятельность религиозной организации может быть приостановлена в установленном законом порядке.

  • Правоспособность религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество ликвидируемой религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Глава III. Права и условия деятельности религиозных организаций

    Статья 15. Внутренние установления религиозных организаций

    1. Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат действующему законодательству, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

    Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат действующему законодательству.

    Статья 16. Религиозные обряды и церемонии

    1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, для религиозного почитания (паломничества).

    Богослужения, религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящейся к ним территории, в других местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

    Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства.

    Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах.

  • В иных случаях публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
  • Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

    1. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

    Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения предприятий, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

  • Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.
  • Статья 18. Благотворительная и культурно-просветительская деятельность религиозных организаций

    1. Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

    Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации.

  • Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.
  • Статья 19. Учреждения профессионального религиозного образования.

    1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

    Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности.

  • Граждане, обучающиеся на очных отделениях учреждений профессионального религиозного образования, которые имеют государственную лицензию, пользуются правом на отсрочку от призыва на военную службу и иными льготами, предусмотренными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Статья 20. Международные связи и контакты

    1. Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.
  • Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.
  • Статья 21. Право собственности религиозных организаций

    1. В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

    Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством, либо приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законом.

    Передача в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения для их использования в функциональных целях из государственной и муниципальной форм собственности осуществляется безвозмездно.

    Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

  • На движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензии кредиторов.
  • Статья 22. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений

    1. Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельным участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
  • Статья 23. Предпринимательская деятельность религиозных организаций

    Религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

    Статья 24. Трудовые правоотношения в религиозных организациях

    1. Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе нанимать работников.

    Оплата и другие условия труда работника устанавливаются в соответствии с законодательством трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником, заключаемым по соглашению сторон.

    На граждан, работающих в религиозных организациях работу но трудовому договору (контракту), распространяется законодательство о труде.

  • Работники религиозных организаций, а также священнослужители, подлежат обязательному государственному социальному и медицинскому страхованию, а также пенсионному обеспечению.
  • Глава IV. Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях

    Статья 25. Осуществление надзора и контроля

    1. Надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.
  • Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляют контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
  • Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных объединениях

    Нарушение законодательства о свободе совести и религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 27. О сроках и порядке введения в действие настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего федерального закона нормативные правовые акты.

    Действие настоящего Федерального закона распространяется на действующие и вновь создаваемые религиозные объединения.

    Уставы и иные учредительные документы религиозных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом. Уставы и иные учредительные документы религиозных объединений до их приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом действуют лишь в той части, которая не противоречит настоящему Федеральному закону.

    Государственная перерегистрация религиозных объединений, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должна быть проведена не позднее 31 декабря 1999 года в соответствии с требованиями настоящего федерального закона. По истечении указанного срока религиозные объединения, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию религиозных организаций.

  • Признать утратившим силу Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 21, ст.240: Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346) со дня вступления в действие настоящего Федерального закона.
  • Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях 1997