Зона свободной торговли СНГ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины.

До 2011 году в СНГ действовало соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ) от 15 апреля 1994 года, которое было подписано главами 11 государств СНГ: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной. ЗСТ, формирование которой предусматривало беспошлинную торговлю, отмену тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, должна была стать первым этапом в создании единого экономического пространства СНГ.

Однако странам не удалось согласовать общий перечень исключений из режима свободной торговли, предусмотренный соглашением. Режим свободной торговли в полном масштабе на территории СНГ введен так и не был. В 2009 году была образована рабочая группа экспертов государств-участников СНГ по проекту нового Договора о зоне свободной торговли. За три года работы группы было проведено 14 раундов переговоров, в частности, и по проекту Договора о ЗСТ, предложенному российской стороной в 2010 году.

Подписание договора

18 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании Совета глав правительств стран СНГ восемь государств Содружества — Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали Договор о зоне свободной торговли.

Этот документ заменил Соглашение о ЗСТ от 15 апреля 1994 года и более ста ранее действовавших соглашений и договоренностей.

В декабре 2013 года девятым членом договора (на особых условиях) стал Узбекистан.

Основные цели Договора о ЗСТ состоят в формировании полномасштабного режима свободной торговли между странами; отмене действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции.

Также страны договорились о проведении согласованной политики относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развития общих рынков товаров, прежде всего, сельскохозяйственных; развитии взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышении эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне трансграничных фискально-административных барьеров.

В документе предусматриваются положения, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования. В договоре появился инструмент принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств.

При подписании договора особо было подчеркнуто, что создание зоны свободной торговли на территории СНГ не противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).

Договор о ЗСТ был ратифицирован Россией (1 апреля 2012 года), Белоруссией (26 мая 2012 года), Украиной (9 августа 2012 года). Осенью 2012 года договор ратифицировали Армения, Молдавия и Казахстан, в декабре 2013 года — Киргизия. Для России, Белоруссии и Украины договор вступил в силу 20 сентября 2012 года, для Армении — 17 октября, для Казахстана и Молдавии — 8 и 9 декабря 2012 года соответственно, для Киргизии — 12 января 2014 года.

4 июня 2012 года в Ташкенте президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов подписали декларацию об углублении стратегического партнерства и меморандум о взаимопонимании. 31 мая 2013 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан протокол о применении Договора о ЗСТ между сторонами и Республикой Узбекистан. Документ устанавливал особые условия присоединения Узбекистана к договору.

В частности, до 31 декабря 2020 года или до присоединения Узбекистана к ВТО (в зависимости от того, какая из этих дат наступит ранее), стороны договора освобождались от обязательств по предоставлению во взаимной торговле национального режима. Также сохраняется порядок разрешения спорных вопросов на основе двусторонних переговоров.

Таджикистан договор о ЗСТ не ратифицировал.

Исключения из режима свободной торговли

В Договоре о ЗСТ Россия сохранила около 100 экспортных пошлин: нефть и нефтепродукты, природный газ, необработанная древесина, цветные металлы, цемент, спирт и др. Украина оставила порядка 30 экспортных пошлин, в основном, продукты черной и цветной металлургии, а также семена подсолнечника.

Казахстан сохранил более 40 изъятий из режима свободной торговли, в том числе нефть, газ, шерсть, алюминий. Таджикистан — 16 позиций, среди них мясо, овощи, фрукты, хлопок-волокно, электроэнергия, кожа и алюминий. Белоруссия — 8 позиций, в том числе калийные удобрения и необработанную древесину.

Армения и Молдавия решили полностью отказаться от экспортных пошлин в рамках ЗСТ.

Подписан Договор о зоне свободной торговли в СНГ

В апреле 1994 г. президенты стран СНГ подписали Соглашение о зоне свободной торговли. В течение 17 лет шел процесс разработки всеобщего документа совместно с заключением множества двухсторонних договоров внутри содружества. 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге по итогам заседания глав правительств стран-участниц СНГ был подписан Договор о зоне свободной торговли. Подпись поставили главы правительств восьми стран: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана и Украины. Именно на долю этих стран приходилось более 90% взаимной торговли внутри содружества. Новый договор упрощал правовые основы торгово-экономических отношений между ними и заменил множество документов, ранее регламентировавших режим свободной торговли на постсоветском пространстве.

Стороны договорились не повышать экспортные пошлины и через полгода после вступления договора в силу приступить к переговорам по их постепенной отмене. Также стороны согласились не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Договор фиксирует отмену количественных ограничений во взаимной торговле государств-участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер. Важным положением документа являлось провозглашение принципа свободы транзитных перевозок.

Согласно достигнутым договоренностям, участники договора должны были обеспечивать прозрачность государственной помощи предприятиям путем ежегодного информирования друг друга об общей сумме и распределении помощи, оказываемой государством. Любая страна-участник могла потребовать информацию об оказании государственной помощи в конкретных случаях и схеме предоставления такой помощи от другой страны-участника. Стоит отметить, что договор предусматривал независимое рассмотрение споров комиссией экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, основанной на международной практике.

В настоящее время договор ратифицирован Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией и Украиной. Таджикистан не завершил процедуру ратификации подписанного договора. 31 мая 2013 г. был подписан протокол о применении этого договора между подписавшими его странами и Узбекистаном. Данным протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами – участниками договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений договора в отношениях этих двух сторон.

С 1 января 2016 г. вступил в силу указ о приостановлении Россией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины, а со 2 января – такой же украинский указ по отношению к России.

Договор о зоне свободной торговли в СНГ

Договор о зоне свободной торговли (далее – Договор), подписанный главами правительств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины 18 октября 2011 года, базируется на принципах и соглашениях ВТО и направлен на обеспечение свободной торговли между государствами – участниками Договора.

К настоящему времени Договор вступил в силу для всех государств – участников Договора.

Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан подписан на заседании Совета глав правительств СНГ 31 мая 2013 года. Для Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Узбекистан Протокол вступил в силу с 16 мая 2014 года, для Республики Казахстан – с 20 июня 2014 года, для Республики Молдова – с 18 декабря 2015 года (нота МИД Республики Молдова № DI/1/391-14988 от 10 ноября 2015 года) и для Украины – с 27 марта 2016 года (Закон Украины от 27 января 2016 года № 942-VIII). Для Республики Армения Протокол вступит в силу с 28 июля 2016 года (нота МИД Республики Армения № 1111/06536 от 24 июня 2016 года). Кыргызская Республика и Республика Таджикистан до настоящего времени не завершили этот процесс.

Смотрите так же:  Какой материнский капитал в 2018 году

Протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами – участниками Договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений Договора в отношениях между Сторонами Договора и Республикой Узбекистан.

При подписании Договора Советом глав правительств СНГ принято решение о целесообразности подготовки правительствами заинтересованных государств – участников СНГ проекта Соглашения о свободной торговле услугами.

Договор о зоне свободной торговли СНГ

Договор о зоне свободной торговли государств — участников Содружества Независимых Государств был подписан 18 октября 2011 года.

Договор предполагает упрощение правовых основ торгово‑экономических отношений между странами, его подписавшими, замену целого ряда многосторонних и порядка 100 двусторонних документов, регламентирующих до этого времени режим свободной торговли на пространстве Содружества.

Подпись под документом поставили главы правительств восьми государств ‑ участников СНГ (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана и Украины), на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран Содружества.

В преамбуле договора провозглашено, что его участники, учитывая необходимость надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли и необходимость интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, стремятся к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств.

Договор содержит понятийный аппарат, а также базовые положения и нормы, регулирующие торгово‑экономические отношения государств ‑ участников СНГ на более высоком качественном уровне.

Согласно договору, существенно сокращается количество изъятий из режима свободной торговли при импорте. Фактически это только три товара: спирт, сахар и табачные изделия (со вступлением договора в силу количество изъятий при импорте еще сократилось и на начало 2015 года составляло всего две товарные позиции: сахар белый и прочие сахара).

Стороны договорились «заморозить» экспортные пошлины на существующем уровне и через шесть месяцев после вступления договора в силу приступить к переговорам по их поэтапной отмене. В настоящее время пошлины при экспорте распространяются в основном на товары топливно‑энергетического комплекса, отходы и лом металлов, минеральное сырье, удобрения, кожсырье, семена сельскохозяйственных культур и живой скот.

Стороны согласились также не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Договор фиксирует отмену количественных ограничений во взаимной торговле государств ‑ участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер, то есть нетарифные ограничения полностью отменяются.

Важными положениями документа являются:

— предоставление друг другу национального режима в отношении внутренних налогов, сборов, законов, правил, относящихся к купле‑продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке;

— провозглашение принципа свободы транзитных перевозок.

Договор допускает применение временных защитных мер во взаимной торговле в отношении промышленных и сельскохозяйственных товаров в соответствии со статьей XIX ГАТТ 1994, Соглашением ВТО по защитным мерам и настоящим договором в случае угрозы причинения ущерба отечественным производителям.

Статья 9 договора посвящена применению антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле и направлена на устранение практики субсидирования экспорта. При этом определены четкие правовые механизмы по урегулированию возникающих проблем во взаимной торговле.

Согласно достигнутым договоренностям обеспечивается прозрачность государственной помощи предприятиям путем ежегодного информирования других сторон об общей сумме и распределении помощи, оказываемой государством, и предоставляя по требованию другой стороны информацию об оказании государственной помощи в конкретных случаях и схемы предоставления такой помощи.

В договор включена основанная на правилах ВТО норма (статья 14), разрешающая временно применять ограничения в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов, равновесия платежного баланса, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.

Договор содержит норму, предусматривающую независимое рассмотрение спора комиссией экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, основанной на международной практике.

В настоящее время договор ратифицирован и вступил в силу для семи государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации и Украины. Республика Таджикистан не завершила процедуру ратификации подписанного договора.

31 мая 2013 года подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.

Данным Протоколом предусматривается неприменение импортных пошлин во взаимной торговле между государствами — участниками договора и Узбекистаном, а также определяются условия применения других положений договора в отношениях между сторонами договора и Узбекистаном.

16 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины с 1 января 2016 года. Решение принято в связи с переговорами о заключении соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским союзом.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Смотрите так же:  Налог на авто в псковской области

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Зона свободной торговли СНГ: нужна ли она?

Стоит ли странам ЕАЭС сохранять участие в данном договоре

Из трех экономических интеграционных объединений, в которых состоит Казахстан, больше всего в медийном поле обсуждается ЕАЭС, намного менее популярна тема ВТО, и на последнем месте — зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ). Таким образом, условия торговли с несколькими ранее очень близкими странами оказались, по сути, вне поля зрения экспертного сообщества и СМИ.

История создания

Создание зоны свободной торговли СНГ заняло 17 лет, которые можно разбить на нескольких этапов:

  1. 15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли.
  2. 2 апреля 1999 года в Москве был подписан протокол об изменениях и дополнениях к соглашению о зоне свободной торговли — рамочный документ, который необходимо было адаптировать к законодательству каждого государства.
  3. Оба документы так и не были ратифицированы всеми странами, поэтому многосторонняя свободная торговля так и не наладилась. Зато действовали 110 соглашений о свободной двусторонней торговле.
  4. На протяжении 2009−2011 годов велась работа по разработке Договора о зоне свободной торговли.
  5. 18 октября 2011 года главами правительств восьми государств — участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина), на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран содружества, был подписан договор о зоне свободной торговли. Решено было также продолжить консультации и переговоры с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменией о присоединении к договору.

Сущность договора

  • Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
  • Стороны не повышают уровень ставок таможенных пошлин во взаимной торговле в отношении товаров, указанных в приложении 1 к настоящему договору.
  • Ни одна из сторон не устанавливает и/или не сохраняет на ввоз любого товара с территории другой стороны или на вывоз любого товара, предназначенного для территории другой стороны, никаких запретов или ограничений, кроме тех, которые разрешаются статьей XI ГАТТ 1994 (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, содержащееся в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года), в том числе пояснительными замечаниями к этой статье, а также статьями 8 и 9 настоящего договора.
  • Стороны во взаимной торговле применяют технические меры, включая технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, руководствуясь правилами и принципами соглашения ВТО о технических барьерах в торговле.
  • Стороны осуществляют сотрудничество в области стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, аккредитации, государственного контроля (надзора) в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на основе соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.
  • Любая сторона в случае серьезных нарушений равновесия ее платежного баланса и серьезных затруднений с внешним финансовым положением может устанавливать или сохранять ограничения, не противоречащие нормам статьи XII ГАТТ 1994, и понимания положений о платежном балансе ГАТТ 1994, на торговлю товарами с другими сторонами путем применения мер, предусмотренных ее законодательством, приводящих к ограничению количества или стоимости товара, разрешенного к импорту, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.
  • Стороны предоставляют друг другу национальный режим в соответствии со статьей III ГАТТ 1994.

Фактически, за исключением некоторых товаров, которые были упомянуты в приложениях к договору, стороны разрешили друг другу осуществлять экспорт товаров беспошлинно и без квот.

Особенно важно, что в отличие от Таможенного союза, основанного в 2010 году, в ЗСТ СНГ не было: повышения импортных пошлин против третьих стран; общего фонда импортных пошлин с последующим разделением по странам; единых требований к продукции; наднационального регулирования и контроля реэкспорта.

По сути, участники ЗСТ СНГ получили все преимущества участников ТС без их обязанностей. Не исключено, что именно поэтому Украина так резко негативно отнеслась к приглашению России вступить в ТС в 2013 году: ведь тогда ей пришлось бы нести дополнительные обязательства.

Торговля внутри ЗСТ СНГ

Теперь посмотрим данные по торговле. Возьмем период с 2012 года и четыре страны, входящие в ЗСТ СНГ: Украину, Молдавию, Таджикистан и Узбекистан.

Начнем с Казахстана — за рассматриваемый период торговый баланс был положительным со всеми тремя странами и два года был отрицательным с Украиной. Интересно, что если сначала товарооборот с Украиной был самым большим, то в 2016 году самым большим товарооборот был уже с Узбекистаном. Самой выгодной при этом оказалась за рассматриваемый период торговля также с Узбекистаном — там торговый баланс составил 2,13 миллиарда долларов, в то время как с Таджикистаном этот показатель составил 1,6 миллиарда долларов.

Торговля Казахстана со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США

Зона свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств: правовые основы функционирования

В настоящее время базовым документом, определяющим порядок функционирования зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств, является Договор о зоне свободной торговли, подписанный в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 г. Данный Договор подписан Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной. 31 мая 2013 г. к Договору присоединилась Республика Узбекистан. В названных государствах, но после процедуры ратификации, которую на настоящий момент пока не завершили Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан, Договор приходит на смену Соглашению о создании зоны свободной торговли , подписанному в г. Москве 15 апреля 1994 г. Таким образом, упомянутое Соглашение продолжает действовать в рамках торговых отношений с Азербайджанской Республикой, Грузией и Туркменистаном государствами, не подписавшими Договор, а также с тремя государствами, поименованными выше, которые Договор подписали, но пока не ратифицировали.
Государства – участники зоны свободной торговли СНГ не применяют таможенные пошлины, а также иные платежи, имеющие с ними эквивалентное действие, а также количественные ограничения в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одного государства – участника и ввозимых на таможенные территории других государств – участников. При этом приложением 1 к Договору систематизированы перечни товаров, в отношении которых отдельные государства
участники применяют экспортную и импортную таможенные пошлины во взаимной торговле.
В контексте реализации правовых механизмов применения режима свободной торговли разработаны и действуют Правила определения страны происхождения товаров. В настоящее время в торговых отношениях в рамках СНГ действуют три таких документа: от 24.09.1993 (применяются в торговых отношениях с Туркменистаном и Республикой Узбекистан), от 30.11.2000 (применяются во взаимной торговле с вышедшей из СНГ Грузией в редакции, действующей для государства Стороны, с территории которого осуществляется экспорт товара) и от 20.11.2009 (применяются в отношении товаров, происходящих из Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Украины).

Смотрите так же:  Учебные пособия купить в москве

Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров
в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009:
общие сведения

Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, подписанного на состоявшемся 20 ноября 2009 г. в г. Ялте заседании Совета глав правительств СНГ (далее – Правила 20.11.2009) , пришли на смену Правилам определения страны происхождения товаров, действовавшим в соответствии с Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 (далее – Правила 30.11.2000).
Практика применения Правил 30.11.2000 засвидетельствовала необходимость корректировки и уточнения ряда положений в целях однозначности их толкования и применения, к тому же большое количество внесенных в Правила изменений и дополнений затрудняло их практическую реализацию как таможенными органами, так и субъектами хозяйствования. В этой связи, а также ввиду неоднозначности правового статуса решений, принимаемых Советом глав правительств СНГ, в тех государствах Содружества, законодательство которых не рассматривает такие решения в качестве международных договоров (например, Российской Федерации), рабочей группой экспертов государств – участников СНГ, функционирующей в рамках Исполнительного комитета СНГ, был подготовлен проект нового Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее – Соглашение). Упомянутое Соглашение подписано 20 ноября 2009 г. Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Украиной. Соглашение ратифицировано Законом Республики Беларусь от 07.01.2012 со следующей оговоркой:
«Республика Беларусь сохраняет за собой право при определении страны происхождения товаров, классифицируемых в товарных позициях 1507 1515 и 1701 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (далее ТН ВЭД), применять установленное пунктом 2.4 раздела 2 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся приложением к Соглашению, основное условие критерия достаточной обработки/переработки, которое выражается в изменении товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.
Республика Беларусь исходит из того, что страной происхождения товаров, классифицируемых в товарной позиции 1516 ТН ВЭД, считается страна, на территории которой они были подвергнуты последней существенной обработке/переработке при условии, что при их изготовлении/производстве стоимость используемых материалов иностранного происхождения не превышает 50 процентов цены конечной продукции, а страной происхождения товаров, классифицируемых в товарных позициях 1517 и из 2106 90 980 ТН ВЭД (пригодные для употребления в пищу смеси или готовые продукты из животных или растительных жиров или масел или их фракций, содержащие более 15 мас.% молочных жиров),
страна, на территории которой они были подвергнуты последней существенной обработке/переработке при условии, что при их изготовлении/производстве стоимость используемых материалов иностранного происхождения товарных позиций 1511 и 1513 ТН ВЭД не превышает 50 процентов цены конечной продукции.
Настоящая оговорка не применяется Республикой Беларусь во взаимной торговле с Республикой Казахстан и Российской Федерацией».

Соглашение вступило в силу для Республики Беларусь с 8 марта 2012 г.
Утверждение Правил определения страны происхождения товаров международным договором обеспечивает стабильность их применения, поскольку внесение в них изменений и дополнений осуществляется путем принятия отдельных протоколов с проведением соответствующих внутригосударственных процедур, в отличие от Правил 30.11.2000, изменения и дополнения в которые вносились в том числе решениями Экономического совета СНГ без проведения таких процедур.
Правила 20.11.2009 концептуально не изменили подходы к определению страны происхождения товаров по сравнению с Правилами 30.11.2000, однако позволили в определенной степени упорядочить деятельность таможенных служб, торгово-промышленных палат и организаций, уполномоченных выдавать сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.

Правила 20.11.2009 и Правила 30.11.2000:
сопоставительный обзор положений

Правила 20.11.2009 структурированы в соответствии с десятью тематическими разделами, в то время как Правила 30.11.2000 разделов не содержали.
В первом разделе Правил 20.11.2009 раскрывается значение используемых терминов и понятий. В сравнении с Правилами 30.11.2000 значительно расширен понятийный аппарат – дополнительно раскрыто значение следующих терминов:
«набор продуктов» – группа элементов/продуктов, классифицируемых как набор в соответствии с 3-м Основным правилом интерпретации ТН ВЭД;
«партия товаров» – товары, которые поставляются одновременно по одному или нескольким товаротранспортным документам в адрес одного грузополучателя от одного грузоотправителя, а также товары, пересылаемые по одной почтовой накладной либо перемещаемые в качестве багажа одним лицом, пересекающим границу;
«грузоотправитель/грузополучатель» – лицо, указанное в товаротранспортных документах, которое в соответствии с принятыми на себя обязательствами передало/приняло или намерено передать/принять товары перевозчику/от перевозчика;
«экспортер» – резидент одного из государств – участников Соглашения, являющийся стороной внешнеторгового договора/сделки, который поставляет товар резиденту другого государства – участника Соглашения;
«импортер» – резидент одного из государств – участников Соглашения, являющийся стороной внешнеторгового договора/сделки, который получает товар в государстве – участнике Соглашения, поставляемый резидентом другого государства – участника Соглашения;
«заявитель (декларант)» – лицо, обратившееся в уполномоченный орган (организацию) страны вывоза за получением сертификата о происхождении товара, подтверждающее и несущее ответственность за достоверность сведений о товарах, указанных в сертификате о происхождении товара.

Второй раздел касается основополагающих вопросов определения страны происхождения: товаров, считающихся полностью произведенными в стране; критериев достаточной обработки/переработки; кумулятивного принципа и др.
Как отмечалось выше, основные подходы к определению страны происхождения товаров в новом документе сохранены, изменение редакционного характера претерпел лишь подп. а) п. 2 Правил 30.11.2000:

Узбекистан присоединился к договору о зоне свободной торговли СНГ

Узбекистан 31 мая 2013 года присоединился к договору о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств (СНГ). 31 мая в Минске состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ, и присоединение Узбекистана к договору было оформлено в рамках данной встречи.

Узбекистан 31 мая 2013 года присоединился к договору о зоне свободной торговли Содружества Независимых Государств (СНГ). 31 мая в Минске состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ, и присоединение Узбекистана к договору было оформлено в рамках данной встречи.

В ходе заседания был подписан Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан.

В протоколе определяются правовые механизмы взаимоотношений Республики Узбекистан и участников Договора о зоне свободной торговли. Тем самым речь идет о расширении правового пространства функционирования зоны свободной торговли и фактическом участии Узбекистана в данном механизме на пространстве СНГ на основе норм и правил Всемирной Торговой Организации.

Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ был подписан 18 октября 2011 года восемью странами — Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном и Украиной. Еще три страны — Азербайджан, Туркмения и Узбекистан — выразили желание дополнительно проработать вопрос о присоединении к договору. Не ратифицировали договор пока только Киргизия и Таджикистан, но процедура находится в стадии завершения.

Договор обеспечит необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создаст благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм Всемирной торговой организации.

Договор свободной торговли снг