МАГАТЭ может подписать договор с РФ по транспорту урана в Казахстан 17-21 сентября

Договор о транспортировке урана в банк низкообогащённого урана (НОУ) международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в Казахстане может быть подписан с Россией на генеральной конференции МАГАТЭ 17-21 сентября.

Об этом сообщил в понедельник генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

«Что касается банка НОУ МАГАТЭ в Казахстане, то переговоры по транспортным контрактам с Российской Федерацией и Казахстаном приближаются к завершению. Договор о перевозках с Российской Федерацией, вероятно, будет подписан в ходе генеральной конференции (пройдёт с 17 по 21 сентября в Вене)»,

— подчеркнул Амано в своём докладе совету управляющих МАГАТЭ.

По его словам, процесс закупок НОУ продвигается, и его завершение ожидается в текущем году.

«Я ожидаю, что НОУ будет доставлен в хранилище НОУ МАГАТЭ в 2019 году», — отметил Амано.

МАГАТЭ и Россия подписали соглашение о перевозке низкообогащенного урана через РФ

ВЕНА, 17 сентября /ТАСС/. Представители России и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) подписали соглашение о транспортировке низкообогащенного урана (НОУ) через территорию РФ. Об этом сообщается в понедельник в официальном Twitter международной организации.

«МАГАТЭ и Россия подписали контракт на транспортировку НОУ и оборудования через российскую территорию в и из Банка НОУ МАГАТЭ в Казахстане», — говорится в заявлении.

МАГАТЭ и Россия подписали контракт на перевозку по территории России низкообогащенного урана (НОУ) и оборудования в Банк НОУ МАГАТЭ в Казахстане и из этого Банка. #IAEAGC

Подписание прошло в рамках 62-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ.

«Подписанный документ позволит обеспечить движение ядерных материалов и более эффективное исполнение функций МАГАТЭ как законодателя и главной технологической организации в атомной отрасли», — сказал глава Росатома Алексей Лихачев по итогам подписания соглашения.

Госкорпорация отмечает, что в соответствии с контрактом, АО «Техснабэкспорт» (трейдинговая структура Росатома, торговая марка Tenex) обеспечит предоставление полного комплекса логистических услуг при организации транзита низкообогащенного урана по территории России.

Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано заявил, что завершение закупок НОУ ожидается в текущем году, и уран должен поступить в хранилище в 2019 году.

Банк низкообогащенного урана МАГАТЭ был открыт в Казахстане в 2017 году на базе Ульбинского металлургического завода в Усть-Каменогорске. Основная цель его создания — учреждение механизма, обеспечивающего гарантийные поставки ядерного топлива государствам — членам МАГАТЭ, которые не заинтересованы в создании полного цикла его производства и добросовестно выполняют свои обязательства по нераспространению.

Апокалипсис по договору: как воюют с ядерным оружием

50 лет назад был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия

50 лет назад был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия. Какие страны отказались его подписывать, почему сложно контролировать ядерные объекты и что грозит нарушителям договора, разобралась «Газета.Ru».

12 июня 1968 года Генеральная ассамблея ООН одобрила Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который 1 июля подписали свыше 40 стран, включая СССР и США. Договор был необходим для того, чтобы препятствовать расширению круга стран, владеющих ядерным оружием. Контроль за выполнением положений договора позволял ограничить возможность развития военного конфликта с применением такого оружия.

Согласно основным положениям документа, государства-участники, обладающие ядерным оружием (таковыми считаются государства, которые произвели и испытали ядерное оружие до 1 января 1967 года) обязуются не передавать никому это оружие или другие ядерные взрывные устройства либо контроль над ними, а также никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или приобретению ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств либо получению контроля над ними.

Страны, не обладающие ядерным оружием, в свою очередь, обязуются не производить и не приобретать ядерное оружие или контроль над ним.

При этом договор закрепляет неотъемлемое право всех государств-участников развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях, а также требует обмениваться в этих целях оборудованием, материалами, научной и технической информацией.

На сегодняшний день договор не подписали лишь четыре государства — Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

«Пакистан, Индия, Израиль никогда ДНЯО не подписывали и обладают ядерным оружием. Отказываться от него они не хотят, а других возможностей вступить в ДНЯО нет. КНДР была членом ДНЯО, но решила создать ядерное оружие, поэтому вышла из него. Эти четыре страны сейчас не являются членами ДНЯО. Хрестоматийный пример, когда государство создало ядерное оружие, после чего от него отказалось, свернуло ядерную программу и вступило в ДНЯО, — это ЮАР. Остальные пока не готовы на это пойти», — рассказал «Газете.Ru» консультант ПИР-Центра Андрей Баклицкий.

Несмотря на пользу договора для снижения вероятности возникновения ядерного конфликта, он имеет ряд несовершенств. Так, ДНЯО не слишком тщательно регулирует возможности разработки ядерного оружия в безъядерных странах.

«Есть шестая статья договора, которая говорит, что государства, обладающие ядерным оружием, должны вести в духе доброй воли разговоры о завершении гонки вооружений и разоружении. Но статья очень расплывчата — как, когда и в каком виде государства должны сокращать свои арсеналы, там не написано, и все это остается на совести самих государств. Поэтому неядерные государства очень сильно критикуют ДНЯО за то, что там нет никаких жестких ограничений», — поясняет Баклицкий.

Государства, не подписавшие договор, вообще не имеют практически никаких ограничений.

Отчасти вопрос разработки ядерного оружия в них регулирует Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Под его контролем находятся также и страны-участницы договора.

«МАГАТЭ создано как раз для того, чтобы следить за тем, чтобы мирная ядерная программа не становилась военной ядерной программой. Когда весь ядерный материал оказывается под гарантией МАГАТЭ, агентство гарантирует, что мирный материал остается мирным. Чтобы заключать договоры с МАГАТЭ, необязательно быть членом ДНЯО и в принципе, скажем, Израиль или Индия тоже заключают договоры с МАГАТЭ, но только в рамках своей мирной ядерной деятельности», — рассказывает Баклицкий.

Так, например, в Израиле есть два ядерных реактора, один из которых находится под гарантией МАГАТЭ. Специалисты агентства регулярно посещают его с проверками, чтобы удостовериться, что он используется в сугубо мирных целях. Несмотря на то что второй израильский реактор используется для выработки оружейного плутония, хотя бы один из объектов контролируется. По сходному пути пошла и Индия, в 2006 году разбившая ядерную программу на мирную и военную части.

Смотрите так же:  Заявление на получение свидетельства о рождении одним родителем

Согласно договору, государство не имеет права отказать представителям МАГАТЭ в инспекции ядерного объекта.

Однако ответственность за то, чтобы сообщить о наличии таких объектов и их количестве, лежит исключительно на самом государстве. В 1991 году, например, вскрылись масштабы ядерной программы Ирака, который вел свои разработки втайне.

После этого был введен дополнительный протокол, согласно которому инспекторы МАГАТЭ могут проверять любые объекты, совершать внеплановые инспекции, собирать образцы на предмет накопления радиоактивных изотопов.

«Проблема дополнительного протокола в том, что он добровольный, и каждая страна сама решает для себя, подписывать его или нет, — поясняет Баклицкий. — И многие страны считают, что это ненужная нагрузка, что это дискриминационно, что ядерные государства вообще обладают ядерным оружием, а мирные безъядерные вынуждены отчитываться или пускать инспекторов.

Инспекторы МАГАТЭ могут затребовать доступ на военные объекты, предполагая, что там могут находиться незаявленные ядерные материалы — и их необходимо туда пустить.

Многие страны, естественно, не хотят допускать на военные объекты посторонних людей. Поэтому дополнительный протокол многие страны до сих пор не ратифицировали».

Не спасет договор и от применения ядерного оружия — он касается лишь вопросов его нераспространения.

Механизма, который бы не позволил, скажем, начать России ядерную войну с США, не существует, отмечает Баклицкий. Этот вопрос будет рассматриваться ООН, но в случае такого конфликта любые разбирательства теряют смысл из-за вероятной гибели человечества.

Тем не менее, ядерному разоружению он действительно способствует — так, на пике «холодной войны» у ядерных держав, в первую очередь СССР и США, были развернуты десятки тысяч ядерных боеголовок. Сейчас у России и США — по 1550 боеголовок.

«Но все равно их еще очень много и достаточно, чтобы нанести друг другу непоправимый ущерб, — считает Баклицкий. — Будет ли продолжаться сокращение их количества — пока непонятно. Последние годы между США и Россией не ведется никаких переговоров по их сокращению».

Также в договоре отсутствуют механизмы наказания нарушителей.

Нет их и у МАГАТЭ — этими вопросами занимается Совет безопасности ООН. При подозрении государства в нарушении договора к нему применяются в первую очередь экономические санкции, а также оказывается международное давление с требованием прекратить ядерную программу. В подобной ситуации оказался Иран, с 2004 года подозреваемый в тайной разработке ядерного оружия.

«Нужно понимать, что решение о том, разрабатывать ядерное оружие или не разрабатывать, принимает каждое государство для себя. И, с одной стороны, есть способы экономической и политической изоляции, давления, но с другой стороны, государство не разрабатывает ядерное оружие просто так. Это сложный дорогостоящий проект, и страны берутся за это только в случае угрозы их безопасности», — рассказывает Баклицкий.

Конференции по рассмотрению действия ДНЯО проводятся каждые пять лет. Среди последних договоренностей, в частности, отказ от строительства новых установок по обогащению урана и выделению плутония, ускорение ядерного разоружения государств-участников ДНЯО, обладающих ядерным оружием, и ужесточение мер, применяемых к странам, выходящим из ДНЯО, незаконно торгующим ядерными технологиями и материалом, и изменение требований по проведению инспекций МАГАТЭ.

Иран предупредил МАГАТЭ о запуске новых центрифуг по обогащению урана

Иран начинает наращивать мощности по обогащению урана. Верховный лидер исламской республики уже дал распоряжение увеличить количество центрифуг для этих целей, а также направить письмо в адрес МАГАТЭ.

Уже 6 июня в городе Нетензе приступят к производству новых центрифуг.

Решение аятоллы Хаменеи получило бурное одобрение. Власти Ирана неоднократно заявляли, что вернутся к уровню ядерных разработок, существовавшему до подписания в 2015 году «ядерной сделки», если США выйдут из договора. 8 мая Дональд Трамп объявил об одностороннем выходе из соглашения.

Али Хаменеи, аятолла, верховный лидер Ирана: «Судя по сигналам, которые мы получаем от некоторых европейских стран, они рассчитывают, что иранский народ будет терпеть экономические санкции и при этом соблюдать ограничения на работы в области атомной энергии. Я хочу им сказать — не стоит на это рассчитывать, такого никогда не будет».

После выхода американцев из сделки с Ираном, остальные ее участники — Россия, Великобритания, Франция, Китай и Германия — заявляли о намерении сохранить договор. МАГАТЭ неоднократно подтверждало, что Тегеран его не нарушал.

Конвенции и соглашения

Договор о нераспространении ядерного оружия

Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года

Государства, заключающие настоящий Договор, ниже именуемые «Участниками Договора»,

Учитывая опустошительные последствия, которые имела бы для всего человечества ядерная война, и вытекающую из этого необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны и принять меры для обеспечения безопасности народов,

Считая, что распространение ядерного оружия серьезно увеличило бы опасность ядерной войны,

В соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающими к заключению соглашения о предотвращении более широкого распространения ядерного оружия,

Обязуясь сотрудничать в целях содействия применению гарантий Международного агентства по атомной энергии в отношении мирной ядерной деятельности,

Выражая свою поддержку усилиям по исследованию, усовершенствованию и другим усилиям, направленным на содействие применению в рамках системы гарантий Международного агентства по атомной энергии принципа эффективных гарантий в отношении движения исходных и специальных расщепляющихся материалов посредством использования приборов и других технических способов в определенных ключевых местах,

Подтверждая тот принцип, что блага мирного применения ядерной технологии, включая любые технологические побочные продукты, которые могут быть получены государствами, обладающими ядерным оружием, от развития ядерных взрывных устройств, должны быть доступны для мирных целей всем государствам-участникам Договора, как обладающим, так и не обладающим ядерным оружием,

Будучи убежденными, что в осуществление этого принципа все Участники настоящего Договора имеют право участвовать в возможно самом полном обмене научной информацией для дальнейшего развития применения атомной энергии в мирных целях и вносить в это развитие свой вклад по отдельности или в сотрудничестве с другими государствами,

Заявляя о своем намерении по возможности скорее достигнуть прекращения гонки ядерных вооружений и принять эффективные меры в направлении ядерного разоружения,

Настоятельно призывая к сотрудничеству всех государств в достижении этой цели,

Напоминая о решимости, выраженной участниками Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. в его преамбуле, стремиться достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия и продолжать переговоры с этой целью,

Стремясь содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами, с тем чтобы способствовать достижению прекращения производства ядерного оружия, уничтожению всех существующих его запасов и исключению ядерного оружия и средств его доставки из национальных арсеналов в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем,

Напоминая, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций, и что следует содействовать установлению и поддержанию международного мира и безопасности с наименьшим отвлечением мировых людских сил и экономических ресурсов для дела вооружения,

Смотрите так же:  В чем залог хорошего здоровья

Согласились о нижеследующем:

Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, не обладающее ядерным оружием, к производству или к приобретению каким-либо иным способом ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами.

Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно; не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств.

1. Каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, как они изложены в соглашении, о котором будут вестись переговоры и которое будет заключено с Международным агентством по атомной энергии в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии и системой гарантий Агентства, исключительно с целью проверки выполнения его обязательств, принятых в соответствии с настоящим Договором, с тем чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства. Процедуры гарантий, требуемых настоящей статьей, осуществляются в отношении исходного или специального расщепляющегося материала, независимо от того, производится ли он, обрабатывается или используется в любой основной ядерной установке или находится за пределами любой такой установки. Гарантии, требуемые настоящей статьей, применяются ко всему исходному или специальному расщепляющемуся материалу во всей мирной ядерной деятельности в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или осуществляемой под его контролем где бы то ни было.

2. Каждое из государств-участников Договора обязуется не предоставлять: а) исходного или специального расщепляющегося материала или b) оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала, любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии, требуемые настоящей статьей.

3. Гарантии, требуемые настоящей статьей, осуществляются таким образом, чтобы соответствовать статье IV настоящего Договора и избегать создания препятствий для экономического или технологического развития Участником Договора или международного сотрудничества в области мирной ядерной деятельности, включая международный обмен ядерным материалом и оборудованием для обработки, использования или производства ядерного материала в мирных целях в соответствии с положениями настоящей статьи и принципом применения гарантий, изложенным в преамбуле Договора.

4. Государства-участники Договора, не обладающие ядерным оружием, заключают соглашения с Международным агентством по атомной энергии с целью выполнения требований настоящей статьи либо в индивидуальном порядке, либо совместно с другими государствами в соответствии с Уставом Международного агентства по атомной энергии. Переговоры о таких соглашениях начинаются в течение 180 дней со времени первоначального вступления в силу настоящего Договора. Для государств, сдающих на хранение свои ратификационные грамоты или документы о присоединении по истечении периода в 180 дней, переговоры о таких соглашениях начинаются не позднее даты такой сдачи. Такие соглашения вступают в силу не позднее восемнадцати месяцев со дня начала переговоров.

1. Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации и в соответствии со статьями I и II настоящего Договора.

2. Все Участники Договора обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Участники Договора, которые в состоянии делать это, также сотрудничают в деле содействия, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях, особенно на территориях государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, с должным учетом нужд развивающихся районов мира.

Каждый из Участников настоящего Договора обязуется принять соответствующие меры с целью обеспечения того, чтобы в соответствии с настоящим Договором, под соответствующим международным наблюдением и посредством соответствующих международных процедур потенциальные блага от любого мирного применения ядерных взрывов были доступны государствам-участникам настоящего Договора, не обладающим ядерным оружием, на недискриминационной основе, и чтобы стоимость используемых взрывных устройств для таких Участников Договора была такой низкой, как только это возможно, и не включала расходы по их исследованию и усовершенствованию. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, будут в состоянии получать такие блага в соответствии со специальным международным соглашением или соглашением через соответствующий международный орган, в котором должным образом представлены государства, не обладающие ядерным оружием. Переговоры по этому вопросу начнутся так скоро, как это возможно, после вступления в силу настоящего Договора. Государства-участники настоящего Договора, не обладающие ядерным оружием, которые пожелают этого, могут также получать такие блага в соответствии с двусторонними соглашениями.

Каждый Участник настоящего Договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем.

Никакое положение настоящего Договора не затрагивает право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения полного отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях.

1. Любой Участник настоящего Договора может предложить поправки к этому Договору. Текст любой предложенной поправки представляется правительствам-депозитариям, которые рассылают его всем Участникам Договора. Затем, если этого потребует одна треть или более Участников Договора, правительства-депозитарии созывают конференцию, на которую они приглашают всех Участников Договора для рассмотрения такой поправки.

2. Любая поправка к настоящему Договору должна быть утверждена большинством голосов всех Участников Договора, включая голоса всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки такой поправки. Поправка вступает в силу для каждого Участника Договора, сдающего свою грамоту о ратификации поправки, после сдачи на хранение таких ратификационных грамот большинством всех Участников Договора, включая ратификационные грамоты всех государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, и всех других Участников Договора, являющихся членами Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии на дату рассылки этой поправки. Впоследствии она вступает в силу для любого другого Участника Договора после сдачи им на хранение своей грамоты о ратификации поправки.

Смотрите так же:  Брачный договор при разводе ипотека

3. Через пять лет после вступления в силу настоящего Договора в Женеве (Швейцария) созывается конференция Участников Договора для рассмотрения того, как действует настоящий Договор, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения Договора осуществляются. Через каждые последующие пять лет большинство Участников Договора могут, путем представления предложения с этой целью правительствам-депозитариям, добиться созыва дальнейших конференций с той же целью рассмотрения того, как действует Договор.

1. Настоящий Договор открыт для подписания его всеми государствам. Любое государство, которое не подпишет Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной статьи, может присоединиться к нему в любое время.

2. Настоящий Договор подлежит ратификации государствами, подписавшими его. Ратификационные грамоты и документы о присоединении сдаются на хранение правительствам Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки и Союза Советских Социалистических Республик, которые настоящим назначаются в качестве правительств-депозитариев.

3. Настоящий Договор вступает в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены в качестве депозитариев Договора, и 40 другими подписавшими настоящий Договор государствами и сдачи ими на хранение ратификационных грамот. Для целей настоящего Договора государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года.

4. Для государств, ратификационные грамоты или документы о присоединении которых будут сданы на хранение после вступления в силу настоящего Договора, он вступает в силу в день сдачи на хранение их ратификационных грамот или документов о присоединении.

5. Правительства-депозитарии незамедлительно уведомляют все подписавшие и присоединившиеся к настоящему Договору государства о дате каждого подписания, дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении, дате вступления в силу настоящего Договора, дате получения любых требований о созыве конференции, а также о других уведомлениях.

6. Настоящий Договор должен быть зарегистрирован правительствами-депозитариями в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.

1. Каждый Участник настоящего Договора в порядке осуществления государственного суверенитета имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он уведомляет за три месяца всех Участников Договора и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. В таком уведомлении должно содержаться заявление об исключительных обстоятельствах, которые он рассматривает как поставившие под угрозу его высшие интересы.

2. Через двадцать пять лет после вступления Договора в силу созывается конференция для того, чтобы решить должен ли Договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие Договора должно быть продлено на дополнительный определенный период или периоды времени. Это решение принимается большинством Участников Договора.

Настоящий Договор, английский, русский, французский, испанский и китайский тексты которого являются равно аутентичными, сдается на хранение в архивы правительств-депозитариев. Должным образом заверенные копии настоящего Договора препровождаются правительствами-депозитариями правительствам государств, подписавших Договор и присоединившихся к нему.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Договор.

СОВЕРШЕНО в трех экземплярах, в городах Лондоне, Вашингтоне и Москве, июля месяца, первого дня, тысяча девятьсот шестьдесят восьмого года.

Работа МАГАТЭ охватывает целый ряд договоров, которые играют важную роль в установлении юридически обязательных международных правил в соответствующих областях.

Договоры, касающиеся работы МАГАТЭ, охватывают широкий круг вопросов, начиная с организации собственной работы Агентства и заканчивая вопросами ядерной безопасности, физической ядерной безопасности, гарантий и нераспространения ядерного оружия, а также гражданской ответственности за ядерный ущерб. Эти договоры можно разделить на три категории: договоры, заключенные под эгидой МАГАТЭ, соглашения, в которых МАГАТЭ выступает в качестве одной из сторон, и договоры, имеющие отношение к МАГАТЭ.

Договоры, заключенные под эгидой МАГАТЭ, – это международные соглашения, разработанные и заключенные государствами – членами МАГАТЭ при поддержке Секретариата Агентства. Генеральный директор МАГАТЭ выступает депозитарием этих договоров. Бюро по правовым вопросам МАГАТЭ, действуя от имени Генерального директора, хранит оригиналы этих договоров, получает договорные документы от государств, которые желают присоединиться к договорам, и уведомляет государства и Организацию Объединенных Наций об официальном статусе договоров. Примерами этой категории договоров служат Конвенция о ядерной безопасности, Конвенция о физической защите ядерного материала и Поправка к ней, а также ряд конвенций о гражданской ответственности за ядерный ущерб.

Соглашения, в которых МАГАТЭ выступает в качестве одной из сторон, включают международные соглашения, заключенные МАГАТЭ как международной организацией с отдельными государствами или с другими международными организациями. Эти соглашения возлагают на МАГАТЭ определенные права и обязанности. В качестве примеров можно привести Соглашение между МАГАТЭ и Австрией относительно Центральных учреждений Агентства, Соглашение, регулирующее взаимоотношения ООН с МАГАТЭ, все соглашения о гарантиях и все соглашения о техническом сотрудничестве, заключенные между МАГАТЭ и отдельными государствами.

Договоры, имеющие отношение к МАГАТЭ, включают международные договоры, которые не были заключены под эгидой МАГАТЭ и в которых МАГАТЭ не выступает в качестве одной из сторон, но которые имеют отношение к работе Агентства и могут предусматривать выполнение Агентством определенных функций и обязательств. В качестве примера можно привести Договор о нераспространении ядерного оружия и региональные договоры о нераспространении.

Что такое МАГАТЭ и чем оно занимается?

Международное агентство по атомной энергии, сокращенно МАГАТЭ – это мировой комитет по мирному применению атомных технологий. Форум основали как независимое агентство в системе ООН.

МАГАТЭ подписывает конвенцию о гарантиях со странами-участниками, заключившими Договор о нераспространении ядерного оружия. Цель работы форума – подтверждение того, что ядерные исследования стран проводятся в мирных направлениях. МАГАТЭ поощряет мирные исследования атомной энергетики и поддерживает обмен научными достижениями. Форум также проводит разработки и продвигает нормы безопасности и здравоохранения.

МАГАТЭ проводит международные консилиумы по развитию ядерной энергетики, определяет направления исследовательских трудов профессионалов. Агентство выступает посредником по передаче атомной техники и сырья и следит чтобы любая деятельность и помощь комитета были исключительно мирными.

К 2014 году в агентстве состоят 162 страны. Руководит форумом ежегодная Генеральная конференция всех стран-участников, Совет Управляющих и Секретариат, которым руководит Генеральный директор. В Международном Венском Центре базируется штаб-квартира МАГАТЭ . Агентство также содержит представительства в Нью-Йорке, Токио, Женеве и Канаде, лаборатории в Монако и Австрии, а в Триесте находится исследовательский центр.

В функции Агентства входит:

  • поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
  • поощрение обмена научными достижениями и методами;
  • формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях;
  • разработка, установление и адаптация норм в области здравоохранения и безопасности.
Договор с магатэ