Какие сюрпризы готовят друг другу Минск и Москва в 2018 году

Россия и Беларусь формально считаются самыми близкими союзниками, о чем не устают говорить лидеры двух стран. Тем не менее в отношениях Москвы и Минска есть проблемы. Но, по мнению белорусских экспертов, в 2018 году серьезных разногласий между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко не предвидится.

Союзное государство: визы признают, погранзона останется

Бесконфликтный год

Политолог Валерий Карбалевич прогнозирует, что 2018 год будет бесконфликтным в белорусско-российских отношениях. В России пройдут президентские выборы и чемпионат мира по футболу, продолжится конфронтация с США и Европой. И на этом фоне РФ не нужны конфликты с Беларусью.

Во-вторых, самая главная проблема в двухсторонних отношениях — это льготы для Беларуси на энергоресурсы, а на следующий год вопрос цены на нефть и газ решен. Сейчас Беларусь покупает газ по 127 долларов за тысячу кубометров, а в 2018 году заплатит 129 долларов. Хотя это и вызывает определенное недовольство официального Минска, желающего получать голубое топливо по внутренним ценам России (ныне коэффициент составляет 2,08, то есть в два раза больше).

Кроме того, Беларусь получит нефть на выгодных условиях в объеме 24 миллионов тонн, чего она и хотела. «Правда, есть попытка заставить Беларусь экспортировать свои нефтепродукты через российские порты взамен балтийских, но этот вопрос разрешится, поскольку Минск пошел на некоторые уступки и согласился поставлять на экспорт через российские порты определенное количество грузов. Поэтому и по этой проблеме ультиматумов от России ожидать не приходится», — полагает Карбалевич.

Выгоден ли Беларуси транзит нефтепродуктов через Россию?

Валерий Карбалевич

В 2017 году Россия нервно отреагировала на введение Беларусью 5-дневного безвизового режима для граждан десятков стран, который в 2018 году может быть продлен до 10 дней и даже больше. Тем не менее стороны пытаются найти компромисс, и этот вопрос не должен стать камнем преткновения во взаимоотношениях, считает аналитик.

Возможно, не исключает он, Беларусь захочет взять у России очередной кредит. Обычно Беларусь не стремится возвращать России долги, а последняя смотрит на это сквозь пальцы, рефинансируя задолженности. «Это будет и в следующем году, поскольку Россия не может позволить объявить дефолт своему союзнику, так что все будет достаточно стабильно», — заключает политолог.

Друзья по несчастью

В свою очередь экономист Лев Марголин подчеркивает, что отношения между Беларусью и Россией никогда не были прямыми и безоблачными. «Россия и Беларусь — друзья по несчастью, это не тот случай, когда две страны объединяет общая идеология или общее отношение к мировым проблемам. Есть разные интересы, хотя стратегически не реформированная белорусская экономика может существовать только в альянсе с Россией, поскольку кроме России, белорусская продукция, особенно продукция машиностроения, никому не нужна», — уверен эксперт.

Но конфликтов исключать нельзя. Экономист допускает возможность появления новых проблем на продовольственном фронте, попыток российской стороны завоевания новых позиций в Беларуси по наиболее интересным активам. Беларусь же со своей стороны может попытаться присоединиться к российским нефтегазовым активам в плане добычи энергоресурсов на российской территории.

«Единственное, что может оживить картинку, это последний декрет Лукашенко по Парку высоких технологий. Если возлагаемые надежды на этот декрет оправдаются, это может стать драйвером для белорусской экономики, и когда появятся результаты, это может возбудить желание прибрать успехи к своим рукам, в том числе и с российской стороны. Там уже с некоторой завистью отметили этот декрет, мол, белорусы не побоялись и блокчейнов, и криптовалюты, и английского права, что больше всего поразило российскую сторону», — отметил экономист.

Зависимость от России останется

Аналитик Андрей Федоров не сомневается, что и в 2018 году Беларусь продолжит играть второстепенную роль во взаимоотношениях с РФ. По мнению политолога, на них повлияет и то, как будут складываться отношения России со странами Запада.

Российско-белорусские военные учения «Запад-2017»

«Если они останутся плохими, то Россия будет всячески привлекать к себе нашу страну, вовлекать ее в это противостояние», — говорит эксперт. Беларусь будет пытаться этому противостоять, но у РФ достаточно ресурсов, так что вряд ли Минску удастся противостоять таким намерениям, если Москва захочет этого всерьез: «Пока нет оснований считать, что влияние России на Беларусь уменьшится».

Чтобы изменить ситуацию, продолжает эксперт, Минску нужно менять политику, прежде всего экономическую, на что белорусское руководство идет с огромной неохотой, но без этого уменьшить зависимость от Москвы невозможно.

А Москву тоже не все устраивает. Она хотела бы полностью получить Беларусь «в свою орбиту», признала Крым российским и так далее, но пока свои стремления Кремль форсировать не будет, дабы не усугублять ситуацию. «Но если ситуация для России на Западе существенно ухудшится, тогда начнется настоящий прижим Беларуси. Все это будет очень печально, поскольку я не вижу возможностей реального сопротивления со стороны официального Минска», — подытожил Федоров.

Первый договор после распада СССР

25 лет назад, в 1992 году, Минск и Москва подписали первый после распада СССР договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. С тех пор счет официальным документам об углублении интеграции идет на сотни. РБ и РФ входят в различные объединения, в том числе, и с другими странами постсоветского пространства — Союзное государство РБ и РФ, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ.

«Россия — это святое»

«Россия для нас — это святое», — неоднократно заверял белорусский президент Александр Лукашенко. В декабре 1999-го он подписал договор о Союзном государстве Беларуси и России с бывшим в то время президентом РФ Борисом Ельциным. Лукашенко рвался в союз с Москвой, надеясь стать главой этого объединения. Но с приходом во власть Владимира Путина надежды Лукашенко рухнули.

В Союзном государстве РБ и РФ есть общий парламент, кабинет министров, Госсовет и даже СМИ. Но флага, герба и гимна нет, а руководство осуществляется на основе ротации. Этот союз не признан субъектом международного права. К тому же смысл интеграции Минск и Москва понимают по-разному. Кремль рассчитывает на политическую привязку союзника. Беларусь же добивается внутрироссийских цен на газ и нефть.

Cоциальный пакет в действии

Реальную выгоду от Союзного государства получили граждане Беларуси и России. В 2006 году был подписан пакет международных договоров, подтвердивших равные права белорусов и россиян на свободу передвижения и трудовую деятельность, а также в сфере здравоохранения и образования.

Торговля как двигатель интеграции

Россия — главный торговый партнер Беларуси, на ее долю уже много лет приходится около 50% экспорта и импорта. Доля Беларуси во внешнеторговом обороте РФ в 2016 году составила 5%. Главные статьи белорусских поставок в Россию — сельхозпродукция, грузовые автомобили, седельные тягачи и сельхозтехника. Из РФ в Беларусь идут в основном нефть, газ и черные металлы.

Минск подсчитывает прибыль, а Москва убытки

Продажа на запад нефтепродуктов из российского сырья вносит весомый валютный вклад в бюджет Беларуси. За экспорт этой продукции с территории Союзного государства Минск платит РФ пошлины. А в Москве подсчитывают потери — бюджет России только в 2011-2015 годах недополучил 22,3 млрд долларов из-за согласия беспошлинно поставлять союзной Беларуси от 18 до 23 млн тонн нефти ежегодно.

Жизнь взаймы у России

Большая часть внешнего долга Беларуси приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития, который так же курирует РФ. В 2017 году российским кредиторам Минск вернет более 1,2 млрд долларов, а в 2018-м должен перечислить 1,5 млрд долларов — почти 80% всех расходов по долгам. По данным Forbes, за последние 10 лет Беларусь получила от России также дотаций и скидок на 60 млрд долларов.

Нефтегазовые войны

Историю интеграции Беларуси и России сопровождали нефтегазовые войны. Серьезные противоречия у союзников возникли в 2006, 2010 и 2016 годах. Минск в ответ на удорожание российских энергоносителей грозил перекрыть газ в Европу, вводил транзитные пошлины, а сам отказывался платить. Москва обещала сократить поставки нефти. Союзники приходили к компромиссам, но конфликты появлялись на другой почве.

Продуктовые скандалы

Договор о Евразийском союзе, в котором Беларусь и Россия участвуют вместе с Казахстаном, Киргизией и Арменией, с начала действия 1 января 2015 года декларировал свободу рынка и передвижения товаров. На деле же продуктовые скандалы между Минском и Москвой не прекращаются. Россельхознадзор не раз уличал белорусскую сторону в переклейке этикеток и реэкспорте санкционных продуктов из ЕС и Украины.

На границе союзной дружбы

Хотя Лукашенко и премьер РФ Черномырдин еще в 1995 году торжественно выкопали пограничный столб на сухопутной границе Беларуси и России, в феврале 2017-го ФСБ потребовала восстановить погранзону и пограничный контроль. Это реакция РФ на «безвиз» для иностранцев, введенный Минском. Весной 2018-го на межу вернут и российские погранпосты. Таможенный контроль Россия ввела там еще в 2007 году.

Госкорпорация «Росатом» строит в белорусском Островце атомную станцию. Официальный Минск утверждает, что АЭС снизит зависимость от российского газа. Но противники строительства прогнозируют еще более зависимое положение Беларуси от России. Придется возвращать 10 млрд долларов российского кредита, выделенного на стройку, и платить РФ за закупки ядерного топлива, а затем за его переработку.

Смотрите так же:  Как рассчитывается страховка если было дтп

Военное сотрудничество

После распада СССР в Беларуси остались стратегические военные объекты, подчиненные России на основании межправительственных соглашений. Это узел связи ВМФ в Минской области и радиотехнический узел в Брестской области. Оба объекта не наделены статусом военных баз, там нет летального оружия. Но эксперты указывают, что во время военных действий эти подразделения подвергнутся первому удару.

«Славянский базар» в Беларуси

Фестиваль «Славянский базар» в Витебске затевался в 1992 году как праздник искусств, объединяющий Беларусь, Россию и Украину. В 2001 году здесь собирались президенты Александр Лукашенко, Владимир Путин и Леонид Кучма. На 26-й Международный фестиваль в 2017 году приехали 4 тысячи участников из многих государств. На церемонии открытия Лукашенко нравится выступать в роли радушного хозяина.

Минск и Москва не обсуждают корректировку договора о Союзном государстве

Подготовка концепции сближения законодательств Беларуси и России не предусматривает корректировки Договора о создании Союзного государства, заявила председатель Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству Алла Бодак. Сенатор уточнила, что вопрос о внесении поправок в текст Договора не рассматривается.

По ее словам, которые приводит БЕЛТА, «сегодня достаточно механизмов, которые нужно совершенствовать, придать новый импульс, даже переформатировать в рамках действующего Договора о создании Союзного государства. И как раз в этом направлении Беларусь и Россия работают».

Касаясь подготовки концепции сближения законодательств СГ, работа над которой идет уже год, парламентарий напомнила, что основными разработчиками документа выступают ПК Союзного государства, Парламентское собрание Союза РБ и РФ и национальные органы двух стран. Бодак назвала три основных направления дальнейшей консолидации. «Это, в первую очередь, вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России, где удалось достичь наилучших результатов на постсоветском пространстве. Второе направление — создание равных условий хозяйствования для юридических лиц. И третье — цифровизация экономики», — уточнила Алла Бодак.

Она пояснила, что эти и другие аспекты концепции будут обсуждаться на одной из секций V Форума регионов, который пройдет 10-12 октября в Могилеве и Могилевской области. В свою очередь председатель Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей Рахманов подчеркнул, что международная обстановка заставляет интенсифицировать Союзное строительство, и стороны ищут для этого соответствующие подходы.

Как сообщалось, в основных и сопутствующих мероприятиях V Форума регионов ожидается участие около двух тысяч человек. Уже намечено к подписанию более 70 документов о сотрудничестве — на межправительственном, областном и районном уровнях, а деловые круги заключат контракты не менее чем на $500 млн. А всего за время существования форума заключено коммерческих контрактов и соглашений на сумму около $930 млн.

Союзное государство Белоруссии и России: пациент скорее мёртв, чем жив?

2 апреля прошли официальные мероприятия, посвящённые Дню единения народов России и Белоруссии. Чиновники напомнили народам об учреждении сначала Сообщества Белоруссии и России 2 апреля 1996 года, а затем и Союза Белоруссии и России 2 апреля 1997 года, после чего стало возможным подписание в 1999 году Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России. Союзное государство строят почти четверть века. По случаю очередной памятной даты уместно подвести некоторые итоги.

«Российская Федерация и Республика Беларусь (далее — государства-участники) создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство» (Статья 1 Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России).

Союзное государство не состоялось как государство. У него нет важнейших признаков государства, даже символики. Обозначена лишь общая территория, управление которой осуществляет не единым комплексом органов государственной власти и управления, а национальными органами. Нет ни Конституции, ни законов, ни даже парламента Союзного государства, который мог бы эти законы принять.

Вместо парламента создано невразумительное Парламентское собрание. Считается, что его члены представляют нацию Союзного государства, однако на самом деле де-юре нет ни нации, ни выборности народом «депутатов» этого органа с аморфным статусом, близким к общественной организации и подотделу национального парламента одновременно. «Депутатов Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России» назначают власти России и Белоруссии — т. е. орган является классической синекурой, местом почётной ссылки, хранения трудовой книжки и источником получения щедрого социального пособия. Среди функций этого органа основной является представительская, поэтому граждан России и Белоруссии из этого органа, так и не ставших ни гражданами Союзного государства, ни избранными напрямую демократическим путём депутатами, чаще можно видеть на фуршетах после официозных мероприятий.

Судебной власти нет даже в зародыше. Отсюда понятно, почему многочисленные конфликты между Минском и Москвой решаются не в формате Союзного государства, а на межгосударственном уровне или вовсе в судебных органах сторонних интеграционных объединений. Наглядный пример — вердикт Суда Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по решению руководства Белоруссии конфисковать российские телевизоры, шедшие в декабре 2014 года транзитом через Белоруссию в «Большую Россию». Тогда конфликт носил именно двусторонний формат, но так как судебного органа Союзного государства не существовало даже в декоративном виде, то вынесен он был на многосторонний уровень — ЕАЭС, хотя ни Казахстан, ни тем более Киргизия или Армения не имели к нему ни малейшего отношения.

Исполнительная власть представлена сугубо формально — такими органами, как Союзный Совмин, Высший Государственный Совет и Постоянный Комитет Союзного государства. Фактически же отношения строятся на двустороннем межгосударственном уровне, о союзных вывесках вспоминают крайне редко. СМСГ не самостоятелен в своих решениях, а для встречи президентов России с бессменно пребывающем в президентском кресле Александром Лукашенко вовсе не нужна вывеска ВГС. За неисполнение решений исполнительных органов Союзного государства не предусмотрено серьёзной ответственности — отсюда и проблема их эффективности. Даже если публично заявлено решение и подписан документ, который прошёл ратификацию на двух национальных уровнях, то это вовсе не значит, что это решение будет выполнено — например, как в случае с единой валютой Союзного государства.

Посткомитет СГ реально не может решить ни одной серьёзной проблемы. Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота привлекается как «политический курьер» и свадебный генерал, реже — как статусный комментатор, мнение которого часто менее весомо, чем слова начальника управления Минсельхозпрода РБ. Яркий пример — публичные выступления госсекретаря СГ в ходе нынешней «молочной войны», в ходе которых он рассказал о своих реальных возможностях.

Формально в СГ существуют также Пограничный и Таможенный комитеты, однако об их эффективности можно судить по той же истории с транзитом калининградских телевизоров. Телерадиовещательная организация Союзного государства, печатные и электронные СМИ СГ во многом напоминают аналогичные структуры СНГ как по форме, так и по популярности среди населения. Битву за умонастроения в молодёжной среде структуры Союзного государства проиграли без единого боя, подавляющее большинство белорусов и русских вообще не знают, что у Союзного государства есть конкретные медиа, в которых работают чьи-то родственники и близкие, получающие зарплаты и прочие бонусы.

Союзное государство до сих пор не обзавелось государственной символикой — даже конкурсов на герб, флаг и гимн не проводилось. В отличие от ЕС, СГ бесцветно, не имеет собственного бренда, не узнаваемо, и поэтому о бренде, имидже и т. д. говорить абсолютно бессмысленно. Похожие болезни наблюдаются и у относительно недавно сформированного ЕАЭС.

На внешнеполитической арене Союзное государство имеет ограниченное признание, причём гораздо меньшее, чем принципиально другое по своему типу образование — СНГ. Союзное государство, так и не став государством, не является членом ООН, ОБСЕ и других авторитетных международных организаций, и, судя по всему, оно даже не стремится к чему-то подобному. Бюрократия СГ ограничивается «встречами на полях» разных мероприятий, демонстрируя фотоснимки в доказательство признания себя.

На внутриполитических аренах Союзное государство разъедает эрозия русофобии и национализма, поддерживаемого местными властями. Например, в Белоруссии сторонников интеграции с Россией в ходе «мягкой белорусизации» увольняли с работы, а в ходе нынешней жёсткой — уже отправляют в тюрьму на длительные сроки и выносят реальные приговоры по уголовным делам. Например, в декабре 2016 года в Белоруссии были арестованы, а в феврале 2018 года осуждены три сторонника союзного строительства и воссоединения с Россией — Дмитрий Алимкин, Юрий Павловец и Сергей Шиптенко. Им было предъявлено издевательское обвинение в потенциальной возможности разжигания вражды или розни между народами Белоруссии и России. Хотя спустя год после их публикаций и ещё через 14 месяцев их пребывания под стражей ничего подобного из описанного государственными экспертами, следователями и прокурорами не произошло, белорусские учёные и публицисты получили по пять лет лишения свободы.

В марте власти Белоруссии вместе с национал-радикалами отметили «100-летие Белорусской народной республики», подтвердив курс на реализацию националистического, русофобского политического проекта. В марте власти позиционировали БНР как этап белоруской государственности, а самочинное сборище провозгласивших её лиц — национальными героями, продвигая этот концепт на официальных мероприятиях в Академии наук, национальном историческом музее и других площадках. Можно вообще ничего не знать о БНР, кроме трёх фактов: БНР как государство не состоялось по причине отсутствия поддержки данной идеи у белорусов, в годы Первой мировой войны деятели БНР помогали оккупантам и просили германского кайзера взять Белоруссию под свой протекторат, в годы Второй мировой войны они же под вывеской Белорусской центральной рады помогали германским оккупантам, не видя Белоруссию вне планов Гитлера по переустройству мира.

Наступило 2 апреля, и власти Белоруссии сделали вид, что всего этого не было — ни мартовского единения с местными националистами-русофобами, ни февральского приговора белорусским «пророссийским публицистам», ни произошедшего за предыдущие месяцы. Посол России в Белоруссии Александр Суриков вместе с Григорием Рапотой и другими чиновниками сделали дежурные заявления о дружбе, добрососедстве, и мимоходом — о коррекции Союзного договора. Так как подготовка изменений скрывается от широкой общественности, то можно предположить, что наиболее неудобные для руководства Белоруссии пункты (о единой валюте и т. д.) будут вычищены — останется лишь то, что не мешает бюрократии заниматься имитацией союзного строительства.

Смотрите так же:  Пособие по уходу за ребёнком до 15 лет максимум

Уже сегодня, 4 апреля, о посвящённых Дню единения мероприятиях вспоминают лишь их непосредственные организаторы и участники. Так будет до следующего года — до очередного 2 апреля. И так этот «день сурка» длится уже больше 20 лет.

Достижения в экономической и оборонной сферах Союзного государства куда заметнее, чем в политической или социальной, однако и они отражают в большей степени двусторонний формат, не обязательно привязанный к структурам СГ. Общая группировка войск на западном направлении номинально существует, но никак не заменяет «ядерного щита» России и зависимость Белоруссии от военной и военно-технической помощи РФ. Такая помощь оказывается, и благодаря ей белорусский ВПК имеет львиную долю заказов, а Вооружённые силы РБ — современную военную технику, оружие и амуницию. Александр Лукашенко не скрывает, что для защиты РБ имеющихся у официального Минска сил и средств недостаточно, и в случае внешней агрессии перед ними будет поставлена задача препятствовать наступлению в течение пару недель до подмоги со стороны России.

Взаимный товарооборот Белоруссии и России рос во многом благодаря интеграции. Именно на экономическом направлении сосредоточились правительства, надолго позабыв о том, что Союзное государство — не «Европейское объединение угля и стали», не региональный формат ВТО, а именно государство. Россия удерживает первое место среди стран-партнёров Белоруссии по взаимной торговле товарами и услугами, статус главного инвестора в белорусскую экономику и первые позиции по другим экономическим показателям. Однако когда дело доходит до производственной интеграции, то на слуху преимущественно громкие провалы вместо блистательных успехов. Александр Лукашенко лично наложил вето на проект слияния МАЗа с КамАЗа в холдинг «Росбелавто», а также на четыре других заявленных крупных проекта, о которых публично предпочитают не вспоминать, особенно 2 апреля.

Ещё меньше поводов для гордости от интеграции в гуманитарной сфере. Научные исследования в этой области заявлены в союзных документах и даже проводятся, но с таким же успехом они могли проводиться и без союзного формата. Националистический концепт, взятый на вооружение руководством Белоруссии, не предполагает ни союзных учебников, ни союзных учебных программ, ни союзных НИИ. Именно поэтому в Белоруссии процветает ревизионизм, подвергаются репрессиям сторонники Русского мира и всячески поддерживается местечковое мифотворчество. Через что-то подобное уже прошла Украина.

Несмотря на многочисленные хронические проблемы и особенности текущего момента, как верно отметил президент Владимир Путин в своём поздравлении 2 апреля, «Союзное государство является примером успешной интеграции для всего евразийского пространства». Очевидные успехи есть, и их можно развивать. Но есть ли желание их развивать не только у Москвы, но и у Минска — большой вопрос. Видимо, пока стороны довольствуются анабиозом союзного строительства.

Западная редакция EADaily

Союзное государство России и Беларуси в фактах и цифрах

Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко встретились в Сочи. На повестке переговоров – двустороннее сотрудничество, евразийская интеграция и ряд международных вопросов.

Договор о создании Союзного государства России и Беларуси был подписан 8 декабря 1999 года в Георгиевском зале Кремля. Свои подписи под ним поставили Борис Ельцин и Александр Лукашенко.

У Союзного государства две столицы, которые почти ровесники – Москва и Минск. Общее пространство – 17 миллионов квадратных километров. Проживают на нем более 156 миллионов человек. А совокупный ВВП подбирается к двум триллионам долларов.

Союзным государством управляет, в первую очередь, Высший Государственный Совет, в который входят президенты России и Беларуси, премьер-министры и руководители палат парламентов. Председателем Госсовета с 2000 года является Александр Лукашенко. Далее следует Совет министров под руководством Дмитрия Медведева. И Постоянный комитет Союзного государства. За его работу отвечает госсекретарь Григорий Рапота.

В Союзном государстве есть общий бюджет. Он формируется за счет отчислений стран-участников. На этот год составляет почти семь миллиардов рублей. Деньги из бюджета идут на различные проекты в торговых, научно-производственных и инвестиционных сферах.

Для деловых кругов Союзного государства основной переговорной площадкой стал Форум регионов. Сегодня на территории Беларуси работают 2,5 тысячи компаний из России. В обратную сторону чуть меньше – в России действуют более тысячи белорусских фирм.

Сотрудничают страны и в культурной сфере. За все время Союзного государства на общем пространстве прошли десятки выставок, концертов и совместных гастролей. Главный диалог культур – Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». В этом году он состоялся уже в 27-й раз.

Ежегодно 2 апреля в обеих странах отмечают День единения народов Беларуси и России. Дата связана с подписанием самого первого договора о создании Союза в 1997 году.

Союзное государство России и Белоруссии

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии подписан 8 декабря 1999 года в Москве. Договор вступил в силу 26 января 2000 года после ратификации парламентами двух стран.

Его подписание явилось продолжением развития интеграционных процессов, заложенных Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 21 февраля 1995 года, Договором об образовании Сообщества России и Белоруссии от 2 апреля 1996 года, Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, а также Декларацией о дальнейшем единении России и Белоруссии, Договором о равных правах граждан и Соглашением о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 года.

Согласно договору, в полномочия Союзного государства входят внешняя политика, оборона и безопасность, бюджетная, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. Каждое государство сохраняет суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное устройство, Конституцию, государственный флаг, герб.

Высший орган Союзного государства — Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

С 2000 года председателем Высшего Государственного Совета является президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Исполнительный орган Союзного государства — Совет министров. В него входят председатель Совета министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя председателя Совета министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

Представительный и законодательный орган — парламент. До выборов функции парламента выполняет парламентское собрание Союзного государства. Верхняя палата парламента будет сформирована законодательными органами обоих государств на паритетной основе, а нижняя — на основе прямых выборов.

Постоянный комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета министров Союзного государства. Руководит работой Постоянного комитета Государственный секретарь Союзного государства, а также в состав Постоянного комитета входят четыре члена Постоянного комитета, являющиеся по должности его заместителями. Два члена Постоянного комитета представляют белорусскую сторону, два члена — российскую сторону. Постоянный Комитет подотчетен Совету Министров.

Государственный секретарь Союзного государства — Григорий Рапота.

Процесс строительства Союзного государства продолжается. Завершением этих интеграционных процессов должно стать подписание Конституционного Акта Союзного государства.

По Договору 1999 года также должны быть созданы Суд Союзного государства и Счетная палата для осуществления контроля за финансами Союзного государства.

С 2000 года начал формироваться союзный бюджет. Бюджет Союзного государства призван обеспечивать финансирование программ и проектов Союзного государства, его функционирование, включая расходы на содержание его органов. Формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников.

Бюджет Союзного государства на 2018 год утвержден в размере 6,93 миллиарда рублей. Расходная часть бюджета в 2018 году сформирована в сумме 4,88 миллиарда рублей и предусматривает финансирование 34 программ и мероприятий. Доходная часть включает безвозмездные перечисления государств-участников (от РФ — 3,167 миллиарда рублей, от Белоруссии — 1,705 миллиарда рублей) и неналоговые доходы (2,057 миллиарда рублей).

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
Смотрите так же:  Договор на страхование жилья

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Межгосударственные отношения России и Белоруссии

Российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества. Дипломатические отношения установлены 25 июня 1992 года. 8 декабря 1999 года был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Его подписанию предшествовало образование в апреле 1996 года Сообщества России и Белоруссии, а в апреле 1997 года — Союза Белоруссии и России.

Правовую базу российско-белорусских отношений составляют более 160 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. Многосторонние соглашения о сотрудничестве связывают страны также в рамках СНГ, ОДКБ и ЕАЭС.

Белоруссия — стратегический союзник России. Это закреплено и в Концепции внешней политики Российской Федерации, где в качестве одного из региональных приоритетов подтвержден курс на расширение стратегического взаимодействия с Белоруссией в рамках Союзного государства в целях развития интеграционных процессов во всех сферах, а также углубления и расширения интеграции между странами в рамках Евразийского экономического союза.

Свидетельством приоритетного для России характера отношений с Белоруссией является высокая динамичность двусторонних контактов на высшем и высоком уровнях.

В 2016 году президенты России и Белоруссии провели семь встреч, а главы правительств — десять.

В 2017 году лидеры двух стран встречались восемь раз.

Очередная встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко состоялась 14 мая 2018 года в Сочи «на полях» заседания Высшего Евразийского экономического совета.

19 июня 2018 года президент России Владимир Путин посетил с рабочим визитом Белоруссию. В Минске состоялась встреча Владимира Путина с Александром Лукашенко. Затем лидеры приняли участие в заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии. По итогам консультаций был подписан ряд документов.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко присутствовал на церемонии открытия чемпионата мира по футболу в Москве 14 июня 2018 года, также он посетил церемонию закрытия мирового первенства по футболу 15 июля.

Очередная встреча лидеров России и Белоруссии прошла в Сочи 22 августа. Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили двусторонние отношения и вопросы международного характера.

Регулярный характер носят встречи глав правительств двух стран по линии Союзного государства, СНГ и ЕАЭС.

27 июля 2018 года Дмитрий Медведев и Андрей Кобяков провели двустороннюю встречу накануне межправительственного Совета ЕАЭС в Санкт-Петербурге. Главы правительств России и Белоруссии обсудили актуальные вопросы двухстороннего торгово-экономического сотрудничества в энергетике, промышленности, АПК и других сферах. Кроме того, на встрече были рассмотрены вопросы реализации совместных кооперационных проектов.

Поддерживаются активные контакты между внешнеполитическими ведомствами, постоянный диалог ведется по линии профильных министерств и ведомств.

29 мая 2018 года министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Белоруссию. Он встретился с президентом Александром Лукашенко и провел переговоры с министром иностранных дел Владимиром Макеем.

Россия и Белоруссия выступают с единых или близких позиций по основным международным проблемам, тесно сотрудничают в ООН, других универсальных и региональных организациях.

Российская Федерация является главным торгово-экономическим партнером Белоруссии, ее доля в товарообороте Белоруссии со всеми странами мира стабильно составляет порядка 50%. Белоруссия занимает первое место по объему товарооборота России со странами СНГ и четвертое место среди всех торговых партнеров Российской Федерации.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, оборот внешней торговли между Россией и Белоруссией в 2017 году увеличился на 26% по сравнению с 2016 годом и составил 30,193 миллиарда долларов. Экспорт из РФ в Белоруссию составил 18,425 миллиарда долларов (рост на 29,2%), импорт РФ из Белоруссии — 11,768 миллиарда долларов (рост на 21,2%).

В структуре экспорта Российской Федерации преобладают минеральные продукты; машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; продукция химической промышленности; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; текстиль и обувь.

В структуре российского импорта ведущее место занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; машины, оборудование и транспортные средства; продукция химической промышленности; металлы и изделия из них; текстиль и обувь; минеральные продукты; древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

По итогам января-июля 2018 года оборот внешней торговли России и Белоруссии составил 19,3 миллиарда рублей, в том числе российский экспорт — 12,4 миллиарда рублей и импорт — 6,9 миллиарда рублей.

Россия в 2017 году оказалась главным инвестором в белорусскую экономику, на ее долю пришлось 38% от всех иностранных инвестиций, вложенных в экономику этой страны, (около 3,7 миллиарда долларов). Белоруссия вложила в экономику России 66,9% от всех своих инвестиций, направленных за рубеж (примерно 3,68 миллиарда долларов).

Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом является строительство Белорусской АЭС мощностью 2400 мегаватт. Генеральный контракт на строительство АЭС подписан 18 июля 2012 года. Первый энергоблок Белорусской АЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2019 году.

Особое место в двусторонних связях занимают вопросы сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Россия является основным поставщиком нефти и газа в Белоруссию. В последние годы поставки в страну составляли около 21 миллиона тонн нефти и 20 миллиардов кубометров газа. В 2016 году были озвучены планы, что Россия будет поставлять в Белоруссию ежегодно 24 миллиона тонн нефти с 2016 по 2024 годы, однако начиная со второго полугодия 2016 года объем поставок снизился. Министр энергетики России Александр Новак, комментируя снижение объемов, заявил, что это связано с недоплатами белорусской стороны за нефть и газ.

Нефтегазовый спор между Россией и Белоруссией завершился в апреле 2017 года: стороны подписали документы, урегулировавшие разногласия в этой сфере. Это произошло сразу после заявления «Газпрома» о получении долга от Белоруссии за поставленный в 2016-2017 годах газ в полном объеме — 726,2 миллиона долларов. Стороны договорились о понижающих коэффициентах к действующей формуле цены на газ для Белоруссии на 2018-2019 годы и восстановлении поставок нефти из РФ в Белоруссию до уровня 24 миллионов тонн ежегодно.

10 декабря 2009 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Белоруссией о развитии военно-технического сотрудничества, которое носит очень тесный характер. Вооружение и техника в национальных вооруженных силах России и Белоруссии во многом совпадает, кроме того, часть военной техники, производство которой осуществляется на территории России, комплектуется составляющими белорусского производства.

Подписано Соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны. Активно развивается сотрудничество России и Белоруссии в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. На регулярной основе проводятся совместные военные и антитеррористические учения.

Значимой составляющей российско-белорусских отношений являются межрегиональные связи. Более 80 субъектов Российской Федерации имеют торгово-экономические отношения с Белоруссией. Создано около 80 крупных совместных сборочных производств; функционирует свыше 200 субъектов товаропроводящей сети с белорусским уставным капиталом, с российским — более 3,3 тысячи; производственной кооперацией связано свыше восьми тысяч предприятий, работает больше тысячи совместных производств. В Белоруссии работают около 2,5 тысячи совместных предприятий или с участием российского капитала.

29-30 июня 2017 года в Москве прошел очередной, четвертый Форум регионов России и Белоруссии, посвященный развитию межрегиональной кооперации в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества. Пятый Форум пройдет в октябре 2018 года.

Насыщенный характер носят связи между Россией и Белоруссией в области культуры. На регулярной основе осуществляется обмен годами культуры, проводятся различные фестивали.

В отношениях между Россией и Белоруссией создано фактически единое миграционное пространство, обеспечиваются условия взаимных поездок по внутренним национальным документам без прохождения таможенного и пограничного контроля. Граждане двух стран имеют равные возможности в получении бесплатного образования и при трудоустройстве, обеспечении одинаковых имущественных прав граждан двух стран, они могут находиться на территории другого государства без регистрации и постановки на миграционный учет в течение 30 дней.

Договор россии и белоруссии 2018