Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Скачать Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Рубрикатор
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Налоговый учет
  • Бухгалтерский учет
  • Кадровое делопроизводство
  • Производственный календарь 2017
  • Образец договора дарения
  • Сервисы
  • Формы документов
  • Юридический словарь
  • Cоглашение о разделе имущества супругов
  • План счетов
  • Курсы, ставки, индекс
  • Правила бух. учета
  • Как оформить загранпаспорт
  • Навигация и возможности
  • Помощь
  • Поиск
  • Вступление в наследство по завещанию
  • Как получить материнский капитал
  • Как получить паспорт на квартиру
  • Как оформить развод
  • Образец нового полиса ОМС
  • О сайте
  • О системе
  • Условия использования сайта
  • Технические требования
  • Статьи и обзоры
  • Документы для открытия ИП
  • Регистрация граждан

Сайт использует файлы cookie.Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
© 2010—2018. Справочно-правовая система «ЗаконПрост».

Страхование ответственности владельцев транспортных средств

  • Страхование — классификация, сущность и функции
  • Страховой фонд
  • Страховые тарифы

Страхование ответственности владельцев транспортных средств

Объектами страхования ответственноси владельцев транспортных средств являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы страхователя, связанные с компенсацией убытка потерпевшим за вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортных средств. Ущербы, нанесенные третьим лицам в результате дорожно-транспортных происшествий, практически везде покрываются за счет страхования ответственности владельцев автотранспорта.

В России, как и в большинстве европейских стран этот вид страхования является обязательным в связи с принятием федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

Страховать автогражданскую ответственность могут дееспособные физические и юридические лица. По договору, заключенному с физическим лицом, застрахованной считается гражданская ответственность собственника транспортного средства или лица, управляющего автотранспортным средством по доверенности. Если договор заключается с юридическим лицом, то действие его распространяется на всех лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством.

По договору страхования страховщик берет на себя обязательство возместить в пределах лимита ответственности ущерб, который страхователь в силу закона обязан компенсировать потерпевшим третьим лицам за вред, причиненный их жизни, здоровью или имуществу.

Страховыми являются события, связанные с эксплуатацией транспортного средства и повлекшие за собой утрату трудоспособности, увечье или смерть потерпевшего, а также уничтожение или повреждение имущества, принадлежащего третьим лицам.

Из страхового покрытия исключаются события, произошедшие вследствие:

  • причинения ущерба членам семьи страхователя, лицам, работающим у него, или лицам, находившимся на эксплуатируемом страхователем транспортном средстве;
  • умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителей, а также нарушений кем-либо из них установленных правил эксплуатации средств транспорта, противопожарной охраны, хранения огнеопасных или взрывчатых веществ и предметов;
  • управления автотранспортным средством лицом, не имеющим на то прав, или лицом, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • непреодолимой силы или стихийного бедствия;
  • военных действий, гражданских волнений, массовых беспорядков;
  • конфискации, ареста или прочих распоряжений властей.

Страхователь и страховщик при заключении договора определяют перечень страховых случаев, при наступлении которых страховщик обязан произвести выплату страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается на основании заявления страхователя, решения третейского, арбитражного или гражданского суда, документов соответствующих органов, которые подтверждают страховой случай (справка из ГИБДД, милиции и т. д.), а также составленного страхового акта. Размер страхового возмещения определяется на основании соответствующих документов (врачебно-трудовых экспертных комиссий, органов социального обеспечения, решения суда и т. д.) о факте нанесения ущерба и его последствиях, а также с учетом справок, счетов и прочих документов, подтверждающих произведенные расходы.

По обязательному страхованию автогражданской ответственности лимит ответственности составляет 400 тыс. руб., при этом:

  1. В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего.
  2. В части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тыс. руб. и не более — 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Лимит по обязательному полису является невычитаемым, т. е. страховщик возмещает убытки по каждому страховому случаю в течение срока действия полиса в пределах установленного законом лимита ответственности.

В сумму страхового возмещения российскими страховщиками включаются:

  • заработок, которого лишился потерпевший вследствие потери трудоспособности или уменьшения ее в результате причиненного увечья или иного повреждения здоровья;
  • дополнительные расходы, необходимые для восстановления здоровья (санаторно-курортное лечение, протезирование, расходы на транспорт и др.);
  • доля заработка, которая приходилась на лиц, состоявших на иждивении потерпевшего;
  • расходы на погребение;
  • ущерб, причиненный имуществу.

Добровольное страхование не заменяет полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Обязательное и добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев должны дополнять друг друга. Автостраховщики сами буду разрабатывать программы, учитывающие наличие добровольного полиса при введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Представляет интерес тот факт, что с 1 января 2004 г. автовладелец не в праве эксплуатировать свой автомобиль без полиса обязательного страхования гражданской ответственности (штраф за отсутствие данной страховки от 3 до 5 МРОТ).

Система «Зеленая карта»

«Зеленая карта» — название системы международных договоров и страхового полиса об обязательном страховании гражданской ответственности автотранспортных средств. «Зеленая карта» была введена в начале 1950-х гг. в странах ЕС, а свое название получила по первоначальному цвету страхового полиса. Этот документ подтверждает наличие у владельца автотранспортного средства страхового покрытия, действительного на территории любой страны Европейского союза и некоторых других стран, присоединившихся к данной системе. Россия в эту систему не входит, поэтому гражданам РФ при въезде на территорию любой из стран ЕС необходимо оформить «Зеленую карту».

С развитием транснациональных автомобильных сообщений возникла необходимость распространения действующих в стране условий обязательного страхования гражданской ответственности на иностранцев, приезжающих на своих автомобилях из-за границы. Появились предпосылки для создания международного законодательства в области страхования автогражданской ответственности. Так появилась система «Зеленая карта», которая должна была обеспечить достижение двух основных целей:

  • интересы потерпевшей стороны должны быть защищены в любой стране посещения в случае дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является иностранный гражданин;
  • иностранный гражданин, являющийся владельцем или водителем автотранспортного средства, зарегистрированного за рубежом, не должен встречать препятствий в стране посещения в виде различных требований и ограничений, определяемых национальными законами об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Система «Зеленая карта» вступила в силу 1 января 1953 г. На основе так называемого типового Лондонского образца соглашения члены системы — организации различных европейских стран — заключали между собой двусторонние соглашения. В них, во-первых, определяются значения основных понятий, таких, как «член системы» (страховая организация, входящая в национальное бюро), «страхователь» (лицо, застрахованное согласно условиям полиса и имеющее действующее страховое удостоверение — Международную карту автострахования), «средство автотранспорта», «страховой полис», «дорожно-транспортное происшествие», «претензия» и др. Во-вторых, определяются порядок выдачи страховых документов, рассмотрения и урегулирования возникающих претензий в связи с дорожно-транспортными происшествиями, устанавливаются размеры расходов по ведению дел, порядок взаиморасчетов между бюро, а также описываются другие важные положения по функционированию системы.

Основополагающими принципами соглашения являются:

  • признание страной страхового покрытия гражданской ответственности иностранного лица, которую он несет как владелец автотранспортного средства согласно законам страны пребывания;
  • страховые организации страны, где возник страховой случай, уполномочены регулировать от имени страховой организации иностранного виновника происшествия претензии пострадавших лиц своей страны за ущерб, причиненный им при эксплуатации автотранспортного средства.

«Зеленая карта» — это, с одной стороны, название системы международных договоров, а с другой — страховое удостоверение об обязательном страховании автогражданской ответственности. Без такого удостоверения пересечение границ стран — членов Международного союза «Зеленых карт» невозможно. Координирующим органом системы «Зеленая карта» является Совет международного бюро, руководство и секретариат которого находятся в Лондоне. Лондонское бюро — это ассоциация национальных бюро стран-участниц и депозитарий универсального договора. Высший орган Совета бюро — Генеральная ассамблея.

В каждой стране — участнице системы страховыми организациями создаются бюро, которые выполняют две основные функции:

  • эмиссию «Зеленых карт» для последующего предоставления их страхователям (бюро по возмещению убытков);
  • урегулирование возникающих на территории данной страны претензий и предъявление исков к иностранным гражданам, виновным в причинении ущерба (вреда) при использовании ими автотранспортных средств и имеющих удостоверения «Зеленая карта» (бюро по регулированию претензий).

Удостоверение «Зеленая карта» является эквивалентом страхового полиса, выданного согласно закону об обязательном страховании ответственности страны посещения, подготовленным в стандартной форме (с указанием страны или группы стран, для которых предусмотрено необходимое страховое покрытие и срок действия страхования). Несмотря на частный характер договора, законность системы «Зеленая карта» должна быть официально признана государством, в котором действует национальное бюро.

Каждое национальное бюро является одной из сторон международного договора, который определяет порядок действия системы «Зеленая карта» и заключается между национальными бюро стран-членов. При этом страховщик, предоставивший страховое покрытие, обеспечивает выплату возмещения ущерба пострадавшей стороне в соответствии с требованиями закона страны пребывания.

Документом, подтверждающим страхование гражданской ответственности, является «Международная карта автострахования» (или «Зеленая карта»). Она содержит все необходимые сведения о средстве автотранспорта, его владельце, условиях страхования, включая срок и место действия. Если владелец карты становится виновником дорожно-транспортного происшествия, он предъявляет ее представителям власти или полиции, а пострадавшей стороне сообщает его адрес бюро в стране посещения, которое будет осуществлять урегулирование претензий.

Смотрите так же:  Интерфейсы java наследование

Бюро по урегулированию претензий пострадавшей стороны, возмещая ущерб в соответствии с действующим национальным законодательством, обращается с требованием о компенсации ущерба к бюро, возмещающему убытки той страны, где было зарегистрировано средство автотранспорта виновника дорожно-транспортного происшествия и где выдавалась «Зеленая карта». Покрытие возникающих убытков, таким образом, производится на основе взаимных расчетов между национальными бюро, которые являются членами системы.

Однако с увеличением количества транспортных средств и интенсивности пересечения государственных границ осуществление жесткого контроля за наличием страхования перестало соответствовать принципам организации Европейского союза. Для отмены такого контроля на границах требовалось создать механизм гарантий пострадавшей стороне с предоставлением необходимой и достаточной компенсации даже в том случае, когда транспортное средство виновника не было надлежащим образом застраховано.

Основными принципами организации такого механизма являются:

  • использование автотранспортного средства допускается только при наличии обязательного страхования гражданской ответственности, причем данное требование относится не только к использованию транспортного средства в пределах границ государства, на территории которого оно зарегистрировано, но и к эксплуатации его в странах, где действует система «Зеленая карта»;
  • характер и размеры страхового покрытия в границах отдельного государства должны соответствовать требованиям Закона об обязательном страховании гражданской ответственности и изменяться в соответствии с требованиями аналогичного закона государства посещения;
  • в случае возникновения дорожно-транспортного происшествия по вине иностранного гражданина национальное бюро страны посещения гарантирует выплату страхового возмещения пострадавшей стороне, действуя от лица непосредственного страховщика (последнее, как уже отмечалось, обеспечивается правилами функционирования самой системы);
  • в случаях, когда национальное бюро страны посещения понесло расходы по выплате страхового возмещения пострадавшей стороне, таковые должны быть ему компенсированы национальным бюро той страны, где зарегистрировано средство автотранспорта виновника происшествия.

Наиболее значительным нововведением системы явилось возмещение ущерба пострадавшей стороне при возникновении любого страхового случая вне зависимости от наличия страхования иностранным владельцем автотранспорта. При этом со стороны государственной власти контроль за соблюдением требований о наличии страхования ответственности от въезжающих в страну автомобилистов отменяется. Новый порядок функционирования системы «Зеленая карта» был введен первой директивой по автострахованию, определяющей, что государства — члены системы воздерживаются от проведения проверок наличия страхования ответственности после заключения национальным бюро между собой дополнительного договора по этому поводу. Другие статьи этой директивы касаются режима посещения стран — членов системы автотранспортными средствами из иных стран, не входящих в это сообщество. На последних распространяется требование о наличии обязательного страхования ответственности.

Следующим этапом развития системы «Зеленая карта» стал процесс разработки мер по устранению сложившихся противоречий в ее функционировании в различных государствах — членах системы. Так, в каждой из стран, где действует система, устанавливались свои лимиты, объем и условия страхового покрытия в соответствии с требованиями национального законодательства, что зачастую приводило к возникновению значительных отличий, определяющих права пострадавшей стороны на возмещение причиненного ей ущерба. Например, в некоторых странах (Греция, Португалия) страховое покрытие не распространялось на пассажиров транспортных средств, если первые являлись членами семьи владельца автотранспорта или его водителя. Существовали значительные отличия и в объеме страхового покрытия в случаях причинения вреда здоровью третьих лиц. В одних странах (Испания, Греция) эти лимиты были очень низкими, в других (Бельгия, Люксембург) — не ограничивались предельной суммой. В целях устранения такого рода различий была выработана вторая директива по автострахованию, которая была принята 30 декабря 1993 г.

Основными положениями второй директивы являются

  • обязательное страхование автогражданской ответственности должно обеспечивать страховое покрытие как на случай нанесения имущественного ущерба, так и на случай причинения вреда здоровью третьих лиц;
  • для каждого случая устанавливаются минимальные пределы сумм страхового возмещения.

Дополнительные меры для решения проблем, вызванных существованием в ряде стран лимитов по обязательному страхованию автогражданской ответственности, а также наличием разногласий в законодательстве государств относительно ответственности пассажиров застрахованного средства автотранспорта, были предложены третьей директивой. Было зафиксировано требование, чтобы страховое покрытие ответственности перед третьими лицами включало в себя и страхование пассажиров застрахованного средства автотранспорта. В целях совершенствования степени защиты пострадавших страховое покрытие распространяется и на лица, являющиеся родственниками виновника происшествия, другими словами, они рассматриваются как третьи лица.

Одной из основных трудностей, возникающих в связи с реализацией первой директивы, явилось широко распространенное использование исключений в условиях страхования автогражданской ответственности, при которых ответственность страховщика не наступает. К ним можно отнести следующие:

  • лицо, управляющее автотранспортным средством, не имеет водительских прав;
  • водитель автотранспортного средства не имеет доверенности на право управления им;
  • автотранспортное средство не отвечает предъявленным техническим требованиям или требованиям безопасности.

Российские страховые компании начали предоставлять услуги по страхованию гражданской ответственности на территории зарубежных стран по системе «Зеленая карта». Но поскольку Россия не имеет своего национального бюро, которое могло бы распространять свои полисы, автовладельцы приобретают «зеленые карты» зарубежных бюро, в основном польские, австрийские или немецкие.

Отечественные страхователи приобретают полисы либо через российские страховые компании, которые по поручению зарубежных страховщиков продают «зеленые карты» российским автотранспортникам, выезжающим за рубеж, либо покупают «зеленые карты» непосредственно в западноевропейских страховых компаниях.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право. — М.: СБИ . С. М. Джаарбеков . 2001 .

Смотреть что такое «Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в других словарях:

ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их… … Юридическая энциклопедия

ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ — ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ … Юридическая энциклопедия

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — осуществляется в соответствии с гл. 11 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 530. Объектом обязательного страхования являются… … Юридический словарь современного гражданского права

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ — ДОГОВОР ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ … Юридическая энциклопедия

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — (сокр. ОСАГО обязательное страхование автогражданской ответственности) вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40 ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об… … Википедия

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности) это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003… … Википедия

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (акроним от обязательное страхование автогражданской ответственности) это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года… … Википедия

Договор ОСАГО — договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее договор обязательного страхования) договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при… … Официальная терминология

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) — Объектом обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда … Энциклопедия ньюсмейкеров

Виды страхования — Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определённом объёме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам[1]. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам… … Википедия

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

«Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: отдельные вопросы правоприменения»

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО). Кроме того, правовую основу ОСАГО составляют Гражданский кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты, а также международные договоры Российской Федерации (ст. 2 Закона об ОСАГО). Основным подзаконным актом, регулирующим отношения по ОСАГО, являются Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленные Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО).

ОСАГО основывается на принципе всеобщности и обязательности страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств (ст. 3 Закона об ОСАГО). В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.

Понятие «транспортное средство» используется в ОСАГО в том же смысле, что и в законодательстве о безопасности дорожного движения, и означает устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (абз. 2 ст. 1 Закона об ОСАГО, абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Например, к транспортным средствам, риск ответственности владельцев которых подлежит обязательному страхованию, относятся прицепы (включая полуприцепы и прицепы-роспуски), за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям (пп. «д» п. 3 ст. 4 Закона об ОСАГО, абз. 38 п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090).

Смотрите так же:  Мировой суд волоколамского района судебный участок 296

Договор ОСАГО является возмездным. Страховщик принимает на себя обязательство осуществить страховое возмещение при наступлении страхового случая за определенную плату, уплачиваемую страхователем — страховую премию.

По общему правилу владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения им (п.п. 1 — 4 ст. 4 Закона об ОСАГО). До истечения указанного срока допускается управление транспортным средством в отсутствие полиса ОСАГО либо без внесения нового владельца в уже имеющийся полис.

Страхование осуществляется владельцем транспортного средства путем заключения со страховщиком соответствующего договора, в котором указывается конкретное транспортное средство, гражданская ответственность владельцев которого застрахована (п. 1 ст. 15 Закона об ОСАГО).

Перечень документов, представляемых страхователем страховщику для заключения договора ОСАГО, и порядок их представления определены п.п. 3 — 5, 10 ст. 15 Закона об ОСАГО, п. 1.6, п. 1.8 Правил ОСАГО. К таким документам относятся:

— заявление о заключении договора обязательного страхования;

— паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

— свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

— документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

— водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

— диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

Страховой полис выдается страхователю незамедлительно после представления страхователем всех предусмотренных законодательством документов, необходимых для заключения договора ОСАГО, и уплаты страховой премии (абз. 5 п. 1.4 Правил ОСАГО).

Размер страховой премии определяется на основании страховых тарифов (абз. 12 ст. 1 Закона об ОСАГО). Предельные размеры базовых ставок, коэффициенты к страховым тарифам, а также требования к структуре страховых тарифов и порядок их применения страховщиками установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У. Конкретные размеры базовых ставок страхового тарифа устанавливаются каждым страховщиком самостоятельно в пределах, предусмотренных названным Указанием. Соответствующий документ должен быть размещен страховщиком на его официальном сайте в сети «Интернет» в соответствии с п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (приложение № 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У).

Страховая премия по конкретному договору ОСАГО рассчитывается как произведение базовой ставки и соответствующих коэффициентов (п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО). По письменному требованию страхователя страховщик обязан в течение трех рабочих дней представить письменный расчет подлежащей уплате страховой премии (абз. 5 п. 2.1 Правил ОСАГО). Рассчитать примерную стоимость полиса ОСАГО можно с помощью соответствующего сервиса на официальном сайте профессионального объединения страховщиков ОСАГО — Российского союза автостраховщиков (http://www.autoins.ru).

Страховщики и Российский союз автостраховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность функционирования своих официальных сайтов в целях заключения договоров ОСАГО (п. 1.1 ст. 22 Закона об ОСАГО).

Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии по договору, уплаченной страхователем в соответствии с действовавшими на момент уплаты тарифами (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО). Однако в случае изменения условий договора ОСАГО в течение срока его действия размер страховой премии может быть уменьшен или увеличен в зависимости от характера обстоятельств, вызвавших соответствующие изменения. Размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты тарифам (п. 3 ст. 16 Закона об ОСАГО, п. 2 ст. 959 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 2, 4 п. 2.1 Правил ОСАГО).

При досрочном прекращении договора ОСАГО в случаях, предусмотренных Правилами ОСАГО, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (п. 4 ст. 10 Закона об ОСАГО). Из требований к структуре страховых тарифов (приложение № 3 к Указанию Банка России от 19.09.2014 № 3384-У) следует, что доля страховой премии, предназначенной для осуществления страхового возмещения, составляет 77 процентов.

3. Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховым риском по ОСАГО, то есть обстоятельством, на случай наступления которого осуществляется страхование, является возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (потерпевших) при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 6 Закона об ОСАГО).

Реализовавшийся страховой риск именуется страховым случаем (п. 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», абз. 11 ст. 1 Закона об ОСАГО).

К страховому случаю по ОСАГО могут быть отнесены обстоятельства, имевшие место не только в процессе движения транспортного средства в буквальном смысле слова, но и при его участии в дорожном движении в других формах, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в том числе не связанных с процессом физического перемещения транспортного средства в пространстве. В частности, страховым случаем может быть признано причинение вреда в период остановки и стоянки транспортного средства (абз. 2 п. 17 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 2).

Действие ОСАГО распространяется на случаи причинения вреда как посредством самого транспортного средства, так и в результате воздействия перевозимого на нем груза, кроме случаев, когда риск ответственности за причинение вреда воздействием груза подлежит обязательному страхованию в соответствии со специальным законом о соответствующем виде обязательного страхования (пп. «д» п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО).

Не является страховым риском по ОСАГО возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО. Например, при причинении морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды; причинении вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах; загрязнении окружающей среды; возникновении обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику; причинении водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу; причинении вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке. Вред, причиненный при указанных обстоятельствах, возмещается в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством (глава 59 ГК РФ).

По договорам ОСАГО вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем страховое возмещение не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица. Отсутствие в полисе ОСАГО отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа в страховом возмещении. Однако в таком случае страховщик приобретает право регресса к причинителю вреда (п. 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2015 № 2).

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. ФЗ об ОСАГО

Каждый автовладелец, согласно законам РФ, обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Для этого разработан свод правил. Центробанк периодически вносит в них различные поправки. На самом деле признаки и понятие у ОСАГО такие же, как у любого другого договора страхования.

Осень 2015 года с принятием постановления правительства стала точкой отсчета системы электронного страхования ответственности водителей и автотранспорта. Основные цели, преследуемые нововведением, – доступность в любом регионе страны, упрощение процедуры страхования и скорость оформления полиса.

Рассмотрим все возможные варианты.

Базовые понятия

Гражданское право, регулируя страховые отношения, выделяет две категории лиц: страхователь и страховщик. Сам договор страхования является неким соглашением между этими участниками правовых отношений.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС тоже заключается между страхователем и страховщиком. Однако, для того чтобы положения договора были реализованы, необходимо участие третьих лиц, задействованных в процессе страхования ответственности владельцев автомобилей.

Страховщик – это юридическое лицо, имеющее лицензию на ведение страховой деятельности.

Главная же сторона процесса страхования гражданской ответственности автолюбителей – страхователь. Практически всегда это владелец авто и/или его водитель, заключивший соглашение. По закону с ним могут быть связаны застрахованные лица, возможные потерпевшие и другие стороны договора, имеющие право на возмещение принесённого вреда.

ФЗ об ОСАГО трактует понятие «владелец» для идентификации лица, на которое в случаях, описанных в договоре, ложится деликатная ответственность. Проще говоря, страхователь – лицо, оплачивающее страховку и имеющее право вносить изменения в полис, то есть продлевать период пользования, запрашивать дубликат, вносить или удалять водителей и пр.

Правила оформления страховки подчеркивают, что страхователь — это необязательно собственник ТС, ему не нужна нотариальная доверенность от владельца авто, и в полисе он тоже может быть не записан.

В обязанности страхователя входит представить необходимые документы для ОСАГО (оригиналы и копии) и не забывать вовремя вносить произошедшие в течение страхового периода изменения.

Смотрите так же:  Какие документы нужны для оформление страхового случая по осаго

Страховым случаем в гражданском праве называют случившееся событие, результатом которого является наступление ответственности страхователя, чей риск был застрахован.

Использование транспортного средства – это все действия, связанные с механическим движением, а также стоянка, буксировка, остановка, парковка и пр. Использовать ТС можно не только на трассах, но и на прилегающих к ним дорогах, предназначенных для передвижения транспорта, дворах, стоянках ТС, жилых массивах, АЗС и любых территориях, где возможно движение автомобиля.

Содержание норм и правил

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС – соглашение между страхователем и страховщиком, по которому последний обязуется за предварительно оговоренную плату (то есть страховую премию) при наступлении события, предусмотренного договором (страхового случая), возместить причинённый третьим лицам вред (жизни, здоровью или имуществу), то есть осуществить страховую выплату в пределах прописанной в договоре суммы (страховой суммы).

Страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) подчиняется Правилам страхования и Закону об ОСАГО, причем действующим на момент заключения соглашения. Ибо любое внесение изменений в законы и правила об ОСАГО после заключения договора не влечет за собой изменений в самом договоре.

Договор обязательного страхования ТС считается публичным. Он заключается на условиях, предусмотренных законодательством.

Соглашение о страховании ответственности автовладельца не распространяется на страховые случаи причинения ущерба здоровью, жизни и/или имуществу, случившиеся в любой другой стране. Не является исключением превышение размера ущерба над пределом страховой суммы по правилу «Зеленая карта».

Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности гарантируется выданным страховым полисом.

Юридические нюансы

Неполная и/или не вовремя перечисленная страховым агентом или брокером страховая премия, несанкционированное использование бланков полиса ОСАГО не дают освобождение страховщику от выполнения условий договора.

В случае хищения бланков СК освобождается от выплат по страховым случаям, только при условии обращения страховым агентом с заявлением о пропаже бланков в уполномоченные органы.

Обязательные условия договора страхования гражданской ответственности указывают на невозможность замены в полисе срока его действия, а также страхователя. При переходе права собственности на транспортное средство новый владелец должен заключить свой договор страхования ответственности.

Основные правила

Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключается на год. Действие полиса может распространяться не только на владельца авто. Застрахованными должны быть все лица, допущенные к управлению конкретным транспортным средством. Если использование автомобиля ограничено, то в полисе обязательно прописываются данные каждого застрахованного.

Правила разрешают страховать автомобиль без прохождения государственной регистрации и, соответственно, без внесения регистрационного знака в заявление. Но как только он получен, у владельца есть всего три рабочих дня для внесения этих данных в автоматизированную систему учета.

После того как все данные внесены и регистрация пройдена, пользователь получает документ – страховой полис. Бланк единого образца действителен на всей территории РФ. Вместе с ним в страховой компании обязаны выдать перечень офисов — представителей страховщика. В нем должна быть информация о часах работы, адресах и контактных данных работников офисов. А также два бланка на случай ДТП.

Страховой документ выдается после поступления оплаты на счет страховой компании. Правила отводят на это один рабочий день.

В случае утери бумажной версии документа страховая компания должна выдать дубликат полиса без взимания дополнительной платы.

Страховщик имеет право оформить договор обязательного страхования гражданской ответственности в любой страховой компании, и ни одна из них не имеет права отказать в запрашиваемой услуге. Документы для ОСАГО, а это паспорт владельца авто, ПТС или техпаспорт, техосмотр или диагностическая карта, водительское удостоверение и доверенность (если автомобиль не личный), можно представлять и в бумажном варианте, и в электронном. В случае пролонгации договора оригиналы документов не требуются.

Представители страховой компании имеют право осмотреть транспортное средство. В этом случае по обоюдному договору сторон выбирают место осмотра.

Получать полис по окончании срока необязательно в обслуживающей СК. Пользователь имеет право на выбор другой компании, предлагающей более выгодные условия.

Особенности электронной страховки

Главный плюс электронного полиса – нет нужды приходить в офис компании. Достаточно иметь дома гаджет с подключённым интернетом, чтобы с легкостью оформить договор обязательного страхования гражданской ответственности. Юридическая сила электронного документа такая же, как у бумажного.

Некоторым минусом, считают специалисты, является неготовность страховых компаний к этому нововведению. На официальном сайте практически каждой есть технические недоработки. На сегодняшний день чуть более 80 страховых компаний получили лицензию, дающую право оформлять ОСАГО через интернет. Но реально выдают подобные дистанционные документы только 15 страховщиков. Хотя постановление правительства обязало абсолютно все СК вести расчет стоимости ОСАГО и выдавать полисы через интернет.

Процедура проста

Оформить полис ОСАГО через интернет можно на сайте любой страховой компании. На первом этапе требуется пройти регистрацию. Следующее действие – заполнение заявки. Она обрабатывается несколько минут, после чего на телефон приходит СМС-оповещение с кодом доступа для входа в личный кабинет.

В нем можно выбрать интересующую услугу, будь то оформление нового полиса или пролонгация предыдущего договора. Также доступен расчет стоимости страхования. Для него необходимо знать год выпуска транспортного средства и мощность его двигателя.

Процесс страхования не представляет сложности. В предлагаемую форму вводятся паспортные данные автовладельца, информация с водительского удостоверения каждого из страхуемых лиц и ПТС автомобиля.

Оплатить договор обязательного страхования гражданской ответственности можно картой банка — партнера страховой компании. После поддержания оплаты информация о застрахованном и выданном полисе заносится в единую базу, а сам документ высылается на подтвержденный электронный адрес застрахованного.

Плюсы и минусы удаленного ОСАГО

Основным преимуществом договора автострахования по задумке создателей является удобство и простота оформления. В любом месте с гаджета, подключенного к интернету, должна быть доступна услуга страхования. Оформить полис ОСАГО через интернет должно стать особенно удобно жителям отдаленных регионов, не имеющим доступа к офисам страховых компаний. Хорошей новостью стала невозможность навязывания дополнительных условий страхования. Да и удобство хранения (как в электронном, так и в бумажном виде) тоже радует пользователей.

Не повезло, если так можно выразиться, владельцам новых авто. Электронная регистрация полиса автострахования для них недоступна. Причиной тому – внесение государственных регистрационных знаков в единую базу.

Специалисты считают минусом большое количество ошибок при внесении данных на сайтах страховых компаний. А любая описка делает полис недействительным. Да и не каждый сотрудник дорожной инспекции имеет необходимое оборудование для проверки подлинности электронного полиса.

Существующие недоработки

Чаще всего сегодня недоразумения возникают в случае ДТП. В этой ситуации проверить подлинность страхования достаточно трудно, поэтому даже незначительное происшествие требует вызова инспекторов дорожно-постовой службы.

Сами СК подмечают, что до сих пор не сформирована единая система проверки данных, вносимых пользователями самостоятельно. То есть мошенникам тоже доступ в базу открыт. ФЗ об ОСАГО и постановление правительства обещают в ближайшее время доработать. Будет введён единый алгоритм проверки вводимой пользователями информации и сформирована единая база данных. Страховые компании обяжут разработать систему обмена данными. Она будет необходима в случае перехода автовладельца из одной компании в другую.

После устранения недочетов все оформляемые полисы будут вноситься в единую систему учета, появятся и инструменты, позволяющие проверять подлинность страховки.

Какие страховые компании оформляют ОСАГО

Так как автострахование в нашей стране обязательно, то любая компания, имеющая лицензию на страховую детальность, оформляет полисы ОСАГО. Значимость компании легко оценить по рейтингу и отзывам на официальных сайтах компаний. Вот некоторые из них, заслуженно пользующиеся доверием владельцев ТС:

1. «Росгосстрах». Компания с государственной поддержкой, а это означает повышенную надежность. Доля СК на рынке самая высокая – почти 36 %.

2. «АльфаСтрахование». Официальный рейтинг держит эту СК в десятке лучших. Автолюбители отзываются о ней как о компании с лояльными ценами.

3. «ВСК». На рынке страховых услуг уже более 20 лет. Клиентская база — свыше 5 млн человек. Это говорит о многом.

4. «Согласие». В ней страховка ОСАГО (отзывы автовладельцев подтверждают это) оформляется быстро и выплаты не задерживаются.

5. «Ренессанс». Компания на рынке сравнительно недавно, любима автовладельцами за низкие цены.

Расчет стоимости ОСАГО можно провести самостоятельно на любом специализированном сайте (онлайн-калькулятор ОСАГО) или официальных порталах страховых компаний. Для страховщиков действует тарифный коридор, установленный Центробанком. Стартовая цена полиса может быть в пределах от 3432 до 4118 рублей.

В случае ограниченной страховки владелец авто обязан сообщить страховой компании о доверии управлении ТС лицу, не внесенному в договор. При этом нужно иметь в виду, что заменять страхователя или автомобиль не допускается. Любые изменения требуют заключения нового соглашения.

Практически всегда вносимые изменения ведут к переоценке риска. Поэтому страховщик вправе запросить внести дополнительный взнос.

Продление договора заключается в подписании нового соглашения сроком действия один год.

Действие страхового полиса прекращается в случае смерти собственника авто, утраты ТС или ликвидации страховщика или страхователя как юридического лица.

В некоторых случаях часть страховой выплаты может быть возмещена. Если страховщик отказывается ее вернуть, ему грозит неустойка.

Страховщик имеет право досрочно прекратить действие договора, если он обнаружил данные, существенно снижающие стоимость риска. Страхователь тоже может разорвать соглашение, если у страховой компании отозвали лицензию или сменился собственник авто.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств