Договор о создании еэп

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

Всего документов в БД:

Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан

от 10 января 1994 года

Республика Казахстан и Республика Узбекистан, именуемые в дальнейшем Высокие Договаривающиеся Стороны,

руководствуясь Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан от 24 июня 1992 года, (31 октября 1998 г. принят Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан)

основываясь на многовековой общности своих народов и желая развивать и углублять всесторонние добрососедские отношения,

учитывая необходимость координации совместных действий в проведении экономических реформ, развитии рыночных отношений и формировании эффективных взаимовыгодных экономических связей,

стремясь создать благоприятные условия для реализации совместной Программы по углублению экономической интеграции Республики Казахстан и Республики Узбекистан на 1994-2000 годы,

сознавая объективную необходимость формирования и развития общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, упрочения прямых связей хозяйствующих субъектов,

признавая важную роль межгосударственного экономического сотрудничества в стабилизации народного хозяйства, более эффективном использовании богатых природных, минерально-сырьевых ресурсов республик, а также необходимость принятия мер по реализации положений Договора о создании Экономического Союза Содружества Независимых Государств,

договорились о создании Единого экономического пространства Республики Казахстан и Республики Узбекистан.

Единое экономическое пространство Республики Казахстан и Республики Узбекистан создается в целях развития и реализации совместной Программы по углублению экономической интеграции Республики Казахстан и Республики Узбекистан на 1994-2000 годы и предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и обеспечивает согласованную кредитно-расчетную, бюджетную, налоговую, ценовую, таможенную и валютную политику.

Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои взаимоотношения как дружественные государства, руководствуясь принципами равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения взаимных обязательств, а также другими общепризнанными нормами международного права.

Высокие Договаривающиеся Стороны при формировании Единого экономического пространства:

создадут необходимые правовые, экономические и организационные условия для свободного перемещения капиталов и рабочей силы;

будут проводить согласованную политику в области развития транспорта и коммуникаций, направленную на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров;

создадут условия для добросовестной конкуренции, включая механизм антимонопольного регулирования;

будут применять свободные (договорные) цены во взаимной торговле, складывающиеся с учетом интеграции внутренних рынков и не допустят односторонних действий по ограничению доступа товаров (услуг) на свои рынки;

обеспечат развитие прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами и создадут благоприятные условия для укрепления производственной кооперации;

будут содействовать созданию совместных предприятий, производственных объединений в приоритетных отраслях, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Евразийское экономическое сообщество

  • Страны участники Беларусь
  • Казахстан
  • Кыргызстан
  • Россия
  • Таджикистан
  • Узбекистан
  • Страны наблюдатели Армения
  • Молдова
  • Украина

Доставка на Украину из России

Контейнерная доставка на Украину из России стройматериалов, изделий из дерева, инструментов.

Вызвать эвакуатор срочно

Когда нужно вызвать эвакуатор срочно обращайтесь на techneu.ru

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

  • эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
  • создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
  • проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
  • развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
  • создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг. Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников.

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства, что предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Стороны продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущим операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками.

В декабре 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010-2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран. Он предусматривает разработку и подписание в течение двух лет, к 1 января 2012 года, 20-ти международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.

В целях своевременного выполнения этого Плана утверждён Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010-2011 годы, предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 года, и второго пакета из 6 документов по ЕЭП — до 1 января 2012 года.

Весь пакет документов, формирующих ЕЭП, подписан в декабре 2010 года, ратифицирован сторонами и вступает в силу с 1 января 2012 года.

В целях обеспечения дальнейшей подготовки документов в развитие базовых соглашений по ЕЭП подготовлен План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден Межгоссоветом ЕврАзЭС (Высшим органом Таможенного союза) на уровне глав правительств 15 марта 2011 года.

Этот План предусматривает разработку и принятие 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколов, планов мероприятий и т.д.) в срок до конца 2015 года, в том числе в 2011 году — 8 международных договоров и 17 иных документов.

Кроме того, правительствам сторон предстоит обепечить выполнение более 70 обязательных мероприятий по 17 базовым соглашениям, формирующим ЕЭП, в соответствии с установленными в них конкретными сроками.

Принятие этих документов и выполнение правительствами сторон обязательств по соглашениям обепечит с 1 января 2016 года полноценное функционирование ЕЭП.

Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества

Подписан 10 октября 2000 года в Астане Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, Президентом Кыргызской Республики Аскаром Акаевым, Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоновым

Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан, далее именуемые Договаривающимися Сторонами,

движимые стремлением обеспечить свое динамичное развитие путем согласования проводимых социально-экономических преобразований при эффективном использовании экономических потенциалов для повышения уровня жизни своих народов;

исполненные решимости повышать эффективность взаимодействия в целях развития процессов интеграции между ними и углублять взаимное сотрудничество в различных областях;

осознавая необходимость координации подходов при интеграции в мировую экономику и международную торговую систему;

выражая готовность в полной мере выполнять обязательства, принятые ими в соответствии с Соглашением о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашением о Таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года;

Смотрите так же:  Рыльск мировой суд

подтверждая свою приверженность принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также общепризнанным принципам и нормам международного права,

договорились о следующем:

Учреждение международной организации

Настоящим Договаривающиеся Стороны учреждают международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее – ЕврАзЭС или Сообщество).

ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольно передаваемыми ему Договаривающимися Сторонами в соответствии с положениями настоящего Договора. Договаривающиеся Стороны остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.

ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в вышеназванных соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с намеченными в указанных документах этапами.

Ранее заключенные Договаривающимися Сторонами между собой договоры, а также решения органов управления интеграцией продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Договору.

Обеспечивая преемственность созданных ранее Договаривающимися Сторонами органов управления интеграцией, для выполнения целей и задач настоящего Договора в рамках ЕврАзЭС действуют:

Межгосударственный Совет (Межгоссовет);

Межпарламентская Ассамблея (МПА);

Решение о прекращении деятельности органов управления интеграцией, учрежденных Договором об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, принимается Межгоссоветом.

Председательство в Межгосударственном Совете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом Сообщества в течение одного года.

Порядок председательства в других органах Сообщества определяется соответствующими положениями.

Межгосударственный Совет является высшим органом ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств Договаривающихся Сторон.

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.

Межгосударственный Совет дает поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее, с запросами к Суду Сообщества.

Межгоссовет своими решениями может учреждать вспомогательные органы Сообщества.

Межгоссовет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже двух раз в год. Заседания проводятся под руководством представителя Договаривающейся Стороны, председательствующей в Межгоссовете.

Функции и порядок работы Межгоссовета определяются Положением, которое утверждается Межгоссоветом на уровне глав государств-участников ЕврАзЭС.

Интеграционный Комитет является постоянно действующим органом ЕврАзЭС.

1. Основные задачи Интеграционного Комитета:

обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС;

подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов;

подготовка предложений по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль за его исполнением;

контроль за реализацией решений, принятых Межгоссоветом.

В целях выполнения своих задач Интеграционный Комитет:

принимает решения в пределах полномочий, определенных настоящим Договором, а также делегированных ему Межгосударственным Советом;

ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел в Сообществе и ходе реализации его целей и задач, отчет о своей деятельности, а также об исполнении бюджета ЕврАзЭС;

рассматривает меры, направленные на достижение целей Сообщества, в том числе заключение соответствующих договоров и проведение Договаривающимися Сторонами единой политики по конкретным вопросам и готовит соответствующие предложения;

имеет право обращаться с рекомендациями в Межгоссовет, с рекомендациями и запросами в Межпарламентскую Ассамблею и правительства Договаривающихся Сторон, с запросами в Суд Сообщества.

2. В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств Договаривающихся Сторон. Председатель Интеграционного Комитета принимает участие в заседаниях Межгоссовета.

Заседания Интеграционного Комитета проводятся не реже одного раза в три месяца.

В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Постпредов) Договаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-участников.

3. Организация работы и информационно-техническое обеспечение Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета возлагаются на Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат).

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгосударственным Советом по представлению Интеграционного Комитета сроком на три года.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом Сообщества, участвует в заседаниях Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.

Секретариат формируется из числа граждан государств-участников на квотной основе с учетом долевых взносов Договаривающихся Сторон в бюджет Сообщества и лиц, нанимаемых по контракту.

При исполнении служебных обязанностей Генеральный секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или получать указания от какой бы то ни было Договаривающейся Стороны или власти, посторонней для Сообщества. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ЕврАзЭС.

Договаривающиеся Стороны обязуются уважать международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Функции и порядок работы Интеграционного Комитета определяются Положением, утверждаемым Межгосударственным Советом.

Межпарламентская Ассамблея является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающим вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства Договаривающихся Сторон и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС в целях реализации задач Сообщества.

Межпарламентская Ассамблея формируется из парламентариев, делегируемых парламентами Договаривающихся Сторон.

Межпарламентская Ассамблея в пределах своих полномочий:

разрабатывает Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, подлежащие рассмотрению Межгоссоветом;

принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства;

может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к Интеграционному Комитету и парламентам Договаривающихся Сторон, с запросами к Суду Сообщества.

Положение о Межпарламентской Ассамблее утверждается Межгосударственным Советом.

Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

Суд Сообщества рассматривает также споры экономического характера, возникающие между Договаривающимися Сторонами по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества, дает по ним разъяснения, а также заключения.

Суд Сообщества формируется из представителей Договаривающихся Сторон в количестве не более двух представителей от каждой Договаривающейся Стороны. Судьи назначаются Межпарламентской Ассамблеей по представлению Межгосударственного Совета сроком на шесть лет.

Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.

Прием в члены ЕврАзЭС открыт для всех государств, которые примут на себя обязательства, вытекающие из настоящего Договора и других, действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета, и которые, по мнению членов ЕврАзЭС, могут и намерены эти обязательства выполнять.

Любая Договаривающаяся Сторона вправе выйти из состава ЕврАзЭС, предварительно урегулировав свои обязательства перед Сообществом и его членами и направив в Интеграционный Комитет официальное уведомление о выходе из настоящего Договора не позднее, чем за двенадцать месяцев до даты выхода. Прекращение членства наступает в текущем бюджетном году, если уведомление направлено до принятия бюджета Сообщества на следующий бюджетный год. Если уведомление направлено после принятия бюджета на следующий год, то прекращение членства наступает в этом следующем бюджетном году.

Участие в работе органов ЕврАзЭС Договаривающейся Стороны, нарушающей положения настоящего Договора и/или договоров, действующих в рамках Сообщества, может быть приостановлено решением Межгоссовета. Если эта Договаривающаяся Сторона продолжает нарушать свои обязательства, Межгоссовет может принять решение о ее исключении из Сообщества с даты, которую определяет сам Межгоссовет.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС может предоставляться любому государству или международной межгосударственной (межправительственной) организации в случае обращения с соответствующей просьбой.

Решения о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса наблюдателя принимаются Межгосударственным Советом.

ЕврАзЭС пользуется на территории каждой Договаривающейся Стороны правоспособностью, необходимой для реализации его целей и задач.

ЕврАзЭС может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договоры.

ЕврАзЭС пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может, в частности:

—приобретать имущество и распоряжаться им;

—выступать в суде;

—открывать счета и совершать операции с денежными средствами.

Местом нахождения Интеграционного Комитета являются город Алматы (Республика Казахстан) и город Москва (Российская Федерация).

Смотрите так же:  Стоимость страховки осаго на автомобиль росгосстрах

Местом нахождения Межпарламентской Ассамблеи является город Санкт-Петербург (Российская Федерация).

Местом нахождения Суда Сообщества является город Минск (Республика Беларусь).

По решению Межгосударственного Совета в государствах-членах Сообщества могут открываться представительства Интеграционного Комитета.

Порядок принятия решений

Межгосударственный Совет принимает все решения консенсусом, за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Сообщества, которые принимаются по принципу «консенсус минус голос заинтересованной Договаривающейся Стороны».

В Интеграционном Комитете решения принимаются большинством в 2/3 голосов. В случае, если за принятие решения проголосовали четыре Договаривающиеся Стороны, но при этом оно не набрало большинства в 2/3 голосов, то вопрос передается на рассмотрение Межгоссовета. Количество голосов каждой из Договаривающихся Сторон соответствует ее взносу в бюджет Сообщества и составляет:

Республика Беларусь– 20 голосов;

Республика Казахстан – 20 голосов;

Кыргызская Республика – 10 голосов;

Российская Федерация – 40 голосов;

Республика Таджикистан -– 10 голосов.

Решения органов ЕврАзЭС исполняются Договаривающимися Сторонами путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Контроль за выполнением обязательств Договаривающихся Сторон по реализации настоящего Договора, других действующих в рамках Сообщества договоров и решений органов ЕврАзЭС осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции.

Финансирование деятельности органов ЕврАзЭС осуществляется за счет бюджета Сообщества.

Бюджет Сообщества на каждый бюджетный год разрабатывается Интеграционным Комитетом по согласованию с государствами-членами и утверждается Межгоссоветом.

Бюджет Сообщества не может иметь дефицит.

Бюджет Сообщества формируется за счет долевых взносов Договаривающихся Сторон согласно следующей шкале:

Республика Казахстан – 20%;

Кыргызская Республика – 10%;

Российская Федерация – 40 %;

Республика Таджикистан – 10%.

Средства бюджета Сообщества направляются на:

финансирование деятельности органов ЕврАзЭС;

финансирование совместных мероприятий Договаривающихся Сторон, проводимых в рамках Сообщества;

другие цели, не противоречащие положениям настоящего Договора.

В случае, если задолженность одной из Договаривающихся Сторон перед бюджетом ЕврАзЭС превышает сумму, эквивалентную ее годичному долевому взносу, решением Межгосударственного Совета она может быть лишена права голосования в органах Сообщества до полного погашения задолженности. Принадлежавшие ей голоса распределяются между остальными Договаривающимися Сторонами пропорционально их взносам в бюджет Сообщества.

Привилегии и иммунитеты

Сообщество и его должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для выполнения функций и достижения целей, предусмотренных настоящим Договором и договорами, действующими в рамках ЕврАзЭС.

Объем привилегий и иммунитетов Сообщества и его должностных лиц, персонала Секретариата и Представительств Интеграционного Комитета, а также Постпредов Договаривающихся Сторон при Сообществе определяется отдельными документами.

Рабочим языком ЕврАзЭС является русский язык.

Срок действия и вступление в силу

Настоящий Договор заключается на неопределенный срок.

Настоящий Договор подлежит ратификации Договаривающимися Сторонами и вступает в силу с даты сдачи депозитарию, которым является Интеграционный Комитет, последнего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Стороны, в случае необходимости, приводят свое национальное законодательство в соответствие с положениями настоящего Договора.

Изменения и дополнения

В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются Договаривающимися Сторонами отдельным протоколом, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.

Настоящий Договор в соответствии со статьей 102 Устава ООН подлежит регистрации в Секретариате Организации Объединенных Наций.

Совершено в городе Астана «10» октября 2000 года в одном экземпляре на белорусском, казахском, кыргызском, русском и таджикском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий по тексту настоящего Договора Договаривающиеся Стороны будут использовать текст на русском языке.

Подлинный экземпляр Договора хранится в Интеграционном Комитете, который направит каждой Договаривающейся Стороне его заверенную копию.

Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана

Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза подписан 6 октября 2007 года в Душанбе президентами России, Белоруссии и Казахстана — государствами-членами международной экономической организации Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

Таможенный союз — единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз.

ТС формально начал свою работу с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф трех стран. С июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс (Россия и Казахстан — с 1 июля; Белоруссия — с 6 июля). С 1 июля 2011 года весь таможенный контроль вынесен с внутренних границ стран-участниц ТС на внешний контур союза. На внутренних границах сохранен лишь пограничный и миграционный контроль.

27 ноября 2009 года на встрече в Москве президенты России, Белоруссии и Казахстана приняли решение о переходе к более глубокой форме экономической интеграции — Единому экономическому пространству (ЕЭП), где действуют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении единых правовых норм. ЕЭП предусматривает устранение барьеров во взаимной торговле, создание общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, согласованную валютную политику.

Формирование договорно-правовой базы ЕЭП было завершено к 9 декабря 2010 года — подписан пакет из 17 базовых соглашений. Эти документы вступили в силу 1 января 2012 года, что послужило началом функционирования Единого экономического пространства.

Объем взаимной торговли государств «тройки» только за первый год работы союза (2010) составил 88,4 млрд долларов, в 2011 году — 75 млрд долларов, в 2012 году — 68,6 млрд долларов. Объем взаимной торговли за январь-сентябрь 2013 года составил 47,5 млрд долларов или 93,4 процента к уровню соответствующего периода 2012 года, объем внешней торговли с третьими странами — 681,2 млрд долларов, в том числе экспорт — 429,5 млрд, импорт — 251,7 млрд долларов. Основными покупателями экспортируемых государствами-членами ТС товаров являются страны Европейского союза. По прогнозам, к 2015 году совокупный ВВП трех стран увеличится на 400 млрд долларов.

Единым постоянно действующим регулирующим наднациональным органом Таможенного союза и Единого экономического пространства с января 2012 года является Евразийская экономическая комиссия, договор о создании которой был подписан 18 ноября 2011 года. Председатель Коллегии ЕЭК — Виктор Христенко, председатель Совета ЕЭК — Сергей Румас. Вышестоящий орган ТС и ЕЭП — Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и правительств.

Следующим этапом интеграции на евразийском пространстве должно стать создание Евразийского экономического союза, который придет на смену ЕврАзЭС. Об этом было заявлено в Декларации о формировании ЕЭП от 9 декабря 2010 года и Декларации о Евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года. Договор о создании Евразийского экономического союза должен быть подписан к 1 мая 2014 года, с тем, чтобы ЕЭС начал функционировать на пространстве Таможенного союза с 1 января 2015 года. Базовые принципы Евразийского экономического союза согласованы президентами «тройки» 24 декабря 2013 года в Москве.

В настоящее время идет процесс присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству Киргизии и Армении. Продолжается согласование проекта «дорожной карты» с киргизским правительством. «Дорожная карта» по присоединению Армении к ТС утверждена 24 декабря 2013 года.

Единое экономическое пространство (ЕЭП). Справка

Единое экономическое пространство (ЕЭП) – экономическая и политическая интеграция трех государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:
– эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;
– создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
– проведение согласованной налоговой, денежно‑кредитной, валютно‑финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;
– развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
– создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно‑технологической кооперации.

19 сентября 2003 года в Ялте президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП).

В последующие годы Украина вышла из процесса формирования ЕЭП.

В соответствии с решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (на уровне глав государств) от 16 августа 2006 года было принято решение о разработке документов, необходимых для формирования правовой базы Единого экономического пространства (ЕЭП) в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Смотрите так же:  Поставка самовывозом договор

В ходе состоявшегося 27 ноября 2009 года в Минске заседания Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств президентами Белоруссии, Казахстана и России было принято решение интенсифицировать работу над договорно‑правовой базой единого экономического пространства трех стран (ЕЭП).

19 декабря 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств был утвержден план действий по формированию единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. В соответствии с ним первый пакет из 14 базовых документов должен был быть подписан до 1 января 2011 года и введен в действие до 1 июля 2011 года, а второй пакет из шести документов – подписан до 1 июля 2011 года и введен в действие до 1 января 2012 года.

На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 5 июля 2010 года в Астане было решено ускорить процесс. Правительствам Белоруссии, Казахстана и России было поручено принять меры и обеспечить подписание до 1 января 2011 года всех международных договоров – 20 соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП. При этом в ходе последующей работы над договорами было признано целесообразным объединить ряд из них. В настоящее время пакет включает 17 соглашений.

8‑19 ноября 2010 года на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в Санкт‑Петербурге на уровне глав правительств были подписаны четыре Соглашения:
– о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации;
– о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
– о правовом статусе трудящихся‑мигрантов и членов их семей;
– об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики.

9 декабря 2010 года в рамках мероприятий по проведению заседания Межгоссовета ЕврАзЭС – ВОТС на уровне глав государств были подписаны все оставшиеся международные соглашения, входящие в пакет договорно‑правовой базы ЕЭП: три на уровне глав государств:
– о согласованной макроэкономической политике;
– о согласованных принципах валютной политики;
– о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;
десять – вице‑премьерами:
– о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
– о единых принципах и правилах конкуренции;
– о единых правилах предоставления промышленных субсидий;
– о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;
– о государственных (муниципальных) закупках;
– о торговле услугами и инвестициях в государствах‑участниках Единого экономического пространства;
– о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
– о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации;
– о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;
– о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики.

Таким образом, процесс формирования договорно‑правовой базы ЕЭП был завершен.
Президенты России, Белоруссии и Казахстана также приняли Декларацию о формировании Единого экономического пространства, в которой выразили уверенность, что процесс интеграции на евразийском пространстве и дальше будет эффективно развиваться.

В декларации подчеркивается, что, развивая Таможенный союз и ЕЭП, страны движутся «к созданию Евразийского экономического союза в целях обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским союзом с выходом на создание общего экономического пространства».

При этом отмечается, что ЕЭП открыто для присоединения других государств.

Базовые документы о создании ЕЭП вступят в силу с 1 января 2012 года.

18 ноября 2011 года главами России, Белоруссии и Казахстана была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, в которой стороны заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – Единому экономическому пространству (ЕЭП).

Россия, Белоруссия и Казахстан также «будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно‑правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и на этой основе создать Евразийский экономический союз».

С целью обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства Россия, Белоруссия и Казахстан учредили Евразийскую экономическую комиссию – наднациональный орган управления интеграцией.

Председателем Евразийской экономической комиссии назначен глава Минпромторга РФ Виктор Христенко.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Министерство экономического развития
Российской Федерации

  • Направления
  • Макроэкономика
  • Стратегическое планирование
  • ФЦП, ФАИП и ВЦП
  • Развитие конкуренции
  • Малый и средний бизнес
  • Внешнеэкономическая деятельность
  • Противодействие коррупции
  • НИР/НИОКР
  • Государственные гарантии
  • Недвижимость
  • Административная реформа
  • Электронное правительство
  • Корпоративное управление
  • Финансовые рынки
  • Обобщение мониторинга хода реализации государственных программ Российской Федерации, ежеквартальные и годовые сводные доклады
  • Общественный совет
  • Инновации
  • Природопользование
  • Естественные монополии
  • Приватизация федерального имущества
  • Социально ориентированные некоммерческие организации
  • Эффективное управление государственным имуществом
  • Экономика социальной сферы
  • Развитие экономики регионов
  • Институты развития
  • Нормативное и методологическое обеспечение разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ
  • Государственно-частное партнерство
  • Общероссийские классификаторы, закрепленные за Минэкономразвития России
  • Стратегическое и территориальное планирование
  • Перспективное пространственное планирование
  • Антикризисные мероприятия регионов
  • Развитие межрегионального и приграничного сотрудничества
  • Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации
  • Мониторинг хода реализации государственных программ Российской Федерации
  • Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Международное инвестиционное сотрудничество
  • Налогообложение
  • Привлечение и сопровождение инвестиций
  • Улучшение бизнес-среды
  • Правительственная комиссия по импортозамещению
  • Информационное обеспечение процессов разработки и реализации государственных программ
  • Прогнозирование параметров сектора государственного управления
  • Евразийская интеграция

Формирование Единого экономического пространства

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров, также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

В июне 2006 года — принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Договор о создании еэп