Японо-американский договор 1951

Япония от А до Я. Энциклопедия . EdwART . 2009 .

Смотреть что такое «Японо-американский договор 1951» в других словарях:

Японо-американский договор безопасности — Японо американский договор безопасности(Japan United States Securely Treaty) (1951), междунар. оборонительное соглашение между Японией и США. Разработанный как часть пакета договоренностей, сопровождавших офиц. возвращение независимости Японии… … Всемирная история

Японо-американский договор 1960 — (о взаимном сотрудничестве и гарантии) безопасности 1960 г. соглашение между США и Японией, юридически оформившее двусторонний военно политический союз. Подписан в Вашингтоне 19 января 1960 г. вместо пересмотренного Японо американского договора… … Вся Япония

Сан-Францисский договор 1951 — года сепаратный мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США и Великобритании без… … Википедия

Сан-Францисский договор 1951 — сепаратный мирный договор 48 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 (См. Потсдамская декларация 1945) и ряду союзнических соглашений,… … Большая советская энциклопедия

Сан-Францисский мирный договор (1951) — Сан Францисский договор 1951 года мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был предварительно подготовлен правительством США до начала работы конференции с целью не допустить изменения текста… … Википедия

Сан-Францисский мирный договор 1951 — Сан Францисский договор 1951 года сепаратный мирный договор 49 государств с Японией, подписанный 8 сентября на конференции в Сан Франциско. Был подготовлен, вопреки Потсдамской декларации 1945 и ряду союзнических соглашений, правительствами США… … Википедия

Сан-Францисский мирный договор — 1951 г. с Японией подписан 8 сентября 1951 г. США, Великобританией, Францией и рядом других государств, как участвовавших, так и не участвовавших в войне с Японией. Формально вступил в действие с 28 апреля 1952 г. Мирная конференция в Сан… … Вся Япония

ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия

Япония — (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

Япония помогает США нарушить договор о РСМД — эксперт

Япония сегодня не только оказывает активное содействие США в создании сегмента американской глобальной ПРО в АТР, но и может стать обладателем качественно нового военного потенциала, поскольку поставляемые в составе комплекса Aegis Ashore универсальные пусковые установки вертикального пуска способны применять вооружения наступательного характера. Об этом сообщает Минобороны РФ со ссылкой на ведущего эксперта Центра военно-политических исследований МГИМО МИД России Владимира Козина.

По словам российского эксперта, поводом для такого суждения стало возможное увеличение японского оборонного бюджета до рекордной суммы 48,1 миллиарда долларов, значительная часть которой пойдет на покупку у США двух наземных комплексов ПРО Aegis Ashore, решение о размещении которых на острове Хонсю ориентировочно в 2023 году правительство Японии приняло в декабре 2017 году. Одиннадцатого августа этого года министры обороны США и Японии Джеймс Мэттис и Ицунори Онодэра в телефонном разговоре подтвердили, что будут продолжать сотрудничать с целью размещения данных комплексов на японской территории.

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) Aegis Ashore — наземный вариант американского универсального корабельного комплекса Aegis, состоящего из РЛС, вычислительного блока, систем наведения на цели и ракет различного предназначения.

По сообщениям российской стороны, эта система представляет собой комплекс двойного назначения, так как из его установок могут осуществляться пуски не только ракет-перехватчиков класса «поверхность — воздух», но и крылатых ракет Tomahawk в ядерном снаряжении, относящихся к классу «поверхность — поверхность», создание которых запрещено в соответствии с бессрочным Договором о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанным между Москвой и Вашингтоном в декабре 1987 года.

В то же время разъяснения японской стороны о том, что данная система не может быть использована для загрузки в ее пусковые установки крылатых ракет наземного базирования, не соответствуют действительности, поскольку их диаметр позволяет беспрепятственно размещать в них и оборонительные, и наступательные виды вооружений.

Таким образом, заключил эксперт, участие Токио в усилении стратегической системы ПРО США неизбежно создаст предпосылки к подрыву баланса сил в АТР и дальнейшему качественному осложнению военно-политической обстановки в этой части земного шара.

Военное сотрудничество США и Японии беспокоит Россию

Токио отверг предложение Путина заключить мирный договор без решения проблемы спорных островов

В ходе Восточного экономического форума во Владивостоке внимание медиа было привлечено к двум моментам – явному сближению России и Китая, а также заявлению российского президента Владимира Путина о личностях тех, кого подозревают в отравлении Сергея и Юлии Скрипалей в Соединенном Королевстве весной этого года.

При этом в тени осталось третье, на самом же деле – одно из ключевых событий во взаимоотношениях России с ее соседями: Владимир Путин в ходе пленарного заседания форума 12 сентября предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ заключить мирный договор между двумя странами «без всяких предварительных условий» уже до конца этого года.

Японский лидер, судя по выражению его лица, несколько оторопел: со времен президента СССР Михаила Горбачева и до этой недели Москва и Токио исходили из того, что путь к заключению мирного договора между странами лежит через решение проблемы принадлежности спорных островов Курильской гряды – Кунашира, Итурупа, Шикотана и Хабомаи. России они достались в наследство от СССР, и она называет их Южными Курилами, Япония же, потерявшая эти острова в результате войны – «Северными территориями».

Через 11 лет после завершения Второй мировой войны СССР и Япония восстановили дипломатические отношения, но всеобъемлющий мирный договор так и не был подписан. В Декларации 1956 года стороны согласились на то, что «СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между СССР и Японией».

Позже СССР отказался выполнять условия декларации, сославшись на то, что Япония заключила оборонный договор с США, а Токио со своей стороны ужесточил позицию, потребовав обратно все четыре территории. Лишь Михаил Горбачев признал существование территориальной проблемы, после чего Москва и Токио третье десятилетие пытаются ее решить.

Смотрите так же:  Заявление о выдаче ву

Владимир Путин с самого начала своего первого президентского срока в 2000 году говорил, что признает Декларацию 1956 года, и его призыв к Синдзо Абэ заключить договор без решения вопроса принадлежности островов стал полной неожиданностью для японского премьера.

Кроме этого предложения, Путин, комментируя отношения России и Японии на том же пленарном заседании форума, отметил, что Москву беспокоит продвижение систем противоракетной обороны США в тихоокеанском регионе, и он обсуждает это с японской стороной.

В тот же день, 12 сентября, генеральный секретарь кабинета министров Японии Йосихидэ Суга заявил, что его страна считает приоритетным решение территориального спора с Россией: «Мы будем упорно продолжать вести переговоры на основе такого курса — разрешить проблему с возвращением «Северных территорий», а потом заключить мирный договор».

Николас Сэчени: Путин повел себя с Абэ, как Ким Чен Ын – с Трампом

Старший эксперт Центра стратегических и международных исследований, заместитель директора отдела изучения Японии Николас Сэчени (Nicholas Szechenyi) в интервью Русской службе «Голоса Америки» предположил, что Владимир Путин, подчеркивавший свою дружбу с премьером Абэ и называвший его все время «Синдзо», решил намекнуть японскому другу, что пора действовать:

«Одной из причин того, что Владимир Путин высказал неприемлемое для Синдзо Абэ предложение — мирный договор без решения территориального вопроса — может быть недовольство Путина тем, что сотрудничество Москвы и Токио в энергетической области стоит на месте. На этом форуме и до него было подписано несколько японо-российских меморандумов о взаимопонимании, касающихся связей двух стран в области экономики, но эти связи осложнены санкциями США против России. Возможно, это был намек на то, что Москва хочет двигаться вперед, но недовольна позицией Токио».

Николас Сэчени считает, что поведение России в отношении Японии похоже на поведение КНДР в отношении США: «Отчасти Путин ведет себя схоже с тем, как ведет себя лидер Северной Кореи Ким Чен Ын в диалоге с США — тот хочет достичь каких-то договоренностей без выполнения тех шагов по денуклеаризации, на которых настаивает Вашингтон, а Путин хочет заключить договор без решения проблемы «Северных территорий». При этом Путин создал для Абэ некомфортную ситуацию на глазах у других азиатских лидеров, которые были на сцене форума во Владивостоке – там были и лидер Китая Си Цзиньпин, и премьер Южной Кореи Ли Нак Ён. Возможно, это был тактический ход, и Путин хотел посмотреть, как Абэ будет реагировать при них».

Эксперт отмечает, что слова Путина об американской ПРО были сказаны для широкой аудитории неслучайно: «Россия показывает, что разочарована усилиями Японии в области ПРО, но Токио просто отвечает на непосредственную угрозу, исходящую от Северной Кореи с ее ядерной и ракетной программами. Япония разрабатывает сейчас новую оборонную стратегию и новый план закупок вооружений, которые должны быть готовы к концу текущего года, и ПРО является важным компонентом всего этого. Летом этого года на встрече министров обороны и иностранных дел России и Японии (формат «два плюс два») Токио заверил Москву, что эти усилия являются сугубо оборонными и никак России не угрожают».

По мнению Николаса Сэчени, Токио продолжит тесно сотрудничать с Вашингтоном в области обороны, несмотря на раздражение Москвы: «Потенциал для усиления сотрудничества США и Японии в вопросах обороны очень велик. Для обеих стран является стратегической целью укрепить координацию между военными, и не только по обмену информацией, но и в совместных действиях. Для поддержания мира и стабильности это сотрудничество можно распространить и на партнеров в тихоокеанском регионе, таких, как Австралия. К этому подталкивает то, что делает Северная Корея, а также долгосрочные военные амбиции Китая. Российские военные учения и размещение военных самолетов на спорных островах – еще один фактор. При президенте Трампе американо-японское военное сотрудничество только укреплялось, и я думаю, что так будет и дальше».

Василий Головнин: Японцы сделали вид, что ничего нового не произошло

Специалист по российско-японским отношениям, руководитель бюро информационного агентства ТАСС в Токио Василий Головнин подтверждает в интервью «Голосу Америки», что у Японии остается желание развивать контакты с Россией: «Уже в четверг Йосихидэ Суга, видимо, чтобы от его слов в среду не осталось слишком резкого впечатления, сказал, что правительство Японии воспринимает слова президента России как проявление горячего стремления к заключению мирного договора и развитию двусторонних отношений. Фактически, власти Японии сделали вид, что ничего особенно нового не произошло, и они так же благожелательно намерены продолжать переговоры с Россией».

Параллели с событиями 60-летней давности, когда СССР сначала решил отдать Японии два острова, а потом передумал из-за военного сотрудничества Токио и Вашингтона, эксперт считает неверными:

«Тогда СССР стремился после смерти Сталина урегулировать конфликтные ситуации в отношениях с другими странами с выгодой для себя. Были выведены войска из Австрии с закреплением ее нейтралитета, из Финляндии (там потом долго были лояльны к Москве), и с Японией вставал вопрос о чем-то похожем. Тогда отдача островов была реальной — СССР хотел, чтобы Япония с по отношению к нему была чем-то вроде Финляндии, но не получилось. Теперь же, как мне кажется, российское руководство ни на секунду не допускает реальной передачи территорий, не собирается это делать».

«Разговоры в России о том, что на Итурупе, если острова будут переданы Японии, будет размещена американская база, очень лукавы: а почему тогда нет базы США на самом северном японском острове Хоккайдо, с которого эти острова видны? Этот довод, конечно, используется как инструмент, а на самом деле передача островов Токио для Москвы немыслима, и будет таковой в определенной перспективе», — уверен Василий Головнин.

Дальний восток и Юго-Восточная Азия

Американо-японскому договору безопасности исполняется полвека, но Япония стремится к перестройке взаимоотношений

Американо-японскому договору безопасности в его нынешнем виде во вторник исполнилось 50 лет. На протяжении всех этих десятилетий две страны переживали в своих двусторонних отношениях периоды взлетов и падений, а также моменты эпизодической напряженности. Но они вместе выдержали испытание «холодной войной» и вместе вступили в новую эпоху и в новое столетие.

Сегодня, когда прошло полвека с момента подписания пакта безопасности, лидеры двух стран выражают стремление к укреплению альянса.

Но в настоящее время двусторонние отношения переживают фазу напряженности, и пока не совсем ясно, как и насколько премьер-министр Юкио Хатояма и его правящий блок во главе с демократической партией намерены их углублять. Специалисты утверждают, что нынешний год как нельзя лучше подходит для тщательного анализа оборонной политики, и что от этого зависят перспективы подлинного углубления существующего альянса на следующие 50 лет.

Смотрите так же:  Псков развод загс

Считается, что Демократическая партия Японии, сменившая у власти долгое время правившую страной Либерально-демократическую партию, находится в лучшем положении для дальнейшего развития отношений с США при президенте Бараке Обаме, поскольку у него и у Хатоямы общие цели и общий политический курс, включая вопросы развития стран третьего мира, искоренения бедности, мер по ограничению глобального потепления, и борьбы против нераспространения ядерного оружия (так в тексте — прим. перев.).

Однако, как говорит профессор политологии Токийского университета Фумияки Кубо (Fumiaki Kubo), вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью, администрация Хатоямы загоняет себя в весьма невыгодное положение.

«Предполагается, что 50-я годовщина должна стать хорошей возможностью для углубления и расширения сотрудничества Японии и США, причем не только в сфере безопасности, но и в других областях, — заявляет Кубо, — однако японское правительство ведет с США никому не нужный спор, выступая с заявлениями, вызывающими недоверие и создающими впечатление, будто Япония больше ценит Китай. Тем самым оно ставит Японию в невыгодное положение».

С момента прихода к власти Хатояма призывает к налаживанию «тесных и равноправных» взаимоотношений Японии и США. Во время своей первой пресс-конференции в новом году он сказал, что хочет воспользоваться 50-й годовщиной для дальнейшего наращивания взаимного доверия в отношениях с США путем честного и открытого обмена мнениями.

«Нехорошо обходить трудные темы и просто делать то, что говорит другая сторона. Вместо этого у нас должна быть возможность откровенно говорить о том, что мы считаем нужным, — заявил Хатояма, — благодаря такому подходу мы сможем укрепить взаимное доверие между нами».

По словам Кубо, Хатояма говорил о сокращении бюджета «омоияри». Это расходы Японии на обеспечение находящихся в стране американских войск. Кроме того, он хочет пересмотреть Соглашение о статусе сил, которым определяется присутствие и деятельность американских военных в Японии. Соединенные Штаты не желают обсуждать ни ту, ни другую тему.

«В реальном выражении более равноправный альянс означает, что Япония должна увеличить свой военный бюджет, оказать помощь США и договориться о коллективной самообороне, — говорит Кубо, — определение «равноправное партнерство» Хатоямы не соответствует определению США … По мнению Хатоямы, Япония должна стать более независимой (от США), а при определенных обстоятельствах иметь возможность для сокращения военного сотрудничества».

Альянс Японии и США в сфере безопасности уникален в том, что две страны несут в его рамках разные обязательства.

Согласно статье 5 договора, обе страны обязаны совместно защищать Японию, признавая вооруженное нападение на нее в качестве общей угрозы для мира и безопасности двух государств. Но роль и обязанности Японии в случае возникновения угрозы для США никак не определены, а по нынешним положениям конституции Япония не обязана защищать Америку.

Поэтому в статье 6 этого пакта записано, что Соединенные Штаты могут использовать на японской территории те объекты и районы, которые они считают необходимыми «для обеспечения безопасности Японии, сохранения мира во всем мире и безопасности на Дальнем Востоке».

«Такие компромиссные взаимоотношения, может, и не симметричны, однако это двусторонние отношения, — отмечает Кубо, — но (в связи с террористической угрозой после 11 сентября) сейчас высока вероятность, что США выскажут глубокое недовольство в связи с тем, что Япония, будучи американским партнером по альянсу, не помогает Соединенным Штатам напрямую».

Асимметрия во взаимоотношениях не раз являлась причиной трений, заявил на прошлой неделе во время организованной агентством Kyodo News дискуссии парламентский заместитель министра обороны Японии Акихиса Нагасима (Akihisa Nagashima).

«После создания японо-американского альянса взаимоотношения двух стран вновь и вновь оказывались в критическом состоянии из-за асимметрии в обязательствах по основополагающей структуре договора, — сказал Нагасима, — чтобы сделать японо-американский альянс жизнеспособным на предстоящие 30-50 лет, нам надо его уравновесить».

Отношения между двумя странами особенно обострились из-за спора о переносе американской авиабазы морской пехоты Футэнма. В 2006 году Либерально-демократическая партия пообещала перевести авиацию с этой базы на базу Кэмп Шваб, расположенную в Наго, на севере острова Окинава. Однако администрация Хатоямы намерена полностью убрать взлетно-посадочную полосу из этой префектуры.

Критики, в том числе, профессор Университета Такусоку по вопросам безопасности Такаси Каваками (Takashi Kawakami), говорят о том, что хотя Футэмма это только часть общей картины, судьба данной базы может оказать большое влияние на будущее двусторонних отношений.

Каваками отмечает, что ситуация крайне серьезна, особенно в связи с тем, что в прошлом году Токио и Вашингтон подписали Гуамский договор, в соответствии с которым база Футэмма должна быть передислоцирована в Кэмп Шваб.

«Мы доходим до такого момента, когда Япония заявляет, что не может выполнять свою (часть соглашения), — говорит Каваками, — нарушение этого договора столь же серьезно, как и выход Японии из Лиги Наций (в 30-е годы). Футэмма это та проблема, решать которую Япония должна с чувством национального достоинства».

Встречаясь на прошлой неделе на Гавайях, министр иностранных дел Кацуя Окада (Katsuya Okada) и госсекретарь Хиллари Клинтон постарались придать позитивный импульс двусторонним отношениям.

Они официально договорились о проведении переговоров по дальнейшему углублению альянса на уровне министров иностранных дел и обороны. Переговоры будут посвящены не только теме безопасности, но и широкому кругу других вопросов, включая экономику и охрану окружающей среды.

«Прошедшие десятилетия принесли с собой новые вызовы и новые возможности, но на протяжении всех этих лет альянс между Соединенными Штатами и Японией являлся незыблемой основой мира и процветания в регионе, — заявила Клинтон на Гавайях, — поэтому сегодня мы знаем, что это партнерство не просто нерушимо, оно поистине незаменимо».

Действительно, мир после 1945 года стал свидетелем коренных перемен.

С началом Корейской войны в 1950 году и «холодной войны» против Советского Союза Япония стала крайне важна для США в стратегическом плане.

В 1951 году она подписала первоначальное соглашение, давшее американским войскам возможность дислоцироваться на ее территории. В 1960 году договор пересмотрели в сторону укрепления двусторонних военных связей.

«До окончания «холодной войны» этот (договор) защищал Японию от коммунизма … а Япония была оплотом США в борьбе против коммунистической угрозы, — говорит Каваками, — но после «холодной войны» прочность японско-американского альянса стала зависеть от того, насколько интенсивно США могут использовать свои базы в мирное время, и насколько активно Япония может взаимодействовать с США в чрезвычайных ситуациях».

Окончание «холодной войны» не означало, что договор безопасности больше не нужен. Это доказывает ракетно-ядерная угроза со стороны Северной Кореи, а также растущая военная мощь Китая, который 21-й год подряд увеличивает расходы на оборону в объемах, измеряемых двузначными цифрами.

Каваками подчеркивает, что сегодня, когда договору безопасности исполняется 50 лет, ключевым моментом для будущего двусторонних отношений станут результаты анализа этого альянса со стороны Японии и США.

Этот год является «самым важным поворотным моментом после Второй мировой войны, и я думаю, что если Япония не сумеет правильно переопределить характер своего союза с Соединенными Штатами, двусторонние связи могут начать утрачивать свою значимость», говорит Каваками. «С момента заключения этого договора многое изменилось, и Японии необходимо приспособиться к этим переменам. Она должна решить, как ей быть дальше: продолжать сотрудничество с США, действовать самостоятельно или объединить усилия с какой-то другой страной».

Смотрите так же:  Что такое договор об интеграции

Япония снискала расположение США в 2003 году, когда премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) направил подразделения сил самообороны в Ирак в знак поддержки усилий войск коалиции во главе с США.

Кубо из Токийского университета отмечает, что в интересах подлинного укрепления и развития альянса в конечном итоге придется решать вопрос о том, готова ли Япония взять на себя обязательства по коллективной самообороне, а следовательно, дать новое толкование соответствующим положениям конституции.

Положительная дискуссия по вопросу коллективной самообороны «углубит и упрочит альянс Японии и США, и Соединенные Штаты будут всячески приветствовать такое развитие событий, — сказал Кубо, — да, объем японских обязательств увеличится, но преимущество будет заключаться в том, что коллективная самооборона приведет к углублению доверия между Японией и США».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Япония надеется, что США не будут выходить из договора о РСМД

Япония надеется, что США передумают выходить из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), заявил генсек японского правительства Ёсихидэ Суга.

«Мы придаем большое значение исторической роли этого договора в вопросах контроля за вооружениями и разоружения. Нежелательна ситуация, при которой США действительно придется выйти из договора. Мы надеемся, что эта ситуация улучшится»,— цитирует господина Сугу ТАСС. Ранее генеральный секретарь кабинета министров Японии заявил, что Токио будет внимательно следить за действиями США и России в ситуации вокруг ДРСМД.

Выход США из договора о РСМД ранее анонсировал президент Дональд Трамп. 21 октября в Москву прилетел советник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон. Он должен встретиться с президентом России Владимиром Путиным и главой МИД Сергеем Лавровым. Как сообщали американские СМИ, на встрече господин Болтон озвучит решение о выходе США из Договора о РСМД.

История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Глава британского Минобороны Гэвин Уильямсон поддержал решение США выйти из ДРСМД. ЕС и Китай выступили против этих планов. Кремль считает намерения Вашингтона выйти из соглашения опасными.

О том, к чему может привести выход Вашингтона из ДРСМД, читайте в публикации “Ъ” «Что не запрещено, то разрушено».

Договор япония сша

23 августа (5 сентября) 1905 г. в Портсмуте (США, штат Нью-Хэмпшир) был подписан мирный договор, завершивший русско-японскую войну 1904 – 1905 гг. Со стороны России договор подписал председатель Комитета министров С. Ю. Витте и посол в США Р. Р. Розен, со стороны Японии — министр иностранных дел Д. Комура и посланник в США К. Такахира.

Япония вела войну с крайним напряжением сил, поэтому с июля 1904 г. японское правительство неоднократно пыталось через Великобританию, Германию и США склонить Россию к переговорам.

Переговоры начались 9 (21) августа 1905 г. Япония требовала передачи ей прав на Ляодунский полуостров, Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ЮМЖД), на остров Сахалин, признания за ней «свободы действий» в Корее, уплаты контрибуции, отвода русских войск из Маньчжурии, ограничения военно-морских сил России на Дальнем Востоке с выдачей Японии интернированных в нейтральных портах русских кораблей, предоставления японцам права рыбной ловли вдоль русского побережья. После напряжённой дипломатической борьбы от части этих требований Япония отказалась.

По договору Россия уступала Японии арендные права на Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, ЮМЖД от Порт-Артура до Чанчуня (Куань-чэнцзы) и южную половину Сахалина (до 50-й параллели). При этом Япония обязалась эксплуатировать ЮМЖД только в коммерческих целях, а на Сахалине не возводить укреплений. Корея признавалась сферой японского влияния, при условии непосягательства Японии на суверенитет страны. Россия соглашалась на заключение с Японией рыболовной конвенции. Стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии, не препятствовать торговле там других стран. Предусматривалось не проводить мер, препятствующих свободе плавания в проливах Лаперуза и Татарском.

Условия мира были для России тяжёлыми, а подписавший его С. Ю. Витте получил в обществе насмешливое прозвище «полусахалинского». Но заключение мира помогло российскому правительству направить силы на подавление бушевавшей в стране революции.

В 1931 г. Япония, оккупировав Маньчжурию, нарушила Портсмутский мирный договор. После разгрома Японии во Второй мировой войне и её капитуляции 2 сентября 1945 г. Портсмутский договор утратил силу.

Лит.: Кутаков Л. Н. Портсмутский мирный договор. (Из истории отношений Японии с Россией и СССР 1905 – 1945 гг.). М., 1961; Левицкий Н. А. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. СПб., 2003; То же [Электронный ресурс]. URL : http://militera.lib.ru/h/levicky_na/index.html ; Портсмутский мирный договор [Электронный ресурс] // Хронос. 2000. URL : http://www.hrono.info/dokum/portsmut1905.html .

См. также в Президентской библиотеке:

The National Interest: США не дают Японии подписать мирный договор с Россией

Главное препятствие в вопросе подписания мирного договора между Россией и Японией — существующие рамки американо-японского альянса. Страны могут заключить соглашение в том случае, если Япония будет реже оглядываться на Вашингтон при принятии решений. Об этом говорится в материале американского издания The National Interest, перевод которого опубликовали ИноСМИ.

Фото: Wikimedia Commons

В частности, авторы текста напоминают об идее президента РФ Владимира Путина, который предложил премьер-министру Японии Синдзо Абэ заключить мирный договор между странами без любых предварительных условий. В Японии эту инициативу не поддержали.

The National Interest отмечает, что в случае, если бы Абэ принял предложение Путина, это вызвало бы недовольство среди населения.

«В действительности неожиданное предложение Путина заключить мирный договор, возможно, является важным испытанием для американо-японского альянса, внутри которого Токио постоянно оглядывался на Вашингтон в процессе принятия геополитических решений. Теперь, когда президент США Дональд Трамп существенно ослабил глобальные альянсы Вашингтона, переизбранный на новый срок Абэ столкнулся с такой геополитической реальностью, в которой у Токио нет иного выхода кроме как избавиться от зависимости от своего американского союзника во многих стратегических вопросах, включая его сложные отношения с Москвой», — говорится в материале.

Издание подчеркивает, что с учетом «бесконечной драмы» в Белом доме президента США Дональда Трампа Токио фактически «освобождается от возможных предостережений и увещеваний со стороны Вашингтона».

«Теперь, когда Абэ вступает в свой последний срок в качестве премьер-министра, он вполне может изменить свои позиции, приняв предложение Путина и при этом продолжив настаивать на территориальных уступках в будущем», — отмечают авторы материала.

Заключение мирного договора между РФ и Японией является одной из главных проблем в отношениях двух стран. Документ не подписан из-за того, что Япония претендует на Курильские острова.

Договор япония сша