Оглавление:

Дидактическое пособие по трудовому воспитанию для дошкольников своими руками

Дидактическое пособие «Развесим бельё» поможет не только укрепить детям пальчики, развить моторику, но также выучить цвета и названия предметов одежды. Кроме того, это прекрасное пособие для трудового воспитания маминых помощников.
Предлагаю для игры стихи собственного сочинения:
Мы одежду постирали,
На верёвку вешать стали.
Чтоб помочь любимой маме,
Подберём прищепки сами.

Синие, зелёные,
Жёлтые и красные —
Для цветных прищепок
Все одёжки разные.

Нужно очень постараться,
Чтобы в этом разобраться!

Дидактический материал для детского сада своими руками

Галина Ростиславовна Сальникова 11.04.2018 3 8.7k

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

    материал в картинках;

Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Поощрительные наклейки для детского сада, школы и дома

Поощрительные наклейки для детского сада, школы и дома

Поощрение и одобрение необходимо каждому ребенку.

Это не только радует, но и побуждает к дальнейшему обучению.

Набор из 96 ярких поощрительных наклеек позволит педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам развивающих центров отметить старания ребят на занятиях, их усердие или мягко указать на необходимость приложить больше стараний.

Наклейки можно использовать для награждения и поощрения детей на викторинах, в играх и конкурсах на д .

Поощрительные наклейки для детского сада, школы и дома

Поощрение и одобрение необходимо каждому ребенку.

Это не только радует, но и побуждает к дальнейшему обучению.

Набор из 96 ярких поощрительных наклеек позволит педагогам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, педагогам развивающих центров отметить старания ребят на занятиях, их усердие или мягко указать на необходимость приложить больше стараний.

Наклейки можно использовать для награждения и поощрения детей на викторинах, в играх и конкурсах на детских праздниках, открытых уроках и пр.

Также наклейки можно использовать для оформления поздравительных плакатов и открыток.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Галина Ростиславовна Сальникова 11.04.2018 3 8.7k

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

    материал в картинках;

Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Дидактические пособия для детского сада

Развитие мелкой моторики рук имеет очень большое влияние на развитие каждого ребенка, особенно это сказывается на интеллектуальном и физическом развитии. Также от развития мелкой моторики ребенок постепенно переходит к выполнению каких-то элементарных бытовых задач. Для того чтобы развивать мелкую моторику максимально правильно, необходимы дидактические пособия, в частности они должны быть хотя бы в детском саду, поскольку именно там ребенок проводит много времени и много играет. Кстати, именно во время игры лучше всего развивается мелкая моторика. Так как игра не навящива, но все же процесс заставляет ребёнка тренировать память и развивать воображение. Особенно актуальными для детского саду будут представленные ниже дидактические пособия.

Дидактическое пособие «Хочу все трогать»

Этот вариант дидактического пособия лучше всего подойдет для средней возрастной группы детского сада. Само по себе пособие состоит из десяти карточек разного цвета и из разного материла. Суть данного пособия заключается том, что ребенок в процессе игры развивает свои тактильные ощущения, также память. На карточки могут быть нанесены цифры, в таком случае дети будут обучаться еще и счету.

«Разложи в домики камешки»

Для того чтобы помочь совсем маленьким деткам выучить цвета и научиться различать их существует дидактическое пособие под названием «Разложи в домики камешки». Такая игра отлично подойдет для самой маленькой возрастной группы. Суть игры заключается в том, что дети должны правильно разложить по цветным коробочкам камешки соответствующего цвета.

Во время игры отлично развивается мелкая моторика рук, в тоже время тренируется память и внимание, учатся цвета.

Если вы рассматриваете это дидактическое пособие, как вариант именно для детского сада, то оно сможет помочь детям во время игры усваивать элементарную математику. Само по себе пособие представляет достаточно простую конструкцию, которая состоит из специальной подставки и набора разноцветных резиночек. Пользовать этим пособием очень просто: для того чтобы наглядно показать детям какую-нибудь геометрическую фигуру, достаточно правильно натянуть резинку.

Польза от такого набора очень большая, ведь во время игры дети развивают не только мелку моторику, а и воображение, тактильные ощущения и память. Как правило, дети с удовольствием погружаются в мир геометрии. Они пытаются сами конструировать фигуры, по памяти воспроизводят показанные педагогом фигуры.

Геоконт – это дидактическое пособие, которое, безусловно, принесет пользу детям дошкольного возраста. С целью изучения элементарных фигур его можно использовать в старшей группе, да и его можно преподнести младшим детям как веселую игру.

«Времена года – куклы»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей младшей возрастной группы. Основная цель его использования в привлечении внимания детей к играм с куклами, развитие их воображения и мелкой моторики. Данный набор выглядит ка четыре куклы, которые одеты в одежду разных цветов. Каждый цвет соответствует времени года. На голове у каждой куклы может быть веночек, а в руках корзинка, с предметами, которые в первую очередь ассоциируются с определенным временем года. Куклы могут быть выполнены в народном стиле.

Кроме уже перечисленных выше достоинств данного пособие есть еще одно: именно с помощью него дети смогут выучить времена года, они научаться составлять логические цепочки и устанавливать взаимосвязь.

Это дидактическое пособие считается одним из самых популярных и наиболее полезных. Дело тут в том, что оно имеет несколько направлений использования. Так, например, кроме уже описанной выше возможности использования пособия есть еще одна. Этой особенностью является возможность использовать куклы из набора для театрализованных постановок, которые могут быть очень похожи на постановки в кукольном театре. И в данном случае дети будут развивать еще и память, ведь они будут разучивать стишки для постановок.

Использовать кукол необходимо исходя из задач, которые воспитатель ставит перед детьми. Стоит также отметить, что для того чтобы заинтересовать детей этим пособием необходимо проявить фантазию и устроить для них такой себе сюрприз, который бы наложил отпечаток положительных эмоций.

«Солнышко»

Данное пособие имеет не одну вариацию и вместо солнышка могут быть представлены животные или неодушевленные предметы. В основе данного пособия лежит два элемента: основа, которая, как правило, выглядит как солнышко или ежик или тучка и так далее; и окрашенные в яркие цвета прищепочки, которые представляют собой лучи, иголочки или капельки дождя в зависимости от того, как выглядит основа.

Данное дидактическое пособие должно находится в самом доступном для детей месте, чтобы они в любой момент могли к нему подойти. Это пособие выглядит как паровозик, в котором едут разные пассажиры зависимости о того, какие дети изучают на занятия в детском саду. То есть этому могут быть фрукты, овощи, животные.

Данное пособие позволит малышу постоянно отслеживать изучаемые группой темы. Также с помощью этого пособия ребенок развивает свою любознательность и внимание. В отдельных случаях данное пособие может помочь малышу закрепить пройдённый материал.

Также можно использовать данное дидактическое пособие в ходе изучения какой-то отдельной темы или просто для тренировки внимания у ребенка. Сделать это достаточно просто. Можно, например, попросить ребенка среди всех пассажиров паровозика выбрать лишних (в том случае, если среди множества фруктов, скажем, затерялся какой-нибудь зверек).

Также с помощью этого дидактического пособия можно обучать ребенка счету. Например, вы ставите перед ребенком рассадить пассажиров вагона каждого на свое место и называете цифры, а ребенок считает и находит это самое место. Точно также можно попросить ребенка найти пассажира, который сидит на определенном месте.

Данное дидактическое пособие состоит из набора разноцветных шариков, которые изготовлены из мягкой и приятной ткани и из емкости, в которую они выгружаются.

Данное пособие помогает детям развивать тактильные ощущения, учить цвета и улучшать мелкую моторику рук.

Играть с этим пособием очень просто: достаточно показать детям емкость с шариками, а дальше они сами начнут перебирать их, доставать из емкости и снова туда погружать. Большим плюсом этого пособия является и то, что оно будет служить очень долго, поскольку не содержит хрупких элементов.

«Найди домик для шарика»

Данное дидактическое пособие состоит из контейнера с отсеками для шариков и самих шариков разного цвета и размера. Суть игры заключается в том, что дети должны научиться различать объекты с разным размером и цветом. Поскольку ячейки для шариков имеют тоже разные размеры, дети в процессе игры должны научиться сопоставлять информацию и находить общее. Это пособие подойдет для детей младшей возрастной группы.

Данное пособие позволяет наглядно показать детям, какие изменения происходят в природе при смене времен года. Данное пособие представляет собой своего рода календарь природы. Это пособие позволяет формировать у детей представления о каждом времени года и о том, что для него является характерным.

Для каждого времени года на дереве появляются свои особенности. На время зимы на дерево крепится снег или снежинки, которые наглядно демонстрируют, что происходит в природе в этот момент. Весной снежинки заменяют на листочки и цветочки и так далее.

Также кроме изучения детьми особенностей каждого времени года от этого пособия есть и другая польза, а именно оно влияет на:
1. Познавательно-речевое развитие:
— рассматривание и обсуждение произошедших изменений;
— составление описательных рассказов;
— ознакомление с сезонными изменениями в природе;
— ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева;
— ознакомление детей с цветом, формой, величиной; осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый);

-умение детей выделять отличительные черты для отдельных предметов;
— формирование базовых понятий о математике, геометрии. Дети начинают различать понятие множества и понятие одного.

2. Художественно-эстетическое:
— развитие чувства эстетики у детей; дети начинают обращать внимание на оформление помещения, у них формируются определенные вкусы.

Все дети дошкольного возраста воспринимают мир с помощью игр. Они знакомятся с миром и новыми незнакомыми понятиями именно с помощью игры, поэтому и давать им образовательным материал необходимо таким же несложным и интересным для них способом.

Покупка дидактического пособия

Найти дидактические пособия можно в любом магазине с сопутствующими товарами, там их ассортимент представлен очень широко. При выборе пособия стоит правильно оценивать его универсальность, и ползу от него. Помните, что детям не нравятся скучные игры, они очень скоро начинают надоедать. Поэтому отдавать предпочтение стоит более веселым и увлекательным играм.

При покупке также учитывайте то, для развития какого качества предназначено каждое пособие. Ведь детям необходимо гармоничное развитие, поэтому всем аспектам воспитания стоит уделять должное внимание и не оставлять незамеченным ничего.

Также при выборе дидактического пособия стоит уделять отдельное внимание его соответствию всем нормам и стандартам, которые утверждены в государстве. Также покупку дидактических пособий следует сопоставлять с планом воспитательной работы.

На что следует обратить внимание?

  1. Возраст детей, для которых будет использоваться пособие;
  2. Образовательно-воспитательные цели игры;
  3. Варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми);
  4. Материалы, которые использовались в процессе производства;
  5. Универсальность дидактического пособия.

Как правильно применять дидактические пособия для детского сада?

Если вы думаете, что покупка – это самый важный этап в процессе использования дидактических пособий, то вы очень сильно ошибаетесь. Очень важно научится правильно использовать дидактические пособия – это залог получения хорошего результата.

Использовать дидактические материалы можно как для спонтанных игр дошкольников, так и для спланированных занятий в детском саду. В первом случае дидактические пособия служат отличной основой, которая помогает детям развивать природные качества, знакомиться с миром. Что же касается второго, то здесь необходимо чёткое следование назначенному плану. Использовать дидактические пособия необходимо согласно с планом учебного процесса в детском саду и отдельно в группе.

При применении дидактических материалов в качестве развивающих игр следует также уделить особенное внимание правилам этих игр. Это необходимо для того, чтобы дети использовали пособия с пользой. Поэтому всегда поясняйте детям правила игры, прежде чем они начну в нее играть.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Стоит понимать, что тактические ощущения играют очень большую роль для человека. Это еще один из способов познавать мир, особенно в детском дошкольном возрасте. Поэтому необходимо обеспечить правильное развитие это чувства. Сделать это можно с помощью специальных дидактических пособий. Главным отличием дидактических пособий для развития сенсорики является то, что они имеют разные яркие цвета и изготовлены из разных материалов. Это, собственно, и помогает получить определенные результаты при работе в данном направлении.

  • Примером отличного дидактического пособия для развития сенсорики служит набор из нескольких емкостей, содержимое каждой из которых разное. Содержимое емкостей может отличать по форме, размеру и цвету. Это и позволяет малышам в процессе игры развивать мелкую моторику, они учатся сравнивать объекты по размеру и форме, запоминают цвета.

Для того чтобы детям было интереснее играть с содержимых емкостей, можно кормить им некого сказочного персонажа (это может быть кукла).

Пособия по развитию речи

Дидактические пособия для развития речи поражают свои многообразием. В первую очередь необходимо рассматривать такие способы развития речи, как игры направленные на угадывание и воспроизведение отдельных звуков и слов. Также можно предложить детям составить связный рассказ или предложение. Особенности данного мероприятия определяются возрастом детей.

Отличной игрой для развития речи повсеместно считаются театрализованные действа. В первую очередь необходимо уделять внимание маленькому театру кукол, поскольку в данном случае дети будут развивать не только речь, а и моторику и воображение. Купить базовые декорации для таких мероприятий можно в интернете или же в магазине вашего города. Однако не стоит ограничиваться лишь стандартными декорациями, со временем дети привыкнут к ним и захотят чего-то нового. И здесь можно проявить творческие способности и попробовать вместе с детьми изготовить отдельные элементы для кукольного театра.

Такие пособия подойдут и для самых маленьких детей и для ребят постарше. Отличаться будет лишь сложность заданий и размах этого самого действа. Например, самые маленькие могут просто играть с персонажами и разучивать слова для представлений, а вот старшие могут уже и самостоятельно придумать сюжет.

Пособие «Планшет»

Данное дидактическое пособие очень хорошо подойдет для ребят из старших групп, хотя найти применение данного пособия можно и для младших. Набор состоит из карточек, которые дети могут по своему усмотрению крепить на специальный планшет. Это пособие очень удобно использовать во время занятий, оно поможет определить насколько хорошо ребенок усвоил тему.

К этому типа пособий можно отнести и пособия для развития речи. Поскольку не обязательно, чтобы стенд был пустым. На стенд могут быть нанесены различные надписи, в том числе и те, которые будут наглядным пособие для изучения букв, слов и языка в целом.

Приведенный выше пример использования планшета для развития речи идеально подойдет для средней группы или старшей. А вот самые маленькие вряд ли поймут суть задания и не смогут его выполнить.

«Фигурная мозаика»

Данное дидактическое пособие будет отличным способом для изучения математики, а именно того раздела, который называется геометрией. С помощью этого пособия можно выстраивать простые геометрические фигуры. Данное пособие актуально для старшей группы

Данное дидактическое пособие поможет детям научиться правильно считать. Это пособие также поможет в математике, поскольку с его помощью дети будут учиться выстраивать цифры по возрастанию или убыванию.

Это пособие подойдет для средней группы, а вот младшая и старшая группы от этого пособие вряд ли будут в восторге. Поскольку младшие еще не умеют правильно считать и не справятся с заданием, а для старших оно будет слишком простым.

«Разноцветный зонтик»

Данный вид дидактического пособия служит для тех же целей, что и чудо-дерево. Это один из вариантов наглядно показать детям, чем отличается одно время года от другого. Зонт будет разделен на четыре части, которые будут окрашены в разные цвета в зависимости от времени года. К каждому цвету также прилагается набор предметов, которые связаны с этим временем года.

Использовать это дидактическое пособие можно в таких играх:

  1. «Угадай время года по изображению»;
  2. «Укажи признаки зимы (весны, лета, осени)»;
  3. «Найди лишнее».

Дидактические пособия для детского сада необходимы. Их необходимость доказана временем. На поиск, выбор и покупку дидактических пособий необходимо потратит немало времени, однако конечный результат будет того стоить. Ведь для воспитателя в детском саду и родителей главное, чтобы дети развивались гармонично и максимально правильно.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Галина Ростиславовна Сальникова 11.04.2018 3 8.7k

Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Википедия

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Развитие мелкой моторики является приоритетной задачей при обучении младших дошкольников

Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

Основные виды дидактического материала в ДОУ

Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных).

Изучение минералов заинтересует воспитанников старшей и подготовительной групп

С помощью такого игрового макета дошкольники изучают правила дорожного движения

Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

  • Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:
    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.
  • Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

Знаковый дидактический материал может быть оформлен как:

    материал в картинках;

Работа с предметными картинками развивает мышление дошкольников

Яркие раздаточные материалы привлекают внимание дошкольников

Освоить различные характеристики мелодии дошкольникам поможет такое демонстрационное пособие

Дидактический материал предназначен для практической деятельности дошкольника и подразумевает определённую степень самостоятельности при выполнении задания.

Дидактический материал для детского сада своими руками

Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

  1. Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.
  2. Второй шаг — это выбор темы, в рамках которой будет создаваться дидактический материал. Например, для того чтобы ребёнок выучил название цвета и соотнёс его с конкретным объектом (животным, фруктом или предметом), создаются плакаты или карточки по теме «Основные цвета».

В этой дидактической игре ребята запоминают цвета и соотносят их с формами животных

Дидактические материалы должны быть привлекательными и аккуратно оформленными

С интересными идеями изготовления дидактических материалов для дошкольников своими руками и их подробным описанием можно ознакомиться в статье Оксаны Столь.

Не пытайтесь сразу добиться от ребёнка полного понимания темы. Лучше пройдите тему несколько раз, используя разный дидактический материал, тем самым закрепляя её.

Фотогалерея: дидактические материалы для развития мелкой моторики

Фотогалерея: дидактические материалы по математике

Фотогалерея: дидактические материалы по изучению окружающего мира

Видеоматериалы по теме

Представленные далее видеоролики содержат наглядное воплощение идей по созданию дидактических материалов в детском саду. Ознакомившись с ними, можно самостоятельно изготовить интересные и полезные игровые пособия для дошкольников.

Видео: дидактические игры своими руками

Видео: дидактические игры по математике для детского сада своими руками

Видео: дидактические материалы по обучению грамоте

Видео: примеры дидактических пособий по сенсорному развитию детей

Видео: как сделать фланелеграф

Использование дидактических материалов в детском саду помогает развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности дошкольников всех возрастных групп. При применении пособий воспитателю следует помнить о широком спектре выбора их подачи. Изготовление дидактических материалов своими руками позволяет реализовать различные педагогические идеи в образовательном процессе ДОУ. Главное — правильно разработать пособия, продумать и оформить. В этом помогут разнообразные методические рекомендации и собственная фантазия автора.

Дидактические пособия для детей в доу
Смотрите так же:  Отдел опеки и попечительства тушино