Оглавление:

Контрольная по логике (тестовое задание) вариант 2

Национальный Институт имени Екатерины Великой

Контрольное задание
для студентов и слушателей заочной формы обучения по дисциплине

Контрольное задание по логике включает в себя решение трех заданий (каждое из них со-стоит из пяти задач) по темам: «Понятие», «Суждение» и «Умозаключение».

Задание №
1. (Тема: Понятие)

Задача №
1. Имеет ли понятие «логика» равный Объем с понятием «наука»?
Выберите правильный ответ:
1. Да.
2. Нет. +
Задача №
2. Какое из понятий относится к абстрактным понятиям:
1. Мужество. +
2. Человек.

Задача №
3. Можно ли назвать следующую цепь понятий логической операцией деления: «Жилой дом – подъезд – квартира – комната». Выберите правильный ответ:
1. Да.
2. Нет. +

Задача №
4. Имеется ли ошибка в следующем определении: «Иглоукалывание – это нетрадиционный для нашей страны метод лечения». Выберите правильный ответ:
1. Да.
2. Нет. +

Задача №
5. В каком отношении находятся понятия «белое» и «коричневое»?
Выберите правильный ответ:
1. Перекрещивания.
2. Подчинения.
3. Соподчинения.
4. Противоположности. +
5. Противоречия.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям.1.1. Закон. 1.2. Клевета.2. Изобразите отношения между понятиями в виде круговых схем.2.1. А – адвокат, В – юрист, C – судья.2.2. А – форма мышления, В – понятие, C –конкретное понятие. 2.3.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
1.1. Закон. 1.2. Клевета.
2. Изобразите отношения между понятиями в виде круговых схем.
2.1. А – адвокат, В – юрист, C – судья.
2.2. А – форма мышления, В – понятие, C –конкретное понятие.
2.3. А – обвинительный приговор суда, В – оправдательный приговор суда.
3. Определите, проведена ли операция обобщения ( ограничения ) понятий.
3.1. А – районный суд, В – областной суд, С – суд.
3.2. А – общественно-опасное деяние, В – преступление, С – терроризм.
4. Дайте логический анализ определения понятия.
4.1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний (см. ст. 56 УПК РФ).
4.2.Термин «денонсация» обозначает одностороннее расторжение международного договора одним из его участников.
5. Дайте логический анализ деления понятия.
5.1.Формальная логика делит понятия на положительные и отрицательные.
5.2.Преступления делятся на виды: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжелые и особо тяжелые (см. ст. 15 УК РФ),
6. Установите, какое произведено действие: логическое деление или разделение на части.
6.1. Год делится на 12 месяцев.
6.2. Формы обучения в вузе делятся на очную (дневную), заочную и вечернюю.
7. Укажите, какие из приведенных предложений содержат в себе суждение, и определите его вид по характеру предиката.
7.1. Внеземные цивилизации существуют.
7.2. Умная ложь лучше глупой правды (русская пословица).
7.3. Логика – наука о мышлении.
7.4. Не сотвори себе кумира (Библия).
8. В приведенных суждениях установите квантор, субъект, предикат и связку. Дайте объединенную классификацию суждения.
8.1.Ни одна армия не может противостоят силе идеи, время которой пришло (В.Гюго).
8.2. Спортсмены, как правило, физически хорошо подготовленные люди.
8.3. Большое число соучастников не оправдывает преступления (Т. Фуллер – англ. литератор, р.1608г.).
8.4. Всякое излишество превращается в порок (античный афоризм).
9. Опираясь на логический квадрат, выведите из данного суждения противоположное, противоречащее и подчиненное. Установите их истинностное значение.
Не может пользы принести ученый, к злу стремящийся.
10. Установите вид сложного суждения и укажите образующие его простые суждения.
10.1. Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий обвиняемого (см. ст. 115 УПК РФ),
10.2. Уголовное дело в суде первой инстанции рассматривается коллегиально или единолично.
10.3. Ходатайство о производстве процессуальных действий подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления.
10.4. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы обвиняемого, содержащегося под стражей.
11.Выразите комбинированные сложные суждения в явной логической форме и приведите их символическую запись.
11.1. Если при производстве предварительного следствия применялись киносъемка или звукозапись, то они воспроизводятся обвиняемому и его адвокату.
11.2. Если обвиняемый отказался от ознакомления с материалами дела, об этом делается отметка в протоколе и указываются мотивы отказа, если обвиняемый их сообщил.
12. Осуществите отрицание суждений.
12.1. На этом факультете учатся способные студенты.
12.2. Если человек прочитал книгу, то он знает её содержание или хотя бы основную идею.
13. Определите модальность суждений.
13.1.Знать — означает ни в чем не сомневаться.
13.2. Нельзя одновременно убеждать в чем-то и сомневаться в этом.
14. Соблюдены ли требования логических законов в следующих рассуждениях? Если Вы считаете, что они не соблюдены, укажите, какие законы нарушены и объясните, в чем состоит их нарушение.
14.1 Правильность умозаключения является необходимым и достаточным условием истинности его вывода.
14.2. Один из свидетелей утверждал, что в момент нанесения удара гражданину Н. нападавший на него гр. М. стоял на крыльце вокзала, возвышающемся над землей на полтора метра, а гр.Н. стоял на земле около крыльца. Другой свидетель утверждал, что гр. М. стоял в тот момент не на крыльце, а на земле недалеко от здания вокзала, потерпевший же стоял между гр. М. и крыльцом. Первый свидетель показал, что гр. М. в момент нанесения удара стоял спиной к зданию вокзала, а другой – что он стоял лицом к вокзалу.
15. Укажите вид преобразования исходно
го суждения. При наличии ошибки разъясните её причину и сделайте правильный вывод.
15.1. Некоторые юристы не являются адвокатам, следовательно, некоторые юристы являются адвокатами.
15.2. Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку. Следовательно, всякий, кто её обнаружит, может считаться грамотным.
16. Сформулируйте заключение из посылок. Определите вид умозаключения.
16.1. Ни одна внеуставная деятельность юридического лица не соответствует закону. Некоторые виды внеуставной деятельности юридического лица приносят прибыль. Следовательно…
16.2. Работа, в которой нет новых идей, не должна получить премии на конкурсе. Эта работа получила премию на конкурсе. Следовательно,…
16.3. Все сочинения Л.Н.Толстого нельзя прочитать за один день. Рассказ «Человеческое и Божеское» — сочинение Л.Н.Толстого. Следовательно…
17. Сформулируйте заключение из посылок. Установите, следует ли оно с необходимостью.
17.1. Данное преступление мог совершить Петров или Иванов. Установлено, что его совершил Петров. Следовательно,…
17.2. У молодого преподавателя лекция обычно либо содержательная, либо занимательная. Если она содержательная, её конспектируют, но не слушают с интересом, а если она занимательная, её слушают с интересом, но не конспектируют. Значит…
18. Восстановите энтимему в полный силлогизм и проверьте его правильность.
18.1. Данный трудовой договор заключен не в письменной форме. Следовательно, данный трудовой договор был заключен в устной форме.
18.2. Языки древних народов называются «мертвыми», так как на них теперь не разговаривают.
19. Какой вид умозаключения применил Л.Н.Толстой в следующем рассуждении:
«Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель её то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».
20. Определите ошибку в приводимых доказательствах.
Старушка украла жестяной чайник стоимостью дешевле пятидесяти копеек. Защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитительной речи… и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать её, страна погибнет. Поднялся Плевако: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на неё. Все претерпела, все преодолела Россия…. Но теперь… Старушка украла чайник ценой в тридцать копеек. Этого Россия уже, конечно, не выдержит, от этого она погибнет…» (В.Вересаев Невыдуманные рассказы о прошлом).

Смотрите так же:  Заявление форма 2 пфр

1. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
1.1. Закон. 1.2. Клевета.
Ответ:
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами или группой слов, т. е. словосочетаниями. Содержание понятия – совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Объем понятия – совокупность (класс) предметов, которая мыслится в понятии.
1.1. Закон – общее (в объёме мыслятся ещё предметы), регистрирующее (в принципе можно посчитать), конкретное (мыслятся предметы в совокупности свих признаков), положительное (наличие, а не отрицание), безотносительное (нет обязательной пары), разделительное (каждый отдельный предмет мыслится как элемент класса).
1.2. Клевета – общее (мыслятся ещё предметы), нерегистрирующее (не возможно посчитать), конкретное (мыслится предмет, а не свойство его), положительное (наличие признака, а не отрицание), безотносительное (обязательного противоречия нет), разделительное (каждый отдельный предмет мыслится как элемент класса).

2. Изобразите отношения между понятиями в виде круговых схем.
2.1. А – адвокат, В – юрист, C – судья. 2.2. А – форма мышления, В – понятие, C – конкретное понятие. 2.3. А – обвинительный приговор суда, В – оправдательный приговор суда.
Ответ:
Закон обратного отношения между объе¬мами и содержаниями понятий: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав, и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже и определеннее круг его предметов, или даже мыслится только один предмет.
Отношения между понятиями изображаются с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг означает объем понятия.

1. Гетманова А. Д. Логика: Для педагогических учебных заведений. — М.: Новая школа, 1995. — 416 с.
2. Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов/А. А. Ивин. — М.: Высш. шк., 2004. — 304 с.: ил.
3. Ивлев Ю. В. Логика: Учебник / Ю. В. Ивлев. — М.: Наука, 1994. — 284 с.
4. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 240 с.
5. Ломиворотов М. М. Логика для юристов: Учеб. пособие в схемах и упражнениях. — Волгоград, 2006. — 32 с.: ил.
6. Никифоров А.Л. Логика. — М.: Издательство «Весь мир», 2001. — 224 с.

Контрольная работа. вариант 3 1. Дайте полную логическую характеристику следующим предметам: а) закон – общее, регистрирующее, абстрактное, положительное, безотносительное, несобирательное. б) нотариат – общее, регистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, собирательное. в) истец – единичное, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное. 2. Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых систем (кругов Эйлера). 3. Укажите родовидовые отношения понятий. 4. Проведите операцию деления данных понятий двумя способами: дихотомическим и по вид

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе «Готовые Работы» размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

С условиями соглашения согласен (согласна)

Цена: 400 р. Купить эту работу

Содержание

ВАРИАНТ 3

1. Дайте полную логическую характеристику следующим понятиям:

2. Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых систем (кругов Эйлера):

а) предмет, имеющий какой-либо цвет, белый предмет, черный предмет;

б) посягательство на честь и достоинство личности, клевета, оскорбление;

в) строение, недостроенное строение, дом, деревянный дом, беседка.

3. Укажите родовидовые отношения понятий:

а) правонарушение, гражданское правонарушение;

б) предприятие, объект гражданских прав;

в) право, уголовное право.

4. Проведите операцию деления данных понятий двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите основание деления, члены деления:

в) периодические издания.

5. Укажите определяемое и определяющее понятия:

а) Банк — по законодательству РФ кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции.

б) Свобода — закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.)

6. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются, и дайте правильное определение.

а)Логика – это не политология.

б) Личность – это совокупность социальных качеств человека, проявляющихся в его поведении.

7. Приведите по одному примеру реального и номинального определения понятий. Преобразуйте реальное определение в номинальное.

8. Проведите операции ограничения следующих понятий:

а) населенный пункт,

б) генеральный прокурор,

9. Проведите операции обобщения следующих понятий:

б) известный русский философ,

в) частная собственность.

10. Определите вид простого суждения (суждения свойства, суждения с отношениями, суждения существования):

а) Концерн – форма монополистического объединения;

б) Осень этого года холоднее, чем в прошлом году;

в) На Марсе жизни нет.

11. Определите количество и качество простых суждений, укажите субъект и предикат суждения, запишите его формулу:

а) Некоторые соглашения не являются выгодными для одной из сторон.

б) Ничто не проходит бесследно.

в) Уголовное наказание назначается по приговору суда.

12. Охарактеризуйте распределенность терминов в следующих простых суждениях. Изобразите отношения между терминами суждения с помощью кругов Эйлера.

а) Не все государства являются членами ООН.

б) Сокровища Оружейной палаты являются народным достоянием.

в) Ни один атом неделим.

13. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите схему суждения с помощью символов, используя логические термины.

а) Дело каждого гражданина – оберегать природу, охранять ее богатства.

б) «Однажды лебедь, рак, да щука вести с поклажей воз взялись».

в) Суд отказывает в иске истцу, если его исковые требования являются незаконными.

14. Определите эпистемическую модальность суждений, запишите их с помощью модальных операторов «доказано» ( V ), «опровергнуто» ( F ), «вероятно» ( P ).

а) По мнению ряда ученых, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа.

б) Неверно понимать общение только как процесс передачи информации.

в) Земля вращается вокруг солнца.

15. Определите деонтическую модальность суждений, запишите их с помощью модальных операторов «обязательно» (О), «запрещено» ( F ), «разрешено» ( P ).

а) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

б) Этот человек может участвовать в голосовании.

в) Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

16. Сделайте выводы из следующих суждений по логическому квадрату, установите их истинность или ложность.

а) Все знающие логику знают правила силлогизма.

б) Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества.

17. Сделайте вывод из данных суждений путем обращения, превращения, противопоставления предикату.

а) Все студенты юридических вузов изучают логику.

б) Некоторые свидетельские показания недостоверны.

Смотрите так же:  Нотариус во всеволожске без выходных

в) Ни один невиновный не должен быть осужден.

18. Сделайте вывод из данных посылок, укажите больший, меньший и средний термины простого категорического силлогизма. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил фигур силлогизма и круговых схем.

а) Все углероды – простые тела

Все углероды — электропроводны

б) Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности

Обвиняемый совершил кражу

19. Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного умозаключения:

а) Не будучи математиком, вы не решите этой задачи.

б) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности, значит, этот человек привлекается к уголовной ответственности.

20. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, запишите схему.

Совершивший преступление небольшой тяжести впервые может быть освобожден от уголовной ответственности или в связи с деятельным раскаянием, или в связи примирением с потерпевшим. Этот человек, совершивший впервые преступление небольшой тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности.

21. Определите вид индукции, с помощью которого получены следующие общие суждения

а) Все футболисты сборной команды явились на тренировку.

б) Каждая птица имеет конечности, видоизмененные в виде крыльев.

22. К данным тезисам подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

а) Обвиняемый совершил умышленное преступление.

б) Некоторые русские писатели – лауреаты Нобелевской премии.

Научный форум dxdy

помогите решить задачу

Собственно вот все задания, с чем то справилась, с чем то нет.

1. Дайте полную логическую характеристику следующим предметам:
трусость, русалка, Луна
Луна — (единичное, не пустое, утвердительное, конкретное, безотносительное)
Трусость — (общее, не пустое, утвердительное, абстрактное, соотносительное)
Русалка — (пустое, конкретное, утвердительное, безотносительное)

2. Определите вид отношений между понятиями, изобразите их с помощью круговых систем (кругов Эйлера):
а) предмет, имеющий какой-либо цвет (Ц), белый предмет (Б), черный предмет (Ч)

б) Посягательство на честь и достоинство личности (1), клевета (2), оскорбление (3)

3. Проведите операцию деления данных понятий по избранным Вами признакам двумя способами: дихотомическим и по видообразующему признаку, укажите основание деления:
а) рыба б) государство

пока не справилась

4. Проверьте правильность определения понятий, в неправильных случаях укажите, какие правила нарушаются и дайте правильное определение.

Логика – это не политология.
Ошибка — широкое определение.
Логика — ход рассуждений, умозаключений; наука о законах и формах мышления; разумность, внутренняя закономерность чего нибудь (толковый словарь Ожигова)

Личность – это совокупность социальных качеств человека, проявляющихся в его поведении.
тут вообще голова вскипела
5. Проведите операции ограничения следующих понятий:
а) населенный пункт
Населенный пункт — город — столица — Столица России
б) преподаватель русского языка
тоже недодумалась

6. Проведите операции обобщения следующих понятий:
а) чайная роза
Чайная роза — роза — цветок — растение — многоклеточный организм — организ м
б) известный русский философ
Известный русский философ — русский философ — философ — мыслитель — человек — млекопитающее — позвоночное животное — организм (тут вообще помоему такая бредятига)

7. Определите вид простого суждения, укажите субъект и предикат суждения, запишите его формулу, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

а) Некоторые рыбы не мечут икры.
Некоторые S не есть P — частноотрицательное

б) Все студенты выполнили задание.
Все S есть P — общеутвердительное

в) Ни один атом неделим.
Не одно S не есть P — общеотрицательное

8. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите схему суждения с помощью символов, использую логические связки.

а) Корабль подвергался то бортовой, то килевой качке.
A^B^C или а->b вот до сих пор в раздумьях

б) «Однажды лебедь, рак, да щука вести с поклажей воз взялись»

9. Сделайте выводы из следующих суждений по логическому квадрату, обоснуйте их.

Все знающие логику знают правила силлогизма.
Все львы – хищники

10. Сделайте вывод из данных суждений путем обращения, превращения, противопоставления предикату.
А) Ни один океан не имеет пресной воды
Б) Некоторые студенты являются спортсменами
1. Обращение
а)
б) Некоторые спортсмены являются студентами

2. Превращение
а)Все океаны имеют не пресную воду
б) некоторые студенты не являются не спортсменами (как то странно звучит)
3. Противопоставление
а)
б) некоторые спортсмены не являются студентами

11. Сделайте вывод из данных посылок, указав большую и меньшую посылку простого категорического силлогизма. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил фигур силлогизма и круговых схем.

Все углероды – простые тела
Все углероды — электропроводны
Некоторые проводники — простые тела

Все киты — млекопитающие
Ни одно млекопитающее не есть рыба
Ни одна рыба не есть кит

12. Восстановите энтимему, проверьте правильность полученного умозаключения:

Все львы — хищники, следовательно морские львы — тоже хищники.
Все львы — хищники
Некоторые львы — морские
Морские львы — хищники

Не будучи математиком, вы не решите этой задачи.
не справилась
13. Укажите, требования каких формально логических законов нарушены в приведенных примерах:

«И, может быть, я завтра умру. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно!»
Ничто так часто не отсутствует, как присутствие духа.
тоже пока не справилась.

Практические задания

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия, выделите собирательные понятия.

Образец: а) «Российская академия правосудия» — единичное понятие; б) «высшее учебное заведение» — общее понятие; в) «Государственная дума» — единичное понятие (собирательное).

  • 1. «Федеральное Собрание Российской Федерации».
  • 2. «Противозаконное деяние».
  • 3. «Депутат».
  • 4. «Бригада морской пехоты».
  • 5. «Рабочий класс».
  • 6. «Организация Объединенных Наций».
  • 7. «Радар».
  • 8. «Участник обороны Одессы».

Упражнение 2. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Образец: а) «Правительство Российской Федерации» — безотносительное понятие; б) «начало» — относительное понятие.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец: «Студент» — понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное.

  • 1. «Государство».
  • 2. «Невиновность».
  • 3. «Бескорыстие».
  • 4. «Подвиг».
  • 5. «Социальная справедливость».
  • 6. «Случайность».
  • 7. «Кража».

Упражнение 4. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера. Образец: а) «европейское государство» (А); «демократическое государство» (В) — перекрещивание; б) «Н. Бор» (А); «автор квантовой теории» (В) — равнозначность; в) «орган государственного управления» (А); «министерство» (В) — подчинение.

  • 1. «Среднее специальное учебное заведение, юридический колледж».
  • 2. «Писатель, белорусский писатель, автор романа «Честь имею».
  • 3. «Форма государственного правления, республика».
  • 4. «Военный корабль, авианосец».
  • 5. «Президент, Президент России, глава государства».
  • 6. «Литератор, художник, поэт».
  • 7. «Слушатель военной академии, москвич, спортсмен, коммунист».

Упражнение 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.

Образец-. «Студент Российской академии правосудия» (А);

«Студент Московского государственного университета» (В);

«Студенты высших учебных заведений» (С) — соподчинение. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

Образец: «Студент Российской академии правосудия — учащийся». Неправильное определение. Ошибка — слишком широкое определение. Правильное определение: «Студент Российской академии правосудия — учащийся Российской академии правосудия».

  • 1. «Капитализм» — общественный строй, основанный на эксплуатации.
  • 2. «Упрямство» — порок слабого ума.
  • 3. «Национальность» — устойчивая историческая общность.
  • 4. «Учение» — мать умения.
  • 5. «Соната» — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.
  • 6. «Политика» — искусство возможного.

Упражнение 8. Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении определите, какие правила нарушены.

Пример: «Воинское преступление» можно разделить на: «неисполнение приказа», «угрозу начальнику», «самовольное оставление части или места службы», «нарушение уставных правил караульной службы», «самовольную отлучку» и т.д. Деление правильное, непрерывное. Осуществляется переход от родового к ближайшим видам без их пропуска.

  • 1. Науки делятся на «естественные», «технические», «гуманитарные».
  • 2. Государство может быть «феодальным», «капиталистическим», «социалистическим».
  • 3. Речь бывает «устной», «письменной», «путаной» и «заумной».
  • 4. Любое общество состоит из «служащих», «членов партий», «рабочих», «крестьян», «интеллигенции».
  • 5. Языки делятся на «естественные», «искусственные», «технические», «гуманитарные».

  • 1. Установите ошибку в логической характеристике понятия «преступление». По содержанию оно:
    • а) конкретное;
    • б) положительное;
    • в) безотносительное;
    • г) общее;
    • д) несобирател ыюе.
  • 2. Выберите правильное, с вашей точки зрения, определение. Содержание понятия — это.
  • а) совокупность существенных признаков определяемого понятия;
  • б) совокупность определяемых предметов;
  • в) совокупность всех признаков, присущих определяемому предмету.
  • 3. Согласны ли вы с тем, что суть закона обратного отношения между содержанием и объемом понятия заключается в том, что.
  • а) изменение содержания понятия не влечет за собой изменения его объема;
  • б) если расширяется объем понятия, то расширяется и содержание, и наоборот;
  • в) расширение объема понятия влечет за собой уменьшение содержания, а увеличение содержания понятия приводит к уменьшению его объема.
  • 4. В каком отношении находятся понятия «космонавт» и «летчик»:
    • а) перекрещивания;
    • б) подчинения;
    • в) равнозначности.
  • 5. Какая совокупность понятий соответствует данной графической схеме:
Смотрите так же:  Льготы налога на прибыль организаций

  • а) «огнестрельное оружие», «карабин», «оружие преступления»;
  • б) «милиционер», «постовой», «офицер милиции»;
  • в) «документ», «паспорт», «удостоверение личности».
  • 6. Установите, какая совокупность понятий, приведенных ниже, является правильным обобщением:
    • а) «учебник психологии» — «учебник» — «книга»;
    • б) «школа» — «средняя школа» — «среднее учебное заведение»;
    • в) «Сантиметр» — «дециметр» — «метр».
  • 7. Установите, в каком из приведенных примеров представлено правильное деление:
    • а) часы бывают наручными, настольными, каминными или башенными;
    • б) классификация бывает естественной или вспомогательной;
    • в) понятия бывают пустыми, единичными или общими. [8]
  • 9. Каково отношение между объемом и содержанием понятия:
    • а) между ними не существует никакой связи;
    • б) между ними существует прямо пропорциональная связь;
    • в) между ними существует закономерная связь, которая формулируется как закон обратного отношения;
    • г) объем и содержание понятия — это самостоятельные и независимые характеристики понятия.
  • 10. Как характеризуются отношения подчинения понятий:
    • а) одно понятие подчиняется другому понятию;
    • б) объем одного понятия больше объема другого понятия;
    • в) объем одного понятия целиком включается в объем другого, но не исчерпывает его;
    • г) объем одного понятия включается в объем другого понятия.
  • [1] «Печать», «радио», «средство массовой информации».
  • [2] «Известность», «неизвестность».
  • [3] «Виновность», «невиновность».
  • [4] «Феодализм», «капитализм», «классовое общество».
  • [5] «Военнослужащий», «офицер», «генерат», «матрос».
  • [6] «Общественные науки», «политология», «философия»,«политэкономия».
  • [7] «Честь», «бесчестие». Упражнение 6. Обобщите и ограничьте понятия. Образец: а) «Москва» — город, столица России; б) «Преступление» — противоправное деяние, клевета. 1. «Министр». 2. «Офицер». 3. «Халатность». 4. «Договор». 5. «Журнал». 6. «Европа». 7. «Война». Упражнение 7. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).
  • [8] Укажите правильное, с вашей точки зрения, определение: а) неделя — это отрезок времени в семь дней; б) философ — ученый, занимающийся философией; в) вычитание — операция, обратная сложению.

Задачи и упражнения. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, отработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждений

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, отработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждений, полемики и вообще мыслеречевой деятельности юриста.

Дать полную логическую характеристику понятию – значит определить, к какому из видов оно относится и как его следует употреблять.

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия, выделите собирательные понятия.

Образец: а) Военная академия Генерального штаба РФ — единичное понятие; б) «высшее военное учебное заведение» – общее понятие; в) «Балтийский флот» – единичное понятие (собирательное).

1.1. “Государственная Дума Федерального Собрания России».

1.2. «Противозаконное деяние».

1.4. «Бригада морской пехоты».

1.5. “Рабочий класс”.

1.6. «Организация Объединенных Наций».

1.8. «Участник обороны Одессы”.

Упражнение 2. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.

Образец: а) «Генеральный штаб ВС СНГ» — безотносительное понятие; б) “начало» — соотносительное понятие.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

Образец: “Офицер” — понятие общее, конкретное, положительное, безотносительное.

3.5. “Социальная справедливость”.

3.7. «Мужество Р. Зорге».

Упражнение 4. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью округов Эйлера.

4.1. «Высшее военное учебное заведение, военная академия».

4.2. «Писатель, белорусский писатель, автор романа «Честь имею».

4.3. «Форма государственного правления, республика».

4.4. «Военный корабль, авианосец».

4.5. «Президент, Президент России, глава государства».

4.6. «Литератор, художник, поэт».

4.7. «Слушатель военной академии, москвич, спортсмен, коммунист».

Упражнение 5. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями и изобразите его с помощью «кругов Эйлера»

5.1. «Печать», «радио», «средство массовой информации».

5.2. «Известность», «неизвестность».

5.3. «Виновность», «невиновность».

5.4. «Феодализм», «капитализм», «классовое общество».

5.5. «Военнослужащий», «офицер», «генерал», «матрос».

5.6. «Общественные науки», «политология», «философия», «политэкономия».

5.7. «Честь», «бесчестие».

Упражнение 6. Обобщите и ограничьте понятия.

Образец: а) «Москва» – столица России; б) «Преступление» – клевета.

6.9. «Форма мышления».

6.10. «Политическая партия».

6.11. «Справедливая война».

6.12. «Старший офицер».

6.13. «Великая держава».

6.14. «Политическое уважение».

Упражнение 7.Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Образец: «Слушатель военной академии» — учащийся. Неправильное определение. Ошибка — слишком широкое определение. Правильное определение: «Слушатель военной академии» — учащийся военной академии.

7.1. «Капитализм» — общественный строй, основанный на эксплуатации.

7.2. «Упрямство» — порок слабого ума.

7.3. «Национальность» — устойчивая историческая общность.

7.4. «Учение» – мать умения.

7.5. «Соната» — музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.

7.6. «Политика» — искусство возможного.

Упражнение 8. Проверьте правильность деления понятий: в неправильном делении определите, какие правила нарушены.

Пример: «Воинское преступление» можно разделить на: «неисполнение приказа», «угрозу начальнику», «самовольное оставление части или места службы», «нарушение уставных правил караульной службы», «самовольную отлучку» и т.д. Деление правильное, непрерывное. Осуществляется переход от родового к ближайшим видам без пропуска их.

8.1. Науки делятся на: «естественные», «технические», «гуманитарные».

8.2. Государство может быть: «феодальным», «капиталистическим», «социалистическим».

8.3. Речь бывает: «устной», «письменной», «путаной» и «заумной».

8.4. Любое общество состоит из: «служащих», «членов партий», «рабочих», «крестьян», «интеллигенции».

8.5. Языки делятся на: «естественные», «искусственные», «технические», «гуманитарные».

Дата добавления: 2015-01-13 ; просмотров: 1428 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Дайте полную логическую характеристику трем понятиям (на выбор)

3. Определите отношения между следующими понятиями, выразите с помощью круговых схем:

1. Кража, мошенничество, разбой, преступление против собственности, разбой

4. Проверьте правильность обобщения следующих понятий:

1. Металлургический завод – промышленное предприятие

3. Клевета — преступление

5. Ограничьте понятия:

Дайте определение двух понятий из области юриспруденции, укажите вид.

7. Определите вид суждений по объединенной классификации суждений по количеству и качеству, укажите субъект и предикат, установите распределенность терминов (изобразите с помощью круговых схем):

1. Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Некоторая часть картин молодых художников была продана на аукционе.

3. Уголовное наказание назначается по приговору суда.

8. Составьте сложные суждения, соответствующие схемам:

Постройте простые категорические силлогизмы по всем фигурам (4), сделайте полный разбор (покажите структуру), докажите правильность построения (проверьте по всем правилам).

Приведите примеры двух индуктивных умозаключений со схемами (полной и неполной индукции).

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Логика как наука. Основные этапы развития логики.

2. Мышление как предмет изучения логики.

3. Понятие как форма мышления. Объем и содержание понятия. Отношения между понятиями.

4. Логические операции с понятиями.

5. Суждение как форма мышления. Простое суждение. Виды простых суждений.

6. Деление простых суждений по количеству и качеству.

7. Распределенность терминов в простых категорических суждениях.

8. Отношения между простыми суждениями по значениям истинности.

9. Сложное суждение: виды, определение истинности.

10. Модальные суждения, виды модальности.

11. Основные законы логики.

12. Умозаключение. Общая характеристика. Виды.

13. Непосредственные дедуктивные умозаключения.

14. Простой категорический силлогизм. Энтимема.

15. Сложные и сложносокращенные силлогизмы (полисиллогизм, сорит, эпихейрема).

16. Условные умозаключения.

17. Разделительные умозаключения.

18. Условно-разделительные умозаключения.

19. Понятие индукции. Виды индукции.

20. Индуктивные методы установления причинных связей.

21. Умозаключение по аналогии и его виды.

22. Доказательство (понятие, структура, виды.)

23. Опровержение (понятие, структура, способы.)

24. Правила доказательного рассуждения. Дискуссия, спор.

25. Гипотеза. Виды гипотез. Версия.

26. Построение и доказательство гипотез.

27. Логическая структура и виды вопросов.

28. Логическая структура и виды ответов.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Дайте полную логическую характеристику понятиям клевета