Оглавление:

Банкротство трансаэро что делать пассажирам с билетами

«Трансаэро» отменила 53 рейса из Москвы, которые должны были вылететь 8 октября. Так происходит с конца прошлой недели — тогда перевозчик был признан банкротом, часть его нагрузки взяли на себя другие авиакомпании. МОСЛЕНТА выяснила, чем обернется это банкротство для клиентов и для работников туристической отрасли.

О том, что компания «Трансаэро» скоро исчезнет с табло российских аэропортов, было известно еще 1 сентября — речь шла о слиянии с «Аэрофлотом». По словам специалистов туристической отрасли, еще тогда большинство компаний решили комплектовать свои «пакеты» рейсами других перевозчиков. В этой мысли туроператоры укрепились в начале октября, когда стало ясно, что «Трансаэро» не выполняет своих обязательств, и «Аэрофлот» так и не получил акций. Тогда было принято решение о банкротстве перевозчика в связи с неисполнением договора оферты — компания задолжала кредиторам около 250 миллиардов рублей.

Сейчас «Аэрофлоту» все равно пришлось забрать себе пассажиров «Трансаэро», осуществляя перевозки совместно с компаниями UTair и S7 Airlines («Сибирь») и не рассчитывая на поддержку из бюджета. Они перевезут пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск, а также в Берлин, Ригу и Прагу.

Действительными остаются билеты тех пассажиров, которые должны улететь до 15 декабря. Для них «Аэрофлот» создал специальную базу, где можно проверить статус рейса за двое суток до вылета.

По данным Российского союза туриндустрии, до 1 октября было продано около 620 тысяч билетов авиакомпании

«Тех, кто должен улететь до 15 декабря в любом случае перевезут силами других российских авиакомпаний. Кстати, отличный пример для пассажиров: не стоит пренебрегать просьбой оставить персональные данные, когда бронируешь авиабилет. Тех, чей номер телефона или мэйл известен, оповестить о переносе рейса гораздо проще. Главное — помнить, что сейчас речь идет о замене перевозчика, замене времени вылета, замене аэропорта. Поэтому проверять статус своего рейса нужно постоянно, если на руках есть билеты. Если рейс отменен вообще, то нужно подать заявление на возврат денег», — объяснил МОСЛЕНТЕ вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, ответственный за вопросы транспорта.

По его словам, клиентам туристических компаний волноваться не о чем — те операторы, чьи туры все-таки включали в себя перелет «Трансаэро», уже приняли решение перебронировать рейс и воспользоваться услугами других перевозчиков. Поскольку сезон уже заканчивается, чрезмерной нагрузки ожидать не стоит.

Также Дмитрий Горин подчеркнул, что, поскольку компания признана банкротом, положение пассажиров не должно вызывать опасений. «Рейс могут либо перебронировать, либо вообще отменить и вернуть деньги. Сейчас формируется список заявок на возврат денег для тех, кто должен был лететь после 15 декабря. Для всех остальных выгоднее лететь на условиях перебронирования — ведь если покупать новый билет сейчас, он однозначно будет дороже. Это связано с объективными факторами, такими как курс валют и топливный сбор», — пояснил Горин, отметив, что пассажирам сейчас следует держать руку на пульсе и следить за ситуацией.

«Те 53 рейса, которые отменены сегодня, правильнее называть перебронированными. Так что паниковать рано. Ну а если выясняется, что речь идет действительно об отмене, то авиакомпания вернет деньги за любые, даже невозвратные билеты. Налицо очень цивилизованное банкротство», — рассказал эксперт.

Что будет дальше

Несмотря на то, что компания «Трансаэро» была крупнейшим частным перевозчиком в России, специалисты уверены — «дыр» на популярных направлениях не возникнет. Большую часть пассажиров готова забрать группа компаний «Аэрофлот». Поэтому те расходы, которые авиакомпания несет сейчас, обещают окупиться уже через несколько месяцев. Также на любимые курорты россиян могут летать собственные чартерные авиакомпании туроператоров — такие есть у шести из них.

«На самом деле, санация «Трансаэро» в итоге окажется выгодна всей российской авиации, а не только конкретным компаниям. У нас в какой-то момент возник избыток перевозки. Те скидки, которые были на рынке, привели к тому, что железная дорога оказалась дороже авиации. Такого не было никогда. А валюта выросла, как и цены на топливо. Из-за этого авиакомпании не могли повышать цены», — объяснил Дмитрий Горин.

До 15 декабря пассажиры смогут улететь рейсами других авиакомпаний

Также он отметил, что привлекательная цена на билеты «Трансаэро» формировалась за счет того, что компания не включала в стоимость топливный сбор. Если добавить его, то разница будет не столь велика.

«Сейчас мы никуда не денемся от корректировки цен на авиабилеты. Это происходит по объективным причинам — валюта может прыгать как в большую, так и в меньшую сторону. Платить нужно за топливо, за лизинг. Перевозчики не могут летать себе в убыток. А вот у потребителей всегда останется возможность сэкономить, выбрав лоукост», — добавил Горин.

Что же касается сотрудников компании-банкрота, то вице-спикер правительства РФ Ольга Голодец ранее заявляла, что большая часть людей сможет перейти в «Аэрофлот», поскольку соответствующая договоренность была достигнута еще в сентябре. Однако, как рассказал МОСЛЕНТЕ один из сотрудников «Трансаэро», перевести готовы лишь тех, кто хорошо владеет английским языком.

«Аэрофлот» рассказал, как вернуть деньги за купленные у «Трансаэро» билеты

Билеты разорившейся авиакомпании «Трансаэро» «туда-обратно» с началом перевозки до 15 декабря и окончанием после 15 декабря будут аннулированы.

Полностью вернуть деньги за купленные билеты можно будет по месту их приобретения, говорится в сообщении компании «Аэрофлот». При этом переоформить вылеты на более раннюю дату не получится, поскольку продажа билетов полностью прекращена.

В «Аэрофлоте» отмечают, что подробная информация о правилах оформления заявки на возврат билетов, приобретенных на сайте «Трансаэро», изложена там же.

Вернуть билеты, купленные в кассах и офисах «Трансаэро» в Москве, можно будет в офисе продаж на Павелецкой площади. В кассах в аэропортах Внуково и Домодедово, а также в офисе на Зубовском бульваре сделать это не получится. Если же билет куплен в рамках турпакета у туристической фирмы, то за возвратом нужно обратиться туда.

Напомним, на прошлой неделе правительство приняло решение, что авиакомпания «Трансаэро» будет обанкрочена. С 1 октября авиаперевозчик закрыл продажу билетов. Банкротство застало врасплох почти 600 тысяч человек, купивших билеты «Трансаэро». Перевезти пассажиров с билетами до 15 декабря взялся «Аэрофлот», который в качестве компенсации, возможно, получит имущество разорившейся компании. Кроме того, сегодня стало известно, что перевозить пассажиров «Трансаэро» начала авиакомпания «ЮТэйр».

Смотрите так же:  Ходатайство в фас

Закрытие «Трансаэро»: что нужно знать клиентам обанкротившейся авиакомпании

26 октября, 2015

Поделиться в социальных сетях:

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Авиакомпания «Трансаэро», проработавшая на рынке воздушных перевозок почти 24 года прекратила свое существование. У перевозчика отозвали лицензию на полеты за долги перед аэропортами, банками и топливными поставщиками, а рейсы передали другим авиакомпаниями.

Как будет решаться вопрос с перевозкой пассажиров, купившими билеты банкрота и кто будет обслуживать те направления, которыми ранее занималась «Трансаэро», читайте в материале m24.ru.

Почему прекращена деятельность авиаперевозчика

О том, что авиакомпанию «Трансаэро» могут признать банкротом стало известно 1 октября 2015 года. Общий долг перевозчика перед банками, аэропортами и топливными компаниями составляет 250 миллиардов рублей. Основными кредиторами компании выступали Сбербанк, ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк, Московский кредитный банк, Новикомбанк, банк «Открытие», МФК и другие.

В тот же день Росавиация запретила перевозчику продавать билеты на свои рейсы.

Акции «Трансаэро» пытался купить «Аэрофлот», однако сделка не состоялась. Перевозчик не набрал достаточного количества акций обанкротившейся авиакомпании и сорвал сроки покупки. Впрочем, выкуп не помог бы спасти «Трансаэро» от банкротства.

Уже тогда, по словам экспертов после выкупа «Аэрофлоту» пришлось бы объявить о финансовой несостоятельности приобретенной компании, кроме того ФАС требовала от покупателя отказаться от некоторых рейсов, чтобы на рынке авиаперевозок сохранялась конкуренция.

Представители «Трансаэро» на отвечают на звонки пассажиров

Отметим, что некоторые кредиторы заявляли, что готовы рассмотреть варианты возврата долгов «Трансаэро» без банкротства компании. Например, банк МФК был готов конвертировать часть долга авиакомпании в акции. А в МКБ заявили, что план вывода компании из кризиса согласован комитетом кредиторов и предполагает конвертацию долгов «Трансаэро» в капитал объединенной компании, которая, как планируется, включит «Сибирь», «Трансаэро» и «Глобус».

Кроме того, на прошлой неделе в СМИ появились сообщения о покупке авиакомпании перевозчиком S7. Однако Росавиация информацию не подтвердила, и вскоре был подписан приказ о прекращении деятельности «Трансаэро». Лицензия авиакомпании была аннулирована, и восстановлению не подлежит. «Этот самолет уже не взлетит, и не взлетит никогда», заявил министр транспорта Максим Соколов.

Кто возьмет на себя принадлежавшие «Трансаэро» направления полетов

Обанкротившийся авиаперевозчик совершал 156 рейсов по различным международным направлениям. Из них 56 маршрутов передали для обслуживания «Аэрофлоту», остальные распределят между другими авиакомпаниями. То же самое касается и внутренних рейсов «Трансаэро».

Отметим, что допуски на маршруты банкрота даются сроком на год. После этого авиакомпании могут отказаться их обслуживать по экономическим соображениям. Решать, сохранятся ли перелеты в дальнейшем, они будут в октябре 2016 года.

«Аэрофлот» взял на себя перевозку пассажиров «Трансаэро»

Как пояснил m24.ru рассказал советник руководителя федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский, закрывать маршруты компании «Трансаэро» не планируется.

«Никаких проблем с маршрутами не возникнет, часть уже перераспределена. На всех внутренних маршрутах уже стоят другие перевозчики. Другие компании, предвидя ситуацию с «Трансаэро», уже встали на те маршруты, где она была единственной», – заявил Извольский.

Полный список перевозчиков, взявших на себя маршруты банкрота пока не известен.

Что ждет купивших билеты «Трансаэро» пассажиров

Обязательства разорившейся авиакомпании взяла на себя компания «Аэрофлот». Рейсами перевозчика уже добрались до пункта назначения 1,9 миллиона пассажиров.

С момента банкротства «Трансаэро» начала составлять новое расписание, ежедневно публикуя прогнозы по отмене и переносу своих рейсов на два дня вперед. До отзыва лицензии, перевозчик осуществлял некоторые рейсы самостоятельно. Теперь эти обязательства полностью лягут на «Аэрофлот».

Названы переданные «Аэрофлоту» зарубежные маршруты «Трансаэро»

Ранее предполагалось, что «Трансаэро» будет частично выполнять свои обязательства перед клиентами до 15 декабря. Все билеты купленные на более поздние даты клиенты смогли вернуть, получив полную компенсацию их стоимости.

Наибольшие проблемы возникли у клиентов авиакомпании, купивших путевки у туроператоров. В частности клиенты компании «Библиоглобус» еще в начале октября перестали получать на руки авиабилеты «Трансаэро» после оплаты туров. Это вызвало волнения среди туристов. В результате оператор должен вернуть своим клиентам, купившим туры с билетами «Трансаэро», 300 миллионов рублей из-за невозможности обеспечить их перевозку.

Какую помощь оказывают клиентам авиакомпании «Трансаэро»

Пассажирам обанкротившегося перевозчика оказывают различную поддержку. Для клиентов компании и туристов открыли ряд полезных информационных сервисов:

«Трансаэро» прекратило продажу билетов и готовится к банкротству. Что делать пассажирам

Авиакомпания «Трансаэро» по требованию Росавиации вчера остановила продажу билетов. Как пишет «Коммерсантъ», это произошло после отказа «Аэрофлота» покупать 75% акций компании за 1 рубль. Вторую по размеру авиакомпанию страны ждёт процедура постепенного банкротства: долги компании с учетом лизинга превышают 250 млрд рублей. Основными кредиторами выступают банки – ВТБ, Сбербанк и другие.

«Аэрофлот», взявший на себя управление компанией, должен будет обеспечить её бесперебойную деятельностью. 650 тысяч пассажиров, купивших билеты, перевезут по нужным маршрутам. Как уточняет газета, многие из них купили билеты в последние месяцы – они продавались с большими скидками. По словам главы «Аэрофлота» Виталия Савельева, компания гарантирует пассажирам перевозку или возврат средств, если полет будет отменен.

Развозить пассажиров «Трансаэро» также будут UTAir и S7. Сама авиакомпания также продолжает работу – лицензия у нее не отозвана, по крайней мере до начала процедуры банкротства.

«Авиакомпания «Трансаэро» в связи с решением Правительства РФ о необходимости проведения санации её деятельности начала проработку обновленной версии расписания, а также вариантов взаимодействия с другими перевозчиками и партнерами с целью обеспечения перевозки пассажиров, имеющих билеты «Трансаэро». В ближайшие дни выполнение рейсов «Трансаэро» будет осуществляться в соответствии с действующим расписанием. В пятницу, 2 октября, авиакомпания сообщит подробную информацию о планах по осуществлению полетов в последующий период», – говорится на сайте авиакомпании. Так что пассажирам лучше всего подождать несколько дней и затем действовать в соответствии с рекомендациями, которые предложит нынешнее руководство компании (то есть, фактически, «Аэрофлот»).

© Информационное агентство «Znak»
Шеф-редактор Аксана Панова, [email protected]

Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53553 от 04 апреля 2013 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Адрес: 620026, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 126
Тел.: +7 (343) 380-81-82, e-mail: [email protected]

Мнение редакции может не совпадать с мнением отдельных авторов.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Пострадают ли клиенты «Трансаэро» от банкротства авиакомпании?

2 октября 2015 в 18:18

Правительство приняло решение о банкротстве «Трансаэро», а продажа билетов авиакомпании прекратилась. Сегодня стало известно, что перевозчик прекратит полёты 15 декабря 2015 года. Как сообщает «Аэрофлот», который занимается операционным управлением «Трансаэро», до этой даты будут перевезены все пассажиры с купленными билетами. Клиенты с датами вылета после 15 декабря смогут оформить возврат денежных средств в полном объёме. The Village узнал у экспертов, как банкротство «Трансаэро» отразится на пассажирах авиакомпании и на рынке авиаперелётов в России.

Смотрите так же:  Можно ли уволить беременную женщину по срочному трудовому договору 2018

Юрий Барзыкин вице-президент Российского союза туриндустрии

Может получиться, что людям, которым вернут деньги за рейсы на более поздние вылеты, придётся покупать новые билеты по более высокой цене. Это связано не столько с организацией перевозки, сколько с тарифами на перелёты. Вообще, факт банкротства авиакомпании «Трансаэро» означает отсутствие должного государственного регулирования авиационной отрасли. Сказался, конечно, и экономический кризис, но кредиторы и авиационные власти должны были контролировать огромную кредиторскую задолженность «Трансаэро». Уже почти месяц государство управляет перевозчиком через «Аэрофлот», и оно должно управлять так, чтобы становилось лучше, а не хуже. От всех этих событий в первую очередь страдают пассажиры.

Владислав Шевцов

генеральный директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com

Клиенты абсолютно точно не пострадают от банкротства авиаперевозчика, так как ситуация контролируется на уровне правительства. «Аэрофлот» уже заявил, что гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро» и готов взять на себя перевозку по уже купленным билетам, а в случае отмены поездки и возврата билетов вернуть денежные средства. Также готовность перевезти пассажиров «Трансаэро» уже выразили «ЮТэйр», S7, «Уральские авиалинии», «Сибирь».

Ситуация с «Трансаэро» может несколько хуже сложиться для туроператорского бизнеса и спровоцировать ряд новых банкротств. Авиакомпания была сильно ориентирована на туроператоров, а для нескольких была ключевым перевозчиком. Также, возможно, мы ещё увидим пару банкротств среди онлайн-трэвел-агентств, у которых выручка с продажи билетов «Трансаэро» была основной статьёй дохода.

После ухода «Трансаэро» «Аэрофлот» практически не будет иметь конкурентов на зарубежных направлениях, поэтому на снижение стоимости авиабилетов рассчитывать не стоит. На массовых направлениях цены могут вырасти минимум на 5–10 %, а на некоторых направлениях рост может составить 20–30 %.

Евгений Корчаго

председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнёры»

Банкротство «Трансаэро» было инициировано, скорее всего, в целях уменьшения долгового бремени и получения «Аэрофлотом» возможности приобретения авиапарка по более низкой цене. Основными пострадавшими в этой ситуации могут оказаться банковские организации, кредитовавшие «Трансаэро», так как проданного имущества может не хватить на погашение всех долгов. Ущерб для клиентов будет минимальным: процедура банкротства авиакомпании — в отличие, скажем, от банковского банкротства — не подразумевает сиюминутного прекращения деятельности организации. «Трансаэро» за период проведения наблюдения (а это первая процедура банкротства) вполне сможет исполнить все обязательства перед пассажирами. В дальнейшем ту часть рынка авиаперевозок, которую занимал этот перевозчик, скорее всего, займёт «Аэрофлот», и в этой ситуации нельзя исключать увеличения цен на билеты.

Банкротство авиакомпании: что делать пассажирам Трансаэро?

В новостях появилась информация о возможном банкротстве авиакомпании Трансаэро. Что делать, если я скоро должен лететь рейсом Трансаэро? Состоится ли рейс? Можно ли вернуть деньги за билеты Трансаэро?

Действительно, в связи со сложным финансовым положением Правительство РФ приняло решение о санации авиакомпании Трансаэро. Также некоторые кредиторы авиакомпании (банки, лизинговые компании) заявили о намерении обратиться в суд с иском о банкротстве Трансаэро. Сейчас новые билеты на рейсы Трансаэро больше не продаются.

Если у вас билет на российский или международный рейс Трансаэро с датой вылета до 15 декабря 2015 года.

Можете не беспокоиться, ваш рейс состоится. Перевозку пассажиров Трансаэро до 15 декабря 2015 года осуществляет Аэрофлот. Статус вашего рейса можно проверить через специальный сервис на сайте Трансаэро (информация на 2 дня вперед).

А если у меня дата вылета позже?

Если дата вылета рейсом Трансаэро после 0:00 часов 15 декабря 2015 года, тогда вам вернут деньги за билеты в полном объеме.

Где можно получить всю информацию по поводу билетов и рейсов Трансаэро?

  • 8-800-555-3-555 — Круглосуточный сервисно-информационный центр «Трансаэро», звонки по России бесплатны;
  • +7(495)788-8080 — для международных звонков и звонков по Москве;
  • [email protected] — по электронной почте;
  • 8-800-444-5555, 8-495-223-5555 — колл-центр авиакомпании Аэрофлот.

Как вернуть деньги за билеты Трансаэеро?

Возврат билета оформляется там, где вы их покупали.

Банкротство трансаэро что делать пассажирам с билетами

​Через пять дней после сообщения о предстоящем банкротстве «Трансаэро» официально начала отменять рейсы. Во вторник авиаперевозчик отменил первые 28 рейсов, еще 32 будут отменены сегодня, в среду. Решение о банкротстве второй по величине авиакомпании стало проблемой для 600 тыс. человек, купивших билеты. Если верить официальным заявлениям, их потери должны быть невелики. «Аэрофлот» обещает перевезти всех клиентов «Трансаэро», вылетающих до 15 декабря. Остальным будет возвращена полная стоимость билетов. Но это официальная версия.

В реальности о времени и номере нового рейса пассажиры узнают в последний момент, а с возвратом денег за билеты уже возникают проблемы, жалуются клиенты. Фотограф Андрей Рудаков подал заявление на возврат билетов «Трансаэро» еще в конце августа, когда о проблемах компании не было объявлено. Он заполнил специальную форму на сайте, получил автоматический ответ о том, что деньги будут возвращены в течение 30 дней. Спустя пять недель средства так и не поступили. На новые письменные запросы «Трансаэро» не ответила, получить ответ в call-центре оказалось практически невозможно. «Когда я звонил в понедельник, ждал 62 минуты, прежде чем меня соединили с некой Инной, у которой был измученный голос. Выслушав меня, она бросила трубку», — рассказывает Рудаков.

Счастливчики

Тем, у кого вылет до 15 декабря, можно сказать, повезло — обязательства по перевозке не аннулированы. Но понервничать, видимо, придется: прежде всего из-за отсутствия у конкретных пассажиров информации о том, как именно, когда и на чем они будут лететь. По сути, речь идет о замене рейсов «Трансаэро» и информация не всегда доступна.

Например, маркетолог Елена Фоер должна вылететь в Пхукет 10 ноября. Электронные билеты она покупала на сайте «Трансаэро». Сразу после того как стало известно о банкротстве авиаперевозчика, она написала письма в службу поддержки обеих компаний. В «Аэрофлоте» ей, по ее словам, ответили отпиской, а «Трансаэро» сообщила, что, раз рейс не отменен, все пока по-прежнему и переживать не стоит. Никакой конкретной информации Фоер получить не удалось. «Это «пока» немного беспокоит, но я жду развития событий», — говорит она.

Данные об отмене рейсов «Трансаэро» появляются накануне дня вылета, перелеты осуществляются, как сказано в официальных сообщениях авиакомпании, силами не только «Аэрофлота», но и других перевозчиков. Информацию приходится уточнять самостоятельно в call-центрах «Аэрофлота» и «Трансаэро» или у представителей авиакомпаний в аэропортах.

Если вы не хотите тратить лишние нервы и опасаетесь, что мест или самолетов не хватит, то билеты можно сдать и получить их полную стоимость, советует генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ» Антон Толмачев. Эта возможность предусмотрена 108 статьей Воздушного кодекса. Правда, это правило касается только возвратных билетов. И пассажир должен уведомить авиакомпании не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на указанный в билете рейс. Если ваш рейс будет отменен и вы не захотите лететь на предложенном взамен рейсе, то можно вернуть деньги даже за невозвратные билеты, обнадеживают в пресс-службе «Трансаэро».

Смотрите так же:  Платится ли пошлина за апелляцию

Страховка не сработала

«Застраховаться от ситуации, подобной той, что случилась с «Трансаэро», пассажиры не могут, — говорит генеральный директор юридической фирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников, — страховщики не предлагают таких полисов. У ведущих страховых компаний все риски, покрываемые так называемой страховкой от невыезда, связаны с действиями, которые происходят в жизни застрахованного (отказ в визе, болезнь, призыв на военную службу, повестка в суд и т.д). Если бы «Аэрофлот» не подтвердил перевозку пассажиров или выплату им компенсации за купленные ими билеты, то все потеряли бы деньги». И если по какой-то причине «Аэрофлот» откажется от обязательств по перевозке пассажиров «Трансаэро», то рассчитывать на компенсацию им будет очень сложно, говорит Тюрников.

Новогодний привет

В худшей ситуации оказались те, кто собирался лететь отдыхать на новогодние каникулы: все билеты на даты после 15 декабря аннулированы. Причем в число отмененных попадут и те билеты, которые предполагали вылет к месту назначения до 15 декабря, а возврат уже после этой даты. То есть, чтобы понять, действующий билет или нет, надо смотреть на дату обратного рейса.

Как скоро можно будет получить за них деньги, чтобы купить новые билеты, неизвестно. «Пока что никаких уведомлений об отмене рейса от авиакомпании мне не приходило, а дозвониться до «Трансаэро» я не смог. Когда вернут деньги, я пока не понял», — говорит специалист по внешним коммуникациям Николай Судариков, который собирался улететь из Москвы в Рим 26 декабря и вернуться 8 января. В итоге Судариков предпочел не ждать и купил новые билеты на те же даты в «Аэрофлоте».

Сдать билеты, купленные в кассах «Трансаэро» в Москве, можно в офисе продаж компании на Павелецкой площади. Чтобы вернуть электронные билеты, нужно заполнить социальную форму на сайте или отправить электронное письмо на адрес [email protected], как это пытался сделать Рудаков. В письме нужно указать фамилию пассажира латинскими символами, номер рейса, дату вылета, номер авиабилета из 13 цифр, e-mail, указанный при покупке билета, и номер контактного телефона. У компании есть 30 дней, чтобы перечислить вам деньги. «В среднем по банкам это занимает примерно до двух недель», — обещают в пресс-службе компании.

Если этого не будет сделано, то нужно написать претензию и послать ее по почте в офис «Трансаэро», обязательно сохранив квитанцию. Если и на это письмо не будет получено ответа, то через 45 дней можно обращаться в суд, говорит юрист общественной организации потребителей «Финпотребсоюз» Алексей Драч. «Нужно понимать, что, скорее всего, «Трансаэро» как бренд уже ничего не стоит, компании уже нет смысла заботиться о своей репутации и гасить долги перед потребителями. А «Аэрофлот» вместо «Трансаэро» выступать ответчиком не может. Судиться с «Аэрофлотом» возможности не будет», — говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Банкиры предлагают попробовать другой вариант — пытаться вернуть деньги через процедуру chargeback — опротестования платежа по банковской карте из-за невозможности получить услугу. Этот механизм советует также юрист Европейской юридической службы Евгений Лучин. По сути, это отмена вашей операции по карте Visa или MasterCard. «Оформлять такое заявление нужно, после того как ваш вылет не состоялся. К заявлению нужно приложить билеты и подтверждение от «Трансаэро», что рейс не состоялся. Банк, конечно, вынет из вас душу, но деньги, скорее всего, вернет», — рассказывает на условиях анонимности вице-президент банка из числа 15 крупнейших по размеру активов.

Лишнее звено

Хуже всех дела обстоят у тех, кто покупал билеты на рейсы у посредников: на сайтах-агрегаторах или в туристических компаниях. Это резко повышает вероятность потери денег. В самой «Трансаэро» считают: если билеты продавал посредник, получить деньги надо с него. «В случае приобретения билетов в стороннем агентстве возврат будет осуществляться по месту приобретения», — заявили в РБК в пресс-службе авиаперевозчика.

Но сервисы по бронированию билетов утверждают, что возврат денег за отмененные рейсы не входит в их обязанности. Например, Алину Вильнину, сотрудницу банка, которая собиралась лететь авиакомпанией «Трансаэро» в Индию в феврале 2016 года, онлайн-сервис Anywayanyday отправил за деньгами в авиакомпанию. Операторы сайта сообщили девушке, что ей нужно обращаться непосредственно в «Трансаэро», так как Anywayanyday продавал их от лица «Трансаэро».

«Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) запретила делать возвраты билетов «Трансаэро» и отключила для агентств соответствующий технический функционал. Сама авиакомпания «Трансаэро» на наши письма не отвечает и перенаправляет клиентов в агентства, хотя никто из агентов не может даже отправить запрос на возврат этих билетов», — объясняет генеральный директор компании Anywayanyday Евгений Шухлин.

«Сайт Skyscanner только находит, но не продает авиабилеты напрямую. Для покупки путешественники направляются на сайт авиакомпании или агентств, которые предлагают лучшую цену», — говорит PR-менеджер Skyscanner в России Дмитрий Хаванский.

Сервис по бронированию чартерных авиабилетов Clickavia заключает договор с пассажирами от своего имени, но возвращать деньги за билеты он также отказывается. «У нас на сайте в оферте написано, что договор прекращает свою силу, как только мы перечисляем деньги за билеты перевозчику. С этого момента вся ответственность лежит на нем», — объяснят директор по маркетингу Clickavia Ксения Хизова. Впрочем, компания может принять заявление на возврат денег и передать его в «Трансаэро».

По закону о защите прав потребителей процедуру возврата должны осуществлять посредники. Но в ситуации с «Трансаэро» они могут сослаться на форс-мажорные обстоятельства и всячески затруднить получение денег», — предупреждает адвокат Снежана Мальфанова. «В таком случае не стесняйтесь жаловаться в Росавиацию, Роспотребнадзор и обращаться суд. При необходимости подключайте прокуратуру», — советует она.

Чуть проще ситуация у тех, кто купил авиабилеты в составе туристического пакета, их обязаны перевести туроператоры. На практике они пока не спешат объяснить клиентам, что их ждет. «Вероятность того, что до 24 октября включительно все вылеты состоятся, велика», — туманно говорит генеральный директор туроператора «Библио Глобус» (крупнейший партнер «Трансаэро») Александр Туголуков и отказывается говорить, что будет с туристами, купившими путевки на более поздние даты.

Если вдруг компания попробует аннулировать туры, клиенты могут требовать полную стоимость путевки. «Никаких оснований не выполнять услуги у туроператоров нет. Банкротство авиаперевозчика не является форс-мажором», — объясняет юрист Европейской юридической службы Евгений Лучин.

Банкротство трансаэро что делать пассажирам с билетами