Оглавление:

Арбитражный суд Амурской области

Стартует областной конкурс «Амурский юрист – 2019»

Уважаемые юристы и работники юридической сферы!

От имени коллектива Арбитражного суда Амурской области поздравляю Вас с профессиональным праздником — Днём юриста!

ИНФОРМАЦИЯ о проведении первого этапа конкурса на формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Амурской области

Структура арбитражной системы Российской Федерации

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.

Первый уровень арбитражных судов

Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется статьей 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Третий уровень образуют 10 арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в статье 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Например, Арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку вступивших в законную силу решений, вынесенных Арбитражным судом города Москвы и Арбитражным судом Московской области.

Четвертый уровень представляет Верховный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Арбитражные суды округов
(арбитражные кассационные суды)

Арбитражные апелляционные суды

Волго-вятский судебный округ

Восточно-сибирский судебный округ

Дальневосточный судебный округ

Западно-сибирский судебный округ

Московский судебный округ

Поволжский судебный округ

Северо-западный судебный округ

Северо-кавказский судебный округ

Уральский судебный округ

Центральный судебный округ

Арбитражные суды субъектов РФ

Арбитражные суды республик РФ

Арбитражные суды краев и областей

Арбитражные суды городов федерального значения

Арбитражные суды автономной области и автономных округов

Девятый арбитражный апелляционный суд

Арбитражные суды

Правовые основы

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ

от 31 декабря 2015 года № 412

Федеральный закон

от 30 апреля 2010 г. № 69-ФЗ

Указ Президента РФ

от 23 июня 2014 года № 460

от 12 марта 2014 года № 35-Ф3

Федеральный закон

от 2 мая 2006г. N 59-ФЗ

Указ Президента

от 01 апреля 2016 года № 147

Приветствуем Вас на страницах официального сайта Девятого арбитражного апелляционного суда!

Становление эффективно работающей, независимой судебной власти России, являющейся атрибутом правового государства, гарантом соблюдения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, невозможно без открытости и гласности правосудия, а значит без применения информационных технологий.

Создание и сопровождение официального сайта направлено на обеспечение доступности его пользователей к информационным ресурсам Девятого арбитражного апелляционного суда, объективное и полное ознакомление посетителей сайта с важными событиями и деятельностью суда, а значит — на обеспечение оперативного получения необходимой информации о поступлении и рассмотрении апелляционных жалоб на судебные акты Арбитражного суда города Москвы.

Надеемся, что посещение сайта Девятого арбитражного апелляционного суда будет для Вас не только интересным, но и полезным!

Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем юриста!

С Днем народного единства!

Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем народного единства!

Уважаемые посетители сайта, участники споров!

Сегодня 15 октября 2018 года в 17:30 на пульт дежурного по телефону 02 поступил анонимный звонок о готовящемся террористическом акте в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Уважаемые посетители сайта, участники споров!

Сегодня 8 октября 2018 года в 12:00 на пульт дежурного по телефону 02 поступил анонимный звонок о готовящемся террористическом акте в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Статья 127 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 127 Конституции РФ гласит:

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»)*(28).

Комментарий к Ст. 127 КРФ

Комментируемая статья учреждает Высший Арбитражный Суд РФ, устанавливает основы его компетенции и определяет место в системе судов арбитражной юрисдикции.

Арбитражная юстиция появилась в России в 1991 г. В отличие от ряда современных государств, имеющих судебные системы, построенные на принципе дуализма судов, специализирующихся на рассмотрении гражданских дел, в России в течение почти 70 лет существовало два принципиально различных подхода к разрешению споров между гражданами (собственно гражданские дела) и между юридическими лицами или, как было принято их называть, организациями, учреждениями и предприятиями (хозяйственные, экономические, торговые дела). Первая категория дел входила в компетенцию (общую предметную подсудность) судов, вторую разрешали специализированные органы системы государственного управления (исполнительной власти) — государственный и так называемый ведомственный арбитраж. Деятельность последних дополнялась в части рассмотрения некоторых видов дел деятельностью диспашерских судов (споры о распределении бремени потерь или убытков при морской общей аварии), международного коммерческого арбитража и третейских судов (существовавших скорее как исключение), а также наличием институтов претензионного типа.

Такое положение дел было предопределено существованием на территории СССР планово-регулируемой экономики, характеризующейся, помимо прочего, не судебными, а административно-командными способами разрешения социальных конфликтов. Другой особенностью общественного строя того времени, явившейся причиной такого положения дел, стал отказ от признания существования права собственности как граждан, так и юридических лиц на большинство возможных объектов (земля, природные ресурсы, недвижимое имущество и т.п.). Суррогатные права — личной собственности (граждане) и оперативного управления (юридические лица) — не предоставляли судам возможности серьезно специализироваться в сфере гражданского права. Отказ от данной экономической системы в конце 80-х годов привел к формированию на территории СССР судов арбитражной или хозяйственной юрисдикции, осуществляющих правосудие по делам, связанным с предпринимательской деятельностью как юридических лиц, так и граждан, поскольку обычные суды не могли справиться с задачей разрешения гражданско-правовых споров в полном объеме. Несколько позже (к 1994 г.) арбитражные суды стали специализироваться также и на рассмотрении административных дел — дел об оспаривании актов и действий (бездействия) органов и должностных лиц системы исполнительной власти, нарушающих права и охраняемые законом интересы в сфере экономики.

В настоящий момент суды арбитражной юрисдикции действуют в РФ в соответствии с конституционными нормами (ст. 118-124, 127-128) и нормами ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации», ст. 23-25, 30, 32-33 (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4824; 2003. N 27. Ст. 2698; 2005. N 15. Ст. 1274) и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2699; 2004. N 13. Ст. 1111; 2006. N 29. Ст. 3120), а также в соответствии с ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288; 2002. N 30. Ст. 3033). Деятельность этого вида судов урегулирована также Арбитражным процессуальным кодексом 2002 г. (см. комм. к ст. 128).

Высший Арбитражный Суд, согласно комментируемой норме, является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, рассматриваемых арбитражными судами.

К числу экономических споров статья 27 АПК относит споры, возникающие из гражданских и иных правоотношений между организациями — юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, между Российской Федерацией и ее субъектами (обе категории могут быть российскими или иностранными), а также с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

К числу иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, относятся также экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности:

— об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда*(39);

— об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности*(40);

— об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

— о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

а также другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (ст. 29 АПК).

Кроме того, к компетенции арбитражных судов АПК относит дела:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК);

— о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам между акционером и акционерным обществом, участником иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности этих обществ, за исключением трудовых споров; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 33 АПК).

Смотрите так же:  Штраф за статистическую формы

Арбитражные суды также рассматривают дела об оспаривании решений третейских судов, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Несмотря на столь обширный перечень, он не является закрытым; федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

Согласно ст. 4 ФКЗ о судебной системе и ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах, в подсистему арбитражной юрисдикции помимо Высшего Арбитражного Суда входят также: федеральные арбитражные суды округов или арбитражные кассационные суды (10 судов), арбитражные апелляционные суды (20) и федеральные арбитражные суды субъектов Федерации (86 судов).

Арбитражные суды субъектов РФ осуществляют: а) рассмотрение по первой инстанции всех экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции (родовой подсудности) арбитражных судов, за исключением тех, которые отнесены к компетенции (видовой подсудности) Высшего Арбитражного Суда (так называемая остаточная компетенция); б) пересматривают дела по вновь открывшимся обстоятельствам; в) обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности (см. комм. к ст. 125); д) обладают полномочиями по обобщению судебной практики и подготовки предложений по совершенствованию законодательства, анализу судебной статистики (ст. 25 ФКЗ о судебной системе, ст. 36 ФКЗ об арбитражных судах).

Учрежденные в 2003 г. арбитражные апелляционные суды рассматривают жалобы на решения арбитражных судов субъектов Федерации, не вступившие в законную силу, естественно, в апелляционном порядке (ст. 33.1 ФКЗ об арбитражных судах; ранее эти полномочия осуществляли арбитражные суды округов).

Окружные суды являются судами кассационной инстанции, проверяющей законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими по первой инстанции, и решений арбитражных апелляционных судов, а также осуществляют полномочия иного характера, аналогичные перечисленным выше (ст. 24 ФКЗ о судебной системе, ст. 24 и 26 ФКЗ об арбитражных судах).

Высший Арбитражный Суд возглавляет эту обширную систему, в силу чего он обладает полномочием (как правами, так и обязанностями) по осуществлению судебного надзора за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных федеральным законом формах. Организационное подчинение нижестоящих судов вышестоящим с провозглашением принципа независимости судей и судебной власти (см. комм. к ст. 120) ушло в прошлое. Закон устанавливает одну прямую и одну косвенную формы такого надзора: а) пересмотр судебных дел в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов*(41), б) дача разъяснений по вопросам судебной практики (см. комм. к ст. 126); пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. Кроме того, Высший Арбитражный Суд обладает правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов и иных нормативных актов и договоров и о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Специфической формой судебного надзора, осуществляемой Высшим Арбитражным Судом по отношению к собственным решениям, выступает полномочие по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам собственных решений, вступивших в юридическую силу (ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах).

Комментируемая статья наделяет Высший Арбитражный Суд не только полномочиями, свойственными высшему органу какой-либо системы, но и полномочиями ординарного суда. Эти полномочия конкретизированы в ст. 23 ФКЗ о судебной системе и ст. 10 ФКЗ об арбитражных судах, а также в ст. 34 АПК. В качестве суда первой инстанции Высший Арбитражный Суд рассматривает дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов (т.е. в каждом случае необходимой предпосылкой применительно к этой группе актов является наличие прямого законодательного предписания. — А.Е.);

— об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— экономические споры между РФ и ее субъектами, между субъектами Федерации.

Конституция непосредственно наделяет Высший Арбитражный Суд еще одним полномочием — полномочием законодательной инициативы по предметам ведения этого суда (см. комм. к ст. 104).

ФКЗ об арбитражных судах содержит еще несколько полномочий Высшего Арбитражного Суда, обеспечивающих успешную реализацию конституционной модели его правового статуса:

— изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— ведение судебной статистики и организация работы по ее ведению в арбитражных судах;

— осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения (подробнее см. комм. к ст. 124);

— решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров РФ.

Высший Арбитражный Суд осуществляет также иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами; в частности, по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов Высший Арбитражный Суд обладает правом принимать регламенты.

Относительно полномочия Высшего Арбитражного Суда, а равно иных судов арбитражной юрисдикции, в сфере судебного контроля за конституционностью и законностью нормативных актов Конституционным Судом в Постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125-127 Конституции РФ (СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004), а также, косвенным образом, в Постановлении от 11 апреля 2000 г. N 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1774) была выражена правовая позиция, согласно которой эти суды не вправе признавать какие бы то ни было нормативные акты, перечисленные в ст. 125 (ч. 2 и 5), не соответствующими Конституции (подробнее см. комм. к ст. 125).

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Работой Высшего Арбитражного Суда руководит его Председатель (ст. 20 ФКЗ об арбитражных судах). Председатель Высшего Арбитражного Суда:

— организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в России;

— созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;

— осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда;

— формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы;

— выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к его ведению;

— представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

— осуществляет другие полномочия, предоставленные ему ФКЗ об арбитражных судах.

С целью реализации указанных полномочий Председатель Высшего Арбитражного Суда обладает правом издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения в системе арбитражных судов, и правом принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

В работе Председателю Высшего Арбитражного Суд помогают его заместители, правовой статус которых также определен ФКЗ об арбитражных судах (ст. 21).

Существенную роль в работе Высшего Арбитражного Суда РФ играет Пленум — собрание всех судей Суда, — который решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов (ст. 13). Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Пленума вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, министр юстиции, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане (ст. 12).

Пленум Высшего Арбитражного Суда:

— рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

— решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

— решает вопросы об обращении в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

— избирает, по представлению Председателя Суда, секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда сроком на три года;

— утверждает, по представлению Председателя, членов судебных коллегий и председателей судебных составов Суда, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда;

— решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

— утверждает в порядке, предусмотренном ФКЗ об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

— решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Федерации, определяет места их постоянного пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

— утверждает, по представлению председателя федерального арбитражного суда округа, судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

— утверждает, по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, судей арбитражного суда субъекта Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Федерации;

— утверждает, по представлению председателя арбитражного апелляционного суда, судей арбитражного апелляционного суда, входящих в президиум арбитражного апелляционного суда;

— утверждает, по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда, регламент арбитражных судов;

Смотрите так же:  По каким видам деятельности предприниматель может получить патент

— решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

Таким образом, именно Пленум Высшего Арбитражного Суда реализует три из перечисленных в Конституции (ст. 104 и 125) полномочия этого Суда. Остальные полномочия Пленума раскрывают сущность положения Высшего Арбитражного Суда в системе арбитражных судов в качестве «высшего судебного органа» в его организационном, в меньшей степени процессуальном, выражении. Отметим также, что Пленум является реально действующим органом, он созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Процессуальная сторона деятельности Высшего Арбитражного Суда сосредоточена в его Президиуме и судебных коллегиях.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума вправе (а в ряде случаев и обязан) принимать участие Генеральный прокурор. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в юридическую силу решений арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики (о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в России), в случае необходимости пересматривает свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Вопрос объема полномочий Президиума Высшего Арбитражного Суда был предметом рассмотрения в Конституционном Суде. В Постановлении от 3 февраля 1998 г. N 5-П в деле о проверке конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 прежнего АПК (СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 784) оценивались те положения указанных норм, которые, конкретизируя норму комментируемой статьи, не допускали пересмотра в порядке надзора постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда. Нормы ст. 180, 181 и 187 были признаны соответствующими Конституции, но при условии, что они не служат основанием для отказа в пересмотре постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда по вновь открывшимся обстоятельства в связи с обнаружившейся судебной ошибкой, которая не могла быть выявлена ранее, поскольку возможность такого пересмотра вытекает из ст. 46 Конституции. Оспариваемая норма ст. 192 по тем же основаниям была признана не соответствующей положениям ч. 1 ст. 46 Конституции. Нормы АПК, определяющие те или иные аспекты деятельности Высшего Арбитражного Суда, равно как и иных арбитражных судов, в рамках рассмотрения дел по первой, апелляционной, кассационной и особенно надзорной инстанциям вообще часто становились предметом исследования в Конституционном Суде, но они не затрагивали проблем реализации положений комментируемой статьи. В приведенном примере косвенным образом подтверждается конституционная характеристика Высшего Арбитражного Суда как высшего судебного органа системы судов арбитражной юрисдикции.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда (которые, в свою очередь, включают несколько судебных составов) рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов (ст. 18 ФКЗ об арбитражных судах).

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается федеральным законом (например, ФЗ «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской Федерации»//СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2279). Численность судей и работников аппаратов судов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом в пределах общей численности.

Ресурсное обеспечение арбитражных судов, включая организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и т.д., также осуществляется Высшим Арбитражным Судом (ст. 44 и 45 Закона об арбитражных судах). Ресурсное обеспечение самого Высшего Арбитражного Суда осуществляет его аппарат, возглавляемый с 2003 г. администратором суда (подробнее см. комм. к ст. 124).

Арбитражный суд города Москвы

Арбитражный суд города Москвы объявляет открытый конкурс по включению в кадровый резерв суда

Арбитражный суд города Москвы объявляет открытый конкурс по включению в кадровый резерв суда

— старшая группа должностей категории «специалисты» — секретарь судебного заседания;

— старшая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты» — старший специалист 1 разряда судебного состава;

— старшая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты» — старший специалист 3 разряда судебного состава;

старшая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты» — старший специалист 1 разряда общего отдела;

старшая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты» — старший специалист 3 разряда общего отдела;

— старшая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты» — старший специалист 1 разряда отдела делопроизводства;

— старшая группа должностей категории «обеспечивающие специалисты» — старший специалист 3 разряда отдела делопроизводства;

Секретарь судебного заседания должен иметь высшее юридическое образование. Требование к стажу не предъявляется.

Старший специалист 1 разряда судебного состава должен иметь среднее профессиональное образование. Требование к стажу не предъявляется.

Старший специалист 3 разряда судебного состава должен иметь среднее профессиональное образование. Требование к стажу не предъявляется.

Старший специалист 1 разряда общего отдела должен иметь среднее профессиональное образование. Требование к стажу не предъявляется.

Старший специалист 3 разряда общего отдела должен иметь среднее профессиональное образование. Требование к стажу не предъявляется.

Старший специалист 1 разряда отдела делопроизводства должен иметь среднее профессиональное образование. Требование к стажу не предъявляется.

Старший специалист 3 разряда отдела делопроизводства должен иметь среднее профессиональное образование. Требование к стажу не предъявляется.

Государственная гражданская служба открывает широкие перспективы начинающим специалистам. Мы предлагаем перспективную, интересную и увлекательную работу, совершенствование своих знаний и возможность карьерного роста.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет следующие документы:

а) личное заявление на имя председателя Арбитражного суда города Москвы;

б) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 года № 667-р, с приложением фотографии размером 30×40 мм. и автобиографию;

в) паспорт или заменяющий его документ (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);

г) подлинники документов, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:

копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые), заверенную кадровой службой по месту работы (службы), или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; неработающие граждане представляют подлинник и копию трудовой книжки;

подлинники документов о профессиональном образовании и приложений к ним, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания;

д) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению (по форме №001-ГС/у, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 года № 984н); кроме того справки из наркологического и психоневрологического диспансеров;

е) подлинник страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

ж) подлинник свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН);

з) подлинники документов воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

й) подлинник медицинского страхового полиса обязательного медицинского страхования;

к) 1 фотография (размер 3х4);

Документы для участия в конкурсе принимаются с 29 октября 2018 года по 19 ноября 2018 года по адресу: город Москва, улица Большая Тульская, дом 17, 1 этаж, каб. А027 (отдел кадров и государственной службы) с понедельника по четверг с 14:00 до 17:30, в пятницу с 14:00 до 16:00. Всю необходимую информацию можно получить по телефону: (495) 600-96-56, 600-96-53.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2018 г. N Ф02-1502/18 по делу N А19-22409/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2018 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2018 года.

Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Клепиковой М.А.,

судей: Звечаровской Т.А., Тютриной Н.Н.,

с участием представителей индивидуального предпринимателя Казаковой Ольги Сергеевны: Волошиной Натальи Леонидовны (до и после перерыва, доверенность от 11.05.2017, паспорт) и Челембеева Аркадия Александровича (до перерыва, доверенность от 16.02.2017), представителя частного учреждения «Территориальная арбитражная коллегия» Черниговского Максима Валерьевича (после перерыва, доверенность от 02.04.2018, паспорт),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика — индивидуального предпринимателя Казаковой Ольги Сергеевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2017 года по делу N А19-22409/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Кшановская Е.А., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Капустина Л.В., Юдин С.И.),

общество с ограниченной ответственностью «Сибинфо-Н» (ОГРН 1095407009983, ИНН 5407065868, г.Новосибирск, далее — ООО «Сибинфо-Н») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Казаковой Ольги Сергеевны (ОГРНИП 312774619201039, ИНН 770865067172, г. Иркутск, далее — Казакова О.С.) 5 258 277 рублей, составляющих невыплаченную ответчиком сумму агентского вознаграждения по агентскому договору N 01 от 01.12.2015.

Ответчик в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявил истцу встречный иск, в котором просил взыскать штраф в размере 838 441 рубль 05 копеек. Встречный иск принят к совместному рассмотрению с первоначальным иском определением суда первой инстанции от 02 мая 2017 года.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17 мая 2017 года установлено процессуальное правопреемство: произведена замена первоначального истца с ООО «Сибинфо-Н» на частное учреждение «Территориальная арбитражная коллегия» (ОГРН 1125400003244, ИНН 5408950287, г. Новосибирск, далее — ЧУ «ТАК»), в связи с заключением договора уступки прав требования от 28.02.2017 по исполнению обязательств по агентскому договору N 01 от 01.12.2015, заключенного с Казаковой О.С.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «КапиталИнвестСтрой» (ОГРН 1143850009874, ИНН 3849034703, г. Иркутск), ООО «Сибинфо-Н».

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2018 года, первоначальный иск удовлетворен частично, с Казаковой О.С. в пользу ЧУ «ТАК» взыскано 1 944 349 рублей 50 копеек; встречный иск удовлетворен полностью.

В кассационной жалобе Казакова О.С. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения первоначальных исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.

По мнению ответчика по первоначальному иску, факт оказания услуг по агентскому договору не подтвержден. Представленные в материалы дела предварительные договоры аренды, основные договоры аренды, банковские выписки не свидетельствуют о подборе арендаторов именно агентом (ООО «Сибинфо-Н»), поскольку отчеты агента не подписаны принципалом (Казаковой О.С.).

Смотрите так же:  Как приставы арестовывают земельный участок

Заявитель кассационной жалобы указывает, что договор уступки права требования от 28.02.2017, заключенный между ООО «Сибинфо-Н» и ЧУ «ТАК», имеет признаки злоупотребления правом, направлен на уход от ответственности за ненадлежащее исполнение агентского договора со стороны агента.

В отзывах на кассационную жалобу ООО «Сибинфо-Н» и ЧУ «ТАК» указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

В судебном заседании 15.05.2018 представители истца доводы кассационной жалобы поддержали. Дополнительно указали, что путем подачи встречного иска Казакова О.С. имела намерение произвести зачет встречных требований с ООО «Сибинфо-Н».

Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 15.05.2018 объявлялся перерыв до 12 часов 15 минут 21.05.2018, о чем сделано публичное извещение.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя Казаковой О.С. — Волошиной Натальи Леонидовны и представителя ЧУ «ТАК» Черниговского Максима Валерьевича.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети «Интернет» на сайте суда — fasvso.arbitr.ru и в информационной системе «Картотека арбитражных дел» — kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Предметом первоначального иска является требование о взыскании задолженности по агентскому договору. Предметом встречного иска является требование о взыскании штрафа, установленного агентским договором в пользу принципала.

Правоотношения сторон урегулированы агентским договором N 01 от 01.12.2015, по условиям которого агент (ООО «Сибинфо-Н») по поручению принципала (Казаковой О.С.) обязуется за вознаграждение от имени и за счет принципала, совершать юридические и иные действия, связанные с поиском и подбором арендаторов в ТЦ, удовлетворяющих требованиям принципала, а именно: укомплектование ТЦ арендаторами, а принципал обязуется выплачивать агенту вознаграждение, в размере и на условиях, определенных условиями настоящего договора. Объект договора — сооружаемый многофункциональный торгово-развлекательный центр, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 58.

Согласно пунктам 2.2, 2.4 договора агент не имеет права заключать договоры аренды от имени принципала. Агент обладает эксклюзивным правом на весь период действия договора, включая 3 месяца после даты официального открытия.

Вознаграждение агента за услуги по подбору арендаторов составляет 50% от суммы обеспечительного платежа, вносимого арендаторами на расчетный счет принципала по каждому договору аренды вакантных помещений, которые указаны в приложении N 1 «Мастер-план» к настоящему договору (пункт 5.1 договора).

Агент обязан обеспечить до 20.06.2016 заключение договоров аренды не менее чем на 80% от арендной площади, указанной в мастер-плане (пункт 3.1.11 договора).

В пункте 6.3 агентского договора стороны согласовали, что в случае невыполнения агентом пункта 3.1.11 договора, агент обязуется выплатить принципалу штраф в размере 5% от арендной платы за свободные помещения, что составляет 838 441 рубль 05 копеек.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «Сибинфо-Н» в рамках агентского договора N 01 от 01.12.2015 оказало услуги по поиску и подбору арендаторов в ТЦ, с которыми впоследствии были заключены предварительные договоры.

Ссылаясь на неоплату Казаковой О.С. задолженности по оплате агентского вознаграждения, ООО «Сибинфо-Н» обратилось в арбитражный суд с иском о ее взыскании.

Казакова О.С., предъявляя встречный иск, указала на неисполнение агентом обязанности, предусмотренной пунктом 3.1.11 договора. ООО «Сибинфо-Н» признало встречный иск.

Частично удовлетворяя первоначальный иск, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что Казаковой О.С. условия агентского договора не выполнены; неподписание принципалом отчетов агента не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку в материалах дела имеются доказательства фактического оказания услуг и поступления на счет Казаковой О.С. обеспечительных платежей от арендаторов. Удовлетворяя встречный иск, суды исходили из признания указанного иска со стороны ООО «Сибинфо-Н».

Суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

В силу абзаца 1 статьи 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310).

Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (агентский договор N 01 от 01.12.2015; отчеты агента за период с декабря 2015 года по сентябрь 2016 года; выписку по расчетному счету Казаковой О.С.; предварительные договоры аренды; договоры оказания услуг по заключению предварительного или основного договора аренды; письменные объяснения части арендаторов) суды установили, что ООО «Сибинфо-Н» оказало услуги по агентскому договору Казаковой О.С., осуществляло поиск и подбор арендаторов в ТЦ. Размер агентского вознаграждения определен судами согласно условиям договор — 50% от суммы обеспечительного платежа, вносимого арендаторами на расчетный счет принципала; учтены только обеспечительные платежи, поступившие на расчетный счет Казаковой О.С. Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

Доводы заявителя жалобы о недоказанности оказания агентом услуг подлежат отклонению, поскольку по итогам комплексной оценки доказательств судами установлено, что неподписание принципалом отчетов агента не является основанием для отказа в иске, что следует из условий агентского договора (пункты 3.1.10, 4.1.4); само по себе наличие результата действий агента, выразившихся в заключении договоров аренды с Казаковой О.С., является основанием для взыскания агентского вознаграждения.

Полномочий для переоценки доказательств, которые были исследованы и оценены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в силу части 3 статьи 286 этого же Кодекса не имеет.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации встречный иск принимается арбитражным судом, в частности, если встречное требование направлено к зачету первоначального требования.

В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса при полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения указывается денежная сумма, подлежащая взысканию в результате зачета.

Согласно статье 410 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. В случаях, предусмотренных законом, допускается зачет встречного однородного требования, срок которого не наступил. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

По смыслу статьи 386 Гражданского кодекса перемена кредитора в обязательстве не должна ухудшать положение должника. Возражения, которые должник имел против требований первоначального кредитора, существовавшие к моменту получения уведомления об уступке, могут быть заявлены новому кредитору.

В случае уступки требования должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первоначальному кредитору. Зачет производится, если требование возникло по основанию, существовавшему к моменту получения должником уведомления об уступке требования, и срок требования наступил до его получения либо этот срок не указан или определен моментом востребования (статья 412 Гражданского кодекса).

Таким образом, если у должника, предъявившего встречный иск, до момента получения уведомления об уступке была возможность произвести зачет, эта возможность должна сохраниться и после уступки. В случае подачи имеющего зачетный характер встречного иска состоявшаяся в ходе рассмотрения спора уступка требования по первоначальному иску сама по себе не является обстоятельством, ограничивающим применение в арбитражном процессе предусмотренного статьей 412 Гражданского кодекса материального института зачета требования нового кредитора.

Выводы судов о том, что в случае уступки требования действующее процессуальное законодательство (часть 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса) не допускает возможность зачета требования должника к прежнему кредитору против требования нового кредитора к должнику, основаны на неправильном толковании вышеуказанных норм.

В нарушение части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не включили в предмет судебного исследования следующие обстоятельства: существовало ли встречное требование Казаковой О.С. к моменту получения уведомления об уступке требования от ООО «Сибинфо-Н» к ЧУ «ТАК»; наступил ли к этому моменту срок исполнения встречного требования.

У суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия самостоятельно устанавливать обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций.

С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело N А19-22409/2016 — направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, установить обстоятельства возможности проведения зачета согласно статье 412 Гражданского кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела суду также следует распределить между сторонами расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ответчиком в связи с подачей кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286 — 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 октября 2017 года по делу N А19-22409/2016 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2018 года по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд в рф 2018