ОСАГО техосмотр

Подборка наиболее важных документов по запросу ОСАГО техосмотр (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: ОСАГО техосмотр

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: ОСАГО техосмотр

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Техосмотр в 2018 году, изменения

2018 год принес гражданам России много новых реформ. Не обошли нововведения и счастливчиков, имеющих транспортные средства. С первого же месяца 2018 года вступили в силу изменения в прохождении техосмотра. Смотреть полный текст изменений.

Техосмотр в 2018 году обязателен для владельцев автомобилей, которые произведены более трех лет назад. Другими словами, если машина была произведена ранее 2015 года, значит необходимо пройти техосмотр.

Упор будет сделан на качестве проведения процедуры. Поскольку никого на сегодняшний день не удивишь, что документ о проведении техосмотра легко получить без его прохождения.

Главные изменения в техосмотре 2018 года

В последнем квартале предыдущего года Минтранспорт России предложил для рассмотрения целый список различных поправок к закону. При рассмотрении некоторые поправки приняли, а некоторые отклонили.

Нововведения ужесточат процедуру прохождения техосмотра. Сама процедура будет более регламентированной для автомобилей, автобусов, мототранспорта, прицепов и других.

Определены основные критерии, нарушив которые вы получите отказ или просто не будете допущены до ТО:

Владельцы автомобилей, которые приклеили пленку на фары или нанесли какой-то рисунок (даже самый маленький) — будет отказано в техосмотре. Это также относится и к тем, кто затонирует оптику автомобиля, наклеит затемненную пленку или покроет фары краской любой прозрачности.

Если в автомобиле были осуществлены даже самые маленькие конструктивные изменения, которые заводом-изготовителем не предусмотрены – это станет поводом для отказа.
К данному пункту будут относиться любые изменения, как недостаток каких-то элементов конструкции, так и их избыточность. Чтобы вам отказали в прохождении техосмотра, достаточно будет убрать бачок-омыватель или стеклоподъемник.

Если у вас имеется незарегистрированный газовый баллон в автомобиле – вас также не допустят до ТО.

Касательно диагностической карты, здесь автомобилистов также ожидают изменения. До наступления 2018 года серийный номер карты составлял 21 знак, теперь же их число убавилось до 15. Владельцы старых карт не должны спешить их выбрасывать, ведь они будут действовать до завершения установленного срока.

Еще одним нововведением будет то, что диагностическая карта будет существовать в двух вариациях – в бумажной форме (привычной для всех) и электронном виде.

Шины с шипами протвоскольжения если они используются, должны быть установлены на всех колесах.

Транспортное средство в обязательном порядке должно быть укомплектовано: аптечкой, огнетушителем, знаком аварийоной остановки.

Замена органов, отвечающих за техосмотр

Не так давно контроль за техосмотром и его проведением осуществлял Российский союз автостраховщиков. До 2018 года, никто не требовал диагностической карты (талона техосмотра), однако их наличие было одним из условий для приобретения ОСАГО.

Именно этот фактор и стал первопричиной того, что диагностические карты выдавали без особой проверки транспортного средства. Также это стало причиной и для того, чтобы передать контроль за техосмотром, начиная с 2018 года, под юрисдикцию Ространснадзора.

Также стали более жесткими санкции для тех, кто торгует диагностическими картами. Штраф составит 100 000 рублей. К данному штрафу добавляется еще одна мера – лишение аккредитационного свидетельства. Таким образом, нарушитель больше не сможет заниматься прежней деятельностью.

Периодичность прохождения

Сроки прохождения техосмотра в 2018 году тоже изменились:

  • транспортным средствам, не достигшим трехлетнего возраста, ТО проходить не надо;
  • для автотранспорта, чей возраст от 3 до 7 лет – раз в 2 года;
  • автотранспорт старше 7 лет должен ежегодно проходить техосмотр.

Запись процедуры техосмотра

Теперь удостоверительным фактом того, что автомобиль был на техосмотре, служит видеозапись на цифровых носителях, которая будет осуществляться в соответствии с законом.

На видеозаписи должны быть зафиксированы следующие моменты:

  • номерной знак автомобиля;
  • дата;
  • место прохождения техосмотра (пункт, где проводится техобслуживание, обязательно должен иметь свидетельство об аккредитации);
  • процесс техосмотра.

Требование видеосъемки техосмотра вызвало много споров, однако оно имеет много плюсов. Если возникнут спорные моменты, запись можно будет продемонстрировать страховой компании или в суде.

Есть вопросы и по технической части, ведь запись и обработка такой массы информации требует мощных серверов, которые требует больших затрат. На данный момент нюансы по этому поводу еще полностью не урегулированы.

Место прохождения

Новые правила техосмотра 2018 года имеют и положительные моменты. Одним из таких является то, чтобы провести ТО нет необходимости делать это в том городе, где зарегистрирован автомобиль. Теперь ТО можно провести в любом населенном пункте на территории России.

Цена на диагностическую карту

Тарифы на диагностическую карту (техосмотр) не зависят от марки или года выпуска транспортного средства.

На сегодняшний день ее стоимость будет не выше 800 рублей, это для легковых автомобилей.

Для мототранспорта расценки немного отличаются и составляют приблизительно 240 рублей, но не выше.

Касательно прицепов, то здесь важно, на какой вес они рассчитаны, до 750 кг – 600 рублей, а начиная от 3,5 тонн до 10 – 1060 рублей.

Штраф в случае отсутствия техосмотра

Нововведения техосмотра 2018 отличаются тем, что уже сегодня его наличие могут проверить прямо на дороге, что ранее было незаконным. И теперь, у кого нет техосмотра, тот в обязательном порядке должен оплатить штраф в размере, как минимум 500 рублей, а по максимуму – эта сумма увеличивается до 800 рублей.

Видео процедуры техосмотра

Мне кажется, что новые поправки в закон о техосмотре не только усложнят жизнь рядовых автовладельцев, но и приведут к расцвету коррупции, ведь чем сложнее процедура, тем дороже будет ставка!

А, что Вы думаете по поводу ужесточения процедуры техосмотра. Поделитесь своим мнением в комментариях.

В России изменились правила прохождения техосмотра

С 4 мая в России вступают в силу поправки к закону «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь диагностические карты будут выдавать даже при обнаружении неисправности.

Согласно поправкам, теперь даже при обнаружении неисправностей оператор станции техосмотра будет обязан выдавать владельцу автомобиля диагностическую карту — информация о несоответствии автомобиля установленным требованиям будет вноситься прямо в карту.

Кроме того, поправки дают региональным органам власти право самостоятельно контролировать соблюдение установленного в соответствии с Федеральным законом размера платы за выдачу дубликата диагностической карты.

Сама процедура прохождения техосмотра была ужесточена 22 февраля 2018 года — появился ряд новых правил и требований. Теперь не техосмотре могут «завернуть», если рассеиватели внешних световых приборов на автомобиле повреждены или загрязнены, или присутствуют окрашенные оптические элементы, а также если на них нанесены различные пленки (в том числе бесцветные). По сути, новый порядок ставит вне закона различный тюнинг штатной оптики — и даже нанесение защитной «бронепленки».

Смотрите так же:  Заявление в школу отказ от прививки от гриппа

Техосмотр не будет пройден и в том случае, если в рулевом механизме будут обнаружены дефекты, следы повреждений или деформации. Не допускаются неисправности усилителя руля, а также подтекание рабочей жидкости в гидросистеме.

Еще один важный пункт касается зимних шин. Отныне, если автомобиль обут в шипованную резину, то такой тип покрышек должен обязательно использоваться на всех осях и всех колесах.

Отдельное внимание в постановлении правительства РФ уделяется работе штатных стеклоочистителей и стеклоомывателей, которые должны быть полностью исправны и соответствовать заводской конструкции. И уж тем более техосмотр не выдадут при элементарном отсутствии «дворников», а также в случае отсутствия форсунок омывателей фар, если таковые были предусмотрены комплектацией автомобиля и заводом-изготовителем.

Вдобавок все транспортные средства при прохождении ТО теперь в обязательном порядке должны быть укомплектованы не только огнетушителем и знаком аварийной остановки, но и медицинской аптечкой. Раньше необходимость иметь аптечку регламентировали только ПДД, а во время техосмотра она была необязательной.

В конце концов, законом запрещается внесение любых изменений в заводскую конструкцию автомобиля, которые не были одобрены надзорными органами и зарегистрированы в установленном порядке.

Всё о новом законе о техосмотре 2018: когда вступит и сколько будет стоить технический осмотр?

Изменения в техосмотр 2018

В начале августа 2018 года Президент России дал указание о разработке сразу 3 новых законопроектов, которые имеют отношение и прямо будут регулировать процедуру технического осмотра по-новому. Несмотря на то, что ряд интернет-изданий трубят о скором вступлении в силу и повышении стоимости получения диагностической карты, законопроект находится на рассмотрении. В статье представим актуальную и точную информацию, как изменится техосмотр автомобилей и когда.

Что за новый закон о ТО?

Пока ещё нет никакого нового закона о техосмотре. Более того, нет даже проекта закона и каких-либо черновиков.

А что же есть? На 2018 года из нормативных актов есть всего лишь распоряжение Президента РФ об ужесточении ответственности и изменении процедуры техосмотра к более жёсткому регулированию и контролю. Распоряжение вынесено по итогам ещё мартовского заседания Госсовета. Но за вопрос взялись только в августе 2018 года.

Президент поручил внести изменения в следующие законы:

  • Федеральный закон «О техническом осмотре» (№170-ФЗ),
  • Административный кодекс России,
  • Уголовный кодекс РФ.

Когда вступает в силу?

Как мы уже упомянули выше, это всего лишь законопроекты. Дата вступления их в силу пока не известна и, вероятнее всего, если это и произойдёт, то не ранее начала 2019 года.

В целом, после распоряжения изменения должны пройти следующие этапы:

  1. разработка законопроектов,
  2. внесение их на рассмотрение в Госдуму,
  3. присвоение номера и первое чтение,
  4. второе чтение,
  5. третье чтение,
  6. принятие проекта закона и подписание Президентом,
  7. приобретение статуса Федерального закона о внесении изменений,
  8. опубликование на правительственном портале,
  9. вступление в силу.

На сегодняшний день прохождение техосмотра и получение диагностической карты – это формальная процедура в самом прямом смысле. Её покупает почти каждый автолюбитель, даже непосредственно в офисе страховой компании или агента по ОСАГО. И законодатели в курсе таких событий.

Между тем, техническое состояние автомобиля – важная составляющая безопасности дорожного движения. Несколько лет назад был обновлён Техрегламент о безопасности автомобилей, а в апреле 2018 года вступили в силу изменения в закон «О техническом осмотре транспортных средств». И пусть они были преимущественно «косметические», начало движения было дано и продолжается текущими нововведениями в процедуру ТО.

Что будет нового?

Таким образом, поручение изменить закон преследует такие цели:

  • воспрепятствование продаже диагностической карты,
  • ужесточение ответственности за продажу таковой,
  • ужесточение ответственности за проведение техосмотра не аккредитованными организациями.

Так, одним из предложений является фото- и видеосъёмка процедуры прохождения технического осмотра с внесением материала в специальную базу ЕАИС. Без такого подтверждения диагностическую карту невозможно будет выдать.

Далее по итогу прохождения ТО заключительная информация заносится также в единую базу данных, на основании чего выдаётся электронная диагностическая карта. Всё верно, она будет электронная и закреплена усиленной цифровой подписью должностного лица, её выдавшего.

Кроме того, ужесточается ответственность за продажу техосмотра, за отсутствие аккредитации пунктом ТО и за нарушение правил проведения процедуры.

Сколько будет стоить техосмотр?

Однозначно то, что он подорожает – в этом не сомневается большинство законодателей, так как сам процесс прохождения технического осмотра значительно усложнится. Но конкретных цифр о цене ТО по-новому не называется.

Какой будет штраф за отсутствие техосмотра?

Не минует ужесточение наказания и самих водителей. Сегодня отсутствие диагностической карты может привести только к двум трудностям:

  • невозможность оформить полис ОСАГО без действующей ДК,
  • регресс от страховой, если карта не действительна, что применяется только к такси и ещё небольшому ряду видов транспортных средств, к обычным водителям с личными автомобилями регресс не применяется.

В случае вступления в силу нового закона 2018 года о техосмотре регресс от страховой компании – то есть требование к водителю-виновнику ДТП по покрытию оплаченной потерпевшему суммы – может быть выдвинут и простым водителям, если срок актуальности ТО у них прошёл.

Помимо этого, предлагается дополнить статью 12.5 КоАП, отвечающую за штрафы при нарушении техсостояния авто, новым штрафом за непрохождение технического осмотра и/или отсутствия диагностической карты.

Закон о техосмотре ведет к катастрофе

Власти готовят новые правила техосмотра. Вопрос только в том, будут они служить обществу или людям придётся стараться ради бюрократических процедур?

Власти готовят новые правила техосмотра. Вопрос только в том, будут они служить обществу или людям придётся стараться ради бюрократических процедур?

Государство готовится к серьёзному изменению процедуры техосмотра. Так как эти планы коснутся большинства населения России, они могут иметь значительные последствия и неизбежно скажутся на нашей повседневной жизни.

На сайте regulation.gov.ru правительство запустило специальную процедуру Оценки фактического воздействия (ОФВ) закона о техосмотре транспортных средств, который действует с 2012 года. Напомним, что по этому закону частные компании получили право производить диагностику машин, а сам техосмотр оказался напрямую связан со страхованием ОСАГО. В результате этого были отменены привычные талоны ТО, а вместо них ввели диагностические карты, которые должны проверять страховщики. Одновременно ушли в прошлое и штрафы за отсутствие или просрочку техосмотра.

Процедура ОФВ была запущена в связи с почти катастрофической ситуацией, которая в итоге сложилась в этой области. Ни для кого не секрет, что диагностические карты легко купить, не проходя никакого осмотра автомобилей, как в пунктах ТО, так и во многих страховых компаниях. При этом на бумаге всё выглядит вполне легально и очень пристойно — не подкопаться.

Теперь чиновники говорят, что действие закона о ТО оценивается именно по тому, что «сфера техосмотра имеет исключительное значение для государства и общества». Однако остаётся только удивляться, о чём они думали раньше. Иногда, глядя на историю всех подобных регламентационных новшеств, мы можем только развести руками. Такое впечатление, что их авторы живут где-то в параллельном мире и совершенно не имеют понятия о практическом повседневном бытовании миллионов сограждан.

Начиная с 2012 года, когда новый закон только заработал, ГИБДД, да и сами страховщики не устают на него жаловаться. Цифры говорят сами за себя. Количество реально проведённых техосмотров за последние пять лет сократилось почти на треть. И это при неуклонном увеличении автомобильного парка, особенно в крупных городах. Число ДТП из-за неисправных автомобилей растёт катастрофическими темпами. Только за десять месяцев этого года оно прибавило 16,5,%, так что легко можно представить себе масштабы всего пятилетнего цикла. Реально на техосмотр свои машины предоставляют не больше одной пятой части всех автовладельцев. При этом автомобильный парк страны за последние годы по объективным причинам обновляется медленнее, чем в первое десятилетие века, продажи новых автомобилей буксуют, и пожилых машин опять становится всё больше, особенно за пределами Москвы и Петербурга.

Смотрите так же:  Проживание в архызе зимой

По словам Сергея Ефремова, представляющего Российский союз автостраховщиков, катастрофа с ТО стала возможна из-за целого ряда «правовых и чисто технических неувязок». Казалось бы, если соблюдать закон, то на операторов за выдачу диагностических карт без техосмотра должен налагаться штраф в размере 100-300 тысяч рублей. Но за все пять лет эта мера применялась только 99 раз при сотнях тысяч, если не миллионах, нарушений. При этом база данных Автоматизированной информационной системы ТО защищена крайне слабо, получить к ней доступ может даже элементарно подкованный в сетевых шуточках школьник. Соответственно, профессионалу ничего не стоит внести туда любые данные.

Иногда мошенники просто покупают доступ к АИС ТО у добрых и услужливых парней из пункта техосмотра, и дальше пользуются им как пожелают. Кроме того, 70-80% официально зарегистрированных операторов — чисто «портфельные» фирмы. У них нет оборудования и экспертов, зато есть доступ к системе. Пара кликов и техосмотр готов. При этом сам бланк диагностической карты можно распечатать на принтере, он не признан документом строгой отчётности. И даже страховщики не в состоянии проверить своих коллег-партнёров. Обязательность выездных инспекций законом не предусмотрена, а возможности РСА изрядно ограничены.

Регулярный и неукоснительный техосмотр необходим каждому добросовестному водителю. Фото: www.globallookpress.com

И кто будет нести ответственность за такое вопиющее положение дел, пока совершенно непонятно.

Практически исполнительная власть спохватилась только тогда, когда земля уже горела под ногами. Долгое время чиновники никак не реагировали на отчаянные сигналы со стороны ГИБДД, ещё бы — ведь они в большинстве своём катаются на гарантированно исправных автомобилях по проверенным трассам, да ещё и с синими маячками. Но, так или иначе, теперь в Министерстве экономики сообщают, что они уже подготовили изменения в закон о ТО, КоАП, УПК и УК. Отныне сама процедура техосмотра в обязательном порядке будет фиксироваться на видео и фото. Вероятнее всего, это самое важное нововведение. Обойти его будет не так просто, хотя умельцы найдутся. Однако процент автомобилей, которые будут реально проходить техосмотр, резко возрастёт, это совершенно очевидно.

Кроме того, за отсутствие ТО предлагается вновь ввести штраф. Предположительно, он составит 800 рублей.

Все остальные решения носят преимущественно бюрократический или технический характер. Контролировать технадсмотрщиков поручат Ространснадзору. Следить за компьютерной базой и отвечать за её безопасность будет Союз автостраховщиков. Кроме того, за внесение в диагностические карты недостоверных сведений введут уже уголовное наказание. Но это только на бумаге. Особенно если учитывать частоту наложения штрафов за последние пять лет.

В декабре новый законопроект будет предложен правительству. К тому же по итогам ОФВ могут быть предложены новые поправки. Однако возникает вопрос: зачем уж такая тщательная оценка фактического воздействия в виде документа на экране компьютера? Неужели и так не ясно, куда завёл неразумный закон 2012 года?

Как только намерения правительства изменить процедуру техосмотра были опубликованы, они тут же стали критиковаться так называемым экспертным сообществом. Так, гендиректор союза «Техэксперт» Борис Зайцев сообщил «Коммерсанту», что «передавать техосмотр Ространснадзору нельзя, ведомство находится в таком кадровом и бюджетном голодании, что не может справиться и с существующими функциями, включая контроль над пассажирскими перевозками. Кроме того, сегодня выездные проверки организуются, как правило, на основе доносов в рамках конкуренции между операторами ТО. Часто бывает замешана серьезная коррупция, и отдавать это Ространснадзору бессмысленно, ничего не меняется. Нужны комиссии, состоящие из представителей МВД, местных органов власти и представителей профессионального сообщества».

В общем, снова пошли споры о деталях, которые грозят затормозить весь процесс.

И вот что любопытно. История с ТО разворачивается сложно и многофакторно, уже появились сторонники и противники нововведений, а ведь ещё лет пять назад с ним не было никаких особых проблем, кроме очередей в государственных пунктах техосмотра. Пусть и старый осмотр носил несколько формальный характер, но всё же он существовал как неукоснительная реальность, и большинство автомобилей так или иначе его проходила. Теперь же мы наблюдаем совсем иную картину.

Это иллюстрирует старую как мир мысль: разрушить в чём-то несовершенную, но работающую систему легко. Построить взамен неё новую, которая бы давала хотя бы тот же самый эффект, чрезвычайно сложно.

Конечно же, регулярный, реальный и неукоснительный техосмотр необходим каждому добросовестному водителю. Причём важно не только оценить состояние своего собственного автомобиля, но и понимать, что те автомобили, которые ты встречаешь на дороге, более или менее исправны. Для этого вместо бюрократической формальности, в лучшем случае сводящейся к проверке тормозов, аптечки, огнетушителя и бортовых огней, мы должны иметь полноценный профессиональный осмотр, который полезен каждому автомобилисту, как плановая диспансеризация. То есть ТО должен стать настоящим — с диагностикой ходовой, электрики, двигателя. Тогда люди увидят в нём смысл. Пока же речь в основном идёт об усложнении очередной бюрократической процедуры.

Когда же мы, наконец, поймём, что закон должен существовать для людей, а не люди для закона?

Актуальная тема

Всем по карте: как изменились правила техосмотра

Вступили в силу новые правила прохождения техосмотра

С 4 мая вступили в силу поправки в процедуру оформления техосмотра. Теперь оператор не может отказать в выдаче диагностической карты, даже если автомобиль неисправен. Также регионам отдали право контролировать цены дубликата диагностической карты. Как утверждают эксперты, новые поправки не носят судьбоносного характера и не способны исправить более существенные недостатки системы.

Поправки в процедуру оформления техосмотра вносятся федеральным законом от 23 апреля 2018 года № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно нововведению, в случае обнаружения в ходе техосмотра неисправностей оператор все равно выдает автовладельцу диагностическую карту, но указывает в ней найденную неисправность.

теперь оператор будет обязан вместо отказа в выдаче диагностической карты при несоответствии автомобиля хотя бы одному из установленных требований отражать в карте это несоответствие и давать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства.

Помимо этого, указанным законом региональные органы власти наделяются правом контролировать соблюдение установленного законом размера платы за выдачу дубликата диагностической карты.

«Данные системные дополнения не произведут кардинальных изменений и носят чисто технический характер.

На данный момент все существенные поправки в процедуру техосмотра рассматриваются, — утверждает генеральный директор союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев. — Следует изменить процедуру аккредитации и передать ее на федеральный уровень. Сейчас за это отвечает Российский союз автостраховщиков, и мы имеем крайне отрицательный результат. Хорошо было бы ввести видео- и фотофиксацию, а также урегулировать продажу диагностических карт. Потому что на данный момент мы видим много случаев мошенничества.

Смотрите так же:  Объяснительная как брать

Сейчас нет такого, что процедура техобслуживания направлена на сохранение жизни и здоровья.

Все эти изменения опираются на отечественную и международную практику. Неработоспособность закона ведет к растущей динамике происшествий, связанных с неисправностью автомобиля».

Ранее Правительство РФ уже ужесточало порядок проведения техосмотра. С 22 февраля 2018 года вступили в силу новые требования к шинам, фарам, рулевому управлению и другие изменения. В частности, запрещается использовать бесцветные или окрашенные оптические детали и тонировать фары, снимать предусмотренные конструкцией стеклоочистители. Также нельзя эксплуатировать машину при повреждениях и дефектах усилителя руля, а при использовании шипованной резины она должна быть установлена на все четыре колеса. Кроме того, по новому регламенту водители обязаны иметь при себе не только знак аварийной остановки, но и аптечку, содержимое которой не просрочено. Не удастся пройти техосмотр тем автомобилям, на которых установлены какие-то нестандартные компоненты, а информация о них не внесена в свидетельство о регистрации.

«Сейчас эта бессмысленная процедура техосмотра не решает проблем обеспечения безопасности дорожного движения, — считает координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

— Он проводится с целью выявить автомобили в плохом состоянии и запретить их эксплуатацию. Существует две причины ДТП из-за технических проблем. Первая — неисправность колес, покрышек, дисков, лысая резина. Вторая — отказ тормозной системы. 85% ДТП из-за неисправности происходит по этим причинам. Остальные причины абсолютно экзотичные, и для их выявления необходима полная диагностика авто. При этом проверка колес закреплена за ГИБДД, ведь запрещено ездить на лысой резине».

Что касается отказа тормозной системы, то, по словам активиста, стенд с роликами не может выявить такого рода неисправность, и это следует проверять иначе.

«Единственная здравая идея в плане нынешнего техосмотра — это то, что ГИБДД изъявило желание забрать обратно осмотр пассажирских автобусов. Это очень правильно. Машина, которая везет людей, должна быть в безопасности, в интересах государства защитить пассажиров.

Техосмотр абсолютно не нужен. Понятно, что отменить его невозможно из-за международных договоров. Поэтому следует переделать», — считает Шкуматов.

Как пример он приводит английскую систему: техосмотр производится при перерегистрации автомобиля на другого собственника. «Эта система логична и необходима, так как на рынке мы имеем огромное количество неисправных машин или автохлам. На данный момент многие сервисы предлагают добровольно пройти техосмотр. Такая реформа была бы эффективна. А пока создается непонятный «Франкенштейн», который не решает всех задач, которые должен решать», — резюмирует эксперт.

Как устроен техосмотр

Напомним, что полномочия по проведению техосмотра страховым компаниям перешли с 1 января 2012 года. При этом в течение двух лет автомобилисты еще могли оформлять ТО в ГИБДД. В отличие от предыдущих правил, техосмотр стал проводиться до получения полиса ОСАГО, что стало вполне логичным, так как прежде чем страховать ответственность водителя, нужно удостовериться в удовлетворительном техническом состоянии автомобиля. До этого сотрудники пункта проведения ТО требовали от автовладельцев наличия обязательной страховки. Изменилась и периодичность прохождения технического осмотра. Больше всего повезло владельцам новых автомобилей, грузовиков с разрешенной массой до 3,5 т и мототранспортных средств, которые освобождены от процедуры прохождения ТО. Как только транспортному средству этой категории исполняется три года, ему надлежит проходить ТО каждые 24 месяца.

Ежегодная проверка установлена для транспортных средств старше семи лет. Сюда входят легковые автомобили, грузовики с разрешенной массой до 3,5 т, прицепы и полуприцепы, за исключением тех, что имеют разрешенную массу до 3,5 т и принадлежат физическим лицам, а также мототехника. Вне зависимости от возраста, каждые 12 месяцев проверяются грузовики с разрешенной массой более 3,5 т, автомобили со спецсигналами и транспортные средства, предназначенные для обучения.

Чаще всего — каждые шесть месяцев — должны проходить техосмотр легковые такси, автобусы или другие транспортные средства, предназначенные для перевозки более восьми пассажиров или для транспортировки опасных грузов.

Глобальная реформа ТО пока еще готовится в правительстве

4 мая вступила в силу новая редакция закона о техосмотре. В документ внесены косметические изменения: уточнено, в частности, что диагностическая карта выдается владельцу автомобиля, даже если машина не соответствует нормам безопасности. Кроме того, из закона полностью исчезли все упоминания талона техосмотра, выведенного из оборота еще в 2011 году. Законопроект, предполагающий более масштабную реформу ТО, подготовленный Минэкономразвития, с прошлого года «завис» на согласовании в правительстве: по данным “Ъ”, документ будет полностью переработан.

В силу вступил федеральный закон №110 от 23 апреля 2018 года, которым вносятся изменения в закон «О техническом осмотре транспортных средств». Большая часть поправок носят технический или косметический характер. В старой редакции закона, к примеру, говорилось, что оператор ТО несет ответственность за выдачу диагностической карты в отношении автомобиля, не прошедшего осмотр. Теперь уточнено, что санкции наступают, если оператор выдал карту с «заключением о возможности эксплуатации транспортного средства, не соответствующего требованиям безопасности». Раньше в законе было сказано, что при несоответствии машины нормам безопасности диагностическая карта не выдается. Теперь, по новому закону, она выдается в любом случае, но с заключением о том, что машина не соответствует требованиям безопасности.

Также из закона окончательно исчезло упоминание талонов техосмотра. Напомним, что они были выведены из оборота еще в 2011 году, им на смену пришли диагностические карты. В соответствии с новым законом регионы теперь не устанавливают предельный размер платы за оформление дубликата талона ТО, а профессиональное объединение страховщиков более не обязано вести учет талонов.

Какой вариант реформы техосмотра предлагали страховщики

Напомним, в феврале 2018 года вступили в силу новые правила проведения ТО (утверждены правительством РФ). Изменения коснулись автомобильной оптики и правил установки шипованных шин. Обязательным стало наличие в транспортном средстве аптечки. Одновременно с этим власти готовят масштабную реформу техосмотра — соответствующий законопроект был подготовлен Минэкономразвития еще в 2017 году, о чем сообщал “Ъ”. Смысл реформы заключается в том, чтобы не дать возможности операторам техосмотра торговать диагностическими картами и вносить информацию в базу данных техосмотра о не прошедших проверку машинах. Также планируется вернуть штраф для водителей, которые ездят на машинах, не прошедших ТО. Законопроект был подготовлен и направлен в правительство РФ еще в конце 2017 года, и с тех пор дорабатывается в Белом доме.

По словам гендиректора союза «Техэксперт» (объединение операторов техосмотра) Сергея Зайцева, предложенные поправки, скорее всего, будут серьезно переработаны — новая версия законопроекта находится в главном правовом управлении президента РФ. Если раньше МВД было согласно передать информационную базу данных ЕАИС ТО Российскому союзу автостраховщиков (организация оценила доработку системы в 370–400 млн руб.), то теперь, по данным “Ъ”, ведомство категорически отказывается это делать — это все нашло отражение в новом законопроекте.

Как готовили поправки к законодательству о техосмотре

Минэкономики в январе подготовило пакет поправок к действующему законодательству для проведения глобальной реформы ТО. Соответствующее поручение было дано правительством по итогам заседания президиума Госсовета во главе с Владимиром Путиным весной 2016 года. Поправки были направлены для утверждения в правительство. “Ъ” удалось ознакомиться с содержанием одной из последних версий документа.

Закон об осаго и тех осмотре