Меры по легализации трудовых отношений

С целью легализации трудовых отношений Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (далее — Федеральный закон № 421-ФЗ) внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, в том числе по вопросам установления трудовых отношений в случае, если работник приступил к работе без оформления трудового договора.

Так, внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения ответственности за уклонение работодателя от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За указанные правонарушения ст. 5.27 КоАП РФ установлено наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Совершение повторно лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей.

Кроме этого, установлена административная ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) — наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти до двадцати тысяч рублей.

Указанные нормы вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральным законом от 5.04.2013 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Трудовой кодекс РФ дополнен гл. 49.1 в части регулирования труда работников, выполняющих работу вне места расположения работодателя (дистанционная работа). Предусматривается, что трудовой договор с дистанционными работниками может заключаться в электронном виде, при этом документами, подтверждающими период дистанционной работы, будут являться копии трудового договора и приказа о прекращении трудового договора, заверенные надлежащим образом работодателем, установлена возможность использования усиленной квалифицированной электронной подписи при заключении, изменении, прекращении трудового договора с данной категорией работников, в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Кроме того, Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении внесенный Правительством Российской Федерации проект Федерального закона № 316848-6 «О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы), направленный на обеспечение выплаты заработной платы работникам при процедуре банкротства. Готовятся поправки к указанному законопроекту, предусматривающие обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя. Наряду с этим с целью повышения защищенности работников от недобросовестных работодателей нарушения по невыплате заработной платы и иных причитающихся работнику выплат в соответствии с трудовым законодательством предлагается выделить в отдельный состав административных правонарушений и увеличить размеры штрафов.

Также приказом Роструда от 27 декабря 2013 г. № 271 утвержден План мероприятий на 2014 г., которым предусмотрено в том числе проведение плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по вопросам оформления трудовых отношений, легализации заработной платы в субъектах Российской Федерации с целью принятия эффективных мер по результатам проверок по устранению и предупреждению правонарушений, привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности, а также выявления типовых нарушений в отраслях экономики для выработки рекомендаций работодателям по их устранению.

Т. В. Маленко, заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2014.

Легализация трудовых отношений

Эта тема волнует многих молодых специалистов в нашей стране. Когда выпускник ВУЗа или другого учебного заведения ищет работу, его не волнует, какая у него будет пенсия через 40 лет. Его волнует, какое вознаграждение он будет получать за свой труд.
Молодого специалиста даже мало волнует, «белую» он получает заработную плату, или «в конверте». Вопросы возникают, когда работник начинает оформлять любые пособия и выплаты, которые зависят от заработной платы. Даже выплаты по нетрудоспособности напрямую зависят от размера заработной платы.

Такая ситуация сложилась в переходный период к рыночной экономике. Налоговый режим на предпринимательство в нашей стране достаточно жесток. Именно поэтому предприниматели ищут пути «отхода» и экономии. Одним из способов стал уход от «белой» зарплаты. Конечно, работодатель обязан выплачивать работнику вознаграждение за его труд не ниже минимального уровня заработной платы установленной по региону. «Остальные» деньги работник получает «в конверте».

Стоит помнить, что отношения между работником и работодателем возникают только на основании трудового договора. Другие гражданско-правовые договоры, которые подразумевают под собой выплату вознаграждения за труд, не попадают под юрисдикцию ТК РФ. Такие отношения регулируются ГК РФ. Именно поэтому работодатели предпочитают оформлять с работниками гражданские договоры, по которым никаких гарантий и защиты от государства не предоставляется.

Молодому работнику стоит обратить внимание, какой договор ему предлагают подписать. Чтобы иметь все гарантии и выплаты, которые предусмотрены трудовым законодательством, необходимо заключать только трудовой договор. В нём указывается размер заработной платы, которую работник будет получать за свой труд. Если она будет полностью «белая», то это увеличит и будущую пенсию работнику и принесёт в бюджет дополнительные средства.

Заключая именно трудовой договор, работник избавляет себя от многих проблем. Недобросовестные работодатели могут по несколько месяцев не выплачивать работнику заработную плату, которая по гражданскому договору называется «платой за выполненную работу». Затем с таким исполнителем расторгается гражданский договор, и он остаётся «с носом». Доказать в суде факт наличия трудовых отношений с заказчиком порой бывает достаточно сложно.

Легализация трудовых отношений — это актуальная тема для граждан всей России и каждого региона в частности. Ни для кого ни секрет, что многие работники получают заработную плату «белую» и заработную плату «чёрную». Все законные отчисления производятся именно с белой зарплаты, которая зачастую не превышает минимальный уровень, установленный по региону. Отсюда и низкие пенсии, низкие отпускные и пособия по нетрудоспособности.

Однако молодых специалистов вопрос «теневой» заработной платы мало волнует. Их волнует то, сколько они реально будут получать на руки. А это совершенно другая сумма! Даже вопрос отпускных не так сильно волнует молодых работников! Вопросы начинают появляться, когда необходимо обратиться за государственными пособиями. Например, для признания семьи малообеспеченной необходимо подтверждение доходов. А такой статус может помочь семье купить квартиру на льготных условиях. Для оформления ипотечного кредита также необходимо подтвердить доходы. Работодатель без проблем выдаст справку о «белой» зарплате, «чёрную» же он не будет освещать.

Именно по этим причинам вопрос о легализации трудовых отношений и заработной платы сегодня стоит довольно жестко! Чтобы решить эту проблему, необходимо предпринимать серьёзные меры. Каждый работник должен понимать, что выплачивая ему «теневую» заработную плату, работодатель нарушает его конституционные права на получение пенсионных отчислений в полном объёме. Зарплата «в конверте» не обеспечивает социальную защищённость работающих граждан. Такое положение вещей приводит к тому, что работник не желает работать в таких условиях и уходит в «теневую» занятость.
То есть он начинает работать «на себя», никак не легализуясь, не открывая ИП или ООО. Все свои заработанные средства он отдаёт «в семью», не уплачивает при этом ни налоги, ни взносы в ПФР и фонды. Этим он лишает себя права на отпуск, на болезнь и будущую пенсию. Но при этом работает «на себя»!

Даже угроза того, что будет введён налог «на тунеядство», или что безработных граждан лишат права на получение бесплатной медицинской помощи, не вывело из тени того количества «теневых» работников, которое ожидалось. Это говорит о том, что современная экономика далека от идеала, и нужно принимать серьёзные и конкретные меры для вывода её из кризиса и тени, а также для легализации неформальной занятости!

За то что работодатель уклоняется от надлежащего оформления трудовых отношений – заключения либо трудового, либо гражданско-правового договора со своим работником, — он может быть привлечён к ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей.
Каждый гражданин, который соглашается на «теневую» занятость, должен понимать, что есть свои минусы в отказе от официального трудоустройства:

  • невозможность участия в государственных программах;
  • невозможность получения государственной помощи и поддержки;
  • невозможность оформления и получения кредитов и займов, в том числе и на покупку жилого помещения.
Смотрите так же:  Исковое заявление о разводе 2018

Это очевидные минусы для «теневых» работников. Но есть существенный минус и для работодателя – он не может привлечь «теневого» работника к ответственности за нарушение дисциплины, распорядка дня, режима работы и отдыха.

Каждый работник должен знать, что он имеет право:

  • на самозащиту своих трудовых прав;
  • обратиться в профсоюз для защиты своих прав и интересов в сфере трудовых отношений;
  • обратиться в суд.

Кроме того, существует государственный контроль в области соблюдения норм трудового законодательства.

Комиссия по легализации трудовых отношений

О том, чтобы легализовать «теневые» трудовые отношения, должны заботиться власти каждого региона в отдельности, но с помощью органов власти на государственном уровне. Так, власти каждого региона должны создать специальную комиссию по легализации трудовых отношений и ликвидации просроченной задолженности по оплате труда. Цель создания такой комиссии – оперативное реагирование и недопущение социальной напряжённости в каждом отдельном регионе страны.

Создаётся комиссия и утверждает её состав руководитель региона, то есть губернатор. В её состав, как правило, входят:

  • первый заместитель губернатора и его заместитель. Первый является председателем комиссии, последний, соответственно, его заместителем;
  • руководитель местного Департамента по труду и занятости соответствующего региона;
  • начальники местного отдела по труду и социальной защите.

Эти лица входят в руководящий состав комиссии, а рабочая группа, как правило, набирается из членов общественных организаций и представителей местной государственной инспекции по труду. Основными задачами данной комиссии являются:

  • разработка мероприятий и мер по легализации трудовых отношений;
  • поэтапное, а затем и полное сокращение задолженности по заработной плате.

В полномочия комиссии по легализации трудовых отношений и заработной платы входит:

  • оценка докладов представителей органов исполнительной государственной власти региона, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления региона, общественных организаций и региональных объединений работодателей по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии;
  • запрос в установленном порядке у органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления региона, общественных организаций и региональных объединений работодателей, других организаций необходимых материалов по вопросам, относящимся к компетенции рабочей группы;
  • взаимодействие с органами исполнительной государственной власти региона, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления области, общественными организациями и региональными объединениями работодателей, научно-исследовательскими организациями и другими организациями конкретного региона.

Легализация трудовых отношений в россии

Легализация трудовых отношений в РФ: современные проблемы

Среди прочих насущных задач в области реформирования трудовых отношений в нашей стране авторы принятого 21 декабря 2001 года и вступившего в силу с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации попытались решить задачу легализации трудовых отношений. Что имеется в виду?

С переходом к рыночной системе хозяйствования в конце 80-х – начале 90-х годов система социальной защиты населения в России начала разваливаться. Появились частные предприниматели, частные фирмы, единственной целью которых была прибыль. В условиях избытка рабочей силы, высвобождающейся с закрывающихся предприятий, наниматели предпочитают не оформлять трудовые отношения в соответствии с законодательством. Особо можно выделить категорию безработных, которые фактически не нуждаются в трудоустройстве, так как имеют доход от нелегальной занятости. Однако относить их к занятому населению не позволяет юридическое отсутствие трудовых отношений, а, следовательно, и официальных доходов. Следует отметить, что многие из них готовы легализовать доход, так как от этого зависит право на пользование социальными пособиями и пенсией.

Важно отметить, что, с одной стороны, нелегальная занятость смягчает напряженность на рынке труда, а, с другой стороны, длительное пребывание больших групп граждан, особенно молодого возраста в области нерегулируемых нелегальных социально-трудовых отношений весьма опасно для общества. Эти граждане деградируют в профессиональном плане, им не оплачивают больничные листы, отпускные, не производят отчисления в пенсионные фонды. В конечном итоге у людей появляется чувство обездоленности, тревоги и, как следствие — неверие в будущее.

Юридическая наука и практика в нашей стране, как в период существования советских КЗоТов, так и после принятия Трудового кодекса всегда четко подразделяла два типа договоров, функционирующих в области частного права: гражданско-правовые и трудовые договоры. Если гражданские договоры регулируются гражданским правом, то трудовые договоры регулируются специальной отраслью права – трудовым правом. Трудовое право в отличие от гражданского права, имеет социальную направленность, она имеет своей главной целью – социальную защиту лиц наемного труда. И как раз именно для этого существует трудовой договор и в целом вся система трудовых отношений и трудового законодательства.

Когда же работодатели заключают с работником гражданско-правовой договор, при этом имея своей целью регулирование трудовых отношений (например, договор подряда, возмездного оказания услуг и пр.), на таких работников автоматически не распространяется трудовое законодательство, соответственно и не распространяются все те гарантии и компенсации, которые оно предоставляет.

Стоит отметить, что не оформление с работодателем трудовых отношений влечет за собой огромное множество негативных последствий, как для работника, так и для работодателя.

Во-первых, работник остается без всех социальных гарантий, предоставляемых ему трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении.

Так, очень часто работодатели не выплачивают заработную плату в течение нескольких месяцев, а затем разрывают с работником трудовые отношения, так и оставляя работника ни с чем. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т.к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Официально не оформляя трудовые отношения с работником, работодатель обрекает его на полуголодное существование в старости, т.к. работодатель не перечисляет соответствующие суммы в Пенсионный фонд, из которых в будущем должна была бы формироваться трудовая пенсия. В таком случае при выходе на пенсию, работник будет получать только базовую часть трудовой пенсии, что, безусловно, не совместимо с принципами достойного человеческого существования. Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т.к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Работая в условиях официально не оформленных трудовых отношений, работник ущемляется во множестве социальных правах. В частности, у такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный трудовой стаж, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Также работник лишается гарантированного минимального размера оплаты труда: работодатель может платить столько, сколько он захочет.

Также многие российские граждане сталкивались с ситуацией, когда при приеме на работу работодатель и не вспоминает о существовании трудовой книжки, предлагая ограничиться подписанием трудового договора. Подчас директора не знают законов и не придают значения этой формальности. Весьма часто приходится слышать распространенное мнение о том, что трудовая книжка – пережиток советского застойного прошлого и разумнее всего было бы её «взять да отменить».

Необходимо отметить, что при любом варианте «серых трудовых отношений» и, как следствие, выплаты зарплаты «в конверте» возникает проблема следующего рода: с одной стороны работнику платят, как правило, достаточно большую заработную плату, при этом с нее не уплачиваются налоги, различные взносы в фонды обязательного социального страхования, т.е. фактически у работника «в кармане» должно оставаться больше денег. Однако работник, работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет администрация предприятия.

Действующий Трудовой кодекс осуществил попытку решения проблемы легализации трудовых отношений. Так, в абзаце 3 статьи 11 Трудового кодекса закреплено, что «В тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства». Однако, очевидно, что далеко не каждый работник (особенно тот, у которого достаточно большая заработная плата) будет судиться с собственным работодателем по поводу легализации своих трудовых отношений. К сожалению, большинство работников стараются не задумываться о будущем, о завтрашнем дне, о том, какая у них будет пенсия, и будут ли они ее вообще получать.

Однако бывают случаи, и их абсолютное большинство, когда работодатели предпочитают вообще не заключать с работниками никакого договора: ни гражданско-правового, ни трудового. Теоретически с такими грубыми и явными нарушениями трудового законодательства призвано бороться государство в лице его органов: прокуратуры, рострудинспекции, судов… Однако на практике это происходит очень редко.

Вызывает вопросы и денежно-налоговая составляющая трудовых отношений. Записав в контракт полную сумму вознаграждения, предприятие автоматически обязана заплатить единый социальный налог в размере 13%. И работодатель начинает думать: вычесть эти деньги из зарплаты сотрудника или записать на собственные убытки? При стольких трудностях вменяемый руководитель вряд ли пойдет на полную легализацию трудовых отношений, а значит, кодекс останется на бумаге, а зарплата — в конверте.

Смотрите так же:  Имеет ли пенсионер право на бесплатную путевку в санаторий

Также очень часто в организациях используют следующий метод нетрадиционного найма с целью уклонения от уплаты налогов. Именуется он «страховой схемой» и заключается в следующем.

Человек приходит устраиваться на работу, а ему вместо трудового договора «подсовывают» подписать гражданско-правовые договоры с банком или страховой компанией… Данная схема является на сегодняшний день самым распространенным способом минимизации налогообложения на фонд оплаты труда. Суть его в том, что заработная плата оформляется как промежуточные выплаты по долгосрочному договору страхования жизни. Согласно налоговому законодательству такие выплаты налогами не облагаются. Предприятия на это идут, чтобы не платить единый социальный налог, начисляемый на фонд оплаты труда.

В принципе, с точки зрения налогового законодательства, данный способ налоговой экономии является законным, хотя налоговые органы неоднократно пытались преследовать должностных лиц за его использование.

Таким образом, проблема нелегальных трудовых отношений, серых зарплат «в конвертах» представляет для нашей страны колоссальную проблему. Эта проблема имеет множество аспектов и сторон. Породили ее множество самых различных причин, условий и факторов (исторического, политического, социально-экономического, нравственно-культурного и иного характера). Главными из них являются переход России к новой системе хозяйствования, многообразию форм собственности, принципам свободы трудового договора, неурегулированность правом многих актуальных вопросов, бессистемность законодательства, а также повсеместное отсутствие либо недостаток хозяйственной и правовой культуры у всех участников социально-трудовых отношений (как у государства и работодателей, так и у работников).

Однако не все так безнадежно. Уже сейчас среди «прогрессивных» слоев российского бизнеса все громче и громче раздаются голоса о необходимости легализовать трудовые отношения, покончить с зарплатами «в конвертах», тем самым вести цивилизованный бизнес, т.к. степень цивилизованности бизнеса во всем мире определяется не только отношением предпринимателя к своим партнерам по бизнесу и государству (прозрачность и легальность бизнеса, уплата налогов), но и тем, как он выполняет свои обязательства в социально-трудовой сфере перед работниками, т.е. степенью социальной ответственности бизнеса.

Легализация трудовых отношений — основа защиты трудовых прав наемных сотрудников

29 октября в 11:00 состоялась интернет-конференция Министра труда и социального развития Ульяновской области Васильева Анатолия Александровича.

Конференция проведена компанией «Гарант-Сервис Симбирск»

Ведущая интернет-конференции – Штурмина Елена Владимировна (компания «Гарант-Сервис Симбирск»).

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию.

Сегодня у нас в гостях Васильев Анатолий Александрович Министр труда и социального развития Ульяновской области.

Васильев А.А.: Добрый день!

Ведущая: Уважаемый Анатолий Александрович, благодарим Вас за то, что нашли время для участия в нашей интернет-конференции.

Тема интернет-конференции: «Легализация трудовых отношений – основа защиты трудовых прав наемных сотрудников».

Легализация трудовых отношений – очень актуальная тема для многих граждан Российской Федерации и Ульяновской области в частности. Когда сотрудник молодой и здоровый, его больше волнует сколько он получит денег сейчас за свой труд, а не то, какая у него будет пенсия. Он переживает за своевременную выплату зарплаты, а не за то, «белая» она или в «конверте».

Все вопросы начинают появляться тогда, когда люди выходят на пенсию, по старости или по состоянию здоровья, оформляют инвалидность, уходят в декретный отпуск. Кроме того, человек, получающий «серую» зарплату, не может официально подтвердить размер получаемых им доходов в случае обращения за получением кредита на различные нужны, в том числе на покупку или строительство жилья, оплату обучения детей или лечения.

Не стоит забывать и о том, что недополученные с «теневых» зарплат налоги и отчисления – это прямые потери бюджета. В следствии чего происходит уменьшение финансирования социальных программ, сокращение объемов бесплатной медицинской помощи, а так же приводит к сокращению средств для увеличения пенсий и пособий.

Сегодня в процессе Интернет-конференции будут рассмотрены вопросы, касающиеся легализации «теневой» заработной платы в организациях Ульяновской области, укрепление дисциплины оплаты труда, административная и уголовная ответственности за выплату заработной платы в конвертах и др.

Васильев А.А.: Повышение уровня и качества жизни людей – это постоянная приоритетная задача в работе Правительства области. Делается немало и определённые результаты есть.

В течение нескольких лет удалось решить ряд существенных задач, касающихся развития трудовых отношений, повышения уровня и темпов роста заработной платы, максимального снижения уровня задолженности по заработной плате, значительного снижения уровня бедности.

Только за три последних года в регионе:

  • среднемесячная зарплата выросла в 1,3 раза (с 13339 руб. до 17183 руб.),
  • темп роста заработной платы в 2013 году на 1,6% превышает средний Российский показатель (в 2012 году превышение составляло 1,1%). Стабильно высокий уровень заработной платы с начала 2013 года отмечается в таких крупных организациях области как: ОАО «Ульяновскэнерго» (28000 руб.), УМУП «Теплоком» (25622 руб.), МУП «УльГЭС» (30970 руб.), ООО «Хенкель Баутехник» (42750 руб.), Филиал ООО «Евроизол» «Евроизол-Термо» (36037 руб.), ЗАО «Управление механизации №2» (28362 руб.), ООО «Домострой» (38333 руб.), ЗАО «Завод ГСИ», ООО «Смарт-Инвест» (27227 руб) и др.;
  • уровень бедности снизился на 3,1% (с 16,4% в 2011 году до 13,3% в 2012 году),
  • в течение нескольких лет область имеет один из низких размеров задолженности по заработной плате в ПФО (1-3 места).

В 2013 году поставлена задача: повышение уровня оплаты труда темпами не менее 115% и выход к концу года на региональный показатель среднемесячной заработной платы 20 тыс. рублей.

Одной из причин относительно низкого уровня заработной платы в отдельных видах экономической деятельности является такое явление, как заработная плата «в конвертах».

О масштабах проблемы скрытой («серой») заработной платы в Ульяновской области говорит анализ структуры среднедушевых денежных доходов населения.

Главной составляющей и основой материальной обеспеченности населения является заработная плата, в 2012 году доля зарплаты составила 34,6% в балансе денежных доходов населения.

В тоже время другие денежные доходы составили почти 30% от общего объема доходов населения области. «Другие доходы» представляют собой, главным образом, выплаты заработной платы, укрываемой от налогообложения и выплачиваемой в различных формах, а также доходы о сдачи жилья и другие. Доля других доходов возросла с 28,3% в 2010 году до 29,5% в 2012 году. Таким образом, очень высокий удельный вес статьи баланса «другие доходы» ещё раз подтверждает масштабность скрытой зарплаты, выплачиваемой «в конвертах».

Ведущая: Спасибо, Анатолий Александрович! Перейдем к вопросам, поступившим от интернет-аудитории. И первый вопрос от Александра: «Здравствуйте! Что делается в Ульяновской области для легализации трудовых отношений?».

Васильев А.А.: Главные механизмы этой работы социальное партнерство и межведомственное взаимодействие.

В Ульяновской области в настоящий момент действует Соглашение между Федерацией организаций профсоюзов, организациями работодателей и Правительством Ульяновской области на 2013-2015 гг. (заключено 24.12.2012 № 280-ДП). В нём определены сферы совместной деятельности по всем направлениям развития социально-трудовых отношений, в том числе в сфере доходов, заработной платы и уровня жизни населения.

Работает областная «горячая линия» по вопросам заработной платы. За январь-сентябрь текущего года на «горячую линию» поступило 247 звонков среди них сообщения о «заработной плате в конвертах».

По результатам проведённой работы департамента и Государственной инспекции труда в январе – сентябре 2013 года решены вопросы погашения задолженности по заработной плате на общую сумму около 20,2 млн. рублей перед 1956 работниками.

В настоящее время по поручению Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области С.И.Морозова Правительством Ульяновской области совместно с контрольными и надзорными органами разработан комплекс мер по легализации трудовых отношений и по борьбе с таким асоциальным явлением, как двойная бухгалтерия, «заработная плата в конвертах».

Принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 09.08.2013 № 297-р «Об организации и проведении мероприятий по легализации трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области».

В соответствии с распоряжением Губернатора области с 1 сентября по 1 декабря 2013 года на территории всей Ульяновской области проводятся мероприятия по легализации трудовых отношений, пресечению выплаты заработной платы «в конвертах». Во всех муниципальных образованиях в еженедельном режиме работают комиссии с включением в их состав представителей Прокуратуры Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области.

Вопросы повышения уровня оплаты труда рассматриваются на заседаниях комиссий по укреплению дисциплины оплаты труда.

В целом за январь – сентябрь 2013 года городскими, районными и при налоговых органах межведомственными комиссиями по укреплению дисциплины оплаты труда проведено 714 заседаний, на которых были заслушаны отчёты руководителей 3915 организаций, из них городскими и районными комиссиями проведено 358 заседаний, заслушаны 1949 руководителей организаций.

По итогам работы комиссий 3819 работодателей увеличили заработную плату. В частности, рост заработной платы до среднеотраслевых показателей отмечен у 815 работодателей, что составляет 20,8 % от общего количества заслушанных на комиссиях.

Смотрите так же:  Пенсия с 2006гВ

Работает межведомственная рабочая группа по вопросу легализации «теневой» заработной платы в организациях Ульяновской области с участием представителей прокуратуры, УМВД, налоговой службы, Государственной инспекции труда, проводятся внеплановые заседания рабочей группы по вопросу легализации «теневой» заработной платы.

Проводятся мероприятия по заключению Соглашений между администрациями муниципальных образований и организациями о повышении заработной платы и сохранении штатной численности в 2013 году. Предусмотрены 3 этапа повышения заработной платы (с 1 июля, с 1 октября, с 1 декабря) и конкретные параметры роста заработной платы по видам деятельности до конца 2013 года для каждого муниципального образования. В целом по области заключено более 900 соглашений. Контролируется исполнение обязательств соглашений.

В еженедельном режиме проводятся совещания по обсуждению вопросов повышения заработной платы, формирования социальной ответственности и уплаты налогов под председательством Губернатора области С.И.Морозова и с участием федеральных контрольных и надзорных органов.

По поручению Губернатора создаётся Координационный совет «За достойный труд».

Перечисленные меры не исчерпывающие. Работа по совершенствованию механизмов повышения уровня оплаты труда, межведомственного взаимодействия, в том числе с федеральными структурами по вопросам соблюдения работодателями трудового законодательства, легализации трудовых отношений будет продолжаться.

Ведущая: Спасибо! Следующие два вопроса похожи между собой. Пишет нам Игорь Сергеевич: «Добрый день, Анатолий Александрович! Расскажите, поподробнее, о том, к какой административной и уголовной ответственности может быть привлечен руководитель, если официально платится «минималка», а остальная заработная плата в «конверте»?», а так же Ренат интересуется: «Кто может заставить руководителя платить зарплату полностью («по белому)?».

Васильев А.А.: Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, установлены статьей 419 Трудового кодекса Российской Федерации. В данной статье лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном соответствующими федеральными законами.

Дисциплинарная ответственность работодателя

Основание и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников прописаны в ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации.

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. Если факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Административная ответственность

За нарушения законодательства о труде и об охране труда должностные лица несут ответственность согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данной статьей предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За повторное аналогичное правонарушение руководитель может быть подвергнут дисквалификации на срок от одного года до трёх лет.

К нарушениям, наказание за которые предусмотрено данной статьей относятся, например:

  • отсутствие обязательных кадровых документов (штатное расписание, личные карточки, графики отпусков и др.), нарушение порядка ведения трудовых книжек;
  • несоблюдение письменной формы трудовых договоров, а также невыполнение правила, когда каждое изменение условий оплаты труда работника должно оформляться в виде соглашения работодателя и работника, заключаемого в письменной форме;
  • отсутствие учёта продолжительности сверхурочной работы сотрудников и её оплаты;
  • невыдача сотрудникам расчётных листков произведённых денежных начислений и соответствующих удержаний;
  • неуплата обязательных страховых взносов (на ОПС в ПФР, на страхование от несчастных случаев на производстве в ФСС);
  • невыполнение обязанности по оформлению сотрудникам страховых свидетельств государственного пенсионного страхования;
  • перевод на работу, требующую более низкой квалификации, без письменного согласия работника.

В соответствии со статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчётности влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей.

Уголовная ответственность

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении установленного срока выдачи заработной платы, оплаты отпусков и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан перечислить их с учётом процентов (денежной компенсации). Размер процентов не может быть ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования от невыплаченных сумм за каждый день задержки. Денежная компенсация исчисляется за период, начиная со дня, следующего после установленной даты выплаты, по день фактического осуществления расчёта включительно. Обязанность выплаты денежной компенсации за задержку зарплаты возникает независимо от наличия вины работодателя.

Ведущая: Спасибо за развернутый ответ! Далее свой вопрос задает Павел Алексеевич: «Анатолий Александрович, здравствуйте! Меня интересует, какими методами можно стимулировать «теневиков» к легализации трудовых отношений?».

Васильев А.А.: Принято распоряжение Губернатора Ульяновской области от 09.08.2013 № 297-р «Об организации и проведении мероприятий по легализации трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области».

В соответствии с распоряжением Губернатора области с 1 сентября по 1 декабря 2013 года на территории всей Ульяновской области проводятся мероприятия по легализации трудовых отношений, пресечению выплаты заработной платы «в конвертах». Во всех муниципальных образованиях в еженедельном режиме работают комиссии с включением в их состав представителей Прокуратуры Ульяновской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ульяновской области, Государственной инспекции труда в Ульяновской области, Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области.

Кроме того, по поручению Губернатора области С.И. Морозова Министерством труда и социального развития Ульяновской области подготовлен, согласован с государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области ряд законодательных предложений, направленных на решение вопроса выплаты «теневой» заработной платы.

Данные предложения в октябре 2013 года направлялись Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Третьяку В.А., Балыхину Г.А., Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Председателю комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации А.К.Исаеву.

В настоящее время разработаны и согласованы с государственно-правовым департаментом Правительства Ульяновской области соответствующие проекты федеральных законов направленных на ужесточение мер, применяемых к работодателям за выплату «теневой» заработной платы и уклонение от уплаты налогов.

Ведущая: Спасибо Анатолий Александрович! Далее Лариса интересуется: «Мне предлагают частичную оплату труда в «конверте». Что я теряю, если соглашусь на эти условия?».

Васильев А.А.: Для работников заработная плата «в конвертах» – это «мина замедленного действия», такие трудовые отношения приводят к лишению работников социальных гарантий при оформлении на пенсию, оформлении отпуска по беременности и родам, при временной нетрудоспособности и др.

Ведущая: И снова два похожих вопроса. Егор Сергеевич: «Добрый день! Меня интересует, как простой работник может повлиять на то, чтобы его зарплата платилась официально?» и Мария: «Здравствуйте! Куда можно обратиться за помощью, если руководитель задерживает заработную плату? Можно ли это сделать анонимно?».

Васильев А.А.: В Министерстве труда и социального развития Ульяновской области работает «горячая линия» по вопросам задолженности по заработной плате и выплате заработной платы «в конвертах». «Горячая линия» работает еженедельно по средам с 14 до 17 часов, телефон 42-00-99. Конфиденциальные обращения принимаются.

Телефоны «горячей линии» по заработной плате работают и во всех муниципальных образованиях.

По проблемам легализации трудовых отношений и выплаты заработной платы «в конвертах» также можно обращаться в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области по телефонам: 44-29-09; 44-29-75.

Ведущая: Следующий вопрос задает Александр: «Добрый день! Существуют ли «послабления» для тех, кто самостоятельно (без проверок) принял решение о легализации зарплаты своих работников?«.

Васильев А.А.: Государственная инспекция труда в Ульяновской области (г.Ульяновск, ул.Гончарова, д.44) обратилась к работодателям с предложением о добровольном заключении трудовых отношений. Проверки не проводятся в тех организациях, которые добровольно представили сведения о численности работников и копии трудовых договоров.

Ведущая: Анатолий Александрович, время нашего мероприятия подошло к концу. Большое спасибо вам за то, что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Думаю, что Ваши ответы на вопросы будут всем интересны и полезны. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Легализация трудовых отношений в россии