Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов (ст.ст. 16 — 24)

Глава III. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов

См. ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 17 декабря 2008 г. N 436-ст

См. ГОСТ Р 52884-2007 «Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 562-ст

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Предоставление социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Право на обслуживание в отделении социального обслуживания на дому имеют граждане пожилого возраста (женщины, достигшие 55 лет, мужчины — 60 лет), инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию при отсутствии заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию на дому.

Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам; одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, чьи родственники в силу объективных обстоятельств не могут осуществлять за ними уход.

Социальное обслуживание на дому предоставляется бесплатно.

Документы, необходимые для принятия на социальное обслуживание на дому:

— письменное заявление гражданина на имя директора МБУ КЦСОН;

— документ, удостоверяющий личность гражданина;

— заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание на дому;

— справка, выдаваемая органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или оформленная управлением социальной защиты населения администрации района по данным программного комплекса «Надежда», о размере получаемой пенсии;

— документ о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;

— справка органа местного самоуправления или жилищно-эксплуатационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

— справки с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах на каждого совместно проживающего члена семьи (родственника).

При поступлении заявления гражданина проводится обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт.

Гражданам, состоящим на учете в отделениях социального обслуживания на дому, предоставляются следующие виды услуг:

— услуги по организации питания, быта и досуга:

— социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;

— услуги по содействию в получении образования;

Медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию на дому являются наличие:

— психического заболевания в стадии обострения;

— бактерио — или вирусоносительства;

— активной формы туберкулеза;

— карантинного инфекционного заболевания;

— иного тяжелого заболевания, требующего лечения в специализированном учреждении здравоохранения.

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Смотрите так же:  Курение на рабочем месте приказ

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

«Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Кто имеет право на предоставление социального обслуживания на дому?

В ходе мероприятия поступили различные вопросы, на которые отвечали заведующие отделениями социального обслуживания на дому ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» Алла Лобанова и Татьяна Тучкова. Вниманию читателей публикуем вопросы и ответы, прозвучавшие в ходе «прямой линии».

Вопрос: «Кто имеет право на предоставление социального обслуживания на дому?»

Ответ: Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию.

Вопрос: «Какие документы необходимо предоставить при обращении на социальное обслуживание?» ОТВЕТ:Индивидуальная потребность в социальных услугах определяется на основании документов и сведений, необходимых в соответствии с действующим законодательством: 1) документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг); 3) документы о месте жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг; 4) документы о составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг; 5) заключение медицинской организации о состоянии здоровья получателя социальных услуг; 6) индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) для гражданина, признанного в установленном законодательством порядке инвалидом; 7) акт обследования материально-бытовых условий, который составляется Центром по предоставлению государственных услуг по результатам обследования условий проживания гражданина в течение 5 рабочих дней со дня представления гражданином документов.

Смотрите так же:  Договор поставки заключить с юр лицом

Вопрос: «В каком случае принимается решение предоставления социальных услуг на дому?»

ОТВЕТ: Решение о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается на основании следующих документов: 1) документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг (представителя); 2) документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении представителя); 3) документ, подтверждающий место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг (представителя); 4) документы об условиях проживания и составе семьи (при ее наличии) получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), принадлежащем ему (им) имуществе, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно; 5) документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в форме социального обслуживания на дому; 6) индивидуальная программа предоставления социальных услуг; 7) заявитель, проживающий в семье или имеющий родственников и (или) иных членов семьи, обязанных в соответствии с законодательством его содержать, представляет заявление от родственников и (или) членов семьи с указанием причины невозможности оказания ими необходимого ухода. При отказе родственников и (или) членов семьи, предоставить заявление, возможность (невозможность) оказания ими помощи определяется решением комиссии, созданной в организации социального обслуживания.

Вопрос: «Какие виды социальных услуг предоставляются при социальном обслуживании на дому?»

ОТВЕТ: В форме социального обслуживания на дому предоставляются следующие виды социальных услуг: 1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 4) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

Вопрос: «Кто имеет право на бесплатное получение социальных услуг?»

ОТВЕТ: Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно: 1) гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми на душу населения по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам за IV квартал предыдущего года (далее — прожиточный минимум), или равный полуторной величине прожиточного минимума; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; 3) участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.

Вопрос: «В каких случаях прекращается предоставление социальных услуг?»

ОТВЕТ: Прекращение предоставления социальных услуг на дому производится в следующих случаях: 1) на основании заявления гражданина (его законного представителя) об отказе в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому; 2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг и (или) истечение срока договора о предоставлении социальных услуг; 3) при нарушении гражданином (его законным представителем) условий заключенного договора о социальном обслуживании в порядке, установленном договором; 4) смерти получателя социальных услуг или ликвидации поставщика социальных услуг; 5) на основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; 6) осуждения получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

Людмила МАРКОВА,

ведущий эксперт Удорского филиала Общественной приемной Главы РК.

Кто имеет право на социальное обслуживание на дому? Как оформить социальное обслуживание на дому?

В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Областного закона от 03.09.2014г. № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» постановлением Правительства Ростовской области от 27.1.2014г. № 785 утвержден Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, который определяет правила предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг по формам социального обслуживания, видам социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания в орган социальной защиты граждан по месту жительства заявителя.

Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия гражданина или его законного представителя на получение социальных услуг.

1. Получателями социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:

граждане полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью (в том числе дети-инвалиды);

граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше
60 лет) и инвалиды, страдающие психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях;

лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

К заявлению о предоставлении социального обслуживания прилагаются следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (при наличии), либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина либо лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца, а для лиц, не достигших 14 лет, свидетельство о рождении с предъявлением оригинала;

заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание, выданное медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность и входящей в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;

документ, выданный органами опеки и попечительства, устанавливающий право опеки или попечительства;

документ, выданный федеральной государственной организацией медико-социальной экспертизы, подтверждающий факт установления инвалидности;

документ, подтверждающий право получателя социальных услуг на получение социальной поддержки;

документы о доходах заявителя (за исключением случаев, когда документы (сведения) о доходах находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг).

В случае обращения законного представителя получателя социальных услуг дополнительно представляются следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина либо лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;

копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя.

Граждане, проживающие в семьях, либо их законные представители представляют также:

справку о составе семьи с указанием даты рождения и родственных отношений (за исключением случаев, когда указанную справку выдают органы местного самоуправления);

документы, выданные федеральной государственной организацией медико-социальной экспертизы, подтверждающие нетрудоспособность членов семьи;

документы о доходах каждого члена семьи (за исключением случаев, когда документы (сведения) о доходах находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг).

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении социального обслуживания, могут быть представлены как подлинные, так и их копии. Копии документов заверяются органом социальной защиты граждан муниципального района (городского округа) по месту обращения заявителя или МФЦ после сверки их с подлинниками. Заявитель вправе представить копии документов, заверенные в установленном порядке.

Правом внеочередного принятия на обслуживание пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий на территории других государств.

Правом первоочередного принятия на обслуживание пользуются:

супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак;

одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), в том числе из числа вынужденных переселенцев;

одинокие граждане, имеющие 1-ю группу инвалидности, одинокие супружеские пары, имеющие 1-ю группу инвалидности, одинокие пожилые люди старше 80 лет.

2. Получателями социальных услуг в форме социального обслуживания на дому являются:

семьи с несовершеннолетними детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

К заявлению о предоставлении социального обслуживания прилагаются следующие документы (при наличии):

документ, удостоверяющий личность родителя несовершеннолетнего;

свидетельство о рождении ребенка либо паспорт для ребенка, достигшего возраста 14 лет;

В случае обращения законного представителя получателя социальных услуг дополнительно представляются следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина либо лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;законного представителя;

копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя.

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении социального обслуживания, могут быть представлены как подлинные, так и их копии. Копии документов заверяются органом социальной защиты граждан муниципального района (городского округа) по месту жительства заявителя или МФЦ после сверки их с подлинниками. Заявитель или его законный представитель вправе представить копии документов, заверенные в установленном порядке.

Смотрите так же:  Рассчитать страховку осаго московия

Решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании принимается органом социальной защиты граждан по месту жительства (месту пребывания) получателя социальных услуг в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной и (или) электронной форме.

В случае принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, органом социальной защиты граждан составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа), в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Предоставление социальных услуг осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг или его законным представителем.

Договор заключается в течение рабочего дня со дня предоставления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Решение о зачислении на социальное обслуживание на дому оформляется в день заключения договора распорядительным документом поставщика социальных услуг.

В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату).

Социальные услуги предоставляются бесплатно:

участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945годов;

лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных, межнациональных (межэтнических) конфликтов;

социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

За плату или частичную плату:

социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, превышает предельную величину среднедушевого дохода, установленную частью 4 статьи 25 Областного закона. Ежемесячный размер частичной платы за социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, определяется исходя из стоимости (по тарифам) фактически полученных услуг. При этом её размер не должен превышать 50 процентов от разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальных услуг и предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленного в Ростовской области в размере полуторной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения, для пенсионеров.

Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять получателям социальных услуг дополнительные услуги на условиях полной оплаты в соответствии с перечнем и тарифами, утвержденными Администрацией города Шахты.

Предоставление социальных услуг осуществляется в соответствии со стандартами социальных услуг.

Получатель социальных услуг или его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания, социальной услуги. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Отказ получателя социальных услуг или его законного представителя от социального обслуживания освобождает орган социальной защиты граждан и поставщиков социальных услуг от ответственности за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Поставщики социальных услуг имеют право отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора, а также при наличии медицинских противопоказаний, предусмотренных федеральным законодательством для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому.

Противопоказаниями к приему на социальное обслуживание на дому являются: туберкулез в активной стадии, заразные заболевания кожи и волос, инфекционные и венерические заболевания, психические заболевания, сопровождающиеся на момент обращения расстройствами поведения, опасными для самого больного и окружающих, признаки алкогольного опьянения и приема наркотических средств.

22.05.2017 16:23:42, 1810 просмотров.

Для слабовидящих

РАЗМЕР ШРИФТА: A A A

В декабре 2018 года персональные поздравления Президента Российской Федерации, Губернатора Ростовской области получат к юбилейным датам ветераны Великой Отечественной войны:

План мероприятий к декаде инвалидов

Областная акция
«Новый год в кругу семьи»

Кто имеет право на помощь соцработника

Решить бытовые вопросы, прибраться в квартире, оплатить счета, сходить за продуктами или в аптеку и даже просто поговорить по душам — все это круг обязанностей социального работника. Он может приходить бесплатно или за небольшое вознаграждение. Кому положена такая помощь от государства и куда обращаться, чтобы ее получить, — разберемся вместе.

Необходимая помощь

Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.

Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обратиться в территориальные комиссии министерства социально-демографической и семейной политики, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе), и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Если вы получаете только пенсии и социальные пособия, справку можно не подавать. Ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.

Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить, например, требуется ли покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Срок принятия решений небольшой. От времени обращения с пакетом документов до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.

Индивидуальные условия

Договор на оказание социальной помощи заключается между гражданином и учреждением на срок со дня подписания до конца календарного года. Однако продлевать его ежегодно не требуется. Он автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о его прекращении.

То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. Учитывается и помощь родственников и других граждан. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).

Перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, утвержден законодательно. Как рассказывают в министерстве, среди наиболее востребованных социальных услуг – покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств, доставка воды (в дома, не имеющие центрального водоснабжения), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, психологическая помощь. Для частично либо полностью утративших способность к самообслуживанию – санитарно-гигиенические услуги, приготовление пищи, кормление, уборка помещения. И в последнее время становится популярной услуга по содействию в обучении на дому компьютерной грамотности.

Оплата по доходу

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Так, с 1 января 2015 года социальное обслуживание на дому бесплатно получают граждане, чей среднедушевой доход равен полуторной величине прожиточного минимума, установленного в Самарской области для пенсионеров, или ниже нее. Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Для всех остальных стоимость социальных услуг утверждается министерством. Размер оплаты в месяц для одного человека зависит от наименований, количества фактически оказанных социальных услуг и в среднем по области составляет около 250 рублей.

Какой именно соцработник будет работать с тем или иным пенсионером, решает учреждение соцзащиты, но при этом там стремятся максимально учитывать пожелания пожилого человека и в случае необходимости и наличия возможности может быть произведена замена.

Документы, необходимые для получения помощи социального работника:

— паспорт, свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;

— документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (в случае, если за получением услуг в интересах гражданина обращается его законный представитель);

— документ, подтверждающий проживание в Самарской области по месту пребывания (при отсутствии регистрации — по месту пребывания, указанному в заявлении);

— документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, проживающих вместе с ним (супругов, родителей, несовершеннолетних детей) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области, мер социальной поддержки населения Самарской области, получаемых в управлениях социальной защиты населения Самарской области);

— справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации инвалида (для имеющих инвалидность);

— заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг.

Какой именно соцработник будет работать по конкретному адресу, решает учреждение соцзащиты, но при этом там постараются учесть пожелания обратившихся за помощью

Кто имеет право на бесплатное обслуживание на дому