Оглавление:

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ в статью 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 15. Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О неправомерности отказа налоговых органов в принятии отчетности организации в связи с отсутствием отметки органа статистики см. письмо Минфина РФ от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2. Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

Годовая бухгалтерская отчетность бюджетного или казенного учреждения утверждается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

3. Государственные (муниципальные) учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

4. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ пункт 5 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

5. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Налоговая и бухгалтерская отчетности российской организации, применяющей общий режим налогообложения

Один из самых ответственных периодов в деятельности организаций — подготовка и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. В какие сроки следует подавать налоговую декларацию, по каким налогам придется отчитаться организациям, применяющим общий режим налогообложения, и о том, какие формы бухгалтерской отчетности они обязаны представлять, мы попросили рассказать экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ Макаренко Елену и Мягкову Светлану.

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета:

  • налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ), за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Налоговая отчетность

Налоговая декларация (расчет) представляется каждым налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, по окончании отчетного (налогового) периода по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абз. 2 п. 1 и п. 6 ст. 80 НК РФ).

Сроки сдачи налоговой отчетности зависят от таких понятий, как «налоговый период» и «отчетный период».

Под налоговым периодом в соответствии со ст. 55 НК РФ понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации.

При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания (п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Предусмотренные настоящим пунктом правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 ст. 55 НК РФ, не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Независимо от получения доходов организации придется отчитаться по следующим налогам.

Согласно п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками НДС.

Налоговым периодом по НДС с 01 января 2008 года для всех налогоплательщиков является квартал (ст. 163 НК РФ).

Соответственно, декларацию по НДС организация представляет ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ).

Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

Заметим, что организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Условия и порядок предоставления такого освобождения определены в ст. 145 НК РФ. В случае получения освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ у организации не возникает обязанности по представлению налоговой декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 18.08.2008 N 19-11/077280).

2. Налог на прибыль организаций

Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций.

Налоговый период по налогу на прибыль установлен в ст. 285 НК РФ для всех налогоплательщиков как календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. А для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Смотрите так же:  Приказ мвд рф 523 2010 г

Декларации по налогу на прибыль представляются организацией, независимо от наличия у нее обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, ежеквартально в следующие сроки:

  • по итогам отчетного периода — в срок не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ);
  • по итогам календарного года — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Налоговые декларации представляются по форме, утвержденной приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.

Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Однако воспользоваться этим правом возможно только с начала нового года, т.к. для этого необходимо уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей (п. 2 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В этом случае налоговые декларации нужно будет представлять в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей, — не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого рассчитывается налог (п. 3 ст. 289 и п. 1 ст. 287 НК РФ).

3. Налог на имущество организаций

Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст. 379 НК РФ).

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).

Налоговая отчетность представляется плательщиками налога на имущество организаций в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

  • по итогам отчетного периода — налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ),
  • по итогам календарного года — налоговые декларации в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Но, если законодательные органы субъекта РФ воспользовались правом, предоставленным им п. 3 ст. 379 НК РФ, и не установили отчетные периоды по налогу на имущество, отчитываться по нему в течение календарного года не надо. В этом случае сдается только декларация по итогам налогового периода. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

4. Зарплатные налоги

Согласно п. 1 ст. 235 НК РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, признаются налогоплательщиками ЕСН.

Налоговым периодом по ЕСН на основании ст. 240 Налогового кодекса РФ признается календарный год, а отчетными периодами — I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговая отчетность представляется плательщиками ЕСН в налоговые органы ежеквартально в следующем порядке:

  • по итогам отчетных периодов представляются расчеты в сроки не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 243 НК РФ);
  • по итогам налогового периода — налоговая декларация в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Копию налоговой декларации по ЕСН с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, организация не позднее 01 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Форма Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н.

Форма декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

4.2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается календарный год. Расчетный период состоит из отчетных периодов, которыми признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Отчетность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляется организацией в налоговые органы ежеквартально независимо от наличия объекта обложения страховыми взносами в следующем порядке:

  • данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей организация отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ);
  • по итогам расчетного периода представляется декларация по страховым взносам в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

Форма расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утверждена приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н, а форма декларации — приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н.

Копию расчета с пометкой налогового органа следует представить в отделение Пенсионного фонда РФ (п. 2 ст. 24 Закона N 167-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона N 167-ФЗ страхователи представляют в Пенсионный фонд РФ сведения в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Сведения представляются страхователем (организацией) обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и за которых организация уплачивает страховые взносы (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ)).

В комплект документов для сдачи индивидуальных сведений входят: формы СЗВ-4-1 и АДВ-6-1, формы СЗВ-4-2 и АДВ-6-1, пояснительная записка и форма АДВ-11 (утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению»).

Указанные сведения должны представляться один раз в год, но не позднее 01 марта года, следующего за отчетным (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

На основании п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики ЕСН обязаны представлять сведения (отчеты) в региональные отделения Фонда социального страхования РФ.

Форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ (форма 4-ФСС РФ) утверждена постановлением Фонда социального страхования РФ от 22.12.2004 N 111.

В этой же форме указываются сведения о страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами и в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ при каждой выплате дохода.

Налоговым периодом по НДФЛ в соответствии со ст. 216 НК РФ признается календарный год.

По окончании календарного года налоговые агенты, на основании п. 2 ст. 230 НК РФ, представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС от 13.10.2006 N САЭ-3-04/[email protected]

5. Другие налоги

Если организация имеет зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, то она является плательщиком транспортного налога (ст. 357 НК РФ). Объекты налогообложения перечислены в ст. 358 НК РФ.

При наличии у организации земельных участков на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения организация признается налогоплательщиком земельного налога (ст. 388 НК РФ).

Налоговыми периодами по транспортному и земельному налогам признается календарный год, а отчетными периодами для организаций признаются I квартал, II квартал, III квартал (ст. 360 и ст. 393 НК РФ).

При установлении обоих налогов законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360, п. 3 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

Смотрите так же:  Льготы при растаможки автомобиля

Налоговые декларации по транспортному и земельному налогам представляются налогоплательщиками не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты сумм по авансовым платежам по обоим налогам — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 398 и п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Если законодательными (представительными) органами субъектов РФ не предусмотрены расчет и уплата авансовых платежей в течение года, то налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов не сдаются.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждены приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н, а форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу — приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н.

6. Среднесписочная численность

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).

Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/[email protected]

Рекомендации по порядку заполнения формы «Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год» содержатся в письме ФНС от 26.04.2007 N ЧД-6-25/[email protected]

7. Единая (упрощенная) налоговая декларация

Согласно п. 2 ст. 80 Налогового кодекса РФ, если организация признается налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, но не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, то организация вправе представить по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Бухгалтерская отчетность

Согласно п. 2 ст. 15 Закона N 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года.

Состав и содержание годовой бухгалтерской отчетности определены ст. 13 Закона N 129-ФЗ, нормами ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и конкретизированы приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Все организации (кроме кредитных и страховых, а также бюджетных учреждений) обязаны представлять следующие формы годовой отчетности:

Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, которые имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности формы N 3, N 4, N 5, а также некоммерческие и общественные организации, состав отчетности которых установлен п. 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

В состав промежуточной бухгалтерской отчетности входят бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года (п. 2 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).

Хотим обратить ваше внимание на то, что все формы и сроки подачи указанных налоговых отчетов представлены в системе ГАРАНТ в разделе «Справочная информация» подраздел «Бизнес-справки».

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Макаренко Елена, Мягкова Светлана

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПО ОБОСОБЛЕННЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ С ОТДЕЛЬНЫМ БАЛАНСОМ

В соответствии с Федеральным законом »О бухгалтерском учете» все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы, расположенные по месту нахождения обособленных подразделений с отдельным балансом, указанным законом не регулируется.

Об этом Письмо Минфина РФ от 18.08.2009 N 03-03-06/1/527.

Согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.05.2005 N 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом »О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – необходимая пользователям этой отчетности для принятия экономических решений информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», представленная в удобном пользователям, стандартизированном формате (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Периодичность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Экономический субъект в обязательном порядке составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность (за отчетный период менее года) составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах, если иное не установлено законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности зависит от категории экономического субъекта:

  • ИП, а также находящиеся на территории РФ филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с налоговым законодательством РФ они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством – могут не составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);
  • субъекты малого предпринимательства, некоммерческие организации, организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (за исключением организаций, указанных ниже) – могут составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    прочие организации, включая организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, ЖСК, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, организации государственного сектора, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, некоммерческие организации, включенные в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента – должны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Упрощенная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из (п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Общий порядок предусматривает оформление в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.п. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п.п. 28 – 31 ПБУ 4/99):

    отчета о финансовых результатах;

    отчета о целевом использовании средств (только для НКО);

    отчета об изменениях капитала;

    отчета о движении денежных средств;

    приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств, в которых приводится информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    Формы бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Формы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены:

    для упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности — приложением № 5 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н;

    для бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в общем порядке — приложениями №№ 1 и 2 к Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется по формам, установленным законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается ПБУ 4/99, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).

    Содержание Отчета о движении денежных средств установлено ПБУ 23/2011.

    Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

    В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

    при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

    Адреса и сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

    Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется заинтересованным лицам в сроки, установленные законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

    Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется всеми организациями (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ):

    в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода в порядке, установленном Приказом Росстата от 31.03.2014 N 220. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.п. 1 и 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

    в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Ответственность за нарушение законодательства в области бухгалтерской (финансовой) отчетности

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган налагается штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 руб. за каждую непредставленную (несвоевременно представленную) форму (составляющую) бухгалтерской (финансовой отчетности). Также на должностное лицо такой организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. по п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

    За нарушение срока представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики на организацию может быть наложен административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ от 3 000 до 5 000 руб., на должностное лицо такой организации — в размере от 300 до 500 руб.

    Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., за исключением случая исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке (ст. 15.11 КоАП РФ).

    Где бесплатно получить бухгалтерскую отчетность конкретной фирмы?

    Бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций собирает и публикует Росстат. На сайте Audit-it.ru есть специальный раздел, где можно получить бухгалтерскую отчетность более чем 2 млн. российских организаций, достаточно ввести ИНН искомой фирмы.

    Инструменты для работы с отчетностью

    Самыми популярными в России программами для ведения бухгалтерского учета являются продукты фирмы 1С.

    Для финансового анализа по данным бухгалтерской отчетности существует инструмент «Ваш финансовый аналитик». Программа выдает готовый отчет о финансовом состоянии предприятия, анализируя ключевые формы бухгалтерской отчетности: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

    Для трансформации российской отчетности в отчетность, подготовленную в соответствии с международными стандартами (МСФО) существует онлайн-программа «Отчетность по МСФО + трансформация».

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Налоговые органы являются пользователями бухгалтерской отчетности

    Налоговые органы в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика данные налогового и бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетности.

    Об этом Письмо Минфина РФ от 04.12.2007 N 03-02-07/1-468.

    В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ »О бухгалтерском учете» одной из основных задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

    Абзацем 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ определены органы исполнительной власти, которым в обязательном порядке организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков-организаций представлять в налоговый орган по месту своего нахождения бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом »О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

    В соответствии с п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

    В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

    Статьей 313 НК РФ установлено, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

    Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

    Бухгалтерская отчетность представляется в налоговые органы в соответствии с